Дж.М. Кейнс: теория эффективного спроса
Дж.М. Кейнс: теория эффективного спроса
Джон Мейнард Кейнс: теория эффективного спроса.
1. Введение. Переворот в экономической теории.
Дж. М. Кейнс был сыном известного английского экономиста. Он получил
образование в Итоне и Кембридже. Сначала его интересовали математика и
теория вероятностей, но в конце концов он переключился на экономику. Кейнс
был не только экономистом. Он был невероятно активным, многосторонним
человеком, который выполнял разнообразные функции. Он был главным
представителем Британского казначейства на Парижской мирной конференции во
время первой мировой войны, заместителем канцлера казначейства, членом
Совета директоров Английского банка, членом попечительского совета
Национальной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и искусств,
казначеем в Королевском колледже, редактором Кембриджского “Экономического
журнала”, возглавлял журналы “Нейшн” и “”Нью стейтсмен”, а так же
Национальное общество по страхованию жизни, построил художественный театр в
Кембридже.
Кроме того, Кейнс нашел время, чтобы нажить личное богатство в
2 млн. долларов игрой на фондовой и товарной бирже.
Но самое важное состоит в том, что Кейнс был многосторонним ученым. В
своих книгах он рассматривает такой широкий круг проблем, как проблемы
теории вероятности, монетарной экономики и последствия первой мировой
войны. Однако его “magnum opus” - это книга “Общая теория”, о которой Джон
Кеннет Гэлбрейт в свое время писал, что “ она абсолютно не понятна, плохо
написана и преждевременно опубликована”. Тем не менее, в “Общей теории”
убедительно критикуется утверждение экономистов классической школы о том,
что экономический спад может самоисцелиться. Кейнс утверждал, что в
капиталистической системе нет автоматического механизма, способного
привести ее к полной занятости. Экономика может долго оставаться в
состоянии депрессии и бедности. В самом деле, массовая безработица во время
охватившей весь мир депрессии 30-х годов является достаточным эмпирическим
доказательством правоты Кейнса. Его основная рекомендация правительству,
поразившая всех в то время, состояла в том, что оно должно увеличить
расходы , чтобы стимулировать производство и вернуть безработных на рабочие
места.
В настоящей работе мы постараемся осветить основные вопросы
Кейнсианской “теории эффективного спроса”.
2. Уровень занятости и совокупный спрос. Эффективный спрос.
Склонность к потреблению и сбережению. Сбережение и инвестиции.
Кейнсианский “Крест”.
Классическая теория занятости, считавшаяся столь простой и ясной,
базировалась по утверждению Кейнса на двух основных постулатах, практически
принимавшихся без обсуждения, а именно:
1) Заработная плата равна предельному продукту труда.
Это означает, что заработная плата занятого лица равна стоимости,
которая была бы потеряна, если бы занятость снизилась на одну единицу (за
вычетом других издержек, которые отпали бы ввиду этого сокращения
производства), с оговоркой, однако, что равенство это может быть нарушено
(в соответствии с особыми принципами), если конкуренция и рынки являются
несовершенными.
2) Полезность заработной платы при данном количестве занятых
работников равна предельной тягости труда при той же величине занятости.
Другими словами, реальная заработная плата как раз достаточна (по
оценке самих занятых) для того, чтобы вызвать предложение действительно
занятого количества рабочей силы, с той оговоркой, что равенство
применительно к каждому отдельному работнику может быть нарушено
согласованными действиями членов совокупной рабочей силы, что аналогично
несовершенной конкуренции, которая ограничивает действие первого постулата.
Тягость здесь следует понимать в том смысле, что она включает любую
причину, которая может побудить отдельного человека или группу людей скорее
вовсе не работать, чем согласиться на заработную плату, полезность которой
для них ниже известного минимума.
