Бюджетная система и развитие межбюджетных отношений

Бюджетная система и развитие межбюджетных отношений

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

БАНКА РОССИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: «Финансы, денежное обращение,кредит»

НА ТЕМУ: «Бюджетная система и развитие

межбюджетных отношений»

СТУДЕНТКИ 2 КУРСА 218 ГРУППЫ

ШАВЕРИНОЙ ЕЛЕНЫ ГЕННАДЬЕВНОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ВОЙНИКОНИС Н.Н.

МОСКВА 2003г.

Содержание:

Введение…………………………………………………….3

1. Бюджетная система……………………………………...4

2. Характеристика бюджетной системы………………….5

1. Федеральный бюджет………………………….….5

2. Бюджеты субъектов РФ…………………………...7

3. Местные бюджеты…………………………………8

3. Принципы бюджетной системы…………………….…..9

4. Доходы бюджетов………………………………………12

5. Расходы бюджетов……………………………………...13

6. Бюджетный процесс и его стадии……………………..15

1. Сущность и содержание бюджетного процесса...15

2. Составление проектов бюджета………………….16

3. Рассмотрение и утверждение бюджета………… 17

4. Исполнение бюджетов……………………………18

5. Составление счетов об исполнении бюджетов и их

утверждение……………………………………….19

7. Развитие межбюджетных отношений…………………20

Заключение…………………………………………………23

Список используемой литературы……………………… 24

Приложение 1: «Бюджетная система РФ»………………..25

Приложение 2: «Распределение основных налогов между Федеральным,

региональными и местными бюджетами России (%)»…………………………………………………26

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного

общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование,

осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из

наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять

экономическое и социальное регулирование, является финансовая система

общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством

финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на

формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая

возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х

годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую

очередь бюджетную систему РФ, которая в 1991г. претерпела кардинальные

изменения. До этого государственный бюджет России включался в

государственной бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории

страны, в том числе сельские и поселковые.

В настоящее время государственная бюджетная система РФ состоит из трех

звеньев:

. Федерального бюджета;

. 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских

бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов,

бюджета Еврейской автономной области;

. около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых,

сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими

доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не

включается в федеральный республиканский бюджет.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой

системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять

бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Прямое воздействие августовского валютно-финансового кризиса на

экономику регионов выразились в резком изменении соотношений между объемами

рублевых поступлений в территориальные бюджеты и размерами их валютных

обязательств перед иностранными инвесторами и кредиторами. Резкое

удорожание цены валютных заимствований и последующий уход инвесторов с

рынка субфедеральных ценных бумаг, усугубили проблему дальнейшего

обслуживания региональных займов. Это заставило ряд субъектов Федерации

принудительно реструктурировать выплаты по внутреннему долгу. Как следствие

бюджеты субъектов Федерации лишились возможности рефинансирования своих

долговых обязательств за счет эмиссии ценных бумаг, а значит, потеряли

важный источник покрытия бюджетного дефицита.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась

Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества, в

том числе и бюджетной системы.

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Государственной

Думой 17 июля 1998 г. Бюджетного кодекса РФ, установившего общие принципы

бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной

системы и бюджетного процесса РФ.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы,

бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики

функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую

актуальность.

Бюджетная система

Бюджетная система государства – это совокупность всех видов бюджетов

(см. приложение 1).

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на

экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую

нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,

местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных

внебюджетных фондов;

. Местные бюджеты.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в

государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в

бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не

входят в федеральный бюджет.

Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения

бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно,

бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной

системы, основанная на правовых нормах.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить

следующие уровни:

а) Федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Российской Федерации:

. республиканские бюджеты;

. бюджеты автономных областей;

. областные, краевые бюджеты;

. бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) местные бюджеты:

. бюджеты городов областного подчинения;

. бюджеты районов;

. городские районные бюджеты;

. сельские и поселковые бюджеты.

Рассматривая проблему бюджетного устройства России, следует помнить, что

принципы построения и механизмы функционирования нынешней бюджетной системы

сложились еще в 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам

административно-командной системы управления народным хозяйством страны.

