Что такое НАТО?

Что такое НАТО?

Что такое НАТО?

|Североатлантический договор был | | |

|подписан 4 апреля 1949 г. в штате | | |

|Вашингтон. Тогда был создан альянс | | |

|12-ти независимых государств, | | |

|приверженных обороне друг друга. Еще| | |

|четыре европейских государства | | |

|(Греция, Турция, ФРГ, Испания) | | |

|присоединились к договору между 1952| | |

|и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в | | |

|НАТО вступили Польша, Венгрия и | | |

|Чешская Республика, что довело | | |

|численность стран-членов НАТО до | | |

|19-ти. | | |

НАТО - это альянс, призваный защищать не только власть той или иной страны,

но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не

государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а

определённый тип человеческой культуры и цивилизации.

Без ограждающего щита НАТО было бы немыслимо воссоединение Германии и

появление Европейских сообществ, со временем трансформировавшихся в

Европейский союз. Альянс НАТО предотвратил возникновение крупного конфликта

между двумя противостоящими блоками (холодная война), ни разу не придприняв

агрессивных действий, воплотив в себе и укрепив нерушимые узы солидарности

между обоими берегами Атлантики.

Сегодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной и

стабильной на нашей планете. Кроме того, Североатлантический альянс

сотрудничает с другими международными организациями, благодараря чему он

наиболее эффективно добивается своих целей.

Альянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически с

каждой страной Европы, с помощю которых все государства могут внести свой

вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет

готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту

задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно

утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в

XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять.

19 стран-членов организации Североатлантического договора (НАТО)

|Бельгия |Канада |Дания |Франция |

|Германия |Греция |Исландия |Италия |

|Люксембур|Нидерланд|Норвегия |Португалия |

|г |ы | | |

|Испания |Турция |Соединенное|Соединенные|

| | | | |

| | |Королевство|Штаты |

|Польша |Венгрия |Чешская | |

| | |Республика | |

В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет

Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам

государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами

в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.

|Основные принципы работы |

Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие

политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству

между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому при решении

проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным странам-членам теперь

не приходится полагаться на собственные силы и экономические ресурсы.

Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы от права выполнения

своих обязательств перед собственным народом, и все они по-прежнему несут

индивидуальную ответственность за свою оборону.

Североатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными усилиями

расширить свои возможности в решении жизненно важных задач национальной

безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных

военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что

способствует укреплению их общей стабильности.

|Принятие совместных решений |

НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с

целью предоставить возможность международного сотрудничества между

независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не

существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои

взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права

принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при

единодушном согласии всех стран-участниц.

Процесс принятия совместных решений достигается путём консенсуса и общего

согласия, страны-члены Североатлантического альянса считаются с точкой

зрения каждой из стран. Практика обмена информацией и ежедневных совместных

консультаций даёт правительствам возможность сразу же провести общую

встречу, если этого требуют обстоятельства. По мере возможного сильные

расхождения во мнениях сглаживаются, чтобы сохранить общие интересы в

области безопасности, политическую солидарность, а также оперативную

сплочённость всего Североатлантического альянса в целом.

Североатлантический совет (САС) является центральным политическим органом,

созданным непосредственно Статьёй 9 Североатлантического договора, в

который входят правительства 19-ти стран НАТО. Консультации, проводящиеся

внутри Совета, дают возможность национальным руководствам выразить своё

мнение о проблемах, вызывающих всеобщее беспокойство или о вопросах,

требующих принятия совместного решения. В Совете не существует никаких

ограничений в том, что касается выбора тем для обсуждения. Обычно Совет

заседает раз в неделю на уровне постоянных представителей или послов, но

при необходимости Совет может собираться и чаще или быть созван в абсолютно

любое время. Дважды в год Совет заседает на уровне министров иностранных

дел, а в случае необходимости устраивается встреча на уровне глав

государств и правительств.

|Расширенная программа Партнёрство ради мира |

Программа Партнёрство ради мира (ПРМ) была создана в январе 1994 года.

