Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями
Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых
взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне —
Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма
сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них
единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и
контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не
совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и
Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2001 года
вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды.
Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный
налог (ЕСН).
В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд
социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования - с
целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное
пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9
Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской
Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и
штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1
января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от
несчастных случаев).
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а
также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются
законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
В первой главе своей работы я рассмотрела эволюцию развития ЕСН, а
также основные элементы налога, такие как: плательщики данного налога:
существует две основные категории: работодатели и так называемые
самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты,
крестьянские хозяйства, а также родовые, семейные общины малочисленных
народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования). Если
налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он уплачивает налог
по двум основаниям. Например, индивидуальный предприниматель, использующий
труд наемных работников, платит ЕСН как с полученных доходов от
предпринимательской деятельности за вычетом связанных с ними расходов, так
и с начисленных выплат в пользу работников; объект налогообложения: это -
выплаты в пользу работников, доходы от предприн-ой и иной деятельности;
ставки единого социального налога: ставки единого социального налога
отличаются в зависимости от категории плательщиков, Ставки, установленные
статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей
перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных
предпринимателей (в том числе частных нотариусов, детективов), глав
крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов; порядок исчисления и уплаты
налога.
Во второй главе я сравнила поступление взносов в государственные
внебюджетные фонды в 2000 - 2003 гг. В результате я пришла к выводу, что
темп роста поступлений единого социального налога и сумм в счет погашения
задолженности предыдущих лет по взносам в 2001 году по сравнению с
поступлениями страховых взносов в государственные социальные внебюджетные
фонды в 2000 году составил 112,4 процента, поступления единого социального
налога за период январь-октябрь 2003г.г. выше поступлений за аналогичный
период 2003г.
К сожалению, несмотря на сложность и радикальность перемен,
законодатель не дал времени на освоение нового механизма исчисления и
уплаты налога ни налоговым органам, ни налогоплательщикам.
Получив закон 31 декабря, налогоплательщики и налоговые органы
вступили в новую жизнь с 11 противоречивыми статьями, без бланков, без форм
отчетности, без четких указаний.
В целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-
ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с
предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.
Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного
по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно
происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения.
Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы
можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и
обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый
социальный налог максимально способен показать свою эффективность и
жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и
граждан.