Так, принципы единства и так называемого «демократического», а на самом

деле «жесткого» централизма обусловили следующие характерные черты

бюджетной системы:

. стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

. деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение

среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие,

объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;

. широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями

бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли

регулирующих доходов в территориальных бюджетах;

. субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых

конкретному нижестоящему бюджету;

. ориентированная на расходы методология формирования территориальных

бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структур

иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все, в конечном счете,

отвечает государство, его верховная власть;

. ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов,

дававший вышестоящему органу власти неограниченные возможности держать в

зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать

дополнительные отчисления от регулирующих доходов;

. множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов,

позволявшая во всех случаях применять субъективный «индивидуальный»

подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему

бюджету.

2. Характеристика бюджетной системы РФ

8 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый

Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет

осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного

национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами

и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование

общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с

обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки

высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования

структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-

промышленного комплекса, развитие перспективных направлений в сфере

производства.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии

искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР

«Об основах налоговой системы» 1991г. и Налоговым кодексом Российской

Федерации 1998г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы федерального бюджета

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются

налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке

бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы

РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год;

. таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

. государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

. доходы от использования имущества, находящегося в государственной

собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными

учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной

собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены

федеральными законами и др. нормативными правовыми актами органов

государственной власти РФ;

. часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после

уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах,

устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

. прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными

законами;

. доходы от внешнеэкономической деятельности;

. доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Кроме перечисленных налоговых и неналоговых доходов, для покрытия

бюджетного дефицита используются внутренние и внешние заимствования. В

числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить

привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям, облигациям

государственного сберегательного займа, облигациям государственных

нерыночных займов. Внешними заимствованиями являются кредиты международных

финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных

коммерческих банков и фирм.

Расходы федерального бюджета

В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из

федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

. обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной

палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов

исполнительной власти и их территориальных органов;

. функционирование федеральной судебной системы;

. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

. государственная поддержка атомной энергетики;

. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

федерального масштаба;

. исследование и использование космического пространства;

. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

. формирование федеральной собственности;

. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату

государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат;

. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных

камней, государственного материального резерва;

. проведение выборов и референдумов РФ;

. федеральная инвестиционная программа;

. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

. финансовая поддержка субъектов РФ и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования

мероприятий регионального и местного значения. По согласованию с

региональными и местными органами власти совместно за счет средств

федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных

бюджетов финансируются следующие виды расходов:

. государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и

строительства индустрии, сельского хозяйства, метрополитенов;

. обеспечение правоохранительной деятельности;

. обеспечение противопожарной безопасности;

. обеспечение социальной защиты населения;

. развитие рыночной инфраструктуры;

. обеспечение деятельности средств массовой информации;

. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и

муниципальных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального

перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов

формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета

субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов РФ составляют второй уровень бюджетной системы РФ. Статья

15 Бюджетного кодекса РФ определяет, что бюджет субъекта РФ (региональный

бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам

ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся

на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую

политику. На основе предоставления органам власти средств для увеличения их

бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства,

строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание

уровней экономического и социального развития территорий, которые в

результате исторических, географических и др. условий отстали в своем

экономическом и социальном развитии от др. районов страны. Для преодоления

такой проблемы разрабатываются региональные программы, финансируемые из

региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов

формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

. налог на имущество предприятий;

. налог на недвижимость;

. дорожный налог;

. транспортный налог;

. налог с продаж;

. налог на игорный бизнес;

. региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества,

находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг,

оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов

государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов,

Распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам,

определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов,

полученных за счет средств федерального бюджета.

Региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного

финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех

расходов консолидированного бюджета РФ), на транспорт, дорожное хозяйство

и информатику – 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности,

энергетики и строительства – более 32% расходов консолидированного бюджета

России, жилищно-коммунального хозяйства – 30%, здравоохранения – 33%,

культуры и искусства – 34%.

Одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов

являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит

примерно 49% бюджетных расходов на эти цели.

