Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика
Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика
Министерство транспорта РФ
Новосибирская государственная академия водного транспорта
Хабаровский филиал
Заочное отделение
Курсовая работа
По дисциплине: «Основы биржевого дела»
Тема: Биржевой товар – понятие и состав,
его характеристика
Выполнила: Иванова О.П.
Курс: IV ЭК-01-694
Проверил: кэн Патрушев Е.Ю.
г. Хабаровск 2003 г
Содержание
Введение ……………………………………………………………...…
3
1
Биржа как элемент оптового рынка …………………………………...
4
1.1
История развития товарной биржи ……………………………………
4
1.2
Определение понятия биржи …………………………………………..
8
2
Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика ……………
9
2.1
Роль биржевых товаров в современной мировой экономике ……….
9
2.2
Понятие и состав биржевого товара …………………………………..
13
3
Особенности развития биржевых рынков ……………………………
16
3.1
Рынок цветных и драгоценных металлов …………………………….
16
3.2
Особенности современного нефтяного рынка ……………………….
17
3.3
Характеристика сельскохозяйственного фьючерсного рынка ……...
22
Практическая часть …………………………………………………….
24
Заключение ……………………………………………………………
25
Список использованной литературы …………………………………
26
Введение
Биржевая торговля... У множества людей это словосочетание вызывает в воображении образы спекулянтов, азартно совершающих свои сделки; брокеров, активно жестикулирующих в торговом зале и напряженно всматривающихся в цифры информационного табло.
В течение длительного времени в нашей стране все, что связано с биржевой торговлей, воспринималось негативно, считалось проявлением «капиталистической» экономики. Тем самым отбрасывалась позитивная функция биржевой торговли в современном мире, накопленный ею опыт в регулировании весьма сложных взаимоотношений между участниками рынка. Ведь уже несколько веков товарные биржи являются одним из центров рыночной экономики. В своей истории они знали периоды расцвета и относительного забвения, прошли долгий путь от локальных оптовых рынков реального товара до международных рынков финансовых операций, обеспечивающих эффективное функционирование реального сектора бизнеса. При этом в каждой стране, где возникали биржи, практика привносила в биржевые операции новые элементы, новые правила, новые продукты. Такой опыт достоин изучения уже сам по себе, но это далеко не все, что есть ценного в биржевой торговле.
Биржа являет собой пример чистого рынка, на котором ежедневно происходит столкновение усилий продавцов и покупателей биржевых контрактов, которые обслуживают биржевые посредники. Это позволяет использовать данный рынок для изучения и иллюстрации многих теоретических положений современной экономической теории.
Базовым моментом биржевой торговли является определение понятия – биржевой товар. В Европе, начиная с XVI века в качестве биржевых товаров использовались различные материалы и продукты питания: перец, гвоздика, кофе, табак, хлеб, соль, лес, сукно, рис и др. Биржи первоначального периода были биржами реальных товаров. Параметрические характеристики биржевых товаров постепенно выкристаллизовывались, и сегодня из общей массы товаров лишь немногие удовлетворяют их требованиям.
В контрольной работе нами кратко рассмотрены вопросы истории биржи, её функционального назначения. Во второй и третьей части работы подробно раскрывается понятие биржевого товара, показаны его состав и характеристика, отражены особенности развития биржевых товарных рынков.
1. Биржа как элемент оптового рынка
1.1 История развития товарной биржи
Биржа возникла в Европе в период первоначального накопления капитала. И если не считать объединения денежно-меняльных контор, то первыми биржами были товарные. По некоторым данным, первые биржи появились в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция) в связи с возникновением там крупных мануфактур и ростом международной торговли.
В 1549 г. возникают биржи в Лионе и Тулузе (Франция), а затем возникает биржа в Лондоне (1556 г.). К числу первых бирж относят возникшую в 1556 г. биржу в Антверпене. Современники называли эту биржу «бесконечной ярмаркой». Биржу в Антверпене можно считать и первой международной, так как в торгах на ней участвовали купцы и товары из многих стран Европы. Эта биржа имела собственное помещение, над входом в которое была установлена надпись на латыни «Для торговых людей всех народов и языков».
В Японии биржа по торговле рисом появилась в 1730 г., а в США первая биржа возникла в 1848 г. в Чикаго.
В истории появления бирж большое значение имела Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1602 г. Она была мировым рынком для товаров как с Востока (перец, гвоздика, кофе, табак), так и с Севера (хлеб, соль, лес, сукно). На Амстердамской бирже впервые была организована торговля по образцам и пробам товаров, а в дальнейшем были установлены средние качественные нормы для товаров, что позволило вести торговлю без представления на биржу самой продукции.
На Амстердамской бирже впервые, стали проводиться операции с ценными бумагами. Торговля велась облигациями государственных займов Голландии, Англии, Португалии, акциями Голландской и Британской Ост-Индской, а позже — Вест-Индской торговых компаний. Всего на этой бирже котировались ценные бумаги 44 наименований. Примерно с 1720 г. на этой бирже начали распространяться спекулятивные сделки с ценными бумагами. И лишь потом эта игра перекинулась на товарные сделки. Амстердамскую биржу в начале XVIII в. посетил Петр I.
В целом, говоря о развитии бирж в XVIII в., можно сказать, что их создание шло довольно медленно. В основном они располагались в портах, через которые шли крупные потоки международной торговли. Биржи первоначального периода были биржами реального товара, обслуживавшими потребности торговли. В XIX в. таких бирж стало много во всех крупных странах как Европы, так и Северной Америки и Японии.
Различный подход в разных странах к вопросу об участниках биржевого торга привел в процессе развития бирж к двум разновидностям: открытой и закрытой бирже.
На открытой бирже торговля велась непосредственно самими участниками хозяйственных отношений — продавцами и покупателями реальных товаров, каждый из которых имел доступ на торги. Однако по мере увеличения объема операций появилась необходимость в привлечении специализированных участников-посредников, что позволяло самим продавцам и покупателям не тратить время на осуществление операций. Часто эти посредники выделялись из числа наиболее удачно действующих участников либо появлялись извне. В переходный период во многих случаях существовала открытая биржа смешанного типа, на которой действовали как сами продавцы и покупатели, так и посредники. Одна из групп посредников специализировалась на операциях для клиентов, а другая вела сделки от своего имени и за свой счет.
На закрытой бирже торговля велась только специализированными участниками, всем другим лицам доступ в зал для торговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа привело к существенным изменениям в организации биржевых операций, так как потребовалось создать систему сбора и обработки заказов на осуществление операций от клиентов. В итоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы за пределами главного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.
