Большие игры
Большие игры
Диагностические Малые Ролевые игры.
Методика.
Данный метод социальной диагностики коллектива является дальнейшей
разработкой психодраматического учения Я. Мореко, и, если вы решили
провести ДМИГ, по автор посоветовал бы ознакомится с первоисточником. Метод
ДМИГа позволит вам оценить группу людей или социум, выявить социальные роли
каждого члена коллектива, и, главное с большой долей вероятности
предсказать дальнейшую судьбу как коллектива в целом, так и отдельных
личностей. Также вы можете увидеть собственными глазами что будет
происходить с социумом вследствие того или иного события. Ни в коем случае
не смешиваете различные цели в одной игре; не старайтесь этим же ДМИГом
исправить существующие отклонения в группе. Поскольку игра диагностическая,
то она лишь “снимает ситуацию” в коллективе, но не производит
непосредственных личностных и социальных изменений. “Лечение” может быть
выполнено потом, посредством сознания в ходе разбора игры, либо посредством
последующей ДМИГу системе методов активного обучения (АМО), разработанной
на основе прошедшей игры.
Сверхзадача.
Прежде чем приступить к дальнейшему описанию методики, я хочу дать понятие
сверхзадачи игры. Если вы проводите игру не для того, что бы просто
поиграться, то обязательно существует мастерская сверхзадача, то ради чего
вы проводите ДМИГ. Потому что для простого выяснения социальной структуры
группы вовсе не обязательно проводить ДМИГ, можно ограничится социограммой
и структурным анализом. Но если вы предполагаете дальнейшие изменения в
коллективе, то вам необходим ДМИГ. Вот ваше предположение дальнейших
изменений и будет то “ради чего” проводиться ДМИГ. Эта сверхзадача и
определяет всю разработку вашей игры и все лишнее, не относящиеся к этой
идее должно быть из игры исключено.
Выбор темы (жанра).
Темой или жанром ДМИГа является культурное пространство в котором проходит
игра. Выбор игрового культурного пространства определяется типам
человеческих отношений, который существует в выбранном коллективе. Если в
группе существует ярко выделенный лидер, его окружение, тайная оппозиция, и
этот лидер радикальным методом изменяет глубинные устои коллектива, а за
сопротивление следует жесткая кара, то близкой темой для ДМИГа будет
Россия Петра I или время Наполеона. Для более точного выбора темы ДМИГа я
посоветовал определить параметры, символ той субкультуры, которая
существует в поле пересечения людей коллектива и подыскать наиболее близкий
символ существующих или существовавших культур. Тогда и станет ясно, что
лучше выбрать Петра или Наполеона, русский тип отношений или французский.
Выявить тип человеческих отношений можно анализируя социограмму и в ходе
личных бесед. Полезно знать историю возникновения группы, потрясения,
происходящие с ней.
Итак, перед вами группа людей, каким либо образом связанных между собой.
Прежде чем приступать к разработке игры, необходимо узнать побольше о этих
людях, а, точнее, о том, что представляет собой на данный момент коллектив
и как социум. Воспользуетесь для этого социометрическим тестом.
Социометрический тест.
Всем участникам предлагается заполнить следующую таблицу
| |Работа | |Отдых | |
| |+ |- |+ |- |
|1 | | | | |
|2 | | | | |
|3 | | | | |
| |Вариант 1 | |Вариант 2 | |
В первом варианте участник пишет справа с кем из группы он хотел совместно
работать, слева - с кем не хотел. Вариант 2 - то же в совместном отдыхе. В
обоих вариантах это надо делать в порядке убывания. Вы можете изменять и
дополнять социометрический тест другими вопросами в зависимости от ваших
начальных знаний о социуме. Например, “С кем бы вы пошли в разведку?”
Обработав социометрический тест, вы можете составить социограмму, которая
выглядит следующим образом:
[pic]
Из данной социограммы можно много выяснить о социуме. При первом,
поверхностном взгляде, ясно что лидеров в группе три: это номера 1, 4 и 5;
1 и 4 являются центрами соответственно мужского и женского внимания
соответственно. 9 находится вне социума, а 5 держится только за счет
крепкой дружбы с лидером 1. При более полном рассмотрении социограммы вы
можете уловить детали которые от меня ускользнули.
Теперь, когда вы узнали кое-что о коллективе, можете приступать к
разработке игры: выбору темы (жанра), подбору начальных условий, разработке
цепи событий и динамики игры.