2.3 Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Статья

14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования

(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам

ведения местного самоуправления.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их значении. Они

выполняют следующие функции:

. формирование денежных фондов;

. распределение и использование этих фондов между отраслями народного

хозяйства;

. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,

организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении

общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в

распределении государственных средств на содержание и развитие социальной

инфраструктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между

звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных

бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов

доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих

источников доходов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных

бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

. земельный налог;

. налог на имущество физических лиц;

. налог на рекламу;

. налог на наследство или дарение;

. местные лицензионные сборы.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным

образованиям), в том числе:

. доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной

собственности;

. доходы от продажи земли;

. доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и

отраслевых фондов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

. от налога на добавленную стоимость;

. от акцизов;

. от налога на прибыль (доход) предприятий;

. от подоходного налога с физических лиц.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия

экономических и социальных процессов в стране. В соответствии с Бюджетным

кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие

функциональные виды расходов:

. содержание органов местного самоуправления;

. формирование муниципальной собственности и управление ею;

. организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального

хозяйства;

. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

. реализация целевых программ, принимаемых органами местного

самоуправления;

. содержание муниципальных архивов;

. организация транспортного обслуживания населения и учреждений,

находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного

самоуправления и др.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются

расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-

культурные мероприятия составляющие более половины всех расходов, и на

жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно

быть финансирование развития местной производственной базы как основы для

получения в будущем собственных доходов.

3. Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, что бюджетная система

Российской Федерации основана на следующих принципах:

> единство бюджетной системы РФ;

> разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

> самостоятельность бюджетов;

> полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

> сбалансированность бюджета;

> эффективность и экономность использования бюджетных средств;

> общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

> гласность;

> достоверность бюджета;

> адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном

порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет

должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы

государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для

этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов

и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой

базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации

бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за

нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок

финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения

бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и

местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением

государственным бюджетом и реализуется через единую социально-

экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику

государства.

В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из

бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами

государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

. право законодательных органов государственной власти и органов местного

самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно

осуществлять бюджетный процесс;

. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по

формированию доходов соответствующих бюджетов;

. право органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления

расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих

бюджетов;

. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении

законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами

бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в

доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов

(решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением

законодательства.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы

бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом

обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах

внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все

государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет

бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в

бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате

налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего

финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в

бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные

предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только

разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем

предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему

доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы

должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не

могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением

доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств

из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы

бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из

источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут

увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов

целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в

случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы

РФ.

Принцип гласности означает:

. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и

отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения

бюджетов, доступность иных сведений;

. обязательную открытость для общества и средств массовой информации

процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том

числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного

(представительного) органа или между исполнительным и законодательным

(представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального

бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется

и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную

сущность.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что

все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и

сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной

части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее

время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства

стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей

с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

4. Доходы бюджетов

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым

законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы

доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для

целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные

перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы

целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов,

а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым

законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а

также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и

рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью

учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов,

предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении соответственно федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,

органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов,

предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы,

конфискации, компенсации, а также средства полученные в возмещение

вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и

иные суммы принудительного изъятия;

. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней

бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных

кредитов;

. иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности

В доходах бюджетов учитываются:

. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во

временное владение и пользование или во временное пользование имущества,

находящегося в муниципальной или государственной собственности;

. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на

счетах в кредитных организациях;

. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в

государственной или муниципальной собственности, под залог, в

доверительное управление;

. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим

бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной

или платной основах;

. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах

хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям,

принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

. часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий,

остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

. другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования

имущества.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального

имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств,

получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального

имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а

также размеры затрат на организацию приватизации определяются

законодательством РФ о приватизации.

Финансовая помощь

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме

дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной

передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является

получателем этих средств.

Безвозмездные перечисления

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от

физических и юридических лиц, международных организаций и правительств

иностранных государств. В дохода бюджетов могут также зачисляться

безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами

понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней

бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налогом и бюджетном

законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или

передачей расходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не

учтенными законом о бюджете.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или

должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы

конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке

изымаемые доход в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в

соответствии с законодательством РФ.