Существование бирж открытого и закрытого типа не только было связано с определенными этапами в развитии самих бирж, но и во многом определялось ролью государства в этом процессе. С этой точки зрения различают три вида бирж: публично-правовые (государственные биржи); частно-правовые (частные биржи); смешанные биржи.
Биржи, носящие публично-правовой характер, контролируются государством и создаются на основе закона о биржах. Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению сделок согласно приобретаемым ими разовым билетам. Такие биржи были распространены в Европе (Франция, Бельгия, Голландия). В то же время в Германии государство само учреждало их и всесторонне регулировало их деятельность. Эти биржи именовались публичными и носили открытый характер.
В Англии и Америке государство никак не вмешивалось в деятельность бирж, они носили характер корпорации либо частного учреждения и являлись закрытыми организациями.
Смешанные биржи также характерны для континентальной Европы. Наиболее часто смешанными были фондовые биржи, например, Венская фондовая биржа. Для таких бирж характерно то, что в руках государства находится часть акций биржи (если она создана в форме акционерного общества), что дает ему право направлять в органы управления представителей исполнительной власти и таким образом контролировать деятельность биржи.
Интересное исследование истории бирж провел русский ученый А. Филиппов, который изучал товарные биржи начала XX в. Он выделил четыре основных типа бирж в зависимости от сочетания двух факторов:
• степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота;
• формы организации бирж как открытых или закрытых рынков.
Биржи первого типа — это доступное для всех собрание. Такие биржи либо вообще не имели каких-то законодательных норм, регулирующих их деятельность, либо регулирование было весьма ограниченным. Правительство брало на себя функцию только общего надзора за порядком на биржах. Любой желающий мог стать участником биржевого торга, а биржевое помещение предоставлялось либо правительством, либо какой-то компанией. Биржи такого типа существовали в Голландии, Бельгии и Франции.
Второй тип бирж — всесторонне регламентируемое государством собрание. Биржевая торговля регулируется законодательством и находится под строгим контролем администрации. Посетители и участники биржи не организованы в корпорации, сама биржа представляет собой открытое собрание, а члены биржевого комитета назначаются не биржей, а соответствующей государственной инстанцией. К такому типу относилось большинство германских бирж, за исключением бирж в ганзейских городах.
Третий тип бирж — биржа закрытого типа, всесторонне регламентируемая государством. Участники биржевой торговли объединены в корпорацию. Биржевой комитет, избираемый из числа участников, строго подчиняется правительственному органу. Как и в биржах второго типа, деятельность этих бирж регламентируется законом и находится под административным контролем. Помимо членов биржевых корпораций на торг допускаются посторонние лица, но, как правило, по особому разрешению и с ограниченными правами. Такой тип бирж встречался в Австро-Венгрии и России.
И наконец, четвертый тип биржи — это свободная корпорация или частное учреждение. Биржа создается без вмешательства государства и представляет собой частную компанию, которая отождествляется с биржей (так происходило в США и в некоторых случаях в Великобритании), либо эта компания одной из своих целей ставит содержание и заведование биржей (Великобритания). Специального биржевого законодательства в этом случае может не быть либо оно очень ограничено. Руководство биржей осуществляет биржевой комитет, который наделен широкими полномочиями и избирается общим собранием членов биржи. Такой тип биржи является, естественно, закрытым.
Развитие бирж и биржевой торговли отразилось и на объектах торговли — биржевых товарах. Уже на том этапе, когда была введена торговля по образцам, к товарам, продаваемым на бирже, стали предъявляться такие требования, как массовость, однородность, делимость. Со временем добавляются и такие необходимые признаки, как возможность установления фиксированного качества (стандарта) и транспортабельность. Очевидно, что указанные признаки присущи прежде всего сельскохозяйственной продукции и сырьевым товарам, которые и представляют собой основную массу товаров, обращающихся на товарной бирже.
Благодаря начавшемуся массовому производству типизированных видов продукции большинство товаров оказались втянуты в биржевую торговлю. Успехи в сфере технических усовершенствований путей и средств сообщения открыли возможность мировой концентрации спроса и предложения. Биржа становилась органической частью национального и мирового хозяйства.
До середины XIX в. товарные биржи оставались биржами реального товара, главная функция их была — служить одним из каналов крупной оптовой торговли. В своей высшей форме биржа реального товара приобрела следующие черты:
• торговля осуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара;
• продаваемые партии товара стандартизованы, однородны и взаимозаменимы;
• проводимые на бирже операции могут иметь как производственно-потребительскую, так и спекулятивную направленность;
• торговля ведется по строго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей.
Товарная биржа явилась родоначальницей современных бирж, и в зависимости от того, что на ней продавалось — товары, ценные бумаги или валюта, — от нее в дальнейшем отпочковались фондовые и валютные биржи.
Развитие экономики сделало невозможным организацию всего товародвижения через биржи из-за роста масштабов торговли, в результате чего торговля реальным товаром в XX в. окончательно переместилась во внебиржевой оборот. Но товарные биржи не исчезли, их дальнейшее развитие пошло двумя путями. Многие товарные биржи Европы превратились в центры изучения конъюнктуры товарных рынков и консультирования. Другие биржи освоили фьючерсные операции, т.е. организовали куплю-продажу ряда товаров на основе заключения фьючерсных контрактов. Наряду с неуклонным падением роли товарных бирж как формы оптовой торговли резко возрастало их значение как центров финансовых операций.
Развитие механизмов торговли фьючерсными контрактами и введение последних на все активы, которыми прежде торговали отдельно товарные, фьючерсные и валютные биржи, привело к стиранию различий между указанными видами бирж и к появлению либо фьючерсных бирж, на которых торгуют только фьючерсными контрактами, либо универсальных бирж, на которых торгуют как фьючерсными контрактами, так и другими биржевыми активами, например акциями, валютой и даже отдельными товарами.
Изменения, произошедшие в положении товарных бирж, касались следующих аспектов их деятельности:
• круга рынков и товаров, являющихся предметами сделок;
• объема операций и числа товарных бирж;
• вида сделок;
• организации торговли и учета биржевых операций.
1.2. Определение понятия биржи
Практически в каждом учебном или научном труде по маркетингу в разделе, посвященном оптовой торговле, дается определение понятию «биржа», хотя необходимо отметить, что и существовавшее до этого в экономической теории определение, достаточно полно характеризует биржу, как экономический механизм товарного рынка, его инфраструктурный элемент. В частности указывается, что «биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка заменимых товаров, продающихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам...» [1] . Современные определения носят более конкретный, функциональный характер, подчеркивая отдельные особенности работы биржи: «Биржа — это специально оборудованное место для торговли; это ассоциация членов, организованных в комитеты и избравших совет управляющих; это офис с президентом и клерками для обслуживания членов биржи и клиентов, имеющий правила и постановления, регулирующий биржевую торговлю, это пункты, оборудованные для приема-отправки продукции»[2], выделяя особенности действия биржи как рыночного механизма: «Товарная биржа — коммерческо-посредническое предприятие, функционирующее на регулярной основе, где осуществляются сделки купли-продажи товара с определенными характеристиками» [3].