Программа ПРМ дает 19-ти союзникам по НАТО возможность сотрудничать со

своими партнерами, не входящими в Североатлантический альянс, в том числе с

Россией и Украиной, по многим направлениям военной и оборонной

деятельности. Практически все органы НАТО прямо или косвенно участвуют в

работе по программе ПРМ.

Странам с самыми разными традициями в области безопасности программа

позволяет выбирать из широкого спектра совместных мероприятий те виды

сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям.

Партнёрство ради мира - ключевой фактор в развитии отношений между альянсом

и странами-участниками ПРМ. Эта программа расширяет и активизирует

политическое и военное сотрудничество в Европе, повышает стабильность,

уменьшает угрозы миру и упрочняет сложившиеся связи, развивая дух

практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам.

25 государств-участников программы ПРМ

|Албания |Армения |Австрия |Азербайджа|

| | | |н |

|Беларусия |Болгария |Эстония |Финляндия |

|Грузия |Ирландия |Казахстан |Кыргызстан|

|Латвия |Литва |Молдова |Румыния |

|Россия |Словакия |Словения |Швеция |

|бывшая | | | |

|Югославска| | | |

|я | | | |

|Республика| | | |

|Македония | | | |

|Швейцария |Туркменист|Украина |Узбекистан|

| |ан | | |

Сотрудничество по программе ПРМ способствует:

достижению открытости процессов военного планирования и формирования

оборонных бюджетов;

обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами;

поддержанию, с учётом конституционных соображений, сил и средств и степени

готовности, необходимых для содействия проведению операций под эгидой ООН

и/или с санкции ОБСЕ;

развитию отношений военного сотрудничества с НАТО для проведения

совместного планирования, подготовки и учений с тем, чтобы повысить

способность стран-участниц проводить миротворческие, поисково-спасательные

операции и гуманитарные операции, а также операции в других областях,

достижению открытости процессов военного планирования и формирования

оборонных бюджетов.

Офицеры государств-партнёров участвуют в работе группы координации

партнёрства (ГКП), в городе Монс, Бельгия, которая проводит военное

планирование учений по программе ПРМ. У государств-партнёров также имеются

бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

С момента принятия программы ПРМ в 1994 г., началось быстрое и успешное

развитие сотрудничества. Программа, в которой участвуют 25 стран, стала

прочным элементом европейской безопасности.

|Военный аспект |

НАТО является политическим альянсом 19-ти стран и, следовательно, играет

важнейшую политическую роль. Военный комитет, который является высшим

военным органом Североатлантического альянса, заведует военной структурой

НАТО, а её политическое руководство поручено Североатлантическому совету,

Комитету планирования обороны и Группе ядерного планирования.

Вооружённые силы НАТО - это многонациональный контингент, который

сформирован из войск предоставляемых государствами НАТО на добровольной

основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов,

участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также в

кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической

зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор.

В настоящее время происходит преобразование структуры военного командования

НАТО в соответствии с новой стратегической обстановкой. Структура

подчинённых командований будет преобразована таким образом, чтобы

реорганизовать вооружённые силы НАТО в соответствии с требованиями новой

стратегической концепции альянса.

|Экономическое сотрудничество |

Основа экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса

обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими

вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и

совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития

включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов,

тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации

планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также

экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.

Развивая экономическое сотрудничество в рамках Североатлантического

альянса, его страны-члены исходят из того, что политическое сотрудничество

и конфликты в экономической области несовместимы. Это привело к тому, что

правительства стран НАТО стали оказывать помощь менее процветающим членам

НАТО посредством развития крупномасштабных программ помощи, выполняемых

через другие организации, включая Организацию экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР). Специфические экономические проблемы и перспективы

развития этих стран по-прежнему остаются в центре внимания

Североатлантического альянса.

|Совет Евроатлантического партнёрства |

Совет Евроатлантического партнёрства (СЕАП) был образован министрами

иностранных дел стран-членов НАТО после встречи в Синтре, Португалия, 30

мая 1997 года. СЕАП - это совместный механизм, который обеспечивает основу

для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам

безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами. Темы для

обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности:

урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над

вооружениями; готовность к черезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям;

ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество;

вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.