5. Расходы бюджетов

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной

бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных

услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся

на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на

текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией

расходов бюджетов Российской Федерации. Средства от возврата

государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе

средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения,

переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и

государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам

исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным

кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям,

отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов,

предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые

юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,

средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные

цели юридическим лицам , расходы на проведение капитального ремонта и иные

расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при

осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в

собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,

другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в

соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая

текущее функционирование органов государственной власти, органов местного

самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки

другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и

субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не

включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией

РФ.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

. средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и

юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

. трансфертов населению;

. ассигнования на реализацию органам местного самоуправления обязательных

выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством

субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного

самоуправления;

. ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

. ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в

результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих

к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

. бюджетных кредитов юридическим лицам;

. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней

бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

. кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних

заимствований;

. кредитов иностранным государствам;

. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе

государственных или муниципальных гарантий.

6. Бюджетный процесс и его стадии

1. Сущность и содержание бюджетного процесса

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее его определение:

«Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов

государственной власти, органов местного самоуправления и участников

бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,

проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и

исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также

по контролю за их исполнением».

Задачами бюджетного процесса являются:

. максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях

достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному

хозяйству;

. определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам;

. установление расходов бюджета по целевому назначению;

. согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации,

направленной на преодоления инфляционных тенденций в экономике и

обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически

оправданных источников;

. осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности

бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов

государства между ними, а также между сферами хозяйства;

. повышение роли перспективного бюджетного планирования;

. усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и

доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

. автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему

автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-

вычислительной техники.

Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает

в себя следующие его элементы:

. составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в

соответствующие законодательные органы;

. аудит и оценка бюджета;

. рассмотрение бюджетов органами законодательной власти и их утверждение в

форме принятия соответствующего законодательного акта;

. исполнение утвержденных бюджетов;

. составление отчетов об исполнении бюджетов;

. утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

. составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и

представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной

власти для последующего представления в Правительство РФ.

Все элементы бюджетного процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены и

являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и

политической культуры.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование –

перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Обобщая рассмотренные аспекты содержания бюджетного процесса, можно

отметить, что он охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

. составление проекта бюджета;

. рассмотрение и утверждение бюджета;

. исполнение бюджета;

. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

2. Составление проектов бюджетов

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема

денежных средств, необходимого для выполнения функций органов

государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению

населению полного перечня государственных услуг. Составлению проектов

бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики,

прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных

финансовых балансов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости

достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе

нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или

муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными

нормативами.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства

РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и

органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов

бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов

Федерации и муниципальных образований.

Основой при составлении проектов бюджетов служат:

. Бюджетное послание Президента РФ;

. прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на

очередной финансовый год;

. основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей

территории на очередной финансовый год;

. прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на

очередной финансовый год;

. план развития государственного или муниципального сектора экономики

соответствующей территории на очередной финансовый год.

На стадии составления проектов бюджетов очень важное значение

приобретает оценка микроэкономической эффективности государственных

расходов.

Уже стало правилом составление бюджета в разрезе ведомственной

классификации на основе увеличения либо сокращения фактических параметров

истекшего года. Такой «приростный» подход к составлению бюджета

используется во многих странах, однако в условиях переходной экономики он

имеет ряд существенных недостатков, поскольку ориентирован на возобновление

таких ассигнований, которые являются неэффективными. Кроме того, приростный

метод составления бюджета может использоваться только при наличии

отработанной системы определения приоритетности расходов, направленных на

макроэкономическую стабилизацию. В Росси такой системы нет, более того, и

институциональная структура, и система стимулов не направлены на поощрение

эффективного управления государственными ресурсами. Поэтому инвестиции,

направляемые в производственный сектор, производятся в отсутствии системы

проведения экономической и финансовой оценки проектов.

Составление бюджета по приростному принципу должно сопровождаться

стратегическим анализом государственных расходов и функций, а также оценкой

экономических результатов государственных расходов.

Органы исполнительной власти всех уровней должны составлять программы

капиталовложений на несколько лет, в которых бы четко оценивалось влияние

осуществляемых и предлагаемых инвестиционных проектов на расходы и

источники финансирования на текущий период.

