Доход фирмы

Доход фирмы

|

| |

| | |

| | |

| | |

| | |

| Введение | |

|3 | |

| 1 Сущность формирования прибыли | |

|4 | |

| 1.1. Прибыль как гарант стабильности деятельности | |

|фирмы. 5 | |

| 1.2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке | |

|издержек и | |

|прибыли | |

|6 | |

|2. Методы расчета прибыли | |

|10 | |

| 2.1. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы | |

|10 | |

| 2.2. Закон убывающей отдачи. | |

|12 | |

| 2.3. Общий, средний и предельный доход фирмы | |

|13 | |

| | |

| Заключение | |

|15 | |

| Список литературы | |

|17 | |

| | |

ВВЕДЕНИЕ.

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих

субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято

называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом

и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества,

индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т.д.

Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации

функционирования экономических агентов – фирму. Главным действующим лицом

на фирме выступает предприниматель.

Предпринимательская деятельность всегда являлась одним из важнейших

предметов исследований экономической науки. В настоящее время есть

множество определений сущности предпринимательства. В общем они сводятся к

следующему:

1) целью предпринимательской деятельности является получение прибыли,

т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара,

над затратами (издержками) на его производство и реализацию;

2) содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких

комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов

(денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему

достижение указанной цели.

Логичным будет сделать следующие заключения:

1) субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями)

могут быть только граждане и их объединения;

2) фигура предпринимателя не тождественна фигурам собственника и

менеджера (управляющего): предприниматель может быть, а может и не

быть собственником используемых им ресурсов (применять заемный

капитал), а собственник может получать доход от своей

собственности, не занимаясь предпринимательством (например, сдавать

в аренду землю, принадлежащую ему на праве собственности; в этом

случае предпринимателем выступит арендатор), а менеджер в

зависимости от объекта управления не обязательно имеет в качестве

непосредственной цели своей деятельности получение прибыли [1, с.

135].

Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в

каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене

продавать продукцию? Ответы на эти и другие вопросы находятся, исходя из

предположения, что целью фирмы является максимизация прибыли.

1. Сущность формирования прибыли.

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль

предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с

положениями, предусмотренными Инструкцией ГНС РФ № 37.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от

реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные

участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных

операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется

как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без

налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство

и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при

определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции

(работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного

имущества, кроме ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов,

предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение)

между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих

фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании

постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс

инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом

Правительством Российской

Федерации.

По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и

быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем

начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и

имущества.

Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной

передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий,

от сдачи имущества в аренду,

доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,

принадлежащим предприятиям,

а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не

связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией,

определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат,

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок

формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете

налогооблагаемой прибыли.

Не учитывается при налогообложении стоимость объектов

социально - культурного и коммунально - бытового назначения

приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления, а также объектов жилищно - коммунального назначения,

передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их

решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование

или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и

органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно

предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной

власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами,

межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав

которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов,

другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по

развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.

При исчислении облагаемой прибыли предприятия валовая прибыль

уменьшается на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по

назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством

Российской Федерации предприятиями, для которых предусмотрено создание

таких фондов, но не более установленных законодательством Российской

Федерации минимальных размеров этих фондов. При этом сумма отчислений в

указанные фонды не должна превышать 50 процентов налогооблагаемой

прибыли предприятий.

Ставка налога на прибыль в РФ, исчисляется от налогооблагаемой прибыли

(расчетной) прибыли по ставке 35 %, из которых 13 % перечисляется в

федеральный бюджет, а до 22 % - в республиканский (областной) и местный

бюджеты. В Вологодской области исчисление налога на прибыль произходит

следующим образом, перечисляется в федеральный бюджет - 13 %; областной

бюджет - 10 %; городской бюджет - 12 %.

В целях налогообложения из валовой прибыли исключаются: прибыль от

других видов деятельности; различные доходы, по которым ставки

налогообложения отличаются от 35 %; отчисления в резервные фонды; льготы и

др.

1. Прибыль как гарант стабильности деятельности фирмы.

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при

этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу

для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на

вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и,

следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится

ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Прибыль, точнее,

ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой

отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с

особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не

укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих

противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на

новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения

потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все

подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете

подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно

большой прибыли.

Однако отметим, что в странах с развитой экономикой существует

значительное количество так называемых бесприбыльных организаций. Несмотря

на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что

эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до

сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных

учебниках "Экономикс", в научных книгах и статьях категория "прибыль"

неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его

ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки

прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году,

авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном

заведении [1, с. 119].

Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о

размере прибыли, необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная

величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы

ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд долл. для фирмы с

капиталом в 10 млрд долл. – это весьма значительно, но очень мало для фирмы

с капиталом в 100 млрд долл. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют

или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.

Так как в данной работе рассматриваются вопросы максимизации прибыли

фирмы, примем следующее определение прибыли: Прибыль- это разница между

суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от

продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые

несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию [2, c. 173].

1.2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и прибыли

Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их

определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить

взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию

бухгалтера, которого прежде всего интересуют финансовые отчеты и балансы

предприятия.

Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве

какого-либо товара предполагает отказ от использования тех же ресурсов для

выпуска какого-то иного изделия. Таким образом, все издержки представляют

собой альтернативные затраты. Точнее говоря, затраты любого ресурса

привлеченные для производства товаров, отражают его ценность при наилучшем

из всех альтернативных вариантов использования или ценность тех

альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Например,

металл, истраченный на производство вооружения уже невозможно применить для

изготовления медицинского оборудования или автомобилей. И если рабочий

способен производить как вооружение, так и медицинское оборудование, то

издержки, которые общество несет при использовании этого рабочего на

военном заводе, будут равны вкладу, который он мог бы внести в производство

медицинского оборудования.

Следует дать следующее определение экономическим издержкам:

экономические издержки фирмы - это те выплаты, которые она обязана сделать

владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного

производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных

вариантов применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в

процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными),

либо внутренними (неявными).

Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикам

факторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь

говорится о заработной плате рабочих и служащих, расходах на сырье и

материалы, комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах банкам и

другим финансовым учреждениям, расчетах за юридические консультации,

транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешние издержки представляют

собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной

фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.

В процессе производства фирма может также использовать ресурсы,

принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не

предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не

приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным

платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при

наилучшем из альтернативных способов его применения. Так, если фирма

использует одно из принадлежащих ей зданий, то она не несет никаких внешних

издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, так как

фирма теряет возможность получения денег, сдавая это здание кому-либо в

аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности,

ни существуют вполне реально и соответственно влияют на принятие

экономических решений: которые обязательно должны учитывать упускаемые

возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя.

В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и

так называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за

выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой

единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственный

труд и денежный капитал. Внешних издержек на выплату заработной платы и

процентов он не несет. Но предприниматель, о котором идет речь, ведь мог бы

положить свои деньги в банк и получать по ним проценты. Кроме того,

управляя собственным предприятием, он отказывается от заработка, который

мог бы иметь, предложив такие же управленческие услуги другой фирме. Та

минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать его

предпринимательские способности и денежные средства в данном предприятии,

называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед

предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности.

Практически величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем

как оценка альтернативных возможностей приложения своего капитала (норма

отдачи) и предприимчивости (норма дохода).

На основании этого мы можем рассматривать величину прибыли как

разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации

продукции) и всеми издержками - как внешними, так и внутренними (включая в

последние и нормальную прибыль предпринимателя).

Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает

издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние

расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение,

которого еле - еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления

деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее

экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль, т.е.

доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли. Распределение

валового дохода на экономические издержки и экономическую прибыль и их

соотношение с бухгалтерскими издержками и бухгалтерской прибылью показано в

таблице 1.

Экономическую прибыль следует отличать от прибыли бухгалтерской,

которая представляет собой разность валового дохода и внешних (денежных)

платежей фирмы. Следовательно, бухгалтерская прибыль превышает

экономическую на величину внутренних издержек. Именно экономическая прибыль

является стимулом для вступления новых конкурентов в данный бизнес, если

она положительна, или выхода фирм из бизнеса, если она отрицательна. Если

экономическая прибыль велика, новые фирмы проникают на рынок, отвлекая на

себя часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать, фирмы

вынуждены снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке

сбыта. Прибыль и экономическая прибыль снижаются, приток конкурентов

уменьшается. При отрицательной, то есть недостаточной нормальной прибыли –

картина обратная [3, с. 127].

Таблица 1.

Распределение валового дохода фирмы

в соответствии с бухгалтерским и экономическим принципами.

|Валовой доход |

|Экономические издержки |Экономическая|

| |прибыль |

|Внешние |Внутренние |Нормальная прибыль | |

|издержки |издержки | | |

| | |Норма отдачи |Норма дохода | |

|Бухгалтерские |Бухгалтерская прибыль |

|издержки | |

Затраты, которые фирма несет при производстве того или иного объема

продукции, зависят не только от цен на необходимые ресурсы, а и от

технологии и от того, какие именно ресурсы применяются и в каком

количестве.

