Бизнес-план

Бизнес-план

СОДЕРЖАНИЕ

Введение в бизнес-планирование

Вывод

СХЕМА НАПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение в бизнес-планирование

Планирование является неотъемлемой частью деятельности любого делового

предприятия независимо от того большое оно или нет.

Бизнес-план - это подробный, четко структурированный и тщательно

подготовленный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она

предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их

достижения. Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных

инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие.

Рассмотрим, сначала, само существо бизнес-планирования и выясним, в чем

его необходимость. Предпринимая первые шаги в бизнесе представители малого

бизнеса сталкиваются, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых

- с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести ваше

предприятие в сторону от выбранного курса. Чтобы этого избежать, необходимо

предварительно изложить свои цели, оценки и прогнозы на бумаге, то есть

составить бизнес-план.

Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:

убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш

бизнес или предоставления кредита;

помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам

отклонить вас от выбранной цели.

Однако это не означает, что все намеченное в плане будет непременно

выполнено: цели и задачи будут корректироваться по мере поступления

дополнительной информации и приобретения практического опыта. Бизнес-план

не гарантирует избавления от проблем, но осознанный, продуманный план

позволяет менеджеру лучше предвидеть кризисные ситуации и легче пережить

их. Основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого

компромисса между тем, что фирма хочет и что может достичь. План призван

показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого

курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.

Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса (см. рис. 1.):

Каково текущее состояние бизнеса?

Каково желаемое состояние?

Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?

Рис. 1. Контуры бизнес-плана

Бизнес-план должен показать, как эффективно перейти из нынешнего

состояния в желаемое, отразить как текущие задачи, так и задачи на средне-

и долгосрочный период.

Отмечу, что бизнес-план - это рабочий инструмент предпринимателя, он

имеет более важное значение для малой и развивающейся фирмы, чем для более

крупной и зрелой.

Бизнес-анализ внешней среды и текущего состояния предприятия является

необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Он нацелен на

получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его

соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. Структура

бизнес-анализа представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура бизнес-анализа

|Внешняя среда |Внутренняя среда |

|Перспективы |Маркетинг |

|развития отрасли и| |

|продукции | |

|Состояние |Финансы |

|конкуренции | |

|Потребители |Производственная |

|продукции |деятельность |

|Сбытовая |Человеческие |

|деятельность |ресурсы |

|Тенденции развития|Административная |

|макросреды |деятельность |

Самоанализ направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия,

призван помочь выявить те сферы, которые требуют более детального

рассмотрения или совершенствования, а заодно посмотреть, какие задачи

ставились в предыдущий период времени и были ли они выполнены, каковы были

причины неудач.

Обычно при самоанализе рекомендуется исследовать пять основных функций

управления: маркетинг, финансы, производство, управление персоналом и

административную деятельностью.

Для фирмы, находящейся на ранней стадии развития, бизнес-план во многих

отношениях представляет первую попытку стратегического планирования. План

используется для установления ориентиров развития на ближайшие несколько

лет. Предполагаемое направление развития должно быть ясным и точным,

понятным сотрудникам фирмы и потенциальным кредиторам и инвесторам.

Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым

разным, он зависит от специфики бизнеса и товара. Обычно план составляется

на два-три года с детальной проработкой первого года и укрупненным

прогнозом на следующий период. Хотя план может быть составлен и на пять

лет, и на один год.

Бизнес-план представляет собой общую стратегию деятельности фирмы на

определенном товарном рынке. Технология разработки бизнес-плана

представлена на рис. 2. Бизнес-план для уже существующей фирмы имеет под

собой надежное обоснование в виде результатов предыдущей деятельности. План

подкрепляется существующими финансовыми документами, историей фирмы,

описанием ее опыта и ошибок.

Рис. 2. Технология разработки бизнес-плана

Вновь создаваемая фирма не имеет такой базы, поэтому основой составления

бизнес-плана в этом случае являются исследования рынка.

Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. Легче

реализовывать план по принципу: сами составляем - сами выполняем.

Если предприниматель хорошо знает свое дело, свой проект, владеете

информацией, то написать бизнес-план не сложно. Однако определить

сравнительную ценность существующей информации представляет немалые

трудности. Объективный взгляд профессионала может многое улучшить в

разработанном бизнес-плане. По мнению авторов работы, идеальным является

вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты

предприятия с привлечением консультантов. Консультанты помогают правильно

расставить акценты и придать «товарный» вид бизнес-плану. Обычно важна роль

консультантов при составлении финансового плана и оценки рынка сбыта

продукции.

Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях и с выгодой для

различных людей - менеджеров, собственников, инвесторов.

Итак, бизнес-план необходим в следующих ситуациях:

фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения

капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для

составления бизнес-плана.

создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается

стратегия развития.

бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений

(реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и

т.д.).

Если предприятие намерено использовать бизнес-план для привлечения

дополнительного капитала, то необходимо:

показать, что шансы возврата денег (окупаемость инвестиций) очень велики;

внушить доверие относительно ваших управленческих способностей, а также

эффективности вашей команды;

показать, что имеется хороший рынок сбыта для вашего товара или услуги.