Этот постулат совместим с тем, что можно назвать “фрикционной
безработицей”. Реалистическое объяснение такой безработицы правильно
учитывает несовершенство процесса приспособления, препятствующее полной
занятости. Речь идет, например, о безработице, порождаемой временным
нарушением равновесия в относительных объемах специализированных ресурсов
из-за просчетов или непредвиденных изменений в уровне спроса или тем
фактом, что переход от одного вида деятельности к другому не может быть
осуществлен без некоторого перерыва, так что в нестатическом обществе
всегда будет существовать известная величина трудовых ресурсов, не
используемых “между двумя работами”. Этот постулат допускает, помимо
“фрикционной” безработицы, существование и “добровольной” безработицы,
вызванной отказом отдельного работника согласиться на вознаграждение,
соответствующее стоимости производимого им продукта с предельной
производительностью.
Названные два постулата определяют, согласно классической теории,
объем используемых ресурсов.
Первый дает нам график кривых спроса, а второй- график кривых
предложения. Величина занятости определяется, следовательно, точкой, где
полезность предельного продукта уравновешивает тягость труда при предельной
занятости.
Отсюда, по всей видимости, следует, что существует только четыре
возможных способа увеличить занятость:
а) улучшить организацию хозяйственной деятельности или повысить
надежность предвидения будущего, которое уменьшает “фрикционную”
безработицу;
б) понизить предельную тягость труда, выраженную той реальной
заработной платой, за которую можно располагать добавочным трудом, что
сократит “добровольную” безработицу;
в) увеличить предельную физическую производительность труда в
отраслях промышленности, выпускающие товары, приобретаемые на заработную
плату,
или
г) повысить цены товаров, приобретаемых не на заработную плату, по
сравнению с ценой товаров, приобретаемых на заработную плату, в связи со
сдвигами в расходах лиц, не относящихся к числу наемных работников, от
товаров, приобретаемых на заработную плату, к прочим товарам.
Дж. М. Кейнс определяет третью категорию безработицы, а именно
“вынужденную” безработицу в узком смысле слова, возможности которой
классическая теория вообще не допускает. Оно таково: люди становятся
вынуждено безработными, если при небольшом росте цен товаров, приобретаемых
на заработную плату, по отношению к денежной заработной плате совокупное
предложение труда работников, готовых работать за существующую денежную
заработную плату, так же как и совокупный спрос на труд при этой заработной
плате, превышают существующий объем занятости.
Для определения понятий совокупного спроса и эффективного спроса,
Кейнс вводит несколько понятий. Предположим, что рассматриваемый промежуток
времени, состояние техники, занятость наличных трудовых ресурсов и уровень
издержек неизменны. В этих условиях предприниматель, нанимающий
определенное число работников, осуществляет расходы двоякого рода. Прежде
всего, это средства, которые он выплачивает факторам производства (исключая
других предпринимателей) за их текущие услуги, - то, что будет называться
факториальными издержками при данном уровне занятости. Во-вторых, это
средства, которые он выплачивает другим предпринимателям за покупаемые у
них товары, а также усилия, которые он прилагает, загружая оборудование, а
не оставляя его в бездействии, - то, что будет называться издержками
использования при данном уровне занятости. Превышение стоимости
произведенной продукции над факториальными издержками и издержками
использования составляет прибыль, или, как она будет называться доход
предпринимателя. То, что для предпринимателя является факториальными
издержками, с точки зрения факторов производства есть, конечно, их
собственный доход. Таким образом, факториальные издержки и
предпринимательская прибыль образуют вместе то, что определяется как
совокупный доход, получаемый при данном уровне занятости.
Предпринимательская прибыль является, естественно, величиной, которую
предприниматель стремится максимизировать, когда принимается решение о
найме работников. В тех случаях, когда анализ экономической конъюнктуры
проводится с позиций предпринимателя, совокупный доход (т.е. факториальные
издержки плюс прибыль), получаемые при данном объеме занятости,
целесообразно называть выручкой от этой занятости.
С другой стороны, совокупная цена предложения продукции при данном
объеме занятости есть ожидаемая выручка, которая как раз и побуждает
предпринимателя предъявить спрос на труд, равный именно этому уровню
занятости.
