Cтруктура налоговой сиcтемы России
Cтруктура налоговой сиcтемы России
26
Введение
Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов.
Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются, и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
Цель настоящей работы: дать краткую характеристику основных налогов, действующих в Российской Федерации.
Цель определила задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:
- рассмотреть действующие налоги федерального уровня;
- проанализировать действующие налоги регионального уровня;
- изучить действующие налоги местного уровня.
Нормативной базой исследования послужили Налоговый кодекс РФ, Закон №2003-1 от 9 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц», Законы Оренбургской области, Решения Оренбургского Совета и др.
Теоретической базой исследования послужили труды российских ученых в области налогообложения.
1. Краткая характеристика налогов РФ федерального уровня
Общепринятая (традиционная) система налогообложения - это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. В соответствии с частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения в нашей стране представлена тремя уровнями: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы; местные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса РФ к федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина.
Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в действие в РФ с 1.01.1992 г. законом о «Налоге на добавленную стоимость». НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем.
В РФ налогооблагаемая база НДС исчисляется следующим способом: на общую сумму выручки от реализации продукции начисляется налог, а затем из него вычитается сумма налога на добавленную стоимость, оплаченная при покупке исходных материалов, что объясняется особенностями бухгалтерского учета.
Плательщиками налога являются все юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями; филиалы (отделения) предприятий, которые самостоятельно реализуют товары; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объектами налогообложения являются: 1) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг (включая бартер), и безвозмездную передачу другим предприятиям и физическим лицам средств и имущества; 2) товары, ввозимые на территорию РФ. К облагаемому обороту относятся обороты (выручка) от реализации товаров, как собственного производства, так и приобретенных, а затем проданных, а также стоимость выполненных строительных, ремонтных, научно-исследовательских работ, выручка от оказания услуг пассажирского и грузового транспорта, связи, бытовых и т.д. Налоговые ставки, по которым исчисляется НДС в зависимости от реализуемых товаров, работ, услуг приведены в Приложении 1.
Однако имеется значительное число товаров (работ, услуг), которые освобождаются от НДС. Среди них: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата, операции по страхованию и перестрахованию, выдача ссуд, операции, связанные с обращением валюты (денег, а также ценных бумаг), образовательные услуги (при наличии лицензии и т.п. С целью социальной защиты от уплаты НДС освобождены предприятия, производящие и реализующие товары, работы и услуги, в численности персонала которых работающие инвалиды составляют более половины. Следует обратить внимание, что под освобождение от обложения НДС не подпадает, в частности, передача авторских прав (кроме исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных), прав на товарные знаки и знаки обслуживания. До 1 января 2008 года вопрос о том, облагается НДС передача данных прав или нет, являлся спорным. Хотя имущественные права и отнесены к объекту обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК), в то же время порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав в статье 155 Налогового кодекса прописан далеко не для всех случаев.
Начиная с 2008 года для всех без исключения организаций налоговый период по НДС определен как квартал. Соответствующие изменения в статьи 163 и 174 НК РФ были внесены законом №137-ФЗ. Введение квартального налогового периода по НДС для всех компаний в разы сократит трудозатраты бухгалтерии на подготовку отчетности по НДС, кроме того, появится возможность перемещать полученные позже счета-фактуры внутри квартала без претензий налоговиков, которые встречаются сейчас.
Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя бюджет.
Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену подакцизных товаров (работ, услуг) и выступающие в форме элемента их цены. Являются федеральным регулирующим налогом и зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Правовое регулирование взимания акцизов осуществляется на основании положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с изменениями, внесенными в него последующими законодательными актами.
Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации произведенных на территории Российской Федерации подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о представлении отступного или новации. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров. Объектом обложения является реализация добытых налогоплательщиком нефти и газового конденсата, их передача на переработку или в качестве вклада в уставный (складочный) капитал. При реорганизации права и обязанности по уплате акцизов переходят к правопреемнику. По товарам, ввозимым на таможенную территорию России, объектом обложения является таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары индивидуальные предприниматели, предприятия и организации, являющиеся в соответствии с законодательством юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. В состав плательщиков входят иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, а также созданные на территории страны иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица. Организации и другие лица признаются плательщиками налога, если они совершают операции, подлежащие обложению акцизами.