2. Методы расчета прибыли.

|В качестве сырья для производства пектина в расчетах принят сухой |

|свекловичный жом . |

|Годовая потребность – 1500 т |

|Цена 1 т – 100 доларов США |

|Готовую продукцию затаривают в крафт-мешки с полиэтиленовым |

|вкладышем по 15 кг. |

|Цены на сырье и материалы включают расходы на доставку. |

|Расчет стоимости сырья и материалов: |

|No |

|Наименование |

|Ед. измер. |

|Годовая потребность |

|Цена единицы с НДС, USD |

|Цена единицы без НДС, USD |

|Стоимость без НДС, тыс.USD |

| |

|1 |

|Сухой свекловичный жом |

|т |

|1500 |

|100 |

|83,34 |

|125,01 |

| |

|2 |

|Мешки бумажные многослойные с этикетками. |

|тыс.шт. |

|20,2 |

|0,17 |

|0,14 |

|2,83 |

| |

| |

|ИТОГО: |

| |

| |

| |

| |

|127,84 |

| |

| |

|[pic] |

| |

| |

При общественной собственности на средства производства всякие

попытки "коллективного участия в прибылях" отдельно взятого предприятия,

равно как и само формирование прибыли, в существующих размерах, в цене

общественно-промежуточного продукта, т.е. непосредственно на предприятии, -

все это только разрушает, прерывает прежде времени экономический "маршрут",

по которому общественный доход, постепенно "вызревая", следует к месту

своей окончательной консолидации - к потребительскому рынку. Кстати, именно

эта близорукая политика аккумулирования прибыли непосредственно в

хозяйственных ячейках, а не на рынке потребительских товаров, т.е., в ценах

на промежуточный, а не конечный общественный продукт, именно эта политика,

широко практикуемая с середины 60-х годов, и привела наше народное

хозяйство в нынешнее катастрофическое состояние. Образно говоря, мы

четверть века систематически трясли "дерево" нашей экономики, прежде чем

плоды успевали созреть, и собирали "зеленые яблоки" вместо полноценного

экономического "урожая". В конце концов добились того, что сама "яблоня"

перестала плодоносить.

2.1. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества

используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный

периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие не может изменить

свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться

сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей - через

ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются

быстрой корректировке.

Долговременный период - такой, что достаточен для изменения

количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности. В

течение этого периода могут возникать новые фирмы и закрываться старые.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго

определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние

различаются прежде всего по возможностям изменения производственных

мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти

изменения могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по

пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней,

установив дополнительные столы для раскроя тканей и швейные машины). В

тяжелой промышленности этот процесс требует значительно большего времени

(например, для строительства нового нефтеперерабатывающего завода может

понадобиться несколько лет).

Суть различия между периодами состоит в возможности изменения

производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно

ввести в строй новые мощности, но возможно повысит степень их

использования. В пределах долговременного периода можно расширить

производственные мощности. Деление на два периода имеет большое значение

при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли [1, с.

87].

2.2. Закон убывающей отдачи.

Как уже видно из сказанного, в течении краткосрочного периода фирма

может изменить объем производства путем присоединения переменных ресурсов к

фиксированным мощностям. К примеру, на небольшом предприятии по

производству радиоприемников при постоянном количестве оборудования

владелец может нанять больше рабочих для его обслуживания. Чтобы принять

решение о том, сколько людей нанять, он должен знать, как возрастет

количество выпускаемых изделий по мере увеличения числа работников.

В самом общем виде динамику объема производства, связанную со все

более интенсивным использованием фиксированных мощностей, описывает так

называемый закон убывающей отдачи, или закон убывающего предельного

продукта. Согласно этому закону, последовательное присоединение добавочных

единиц переменного ресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу

(например, капиталу или земле) начиная с определенного момента приводит к

уменьшению добавочного, или предельного продукта, получаемого в расчете на

каждую дополнительную единицу переменного ресурса. Это означает, что если

количество рабочих, обслуживающих данное производственное оборудование,

будет возрастать, то наступит момент, когда рост объема производства будет

происходить все медленнее по мере привлечения каждого дополнительного

рабочего.

Для того, чтобы лучше понять этот закон, стоит привести пример с той

же фирмой. Предположим, что на ней было занято только трое рабочих. По мере

увеличения этого количества появляется возможность и дополнительной

специализации, в результате снижаются потери времени при переходе от одной

операции к другой, производственные мощности используются более полно.

Таким образом, каждый добавочный рабочий вносит все больший вклад (дает все

больший добавочный, или предельный продукт) в общий объем производства.

Однако на определенном этапе занятых станет слишком много; рабочее

пространство, производственное оборудование окажутся "перенаселенными".

