Бюджет и налоги как форма производственной деятельности

Бюджет и налоги как форма производственной деятельности

Ученика 9 “А” кл.

Средней школы №134

Ву Вьет Бача.

План :

1.Введение…………………………………………………………………………………3

2.Понятие о бюджете……………………………………………………………………4

3.Понятие о налогах……………………………………………………………………..6

4.Взаимосвязь между бюджетом и налогами………………………………………..9

5.Используемая литература. …………………………………………………………10

1. Введение

На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов

разных государств. Правительства многих стран давно пришли к выводу, что

одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах

является установление для самых богатых граждан более высоких ставок

изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в

доходах получил название прогрессивного налогообложения.

Прогрессивное налогообложение доходов — система изъятия доходов граждан в

пользу государства, при которой доля изымаемых доходов прогрессивно

возрастает по мере увеличения абсолютной величины дачных доходов

гражданина.

Для решения проблемы суммарных доходов во всем мире давно применяется

специальная процедура — ежегодное составление декларации о суммарных

доходах. Заполнять этот документ должны все россияне, которые получали

заработки в нескольких местах, и особенно если их суммарный заработок

превысил установленный государством порог. Этот документ представляется в

налоговую службу, и недостающая сумма (то есть недоплата) вносится

гражданином в казну государства дополнительно.

В данном реферате рассмотрены понятия, а также приведены примеры разных

стран и государств.

2. Понятие о бюджете.

(Несколько слов из истории) Бюджет - так называли портфель, в котором

министр казначейства Англии носил деньги и свои отчеты. С течением времени

это слово стало означать «отчет министра казначейства перед парламентом».

Современное понятие «бюджет» означает: смета доходов и расходов.

Бюджет - оценка соотношения будущих доходов и расходов в течение

определенного периода времени. Бюджеты обычно используются в случаях, когда

необходимые и желательные расходы должны быть тщательно оценены в сравнении

с предполагаемыми доходами. Бюджеты применяются для оценки состояния дел

семей, деловых предприятий, государственных финансов. Теория и практика

бюджета постоянно совершенствуются.

Например, в США с 1968 г. принята концепция унифицированного бюджета,

который включает финансовые ресурсы федеральных и доверительных фондов.

Федеральные фонды формируются главным образом за счет налогов и займов. При

этом формирование федеральных фондов по закону не ограничено выполнением

определенных задач. Доверительные фонды, например, фонд по безработице,

формируются за счет определенной категории налогов и других поступлений;

средства этих фондов расходуются на определенные цели или программы.

Балансы доверительных фондов включают операции с министерством финансов и

инвестиции в ценные бумаги США.

Основной источник поступлений в бюджеты промышленно развитых стран

составляют налоги. Их доля в совокупных бюджетных поступлениях достигает

90%, а в валовом внутреннем продукте колеблется примерно от 30% в США до

50% в Дании. Для России эти показатели в 1 квартале 1996 г. составили

соответственно 85 и 12%. При этом в России основное налоговое бремя ложится

на прибыль предпринимателей, поскольку доходы подавляющей части населения

настолько малы, что не обеспечивают общечеловеческие стандарты жизни. В

странах с развитой рыночной экономикой основная тяжесть налогов приходится

на население. Если принять всю сумму налоговых поступлений за 100%, то

индивидуальный подоходный налог составил в США 36,2%, в Японии - 24%, в

Англии - 20,6%, в Германии - 29%; налог на корпорации составил

соответственно 8,1: 22,9; 10,6: 5,0%. Взносы в фонд социального обеспечения

составляют: в США для служащих- 11,1%, для предпринимателей - 16,6%: в

Японии - соответственно 10,2 и 14,8%; в Англии -8,3 и 9,4% : в Германии

-16,1 и 19,1%. Помимо прямых налогов широко применяется система косвенного

налогообложения.

Бюджет потребительский – баланс денежных доходов и расходов семьи,

характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. Он

показывает все доходы по источникам поступлений и расходы по их назначению,

а также источники и размеры приобретения продовольственных и

непродовольственных товаров и услуг.

