Экологическое воспитание в этнопедагогике

Экологическое воспитание в этнопедагогике

Московский городской педагогический университет.

Факультет начальных классов.

Кафедра педагогики и психологии.

Реферат по этнопедагогике.

Экологическое воспитание в этнопедагогике.

Исполнитель: студентка 5 курса очно-

заочной формы обучения Ратникова А.

А.

Руководитель: Белозёров Г. Д.

Москва

2004

Оглавление.

Введение. 3

Природа как фактор народного воспитания. 4

Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей.

6

Экологическое воспитание бурятского народа. 6

Экологическое воспитание русского народа 7

Экологическое воспитание чувашского народа. 8

Экологическое воспитание в Литве. 8

Экологическое воспитание в Германии. 9

Заключение. 10

Литература……………………………………………………………………….12

Введение.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры

становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше

внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического

сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен

тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также

поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление

настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее

по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому

формирование экологического сознания, экологической культуры и

мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей

экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе

играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны

экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных

традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения

к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику

этих национальных традиций.

Природа как фактор народного воспитания.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не

только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет

неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной

педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне

правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества –

экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии

этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о

природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это

согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной

педагогики – с естественностью народностью воспитания.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое

космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно

вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный

путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода,

по их расположению находится дорога к одному дому.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её

разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого

этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности

человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил

роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность

неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому

учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими

традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как

нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном

отношении к природе?

Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств

и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной

культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.

К таким методическим подходам следовало бы отнести:

. изучение богатства содержания экологических традиций разных

народов;

. систематическое, целенаправленное обращение к содержанию

народных традиций;

. раскрытие содержания нравственных понятий через народные

экологические традиции;

. интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;

. индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.

Приведём пример использования традиций народной педагогики для

воспитания экологической культуры у учащихся.

Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных

народностей.

Экологическое воспитание бурятского народа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой,

тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё

находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше

всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не

может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких

животных, даров природы и т. д. человек обречён.

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо

дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и

духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу),

рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных»

определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно.

Благодаря им сохранились многие виды растений и животных

Экологическое воспитание русского народа

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не

требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело

тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.

е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий

Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями

и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И

спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в

клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять

говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины,

родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем

наряде, родник – «журавлиный глаз…»

Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в

жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»:

«Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету

конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ

– одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической

педагогики, опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из

основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в

воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию

личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на

чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности

обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при

написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной

мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета

«Природоведение».

Экологическое воспитание чувашского народа.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний

мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний,

нижний, тёмный.

Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать

лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно

из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве

оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись

предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в

соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи,

определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли…

Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны

заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не

стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не

бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано

на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают

основную ставку на традиционную культуру воспитания.

Экологическое воспитание в Литве.

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем

незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-

разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот,

например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.

В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь

мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в

вечном движении!

Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!

Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-

родине!

А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики

народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой.

Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются

близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим

традициям. Без своего – чужого не поймёшь.

Экологическое воспитание в Германии.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в

Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова –

посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек

нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень

маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё.

Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина.

Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках

для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли

и голоса веков.

Заключение.

Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее

значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике.

Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только

в преподавании природоведения в начальной школе.

Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития

познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания.

Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого

контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и

закономерностями, постигал их сущность.

Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов

в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором

разностороннего развития детей.

Литература.

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших

педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,

1999. – 168 с.

2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один

из аспектов формирования эколого-гуманитарной

культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов

международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора

педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации

Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.

3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор

разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика

жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-

летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля

науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП

Джангар, 2001. – С.250-252.