Следовательно, если предположить, что состояние техники, объем
применяемых ресурсов и удельные (на одного работника) факториальные
издержки неизменны, то уровень занятости как на отдельном предприятии или
одной отрасли, так и в целом по хозяйству зависит от суммы выручки, которую
предприниматели рассчитывают получить за соответствующую продукцию.
Предприниматели будут стараться довести объем занятости до уровня, при
котором они надеются иметь наибольшее превышение выручки над факториальными
издержками.
Если обозначить совокупную цену предложения продукции при занятости N
человек через Z ; взаимосвязь между Z и N , которую можно записать через
Z= ф(N), назовем функцией совокупного предложения. Выручку, ожидаемую
предпринимателями при занятости N человек, обозначим через D ; взаимосвязь
между D и N , которую можно записать в форме D= f(N), назовем функцией
совокупного спроса.
Если для данной величины N ожидаемая выручка больше, чем совокупная
цена предложения, т.е. если D больше, чем Zто предприниматели будут
стремиться увеличить занятость сверх N (если даже конкуренция их друг с
другом из-за привлечения факторов производства приведет к повышению
издержек) до такой величины N , при которой Z стало бы равной D . Таким
образом, уровень занятости определяется точкой пересечения функций
совокупного спроса и совокупного предложения. Именно в этой точке ожидаемая
предпринимателями прибыль будет наибольшей. Величина D в этой точке кривой
функции совокупного спроса, где она пересекается с функцией совокупного
предложения, называется эффективным спросом.
Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный реальный доход.
Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода
увеличивается и совокупное потребление, однако не такой же мере, в какой
растет доход. Поэтому предприниматели потерпели бы убытки, если вся
возросшая занятость была направлена на удовлетворение возросшего спроса на
предметы текущего потребления. Для поддержания любого данного уровня
занятости необходимы текущие инвестиции, поглощающие превышение совокупной
продукции над тем, что общество желает потреблять на данном уровне
занятости. Если такие инвестиции не осуществляются, выручка
предпринимателей будет ниже той, которая необходима, чтобы вызвать у них
стремление к достижению этого уровня занятости. Отсюда следует, что при
данной величине показателя, который называется склонность общества к
потреблению, равновесный уровень занятости, т.е. тот уровень, при котором у
предпринимателей в целом нет стремления ни расширять, ни сокращать
занятость, будет зависеть от величины текущих инвестиций. В свою очередь
величина текущих инвестиций зависит от того, что будет называться
побуждением инвестировать, а побуждение инвестировать в свою очередь
зависит от отношения между графиком предельной эффективности капитала и
комплексом норм процента по займам с разными сроками погашения и разной
степенью риска.
Следовательно, при данной склонности к потреблению и данных размерах
новых инвестиций будет существовать только один уровень занятости,
совместимый с равновесием, поскольку всякий другой уровень приведет к
несовпадению совокупной цены предложения и совокупной цены спроса. Этот
уровень не может быть большим , чем полная занятость, т.е. реальная
заработная плата не может быть меньше, чем предельная тягость труда. Но,
вообще говоря, нет основания ожидать, что он будет равен полной занятости.
Эффективный спрос, сочетающийся с полной занятостью, - это специальный
случай, реализующийся только при условии, если склонность к потреблению и
стремление инвестировать находятся в определенном соотношении.
Суть, разработанной выше теории сводится к следующему:
1. При данном состоянии техники, объеме применяемых ресурсов и уровне
издержек производства доход (как денежный, так и реальный) зависит от
объема занятости N .
2. Соотношение между совокупным доходом и величиной ожидаемых
расходов на потребление, обозначаемой D1 , будет зависеть от
психологической характеристики общества, которую называют склонностью к
потреблению. Это значит, что потребление будет зависеть от уровня
совокупного дохода и, следовательно, от уровня занятости, если только не
произойдет изменений в склонности к потреблению.
3. Равновесный уровень занятости зависит: а) от функции совокупного
предложения, б) от склонности к потреблению, в) от объема инвестиций. Это и
есть суть общей теории занятости.