Изучение динамики потребительского бюджета по различным категориям

населения позволяет судить об изменении жизненного уровня. Для обоснования

социальной политики государства (установления размеров пенсий, пособий,

стипендий и т.п.) рассчитывается нормативный и фактический средний, а также

минимальный потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум

заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для

нормального воспроизводства населения.

Так что же такое бюджет ?

Бюджет бывает :

- личный

- семейный

- предприятия

- отрасли

- города

- государства

Государственный бюджет - это план и расписание государственных доходов и

расходов, то есть план ведения хозяйства за текущий год. Бюджет имеет силу

закона. Он утверждается законодательным органом и состоит из 2 частей :

доходной и расходной.

Доходную часть бюджета мы уже рассмотрели(см. выше), теперь посмотрим что в

себя заключает расходная часть:

1) содержание государственного аппарата управления;

2) развитие различных отраслей;

3) создание инфраструктуры;

4) содержание армии, внутренних войск, пограничных войск, служб

госбезопасности;

5) оплата труда врачей, учителей, работников, создающих нерыночные товары;

6) выплата процентов по государственному долгу;

7) развитие науки;

8) развитие национальной культуры;

9) трансфертные расходы;

3. Понятие о налогах.

Налог как способ изъятия и перераспределения дохода возникает вместе с

государством. Однако теоретическое обоснование государственного

налогообложения началось лишь с середины XVIII в. в связи с потребностями

формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной

государственности. Родоначальником науки о налогах считается английская

классическая школа политической экономии. Эта школа раскрыла понятие

налога, определила место налоговой политики государства в хозяйственной

жизни и сформулировала основные принципы налогообложения, которые позднее

были дополнены и развиты. Согласно теоретическим выкладкам английской

классической школы налог — это бремя, накладываемое государством в форме

закона, который предусматривает его размер и порядок уплаты.

Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить

вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в

интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно

руководствоваться определенными принципами: а) всеобщности (каждый должен

участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности,

т.е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством

государства); б) определенности (налогоплательщику должны быть известны

время, место, способ и размер платежа); в) удобства взимания налога для

плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик

располагает максимумом средств); г) дешевизны взимания (вводить налоги,

сбор которых минимизирует издержки); д) выбора объектов обложения, которые

в наибольшей степени способствуют развитию хозяйства (или в наименьшей

степени его стесняют); е) справедливости обложения.

Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получили

законодательное, а зачастую и конституционное закрепление во многих странах

Западной Европы. Устанавливая основы налогообложения, законодатель

определял условия последующего налогового нормотворчества, ограничивая

таким образом возможные налоговые притязания государства.

В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ

«Об основах налоговой системы в РФ »-Среди этих принципов следует выделить:

а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы

— ст. 57 Конституции); б) верховенство представительной власти в их

установлении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции, ст. 1 Закона): в) прямое

действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих

положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции); г) однократность

налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного

вида (уровня) два раза за один период налогообложения — ст. 6 Закона); д)

очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения

налогового бремени — ст. 22 Закона); е) временное ограничение налоговых

притязаний (ст. 24 Закона); ж) определенность налогообложения (согласно ст.

11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика

законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют

субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения,

налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в

который налог зачисляется); з) приоритет ратифицированных РФ международных

норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом

(ст. 23 Закона).

Налоги выполняют две функции: фискальную и социально-экономическую.

Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы

государственной казны. Она состоит в формировании денежных доходов

государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего

обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих

функций и возложенных задач, в период становления буржуазного государства

(в основном с полицейскими функциями) эта направленность налогов

признавалась единственной.

К концу XIX в. в эпоху больших социальных потрясений формируется новая

концепция теории налогов, рассматривающая их как социальный регулятор,

орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня

доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется концепция

использования налогов в качестве средства регулирования экономики,

обеспечения стабильного экономического роста и сглаживания социального

напряжения — налоги выполняют социально-экономическую (вторую) функцию. С

середины XX в. регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и

широкое применение. Таким образом, экономическая функция налогов состоит в

регулировании (поощрении или сдерживании) темпов развития общественного

производства воздействии на политику капитальных вложений, платежеспособный

спрос населения.

Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов постоянно

развиваются вместе с развитием государства. Обеспечивая поступление

денежных средств в бюджет, налоги являются одним из основных источников

финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим

инструментом реализации государственных приоритетов.

Налоговая система России только формируется с учетом зарубежного опыта,

поскольку отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от

государственной экономики к рыночной нет. Концепция ее построения

базируется на формировании целостной системы, охватывающей обложение

доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночного

хозяйства.

«Обкатку» система проходит в сложных условиях спада производства,

ослабления центральной власти, быстрого расслоения населения, борьбы между

предпринимательскими группировками и прочих, которые подвергают ее

опасности превращения в систему пособий, возложения на налоги не

свойственных им функций, развала ее целостности. Опыт функционирования

налоговой системы в 90-х гг. вскрыл существенные ее недостатки:

многочисленность налогов, надуманность отдельных налогов (сбор за местную

символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.),

нестабильность налогового законодательства, доминирование политики над

экономикой, убийственную для экономического развития общую сумму налоговых

отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды.

Объединение налогов в систему предполагает возможность классификации по

разным основаниям, что позволяет анализировать систему с разных позиций.

Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» все налоги подразделяются на

виды (исходя из государственного устройства РФ): федеральные, налоги

субъектов РФ (их все чаще называют региональными), местные. Такое деление

позволяет, например, определить долю

налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлений и соотнести ее

(через расходы) с объемом функций органов власти каждого уровня, а также

степень централизации управления в стране.

В 1998 году государственная налоговая инспекция (ГНИ) была

преобразована в Министерство по налогам и сборам. Также имеется налоговая

полиция, предназначенная для пересечения преступлений, в том числе с

теневой экономикой (укрывательство доходов).

Кроме налогов и бюджета существуют внебюджетные фонды (места сосредоточения

финансовых средств, предназначенных для строго определенных целей) :

1)фонд заработной платы (ФЗП);

2) пенсионный (28% + 1% ФЗП);

3)обязательного медицинского страхования (5,4% ФЗП);

4) занятости (2% ФЗП)

ФЗП – сумма всех начисленных затрат.

Налоги бывают :

1. На добавленную стоимость (10-20%)

2. На прибыль – НДС (35%)

3. На прибыль перекупщика (45%)

4. На прибыль банка (43%)

5. На тотализаторы

6. На имущество

7. Подоходный (на совокупный доход за год физического лица).

4.Взаимосвязь между бюджетом и налогами.

Для пополнения бюджета государство должно иметь постоянный источник

доходов, то есть бюджета. По этой причине и создана налоговая инспекция.

Налог в основном создается за счет производственного сектора, то есть

отчисления от производства является определенной частью бюджета.

А отчисления от сельского хозяйства является основной частью бюджета.

В любой экономике стремление к развитию государства есть ничто иное, как

стремление к развитию производства и сельского хозяйства для того, чтобы

все время увеличивать поступления в бюджет. Мы не можем расходную часть

увеличить, пока не увеличим доходную часть. Поступления идут от

производства, но основным источником является сельское хозяйство, так как

это самый надежный и своевременный источник. А доходы от других элементов

(банки, предприятия, лотереи, и т. п.) – это не стабильные доходы,

случайные доходы. При случаях упадка производства или сельского хозяйства,

то идет моментальный спад налогов, спад экономического потенциала страны,

падение бюджета, а бюджет строит основу всей экономики.

Из этого делаем вывод, что роль налогов очень велик, а также что между

собой тесно связаны производство, налоги, бюджет.

Используемая литература:

-100 вопросов и ответов по экономике

-«Экономика» Липсиц

-«Введение» Райзберг

-----------------------

[pic]

[pic]

Налоги

Пропорциональные

(пропорционально

доходу)

Прогрессивные

% возрастает с ростом доходов

Регрессивные

% уменьшается

с ростом доходов

[pic]