Движение - это жизнь и здоровье

Движение - это жизнь и здоровье

Содержание:

1. Введение.

2. Обзор научно-популярной литературы.

3. Статистические исследования.

а) результаты анкетирования;

б) исследование уровня двигательной активности учащихся;

в) контроль внешних признаков утомления, артериального давления и

частоты пульса.

4. Диагностика заболеваний учащихся.

5. Школа будущего и проблемы здоровья в ней.

6. Заключение.

7. Приложение.

а) комплекс специальных дыхательных упражнений.

б) Листовки

8. Литература.

Движение – это здоровье и жизнь.

1.Введение

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется

узнать, всему научиться. В школьной программе появились новые предметы:

экология, психология, информатика и вычислительная техника, ОБЖ. А это,

значит увеличилась учебная нагрузка в школе. Сегодня учащиеся каждый день

находятся в относительно неподвижном состоянии 6-8 часов. Кровь в организме

замедляет движение за счет сужения сосудов, питание клеток головного мозга

и других органов уменьшается. Появляется усталость, недомогание, ломота,

головные боли и др. А как обстоят дела со здоровьем у старшеклассников

нашей школы? Что нужно делать, чтобы снять или уменьшить симптомы,

вызванные гипокинезией (малой подвижностью). Как ученики нашей школы

представляют школу будущего («школу – здоровья и радости»).

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

. Изучение вопроса «Движение и здоровье».

. Выработка рекомендаций для учащихся и учителей.

. Пропаганда здорового образа жизни.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучение научно-популярной литературы по данному вопросу.

2. Проведение статистических исследований (занятость учащихся в

спортивных секциях).

3. Диагностика заболеваний у учащихся.

4. Мониторинг состояния здоровья у старшеклассников после физической

нагрузки.

5. Выпуск листовок, чтение лекций.

2. Обзор научно-популярной литературы

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть

пищу, построить жилище, изготовит одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше

тело создано для движения.

Любая функция или работа клетки осуществляется за счет запасенной ранее

энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем

тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем

предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило

скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и

определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность

мышц.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию

речи, в школе и вузе – устой живости умственной работоспособности и

психической активности.

Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его

способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность

постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек.

Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку 3

гармонов-эндорфинов и сокращает избыток адреналина и гормонов,

способствующих возникновению стрессов.

Овладение культурой движения поможет развить умение «властвовать

собой», то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие,

доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого

человека.

Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум

эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма

оказываются наиболее совершенными, эффективность выполнения работы

достигает своего максимума.

Человек (как и животное) в состоянии эмоционального эффекта – гнева,

ярости – может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие

препятствия, справляться с которыми в обычных условиях он не в состоянии.

Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и

др.) человек поднимает тяжести, значительно превышающие его собственный

вес.

Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как

усиливающий механизм, позволяющий осуществлять выдерживать значительно

большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с

повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем, эмоции

при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие

энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить

состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным матчем. Итак мы

убедились в необходимости мышечной активности, как стабилизирующего фактора

работы внутренних систем организма, их активизации или подавления. К каким

последствиям приводит практически полная неподвижность? Идеальным примером

может служить состояние невесомости.

Как уже известно, состояние невесомости ограничивает человека в

движении. Невесомость оказывает серьезное влияние на различные процессы,

происходящие в организме человека: в костных тканях уменьшается содержание

солей кальция, в организме уменьшается количество жидкости, а

следовательно, и вес космонавта, происходят и другие обратимые изменения.

Кроме того, в организме начинают протекать различные процессы, которые до

конца не исследованы.

При проведении медицинского контроля наряду с электрокардиограммами,

сейсмокардиограммами, космонавты выполняли функциональные пробы. Это

позволило получить более полную информацию об изменении физиологических

функций и возможностях человеческого организма в полете. По нескольку раз в

ходе полета космонавты брали пробы крови, которые затем были доставлены на

Землю. В этих пробах было определено содержание сахара, мочевины,

холестерина, установлена лейкоцитарная формула и подсчитано число

лейкоцитов и тромбоцитов на тысячу эритроцитов. Анализ показал, что у всех

космонавтов на начальном этапе полета зафиксировано увеличения содержание

мочевины в крови. Это явление, очевидно, было связанно с перестройкой

функции почек, которая, как установлено с помощью других данных, не носила

патологического характера.

В пробах крови, взятых в первой и начале третьей недели полета,

содержание сахара было в обычных пределах, а в пробах, взятых перед концом

полета, оно резко увеличивалось. Этот факт может быть объяснен повышением

физической и эмоциональной нагрузки.