Размер занятости не определяется предельной тягостью труда,
измеряемой величиной реальной заработной платы, с той, однако, оговоркой,
что объем предложения труда при данной реальной заработной плате
соответствует верхней границе потенциально возможного уровня занятости.
Склонность к потреблению и объем новых инвестиций совместно определяют
объем занятости, который в свою очередь совершенно определенным образом
связан с величиной заработной платы. Если склонность к потреблению и объем
новых инвестиций приводят к недостаточности эффективного спроса, тогда
действительный уровень занятости будет меньше, чем потенциальное
предложение труда при существующей реальной заработной плате, а реальная
заработная плата, соответствующая состоянию равновесия, будет больше, чем
предельная тягость труда при этом же состоянии равновесия.
Приведенный анализ дает нам ключ к объяснению парадокса бедности
среди изобилия. Одна лишь недостаточность эффективного спроса может
привести и часто приводит к прекращению роста занятости еще до того ,как
будет достигнут уровень полной занятости. Недостаточность эффективного
спроса будет мешать росту производства, несмотря на то, что предельный
продукт труда все еще превышает величину предельной тягости труда при
данном уровне занятости.
Более того, чем богаче общество, тем сильнее тенденции к увеличению
разрыва фактическим и потенциальным объемом производимой продукции,
следовательно, тем более очевидны и возмутительны недостатки экономической
системы. Дело в том, что бедное общество предпочитает потреблять
значительно большую часть своей продукции, так что даже весьма скромный
уровень инвестиций будет достаточным для обеспечения полной занятости, в то
время, как богатое общество должно отыскать значительно более широкие
возможности для инвестирования с тем, чтобы склонность к сбережениям его
более богатых представителей была совместима с занятостью его более бедных
членов. Если в потенциально богатом обществе побуждение инвестировать
слабо, тогда, несмотря на его потенциальное богатство, действие принципа
эффективного спроса заставит это общество сокращать объем производимой
продукции, пока оно, несмотря на свое потенциальное богатство, не станет
настолько бедным, что значительно сократившийся излишек дохода над
потреблением придет в соответствие с его слабым побуждением к
инвестированию.
Кейнс дает определение сбережению , как превышение дохода над
потребительскими расходами, а понятие инвестиции - как прирост ценности
капитального имущества в результате производственной деятельности.
Хотя общая сумма сбережений представляет собой совокупный результат
действия множества отдельных потребителей, а величина инвестиций -
совокупный результат действия индивидуальных предпринимателей, эти две
величины должны быть равны между собой, поскольку каждая из них равна
превышению дохода над потреблением.
Рецепты макрорегулирования. Инвестиционный мультипликатор.
Отличие кейнсианской теории от классической заключается в том, что
экономисты-классики считают совокупный спрос явлением стабильным, пока не
происходит никаких значительных изменений в предложении денег. Даже если
совокупный спрос понизился, эластичность цен и заработной платы обеспечит
работу автоматического встроенного механизма, с помощью которого
поддерживается функционирование капиталистической экономики на уровне ее
потенциального объема производства и естественной нормы безработицы.
Поэтому макроэкономическая политика государства представляется излишней и
непродуктивной. Для кейнсианцев изменчивость совокупного спроса и
неэластичность цен в направлении понижения означают, что безработица может
увеличиваться и сохраняться в рыночной экономике в течение длительного
периода. Чтобы избежать гигантских потерь от спадов и кризисов, необходима
эффективная макроэкономическая политика регулирования со стороны
государства. Поэтому кейнсианцы уделяют особое внимание совокупному спросу.
Согласно кейнсианской экономической теории уровень производства и
занятости в современном капиталистическом обществе определяется следующим
положением: количество произведенных товаров и услуг и соответственно
уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня общих, или
совокупных, расходов.
Для лучшего понимания совокупного спроса и его влияния на
макроэкономическое состояние экономики необходимо рассмотреть и
проанализировать четыре компонента ВНП: потребление, инвестиции,
государственные закупки и чистый экспорт.