Если полномочия Североатлантического совета обусловливаются договорными

отношениями между странами-членами НАТО, то Совет Евроатлантического

партнёрства представляет собой форум для проведения консультаций, диалога и

развития сотрудничества в области политики и безопасности. Заседания СЕАП

проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел и на уровне

министров обороны, а также ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. СЕАП

стал важной частью архитектуры европейской безопасности.

Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства

|19 | | | |

|Стран-член| | | |

|ов НАТО | | | |

|плюс | | | |

|Албания |Армения |Австрия |Азербайджа|

| | | |н |

|Беларусия |Болгария |Эстония |Финляндия |

|Грузия |Казахстан |Кыргызстан|Латвия |

|Литва |Молдова |Румыния |Россия |

|Словакия |Словения |Швеция |Швейцария |

|бывшая | | | |

|Югославска| | | |

|я | | | |

|Республика| | | |

|Македония | | | |

|Таджикиста|Туркменист|Украина |Узбекистан|

|н |ан | | |

Государства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять принципы и цели

СЕАП, могут стать её членами путём присоединения к программе ПРМ.

|Политические консультации |

Разработка и реализация политики альянса 19-ти независимых суверенных

государств требует, чтобы правительства всех входящих в него стран имели

исчерпывающую информацию об общей политике и намерениях относительно друг

друга, а также о соображениях, которыми эти страны руководствуются при

выборе своего политического курса и подготовке своих планов. Поэтому

возникает необходимость проведения регулярных консультаций.

Потребность в консультациях не ограничивается политическими темами.

Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются многообразием

форм. Простейшая из них представляет собой обычный обмен мнениями и

информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о

мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников.

Консультации могут проходить в форме уведомлений о будущих мерах или

решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения

консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО

возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей по поводу

коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом.

|Преодоление кризисов |

Все страны НАТО являются полноправными участниками политического

сотрудничества и имеют равные обязательства по Североатлантическому

договору. Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье

5 упомянутого договора. Оно символизирует неделимость их безопасности,

заключающуюся в том, что нападение на одну или нескольких из них

рассматривается как нападение на всех.

В периоды напряжённости и кризисов консультации между странами НАТО

приобретают особое значение. В подобных обстоятельствах быстрое принятие

решений зависит от незамедлительного налаживания постоянных консультаций

между правительствами стран-членов НАТО.

Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных консультаций

являются Североатлантический совет и Комитет военного планирования.

Соответствующая практика и процедуры представляют собой мероприятия

Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со странами

и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по

проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а

также учебные курсы.

Исторический обзор.

Берлин, 1945 г. На ещё тёплых руинах полуразрушенной Европы, казалось, что

войны не будет никогда. До начала новой конфронтации оставалось 4 года. На

состоявшийся с 4 по 11 февраля ялтинской конференции Черчиль и Рузвельт

отдали Сталину половину Европы, фактически признав его право решать судьбы

народов освобождённых красной армией. Англия и США осознали свою ошибку

лишь тогда, когда Сталин захотел большего и конфронтация стала неизбежна.

Разумеется, политики понимали, что с окончанием Второй мировой войны

основной вопрос “Кто будет управлять миром?” и “Какая система эффективнее?”

не решён и решаться он будет все последующие годы. Выяснилось, что бывшие

союзники совершенно по разному представляют себе принципы организации жизни

в Европе.

26 июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51-ой страны был подписан

Устав Организация Объединённых Наций. Целью ООН стало поддержание мира и

безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название

принципов мирного сосуществования. В отличие от евро-центристской Лиги

Наций (1919-1939 гг.) ООН стала поистине всемирной организацией. В Статье

51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое право независимых государств на

индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую

базу для создания будущего Североатлантического альянса.

