Цели и виды аудита
Цели и виды аудита
Псковский Вольный университет
Р Е Ф Е Р А Т
ЦЕЛИ И ВИДЫ АУДИТА
студент 2-го курса оценка______________
факультет экономики
и менеджмента ____________________
Amuse_me /подпись рук./
Рук.: Мельников Л.П. « «__________2000 г.
г.Псков
2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ……………………………………………………………… 3
1. Сущность аудита ……..……………………………………………… 4
Значение аудита в системе управления экономическими
субъектами …………………………………………………………… 6
4. Принципы аудита ………….………………………………………… 9
5. Сравнительная характеристика организации аудита в разных
странах ……………………..………………………………………… 10
6. Схема организации аудиторских фирм ………………..…………... 12
7. Виды аудита …………………………………… ………………….. 13
4. Заключение ……………………………………………..…………… 19
5. Примечания ……………………………………………….……….. 20
11. Список используемой литературы ……………………………….. 21
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение аудита в первую очередь связано с разделеним
интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия
(администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его
деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли
и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую
предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.
Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны
администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры
хотели быть уверены, что их не обманывают, что отчетность,
представленная администрацией, полностью отражает действительное
финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой
информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди,
которым, по мнению акционеров, можно было доверять.
Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его
безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не
имело сначала особого значения, однако с усложнением бухгалтерского
учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная
подготовка аудитора.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в
услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются
требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности,
увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После
окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные
требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и
обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит
становится мощным оружием против мошенничества.
СУЩНОСТЬ АУДИТА
Современный аудит - это особая организационная форма контроля.
Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики,
даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась
сейчас в России, т.е. отличительной его чертой является его
принадлежность к инфраструктуре рынка.
Как правило, на Западе инициаторами проведения аудита выступают
банки, налоговые органы, потенциальные инвесторы и сами собственники.
При этом каждый и пользователей аудиторских услуг, заботясь о своих
интересах, объективно нуждается в функции засвидетельствования
аудиторов.
Чтобы удовлетворить эти потребности, резко возрастает число
присяжных или дипломированных общественных бухгалтеров. Многие из них
выполняют функции аудиторов.
Далее необходимо более подробно определить сущность аудита. А
она вытекает из тех задач, которые ставят перед ним законодатель и
общество. Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают
англо-американские специалисты, а также аудиторы континентальной
Европы. Этот подход отражает американскую и некоторую иную зарубежную
практику аудита, причем резко отличающуюся от практики известной нам
ревизии.
Так, в Великобритании по определению, данному Британским
комитетом по аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой
«независимое изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью
выражения о ней профессионального мнения специально назначенным
аудитором при соблюдении любых правил, установленных действующим
законодательством». А по действующим в РФ Временным правилам основной
задачей аудиторской деятельности является определение достоверности
отчетности экономических субъектов. Дословно (п. 5 Временных правил)
это звучит следующим образом:
Основной целью аудиторской деятельности является установление
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических
субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основные показатели(содержание, объем и формы) принятой в Российской
Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических
субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а
до его принятия – нормативными актами Совета Министров – Правительства
Российской Федерации и в частности бухгалтерской (финансовой)
отчетности банков и кредитных учреждений – нормативными актами
Центрального банка Российской Федерации.
По Проекту закона данная основная задача, из формулировки
которой, собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к
определению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов. Однако в Проекте закона есть важная оговорка:
аудитор подтверждает достоверность указанной отчетности во всех
существенных аспектах. Следовательно, авторы Проекта закона отметили,
что целью аудита не является и не может быть полное устранение
информационного риска. Целью аудиторской деятельности в Проекте закона
является установление достоверности бухгалтерской (финансовой)
отчетности экономических субъектов во всех существенных аспектах, что
более верно соответствует сущности и задачам аудита по международным
нормам.
Приведенная выше оговорка чрезвычайно важна. Она связана с тем,
что цивилизованный рынок определяет главные, основополагающие задачи
аудита иначе, нежели это делается сейчас в России. И в теории, и на
практике крайне важно рассматривать аудит как:
процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не
составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно,
чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более
злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;
процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для
других пользователей такой отчетности, публикуемой различными
экономическими субъектами.