К одной из таких особенностей относятся правила ведения биржевых торгов, отличных от других видов торговли. По мнению О. Штиллиха [4] , «биржа — это большой рынок для оборота движимых капиталов и для правильной расценки товаров и ценных бумаг, большой денежный рынок, прежде всего для государств, общин и множества промышленных предприятий. Она регулирует кредитные, денежные и платежные отношения в стране, как и между отдельными государствами. Она посредствует между ищущим помещения капиталом, с одной стороны, и нуждающимся в капитале, с другой».
Товарная биржа является объединением продавцов и покупателей для ведения торговых операций. Биржевая торговля организуется для облегчения самого процесса купли-продажи, для выработки более надежного его механизма. Она вобрала в себя черты как обычной рыночной, так и ярмарочной торговли. Современное биржевое законодательство трактует биржу как организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в оговоренное время по установленным правилам [5]. Однако современная коммуникационная революция внесла в это определение некоторые коррективы, и было бы более правильно толковать биржу как юридическое лицо, неприбыльное предприятие, имеющее главной целью создание организованного оптового товарного рынка путем проведения биржевых торгов по фиксированным правилам, в четко оговоренное время с применением стандартизированных товаров. Ее главное отличие от законодательной трактовки состоит в том, что торги проводятся не обязательно в гласной форме, возможен вариант и электронной организации рынка. Примером тому может служить Торговая система ММВБ.
В более широком плане биржа представляет собой организованный товарный рынок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Другой особенностью работы бирж является их бесприбыльность. Товарная биржа по своему статусу представляет собой общественную организацию, которая не ставит своей целью получение прибыли. Это союз предпринимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является неприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредничества, это не дополнительный механизм обогащения коммерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества. Если бы биржи стремились к максимизации своей прибыли, то это увеличивало бы плату за совершение сделки, что затрудняло бы реализацию товара. Но товаропроизводители заключают коммерческий союз между собой для того, чтобы решить проблему реализации, а не облагать куплю-продажу дополнительной пошлиной. Задача товаропроизводителей — получить «свою» прибыль, которая уже содержится в их товаре, а не пускаться в спекулятивную игру.
2. Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика
2.1 Роль биржевых товаров в современной мировой экономике
К биржевым товарам относят товары, полностью или частично продаваемые через биржи. Как уже отмечено выше, объектами биржевой торговли являются товары, обладающие такими свойствами, как однородность, взаимозаменимость, возможность установления стандарта качества. Кроме того, довольно долго считалось, что биржевыми не могут быть скоропортящиеся товары, но современная научно-техническая революция позволила ввести в биржевой оборот ряд видов скоропортящейся продукции.
Большое значение на формирование биржевого рынка того или иного товара оказывает практика ценообразования. Товары с невысокой степенью монополизации производства либо потребления имеют больше шансов надолго остаться предметом биржевой торговли. В то же время возможно существование биржевой торговли весьма высокомонополизированными товарами в том случае, если имеется устойчивая доля свободной торговли и немонопольные участники — продавцы либо покупатели. Примером этого является рынок нефти и нефтепродуктов.
В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований. Крупными группами биржевых товаров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд других товаров, с которыми сегодня операции более не ведутся. К середине XX в. число биржевых товаров сократилось до полусотни и с тех пор по количеству оставалось примерно постоянным. В то же время число фьючерсных рынков неуклонно расширялось. Под фьючерсным рынком понимается рынок определенного качества какого-то товара, поэтому по одному товару могут существовать несколько рынков.
Номенклатура биржевых товаров традиционно состояла из двух основных групп — продукция сельского хозяйства и промышленное сырье и полуфабрикаты.
В группу промышленного сырья и полуфабрикатов входят энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо), драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) и цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).
Число биржевых товаров группы сельского и лесного хозяйства неуклонно сокращавшееся в 80-е годы, в настоящее время вновь расширяется. В эту группу входят масличные (семена, шроты и масла), зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, рожь, овес), продукция животноводства (живой крупный рогатый скот и свиньи, мясо, окорока и др.), пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы), товары текстильной группы (хлопок, шерсть, шелк, пряжа), натуральный каучук и пиломатериалы. Среди прочих товаров можно отметить картофель и замороженный концентрат апельсинового сока.
На структуру биржевых товаров воздействует ряд факторов, в том числе и такой, как научно-технический прогресс. Благодаря ему появилось множество заменителей некоторых биржевых товаров искусственного или синтетического происхождения. Конкурентная борьба между этими товарами способствует стабилизации цен, а значит, уменьшению биржевого оборота. Это хорошо видно на примере рынка шерсти, где объемы сделок в последние десятилетия сократились многократно, а на многих ведущих биржах торговля ею вообще прекратилась.
В то же время научно-технический прогресс способствовал совершенствованию методов определения качества товаров с использованием для этих целей новейших технических средств. В итоге возможность достижения стабильного качества позволила расширить круг биржевых товаров за счет некоторых пиломатериалов, множества продовольственных товаров и драгоценных металлов, которые ранее были недоступны биржевой торговле по стандартным контрактам.
На современных товарных биржах появилась новая группа объектов торговли, не являющихся осязаемыми товарами и получивших общее название финансовых инструментов. Ведутся операции по торговле индексами цен, банковским процентом, ипотекой, валютой, контрактами на фрахтование, на государственные ценные бумаги. Эти операции стали практиковаться на товарных биржах примерно с 70-х годов.
На развитие и рост финансовых фьючерсных рынков повлияли изменения в мировой экономике в 70-е годы, когда начали колебаться зафиксированные обменные курсы между долларом США и западно-европейскими валютами. Валютные курсы плавали не только вследствие непостоянства денежных курсов, но и из-за колебаний курсов других финансовых средств, например, облигаций и казначейских билетов. Эта причина, а также внезапно увеличившийся государственный долг США и повлияли на относительно стабильные процентные ставки, что привело к установлению более колеблющихся, непостоянных ставок.