5 июня 1947 г. Маршал изложил в Гарварде основные направления

экономического плана, призванного “помочь европейцам снова обрести

экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир”. К

началу 1948 г. европейцы откликнулись на содержавшиеся в плане Маршалла

предложения по оказанию широкомасштабной помощи, выдвинув дополняющие их

планы самостоятельного развития и взаимопомощи. От самых истоков

европейской интеграции, сразу после окончания войны, политические деятели и

руководители европейских стран начали продвигать идею оборонно-

политического союза в Западной Европе.

Целый ряд тревожных политических событий в 1947-1949 гг. ещё больше

обострил обстановку. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии,

Греции, Турции и других западноевропейских стран, а также переворот в

Чехословакии. В июне 1948 г. Советский Союз блокировал доступ союзников в

разделённый на оккупационные зоны Берлин, что привело к использованию

союзниками Берлинского воздушного моста для доставки гуманитарных грузов

транспортными самолётами.

Стало очевидно, что призывами к соблюдению Советским Союзом устава ООН и

международных договорённостей, достигнутых в конце войны, не удастся

гарантировать национального суверенитета и независимости демократических

государств, столкнувшихся с угрозой внешней агрессии или внутренней

подрывной деятельности. Введение недемократических форм правления и

подавление активной оппозиции, попрание основных прав человека, гражданских

прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также

сохранение и наращивание Советским Союзом своего собственного военного

устройства, вызывали новые опасения со стороны Европейцев.

Подписанием в марте 1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских

стран - Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Соединённое Королевство и Франции

- решительно продемонстрировали своё намерение создать общую систему

обороны и укрепить вои связи таким образом, чтобы иметь возможность

противостоять идеологической и военной угрозе своей безопасности.

Затем последовали переговоры с Соединёнными Штатами и Канадой по вопросу о

создании Североатлантического альянса, основанного на гарантиях

безопасности и взаимных обязательствах между Европой и северной Америкой.

Державы, подписавшие Брюссельский договор, предложили Дании, Исландии,

Италии, Норвегии и Португалии стать участниками этого процесса. Упомянутые

переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического

договора, вводящего в действие систему общей безопасности, основанной на

партнёрстве указанных 12 стран. В 1952 г. к указанному договору

присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия в 1955 г.

и Испания в 1982 г. вступили в альянс.

Варшавский договор будет создан позднее (в мае 1955 г.). В августе 1949

года СССР, вслед за США, создал и испытал свою ядерную бомбу. Новый 50-тый

мир встретил фактически расколовшись на две части. Два Берлина, две

Германии ГДР и ФРГ - на долгие десятилетия стали символом этого

противостояния.

В конце марта 1953 г. в ряде стран Восточной Европы обозначились признаки

массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в Чехословакии,

обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьёзные выступления прошли в

июне 1953 г. в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением

уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки.

Рабочие выступления были подавлены полицией ГДР.

В июне 1953 г. Советский Союз одобрил нападение Северной Кореи на Южную,

что побудило Североатлантический альянс на адекватное реагирование.

Опасаясь, что Корейская война является прелюдией к советскому нападению на

Западную Германию, лидеры стран-членов НАТО трансформировали альянс в

военную организацию с единой командной структурой и образовали верховное

главнокомандование объединёнными вооружёнными силами (ОВС) в Европе и на

Атлантике.

После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку 14 июня 1955 г. была

создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое

объединение всех соцстран Восточной Европы, кроме Югославии.

Но Западная Европа не хотела быть заложницей, нейтральной полосой в

противостоянии между СССР и США. Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия

поставила СССР в известность о желании выйти из Варшавского договора и

объявить о нейтральной позиции по отношению как к Востоку, так и к Западу.

В ответ на это 31 октября Советский Союз вёл свои танки в Будапешт, ввод

танков явился грубым вмешательством СССР. На улицах разгорелись бои, в ходе

которых погибло много граждан Венгрии. 5 ноября все выступления за

демократические свободы были жёстко подавлены советскими войсками.