Таким образом, полное устранение информационного риска при
помощи аудита невозможно. Такая цель просто нереальна.
И все же практика аудита в странах с развитой рыночной
экономикой действительно очень обширна, а стоящие перед аудитором
задачи – весомы и значительны. Это можно увидеть в одном из наиболее
применяемых западных (США) определений аудита1 :
Аудит (auditing) – это процесс, посредством которого
компетентный независимый работник накапливает и оценивает
свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и
относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и
выразить в своем заключении степень соответствия этой информации
установленным критериям.
ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ
Воспользуемся материалом Временных правил и исследуем основные
задачи аудита в системе управления экономическими субъектами. Обоснуем
соответствующую трактовку отдельных элементов приведенного выше
определения сущности аудита как элемента инфраструктуры рыночной
экономики применительно к соответствующим статьям Временных правил:
а) компетентный – термин не встречается, но косвенно
подразумевается, в том числе и через систему аттестации (п.8, 20-22);
б) независимый работник – аудиторы независимы от проверяемого
экономического субъекта, третьей стороны, собственников и
руководителей своей аудиторской фирмы (п.12);
в) накапливает и оценивает – первый термин не встречается, а
второй – встречается, но в очень широком контексте од «оценке активов
и пассивов экономического субъекта» (п.9);
г) аудиторские свидетельства - данные, полученные в ходе
аудиторской проверки (п.14);
д) информация, поддающаяся количественной оценке, -
бухгалтерская (финансовая) отчетность, платежно-расчетная
документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и
требования экономических субъектов (п.3);
е) специфическая хозяйственная система – экономические
субъекты, т.е. предприятия, их объединения, организации и учреждения,
банки и кредитные учреждения, их союзы и ассоциации, страховые
организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и
другие фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную
предпринимательскую деятельность; к экономическим субъектам относятся
также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно (п.2);
ж) заключение – заключение аудитора – это документ, имеющий
юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов
государственной власти и управления, органов местного самоуправления и
судебных органов; в случае поручения государственных органов оно
приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с
процессуальным законодательством РФ (п.17);
з) мнение – этот термин не встречается;
и) степень соответствия этой информации установленным
критериям – факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных
нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и
соответствия финансового отчетности, влияющих на ее достоверность.
А также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-
финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам
собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц
(п.18»б»).
Как видим, по своей сущности отечественный аудит уже
приближается к сущности аудита на Западе, хотя ни о выработке
устоявшейся русской терминологии для аудита, ни о полном совадении
этих понятий говорить пока не приходится: слишком рано. Значение и
задачи аудита в условиях РФ, если рассматривать их в целом, еще кое в
чем отличаются от аналогичных задач аудита в зарубежных системах
управления хозяйствующими субъектами. Например, как подметили многие
авторы, «существенным упущением определения, данного Временными
правилами, является отсутствие обозначение результата проделанной
аудиторской работы. Результатом аудита может быть только выражение
мнения независимого аудитора о достоверности информации об объекте
аудита, предоставленной организацией, в которой проводилась проверка»2
.
Анализ сущности, значения и задач аудита показывает, что это не
просто «карающий меч» в руках «новой революции», а особо сложный
социально нейтральный экономический инструмент.
Современный аудит начал свое бурное развитие примерно со второй
половины XIX в. вместе с бурным развитием акционерных обществах формы
капитала, адекватной крупной промышленности. Сельскому хозяйству и
торговле. Это случилось в силу тех объективных обстоятельств, что в
новых условиях система отношений инвестора с наемной администрацией
акционерных обществ претерпела существенные, коренные изменения:
имущественная дифференциация населения, а также развитие фиктивного
капитала вызвали принципиальный сдвиг в составе и в самом облике
инвесторов;
принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной
информации, нередко приводило к отрицательным экономическим
последствиям и даже к банкротствам некоторых акционерных обществ;
потребовались особые специальные знания для людей, способных высказать
профессиональное суждение о достоверности их отчетности;
произошел существенный отрыв администрации акционерных обществ от
непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа;
объективно разделились интересы администрации компании как
составителей отчетности и их инвесторов, а также других пользователей
этой отчетности;
началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной
формы движения капитала.
Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное
отношение к современным процессам в российской экономике.
Со времен окончательного становления современного аудита (30-е
годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем,
как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи
недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных
банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую
отчетность, не предостерег своих клиентов? Но тем не менее все
участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор
неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в
надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются
на бирже. А для этого они должны опираться на функцию
засвидетельствования аудиторов. Именно поэтому ускоренное развитие
аудиторская деятельность получила после кризиса 1929-1933 гг., когда у
инвесторов пропало доверие к существующим финансовым структурам.
Современное положение в России удивительно напоминает описанную
ситуацию. С одной стороны, происходит быстрое формирование основных
институтов фондового рынка, а с другой – уже имеется первый негативный
опыт строительства финансовых пирамид, а также банкротств ряда
финансовых институтов, использовавших преимущественно средства
населения. Негативный опыт банкротств затронул интересы миллионов
людей и десятков тысяч предприятий.
Таким образом, к середине 90-х годов в нашей стране уже
произошел подрыв доверия вкладчиков и акционеров ко всем существующим
финансовым структурам, а необходимость процессов снижения
информационного риска, функции засвидетельствования аудиторов была
осознана очень многими пользователями бухгалтерской отчетности. В
сложившихся условиях уже можно твердо сказать, что проблема создания в
России аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным
доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов, стала
одной из основных на пути стабилизации экономики.
ПРИНЦИПЫ АУДИТА
Большинство стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе
и Россия) имеют проверенные мировой практикой принципы ведения аудита:
1. Независимость аудита от государства, его различных министерств и
ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор,
Государственная налоговая служба и Центральный банк России.
2. Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают
уровень подготовки и моральные качества другого специалиста:
с выдачей разрешения на право заниматься аудиторской деятельностью
только тем лицам, которые способны подтвердить свою квалификацию;
с обеспечением профессиональной защищенности аудиторов.
3. Финансовая независимость аудитора от клиента:
достаточный размер уставного капитала и чистых активов;
самострахование;
безусловное соблюдение аудиторами и независимости собственной позиции,
и коммерческих интересов клиента;
оплата, поступающая из другого источника, от каждого клиента, должна
иметь незначительный удельный вес в общем потоке доходов от уплаты
услуг аудиторов;
фирма ограничивает оказание других услуг клиенту, чтобы избежать
конфликтов интересов.
4. Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена
аудитора, что дает возможность избежать слишком глубокой зависимости
аудиторов от клиента.
5. Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с
высокотехнологичными системами клиента.
6. Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской
фирмой) качества процессов аудита.
7. Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией
для этих целей международного опыта к экономической реальности.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА В РАЗНЫХ СТРАНАХ
(табл. 1)
табл.1
| | Страна |Показатели |
| | |Основная цель аудита |Органы, |Системы |
| | | |регулирующие |подготовки |
| | | |аудиторскую |аудиторских |
| | | |деятельность |кадров |
|1|2 |3 |4 |5 |
|1|Англия |Контроль за |Комитет |Комитет |
| | |правильностью ведения|дипломирован-ных |дипломирован-ных |
| | |бух. учета, |бухгалтеров и |бухгалтеров и |
| | |составления |аудиторов |аудиторов |
| | |отчетности и | | |
| | |выражения мнения о | | |
| | |финансовой отчетности| | |
| | |предприятия | | |
|2|Фран-ция|Внешний финансовый |1. Орден |1. Орден |
| | |контроль |бухгалтеров-экспе|бухгалтеров-экспе|
| | |достоверности |ртов |ртов |
| | |финансовой отчетности|2. Национальная |2. Национальная|
| | |негосударственного |палата ревизоров |палата ревизоров |
| | |сектора экономики | | |
|3|США |Проверка финансовых |1. Федерация |1. Институт |
| | |отчетов независимыми |обществ аудиторов|дипломированных |
| | |аудиторами и | |аудиторов |
| | |экспертно-консультати|2. Институт |2. Институт |
| | |вная деятельность |внутренних |внутренних |
