Эффективность использования нестандартных спортивных сооружений в ВУЗах, школах
Эффективность использования нестандартных спортивных сооружений в ВУЗах, школах
Министерство образования РФ
Белгородский государственный университет
кафедра физкультуры и спорта
Реферат
на тему:
«Эффективность использования нестандартных спортивных сооружений в ВУЗах,
школах».
Выполнила:
Студентка гр. 1023А
Ющенко М.С.
Проверил:
Сухоруков В.Н.
Белгород 2004 г.
План:
Введение. 3
1. Нетрадиционные спортивные плоскостные сооружения 4
2. Установка сооружений. 15
Выводы. 19
Список литературы. 22
Введение.
Любая физическая деятельность человека в быту, на производстве, в
спорте требует определенного уровня развития физических, или, как их еще
называют, двигательных качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность
организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах
энергии. Основные физические качества—выносливость, сила, быстрота,
гибкость, ловкость и скоростно-силовые — определяют эффективность трудовой
деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни,
успехи в спорте.
Главная цель учащихся — разносторонняя физическая подготовленность,
быстрое и эффективное овладение своей профессией, нужными трудовыми
навыками и действиями. Чем многограннее будет физическая подготовленность
школьников, чем большим числом двигательных навыков они овладеют, тем легче
будет достигнута эта цель.
Хорошо известно, что профессиональные навыки приобретаются и
совершенствуются в процессе обучения и работы. Но бесконечные и
однообразные повторения скоро наскучивают, и коэффициент полезного действия
их значительно снижается. Поэтому рекомендуются систематические занятия
физической культурой и спортом. Это объясняется наличием так называемого
закона переноса навыка. Каким бы путем ни была приобретена выносливость,
быстрота, сила, ловкость или другое любое Качество, они найдут отражение
везде, где потребуется.
Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика
из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется
возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и
неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста.
Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так
называемых сенситивных (т. е. наиболее благоприятных) периодов развития тех
или иных качеств и применения соответствующих данному возрасту средств и
методов. Об этих средствах и методах развития выносливости, силы, быстроты,
гибкости у детей, подростков и юношей и пойдет речь ниже.
1. Нетрадиционные спортивные плоскостные сооружения
Складная наклонная скамья
Трансформируемое изделие для жима лежа — наклонная скамейка. Она
состоит из двух плоскостных элементов, соединенных между собой рояльной
петлей. Каждый из этих элементов скамьи снабжен. ножками. Парные ножки П-
образной формы различной величины (40—50 см и 15—20 см) обеспечивают
наклонное положение скамьи.
После тренировок такая скамейка складывается вверх (ни в коем случае
не вниз), а ножки предварительно поворачиваются и устанавливаются в ее
плоскости. В рабочем положении она имеет длину 180 см, ширину 45—50 см.
Угол наклона скамьи к плоскости площадки 20°.
Скамейка снабжается расположенными сбоку ручками, при помощи которых
ее можно легко переносить.
Конструкция скамьи состоит из двух металлических рам. Плоскость
скамейки может покрываться гнутовыклейными элементами из фанеры;
древесностружечными, древесноволокнистыми плитами (не более 2 см толщиной)
с последующей фанеровкой или покрытием пластиком, а также и просто
армированным пластиком.
Желательно, чтобы верхний элемент скамьи имел неглубокий (1—2 см)
продольный желоб, расположенный посредине, для того чтобы максимально
уменьшить нагрузку на позвоночник спортсменов.
В сложенном виде такая скамья напоминает своеобразный плоский чемодан
с размерами 90Х45 см, удобный для переноски. Вес его различен в зависимости
от применяющихся материалов, но находится в пределах 10—15 кг. Это изделие
настолько просто в изготовлении, что может быть сделано в течение
нескольких часов.
Делая скамейку для тренировок, необходимо закреплять ножки так, чтобы
не было перекосов. Ножки должны устанавливаться в рабочем положении под
углом к плоскости площадки, чтобы обеспечить большую жесткость и
предохранить от случайного складывания их в процессе тренировки. Скамья
будет опираться фактически в трех местах: первая пара ножек, вторая пара
ножек и торец нижней половины скамьи. Конструкция, закрепляющая ножки к
скамье, должна предусматривать поворот их только в одну сторону.
