Чингиз Айтматов

Чингиз Айтматов

Эссе

Чингиз Айтматов, роман «Плаха»

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке

Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего

писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не

верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже

работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать

вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в

военное время».

Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР,

лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской

премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича

Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература». В 1990 г.

назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в

качестве посла республики Киргизия.

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру

повествования. И нашел их. Его герои — рядовые советские труженики, твердо

верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии

жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему

хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во

взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами

подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую,

напряженно-доверительную и, часто, исповедальную— от первого лица, от «я».

Проведенный в конце 1998 года опрос общественного мнения показал, что

Айтматов считается третьим по популярности политиком - после президента

Аскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.

Основные действия в романе «Плаха» происходят на бескрайних просторах

Маюнкумской саванны, Прииссыкулья. Главные действующие лица: Авдий

Каллистратов, гонцы за анашой, оберкандаловцы и Бостон Уркунчиев. Автор

для решения основных проблем романа, раскрытия психологии героев использует

внутренние монологи, диалоги, сны и видения, образы-символы и их сравнение.

Авдий Каллистратов - одно из важнейших звеньев в цепочке героев

«маюнкумских» глав «Плахи». Будучи сыном дьякона, он поступает в духовную

семинарию и числится там «...как подающий надежды...» Однако, через два

года его изгоняют за ересь. После исключения из духовной семинарии Авдий

работает внештатным сотрудником комсомольской газеты, редакция которой была

заинтересована в таком человеке, так как бывший семинарист являлся

своеобразной антирелигиозной пропагандой. Кроме того, статьи героя

отличались непривычными темами, что вызывало интерес у читателей. Для того,

чтобы собрать подробный материал об анашистах, понять психологию опасных

для общества людей, Авдий проникает в их среду, становится гонцом. Он хочет

объяснить им, что дело, которым они занимаются, приносит страдания другим,

однако его не понимают и жестоко избивают. Авдий выживает, однако вскоре,

попав снова в «плохую» компанию, «выполняющую план по сдаче мясозаготовок»,

отстреливая антилоп-сайгаков из пулемётов, погибает за свои убеждения, за

веру в хороших людей...

Последним действующим лицом «маюнкумских» глав, в приложении к

которому исследуется проблема свободы-несвободы, является Бостон Уркунчиев.

Сюжетная линия персонажа переплетается с линией волков. С Авдием

Каллистратовым герой никогда не встречается на страницах романа, но, тем не

менее, его жизнь наполнена идеями Христа ХХ века. Бостон «...аккумулирует в

себе накопленные за тысячелетия народом здоровые навыки и принципы бытия и

своего пребывания на земле,...учитывая опыт человека ХХ столетия, выражает

устремления к реальному гуманизму.»

Деградация человека и жестокость, усилившаяся в обращении с природой,

окружающими людьми становится причиной трагедии Бостона. Дело в том, что

Базарбай, его сосед, разорив волчье логово, приводит зверей к жилищу

Бостона. Досаждающие Бостону волки, ставшие полностью непредсказуемыми

после потери потомства, вынудили его покончить с ними. Убив волка, а затем

и волчицу-мать, воплощающей и олицетворяющей в себе Природу, её высшую

мудрость и разум, Бостон убивает себя в своём потомстве. Однако на пути

потери свободы Бостон идёт ещё дальше, становясь таким же несвободным

человеком, как и Кочкорбаев, оберкандаловцы и анашисты, учиняя самосуд над

Базарбаем, тем самым преступив закон.

Отдельная сюжетная линия, связывающая судьбы Авдия и Бостона,

повествует о судьбе волчьей пары: Акбары и Ташчайнара. Их несчастье в том,

что они жили не во времена их предков, когда всем управляли законы природы,

а в веке, когда вершителями судеб стали люди, старающиеся подчинить себе

всё на Земле. Трагедия волков, выразившаяся в потере трёх потомств, смене

традиционных мест обитания, и, в итоге, гибели, показывает всё

обостряющуюся проблему необратимого влияния человека на Природу, которая

становится глобальной.

Роман «Плаха» - призыв автора к пересмотру человечеством своих ужасных

поступков, осознать всю страшную угрозу, которую человек несёт окружающему

миру, а следовательно и себе самому... Но вот воспользуется ли человек

возможностью изменить жизнь, спасти МИР, в котором живёт – на это сложно

ответить, ведь жить, когда всё зависит от тебя, гораздо проще...