Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями

Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых

взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне —

Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма

сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них

единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и

контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не

совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и

Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2001 года

вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные

социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный

налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд

социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования - с

целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное

пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью

внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9

Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской

Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и

штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1

января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от

несчастных случаев).

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а

также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются

законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

В первой главе своей работы я рассмотрела эволюцию развития ЕСН, а

также основные элементы налога, такие как: плательщики данного налога:

существует две основные категории: работодатели и так называемые

самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты,

крестьянские хозяйства, а также родовые, семейные общины малочисленных

народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования). Если

налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он уплачивает налог

по двум основаниям. Например, индивидуальный предприниматель, использующий

труд наемных работников, платит ЕСН как с полученных доходов от

предпринимательской деятельности за вычетом связанных с ними расходов, так

и с начисленных выплат в пользу работников; объект налогообложения: это -

выплаты в пользу работников, доходы от предприн-ой и иной деятельности;

ставки единого социального налога: ставки единого социального налога

отличаются в зависимости от категории плательщиков, Ставки, установленные

статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей

перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных

предпринимателей (в том числе частных нотариусов, детективов), глав

крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов; порядок исчисления и уплаты

налога.

Во второй главе я сравнила поступление взносов в государственные

внебюджетные фонды в 2000 - 2003 гг. В результате я пришла к выводу, что

темп роста поступлений единого социального налога и сумм в счет погашения

задолженности предыдущих лет по взносам в 2001 году по сравнению с

поступлениями страховых взносов в государственные социальные внебюджетные

фонды в 2000 году составил 112,4 процента, поступления единого социального

налога за период январь-октябрь 2003г.г. выше поступлений за аналогичный

период 2003г.

К сожалению, несмотря на сложность и радикальность перемен,

законодатель не дал времени на освоение нового механизма исчисления и

уплаты налога ни налоговым органам, ни налогоплательщикам.

Получив закон 31 декабря, налогоплательщики и налоговые органы

вступили в новую жизнь с 11 противоречивыми статьями, без бланков, без форм

отчетности, без четких указаний.

В целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-

ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с

предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.

Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного

по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно

происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения.

Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы

можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и

обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый

социальный налог максимально способен показать свою эффективность и

жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и

граждан.