Ведущие биржи мира распространили фьючерсные контракты на финансовые средства, дав тем самым возможность финансовым институтам справиться с ценовыми рисками. Первые фьючерсные контракты на финансовые инструменты были заключены на залоговые сертификаты Правительственной национальной залоговой ассоциации (США) и на иностранную валюту в 70-е годы. Сертификаты были плодом совместных усилий Чикагской торговой биржи и предпринимателей, ведущих деятельность в области залогового бизнеса. Для разработки контрактов потребовалось несколько лет интенсивной работы, и торговля этими контрактами началась в октябре 1975 г.
Торговля фьючерсами на финансовые инструменты постепенно расширялась и охватывала все больше видов различных финансовых средств, включая долгосрочные казначейские обязательства и казначейские билеты, фьючерсы на акции, на облигации муниципалитета и фьючерсы на свопы (покупка иностранной валюты в обмен на отечественную с последующим выкупом).
За последние 10 лет срочный рынок получил дальнейшее развитие, что говорит о важности выполняемых им в рыночной экономике функций. В то же время в определенных сферах развитие рынка сдерживалось законодательным регулированием. В частности, ограничивалась деятельность банков с товарными и фондовыми производными инструментами в связи с опасениями из-за отсутствия эффективных способов хеджирования банковских рисков по операциям с этими инструментами.
В 70-х годах на фьючерсных биржах началась торговля опционами. До 1973 г. этот вид торговли существовал только на внебиржевом рынке. В апреле 1973 г. в США впервые была открыта торговля опционами на Чикагской бирже опционов.
В итоге сейчас сложилась весьма разнообразная товарная гамма биржевых операций, которая находится в постоянном развитии. Так, по оценкам, примерно 70% числа контрактов, по которым ведутся операции на биржах США, были утверждены в течение последних 10—15 лет.
Товарные фьючерсные контракты играли ведущую роль на биржах до конца 70-х годов. Постепенно их доля снизилась, в то время как доля финансовых фьючерсов резко возросла. В настоящее время на них приходится более 70% общего числа сделок на фьючерсных биржах.
Среди товарных фьючерсных и опционных контрактов сейчас значительное место занимают топливные товары, драгоценные и цветные металлы. Объем торговли фьючерсами на сельскохозяйственные товары, особенно такие, как кофе, какао, хлопок, сахар, значительно меньше. В целом объемы торговли фьючерсными контрактами на сельскохозяйственные товары сильно колеблются в различные годы.
В современных условиях связь между фьючерсной биржей и фьючерсными контрактами усложнилась. Фьючерсным контрактам нужна биржа как место их заключения, в свою очередь фьючерсной бирже нужны удачные фьючерсные контракты. По мере изменения ситуации на биржах вводятся новые фьючерсные контракты, а устарелые фьючерсные контракты снимаются. Так, в 70-е годы 77% всего оборота Нью-Йоркской товарной биржи приходилось на фьючерсные контракты на картофель, в 80-е — 87% всего оборота этой биржи составляли фьючерсные контракты на нефть и нефтепродукты. На Чикагской товарной бирже в 70-е годы объем торговли фьючерсными контрактами на финансовые инструменты составлял всего 4% ее оборота; в 80-е годы объем финансовых контрактов превысил традиционные для этой биржи сельскохозяйственные контракты и составил примерно 85% всего оборота биржи.
В последнее время появились даже производные финансовые инструменты на произведения искусства — так называемые «арт-свопы» (Аrt-swops), например, на базе индекса FAI-Art-Security. Идея заключается в том, что в курсах акций, котирующихся на бирже магазинов художественных изделий и фирм, проводящих аукционы на предметы искусства (например, Сотби и Кристи), отражаются колебания цен на произведения искусства. В соответствии с этим коллекционер за счет опционов на базе индекса FAI-Art-Security благодаря хеджированию может уменьшить неустойчивость и риски своего портфеля ценностей, связанного с произведениями искусства.
Международная биржевая торговля имеет ярко выраженную географическую концентрацию. Ведущими центрами были и остаются США, Великобритания и Япония. Роль американских бирж стремительно возросла во время и после Второй мировой войны, когда всюду, кроме США, биржи были закрыты. В этот период на них приходилось до 90% операций. Преобладание США во фьючерсной и опционной торговле сохранялось до середины 80-х годов, однако в последующие годы европейские и азиатские фьючерсные рынки стали сильными конкурентами традиционным рынкам США. За период 1985—1990 гг. доля фьючерсной торговли за пределами США увеличилась с 12,8 до 46,8%. Объемы фьючерсной торговли в Азии удвоились, а в Европе — практически утроились.
Неамериканские участники стали играть все более заметную роль и на фьючерсных рынках США. Так, по данным Комиссии по товарной фьючерсной торговле (США), свыше 2100 крупных операторов из 96 стран участвовали на американских фьючерсных и опционных рынках. На некоторых рынках иностранное участие составляло более 30%.
Американские товарные биржи традиционно специализировались на сельскохозяйственной продукции, Великобритания — на драгоценных и цветных металлах и энергоносителях, японские — на аграрной продукции, хотя сейчас эта специализация во всех трех центрах носит не столь ярко выраженный характер.
Самые известные крупнейшие международные товарные биржи находятся в развитых странах, хотя в некоторых развивающихся странах также действуют товарные фьючерсные биржи. Довольно крупная по показателю объема торговли биржа находится в Бразилии в Сан-Пауло (биржа БОВЕСПА). В Сингапуре действует Международная валютная биржа (СИМЭКС), на которой идут операции по контрактам на топливо и золото, там же действует и Сингапурская товарная биржа (СИКОМ), на которой торгуют фьючерсами на каучук. В том же регионе находится Куала-Лумпурская биржа финансовых фьючерсов и опционов. Значительная часть ее оборота приходится на иностранных участников.
