Экологические преступления

Экологические преступления

| |

Казанский ЮИ МВД РФ

________________________________________________

Контрольная работа

По курсу: Экологическое право.

Зачетная книжка № ___

3 курс группа № ____________________

Слушатель: ________________________

Казань 1999 г.

План.

Введение. 3

Эколого-правовой режим объектов природопользования. 3

Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства 3

Экологические преступления общего характера 6

Специальные экологические преступления 6

Правовой режим земель граждан 8

Задача № 1 13

Задача № 2 13

Список ипользованной литературы. 15

Введение.

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества,

многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и

приобрести глобальный общемировой характер.

Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны,

сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми

странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация

демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение

распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим -

экология.

Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое

носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том,

что "природа не может перечить человеку, если человек не перечит её

законам". С одной стороны, природная среда, географические и климатические

особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие.

Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов,

влиять на общественное развитие труда.

С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания

человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии

деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её

последствиях.

Эколого-правовой режим объектов природопользования.

Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства

В соответствии со ст.ст.4 Закона «Об охране окружающей природной среды»

охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на

территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации

подлежат следующие объекты природопользования:

. естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

. земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух,

. леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы,

генетический фонд,

. природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные

заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или

находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их

обитания.

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по

экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране

окружающей природной среды»:

За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные

деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред

окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане

несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-

правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации —

административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с

настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и

республик в составе Российской Федерации.

Данное определение, содержащее основные отличительные признаки

экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны

не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности,

составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется

вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект

правонарушения.

Более удачным представляется определение экологического правонарушения

как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под

угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на

причинение вреда отношениям в сфере экологии.[1]

Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента:

объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране

окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и

обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее

отдельные компоненты) являются предметом правонарушения.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно

нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил

природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда

экологическим интересам личности, общества или государства либо создание

реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между

экологически опасным деянием и причиненным вредом.

С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и

неосторожная.

Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде

небрежности или самонадеянности (легкомыслия).

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так

и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм

собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.

Как видно из ст.81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по

отраслям права делится на:

1. административную,

2. дисциплинарную,

3. уголовную,

4. гражданско-правовую.

Все экологические правонарушения разделяются на проступки и

преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или

административную ответственность, а преступления уголовную.

Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с

дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к

этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности

возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания,

применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами

наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф,

конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания

суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на

специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.[2]

Наиболее тяжким видом экологических правонарушений являются

преступления, которые можно классифицировать по различным основаниям:

Экологические преступления общего характера

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.

246);

— нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и

отходами (ст. 247);

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или

другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

— нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об

исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных

объектов (ст. 262).

Специальные экологические преступления

1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны

и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической

безопасности:

— порча земли (ст. 254);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны

и рационального использования животного мира(фауны):

— незаконная добыча водных животных (ст. 256);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

— незаконная охота(ст. 258);

— нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в

Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и

рациональному использованию растительного мира (флоры):

— незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

— нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями

растений (ч. 2 ст. 249);

— незаконная добыча водных растений (ст. 256).

4) преступления, посягающие на объективные отношения по охране и

рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению

экологической безопасности:

— загрязнение вод (ст. 250);

— загрязнение морской среды (ст. 252);

—загрязнение атмосферы (ст. 251).

По характеру экологические преступления можно разделить на:

1) преступления, связанные с незаконным захватом (завладением)

природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260);

2) преступления, связанные с негативным воздействием на природную

среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248,

249,250,251,252,254,255,257,259,261,262).[3]

Административная ответственность за экологические правонарушения

применяется компетентным органом исполнительной власти государства,

должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.

Административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют

одиннадцать групп:

1. загрязнение окружающей природной среды;

2. превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических

и иных вредных воздействий;

3. нарушение экологических требований при планировании, технико-

экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и

вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных

объектов;

4. несоблюдение экологических требований при складировании, переработке,

уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных,

химических и иных вредных веществ;

5. нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических

средств;

6. нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи,

приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и

растительного мира, природного сырья. ботанических, зоологических и

минералогических коллекций:

7. порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов,

а также естественных экологических систем;

8. невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной

среды и воспроизводству природных ресурсов:

9. невыполнение требований государственной экологической экспертизы и

предписаний специальных государственных органов экологического контроля;

10. незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических

фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;

11. нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых

территорий.

За совершение экологических административных правонарушений могут

применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения

правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления

транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием

совершения правонарушения.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений,

организаций независимо от формы собственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется

трудовым законодательством, законодательством о государственной службе,

иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми

соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии,

организации, учреждении.

Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического

законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона

РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Порядок ее применения

регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность

заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить

расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие

или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых

отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда

несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более

своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ РСФСР).

Правовой режим земель граждан

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля стала

предметом гражданского оборота: «Земля и другие природные ресурсы могут

находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

собственности». Право частной собственности на землю регулируется Земельным

кодексом и Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 «О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы России».

В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения

вправе иметь в частной собственности землю. Земельные участки и все, что

прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с

земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом

земельного, лесного, природоохранительного, иного специального

законодательства

В Российской Федерации устанавливаются частная (граждан и юридических

лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные

формы собственности на землю. Граждане могут иметь земельные участки на

праве не только частной, но и общей долевой (с определением далей каждого

собственника) и общей совместной (без определения доли) собственности. В

республиках в составе РФ и других субъектах РФ конкретные из указанных форм

собственности на землю устанавливаются законодательством этих республик и

другими нормативными актами других субъектов Федерации 1.

Граждане РФ имеют право по своему выбору получить землю в

собственность, в пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

В настоящее время право собственности на землю, право землевладения,

землепользования и аренды выступают как особый правовой институт

экологического права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение

рационального использования и охраны земель, и как субъективное право, т.е.

совокупность прав и обязанностей конкретных собственников, землевладельцев,

землепользователей и арендаторов, возникшая в связи с предоставлением им

земельных участков.

Для стимулирования рационального использования земли, недопущения ее

бесхозяйственного использования, ухудшения ее полезных свойств и качеств

положительно решен вопрос о платности предоставления земли всем желающим.

В качестве объекта права собственности на землю, права землевладения,

права землепользования и аренды выступает земельный участок,

предоставленный конкретному собственнику, землевладельцу, землепользователю

или арендатору.

Размеры земельных участков, выделяемых гражданам для занятий сельским

хозяйством (как и вообще все размеры земельных участков граждан), как

правило, определены в законе.

Как правило, земельные участки, отводимые собственникам,

землевладельцам, землепользователям и арендаторам, должны иметь точно

установленные границы, зафиксированные как на плане, так и в натуре.

Как собственники, так и землевладельцы, землепользователи и арендаторы

имеют право использовать предоставленный им земельный участок любым, не

запрещенным законом способом. Поэтому неправильно было бы ограничить их

права только правом на поверхность земельного участка.

Сельскохозяйственное, а в особенности несельскохозяйственное использование

земли может быть связано с углублением земельного участка. При этом право

на углубление не следует смешивать с правом на добычу полезных ископаемых.

Предоставление пользователям земельных участков осуществляется с

последующей передачей материалов соответствующим местным органам

самоуправления для отвода земельного участка в натуре. В решениях об отводе

указывается цель, для которой отводится земельный участок, и основные

условия его использования.

Объектами отвода могут служить как свободные земли, так и земельные

участки, находящиеся в пользовании соответствующих субъектов. Во втором

случае отвод земельного участка производится только после его изъятия в

установленном порядке.

