Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ

20

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретическая часть:…………………………………………………………...3

1.1. Бюджетные права органов власти и бюджетное устройство РФ…………3

1.2. Акцизы. Роль акцизов в формировании доходов бюджета федерального и регионального уровней………………………………………………………….10

1.3. Финансовое обеспечение расходов на образование и культуру………...14

2. Практическая часть…………………………………………………………...18

Список использованных источников…………………………………………..21

1. Теоретическая часть:

1.1. Бюджетные права органов власти и бюджетное устройство РФ

Права органов власти по регулированию отношений связанных с меж бюджетным распределением доходов регулируются бюджетным законодательством.

Основы разграничения бюджетных полномочий между органами государственной власти разных уровней. Права органов власти с распределением доходов по уровням бюджетной системы.

Конституцией РФ закреплено такое государственное устройство, как федеративное основанное на единстве системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по взаимоотношениям с федеральными органами власти (все субъекты между собой равны).

Предусмотрено 3 уровня управления:

· федеральный

· региональный

· местный

В июне 1999 года принят ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочиями между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ”

В соответствии с этим определена следующая бюджетная политика:

1. предметы ведения - сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ компетенцией ее субъектов.

2. компетенция органов государственной власти - совокупность полномочий по предметам ведения, установленных Конституцией РФ и принятыми в соответствии с уставами РФ.

3. договор - правое разграничение предметов и полномочий.

4. соглашение - заключается между исполнительными органами о передаче части своих полномочий.

5. предмет договора.

Необходимо создание нормативно - правовой базы, кот могла бы распределять расходы и доходы на различных уровнях разветвления. Экономическая основа такой базы состоит из следующих элементов:

· собственность

· собственность субъектов

· муниципальная собственность

· собственность соответствующего субъекта бюджета

Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Принцип самостоятельности бюджетов требует обеспеченности каждого бюджета определенного доходами, с тем, чтобы соответствующий орган государственной власти мог выполнять возложенные на него функции.

Следует четко разграничивать закреп за каждым бюджетом источник дохода.

Разграничивать ответственность между бюджетами.

Обеспечивать не вмешательство вышестоящего органа власти в вопросы ведения нижестоящего органа власти бюджета управления.

В соответствии с НК РФ федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые рассрочки по уплате налогов в Федеральный бюджет в пределах лимитов.

Доходы бюджетов субъектов РФ и Федерального бюджета могут быть переданы в местный бюджет на постоянной основе (частично в полном объеме) или в % на срок более 3-х лет. Доходы местных бюджетов могут быть переданы другим бюджетам.

Права органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию доходов и расходов территориальных бюджетов.

Законодательные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размер ставок по ним и предоставляют налоговые льготы.

Органы исполнительной власти субъектов предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов.

Они могут также предоставлять эти отсрочки и в части сумм федерального налога или сбора только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам и при соблюдении определенного объема дефицита и государственного долга субъекта.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате.

Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек, рассрочек по уплате налогов в местный бюджет в пределах лимитов. Также могут предоставлять рассрочки в части сумм регионального, федерального налога при тех же условиях.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.

Сумма превышения доходов над расходами не подлежит изъятию органами государственной власти.

В доходных и расходных частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование вопросов местного значения.

Субъекты Федерации распределяют регулирующие доходы между бюджетами. Причем, как правило, устанавливаются дифференцированные отчисления от них в местный бюджет.

Они утверждают сумму дотаций, субвенций из регионального бюджета местным бюджетам на финансирование расходов необеспеченных собственными ресурсами территорий.

Причем в каждом субъекте свой порядок, т.е. им представлено право формировать принципы бюджетных отношений на своей территории.

Расходы формируются на единых методологических основах нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, нормативное финансирование затрат на оказание финансовых услуг.

Территориальные органы власти вправе:

1. Определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по социально - культурному развитию в пределах бюджетных доходов, дотаций, субвенций, субсидий и привлекаемых заемных средств.