Существует много факторов, влияющих на уровень потребительских
расходов. Но здравый смысл и статистические данные показывают, что самым
важным фактором является доход, в частности доход после уплаты налогов. А
поскольку сбережения являются, несомненно, той частью дохода, которая не
потребляется, то доход после уплаты налогов представляет собой основной
фактор, определяющий и личные сбережения.
Кроме того еще есть факторы потребления и сбережений, не связанные с
доходом.
Богатство. Чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем
больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне
текущего дохода.
Уровень цен. Возрастание уровня цен ведет к смещению графика
потребления вниз, а смещение уровня цен - вверх. Этот вывод имеет прямое
отношение к анализу богатства как фактора потребления, поскольку изменение
уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательную способность
некоторых видов богатств.
Ожидания. Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами,
денежными доходами и наличием товаров, могу оказать значительное
воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидание повышения цен и
дефицита товаров ведет к повышению текущих расходов и снижению сбережений.
Ожидаемая инфляция и ожидаемые дефициты побуждают людей “покупать впрок” во
избежание более высоких будущих цен и пустых полок. Ожидание прироста
денежных доходов в будущем, в сою очередь, ведет к тому, что потребители
поступают более вольно со своими текущими расходами. Наоборот, ожидаемое
падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут
в изобилии, может побудить потребителей сокращать потребление и увеличивать
сбережения.
Потребительская задолженность. Можно ожидать, что и уровень
потребительской задолженности может вызвать у домохозяйств желание
направлять текущий доход либо на потребление либо на сбережение. Если
задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем 20 или 25 %
их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим
закупкам, то потребители будут сокращать текущее потребление, чтобы снизить
задолженность.
Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и
частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов сместит как график
потребления так и график сбережения вниз. Наоборот, доля доходов,
полученная от снижения налогов будет частично потребляться и частично идти
на сбережение домохозяйств. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг
графиков потребления и сбережения вверх.
Экономисты - представители всех школ - едины во мнении, что графики
потребления с сбережения являются неизменными, если государство не
предпринимает преднамеренных мер для их изменений. Возможно, это происходит
потому, что на решение потреблять или сберегать значительное влияние
оказывает соответствующая привычка.
Далее обратимся ко второму компоненту чистых расходов - инвестициям,
которые мы определили как расходы на строительство новых заводов, на станки
и оборудование с длительным сроком службы и т.п. Что определяет уровень
чистых расходов на инвестиции? Два основных фактора: 1) ожидаемая норма
чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов
на инвестиции, и 2) ставка процента.
Побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции является
прибыль. Предприниматели приобретают средства производства только тогда,
когда ожидается, что подобные покупки будут прибыльными. Рассмотрим такой
пример. Предположим, что владелец небольшой мастерской принимает решение об
инвестициях на новый шлифовальный станок стоимостью $1000 и сроком службы в
один год. Новая машина, вероятно, увеличит производство продукции и выручку
фирмы. Так, предположим, что чистый ожидаемый доход (то есть доход без
эксплуатационных расходов, таких, как расходы на энергию, древесину,
рабочую силу, налоги и т.п.) составляет $1100. Другими словами, после
учета эксплуатационных расходов оставшийся ожидаемый чистый доход покроет
стоимость машины в $ 1000 и принесет доход в $100. Сравнивая этот доход в
$100 и стоимость машины в $1000 , находим, что норма чистой прибыли от
применения новой машины равна 10% ($100/$1000).
Но есть еще один компонент расходов, связанный с инвестированием,
который не учтен в нашем примере. Это ставка процента - цена, которую фирма
должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для
приобретения реального капитала (шлифовального станка). Если ожидаемая
норма чистой прибыли (10 %) превышает ставку процента (скажем 7 %), то
инвестирование будет прибыльным. Но если ставка процента (скажем 12%)
превышает норму чистой прибыли (10%), то инвестировать будет невыгодно.