Металлические П-образные трубки для ножек могут иметь диаметр 2,5—3
см. Концы их снабжаются резиновыми или пластмассовыми башмачками. Такие
насадки делаются для предотвращения скольжения скамьи по поверхности
площадки.
Скамьи аналогичного типа давно и с успехом применяются во многих
спортивных залах нашей страны, а [также в некоторых зарубежных странах;
США, Австрии, Швеции, ФРГ и других. Скамьи оригинальной конструкции
изготавливаются, например, американской фирмой «Йорк Барбелл компани».
Возможно изготовление собственными силами и другого типа
трансформируемой скамьи. Рабочая поверхность ее имеет длину 140—150 см,
ширину 45—50 см. Скамья состоит также из двух элементов: самой плоскости
скамьи и подголовника. Эти элементы при необходимости могут приподниматься
с каждого края, а затем ' фиксироваться в таком положении на время
тренировки.
Такая конструкция удобна тем, что благодаря изменениям угла наклона
двух частей скамьи можно разнообразить тренировки, развивать определенные
группы мышц.
Каждый из этих двух элементов рабочей плоскости скамьи крепится к
металлическому основанию подвижно (на рояльных петлях, шарнирах). Фиксация
под углом происходит при помощи простых опорных элементов с защелками на
различную высоту. Изготавливаются они из стальных полосных элементов
(сечение 3—4 мм) или стальных трубок (диаметр 20—25 мм).
Основание имеет металлическую раму с четырьмя ножками (диаметр трубок
25—30 мм), на которую непосредственно укладывается сама скамья.
Скамья может изготавливаться из гнутовыклейных элементов фанеры;
древесностружечных, древесно-волокнистых плит (не более 2 см толщиной) с
покрытием пластиком или фанеровкой, из столярной плиты.
Деревянные элементы этих двух типов скамей покрываются бесцветным
матирующим нитролаком, который оставляет видимой для глаза текстуру
древесины.
Металлические элементы покрываются нитроэмалью светло-серого, серо-
стального, голубого цвета, а подвижные и фиксирующие элементы маркируются
желтым или белым цветом. Ножки скамьи снабжаются, как и у предыдущего типа,
пластмассовыми или резиновыми башмачками. Углы и кромки рабочей плоскости
скамей всех типов необходимо сделать овальными, чтобы избежать травм.
Складные перекладины
Это решение будет особенно удачным, если сложенные перекладины
располагаются не у плоскости, а в самой плоскости стен. Тогда ровная
торцовая поверхность сможет использоваться и для отработки ударов мяча о
стену при тренировках по теннису.
Чтобы не усложнять конструкцию перекладин и в то же время обеспечить
изменение ее по высоте, можно установить несколько (2—3) перекладин
различной высоты для людей различного роста, а также для детей младшего и
среднего школьного возраста. С одной стороны перекладина шарнирно
соединяется со стеной, а с другой стороны устанавливается на стойке с
растяжками. Таким образом, сняв растяжки, перекладину можно быстро сложить.
Стойка покрывается нитроэмалью светло-серого или серо-стального цвета.
Шарниры, позволяющие перекладине складываться, маркируются белым или желтым
цветом.
Подъемные гимнастические кольца
У торцовой стенки могут также располагаться кольца. Их конструктивный
принцип таков. На высоте трех метров, то есть в верхней части этой стенки
закрепляется консоль. Стальная конструкция может быть изготовлена из труб
или прямоугольного замкнутого профиля и должна быть снабжена роликами, по
которым перемещаются тросы с прикрепленными к ним кольцами.
Консоль должна выступать из плоскости стены примерно на 3 м, чтобы
спортсмены случайно не могли удариться о деревянную стенку. Особые
требования должны быть предъявлены к ее закреплению.
Консоль следует навешивать на бетонный столб-стойку, используемую для
ограждения площадки. В качестве дополнительного закрепления можно
использовать щитовую конструкцию торцовой стенки. Причем вся конструкция
должна быть рассчитана на динамическую нагрузку в 200 кг.
Если тренировка на кольцах закончена, они поднимаются, и все
пространство площадки поступает в распоряжение спортсменов другой
специализации. Не следует забывать, что при тренировках на кольцах на
поверхность универсальной спортивной площадки должны укладываться два, три
мата.