Со стороны клеточного состава крови существенных изменений также

отмечено не было.

В полете космонавты проводили некоторые исследования по определению

энергозатрат, периодически измеряли силу кисти рук с помощью динамометров,

изучали основные характеристики зрительных функций и т.д. – человеческий

организм способен при определенных условиях сохранять свои функции и

высокую работоспособность. Этому способствуют и комплекс физических

упражнений с использованием специальных костюмов и тренажера. Тренажер

позволяет космонавтам выполнят физические упражнения для поддержания силы

основных групп мышц (Прежде всего мышц спины и нижних конечностей) и

сохранения двигательных навыков и способностей переносить перегрузки при

возвращении на Землю. А для создания постоянной нагрузки на костно-мышечную

систему космонавты используют тренировочные костюмы, в которых в различных

местах вшиты резиновые ленты. При движении они создают нагрузки на опорно-

двигательный аппарат и скелетную мускулатуру, компенсируя тем самым

отсутствие силы тяжести.

В состоянии невесомости важно создавать отток крови в сосудистое русло

нижних конечностей. С этой целью на станциях размещают специальные

установки в виде «бочки», внутри которой можно создавать разрежение

требуемой величины. Космонавты погружаются до пояса в установку и создают в

ней с помощью микро компрессора дозированное разрежение. При этом

контролируется работа сердечно-сосудистой системы.

Космонавт В.Г. Лазарев так писал о невесомости: «Конечно же, космос

начинается с невесомости. Она ... Нет, о ней словами не скажешь. Она не

имеет даже близкой аналогии не с какими из земных состояний... Она

чрезвычайно своеобразна и поначалу малоприятна. Она хитра и даже коварна,

если забыть об осторожности и ринуться на нее в открытую. Однако с ней

можно войти в контакт и даже сработаться».

3. Проведение статистических исследований.

Наша группа все же попыталась найти аналогию невесомости.

Современная жизнь школьника – занятия в школе, приготовление уроков,

чтение, компьютер, телевизор – предполагает малоподвижный образ жизни.

Около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или

относительной неподвижности (В год!!! –972ч). Чем не космонавт? Лишь 6

часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток

движений сказывается на общем состоянии организма: часть меняется давление

(становиться то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек

быстро утомляется, настроение резко падает.

Наша экспериментальная группа провела анкету среди старшеклассников

нашей школы и школы №9.

Всего опрошено по 65 учеников из каждой школы.

Уроки физкультуры нравятся 83 ученикам – это 64%.

Спортивные секции посещают лишь 51 ученик –

это 39%.

Бегом увлекаются всего 34 ученика – это 26%.

Лишь 38 учеников – это 29% хотели бы связать свою дальнейшую жизнь с

физкультурой.

Зато 87 учеников – это 67% согласны с тем, что «Активное движение –

признак здорового образа жизни».

| |ДА |НЕТ |ЗАТРУДНЯЮСЬ|

|1. Нравятся ли вам уроки физкультуры?| | | |

|2. Появляются ли у вас болезненные | | | |

|ощущения в мышцах после уроков ф-ры? | | | |

|3. Появляются ли у вас головные боли | | | |

|после физической нагрузки? | | | |

|4. Посещаете ли вы спортивные секции?| | | |

|5. Увлекаетесь ли вы бегом? | | | |

|6. Возникают ли у вас боли в спине, | | | |

|пояснице после уроков? | | | |

|7. Занимаются ли спортом ваши | | | |

|родители. | | | |

|8. Согласны ли вы с выражением: | | | |

|«Активное движение – признак | | | |

|здорового образа жизни»? | | | |

|9. Хотели бы вы, чтобы физкультура не| | | |

|являлась школьным предметом? | | | |

|10. Хотели бы вы связать свою | | | |

|дальнейшую жизнь со спортом, | | | |

|физкультурой? | | | |

|11. Нужно ли вам УПК? | | | |

Анализ анкеты №1 по 9-10 кл. СПОШ №25

|вопрос |да |% |нет |% |затрудняю|% |

| | | | | |сь | |

|1 |38 |58% |19 |29% |9 |13% |

|2 |33 |50% |25 |38% |7 |12% |

|3 |12 |18% |52 |80% |1 |2% |

|4 |27 |41% |36 |55% |2 |4% |

|5 |18 |27% |45 |69% |2 |4% |

|6 |14 |21% |47 |72% |4 |7% |

|7 |10 |15% |53 |81% |2 |4% |

|8 |56 |86% |2 |3% |7 |11% |

|9 |13 |20% |42 |64% |10 |16% |

|10 |15 |23% |37 |56% |13 |21% |

|11 |46 |70% |12 |18% |7 |12% |

Всего 65 учеников.