Роль ставки процента как издержек на инвестирование на реальный
капитал сохраняется и тогда, когда фирма не занимает, а наоборот,
финансирует инвестиции из средств, накопленных из прошлой прибыли.
Используя эти средства для инвестиций на шлифовальный станок, фирма несет
издержки утраченных возможностей в том смысле, что отказывается от дохода в
виде процента, который она могла бы получить, ссужая средства кому-нибудь
еще.
Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не
номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.
Отметим, что при фиксированном предложении денег изменения в уровне
цен влияют на величину инвестиций вследствие действия эффекта процентной
ставки (когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а
возросшие процентные ставки, в сою очередь, приводят к сокращению
потребительских расходов и инвестиций).
Кроме того, на величину инвестиций влияют и такие факторы, как налоги
с предприятий, технологии и избыточные мощности.
Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей
(после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к
уменьшению совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит
прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит
инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вверх.
Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к
стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного
спроса.
Увеличение избыточных мощностей , то есть наличного неиспользуемого
капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому
уменьшает совокупный спрос.
Третьим компонентом совокупных расходов является государственные
расходы. Увеличение государственных закупок национального продукта при
данном уровне цен будет приводить к увеличению совокупного спроса до тех
пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.
Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на
чистый экспорт. Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда
происходят изменения в закупках отечественных товаров зарубежными
потребителями, независимо от уровня цен в нашей стране. На объем чистого
экспорта влияют такие факторы, как национальный доход зарубежных стран и
валютные курсы.
Возрастание национального дохода за рубежом увеличивает спрос на
экспортируемые товары, что сдвигает кривую совокупного спроса вверх и
наоборот - уменьшение национального богатства за рубежом имеет
противоположный результат; чистый объем нашего экспорта уменьшается,
сдвигая кривую совокупного спроса вниз.
Изменения курса национальной валюты также влияет на объем чистого
экспорта. Снижение курса приведет к уменьшению чистого экспорта по
отношению к импорту и наоборот.
Если прослеживать закономерность в изменениях инвестиционных расходах
и росте уровня объема производства, то можно отметить любопытную
особенность: изменение инвестиционных расходов к примеру на $5 млрд.,
влечет за собой рост уровня объема производства и дохода на $20 млрд. Этот
удивительный результат называется эффектом мультипликатора, или просто
мультипликатором. Характеристика мультипликатора инвестиций в объяснении
Кейнса звучит следующим образом: когда происходит прирост общей суммы
инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит
прирост инвестиций.
изменения первоначальное изменение
в ЧНП = мультипликатор Х в инвестициях
Следует сделать три замечания:
1. “Первоначальное изменение в расходах” обычно вызывается сдвигами в
инвестиционных расходах по той простой причине, что инвестиции представляют
собой наиболее изменчивый компонент совокупных расходов. Но следует
подчеркнуть, что изменения в потреблении, государственных закупках или
экспорте также подвергаются действию эффекта мультипликатора.
2. “Первоначальное изменение в расходах” означает перемещение вверх
или вниз графика совокупных расходов в связи со сдвигом вниз или вверх
одного из компонентов графика. Смещение вверх или вниз графика потребления
из-за изменения одного из не связанных с доходом фактора потребления-
богатства, уровня цен, ожиданий, потребительской задолженности и т.д. -
может вызвать многократное изменение реального ЧНП.
3. Из второго следует, что мультипликатор - это обоюдоострый меч,
который действует в обоих направлениях. То есть незначительное увеличение
расходов может дать многократный прирост ЧНП; с другой стороны, небольшое
сокращение расходов может привести к уменьшению ЧНП.
Значение мультипликатора состоит в том, что относительно небольшое
изменение в инвестиционных планах предпринимателей или планов сбережений
домохозяйств может вызвать гораздо большие изменения в равновесном уровне
ЧНП. Мультипликатор усиливает колебания предпринимательской деятельности,
вызванные изменениями в расходах.