Налоговым кодексом устанавливаются единые ставки акцизов на всей территории России по видам подакцизных товаров: в абсолютных величинах (рублях и копейках) на единицу реализованной продукции (литр, тонну, килограмм, штуку, тысячу штук и т.п.) или в процентах (адвалорные ставки) к цене товара. Ставки акцизов c 01.01.08, 01.01.09, 01.01.10 представлены в Приложении 2.
По отдельным видам подакцизных товаров ставки могут устанавливаться в качестве авансового платежа в виде покупки акцизных марок установленного образца (например, алкогольная продукция, табачная продукция). По отдельным видам минерального сырья (кроме нефти, включая газовый конденсат) ставки акцизов устанавливаются Правительством РФ по соответствующим месторождениям, исходя из горно-геологических и экономико-географических условий. Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно и в расчетных документах выделяется отдельной строкой. По товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, сумма акцизов исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налогооблагаемой базы. По товарам с адвалорными (в процентах) налоговыми ставками сумма акцизов исчисляется как доля налоговой базы, соответствующая процентной налоговой ставке.
Установлены жесткие сроки по внесению акцизов в бюджет в зависимости от времени реализации товаров. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Датой реализации подакцизных товаров считается день отгрузки товаров покупателю.
Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом, обязанность налогового агента при удержании налога на доходы физических лиц с физических лиц, для которых работодатель является источником дохода возлагается на перечисленных ниже работодателей: российские организации; индивидуальные предприниматели; постоянные представительства иностранных организаций в РФ; коллегии адвокатов (их учреждения).
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Анализируя главу 21 НК РФ, можно выделить четыре группы налоговой базы. Первая группа - налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 13%. Такая налоговая база определяется с учетом большей части доходов, получаемых физическими лицами, включая заработную плату и иные выплаты, производимые в оплату труда, вознаграждения за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера и т.д. Налоговая база в отношении доходов, подлежащих обложению по налоговой ставке 13%, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Вторая группа - налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 30%. Эту налоговую базу формируют доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Третья группа - налоговая база в виде доходов от долевого участия в других организациях и доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года, облагаемая по ставке 9%.
Четвертая группа - налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 35%. В эту налоговую базу включаются такие доходы, как: стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ; страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 НК РФ; процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса Российской Федерации, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств
Определение каждого вида налоговой базы осуществляется отдельно.
Доходы, не подлежащие обложению налогом, можно разделить на две группы: 1 группа доходов - доходы, освобождаемые от обложения налогом в полном размере; 2 группа доходов - доходы, освобождаемые от обложения налогом в пределах 2000 руб.
К числу не подлежащих обложению налогом в полном размере, например, отнесены такие выплаты, как государственные пособия, государственные пенсии, компенсации, некоторые виды единовременной материальной помощи, стипендии, призы, получаемые спортсменами, суммы, направляемые на обучение детей-сирот, доходы, получаемые детьми-сиротами от благотворительных и религиозных организаций, и ряд других. Всего 30 видов доходов включены в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения в размере полученного дохода, то есть полностью.
Налоговый вычет в размере 2000 руб. за налоговый период предоставляется по каждому из следующих видов доходов: стоимости подарков, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение; стоимости призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных ппредставительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления; сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; возмещении (оплате) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом; стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг).
Не подлежат налогообложению на основании подпунктов 1 и 3 ст. 217 НК РФ компенсационные выплаты, установленные законодательством. В частности, Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ, вступившим в силу с 1 февраля 2002 года, установлено «компенсационная выплата - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей».
В случае получения налогоплательщиками доходов, полностью освобождаемых от налогообложения, независимо от суммы таких доходов, эти доходы при определении налоговой базы не учитываются.
Единый социальный налог - взнос - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Предназначен для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками ЕСН признаются: а) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т. ч.: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты. Налогоплательщиками не являются организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в установленном порядке на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в части доходов получаемых от осуществления этих видов деятельности.
Объектом налогообложения для исчисления ЕСН признаются: для налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), - выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу гражданско-правового характера, в т. ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским или цензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты указанных налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц; для налогоплательщиков, указанных в вышеприведенном пункте (б), - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Налоговая база налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяются как сумма доходов, начисленных работодателями по всем основаниям за налоговый период в пользу работников.
При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, не подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ, или в виде иной материальной выгоды). Налоговым периодом при уплате ЕСН признается календарный год, но налогоплательщики производят уплату авансовых платежей отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд как соответствующую процентную долю налоговой базы.