|1. 58% - уроки нравятся |

|2. 50% - появляются боли |

|3. 80% - нет |7. 81% - нет |11. 70% - да |

|4. 55% - нет |8. 86% - да |12. 41% - да |

|5. 69% - нет |9. 64% - нет |13. 27% - да |

|6. 72% - нет |10. 56% - нет |14. 21% - да |

Анализ анкеты №1 по 9-10кл. СПОШ №9

|вопрос |Да |% |нет |% |затрудняю|% |

| | | | | |сь | |

|1 |45 |69% |15 |23% |5 |8% |

|2 |18 |27% |46 |71% |1 |12% |

|3 |12 |18% |51 |78% |2 |4% |

|4 |24 |36% |40 |62% |1 |2% |

|5 |16 |25% |47 |71% |2 |4% |

|6 |14 |22% |50 |76% |1 |2% |

|7 |15 |23% |50 |77% |0 |0% |

|8 |31 |48% |34 |52% |0 |0% |

|9 |24 |37% |41 |63% |0 |0% |

|10 |23 |35% |36 |55% |6 |10% |

|11 |54 |83% |10 |15% |1 |2% |

Всего 65 учеников.

|1. 69% - уроки нравятся |

|2. 27% - появляются боли |

|3. 78% - нет |7. 77% - нет |11. 77% - да |

|4. 62% - нет |8. 86% - да |12. 36% - да |

|5. 71% - нет |9. 64% 63- нет |13. 25% - да |

|6. 16% - нет |10. 55% - нет |14. 22% - да |

Был исследован уровень двигательной активности учащихся.

Для десятиклассников нормой является 8 часов (это гимнастика до уроков,

подвижные перемены, уроки физкультуры, занятия в секциях и др.)

Фактически – около 5 часов в день.

Для 11-ти-классников – норма 8 часов – фактически в среднем 6 часов.

Урок физкультуры основная форма и главное звено физического воспитания в

школе. Мы провели так же контроль внешних признаков утомления,

артериального давления и частоты пульса после осеннего кросса в 3км. Среди

11-ти-классников.

Было обследовано 5 учеников. В нашей работе участвовал врач: Павлова Л.Г.

Исследуя внешние признаки утомления, можно сказать, что девушки менее

физически подготовлены к данному кроссу, для них эта нагрузка является

чрезмерной.

Учителя физкультуры не уделяют должного внимания подготовке к такой

нагрузке.

Было выявленное, что значительное повышение артериального давления и

частоты пульса для 2-х учеников, удлинение времени восстановления говорит о

большой физической нагрузке или же о недостаточной готовности учеников к

ней.

4. Диагностика заболеваний учащихся.

В современном обществе человек уже с детских лет страдает от

недостатка двигательной активности (гиподинамии). Это ведет к нарушению

согласованной деятельности систем организма. Возникающая дисгармония в

первую очередь неблагоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе и

высшей нервной деятельности детей. Гиподинамия отрицательно влияет на

физическое развитие, работоспособность и функциональное состояние. Одно из

неблагоприятных ее проявлений – повышение процента школьников с избыточным

весом. Такие дети обычно жалуются на повышенную утомляемость, слабость,

головные боли. Они чаще болеют, работоспособность их снижается, а здоровье

по мере увеличения ожирения, все больше ухудшается. 82% школьников с

избыточным весом занимаются физической культурой лишь на уроках в школе,

посещают они их зачастую нерегулярно. Большинство школьников с избыточным

весом, опрошенных нами, стесняются своих сверстников, а между тем для них

правильная доза физической нагрузки является гарантом их здоровья.

Наша экспериментальная группа исследовала уровень заболевания: сердечно-

сосудистыми болезнями, заболевания опорно-двигательного аппарата, ожирением

в СПОШ№25 и в СПОШ №9.

За три последних года (1998,1999,2000гг.)

В 2000г. почти 32% учеников СПОШ №25 имеют заболевания опорно-

двигательного аппарата.

Ожирением страдают – 2%

В СПОШ №9 заболевания опорно-двигательного аппарата имеют – 29,5%

Ожирением страдают – 0,6%.

Исследуя уровень заболевания в СПОШ №25 и в СПОШ №9 можно сделать

вывод, что т.к. заболевания опорно-двигательного аппарата составляет от 30%

- 32%, это объясняет нежелание посещать уроки физкультуры, заниматься

бегом, посещать спортивные секции, и связывать свою дальнейшую жизнь с

физкультурой.