Окрасить консоль рекомендуется в светло-серый или белый цвет.
Переносные брусья
Кроме описанного спортивного оборудования, могут быть использованы
простейшие изделия, напоминающие равновеликие брусья. Что же они собой
представляют? Назовем их условно брусьями для отжимания.
На деревянном основании размером 1*1 м устанавливаются на
металлическом основании два бруса. Длина каждого составляет 80— 90 см,
причем их сечение овальное — аналогично обычным спортивным брусьям, а
ширина между ними переменная, от 30 до 50— 60 см.
Брусья устанавливаются на высоте 35—45 см от поверхности этого
деревянного основания. Закрепляются они на стойках из полосного металла.
Металлическая конструкция основания предусматривает изменение расстояния
между брусьями, для чего нижняя часть стоек снабжена отверстиями через
каждые 5 см.
Такое переменное расстояние необходимо, так как на снарядах занимаются
люди самой различной комплекции. Что будет узко для одного, окажется
широким для другого.
Такие упрощенные брусья служат не только для отжимания из различных
позиций, но и для тренировки брюшного пресса (прямой угол) и т. д. Эта
конструкция настолько проста, что может быть выполнена даже школьниками
младших классов на уроках по труду,
Деревянные элементы изделия покрываются бесцветным матирующим лаком,
сохраняющим натуральный цвет древесины, а металлические — нитроэмалью
светло-серых или серо-стальных цветов.
Нижняя часть металлических стоек, позволяющая при помощи винтов и гаек
менять расстояние, маркируется белым или желтым цветом.
Другой тип брусьев для отжимания еще более простой. Это изогнутая
металлическая трубка (сечение 2,5—3 см), образующая одновременно и брусья и
опоры. Изготавливаются из одного гнутого и затем сваренного куска трубы
общей длиной 4—4,5 м или двух элементов трубы (по 2—2,2 м каждый),
предварительно изогнутых.
Прежде чем замыкать по периметру трубу, на нее следует надеть 6—8
резиновых насадок цилиндрической формы с внутренним диаметром, равным
наружному диаметру трубы. Это необходимо для того, чтобы увеличить трение
между основанием брусьев и площадкой.
Брусья покрываются нитроэмалью светло-серого или серо-стального цвета.
Места для хвата руками маркируются белым или голубым цветом.
Эти два изделия можно размещать на любой свободной части площадки и
легко переносить—вес каждого из них составляет 8—10кг.
Хотя брусья для отжиманий ни в какой мере не могут заменить настоящие
гимнастические брусья в .спортивном зале, но тем не менее с их помощью
школьники да и люди среднего возраста смогут освоить некоторые
гимнастические навыки, укрепить пресс, развить силу и. т. д., что очень
важно для гимнастики.
Передвижной тренажер
Непременным - предметом спортивно-вспомогательного оборудования в
помещении, приспособленном для спорта, является передвижной тренажер.
Особенно необходим он для маленьких помещений спортивных клубов с площадью
60—80 м2. Эта установка используется для развития силы, выносливости,
координации движений. Длина ее 130— 140 см, ширина 60 см, а высота 15— 20
см. Конструкция изделия настолько проста, что может быть изготовлена
собственными силами в короткий срок.
Она представляет металлическую раму с упором для ног и сиденьем-
тележкой на четырех роликах, перемещающихся по направляющим. Сиденье
прикреплено пружиной или многослойными резиновыми бинтами (величину усилия
можно менять сменой пружин или бинтов) к ножному упору, что позволяет
тренировать сгибатели и разгибатели мышц ног и брюшной пресс. Руки
захватывают бруски с металлическими тросиками, к которым прикреплены
пружины или резиновые бинты. Сгибая и разгибая руки или прогибаясь в спине,
можно дозировать физическую нагрузку занимающегося.
Установка имеет три поперечных ребра жесткости. Непосредственно под
упором для ног, у плоскости пола устанавливаются два ролика. Поэтому после
окончания тренировки установка может перевозиться в зону хранения или
просто перемещаться в любую часть помещения.
Наклонная лесенка
Еще более простой предмет спортивно-вспомогательного оборудования —
наклонная лесенка — необходим для помещений любых габаритов, включая и
самые тесные. Он является эффективным снарядом для развития физической
силы. Лесенка снабжена двумя боковинами, укрепленными на настенных брусках.