| | | |ревизоров |аудиторов |
| | | |3. Институт | |
| | | |бухгалтеров | |
|1|2 |3 |4 |5 |
|4|Швеция |Проверка финансовых |Комиссия по |1. Комиссия по |
| | |отчетов предприятий, |аудиторской |аудиторской |
| | |компаний, банков, |деятельности |деятельности |
| | |организаций и |2. Шведское |2. Институт |
| | |правильности |общество |повышения |
| | |отражения |аудиторов (SRS) |квалификации |
| | |хозяйственных | |аудиторов (UPEB) |
| | |операций на счетах | |3. Шведское |
| | |бухгалтерского учета | |общество |
| | | | |аудиторов (SRS) |
|5|Китай |Полный |Государственная |Подготовка |
| | |государственный |аудиторская |аудиторов через |
| | |контроль доходов и |администрация |систему |
| | |расходов всех | |государственных |
| | |министерств, ведомств| |вузов и др. |
| | |и их предприятий, | |учебных заведений|
| | |органов власти | | |
|6|Россия |Независимая экспертиза |Комиссия по |Учебно-методиче|
| | |бухгалтерской отчетности |аудиторской |ские центры |
| | |хозяйствующего субъекта |деятельности |ЦАЛАК МФ и ЦБ |
| | |путем проверки соблюдения |при Президенте |РФ |
| | |установленного порядка |РФ, ЦАЛАК МФ и | |
| | |ведения бухгалтерского |ЦБ РФ, | |
| | |учета, соответствия |Аудиторская | |
| | |хозяйственных и финансовых|палата России и| |
| | |операций законодательству |другие | |
| | |РФ, полноты и верности |общественные | |
| | |отражения показателей |аудиторские | |
| | |деятельности предприятий в|организации | |
| | |бухгалтерской отчетности | | |
СХЕМА ОРГАНИЗЩАЦИИ АУДИТОРСКИХ ФИРМ
С выходом в 1993 г. Указа Президента были определены подходы к
регулированию аудиторской деятельности в нашей стране: были утверждены
Временные правила и в 1994 г. создана Комиссия. Общая схема
организации и регулирования аудиторской деятельности в Российской
Федерации приобрела следующий вид 3 (рис. 1).
рис. 1
| | | | | | | | | | |
| |Аудиторская | |Аудитор | |Российская | |
| |фирма | | | |Федерация | |
| | | | | | | | | | |
| | |Временные правила аудиторской деятельности в | | |
| | |Российской Федерации. Приложение к Указу Президента | | |
| | |РФ от 22.12.93 г. № 2263 «Об аудиторской | | |
| | |деятельности в Российской Федерации» | | |
| | | | | | | | | | |
| |условия на право | |надзорные органы: | |
| |осуществления аудиторской | | | |
| |деятельности: | | | |
| | |аттес-| |лицензия | | | |Комиссия по | | |
| | |тация | | | | | |аудиторской | | |
| | | | | | | | |деятельности | | |
| | | | | | | | |при Президенте | | |
| | | | | | | | |РФ | | |
| | | | | | | | | | |
| |Аудиторским | |Аудиторам | | |Консультативный| | |
| |фирмам | |как частным | | |совет при | | |
| | | |предпринимат| | |Комиссии по | | |
| | | |елям без | | |аудиторской | | |
| | | |регистрации | | |деятельности | | |
| | | |в качестве | | |при Президенте | | |
| | | |юридического| | |РФ | | |
| | | |лица | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
ВИДЫ АУДИТА
Внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом
управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает
на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства
не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших
управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой
деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.
Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:
усложнением организационной структуры предприятий;
разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;
стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно
объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней
управление;
повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.
Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения
потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри
предприятия.
Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские
группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному
бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних
аудиторов шире и включают в себя:
1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
подтверждение точности информации, используемой руководством при
принятии решений;
2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных
процедур;
3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего
контроля и обработки информации;
4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой
информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не
только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за
политикой и качеством менеджмента.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время
существенно различаются. Характеристика особенностей внутреннего и
внешнего аудита представлена в таблице 2 4.