5. Школа будущего

Напомню слова Лазарева о невесомости: «... Однако с ней можно войти в

контакт и даже «сработаться». Но нужно еще многое понять, проверить и

перепроверить, прежде чем земляне окончательно зачислить ее либо в ранг

своих союзников, либо в ранг врагов...».

С каждым годом все увеличивается, объем информации, получаемой

современным школьником. Это жизнь, и никуда от нее не деться. Но тем людям,

которые отвечают за здоровье школьников, еще многое надо понять, проверить

и перепроверить, чтобы процесс обучения не наносил ущерба здоровью

школьников. Я думаю, что наши учителя, заходя в класс, хотят видеть

здоровых землян – учеников, а не большеголовых с изуродованными скелетами

мутантов.

А пока тренажеры и гимнастические устройства индивидуального

пользования и велотренажеры, беговые дорожки, массажеры и мини –

тренажерные устройства с игровыми элементами в наших детских мечтах и

проектах.

В школе будущего так же есть проблемы здоровья.

Школа будущего – это школа трехступенчатая школа.

1-ая ступень – это семейное воспитание и образование до 8 лет. Основной

принцип – принцип природносообразности! Развиваются все заложенные природой

задатки. Ребенок осваивает зеленую среду обитания, учится вести себя так,

чтобы не наносить вред ни себе, ни окружающей среде. Без этих навыков он не

может быть переведен в зеленую школу.

2-ая ступень – зеленая школа. Школа представляет собой учебный

комплекс, расположенный в загородной зоне, среди лесного массива или на

берегу моря. В школе особое движение уделяют движению, занятиям спортом,

т.к. вне школы ученики передвигаются на летательных аппаратах, а занятия

проходят в основном за компьютером. Огромный спортивный корпус с

несколькими тренажерными залами и современным оборудованием, спортивные

площадки, бассейн.

В различных мастерских и на приусадебном участке ученики осваивают

навыки физического труда. Везде очень много, оранжерей, аквариумов и даже

зоопарк. Регулярно проводятся занятия по изучению способов выживания в

природной (в том числе водной) среде.

3-я ступень – космическая школа.

Здесь обучаются те, кто избран сферой деятельности космос. Школы

находятся на различных планетах, ученики перелетают над небольшими группами

из школы в школу, чтобы изучить среду обитания той части космоса, где

расположена школа. Время от времени ученики проходят «школу выживания», где-

нибудь на «дикой» планете. Это делается для того, чтобы человек не забывал,

откуда он родом, что он часть природы и его здоровье в конечном итоге

зависит от того, как он эту природу «вне себя и внутри себя понимает и

сохраняет».

Исходя из детской мечты о «школе будущего». Школа должна располагаться

в экологически чистом районе и в ней большое внимание должно уделяться

здоровью школьников. А школьник будущего – выносливый, физически и

гармонически развитый человек.

6. Заключение

Наши исследования подвели нас к подтверждению мысли о том, что человек

– это открытая биологическая система, которая напрямую зависит от

окружающей среды, но она в ней заложена как природное начало к

саморегуляции, человек может и должен сам регулировать свою деятельность,

поддерживая стабильность в организме. И немаловажную роль в этом играет:

1. Двигательная активность человека;

2. Способность его правильно дышать;

3. Здоровый образ жизни.

Литература:

1. «Человек» - Батуева.

2. Живые организмы в космосе – издательство «Мир» Л.В. Реброва.

3. Здоровье человека и окружающая среда – Б.Г. Величковский, В.И.

Кирпичесв.

4. Режим дня – залог здоровья – А.Г. Сухарев.

5. Заставь себя бегать – А.П. Сухарев.

6. Данные Госкомстата России.

7. Доклад о состоянии окружающей среды Амурской области – 2000г.

8. Министерство здравоохранения СССР – 1985г. «Врачебный контроль за

нагрузкой учащихся на уроках физкультуры в общеобразовательных

школах» – Под редакцией С.М. Иванова.

9. Гигиенические требования и условия обучения школьников в различных

видах современных общеобразовательных учреждений – Минздрав России,

Москва, 1977г.

10. «Гигиена детей и подростков» под редакцией А.М. Н. СССР Г.Н.

Сердюковской и профессора А.Г. Сухарева. Москва. Медицина. 1986г.

11. «Человек и его здоровье» под редакцией С.П. Вьюшкиной. Экологическая

лаборатория БГПИ г.Благовещенск, 1991г.

12. «Экологические вопросы физиологии человека». Благовещенск, 1993г.

Экологическая лаборатория БГПИ.