Руководство СССР было готово применить вооружённую силу и для наведения

“порядка” в Польше, где в том же году проходили народные волнения. Но здесь

удалось снизить накал страстей мирными средствами.

Особую позицию в “социалистическом лагере” заняла Румыния, которая больше

других стран Восточной Европы испытала потребность в национальном

утверждении. В 1958 г. она добилась вывода советских войск со своей

территории и отказала поддерживать дйствия руководства СССР. Всё это

свидетельствовало о начале раскола “социалистического лагеря”.

В 1959 г. вновь разразился Берлинский кризис. И тогда восточногерманские

войска 12 августа 1961 г. возвели в одну ночь стену вокруг Западного

Берлина и установили контрольно-пропускные пункты на границе. Строительство

стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой массовый исход

людей из советского сектора Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у

главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские

танки. Советско-американское танковое противостояние закончилось отводом

советских танков от командно-пропускных пунктов.

Развёртывание на Кубе советских наступательных ракет в следующем году стало

событием, которое едва не разожгло глобальную катастрофу. Вывод советских

ракет с Кубы , американских - из Турции и обязательство США не пребегать к

каким-либо действиям против Кубы позволили предотвратить конфликт.

Европу в середине 60-ых захлестнули антивоенные демонстрации. 21 августа

1968 г. Советский Союз ввёл свои танки в Прагу “пражская весна”, это была

агрессивная акция против суверенной страны. В этот день мир вступил в новую

историческую эпоху крушения советской идеологии, эпоху окончательного

заката СССР. Правительства быстро забывают свои ошибки, но у народов долгая

память. В Венгрии и Чехословакии выросло несколько поколений твёрдо

знающих, что от СССР исходит угроза. В 1981 г. Польша избежала

национального унижения быть наказанной за желание свободы, за поиск

собственного мирового пути.

После того, как 1 сентября 1983 г. советские истребители сбили самолёт

“Боинг” южнокорейской авиакомпании с 269 пассажирами на борту, мировое

общественное мнение отвернулось от СССР. Внешняя политика Советского Союза

зашла в тупик.

Ни Америка, ни Европа не ожидали быстрого взрыва коммунистической системы

изнутри. Вместе с остальным миром НАТО оказалась совершенно не готовой к

столь стремительному развитию событий – от свободных выборов в Польше и

открытых границ в Венгрии до разрушения ноября 1989 г. Берлинской стены,

рождение объединённой Германии и последующего окончания “холодной войны”.

Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привёл к

прекращению в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора.

Крах коммунизма позволил союзникам планировать новый мировой порядок. Но

одновременно он открыл дорогу к новым региональным и этническим конфликтам

в расколотом Советском союзе и в Югославии, что в последствии привело к

созданию сил НАТО по выполнению соглашений (ИФОР) и сил стабилизации

(СФОР). Последующие инициативы НАТО, такие как ПРМ и СЕАП, а также

подписание Основополагающего Акта Россия-НАТО и хартии НАТО-Украина говорит

о колоссальной гибкости и способности адаптации альянса к новым условиям.

Альянс пережил потрясения 90-х и продемонстрировал готовность к решению

глобальных проблем нарастающего масштаба в XXI веке.

Основные задачи НАТО.

Объединив Соединённые Штаты и Европу, проведя интеграцию участвующих в нём

государств и сдержав все направленные против них угрозы Североатлантический

альянс доказал, что является высокоэффиктивным институтом. НАТО является

самой эффективной оборонной, а в перспективе и миротворческой, структурой в

истории человечества. Феномен НАТО занимает особое место и в истории

союзов, поскольку обеспечивает как военную, так и невоенную безопасность, а

также гарантирует развитие определённой модели государства, человеческой

культуры и общества. Для того, чтобы быть готовым к вызовам XXI века альянс

провёл ряд инициатив направленных на расширение возможностей сил НАТО и

стран-партнёров.