Составление бюджета на базе инвестиционных программ требует ведения

контрольных показателей, жесткого лимитирования сроков их выполнения, а

также ежегодного контроля и оценки результатов их реализации. Эти критерии

должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать исключительный

целевой характер тех или иных программ.

Таким образом, составление бюджетов – это стадия бюджетного процесса, на

которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий

финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания

рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и

механизмов эффективного управления бюджетным процессом.

3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вносят

проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение

законодательного органа, представительного органа местного самоуправление в

срок, определенный для федерального бюджета – Бюджетным кодексом РФ,

бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета – правовыми

актами местного самоуправления. Указанными же законодательными актами

определяется и порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его

утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются

проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. В процессе

рассмотрения в проект закона могут быть внесены изменения.

Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета предусматривает,

что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального

Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий

год с документами и материалами.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона на

предстоящий год в четырех чтениях.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на

планируемый год в первом чтении Государственная Дума рассматривает

концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные

направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, программу

государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных

кредитов РФ иностранным государствам на планируемый год в части источников

внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете во

втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета

по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов

федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального

фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение средств по

субъектам РФ, общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.

Государственная Дума при рассмотрении в третьем чтении законопроекта

рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной

классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным

целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе на

планируемый год в пределах расходов; перечень защищенных статей

федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на

планируемый год, программы предоставления средств федерального бюджета на

возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных

внешних заимствований РФ и предоставление государственных кредитов РФ

иностранным государствам.

При рассмотрении законопроекта в четвертом чтении рассматриваются

поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов,

расходов и дефицита федерального бюджета.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете в

течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрения и принятия

Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на планируемый

год передается на рассмотрение Президента РФ для подписания и

обнародования.

Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий

бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов аналогичен рассмотренным

выше процедурам.

4. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по

мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения

которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые

органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов

на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с

единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического

наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом

представительной власти. В финансовых органах готовится организационный

план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового

органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по

квартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию

бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами

мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется

бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным

органом власти.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования

мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и

получателей бюджетных средств.

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

В РФ с 1992г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для

его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное

казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе

государства:

. организация исполнения федерального бюджета;

. контроль за его исполнением;

. управление бюджетными доходами и расходами;

. регулирование межбюджетных отношений;

. финансовое исполнение внебюджетных фондов;

. управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов

РФ;

. осуществление учета и отчетности по движению средств федерального

бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

. отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального

бюджета в системе балансовых счетов;

. централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный

бюджет и платежей из федерального бюджета;

. совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с

использованием единого счета и управления этим счетов.

Исполнение федерального бюджета по доходам включает:

. перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет

Федерального казначейства;

. распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом

федеральных регулирующих налогов;

. возврат излишне уплаченных сумм доходов;

. учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального

бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение

территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами

Федерального казначейства и территориальными органами власти.

6.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их

утверждение

Одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными

органами власти, является последующий контроль, проводимый данными органами

в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджетов.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует

специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвует также и в

предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта

федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей,

распорядителей и получателей средств готовит орган, исполняющий бюджет.

Ответственным за составление отчета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в

Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в форме

федерального закона не позднее 1 июня текущего года вместе с отчетами об

исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

. отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и

Президента РФ;

. отчетами Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о

предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов, о предоставленных

государственных гарантиях;

. отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

. отчетом о доходах, полученных от использования гос-имущества;

. сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению

государственных и муниципальных услуг;

. годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по

главным распорядителям бюджетных средств;

. реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии

внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного

финансового года;

. отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных

взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального

бюджета за отчетный год и готовит заключение по ответу в течение 4,5

месяцев после представления Правительством РФ отчета в Государственную

Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета

в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего

принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.

7. Развитие межбюджетных отношений

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках

межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной

власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного

самоуправления.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням

бюджетной системы РФ;

. разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав

муниципальных образований;

. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ,

муниципальных образований;

. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом,

равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов

могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из

бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями

бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во

взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными

бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета

нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и

муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным

бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом установлено, что при распределении налоговых доходов

по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны

составлять не менее 50% от суммы консолидированного бюджета РФ.

Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы

показано в приложении 2.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских,

республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны

иметь соответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной

основе полностью или частично за соответствующими бюджетами

законодательством РФ.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных

бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на

региональные и местные органы власти функций, экономического и социального

развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из

бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются

регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные или региональные налоги и

иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты

субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на

долговременной основе по разным видам таких расходов.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также

трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов

финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по

установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств,

поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования

территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной

системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих

расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня

бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной основах для

осуществления целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня,

юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования

целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения

финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники

бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций

иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует

развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их

воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой

основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет

финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и

субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных

бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению

проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах

отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть

ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости

многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это

осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций,

субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных

пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области

охраны окружающей среды, наличие исторических памятников и других причин,

экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы

обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в

состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить

города и поселки-курорты, города – исторические и архитектурные

заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым

назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах

не хватает средств.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов,

дотаций, субвенций и субсидий, значительным источником формирования

доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из

других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из

вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая

часть оседает в нижестоящих бюджетах. Так, если в 1997 г. в территориальные

бюджеты поступило из федерального бюджета 22263 млрд. руб., то передано

федеральному бюджету 214 млрд. руб. Следовательно, 22049 млрд. руб. осело в

доходах территориальных бюджетов.

В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял

прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее

пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами.

Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации,

субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то

средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще

большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Заключение

Государственная бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно

многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из

важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации,

которая объединяет 89! бюджетов различных форм федерального подчинения. Это

влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех

уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено

пристальное внимание Правительства нашей страны.

В связи с переходом к рынку наша страна испытывает колоссальный

экономический и социальный кризис (вообще, Россия - единственная страна, в

которой ВНП испытал такое падение не вследствии участия в крупной войне).

Есть надежда, что пути решения этого кризиса ищутся Правительством. И в

этом плане большое значение придается реформированию и бесперебойному

функционированию Государственной бюджетной системы в целом и бюджетной

системы Субъектов Федерации в частности. БСС РФ получает сегодня все

большую самостоятельность в решении насущных вопросов регионов, что влечет

за собой рост ответственности за свои действия.

Правильная реализация большого функционального бремени невозможна без

создания грамотно разработанного правового поля БСС РФ. Это и должно

являться приоритетной задачей органов законодательной власти в нашей

стране.

Список используемой литературы:

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Бюджет и бюджетная система Российской Федерации:

Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской

Бюджетная система России: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка

Банк России: Учебник / Под ред. Н.С.Голиковой

Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Л.А.Дробозиной

Приложение 1: «Бюджетная система Российской Федерации»

Бюджетная система Российской Федерации

Федеральный Федеральные Территориальные

Территориальные

бюджет РФ внебюджетные бюджеты

внебюджетные

фонды

фонды

Бюджеты субъектов РФ Бюджеты муниципальных

Местные целевые

(Региональные бюджеты) образований (Местные бюджеты)

бюджетные фонды

Региональные целевые Бюджеты районов

Бюджеты городов

бюджетные фонды

Районные Поселковые Сельские

Городские Бюджеты Поселковые

бюджеты бюджеты бюджеты

бюджеты внутригородских бюджеты

районов

Приложение 2: «Распределение основных налогов между Федеральным,

региональными и местными бюджетами России (%)»

|№ |Наименование |Федеральный |Региональные |Местные |

| |налога |бюджет |бюджеты |бюджеты |

|1 |Налог на прибыль |33 |40 |27 |

|2 |НДС |66 |21 |13 |

|3 |Акцизы |84 |13 |3 |

|4 |Подоходный налог с физических лиц |9 |24 |67 |

|5 |Налог на имущество с физических лиц |- |4 |96 |

|6 |Налог на имущество с юридических лиц |- |44 |56 |

|7 |Плата за недра |19 |43 |38 |

|8 |Земельные налоги и арендная плата за землю|26 |25 |49 |

|9 |Транспортный налог |- |51 |49 |