Брестская уния
Брестская уния
Одесская Государственная Академия Холода
Реферат по истории Украины
[pic]
на тему:
Брестская уния
студента 211 а группы
Тарасенко Е.А.
Одесса 1995 г.
План
1. Попытки объединения
2. Брестская уния 1596 года
Идея воссоединения католической и православной церквей в принципе не
отвергалась ни той, ни другой с самого момента их раскола в 1054г. В
Украине первые попытки объединения церквей имели место еще в XIII в., а
после Флорентийского собора 1439 г, идея эта едва не осуществилась. Однако
на пути воплощения этой в сущности весьма привлекательной идеи стояли века
недоразумений и взаимных подозрений.
Поскольку католическая церковь на протяжение многих столетий придавала
решающее значение укреплению своих рядов и организационной мощи, то
православные особенно опасались разговоров о воссоединении, усматривая за
ними попытку подчинить Восточную церковь Западной. И, надо сказать,
опасалась не без оснований. На протяжении всего XVI века убежденные в своем
превосходстве польские католики, собственно, и не скрывали, с какой целью
они склоняли (а порой и открыто принуждали) к так называемой унии
православных украинцев. Поляки надеялись, что с введением унии произойдет
немедленное и полное растворение православных украинцев среди прочего
населения Речи Посполитой , а католицизм существенно расширит пределы
своего влияния на востоке.
В 1577г, широкий резонанс получает знаменитое рассуждение Петра Скарги
“О единстве Церкви божьей”. В то же время иезуиты систематически вели и,
так сказать, индивидуальную работу среди ведущих украинских магнатов, дабы
склонить их к поддержке идеи унии хотя бы в принципе- чего им и удалось
добиться от многих, и даже от самого князя Острожского. А уж король
Сигизмунда III, ревностный католик, использовал все свое влияние для того,
чтобы от принципиального согласия перейти к непосредственному исполнению
иезуитской затеи. У могли быть и более веские причины для ее поддержки, чем
религиозное рвение,- причины политические: уния еще теснее привязала бы
Украину и Белоруссию к Речи Посполитой и отдалила от влияния соседней
православной Московии.
Как ни странно, но непосредственный импульс к заключению унии был дан
православной стороной. В 1590 г. православный епископ Львова Гедеон
Балабан, доведенный до бешенства непрекращающимися стычками с братством, а
более всего- бестактным, по его мнению, вмешательством в эти “домашние
дрязги” константинопольского патриарха, поставил вопрос об унии с Римом на
тайном съезде православных епископов в Белзе. Нашлись еще три епископа,
которые согласились с Балабаном. Этими тремя епископами были Кирило
Терлецкий из Луцка, Дионисий Збируйский из Холма и Леонтий Пелчицкий из
Турова. Позднее к заговорщикам примкнул Ипатий Потий из Володимира-
авантюрист знатного рода, лишь недавно рукоположенный в православные
священники, а до этого успевший побывать в кальвинистах. Именно он с
Терлецким возглавил заговор епископов.
Конечно, не так-то легко разобраться в мотивах заговорщиков, в этой
причудливой смеси своекорыстия и “идейных” соображений о выгодах или не
выгодах самой церкви. Им хотелось порядка и дисциплины среди православных-
такого, как у католиков. Хотелось, чтобы авторитет епископа несмотря ни на
что был непререкаем в глазах всего духовенства и мирян. Они заявляли своей
пастве, что, став частью католической церкви, она получит наконец равные со
всеми права в Речи Посполитой: и мещан больше никто не обидит в их городах,
и дворян не обойдут выгодными местами по службе. Да и карьера самих
епископов не замедлила бы резко взлететь: в случае уравнения их в правах с
католическими иерархами они получали места в Сенате и могли реально влиять
не только на церковные, но и на государственные дела. Вдохновленные столь
радужной перспективой, заговорщики в условиях строгой конспирации провели
серию переговоров с королевскими чиновниками, католическими епископами и
папским нунцием. Наконец в июне 1595г. четыре православных епископа
официально объявили о своем согласии привести свою церковь к унии с Римом.
Они обязались безоговорочно признать авторитет папы во всех вопросах веры и
догмата- взамен на гарантии сохранения традиционной православной литургии и
церковных обрядов, а также традиционных прав священников вроде права
обзаводиться семьей. И уже в конце 1595г. Терлецкий и Потий отправились в
Рим, где папа Клемент VIII провозгласил официальное признание унии.
Только после этого весть об унии стала достоянием православной общины.
Разумеется, негодованию украинцев не было предела. И даже такие их лидеры,
как князь Острожский, внутренне уже склонявшиеся к идее унии, были взбешены
тем, как коварно, нагло и бездарно эта идея была проведена в жизнь. В
открытом письме к четырем епископам, получившем широкий резонанс, князь
называл заговорщиков “волками в овечьей шкуре”, предавшими свою паству. И
призывал верующих к неподчинению самозванным вершителям их судеб. Направив
официальный протест королю, князь Острожский в то же самое время вступает в
антикатолический сговор с протестантами, угрожая поднять вооруженное
восстание. По всей Украине и Белоруссии православное дворянство срочно
съезжалось на местные собрания, чтобы гневно осудить унию. И даже епископы
Балабан и Копыстенский, напуганные размахом протеста, отреклись от
собратьев- заговорщиков и сделали формальные заявления о том, что они
вместе со всеми православными выступают против унии. Для разрешения
конфликта в 1596г. в Бресте созывается церковный собор. Никогда прежде не
знали Украина и Белоруссия столь многолюдных церковных собраний.
Противников унии представляли два выше упомянутых епископа, православные
иерархи из-за границы, десятки выборных представителей дворянства, более
200 священников и множество мирян. Чтобы обеспечить их безопасность, князь
Острожский явился на собор во главе собственных вооруженных отрядов.
Напротив. Ряды сторонников унии были весьма и весьма малочисленны и
состояли всего лишь из четырех православных епископов, а также горстки
католических иерархов и королевских чиновников.
Едва начавшись, переговоры зашли в тупик: стало очевидно, что стороны
общего языка не найдут. Понимая бессмысленность дальнейших препирательств,
униаты прямо заявили, что никакие доводы разума не заставят их отречься от
унии. И как ни протестовали православные, к каким угрозам ни прибегали- все
было бесполезно, потому что выходов из такой ситуации оставалось только
два: заставить униатов отступиться- или заставить короля лишить их
епископского сана. То и другое оказалось совершенно невозможно.
Так украинское общество раскололось на две неравные половины: с одной
стороны православные магнаты, большинство духовенства, народ; с другой-
бывшие иерархи православной церкви с кучкой своих приверженцев. Однако на
эту вторую чашу весов был брошен столь весомый аргумент, как королевская
поддержка, - и так какое-то время обе чаши пребывали в равновесии, т.е. в
той парадоксальной ситуации, когда иерархи обходились без церкви, а церковь-
без иерархов... Начавшись попыткой объединения христианских церквей и всех
верующих христиан, Брестская уния привела к их дальнейшему разъединению,
потому что теперь на месте двух церквей существовали уже три- католическая,
православная и униатская, или греко-католическая, как ее впоследствии стали
называть.