2.2 Понятие и состав биржевого товара
Важнейшим элементом биржевой деятельности является определение биржевого товара. В период зарождения бирж им был перец. Это было обусловлено тем, что перец, как и большинство других пряностей, достаточно однороден, поэтому можно на основании одной пробы составить представление о всей партии груза. В Законе РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» отмечается, что биржевой товар — это «не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле» [6]. Основные требования к биржевому товару сводятся к следующим:
• биржевой товар должен быть массовым, т.е. выпускаться в достаточно большом объеме, многими производителями и предназначаться для закупки большим числом потребителей;
• биржевым товаром может быть только продукция первичных — добывающих отраслей, т.е. сырье или полуфабрикат;
• биржевой товар должен иметь четкие стандартные характеристики, т.е. иметь регламентированные условия по качеству, требованиям хранения, измерения и транспортировки;
• биржевой товар должен обладать полной заменяемостью, т.е. товар одной укрупненной группы должен быть идентичен по составу, свойствам, виду и качеству упаковки, маркировки, величине партии, размеру, весу (в частности, в США пшеница дифференцируется на три сорта: «мягкая красная», «твердая красная», «темная северная». В свою очередь, каждый сорт оценивается по трем (1, 2, 3) классам, поскольку имеет различные хлебопекарные свойства. На зерновой бирже торгуется как стандартная цена пшеницы второго класса. Если на бирже будет выставлена пшеница первого или третьего класса, то производится надбавка или скидка с цены выставленной на торги продукции);
• механизм ценообразования на биржевой товар должен регулироваться только на основе складывающейся на рынке конъюнктуры, на основе учета конъюнктурообразующих факторов — постоянных и переменных;
• биржевой товар должен иметь четкие границы, характеризующие его величину, выставленную на торги, т.е. лот (лот регламентируется грузоподъемностью или объемом транспортных средств, как правило, железнодорожных вагонов; либо объемом и весом товара. Поэтому фактический объем выставленной на торги продукции — лот, должен быть кратным биржевой единице. Например, на товарной бирже «Чикаго Борд оф Трейд» (США), биржевая единица по пшенице составляет 5 тыс. бушелей (около 100 т), по крупному рогатому скоту — 34 головы быков (40 тыс. фунтов или 18 т). На Лондонской бирже металлов биржевая единица меди, цинка, свинца утверждена правилами этой биржи и составляет 25 т, для олова — 5т, серебра — 311 кг).
Согласно установленным правилам, исходя из понятия биржевого товара, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые будут являться объектом биржевого торга. Однако при этом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевым товарам практикой биржевой торговли. Объектом биржевой торговли в настоящее время являются примерно 70 видов товаров. Их можно объединить в следующие группы и подгруппы, например:
сырье и полуфабрикаты:
§ цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий);
§ драгоценные металлы (серебро, золото, платина);
энергоностиели:
§ жидкие (дизельное топливо, бензин, сырая нефть);
§ газообразные (газойль, природный газ, пропан);
сельскохозяйственные, лесные товары и продукты их переработки:
§ зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);
§ маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, шрот);
§ живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);
§ текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);
§ пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концентрат апельсинового сока).
Биржевые сделки, заключенные на товарной бирже, классифицируются по разным признакам.[7]. Одним из них является наиболее часто встречаемый объект торга, который может быть представлен как в виде реального товара, так и в качестве контракта, представляющего право на товар или на его заключение. В соответствии с данным признаком биржевые сделки принято делить на две группы:
• сделки с реальным товаром;
• сделки без реального товара.
Развитие биржевой торговли начиналось именно со сделок с реальным товаром, целью которых была действительная поставка реально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработала своеобразный биржевой механизм, позволяющий заключать сделки в отсутствие товара на товар, который будет произведен в будущем и реальная поставка которого будет осуществляться не на биржевом, а на так называемом наличном (реальном) рынке.
3. Особенности развития биржевых рынков
3.1 Рынок цветных и драгоценных металлов
Все металлы можно в целом разделить на две группы: промышленные и драгоценные. Для некоторых из них это деление со временем становится не столь очевидным. На одном конце этого спектра находится золото, торговые сделки с которым часто осуществляются исключительно с целью накопления. Когда инвесторы видят неустойчивость ценных бумаг или валюты, предположим, в результате высокой инфляции, они обращаются к рынку драгоценных металлов с целью защиты стоимости своих активов. Кроме того, добыча драгоценных металлов относительно ограничена, поэтому они сохраняют свою ценность несмотря на колебания экономической активности.
На другом конце спектра — чисто промышленные металлы, такие, как медь, алюминий, цинк, олово, никель и синец. Эти металлы часто называют базовыми. Сделки с ними совершаются исключительно с целью их переработки. Следовательно, ценность каждого из них тесно связана с колебаниями спроса и предложения на соответствующем рынке, что в свою очередь определяется ситуацией в конкретной отрасли экономики.
Некоторые из металлов, например, серебро, имеют двойственную природу. В определенные периоды в зависимости от экономических условий серебро воспринималось то как драгоценный металл, то исключительно как промышленный металл. Дополнительным фактором ценности серебра стало резкое уменьшение его добычи в последнее десятилетие в связи с истощением основных месторождений.
Промышленные и драгоценные металлы являются классическим примером биржевого товара, отвечая всем необходимым для этого требованиям. С самого начала биржевой торговли в мире на многих биржах операции с черными, цветными и драгоценными металлами проводились весьма активно. Но в дальнейшем судьба каждого металла складывалась по-разному. Так, черные металлы ушли из биржевого оборота в конце XIX в. и в настоящий момент являются объектом внебиржевой торговли. Некоторые из цветных металлов, например, медь, постоянно присутствовали на бирже; другие (олово) уходили и вновь возвращались на биржевой ринг. Самыми «молодыми» биржевыми металлами стали алюминий и никель, резко возросший интерес к которым объясняется стремительным развитием высокотехнологичных отраслей промышленности.
В отличие от промышленных металлов группа драгоценных металлов стабильно присутствует на биржах многих стран. Изменения в этой группе связаны главным образом с совершенствованием условий сделок, введением различных единиц контрактов и т.д.
Биржевая торговля цветными металлами сконцентрирована в Великобритании и США при резком преобладании английского рынка. Торговля драгоценными металлами ведется на многих биржевых площадках США, Европы и Юго-Восточной Азии, однако определяющую роль играют американские биржи.
3.2 Особенности современного нефтяного рынка
До 60-х годов нынешнего столетия говорить о мировом рынке нефти и нефтепродуктов можно было лишь весьма относительно, поскольку и добыча, и. нефтепереработка были в руках международных нефтяных монополий, а столь высокая степень монополизации привела к существенным изменениям в рыночных отношениях, основой которых, как известно, является множественность участников и конкуренция между ними. Однако уже в то время наряду с регулярными контрактами стала возникать практика заключения разовых краткосрочных сделок, участниками которых являлись немонополизированные предприятия отрасли.
Серьезные изменения в организации нефтяного рынка и нефтяной торговли произошли в 70-х годах, когда независимые компании начали строить свои нефтеперерабатывающие заводы. Их продукция продавалась иногда также на долгот срочной основе. Но чаще сферой деятельности этих участников рынка становились разовые краткосрочные сделки. Поскольку сбытовая политика этих независимых компаний была в основном ориентирована на краткосрочные контракты, то и их политика в области закупок сырья (нефти) также строилась подобным образом. Так, в результате двойного воздействия стал резко расти рынок спот — нефтяной рынок краткосрочных разовых сделок, представляющий собой самый подвижный и переменчивый сектор нефтяной торговли. Пока нефтепереработка приносит прибыль, рынок спот активно функционирует, но как только в результате неблагоприятной конъюнктурной ситуации отрасль становится убыточной, это немедленно сказывается на краткосрочном рынке.