Основной целью политики государства является создание такой системы
налогов и трансферных платежей, которая бы снижала предельную склонность к
потреблению и величины мультипликатора и тем самым понижала бы
дестабилизирующий эффект от изменения в инвестициях, потреблении,
государственных расходах или экспорте.
Достоинства и слабости кейнсианского подхода.
Кейнсианская модель, разработанная в период массовой безработицы 30-х
годов предполагает, что рост совокупных расходов приводит к росту объема
производства при существующем, или текущем уровне цен. Наоборот, модель
совокупного спроса и предложения показывает, что уровень цен возрастает с
ростом совокупного спроса на промежуточном и классическом отрезках кривой
совокупного предложения. Кейнсианский анализ взаимозависимости расходов и
объемов производства- это модель при постоянном уровне цен; анализ
соотношения совокупного спроса и предложения - это модель с переменным
уровнем цен.
Как мы уже видели ранее, между кривой потребления и уровнем цен
существует обратная зависимость. Повышение уровня цен служит причиной
сдвига вниз графика потребления, а соответственно и графика расходов, и
наоборот. Исходной же причиной является эффект реальных кассовых остатков,
или эффект богатства. Повышение уровня цен приводит к снижению реальной
стоимости богатства, или покупательной способности населения. Для
восстановления стоимости своего богатства люди должны больше сберегать и
соответственно меньше потреблять. При повышении уровня цен график
потребления и соответственно график совокупных расходов смещаются вниз, а
реальный ЧНП падает. И наоборот, снижение уровня цен повышает реальную
стоимость богатства населения. Когда индивидуумы богаты, они более склонны
к потреблению и меньше к сбережению. При более низком уровне цен кривые
потребления и совокупных расходов смещаются вверх и реальный ЧНП
повышается.
Во-вторых, существует обратная связь между уровнем цен и графиком
инвестиций. С ростом уровня цен, при прочих равных условиях, повышается
процентная ставка, что в свою очередь ведет к смещению вниз графиков
инвестиций и совокупных расходов. Так называемый эффект процентной ставки
действует следующим образом: при более высоком уровне цен требуется большее
количество денег на покупки, а при фиксированном предложении денег
расширение спроса на деньги резко повышает процентную ставку и уменьшает
расходы на инвестиции. Наоборот, радение уровня цен вызывает сокращение
спроса на деньги, снижение процентной ставки и перемещение вверх графиков
инвестиций и совокупных расходов.
Наконец, следует отметить что существует обратная связь между уровнем
цен и графиком чистого экспорта.
Аналогичное влияние инфляция оказывает на мультипликатор, действие
которого сводится на нет в следствие инфляции.
Из всего вышесказанного следует два вывода:
Для каждого данного исходного прироста совокупного спроса связанное с
этим увеличение реального ЧНП будет тем меньше, чем больше рост уровня цен.
Модель “совокупные расходы- объем производства” недостаточна для
объяснения ситуации, когда изменения в совокупных расходах (а отсюда и
совокупного спроса) вызывает изменение уровня цен.
Дефицитное финансирование.
При определенной величине дефицита государственного бюджета его
стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов
финансирования дефицита.
Займы или выпуск новых денег. Существуют два различных способа,
которыми правительство может финансировать дефицит: за счет займов у
населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых
денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом
случае различным.
При заимствовании будет иметь место тенденция к повышению уровня
процентной ставки и, таким образом, будет “выталкивать” некоторые расходы
частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские
расходы.
Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за
счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать.
Федеральные расходы будут увеличиваться, не оказывая пагубного влияния на
инвестиции и потребление. Таким образом, создание новых денег является по
своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных
расходов, по сравнению с расширением займов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Антология экономической мысли. Под редакцией
Столярова И.А. - М.”ЭКОНОВ”, 1993 г.
2. Кейнс Дж. М. “Общая теория занятости, процента и денег”. М.
Экономика, 1993 г.
3. Макконел К.Р., Брю С.Л. “Экономикс”. Т.1 гл. 11, 12, 13,14,
Москва, 1992 г.