2. Определять направление использования средств бюджетов на инвестиции, на собственные целевые программы, социально - культурных мероприятий, управление и др.

3. В пределах имеющихся средств:

а. Увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание услуг.

б. Определять дополнит льготы и пособия, а также производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения.

в. Создавать резервные целевые фонды.

г. Определять размеры и целевое назначение дотаций, субвенций, субсидий бюджетам нижестоящего уровня.

д. Объединять на договорной основе средства бюджетов со средствами иных бюджетов, а также юридических и физических лиц для финансирования строительства, ремонта.

Виды расходов:

· капитальные (могут быть сформированы из бюджета развития);

· текущие - часть расходов, которые обеспечивают текущее финансирование органов государственной власти бюджетных учреждений.

Бюджетные отношения внутри субъекта РФ до введения в действие БК основывались на принципе исходя из минимального бюджета. Т.е. это расчетный объем доходов бюджета, покрывающие гарантированные минимально необходимые расходы.

Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законами доходных источников.

Если не обеспечивается доходная часть минимального бюджета, то органы государственной власти передавали свои доходные источники.

Минимально необходимые расходы установленные Законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Как доходы, так и расходы могут передаваться из одного бюджета в другой.

Финансовые средства, выделяемые на реализацию отдельных государственных полномочий, показываются как отдельный вид расхода и учитываются раздельно.

Средства, переданные другому бюджету для обеспечения государственных полномочий, учитываются как доход в форме безвозмездных перечислений.

Органы местного самоуправления вправе выдавать юридическим и физическим лицам ссуды, предусмотренные местным бюджетом и при условии обеспечения финансирования расходной части местного бюджета.

Порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместно финансируемых из региональных и местных бюджетов определяется исполнительными органом субъекта.

Запрещается устанавливать источникам финансирования совместных расходов консолидированный бюджет.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принцип ее построения. В РФ действует бюджетная система, в которую входят:

a. федеральный бюджет;

b. республиканские бюджеты республик в составе РФ, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей и городские бюджеты городов федерального значения.

c. местные бюджеты.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Построение бюджета начинается с определения направлений и величины расходов. При этом различают расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и расходы, включаемые в бюджет развития. К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, средств массовой информации и иные расходы не включаемые в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями, социально-экономическое развитие территорий и иные расходы на расширенное воспроизводство. Расчет суммы расходов производится нормативным методом. Исходя из расчета на одного жителя и общей численности населения, с учетом этих норм составляется минимальный бюджет.

В доходной части выделяют закрепленные и регулирующие доходы. Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле (обычно в процентах) на постоянной или договорной основе, в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - представляют собой доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов, поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным и установленным на следующий финансовый год.

1.2. Акцизы. Роль акцизов в формировании доходов бюджета федерального и регионального уровней

Акцизы относятся к статьям доходов бюджетов всех уровней.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

     1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
     2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
      3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
     4) пиво, табачная продукция;

5) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

6) автомобильный бензин;

7) дизельное топливо;

8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2) использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово - розничную реализацию, а также использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья;

3) получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство, в том числе получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. В целях настоящей главы получением нефтепродуктов признается приобретение, получение собственником нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, оприходование налогоплательщиком, производящим нефтепродукты, выработанные из собственного сырья;

4) передача собственнику, не имеющему свидетельства, нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций.
     Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;

6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

7) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов), подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

4) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества (за исключением операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи);
12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);

13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
14) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь;
15) реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.


1.3. Финансовое обеспечение расходов на образование и культуру

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучше-нию пропорций, более эффективному использованию государст-венных средств.

Бюджет выступает важным инст-рументом регулирования и стимулирования экономики и инвести-ций, повышения эффективности производства.

Важное значение имеет социальная направленность бюджет-ных средств.

В процессе финансового планирования бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения не-производственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организато-ра распределительных процессов в народном хозяйстве.

Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материаль-ного производства, он влияет на размеры накоплений, опреде-ление оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наи-более целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяют-ся размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансо-вых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и, прежде всего, федерального бюджета Российской Федерации.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

составление и утверждение бюджетной росписи;

утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Существенное значение для характеристики целевых направлений муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная ос-нова такой классификации заложена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к муниципальным расходам в целом. Так, в составе последних можно выделить направления расходов на:

а) отрасли хозяйства -- промышленность, строительство, сель-ское хозяйство и т.д.;

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г)оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнитель-ных органов власти;

з) создание запасов и резервов:

и) прочие расходы.

Наиболее децентрализованными являются расходы на социаль-но-культурные мероприятия. Около 60% расходов на образование приходится на долю местных бюджетов 1-го уровня, еще 26% -местных бюджетов 2-го уровня, между которыми распределены (в различной пропорции) детские дошкольные и общеобразователь-ные (начальные, неполные и полные средние школы) учреждения.

Финансирование расходов на образование, культуру, искусство,           кинематографию, здравоохранение и физическую культуру осуществляется следующим образом:

Подразделения-заказчики совместно с Финансовым управлением организуют работу по обоснованию и защите в Минфине России смет расходов, связанных с содержанием образовательных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения.

После получения от Минфина России Финансовым управлением утвержденных годовых объемов (лимитов) бюджетного финансирования подразделения-заказчики распределяют лимиты бюджетных средств по организациям, представляют это распределение на утверждение руководству Министерства, и после утверждения направляют его в Финансовое управление и в Управление бухгалтерского учета, отчетности и контроля.

При текущем финансировании Финансовое управление получает от Минфина России сумму текущего лимита и доводит его до подразделений-заказчиков. Подразделения-заказчики распределяют бюджетные средства по организациям, представляют распределение на утверждение заместителю
Министра, после утверждения направляют его в Финансовое управление и Управление бухгалтерского учета, отчетности и контроля для организации перечисления средств, учета и контроля.

 Практическая часть

Задание:

Составить смету расходов на текущее содержание средней школы по следующим статьям расходов:

- расходы на оплату труда;

- начисления на заработную плату;

- расходы на питание школьников;

- компенсация педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции (трансферты населению).

Решение:

Таблица 1

Расчет численности учащихся и количества классов

Классы

На 01.01.2001г.

На 01.09.2001г.

классов

учащихся

классов

учащихся

1

2

54

2

52

2

3

77

2

54

3

3

76

3

77

Итого

8

207

7

183

5

3

79

3

76

6

3

81

3

79

7

3

75

3

81

8

2

55

3

75

9

2

53

2

55

Итого

13

343

14

366

10

2

52

2

53

11

2

50

2

52

Итого

4

102

4

105

ВСЕГО по школе

25

652

25

654

Определим среднегодовое количество классов по следующей формуле:

КСР = [(КН*8) + (КК*4)] / 12,

где КН - количество классов на 1 января 2001г.

КК - количество классов на 1 сентября 2001г.

Формула для расчета среднегодового количества учащихся аналогична.

Результаты расчета представлены в табл. 2.

Таблица 2

Расчет средней численности учащихся и среднего количества классов

Классы

КСР

УСР

1 - 3

[(8*8+7*4)]/12 = 7,7

[(207*8+183*4)]/12 = 199

5 - 9

13,3

351

10 - 11

4

103

Всего по школе

25

653

Для расчета фонда заработной платы составим табличную форму 3.

Количество педагогических ставок на все классы на определенную дату рассчитывается как произведение количества педагогических классов на класс и количества классов на данную дату (из таблицы 1).

Таблица 3

Расчет фонда заработной платы

Показатели

1-3 классы

5-9 классы

10-11 классы

Итого по всем классам

Кол-во педагогических ставок на класс

1,4

2,23

1,96

-

Средняя ставка учителя в месяц, руб.