В условиях резко усилившейся в 80-е годы нестабильности на рынке нефти и нефтепродуктов, характеризующейся участившимися периодами превышения предложения над спросом, а также неустойчивостью цен, значение регулярных контрактов как средства, обеспечивающего стабильность поставок, существенно понизилось. В то же время в связи с выдвижением на первый план проблемы максимально оперативной корректировки цен стал быстро развиваться рынок разовых сделок. С конца 70-х годов он стал играть для растущего числа компаний, в том числе и для международных монополий, роль одного из важнейших источников покрытия потребностей обслуживаемых ими конечных потребителей. Так, если в конце 70-х годов компании — ведущие поставщики жидкого топлива в странах Западной Европы с помощью рынка разовых сделок обеспечивали около 10% своих продаж, то в середине 80-х годов — уже более 25%.
Так сложилось, что независимые нефтяные компании сконцентрировали свои предприятия в определенных районах, удобных с точки зрения транспортировки как сырой нефти, так и произведенных нефтепродуктов. Данные районы и стали основными центрами торговли на рынке спот. Это прежде всего район Амстердам — Роттердам — Антверпен, Средиземноморское побережье Италии, побережье Мексиканского залива США, Карибское море и, несколько позднее, Сингапур.
Повышение доли разовых сделок с немедленной поставкой товара повлекло за собой увеличение рисков финансовых потерь в силу значительных колебаний цен по разовым сделкам в течение небольших периодов времени. Объективный характер этих финансовых рисков обусловлен для производителей значительным разрывом во времени между приобретением сырья и продуктов его первичной переработки и их реализацией конечному потребителю. Увеличились финансовые риски и конечных потребителей, которые были вынуждены создавать и поддерживать запасы нефти и нефтепродуктов на определенном уровне в силу непрерывного характера производственного процесса. Увеличился риск возможных финансовых потерь и у торговых фирм из-за изменения цен в период транспортировки товара от места приобретения до пункта конечной реализации.
В целом потери участников торговли при использовании разовых сделок могут быть весьма значительными. Поэтому одновременно с развитием рынка спот компании начали изыскивать средства для страхования возможных убытков. Одним из путей снижения финансовых рисков стали нефтяные биржи, на которых с конца 70-х годов наблюдался заметный рост операций и участников.
Биржевой рынок нефти и нефтепродуктов складывался в течение довольно значительного времени, и вплоть до конца 70-х годов попытки внедрения тех или иных видов операций с этими товарами не всегда заканчивались успешно.
В послевоенный период торговля жидким топливом была впервые предпринята в 1974 г. на бирже срочных сделок в Амстердаме, где стали осуществляться фьючерсные операции с дизельным топливом. В то же время на Нью-Йоркской бирже хлопка начали торговлю нефтяными контрактами.
В 1974 г. попытка организовать биржевую торговлю нефтетоварами была предпринята и на Нью-Йоркской товарной бирже (НАЙМЕКС), в частности, операции с бункерным и дизельным топливом. Однако вскоре операции на указанных биржах были прекращены, поскольку в то время для биржевой торговли еще не сложились подходящие условия.
Впрочем, с 1971 г. существует самый старый биржевой энергетический контракт на пропан, который продавался на Нью-Йоркской хлопковой бирже, а затем перешел на Нью-Йоркскую товарную биржу. Этот контракт, торговля которым не прекращалась и существует до настоящего времени, не был успешным, несмотря на свое долголетие, и объем операций по нему едва достигает нескольких сделок в день.
Если не принимать во внимание этот контракт, то за период, прошедший с первых попыток внедрения нефтяных контрактов и до начала более или менее успешной торговли биржевым контрактом на дизельное топливо в 1978 г., предпринимались неоднократные попытки внедрить топливные товары в биржевую торговлю. Эти попытки осуществлялись как в Европе, так и в США, в различных центрах. Однако их неудача свидетельствовала о том, что условия для этого еще не созрели.
Во второй половине 70-х годов произошло существенное изменение в структуре мирового нефтяного рынка: значительно увеличилось число участников операций за счет независимых компаний при снижении роли международных нефтяных монополий; уменьшилось значение регулярной торговли и возросла роль разовых сделок; цены разовых сделок, колеблющиеся под воздействием множества факторов, стали основным видом цен. Все эти изменения в целом и стимулировали быстрый рост и развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
В Европе биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, если не считать операций в 70-е годы, началась в апреле 1981 г. на специально организованной Международной нефтяной бирже (МНБ) в Лондоне. Первым стал контракт на газойль (европейское название дизельного топлива). Для стимулирования торговли Лондонская биржа, учитывая опыт бирж США, стала проводить активную маркетинговую кампанию. В развитии этой торговли она в принципе столкнулась с теми же проблемами, что и американские биржи, при этом ситуация осложнялась фактором большей узости европейского нефтяного рынка и отсутствием корреляции между биржевыми котировками в Лондоне и Нью-Йорке из-за действовавших тогда мер импортного контроля в США.
В последующие годы Лондонская биржа вводила контракты на мазут, неэтилированный бензин и ряд других. Часть из них сохранилась до настоящего времени, но некоторые были и неудачными.
В Европе центром биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в конце 80-х годов стал Роттердам — на Роттердамской опционной и фьючерсной бирже в октябре 1989 г. началась торговля контрактами на дизельное топливо и нефть сорта «брент». Контракт на дизельное топливо на Роттердамской бирже по своим условиям весьма похож на контракт Лондонской нефтяной биржи, но отличается тем, что предусматривает только физическую поставку. Специалисты считают, что новый центр нефтяной торговли в Европе не сможет конкурировать с Лондоном, однако окончательно это можно будет определить только со временем.
В феврале 1989 г. первый контракт на топливо появился на Сингапурской международной валютной бирже. Предметом контракта стал мазут с высоким содержанием серы. Объемы сделок позволяли сделать вывод о том, что контракт стал хорошим началом. Интерес к этому контракту был вызван не только его хорошей проработкой, но и тем, что это был первый контракт на топливо в дальневосточном регионе. Учитывая возможность арбитражных биржевых операций, появление биржевого рынка в новом регионе расширило время биржевой торговли фьючерсными контрактами, которое стало составлять примерно 18 ч в сутки. После довольно неплохого начала объемы операций упали и торговля была прекращена. Спустя определенное время биржа предприняла вторую попытку внедрить этот контракт, но вновь неудачно.