Основанием возникновения права собственности на землю, права

землевладения и землепользования является сложный фактический состав, в

который входят по меньшей мере два юридических факта: принятие решения об

отводе или предоставлении (когда первичный собственник, землевладелец или

землепользователь решает вопрос о выделении земельного участка за счет

своих земельных фондов); отвод или предоставление земельного участка в

натуре и выдача соответствующего документа, удостоверяющего его право

собственности, землевладения и землепользования.

Наряду с отводом земельных участков в административном порядке

действующее земельное законодательство допускает также предоставление в

пользование и владение земельных участков по договорам аренды.

В соответствии с земельным законодательством арендодателями земельных

участков являются собственники земли и соответствующие органы

исполнительной власти. Аренда земли может быть как краткосрочной - до 5

лет, так и долгосрочной - до 50 лет.

Право аренды участков может продаваться в порядке, предусмотренном

законодательством РФ, республик в составе РФ, правовыми актами других

субъектов Федерации. В этом случае арендатор имеет право отчуждать договор

аренды, передавать его в залог и совершать иные сделки, не запрещенные

законодательством, с уведомлением об этом арендодателя.

При аренде недвижимых объектов, возведенных на земельных участках или

связанных с ними и находящихся в частной собственности граждан и

юридических лиц, допускается аренда этих земельных участков на срок аренды

недвижимых объектов.

Юридические лица могут сдавать в аренду временно не используемые

земельные участки на срок до пяти лет.

Временно не используемые сельскохозяйственные угодья, находящиеся в

общей совместной и общей долевой собственности граждан, юридических лиц,

могут быть переданы в аренду с согласия всех собственников с сохранением

целевого назначения на срок не более пяти лет.

Договор аренды регистрируется в соответствующей администрации.

Основаниями расторжения договора аренды земельного участка являются:

волеизъявление сторон; смерть собственника и отсутствие правопреемника;

смерть арендатора и отсутствие наследника, желающего воспользоваться

преимущественным правом аренды.

Порядок и основные условия аренды земельных участков определяются

законодательством РФ и других субъектов Федерации и конкретизируются в

договоре аренды, который регистрируется в соответствующем органе

исполнительной власти или уполномоченном им учреждении.

Прекращение прав собственности на землю, землевладения,

землепользования или аренды допускается по основаниям, предусмотренным

законом. Такими основаниями являются юридические факты (события или

действия, как правомерные, так и неправомерные).

Среди оснований прекращения прав граждан и юридических лиц на землю,

предусмотренных земельным законодательством, можно выделить общие для всех

пользователей землей: добровольный отказ от земельного участка или его

части, отчуждение (продажа); истечение срока, на который был предоставлен

земельный участок; прекращение деятельности предприятия, учреждения,

организации; использование земли не по целевому назначению; прекращение

трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный

надел, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве;

нерациональное использование земельного участка; использование земельного

участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению

экологической обстановки, систематическому нарушению установленных режимов

использования земель; неуплата земельного налога в течение двух лет и

непогашение задолженности в течение последующего года, а также невнесение

арендной платы в сроки, установленные договором аренды; неиспользование в

течение года земельного участка или его части, предоставленных для

сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных

стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и трех лет -

для несельскохозяйственного производства на землях всех категорий;

выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для

ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из

состава этих предприятий; переход права собственности на строение,

сооружение^; изъятие (выкуп) земель для государственных, муниципальных и

общественных нужд; невыкуп по закладной земельного участка, заложенного в

банк; конфискация имущества по решению суда; совершение недействительных

сделок по поводу земли (прекращение прав на землю в случаях,

предусмотренных в законодательстве, производится без возмещения стоимости

земли и произведенных на ее улучшение затрат, решение о прекращении прав на

землю независимо от площади и видов угодий в случаях, предусмотренных

законодательством, принимает администрация, обладающая правом изъятия

земельных участков).

Наряду с общими основаниями прекращения прав на землю в

законодательстве установлены специфические основания для граждан, ведущих

крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство и

садоводство (1).