Она закрепляется на стене стационарно. При желании вы можете
предусмотреть возможность ее откидывания к плоскости стены.
Шесть-семь перекладин лесенки позволяют проводить тренировки с людьми
разного роста. Лестница бывает различных типов: узкой, широкой, с разными
углами наклонов и с различным сечением брусков-ступеней для захвата
(круглых, эллипсовидных). Устанавливать ее следует так, чтобы нижняя
перекладина наклонной лесенки была на высоте кистей поднятых рук человека
среднего роста, то есть 2—2,1 м.
Стенка и лестница, кольца и канат
Рядом со стеллажом можно установить две секции гимнастической ?
стенки, каждая по 60—80 см шириной. Круглые (или овальные) бруски
желательно укреплять на вертикальных стойках с различным шагом. Например,
для одной секции . шаг между брусками гимнастической стенки составляет
12—15 см, для другой 20—25 см. Сечение круглого бруска может быть 2,8— 3
см, сечение овального 3*2,5 см.
Две секции гимнастической стенки устанавливаются на расстоянии 20—25
см от стены и жестко закрепляются. Высота стенки 1,5—2 м.
Непосредственно перед стенкой может быть установлена детская
^подвесная лестница, кольца, канат. Подвеска этих предметов бывает не
только на плоскости потолка. Для облегчения сооружения этих спортивных
игрушек использована консольная металлическая конструкция в блоке с
гимнастической стенкой. При установке опоры для навески веревочной
лестницы, колец и каната следует предусмотреть достаточную жесткость
конструкции, ведь ребенок будет не только лазить, подтягиваться, но и
крутиться, раскачиваться, что вызовет и динамическую нагрузку.
При установке колец желательно предусматривать возможность изменения
высоты подвески над уровнем пола. Сечение .колец должно быть небольшим
(28—30 мм), чтобы ребенку не составляло никакого труда захватить их всей
ладонью. Кольца покрывать нитролаком или нитроэмалью нежелательно,
поскольку поверхность чистой древесины легче захватить руками.
Деревянная лесенка сооружена так, что позволяет менять расстояние
между ступенями при помощи простого подтягивания каната,
Методические указания.
Ползание—полезное упражнение и для старших детей. При ползании
вводятся более сложные задания, например передвигаться на четвереньках,
толкая головой мяч, в прямом направлении, и «змейкой», через дуги. Дети по
указанию воспитателя свободно применяют разнообразные способы пролезания в
обруч — сверху, снизу, боком, держа его двумя и одной рукой. Они хорошо
воспринимают показ и объяснения, которые в сочетании с накопленным
двигательным опытом обеспечивают овладение правильной техникой лазанья
чередующимся шагом. Этот шаг наиболее экономный, и быстрый. Он
свидетельствует о хорошем уровне координации движений.
Дети начинают замечать свои ошибки, пытаются их исправить. Они
понимают связь между способом лазанья и достижением лучшего результата.
Важно обратить внимание ребят на исходное положение, создающее правильный
начальный цикл движения,— рука и нога должны находиться на нужных
перекладинах, и этим облегчается дальнейшее передвижение. У некоторых детей
еще остается при слезании приставной шаг. Воспитатель напоминает, что при
овладении чередующимся шагом надо передвигаться спокойно, не торопясь. На
этом этане обучения одобрение воспитателя получает тот, кто влез и слез
правильным, способом, хотя и не так быстро. Уточняется умение лазать
одноименным и разноименным способами. По мере освоения правильного способа
лазанья у детей появляется желание и возможность выполнять движение в
быстром темпе.
Переход с пролета на пролет осуществляется одновременно с влезанием по
диагонали. Дети выполняют это движение друг за другом, спускаясь вниз по
последнему, пролёту. В этом упражнении важны согласованность действий
детей, их выдержка, умение подождать, пока впереди влезающий перейдет на
соседний пролет.
Если имеются условия, хорошо научить детей лазать по веревочной
лестнице. Мягкая опора создает различные непривычные положения, которые
помогают воспитанию умения проявлять ловкость, решительность, смелость,
упражняют в равновесии. Целесообразно такое лазанье проводить босиком, что
укрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопный сустав,
предупреждает плоскостопие.