В 1997 г. на рынке было семь успешно торгуемых контрактов на энергоносители, из них пять контрактов предполагали поставку различных сортов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, введены еще три фьючерсных контракта, чей успех на рынке пока не определен. Наиболее успешным является контракт Нью-Йоркской товарной биржи (НАЙМЕКС) на сырую нефть, ежедневный объем торговли которым в среднем составляет 100 тыс. контрактов, а в отдельные дни — до 225 тыс. контрактов.
Печное топливо. В 1978 г. на Нью-Йоркской товарной бирже начались операции с дизельным топливом (контракт № 2) и с мазутом (контракт № 6). Контракт на мазут не вызвал интереса и был снят, а контракт на дизельное топливо, хотя и медленно, но завоевывал интерес участников нефтяного рынка, а после резкого скачка цен в 1979—1980 гг. прочно утвердился на рынке. В первые годы действия этого контракта в день нередко заключалось только один-два контракта, однако к середине 80-х годов объем ежедневных сделок составлял уже более 20 тыс. контрактов, а в некоторые дни доходил до 40 тыс. контрактов. В середине 90-х годов объем торговли данным контрактом в среднем составлял 35 тыс. контрактов, а в некоторые дни достигал 100 тыс. контрактов. Объем открытой позиции достигал 120 тыс. контрактов.
Газойль. Следующим контрактом вслед за фьючерсом на печное топливо стал контракт на газойль, который ввела Международная нефтяная биржа в Лондоне. Газойлем в Европе обозначают печное топливо, и хотя существуют некоторые различия в параметрах продукта, в целом это одно и то же. К середине 80-х годов торговля газойлем уже стабилизировалась, а периоды неопределенной конъюнктурной ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов приводили к существенному увеличению объемов сделок.
С начала торговли контракт постепенно завоевывал популярность, но его объемы все же отражали меньшие размеры европейского рынка и достигали в 1997 г. в среднем 16 тыс. контрактов в день.
Бензин. В 1981 г. Нью-Йоркская товарная биржа ввела контракт на этилированный бензин, который был довольно успешным. В 1984 г. этот контракт был заменен контрактом на неэтилированный бензин, который сразу привлек интерес участников нефтяного рынка, и объемы сделок по нему превысили аналогичные показатели торговли дизельным топливом. В середине 90-х годов для контракта сложились несколько неблагоприятные условия из-за многочисленных изменений в законодательстве по этому продукту, введенных по экологическим мотивам. Однако с конца 1996 г. большая часть проблем была разрешена и торговля на этом рынке стала вестись во все большем объеме. Средний объем операций сейчас составляет примерно 30 тыс. контрактов в день.
Сырая нефть. Активные биржевые операции с нефтепродуктами стимулировали Нью-Йоркскую товарную биржу на разработку фьючерсного контракта на сырую нефть и в марте 1983 г. на этом рынке начались операции с нефтью сорта «западно-техасская средняя». Контракт на нефть довольно скоро стал самым успешным из всех когда-либо вводимых фьючерсных контрактов. Он широко использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами и, по оценке некоторых специалистов, является фокусом для всей нефтяной промышленности.
Введенная впоследствии на Нью-Йоркской товарной бирже практика обмена фьючерсных контрактов на реальный товар, при которой оба участника фьючерсной сделки сами оговаривают условия поставки и сорт нефти, резко увеличила притягательность этого вида операций. В настоящее время практически все случаи завершения фьючерсных сделок реальной поставкой товара осуществляются с применением этой процедуры.
Успешное начало биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на бирже в Нью-Йорке стимулировало ряд других попыток внедрения таких контрактов на американских биржах, но в итоге все эти попытки оказались неудачными.
В настоящее время контракт на НАЙМЕКС, хотя и базируется по-прежнему на нефти западно-техасской средней, имеет спецификацией легкие сорта этой нефти.
С 1983 г. действует и фьючерсный рынок нефти сорта «брент» в Лондоне. Первые два года операции осуществлялись на стабильном уровне, однако далее стали сокращаться. Спад объяснялся прежде всего несовершенством ряда положений контракта. В итоге торговля этим контрактом практически прекратилась, а европейские участники нефтяного рынка стали активно использовать сделки на Нью-Йоркской бирже. Однако потребность в собственной биржевой торговле нефтью была достаточно велика, и Лондонская биржа предприняла попытку пересмотра ряда условий контракта. Это не привело к оживлению рынка. Третья попытка усовершенствования условий контракта была предпринята Международной нефтяной биржей в 1988 г. Этот контракт с самого начала был успешным и активно использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами. В 1989 г. объем сделок этого рынка превысил показатели рынка газойля. В настоящее время средний объем торговли составляет 42 тыс. контрактов в день. Сделки по контракту на нефть «брент» осуществляются и на Сингапурской бирже в соответствии с двусторонним соглашением между СИМЭКС и МНБ, хотя и в небольшом объеме.
Природный газ. В последние годы как НАЙМЕКС, так и МНБ ввели фьючерсные контракты на природный газ. Далеко не все попытки оказались успешными. Причины относительной неудачи контрактов как на природный газ, так и впоследствии на электроэнергию заключаются в том, что наличные рынки этих товаров менее развиты, чем рынки нефти и нефтепродуктов, а центры торговли и системы поставки не совсем сформировались. Однако в настоящий момент контракт на природный газ на НАЙМЕКС, введённый ещё в 1990г, стал довольно привлекательным, и объёмы торговли по нему увеличились до 47 тыс. контрактов в день. На МНБ контракт на прирдный газ был введён в начале 1997 г и привлёк довольно высокий интерес участников отрасли.
Контракт на природный газ стал первым контрактом, торговля которым на обеих биржах ведётся исключительно электронным способом.. При этом приказы могут передаваться как обычным путём через брокеров, так и с использованием терминалов, расположенных непосредственно в офисах трейдеров.
3.3 Характеристика сельскохозяйственного фьючерсного рынка
Сельскохозяйственные товары были первыми товарами, торговля которыми началась на организованных биржевых рынках. В начальный период на долю этих товаров приходился самый большой объем сделок, и они имели самую широкую номенклатуру представленных на рынке товаров. Постепенно биржевая торговля охватила и другие товарные группы, такие, как металлы, энергоносители, финансовые инструменты, а сельскохозяйственные товары, оставаясь в числе биржевых товаров, тем не менее теряли свое значение и объемы заключаемых по ним сделок.
Так, в 90-е годы наибольший рост отмечался на фьючерсных рынках зерновых, а также на рынках маслосемян и продуктов их переработки. Например, в США в период с 1992 по 1998 гг. объем торговли на всех американских фьючерсных рынках зерновых увеличился с 17,5 млн контрактов до 26,2 млн контрактов (при этом наивысший объем — 30,2 млн контрактов — был достигнут в 1996 г.), а по маслосеменам — с 18,6 до 26,9 млн контрактов.