К числу средств, с помощью которых Североатлантический альянс проводит свою

политику в области безопасности, относятся поддержание военного потенциала,

достаточного для предотвращения войны и обеспечения эффективной обороны;

наличие общего потенциала преодоления кризисов, затрагивающих безопасность

его членов и выходящих за рамки Статьи 5 Североатлантического договора, а

также активное содействие диалогу с другими странами и решению проблем

европейской безопасности на основе сотрудничества, включая меры по

достижению дальнейшего прогресса в области контроля над вооружениями и

разоружения.

Для достижения своей главной цели Североатлантический альянс выполняет

следующие основные задачи в области безопасности:

. Обеспечивает необходимую основу для утверждения в Европе условий

стабильной безопасности, опираясь при этом на развитие демократических

институтов и приверженность мирному решению споров. Стремится к

созданию условий, в которых ни одна страна ни могла бы запугивать или

принуждать любую другую страну или устанавливать свою гармонию с

помощью применения силы или угрозы её применения.

. В соответствии со Статьёй 4 Североатлантического договора служит

трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по

любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов,

включая события, способные поставить под угрозу их безопасность.

Содействует координации усилий союзников в сфере их общих интересов.

. Обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории

любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

. Сохраняет стратегическое равновесие на всём трансатлантическом

пространстве..

Созданные в рамках НАТО структуры дают возможность странам-членам

координировать свою политику в целях решения вышеуказанных

взаимодополняющих задач. Эти структуры предусматривают постоянные

консультации и сотрудничество в политических, экономических и других

невоенных областях, а также составление объединённых планов общей обороны,

образование инфраструктуры, необходимой для обеспечения действий

вооружённых сил и разработку и организацию объединённых программ подготовки

личного состава, военных учений и миротворческих операций.

Эта деятельность опирается на сложную военную и гражданскую структуру, в

которую входит аппарат, занимающийся административными, бюджетными и

плановыми вопросами, и учреждения, созданных странами-членами

Североатлантического альянса для координации работы в специализированных

областях, например, в налаживании систем связи, способствующих проведению

политических консультаций, а также управлению войсками и службой

материально-технического обеспечения войск.

НОВЫЕ КОНТАКТЫ УКРАИНЫ И НАТО

Генерал Уэсли Кларк нанес прощальный визит в Киев

Контакты высших чинов НАТО и военно-политического руководства Украины в

новом году стали традицией. Две недели назад в Киеве "плотно работал"

генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, затем Севастополь

инспектировал ответственный сотрудник НАТО бригадный генерал Гвидо

Пальмиери. А вчера начался официальный двухдневный рабочий визит на Украину

главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Уэсли

Кларка.

Генерал Уэсли Кларк в первый день провел переговоры с министром обороны

Александром Кузьмуком, запланирована его встреча с министром иностранных

дел Борисом Тарасюком. В Киеве в который раз услышали, что приоритетом НАТО

является развитие отношений с Украиной, особенно совершенствование

механизмов обмена информацией, что важным признаком современных вооруженных

сил должна стать оперативная совместимость, что НАТО имеет большой опыт

реформирования армии. Интересен тот факт, что Уэсли Кларк встретился с

будущими офицерами - воспитанниками киевского военного лицея. Многие

называют визит генерала "прощальным", так как вскоре произойдет смена

главнокомандующего войск НАТО в Европе.

Днем раньше натовский генерал Гвидо Пальмиери в Севастополе заявил

командующему ВМС Украины вице-адмиралу Михаилу Ежелю, что "альянс

заинтересорван в сотрудничестве с Украиной настолько, насколько готова к

нему сама Украина". По его мнению, "сотрудничество надо углублять шаг за

шагом, и такими шагами должны быть, изучение языка общения, единые

стандарты, налаживание связей между командованием, кораблями и

подразделениями". Михаил Ежель и Гвидо Пальмиери договорились в июне

текущего года провести на Украине военные учения "Кооперейтив партнер-

2000".

Многочисленные заявления, сделанные в Киеве высшими чиновниками

Североатлантического альянса, свидетельствуют о том, что, министерство

иностранных дел Украины пытается материализовать идеи усиления западного

вектора внешней политики Киева.