В старшей группе можно показать детям перелезание «перевалом» через
препятствие высотой 50—60 см. Выполняется движение из исходного положения
стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернуться
вдоль него, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, держась
руками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к
нему лицом, выпрямиться.
В старшей группе делаются попытки обучения лазанью по канату. К этому
движению необходимы подготовительные упражнения:
1. Стоя у каната, захватить его руками на уровне груди, постепенно
перехватывать руки вверх, как можно выше, хорошо вытягиваясь вверх.
2. Стоя у каната в глубоком приседе, захватить его руками,
перехватывать их вверх, переходя в вис стоя.
3. Сидя у каната, захватить его подошвами ног: ступню правой йоги
повернуть носком внутрь и прижать наружной стороной к канату. Ступню левой
йоги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к канату с другой
стороны. Зажать канат ступнями. Это упражнение можно выполнять сидя на
скамейке с гимнастической палкой, поставив ее на пол вертикально между
ногами.
Вертикальная передвижная лестница
Вертикальная передвижная лестница изготовлена из алюминиевых труб
диаметром 36 мм. Основание лестницы крепится к двум деревянным опорам,
площадь каждой 35*180 см, высота 3 см. Четыре вертикальные трубы сварены
между собой поперечными отрезками труб аналогичного диаметра. Расстояние
между вертикальными трубами 70 см, между ступеньками —60 см.
Раздвижная лестница
Раздвижная лестница состоит из двух одинаковых лестниц высотой 3 м,
верхние концы которых скреплены металлическим стержнем диаметром 10 мм.
Длина упругой доски 3,5 м, ширина — 35 см, толщина — 5 см.
Высотное бревно (рис. 23) высотой 5,3 м включает в конструкцию
вертикальную стойку высотой 5 м 17 см, диаметром 13 см, толщина стенки 5
мм. В верхней части стойки имеется отверстие для болта под крепление.
Ширина полого дюралюминиевого бревна —16 см, длина —4 м, высота —13
см. На вертикальную часть бревна надета металлическая муфта длиной 22 см,
толщина стенок 8 мм. В 10 см от конца бревна имеется сквозное отверстие для
вставки металлического стержня с гайками на концах. На противоположной
стороне бревна — насадочное место для вертикальной стойки с отверстием.
Шарнир обстоит из двух металлических ушек толщиной 20 мм, приваренных
параллельно к пластине, которая крепится четырьмя болтами к стене
спортзала. Расстояние между ушками 17 см. В середине боковых стенок (ушек)
имеется отверстие под ось, на которой подвижно крепится бревно. Диаметр
металлических болтов, крепящих шарнир к стене —2 см, длина зависит от
толщины стены спортзала. Для крепления шарнира пробиваются четыре отверстия
в стене, куда вставляются болты. С обратной стороны ставятся стальные шайбы
и завинчиваются гайкой и контргайкой.
Страховочный трос диаметром 5 мм крепится с двух сторон к монтажным
петлям балки. Стальные стропы с помощью стандартных растяжек удерживают
конструкцию в вертикальном положении. Выполнение упражнений в условиях
описанных конструкций позволяет существенно повысить адаптационные
возможности организма подростков к условиям высоты и ограниченной площади
опоры.
2. Установка сооружений.
Обучение учащихся практическим навыкам установки многокомплектного
оборудования начиналось с четкого распределения между ними обязанностей по
выполнению определенных функций. Десять из тридцати ребят развертывали
секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их от стены к центру
зала и фиксировали стопорными болтами к полу, а также размещали
гимнастические маты и скамейки. Остальные двадцать учащихся устанавливали
снаряды оборудования после его развертывания (из расчета по два человека на
каждый снаряд).
Методика установки таких снарядов, как перекладина и брусья (они
составляют основу многокомплектного спортивного оборудования), примерно
одинакова. Поэтому достаточно подробно рассмотреть методику установки
одного снаряда — перекладины.
В исходном положении гриф перекладины в секции оборудования расположен
вертикально: верхний его конец укреплен шарнирно в подвижном хомуте, а
нижний упирается в «пятачок».
Один из двух учащихся, распределенных на установку снарядов,
приподнимает гриф перекладины немного вверх и вынимает его из упорного
пятачка, расположенного в нижней части секции. Затем он отодвигает нижний
конец грифа в сторону и передает его товарищу, а сам опускает верхний его
конец вместе с подвижным хомутом до необходимого уровня высоты установки
перекладины, фиксирует этот хомут через отверстие болтом.