Низкими темпами развивались в этот период фьючерсные рынки на продукцию животноводства, где с 1992 по 1998 гг. объем торговли постепенно возрос с 6,4 до 7,5 млн контрактов. По другим подгруппам сельскохозяйственных фьючерсов ситуация складывалась по-разному.
Эти тенденции объясняются не только относительным снижением доли указанных товаров в международной торговле, но и тем, что, существуя уже продолжительное время, фьючерсная торговля так и не стала широко используемым инструментом для некоторых категорий участников рынка. Так, фьючерсы редко используются производителями сельскохозяйственной продукции — фермерами. Чаще они используют форвардные контракты. Основными же пользователями сельскохозяйственных фьючерсов являются посреднические фирмы.
В США Комиссия по товарной фьючерсной торговле провела в начале 80-х годов исследование среди фермеров об использовании ими форвардных и фьючерсных рынков. Основным результатом этого исследования был вывод, что фермеры продают свою продукцию на форвардном рынке дилерам и редко используют напрямую фьючерсные рынки. Дилеры являются более крупными пользователями фьючерсов, чем производители. Однако значительная часть производителей принимают во внимание фьючерсные цены при заключении форвардных контрактов с дилерами. Так, примерно 10% фермеров США вели операции по фьючерсам в то или иное время. Однако если среди этих фермеров выделить крупные хозяйства с ежегодным объемом продаж более 100 тыс. долл., то здесь вели такие операции уже 20% фермеров.
Из указанных выше 10% фермеров 33,4% осуществляли операции по тем товарам, которые они производят или используют. Следовательно, только 3,34% (10% • 0,334) всех производителей зерновых вели фьючерсные операции по тем товарам, которые они используют или производят. Оставшиеся 6,7% (10% • 0,67) производителей зерновых использовали фьючерсы для чистой спекуляции по другим товарам.
Форвардные контракты в отличие от фьючерсов подогнаны под нужды сторон сделки по условиям качества, количества, времени и места поставки и финансовым обязательствам. Производитель зерновых может выйти на местного покупателя и сделать ему твердое предложение в любой день на свою существующую или будущую продукцию. Фермеры используют форвардные рынки в значительно большей степени, чем фьючерсные.
Хотя только небольшая часть фермеров используют фьючерсные рынки, почти половина фермеров так или иначе принимали во внимание фьючерсные цены. Некоторые из них просто просматривали фьючерсные котировки перед заключением форвардного контракта с посредником, другие подписывали форвардный контракт, цены которого базировались на фьючерсном рынке.
В настоящий момент номенклатура биржевых сельскохозяйственных товаров весьма многообразна и включает, как говорилось выше, следующие основные группы:
• масличные культуры, среди которых выделяются соя-бобы и продукты переработки сои;
• зерновые культуры;
• пищевкусовые товары (кофе, какао-бобы, сахар);
• текстильное сырье и пряжа;
• продукция животноводства и живой скот;
• концентрат апельсинового сока, картофель и некоторые другие более мелкие ассортиментные единицы.
Практическая часть
1. Минимальная сумма средств на счёте капитала, имеющего открытую позицию называется поддерживающей маржой.
2. Присутствие спекулянтов жизненно важно для фьючерсных рынков, поскольку они обеспечивают ликвидность рискового капитала и фьючерсных контрактов
3. Показатель количества сделок, заключённых на фьючерсных рынках за определённый период, называется объём торговли.
4. Скалпер использует краткосрочные колебания цен для получения прибыли.
Задача.
Условие:
Трейдер продал 20000 бушелей кукурузы по мартовским фьючерсным контрактам по 1.80 долл / буш. Первоначальная маржа составляет 400 долл. за контракт. Сколько ему требуется внести в качестве первоначальной маржи?
Решение:
Условие задачи не позволяет однозначно определить размер первоначальной маржи, т.к. фьючерсный контракт на кукурузу может быть объёмом в 5 тыс. бушелей (на Чикагской торговой бирже) и в 1 тыс. бушелей с теми же месяцами поставки (на Среднеамериканской бирже).
В связи с тем, что Чикагская торговая биржа является мировым центром торговли зерновыми и популярность её контрактов значительно выше, условно принимаем, что объём контракта составляет 5тыс. бушелей.
Определяем количество контрактов: 20000 : 5000 = 4;
Размер первоначальной маржи составит: 4 х 400 = 1600 долл.
Ответ: первоначальная маржа по его позиции составляет 1600 долларов.
Заключение
Важность параметрических характеристик биржевых товаров, их обязательность подтверждает негативный опыт создания первых товарных бирж в современной России.
Возрождение биржевой торговли в современной России началось в июле 1990г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В результате в 1990 – 1991гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандартов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.
Многие организации того периода, называвшие себя биржами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного рынка. Так, у некоторых отсутствовало чёткое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. Биржевые контракты не были стандартизованы по объёму и некоторым другим условиям, а порядок формирования цен не позволял назвать их биржевыми котировками. В ассортименте многих присутствовали наряду с классически биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары народного потребления, так и машины, и оборудование. Каждая биржа в организации торговли шла своим путём, формируя как структуру, штат, правила торговли, так и свой набор товарных групп.
Появление в 1992г. Закона «О товарных биржах и биржевой торговли» привело к существенным изменениям в деятельности товарных бирж. Проведённую после принятия этого закона перерегистрацию смогли пройти далеко не все из существовавших на тот момент учреждений. Так, к середине 1992г. перерегистрацию прошли только 270 бирж. Оставшиеся биржи реорганизовали свою деятельность, многие изменили ассортимент своих товаров, отказавшись от небиржевых товарных групп. Именно в этот период началась стандартизация контрактов и первые попытки введения фьючерсов.
Список использованной литературы
1. Экономическая энциклопедия / Под ред. А. М. Румянцева. М., 1975. Т.1.
2. Узун В. Я. Товарная биржа М., 1995. №9.
3. Васильев Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи. М., 1991.
4. Штпиллих О. Биржа и ее деятельность. СПб., 1992.
5. Закон РФ. О товарных биржах и биржевой торговле от 20 февраля 1992 г. //Рос. газ. 1992. 6 мая. Разд. 1. Ст. 2.
6. Закон РФ. О товарных биржах и биржевой торговле. Ст. 6. П. 1.
7. Биржевая деятельность / Под ред. А.Г.Грязновой и др. М.: Финансы и статистика, 2000.