табл. 2
|Факторы |Внутренний аудит |Внешний аудит |
|1 |2 |3 |
|Поста-но|Определяется руководством |Определяется договором между |
|вка |исходя из потребностей |независимыми сторонами: |
|задач |управления как подразделениями|предприятием и аудиторской |
| |предприятия, так и |фирмой (аудитором) |
| |предприятием в целом | |
|Объект |Решение отдельных |Главным образом система учета и |
| |функциональных задач |отчетности предприятия |
| |управления, разработка и | |
| |проверка информационных систем| |
| |предприятия | |
|Цель |Определяется руководством |Определяется законодательством |
| |предприятия |по аудиту: оценка достоверности |
| | |финансовой отчетности и |
| | |подтверждение соблюдения |
| | |действующего законодательства |
|Средства|Выбираются самостоятельно |Определяются общепринятыми |
| |(либо определяются стандартами|аудиторскими стандартами |
| |внутреннего аудита) | |
|Вид |Исполнительская деятельность |Предпринимательская деятельность|
|деятельн| | |
|ости | | |
|Органи-з|Выполнение конкретных заданий |Определяется аудитором |
|ация |руководства |самостоятельно исходя из |
|работы | |общепринятых норм и правил |
| | |аудиторской проверки |
|Взаимо-о|Подчиненность руководству |Равноправное партнерство, |
|тношения|предприятия, зависимость от |независимость |
| |него | |
|Субъекты|Сотрудники, подчиненные |Независимые эксперты, имеющие |
| |руководству предприятия и |соответствующий аттестат и |
| |находящиеся в штате |лицензию на право заниматься |
| |предприятия |этим видом предпринимательства |
|Квалифи-|Определяется по усмотрению |Регламентируется государством |
|кация |руководства предприятия | |
|1 |2 |3 |
|Оплата |Начисление заработной платы по|Оплата предоставленных услуг по |
| |штатному расписанию |договору |
|Ответст-|Перед руководством за |Перед клиентом и перед третьими |
|венность|выполнение обязанностей |лицами, установленная |
| | |законодательными и нормативными |
| | |актами |
|Методы |Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач |
| |(например оценка достоверности информации). Имеются различия в |
| |степени точности и детальности. |
|Отчет-но|Перед руководством |Итоговая часть аудиторского |
|сть | |заключения может быть |
| | |опубликована, аналитическая часть|
| | |передается клиенту |
Функции внутреннего аудита могут выполнять не только работники
предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.
Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или
производственным аудитом.
Основными задачами данного аудита являются проверка и
совершенствование организации и управления предприятием, качественных
сторон производственной деятельности, оценка эффективности
производства и финансовых вложений, производительности, рациональности
использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами,
является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения
эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения
намеченных целей.
Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной
деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности
организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда
называют аудитом эффективности работы или административного управления
и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются
объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов
деятельности.
Этот вид аудита преследует три цели:
оценка эффективности управления;
выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или
дальнейших действий.
Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по
заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе
и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям.
Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или
хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее
соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие
условия, например внутренние правила контроля, установлены
администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками
предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же
условия установлены кредиторами (например требование поддержания
определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными
обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят
отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится
вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным
государственными актами, проводится ревизорами, работающими в
государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих
актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль.
Результаты аудита докладываются соответствующему государственному
органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку
отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее
установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.
Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией,
отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности
публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам
акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в
деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных
процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность,
добросовестность и эффективность деятельности управляющих,
правильность составления налоговой отчетности, использования
социальных фондов и др.
Обязательный и инициативный аудит.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях,
установленных непосредственно законодательством или по поручению
государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного
аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению
экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской
фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой)
впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и
трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой
информацией об особенностях деятельности клиента, его системе
внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором
(аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на
знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в
организации бухгалтерского учета, результатах длительного
сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации
системы внутреннего контроля и др.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах
согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничество удобно и
аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают
деятельность клиента, и клиенту, который получает
высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем
длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает
настороженность как у потребителей информации, так и у новых
аудиторов.