Второй учащийся в это же время на необходимой высоте фиксирует
подвижный хомут рядом стоящей секции стопорным болтом через отверстие в
трубе секции. Затем он укрепляет свободный конец грифа в скобе хомута также
стопорным болтом.
Аналогично устанавливают жерди брусьев. После укладки гимнастических
матов начинается опробование снарядов. На этом установка перекладин и
брусьев в рабочее положение заканчивается.
Свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке: убираются
гимнастические маты и скамейки, устанавливаются в исходное положение грифы
перекладин и жерди брусьев (вертикально), освобождаются фиксаторы каждой
секции, сдвигаются к стене перекладины и брусья.
Имеет смысл подробнее рассказать и о методике установки гимнастических
канатов в рабочее положение. В исходном положении они слегка закручены
вокруг одной из вертикальных труб секции. Для их установки вначале
необходимо выдвинуть секции оборудования к центру зала и зафиксировать их.
Канаты раскручивают, затем, держась за нижний конец, резким движением в
сторону сдвигают верхний конец каната, закрепленный на кольце (которое
имеет возможность свободно, перемещаться по горизонтальной трубе,
связывающей шарнирно все секции), к середине промежутка между секциями.
Установка гимнастических канатов в исходное положение осуществляется в
обратном порядке. Ну, а если возникла необходимость установить
гимнастические канаты не только из исходного положения всего оборудования,
но и после окончания упражнений на перекладинах и брусьях, т. е. когда
оборудование уже развернуто и снаряды установлены? Для этого нужно только
убрать грифы перекладин и жерди брусьев (в обратном порядке) в исходное
положение в каждой секции и установить описанным выше методом
гимнастические канаты в рабочее положение.
Для профессионально-прикладной физической подготовки и других видов
деятельности учащихся в многокомплектном спортивном оборудовании
предусмотрены также гимнастические лестницы, которые могут располагаться
горизонтально, образуя своеобразный «рукоход».
В исходном положении гимнастические лестницы расположены вертикально и
соединены шарнирно с горизонтальной верхней трубой секции. Опытным путем
Николай Антонович выявил наиболее рациональную методику перевода лестниц в
горизонтальное (рабочее) положение.
Так же, как и при установке перекладин, брусьев и канатов, десять
учащихся отодвигают секции оборудования к центру спортзала и фиксируют их.
Остальные двадцать учащихся распределяются по два на каждую гимнастическую
лестницу.
Устанавливают лестницы в горизонтальном положении последовательно,
начиная с любого конца оборудования. Один из десяти освободившихся учащихся
взбирается на верхнюю горизонтальную трубу первой секции и принимает из рук
в руки конец лестницы, который подают ему два товарища, стоящие внизу, и
стопорит ее болтом в скобах, приваренных к трубе. Затем передвигается по
укрепленной уже лестнице и стопорит остальные. Освободившиеся учащиеся
укладывают маты и расставляют скамейки. Установка лестниц в исходное
положение происходит в обратном порядке.
При достаточном уровне подготовленности и организации учащихся время,
затрачиваемое на установку снарядов на уроке, составляет не более 2 мин.
Причем для более успешной подготовительной работы по установке снарядов
целесообразно периодически менять учащихся на различных операциях с целью
изучения ими всех приемов и действий.
Подготовка к работе многокомплектного спортивного оборудования,
расположенного на открытой площадке, намного проще и в основном сводится к
поддержанию чистоты рабочего состояния снарядов и их отдельных узлов,
скамеек и других приспособлений.
Стремясь постоянно поддерживать интерес ребят к процессу самой
деятельности, будь то упражнения или установка снарядов, Николай Антонович
уже с первых занятий организовал установку и уборку снарядов
многокомплектного оборудования в виде соревнования между отдельными
группами учащихся. Внешняя форма таких соревнований родилась случайно и
была подсказана самими Учениками. На одном из уроков, после построения и
команды Николая Антоновича: «Развернуть снаряды!»,— кто-то из ребят
выкрикнул:
«Поставить паруса!». И все бросились по своим местам, как матросы на
корабле бросаются на реи по команде капитана. С тех Пор установка и уборка
снарядов стали как бы самостоятельным любимым упражнением для учащихся
разных классов. Фиксируются рекорды на отдельных операциях и по установке
(уборке) снарядов в целом. Есть в каждом классе и свои чемпионы по монтажу
и демонтажу.