Чтобы достигнуть своих целей и получить средства, необходимо сообщить что-

то интригующее о перспективах данного бизнеса в комбинации с хорошо

подготовленным представлением цифр и исследований. Идея должна быть не

только хороша сама по себе, но и хорошо подана.

Традиционно бизнес-план разрабатывается для банков - кредиторов. В

большинстве западных банков, а сейчас и в наших российских банках,

предоставление бизнес-плана является обязательным, но не достаточным

условием получения кредита. Кредиторы рассматривают бизнес-план как

дополнительный источник информации при принятии решений о выделении

кредитов. Но кредит выдают конкретным людям.

Кредиторы рассматривают бизнес-план как источник информации, на основе

которого они могут оценить:

Степень ликвидности и риска проекта;

Качество управления. Качество управления зачастую является более важным

фактором гарантии кредита, чем осязаемые (материальные) активы фирмы.

Часто не только содержание плана, но и то как он оформлен и представлен

может иметь значение при принятии решения о выделении денег.

Составляя бизнес-план, необходимо исходить из того, что кредиторам

предоставляется много аналогичных планов, и что вы должны сразу захватить

внимание кредиторов, заставить его просмотреть план до конца, а не

отбросить сразу, не дойдя до рассмотрения тщательно подготовленных цифр.

Вывод

В заключение нужно отметить, что приведенная ниже схема по построению

разделов бизнес-плана относятся к достаточно сложному случаю компании,

которая намерена производить новый продукт и ищет финансирования или

партнеров под свой проект. В реальности бизнес-план торговых,

посреднических и подобных им компаний и проектов оказываются намного проще.

В этих случаях не нужны также разделы, как план производства и доработка

продукта. Кроме того, упрощается и исследование, посвященное анализу рынка,

и снижается связанный с этим риск.

В последние годы появились компьютерные программы, которые помогают и

начинающим, и уже опытным руководителям, составлять достаточно убедительные

бизнес-планы.

В большинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под силу

лишь команде профессионалов - каждого в своей области (управлении,

финансах, маркетинге). На Запале при составлении бизнес-планов даже

небольшие фирмы обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных

документов в крупных компаниях идет целыми штабами, составленными из

опытных специалистов. Опыт показывает, что расплата за некачественный

бизнес-план слишком высока и не оправдывает сэкономленных при его

составлении средств.

СХЕМА НАПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Резюме

o Цель плана

o Потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они

необходимы

o Краткое описание бизнеса и его целевого клиента

o Что делает бизнес фирмы непохожим на бизнес конкурентов

o Что именно должно вызывать доверие к фирме и ее бизнесу

(отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и

т.д.)

o Выдержки из основных финансовых предложений

2. Цели и задачи

o Анализ идеи

o Основные направления и цели деятельности

o Характеристика отрасли промышленности

3. Продукт (услуга)

o Описание продукции/ услуги и их применение

o Отличительные качества или уникальность

o Технология и квалификация, необходимые в этом бизнесе

o Лицензии/патентные права

o Будущий потенциал

4. Анализ рынка

o Покупатели

o Конкуренты (их сильные и слабые стороны)

o Сегменты рынка

o Размер рынка и его рост

o Оценочная доля на рынке

o Состав клиентуры фирмы

o Влияние конкуренции

5. План маркетинга

o Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности

продукции/услуг) - основные характеристики продукции/услуг в

сравнении с конкурирующими

o Ценообразование

o Схема распространения товаров

o Методы стимулирования продаж

6. План производства

o Расположение помещений

o Оборудование

o Источники поставки основных материалов и оборудования

o Использование субподрядчиков

7. Управленческий персонал

o Основной руководящий состав

o Вознаграждение руководящего состава

o Краткие выводы по планированию количества и состава персонала

8. Источники и объем требуемых средств

o объем требуемых средств

o откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким

срокам

o сроки возврата средств

9. Основные пункты финансового плана и оценка риска

o Объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.

o Риск, и каким образом его можно избежать

10. Детальный финансовый план (бюджет)

o прогноз объемов продаж

o оценки прибыли и убытков

o анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем

поквартально)

o годовую балансовую ведомость

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Создание малых предприятий. Методическое пособие для предпринимателей

(Сост. В.В. Павлов)/ Малый бизнес в РСФСР. Вып. 1. М.:МП НИВА, 1991.-

112с.

2. Комплект документов и материалов по созданию малого

предприятия./Э.М.Никитин, Л.Д.Глейзер, К.М.Ушаков, Н.К.Косенчук; МО

РСФСР. РИПКРО. М., 1991. -44 с.

3. Латыпов Т.Д. Как составить бизнес-план: рекомендации российскому

предпринимателю.//США: экономика, политика, идеология. 1993. №6. С. 88-

102.

4. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. Практическое

пособие/Новосибирск.: "Экор". 1994.

5. Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов

(разработка Инвестиционной финансовой группы и Российской финансовой

корпорации).//Российский экономический журнал. 1994. №4. С. 49-63.

6. Как разработать бизнес-план. Методическое пособие. М.: ИНФРА-М,

1993, -56 с.

-----------------------

[pic]

[pic]