Дефицит государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета

Министерство общего и профессионального образования РФ

ТИУиЭ

Реферат

По учебной дисциплине

«Экономическая теория»

на тему:

«Дефицит государственного бюджета»

Выполнила:

Проверила:

Прохорова Л.С.

Таганрог, 2000 г.

Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественная

оценка и показатели.

Государственный долг — общий размер задолженности правительства

владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных

дефицитов (минус бюджетные излишки).

Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам,

фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных

бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам

и учреждениям.

Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора

владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота

"доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны

быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и

остальным миром. Создание долга — это механизм, посредством которого

сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и

бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность

растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений,

эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном

случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными

расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга

объективно усложняется следующими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается

амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к

объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного

долга.

2) Важная статья государственных расходов — обслуживание

задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение

основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реальный процент по

государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD,

где D — величина государственного долга, Rr — реальная ставка процента, Rn

– номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный

дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фишера, ( =

Rn —Rr . При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма

значительной, так как в периоды роста инфляции Rr =( Rn – ()/( 1+( ).

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных

расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны

ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный

долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку

эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при

измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

|Реальный |=|Номинальный |– |Величина долга |x| Темп инфляции|

|дефицит | |дефицит | |на начало года | | |

|госбюджета | |госбюджета | | | | |

3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как

правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь

излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают

статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить

налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна

практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к

фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального

бюджета происходит завышение.

4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в

индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России,

существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной

(квазибюджетной) деятельностью Центрального банка, а также государственных

предприятий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости

и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или

путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях

экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих

ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов

домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном,

за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных

экономиках весьма значительны;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий

по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов

правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов

рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а

также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных

программ по льготным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного

дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно

(например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства

на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и

государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими

показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере

роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели

задолженности.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика

показателей

ВНП Долг

———————————— и ———————————————.

Численность населения страны Численность населения страны

Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного

долга.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения

государственного долга являются:

а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды

других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита

позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав

увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без

соответствующей корректировки госрасходов).

Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель

налогового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в

долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается

"налоговый клин";

2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;

3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной

организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль,

неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.).

Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том

числе и в российской;

4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают

из-за спада в традиционных отраслях производства;

5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы,

связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения

госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в

результате:

— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и

здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля

пожилого населения);

— увеличения государственных расходов на образование и создание новых

рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого

населения).

Первичный дефицит государственного бюджета механизм

самовоспроизводства долга

Одним из факторов экономического роста является соотношение (долг /

ВНП)

Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер

процентных выплат по долгу;

2) от темпов роста реального ВНП;

3) от величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между

величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом

финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и

коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.

Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

BD общий = (G + N + F) – Т, где

G – Государственные закупки

N – Выплаты по обслуживанию долга

F – Трансферты

T – Налоговые поступления в бюджет

BD первичный = ( G + F ) – Т,

N=DxRR,

где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, RR —

реальная ставка процента.

Механизм самовоспроизводства государственного долга:

BD первичный ( => государственные займы ( => государственный долг ( =>

N ( => BD общий ( => новые государственные займы ( => долг ( => N ( и т.д.

Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то

увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост

реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и

возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.

Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется

зависимость:

((=((RR – (Y/Y) – (,

где (( — изменение соотношения долг/ВНП; ( — исходное значение

соотношения долг/ВНП; RR — реальная ставка процента; (Y/Y темп роста

реального ВНП; ( — доля первичного бюджетного излишка в ВНП.

Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:

1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального

ВНП;

2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть

постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором

увеличения долгового бремени.

Список используемой литературы.

1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для

вузов. – М., 1998 г.

2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. –

М., 1999 г.

3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под

редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.

4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.