Выводы.
В практике физического воспитания применяют следующие способы
организации учащихся: фронтальный, групповой (по отделениям), посменный,
«станционно»-круговой, поточно-круговой, индивидуальный. Все перечисленные
способы можно условно разделить на три основные группы: 1) фронтальное
размещение учебной группы в целом, без деления ее на части, 2) групповое
размещение — по отделениям, группам, звеньям и т. д., 3) размещение
индивидуальное.
Порядок работы учащихся, т. е. выполнение ими физических упражнений,
также можно условно разделить на три способа: 1) одновременное, 2)
посменное, 3) поочередное.
Выбор способа размещения ребят и выполнения ими физических упражнении
на уроке с использованием нестандартного спортивного оборудования зависит
от поставленных задач, от уровня подготовленности обучаемых, от
оснащенности мест занятий и др.
Так, при решении задачи обучения двигательным действиям значительное
количество времени уходит на объяснение и показ упражнений, разбор типичных
ситуаций, возможных при выполнении упражнения. На таких уроках наиболее
эффективен фронтальный способ размещения учащихся и посменный (или
поочередный) — в зависимости от количества снарядов — способ выполнения ими
физических упражнений.
Как только ребята овладевали определенными двигательными действиями на
спортивных снарядах, фронтальный способ сменялся на групповой (или
посменный) с поочередным выполнением упражнений. Группа делилась на 2—3
смены, которые по очереди отрабатывали одно двигательное задание на одном и
том же спортивном оборудовании.
Этот же способ организации учащихся эффективен при работе на
разнотипных снарядах. Такие уроки повышали интерес ребят к занятиям,
активизировали их деятельность. Например, использовались 10 разнотипных
снарядов (5 перекладин и 5 брусьев) и 10 однотипных (гимнастические
канаты). Учебная группа делилась на подгруппы по 3 человека в каждой.
Сначала выполнялись упражнения на перекладине и брусьях с последующей их
сменой. Затем (после уборки одних и установки других снарядов) проводилась
работа на гимнастических канатах для развития силы и силовой выносливости.
Поточное выполнение упражнений осуществлялось следующим образом: один
ученик работал на снаряде, другой страховал его, третий наблюдал и
анализировал действия товарища. Потом происходила смена: закончивший
упражнение садился на скамейку и отдыхал, отдыхавший ранее страховал
третьего. Затем подгруппы сменялись.
Пытаясь разнообразить не только упражнения, но и организационные формы
их выполнения, Можно прийти и к раздельному способу выполнения двигательных
заданий. При этом необходимые пояснения и анализ упражнений проводились до
и после их выполнения.
На уроке, проводимом с использованием нестандартного спортивного
оборудования, одновременное или посменное выполнение упражнения всегда
сочетается с раздельным или поточным способами. Например, гимнастическая
комбинация на перекладине может быть выполнена тремя сменами учащихся как
посменно-раздельно, так и посменно-поточно. В первом случае проводились
пояснения и анализ движений после выполнения комбинации каждой смены, во
втором—после работы всех смен. Для такого типа урока характерны новые виды
деятельности учащихся: выполнение функций групповода, страховка товарища и
помощь ему, анализ техники движений и своевременная информация о ходе
выполнения двигательного действия и т. д. Все это пришло на смену
пассивному наблюдению и длительному ожиданию ребятами своей очереди, что
имело место при традиционном проведении уроков.
Вместе с тем изучение особенностей проведения урока с нестандартным
оборудованием выявило тот факт, что в каждом разделе учебной программы для
развития у учащихся основных и специальных физических качеств самым
эффективным способом организации учащихся является «станционно»-круговой.
Он позволял разнообразить используемые упражнения при достаточной
физической нагрузке, повысить моторную плотность урока.
Список литературы.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для
воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1983 г.
Сирис П.З., Кабачкова В.А. Профессионально производственная
направленность физического воспитания школьников: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 1988 г.
Охлябин .С.Д. У спортсменов рабочие руки. М., «Молдодая гвардия», 1976
г.