Налоговым кодексом предусмотрены для налогоплательщиков ЕСН налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются: а) организации любых организационно-правовых форм - с сумм дохода, не превышающих 100 тыс. pуб. в течение налогового периода, начисленных работникам являющимся инвалидами I, II и III групп; б) следующие категории работодателей - с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организации уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Указанные в этом пункте льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Налог на прибыль является одним из основных элементов налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня более 30% всех налоговых поступлений в бюджет. В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом обложения налогом является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается: 1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ; 2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой; 3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Налоговой базой для исчисления налога на прибыль, считается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Ставки налога на прибыль приведены в Приложении 4.
Наибольшее число изменений, вступающих в силу с 2008 года, касаются расчета налога на прибыль. В частности, с 1 января повышается (с 10 000 руб. до 20 000 руб.) лимит первоначальной стоимости основного средства для признания его амортизируемым имуществом (закон №216-ФЗ). Отныне в соответствии с пунктом 3 статьи 272 Налогового кодекса в состав косвенных расходов будет прямо включена амортизационная премия (закон №216-ФЗ). Это дает бухгалтерам ясность в данном вопросе, поскольку ранее порядок учета амортизационной премии не был прямо прописан в Налоговом кодексе. С позиции предприятия, амортизация является наиболее существенным моментом для развития бизнеса: повышение планки, после которой имущество признается основным средством, позволит относить большую часть приобретений к материальным расходам. Например, это упростит учет и амортизацию интеллектуальной собственности.
Возможно, теперь придется задуматься о включении в соцпакет компании личного страхования для работников. Ведь с 1 января 2008 года закон №216-ФЗ увеличивает сумму взносов на добровольное личное страхование, признаваемую для целей налогообложения прибыли - с 10 до 15 тысяч рублей в год на одного работника (п. 16 ст. 255 НК). При этом появится порядок расчета данной суммы (отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по договорам добровольного личного страхования, к количеству застрахованных работников). Помимо этого расширены основания для выплат: теперь они считаются обоснованными по всем случаям причинения вреда здоровью застрахованного лица (сейчас только в случае утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей).
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения в соответствии со ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые (если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 Кодекса): 1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; 3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектом налогообложения: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке; дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, налоговая база при добыче которых определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Налоговые ставки приведены в Приложении 5.
Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Объектами налогообложения считаются виды пользования водными объектами.
Налоговая база исчисляется по видам водопользования; при заборе воды; при использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Налоговым периодом считается квартал.
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и приведены в Приложении 6.
Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются согласно ст. 333.1 НК РФ организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объектами обложения признаются: объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, указанного в пунктах 1 - 3 статьи 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.
Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения. Ставки сбора представлены в приложении 7.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.
2. Региональный уровень структуры налогов РФ
В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие законами субъектов федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Налогового Кодекса РФ к республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований) отнесены: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
С 1 января 2004 года вместе с принятием главы 30 Налогового кодекса РФ на территории Оренбургской области введен в действие региональный налог на имущество организаций. Порядок применения налога регламентирован Областным законом от 26.10.2003 «О налоге на имущество организаций».
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признаются объектом налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно ст. 9 Закона Оренбургской области «О налоге на имущество организаций» общая налоговая ставка установлена в размере 2,2 процента.
Областным законодательством о налоге на имущество организаций введены налоговые льготы для некоторых организаций, в частности в отношении объектов жилищного фонда, организации и учреждения, деятельность которых финансируется из средств областного и (или) местных бюджетов, средства массовой информации.
Уплата налога осуществляется по месту нахождения имущества и подлежит зачислению в доход областного бюджета.
Транспортный налог установлен Областным законом Оренбургской области от 16.11.02 №322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» согласно главе 28 Налогового кодекса РФ и действует на территории области с 1 января 2003 г.
Налогом облагаются все транспортные средства, включая автомобили, мотоциклы, самолеты, яхты, моторные лодки, баржи и т.д.
Налоговой базой в зависимости от типа транспортного средства являются единицы мощности двигателя, силы тяги (для реактивных самолетов) или вместимости (для несамоходных судов).
Предусмотрены дополнительные льготы для инвалидов, Героев СССР и Российской Федерации, Героев труда, общественных объединений указанных категорий граждан, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Также имеют льготы государственные предприятия, осуществляющие обслуживание, ремонт и строительство территориальных дорог.