Пять человек сможет обслужить линию сборки лучше, чем три, но если рабочих

станет десять, они начнут мешать друг другу. Им придется простаивать, чтобы

воспользоваться тем или иным оборудованием. В итоге каждый добавочный

рабочий будет вносить все меньший вклад в общий объем производства по

сравнению со своим предшественником. Приведенный пример относится к

обрабатывающей промышленности. Но та же закономерность обнаруживается, в

частности, и в сельском хозяйстве, когда в качестве переменного ресурса

берутся удобрения, а фиксированного - количество обрабатываемой земли. С

внесением большего количества удобрений урожай будет увеличиваться, но с

определенного момента прирост на каждую дополнительную внесенную тонну

станет сокращаться. Более того, переизбыток удобрений чреват полной

гибелью урожая. [8, c. 126]

Закон убывающей отдачи применим ко всем производственным процессам и

ко всем переменным ресурсам, когда по меньшей мере один производственный

фактор остается неизменным.

Взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и достигаемым

объемом производства в натуральных показателях представляет собой важное

ограничение деятельности фирмы, анализ которого, следовательно, должен,

играть важную роль в управлении. Однако большинство деловых решений

принимаются на основе не натуральных, а денежных показателей. Отсюда

вытекает необходимость объединения данных о производстве, полученных на

базе анализа закона убывающей отдачи, с данными о ценах на ресурсы. Такой

подход позволяет определить динамику общих издержек производства различных

объемов продукции и издержек в расчете на ее единицу.

2.3.Общий, средний и предельный доход

фирмы.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма,

совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены,

ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того

чтобы увеличить свой объем продаж.

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время

кривой дохода. То, что выступает как цена за единицу продукции для

покупателя, является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для

продавца. Сказать, что покупатель должен уплатить цену в 100 дол. за штуку,

— то же самое, что сказать: доход от единицы продукции, или средний доход,

полученный продавцом, равен 100 дол. Средний доход AR (Average Revenue) и

цена — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.

Валовой доход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть

легко определен путем умножения цены на соответствующее количество

продукции, которое фирма может продать.. В этом случае валовой доход

увеличивается на постоянную величину — 100 дол. — с каждой дополнительной

единицей продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену к

валовому доходу.

Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем

производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в

результате этого сдвига в выпуске. Какой будет дополнительный доход от

продажи еще одной единицы продукции? Предельный доход есть дополнение к

валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом

продажи еще одной единицы продукции. Валовой доход увеличивается на

постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях

чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы;

добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены

продукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж

присоединяет точно свою цену — в данном случае 100 дол. — к валовому

доходу. И предельный доход - это увеличение валового дохода. Предельный

доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные

единицы могут быть проданы по

Рис. 2 Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы.

постоянной цене. [5, c. 69] На рисунке 2 представлены прямые,

характеризующие валовой и предельный доход фирмы.

Заключение.

Рассмотренная в работе тема прибыли и условий максимизации прибыли

конкурентной фирмой позволяет сделать следующие выводы:

1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмой может

быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с

валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с

предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя

такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые

издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем

производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом

является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.

2. При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек,

конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать

убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при

котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена

меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои

убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но

меньше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои

убытки, производя объем продукции, при котором P=MC. Если цена превышает

средние валовые издержки, объем продукции, при котором P=MC, будет

обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы.

3. Применение правила MR(P) = MC при различных возможных рыночных ценах

приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в

краткосрочном периоде, который лежит над средними переменными издержками,

есть кривая предложения в краткосрочном периоде.

4. В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию

сравняться с минимумом средних издержек производства, так как

экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до

тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот,

убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена

продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

5. Кривая предложения в долговременном периоде совершенно эластична для

отрасли с постоянными издержками, но является восходящей для отрасли с

возрастающими издержками.

6. В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли

производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое

максимизирует удовлетворение потребностей. Равенство в долговременном

периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что

конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных

технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек

производства. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы

будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами.

Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на

изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с

тем, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное

время.

7. Данная курсовая работа выполнена без учета факторов, препятствующих

эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник по основам экономической теории. Ред. Камаева В.Д.

2. Микроэкономика. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. М., МГУ, 1997

3. Ю.А. Львов. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «ФОРМИКА»,

1992

4. Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель.

Пер. С англ. СПб.: 1992

5. Кэмпбелл Р.Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс, М.: «Республика», 1992,

т. 2

6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер. с

англ. М.: Финансы и статистика, 1992, т. 1

7. Беложецкий И.А. Прибыль предприятия. \\ Жур. «Финансы», № 3, 1993, с.40.

8. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и

прибыль. \\ Жур. «Российский экономический журнал». № 3., 1993, с. 119 –

130.

9. Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли. \\ Жур. «Экономист», № 3,

1994, с. 49-60.

-----------------------

[pic]