910

980

1275

-

Кол-во педагогических ставок на все классы на 1 января 2001г.

1,4*8=11,2

29,0

7,8

48,0

ФЗП в месяц за период январь - август, руб.

11,2*910=10192

28410,2

9996

48598,2

Кол-во педагогических ставок на все классы на 1 сентября 2001г.

1,4*7=9,8

31,2

7,8

48,8

ФЗП в месяц за период сентябрь - декабрь, руб.

8918

30595,6

9996

49509,6

Таким образом,

ФЗП январь-август = 48598,2 * 8 мес. = 388785,6 руб.

ФЗП сентябрь - декабрь = 49509,6 * 4 мес. = 198038,4 руб.

ФЗП 2001 год = ФЗП январь-август + ФЗП сентябрь-декабрь = 586824,0 руб.

Далее следует рассчитать фонд заработной платы административного и вспомогательного персонала (таблица 4).

Таблица 4

Расчет фонда заработной платы административного и вспомогательного персонала

Должность

Среднегодовое количество ставок

Средняя ставка в месяц, руб.

ФЗП в месяц, руб.

Директор школы

1

1630

1630

Заместитель директора

3

1405

4215

Заведующая библиотекой

1

1205

1205

Секретарь

1

610

610

Уборщик

6

450

2700

Всего

12

-

10360

Отсюда, общий тарифный фонд заработной платы в 2001 году составит:

586824 + 10360 * 12 мес. = 586824 + 124320 = 711144 руб.

Кроме того, предусмотрен надтарифный фонд заработной платы, который рассчитывается следующим образом:

711144 / 75 * 25 = 237048 руб.

Общий фонд заработной платы = 711144 + 237048 = 948192 руб.

Начисления на заработную плату представлены следующими коэффициентами:

- районный коэффициент (РК) = 30%

- дальневосточная надбавка (ДвН) = 30%;

- отчисления во внебюджетные фонды = 35,8% от ФОТ+РК+ДвН в 2001г.

Результаты расчета представлены в табл.5.

Следующей статьей расходов является обеспечение бесплатного питания учащимся в размере 1,5% от размера минимальной месячной оплаты труда на 1 учащегося в течение 170 дней календарного года. В 2001 г. размер минимальной оплаты труда составлял 100 руб.

Отсюда, расходы на питание учащихся = 100 руб./100%*1,5%*170 дней * 653 чел. = 166515 руб.

Кроме того, к статьям расходов следует отнести ежемесячную компенсацию педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции в размере минимальной месячной оплаты труда.

Следовательно, размер компенсации в 2001 году составит:

100 руб. * 12 мес. = 1200 руб.

Итак, сводную смету расходов средней школы в 2001 году представим в табл.5.

Таблица 5

Смета расходов средней школы в 2001 году

Статья расходов

Сумма, руб.

Фонд заработной платы

948192

Начисления на ФЗП

(948192*0,6) + (948192*1,6*0,358) = 568915,2 + 543124,4 = 1112039,6

Питание учащихся

166515

Компенсация книгоиздательской продукции

1200

ИТОГО

2 227 946,6

Список использованных источников

1.   Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа 2002 г.).

2.   Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994 г., 25 апреля, 23, 26 июня,30 ноября, 27, 31 декабря 1995 г., 14 декабря 1996 г., 10 января,28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г., 6 января,10 февраля, 3 марта, 31 марта, 4 мая 1999 г., 5 августа 2002 г.).

3.   Федеральный закон РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15.08.96 (с изменениями от 02 и 26 марта 1998г.).

4.  Приказ Министерства финансов РФ № 1-Н «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 06 января 1998 г.

5.  Приказ Минэкономики РФ от 27 июля 1999г. №371 «О порядке бюджетного финансирования в Минэкономике России».

6. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (вводный). / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. М., 2001.

7.   Финансовое право. Учебник. М., 1996.