Деловая риторика
Деловая риторика
Мельникова С.В.
ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА
Ульяновск 1999
Министерство общего и профессионального образования РФ
Ульяновский государственный технологический университет
С. В. Мельникова
Деловая риторика
(речевая культура делового общения)
Учебное пособие
Ульяновск 1999
УДК 808.2
ББК 4р(075)
М48
Рецензенты: кандидат филологических наук, профессор Тихонова Р.И., кандидат филологических наук Земскова С.В., кандидат филологических наук Юдина Н.В..
Одобрено научно-методическим Советом Димитровградского института технологии, управления и дизайна.
Мельникова С.В.
М48 Деловая риторика (речевая культура делового общения):
Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
ISBN
Освещаются вопросы устного речетворчества, характеризуются диалогические и монологические виды общения (беседа, переговоры, доклад, совещание и т.п.), языковые нормы, этико-психологические правила служебного контакта. Изложение теоретического материала сочетается с контрольными вопросами и заданиями по овладению риторическим мастерством.
Для студентов (направления 521500, 522000), менеджеров, коммерсантов.
УДК 808.2
ББК 4р(075)
( ДИТУД УлГТУ, оформление, 1999
( С.В. Мельникова, 1999
ISBN
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.
1.ВВЕДЕНИЕ.
(1.Риторика как наука и искусство.
(2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.
(3.Деловое общение и его виды.
2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
(1.Понятие о языке и речи.
(2.Виды речи.
(3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.
(4.Виды речевой деятельности.
(5.Техника звучащей речи.
3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(1.Понятие о тексте.
(2.Типы текста.
(3.Композиция текста.
(4.Стили текста.
4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
(1.Понятие о литературном языке.
(2.Культура речи и речевая культура.
(3.Правильность речи.
(4.Коммуникативная целесообразность речи.
(5.Речевой этикет.
5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
(1.Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
(2.Установление контакта с аудиторией.
(3.Поза, жесты, мимика оратора.
(4.Анализ ораторской речи.
(5.Типы ораторов.
(6.Доклад и речь как жанры делового общения.
6.СЛУЖЕБНЫЙ ДИАЛОГ.
(1.Типы речевых актов в деловом общении.
(2.Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника.
(3.Психологические типы собеседников.
(4.Невербальные средства делового общения.
7.ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР И ЕГО ВИДЫ.
8.ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.
(1.Цель и задачи деловой беседы.
(2.Этапы подготовки и проведения деловой беседы.
9.ПЕРЕГОВОРЫ.
(1.Цели и задачи переговоров.
(2.Этапы подготовки и проведения переговоров.
10.ИНТЕРВЬЮ.
(1.Цели и задачи общения с представителями прессы.
(2.Этапы подготовки и проведения интервью.
11.СЛУЖЕБНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР.
(1.Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
(2.Техника речи разговора по телефону.
(3.Правила ведения делового телефонного разговора.
12.ДИСКУССИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
(1.Дискуссия как вид спора.
(2.Этапы подготовки и проведения дискуссии.
(3.Правила ведения спора.
(4.Анализ дискуссии.
13.ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ (СОБРАНИЕ)
(1.Совещание как вид организации делового общения группы.
(2.Этапы подготовки и проведения собрания.
(3.Протокол совещания.
14.ПРЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» [1, с. 46-47].
Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего
времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности
представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы
планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты;
для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия
- влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение
к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку
необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать
однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает
рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка
высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по
управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.
Основная задача курса «Деловая риторика» - подготовить выпускников вуза к успешному общению в сферах производства, торговли при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.
Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.
«Деловая риторика» представляет собой коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи. Настоящее учебное пособие содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.). По каждой теме предлагается список литературы для дополнительного чтения.
1.ВВЕДЕНИЕ
(1.Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство»
(лат.orator