Иными словами аудиторская деятельность - это предпринимательская
деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также
оказанию иных аудиторских услуг, среди которых можно выделить:
ведение бухгалтерского учета;
восстановление бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской отчетности;
защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в
ГНИ;
модернизация действующей системы учета;
консультации;
проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтеров;
обучение бухгалтеров;
издание методических пособий по бухгалтерскому учету,
налогообложению, анализу и аудиту;
автоматизация бухгалтерского учета.
С точки зрения развития аудит разделяется на три стадии и,
соответственно, три вида:
1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение
достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на
основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при
эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок
незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает;
при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются
рекомендации по ее улучшению);
3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы
в областях с более высоким возможным риском, что значительно
упрощает аудит в областях с низким риском).
С точки зрения направленности аудит подразделяется на:
общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-
правовых форм и видов собственности, организации и учреждения);
банковский аудит;
аудит страховых организаций;
аудит бирж;
аудит внебюджетных фондов;
аудит инвестиционных институтов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, отдельные элементы данной области деятельности
специалистов по учету, контролю и анализу ввиду их объективной
необходимости в СССР и в России всегда имели место. В подавляющем
большинстве случаев такие элементы были разрознены и не представляли
систематизированного целого – аудитора как неотъемлемого элемента
рыночной инфраструктуры. Они и не именовались аудитом.
Те отдельные исследования и практические разработки, которые
обычно выполняются на Западе аудиторскими фирмами и сопровождаются
конкретными рекомендациями для администрации клиентов в области
управления, учета и анализа хозяйственной деятельности, механизации и
автоматизации учетно-аналитических работ, стали необходимы и новой
России. А годы перестройки первыми употребили эти термины аудиторы
Казахстана и Эстонии.
В России же аудиторская деятельность получила свое определение и
применение относительно недавно и поэтому имеет характерные только для
неё особенности:
независимость (организационная, материально-техническая,
интеллектуальная);
хозяйственный анализ предприятия;
финансовый анализ предприятия на основе проверки бухгалтерского
учета;
контроль порядка ведения бухгалтерского учета;
контроль соответствия хозяйственных и финансовых операций
законодательству Российская Федерация;
контроль полноты и точности финансовой информации;
контроль соответствия отраженной финансовой отчетности реальной
деятельности предприятия.
И, следовательно, главной его целью является определение
достоверности и правдивости финансовой отчетности компании, которые
определяются законодательством, системой нормативного регулирования
аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и
клиента.
В целом, организация и практика аудита в различных странах, в
том числе и в России, имеет свои особенности. Они обусловлены
спецификой каждой страны, системой ее государственного устройства,
уровнем экономического развития, традициями общественного
самоуправления и многими другими факторами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Аренс А., Лоббек Дж. Аудит / пер с англ. М.А. Терехова, ред. проф.
Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1995. - с. 7
2 Соколов Я.В., Скобара В.В., Островская О.Л.: Стандарты и нормы
финансового контроля // Экономика и жизнь. - 1995. - № 33. - с. 20
3 Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 66
4 Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995. –
с. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамс Р. Основы аудита / под ред. Я.В. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 1995. –
398 с.
2. Аренс А. Аудит пер с англ. М.А. Терехова, ред. Проф. Я.В. Соколов. -
М.: Финансы и статистика, 1995. – 560 с.
3. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. – М.: Инвест Фонд,
1994. – 192 с.
4. Временные правила аудиторской деятельности в Российской
Федерации. Приложение к Указу Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263 //
Российская газета. – 1993. - № 239.
5. Смекалов П. В., Терехов А.А., Терехов М.А. Теория и практика
аудита. – СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ “Балтийский аудит”,
1995. – 218 с.
6. Соколов Я.В., Скобара В.В., Островская О.Л.: Стандарты и нормы
финансового контроля // Экономика и жизнь. - 1995. - № 33. – с. 20-35
7. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 511 с.
8. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995.
– 240 с.
1 Аренс А. Аудит пер с англ. М.А. Терехова, ред. Проф. Я.В. Соколов. -
М.: Финансы и статистика, 1995. -с. 7
2 Периодика «Экономика и жизнь» 1995. - СПб. - № 33. - с. 20????
3
4