Бюджет

Бюджет

Тема: Бюджет

доклад по экономике

Институт Международных Отношений Киевского Университета им. Т. Г. Шевченко

Горбань М.В. 1 курс 4 группа

Copyright ©Горбань М.В., 1999

План:

1.Вступление

2. Бюджет и внебюджетные фонды

3. Понятие государственного бюджета

4. Статьи государственного бюджета

5. Бюджетные расходы

6. .Проблема сбалансированности госбюджета

7. Государственный долг

8. Проблема внешнего долга

Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы.

Финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе

создания и использования денежных средств (денег). Говорят о финансах

фирмы, местных и государственных финансах и т.д. Возникающие по поводу

финансовых ресурсов отношения называются финансовыми, они выражают связи

между экономическими агентами в денежной форме. Существующая в стране

совокупность финансовых отношений называется финансовой системой, а

политика государства по организации и использованию финансов для

осуществления своих функций и задач называется финансовой.

Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной, то же можно

сказать о финансовой, денежной и кредитной системах. Поэтому для

объединения этих трех близких кате-горий употребляют термины, в которые

входит словосочетание «финансово-кредитный», например финансово-кредитные

от-ношения. Иногда говорят о финансовой или финансово-эко-номической

системе, политике и т.д., подразумевая финансо-во-кредитную.

Через государственные финансы перераспределяется значи-тельная часть ВВП

стран с рыночной экономикой.

2.Бюджет и внебюджетные фонды

Основная часть государственных доходод и расходов проходит через

государственный бюджет. В зависимости от административно-территориального

устройства той или иной страны (двухступенчатого — центральное пра-

вительство и местные органы власти или трехступенчатого-центральное

правительство; правительства республик, краев, об-ластей, земель,

провинций, штатов; местные органы власти) бюджета бывают соответственно

центральными, республикан-скими, краевыми, областными, земельными,

провинциальными и т.д.; местными.

Часто под местными подразумевают все бюджеты, кроме бюджета центрального

правительства. Между ними существуют довольно сложные отношения, связанные

с разделом источников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов

со стороны центрального правительства путем перераспределения средств в

масштабе страны и др. Государственный бюджет представляет собой, таким

образом, не только бюджет центрального правительства, но и совокупность

бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных

властей.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства

государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный

бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных или местных

органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых

предназначен для определенных нужд. Примером может быть Пенсионный фонд .

Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов,

субсидий из бюджета. Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства

государства в экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламентский

контроль. Кроме того, за счет внебюджетных фондов можно создать видимость

уменьшения дефицитности бюджета.

3.Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается законодательным органом — парламентом страны, штата или

муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные

представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по

мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в

предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между

основными группами носителей различных социально-экономических интересов в

стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по

вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по

поводу бюджетных расходов на социальное цели; компромисс между

общегосударственными и местными интересами;

компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в

отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров

государственной территориальной структурной политики; компромисс между

интересами отдель-ных отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льгот-

ных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство,

инвестиционных премий. Каждый такой ком-промисс сопровождается борьбой

политической, предвыбор-ной и в стенах парламента, фракционной внутри

партий и на страницах печати.

4.Статьи государственного бюджета

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в

государствен-

ном бюджете стран с рыночной экономи-кой приблизительно следующие, %:

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные

пособия, субсидии бюджетом местных властей на эти цели

................................ 40—50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации

государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на

осуществление государственных программ ............................. 10—20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая

содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам

.......... 10—20

Административно-управленческие расходы:

содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

...................... 5—10

Платежи по государственному долгу ............... до 7—8.

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый

сбор) .......................... 75—85

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности,

государственной торговли ................. 5—8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный,

страхования от безработицы .... . ....... 10—12-

5.Бюджетные расходы

Расходы государственного бюджета вы полняют функции политического,

соци-ального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных

расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование,

здравоохранени|е и др. В этом проявляется главное направление бюджетной по-

литики, как и всей государственной экономической политики в целом —

стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-

экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить

дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному

хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее

обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому

обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только

играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство

важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей

силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии

сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и

хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть

заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства,

фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства

иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных

товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний

рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства

поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Крестьяне представляют заметную силу на выборах; они не- изменно

пользуются симпатией общества. От темпов переме- щения рабочей силы из

деревень в города зависит уровень безработицы, степень самообеспечения (или

импортной зависимости) страны по продовольствию и сельскохозяйственному

сырью. От покупательной способности крестьян зависит положение в нескольких

важных отраслях производства и услуг.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а

также административно-управленческие рас-ходы воздействуют на структуру

спроса.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему

государственному долгу (например, Досрочное погашение части долга), размеры

расходов на кре-диты и субсидии частным и государственным предприятиям,.

сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объек-тов

инфраструктуры, на закупку вооружения и военное стро-ительство.

В периоды кризисов и депрессий расходы государственного рюджета на

хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры

— сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает ре-гулирующее

воздействие на размеры спроса и капиталовложе-ний, а также на отраслевую и

региональную структуру эконо-

мики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и

вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в

долгосрочном плане улучшают пла-тежный баланс, открывают для экономики

страны новые за-рубежные рынки, способствуют укреплению национальной ва-

люты, обеспечению, поставок на внутренний рынок необходи мых товаров из-за

рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность ГРЭ с помощью бюджетных расходов зависит во-первых, от

относительных размеров расходуемых сумм (и доли в ВВП); во-вторых, от

структуры этих расходов; в-третьих от эффективности использования каждой

единицы расходуемы средств.

Поскольку уровни развития ГРЭ, его конкретные цели, на-циональный опыт

программирования, доли государственной собственности в экономике в разньк

странах неодинаковы различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.

В целом^ однако, следует отметить, что расходы бюджета играют -в- ГРЭ

несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы,в первую очередь такие

инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного

капитала.

6.Проблема сбалансированности госбюджета

Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие

расходов доходами и образование остатка средств т.е. превышение доходов над

расходами Образовавшийся остаток правительство может использовать при

непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задол женности или

перевести его в доход бюджета следующего года Превышение расходов над

доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается

государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются виде

продажи государственных ценньк бумаг, займов у вне бюджетных фондов

(например, у фонда страхования по безра ботице или пенсионного фонда) и

получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита

часто прак-тикуется местными властями).

Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита

государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода

от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт

покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических

ситуациях — во время войны, длительного кризиса. Последствия такой .

эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция,

подрываются стимулы для дол-госрочнь1х инвестиций, раскручивается спираль

цены — заработная плата, обесцениваются сбережения населения,

воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства

развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в

систему рыночной

экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно

закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного

банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не

обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инф-

ляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по

желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают

определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в

определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению

государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию

деятельности частньк финансовых институтов. Во-вторых, если правительство

даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и

физическими лицами правительстве ннък ценных бумаг, то государственные

займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают

возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и

средние, не являются для банков

такими надежными заемщиками, как государственные органы. государственные

займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита — росту

учетной ставки.

7.Государственный долг

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в

го- сударственный долг. Его приходится выучивать с

процентами. Говорят, что сегодняшние государ-ственные займы — это

завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами

государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и

одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату

государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не

удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные

займы. Постоянно нуждаясь в сред-ствах, правительства прибегают к все новым

займам; покрывая-старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными тем-пами. Превышение

государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для

стабильности экономики особенно для устойчивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на

краткосрочный (до одного года), средне-срочный (от одного года до пяти лет)

и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные

долги По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими

процентами. Такую задолженность можно пролон-гировать, но это связано с

выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются

консолидировать кратко-срочную и среднесрочную задолженность, т. е.

превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату ос-

новной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов В ряде стран

существуют специальные управления государст-венного долга при министерстве

финансов, которые осущест-вляют погашение и консолидацию старьй долгов и

привлечение новых заемных средств.

8.Проблема внешнего долга

Предметом особого внимания являете внешний долг. Если платежи по нему со-

ставляют значительную часть поступленя от внешнеэкономической деятельности

страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится

труд-но. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты требуя

залогов или особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают все воз-можные меры, чтобы

не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает

доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей

1. Традиционный путь — выплата долгов за счет золотева-лютных резервов; для

закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти

резервы исчерпаны или очень ограничены.

2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия

кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где

вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в

состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и

Парижский клуб. объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба

неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об

отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его

в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В

счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике

недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов

превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является

участие хозяйствен-ньк субъектов страны-кредитора в приватизации

государственной собственности в стране-должнике. В таком случае

заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или

банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их

для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в

национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых

ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но

она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых

кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных

инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные

объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным

банкам — региональным. Всемирному банку. Такие банки, как правило,

предоставляют льготные Кредиты для преодоления кризисной ситуации, но

обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к ГЭП, в частности к

эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции^ гаедению до

минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг.

часто обращаются постсоциалистические страны.

В истории XX в. встречались и другие примеры регулиро-^ния внешней

задолженности. Так, и после Первой, и после второй мировой войны

Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими

иностранными активами Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить

кредиторов' предоставляли им право пользования своей морской хозяйств

венной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций

слежения за спутниками