В законодательстве установлен порядок прекращения прав собственности,

пожизненного наследуемого владения, пользования земельным участком и его

аренды при нерациональном использовании, при использовании не по целевому

назначению или способами, приводящими к порче земель и находящихся на них

объектов культурного или природного наследия по вине собственника,

землевладельца, землепользователя или арендатора, при систематическом

невнесении платежей за землю.

1. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. "О праве собственности

граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в

сельской местности"// СЗ РФ, 1996 N 8.

При выявлении указанных нарушений на виновных граждан соответствующими

комитетами по земельным ресурсам и землеустройству налагается штраф и

одновременно выносится предупреждение об устранении в трехмесячный срок

допущенных нарушений. При невнесении платежей за землю предупреждение

выносят органы государственной налоговой службы.

При непринятии мер по ликвидации указанных нарушений названные органы

передают в администрацию, предоставившую земельный участок в аренду, акт и

заключение о необходимости прекращения права на земельный участок.

Решение администрации о прекращении указанных прав на земельный участок

может быть обжаловано в суд, а решение собственника - в порядке,

установленном земельным законодательством. Обжалование решений

приостанавливает их исполнение.

Задача № 1

Право собственности на землю, пожизненного владения, бессрочного

(постоянного) пользования земельным участком удостоверяется:

1.Договором между сторонами, который регистрируется органом местной

власти;

2.Соглашением сторон;

3.Государственным актом, который регистрируется соответствующим органом

местного самоуправления;

4.Документом установленного образца;

5.По заявлению землепользователя.

С учетом и в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РСФСР право

собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельным

участком удостоверяется государственным актом, который выдается и

регистрируется соответствующим органом местного самоуправления. Форма

государственного акта утверждается Советом Министров РФ.

Из предложенных вариантов правильным следует признать только третий.

Задача № 2

Организация без разрешения построила на территории национального парка

«Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для

однодневного отдыха сотрудников.

Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с

письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного

застройщика.

К какому виду правонарушений (земельных и экологических) относится

самовольный захват земли и самовольное строительство?

Какие виды эколого-правовой ответственности можно применить в данном

случае?

С учетом ст.125 Закона «Об охране окружающей природной среды

юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в

административном порядке, в следующих размерах:

за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от 50

тыс. до 100 тыс. рублей, граждане - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

за самовольное строительство юридические лица - от 5 тыс. до 10

тыс. рублей, граждане - от 500 до 1000 рублей.

Таким образом, в рассматриваемом нами примере налицо административная

ответственность юридического лица за самовольный захват земли и самовольное

строительство. За данные виды административных правонарушений организация

может быть подвергнута вышеуказанным штрафам, относящимся к юридическим

лицам.

В случае, если описанные в условии задачи действия повлекли

причинение значительного ущерба, ответственное за самовольный захват земли

и самовольное строительство должностное лицо данной организации может быть

привлечено к уголовной ответственности по ст.262 УК РФ за нарушение режима

национальных парков, повлекшее причинение значительного ущерба.

Одновременно с привлечением к административной либо уголовной

ответственности можно поставить вопрос о гражданско-правовой

ответственности организации, т.е. о материальном возмещении вреда,

причиненного национальному парку незаконными действиями

Слушатель: Мазитова А.

Список ипользованной литературы.

1. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д.,

Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство

"Триада, Лтд", 1997.

2. Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству

утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г.// САРФ.

1993. N 6

3. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. "О праве собственности

граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в

сельской местности"// СЗ РФ, 1996 N 8.

4.Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей

природной среды" (с изм. и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.)

5.Земельный кодекс РСФСР.

-----------------------

[1] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук,

профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт

международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, - 480с.

[2] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук,

профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт

международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, - 480с.

[3] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук,

профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт

международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, - 480с.

1 Положение о Комитете РФ по

земе??????????????????S???????????????????????????"??????????????†??????????

льным ресурсам и землеустройству утверждено постановлением Правительства РФ

от 2 февраля 1993 г.// САРФ. 1993. N 6