Экология и бизнес

Экология и бизнес

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный Факультет

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Реферат по экономической теории

Экология и бизнес

Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на

Территории Тюменской области является мощным фактором развития отраслей

народного хозяйства и одновременно оказывается сильнейшее отрицательное

воздействие на окружающую среду, которому подверглись все природные сферы:

1. повысился уровень загрязнения;

2. наблюдается деградация экосистем и целых биогеоценозов;

3. научно необоснованная и слабо контролируемая эксплуатация

биологических ресурсов привела к снижению численности животных, рыбных

запасов, площади лесов. Особенно негативные последствия наблюдаются в

северных районах области, которые характеризуются ранимостью и

длительным периодом восстановления природных комплексов. Изменение

состояния окружающей среды привело к ухудшению условий жизни и

здоровья людей.

Преодоление накопившихся экологических проблем возможно на основе

государственной программы стабилизации и обстановки, путем сокращения

воздействия на окружающую среду, экономии природных ресурсов. повышения

экологического образования и сознания всего населения.

После путча, в сентябре 1991 года в Москве состоялась международная

конференция предпринимателей. Международный бизнес питал огромные надежды

по поводу открывающегося советского рынка. При этом предполагались не

только экспортно-импортные операции. Технологический потенциал советской

науки в тот момент содержал в себе столько невостребованных потенций, а

торг казался столь уместным, что горизонт состоял из сплошной радуги. К

тому времени в СССР был принят Закон "Об основах предпринимательства",

частью которого стал пакет "Предпринимательство в области экологии".

Поскольку эту часть закона наполняла конкретика, ее выделили в отдельную

Государственную программу предпринимательства в области экологии, которая

должна была вступить в силу 1 января 1992 года. И не случайно вокруг этой

программы на конференции предпринимателей шли очень интенсивные переговоры.

Сначала договорились с англичанами, но уже сразу после конференции с

предложениями обратились немцы и американцы. В конце декабря 1991 года,

когда СССР уже рухнул, а Россия заявила о правопреемстве по всем

международным договорам, Борис Николаевич перед телекамерами на всю страну

убежденно заявил: что Государственная программа предпринимательства в

области экологии будет действовать. И если не 1 января, то 2-го - уж точно.

Но документы большинства комитетов и комиссий не попали в российский

парламент: их выбросили на свалку и сожгли. В 1993 году ситуация

повторилась. Комитет по экологии российского парламента не минули танковые

снаряды. Многое там сгорело, и на свалку вывозили уже готовый обуглившийся

"продукт". Так громко почили первые иллюзии о предпринимательстве в области

экологии.

Действующее российское экологическое законодательство сегодня

охватывает практически все аспекты охраны окружающей среды и

природопользования. Основным источником экологического права является

Конституция РФ. Она содержит нормы, определяющие подходы к регулированию

отношений в сфере окружающей природной среды. Признание, соблюдение и

защита прав человека и гражданина - обязанность государства.

21.08.2000 года вышло Постановление Правительства РФ «О неотложных

мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и

нефтепродуктов», в котором чрезвычайные ситуации, связанные с разливом

нефти и нефтепродуктов, подразделялись на несколько категорий: локального,

местного, территориального, регионального и федерального значения, в

зависимости от объема разлившейся нефти (100 - 5000тт). В соответствии с

этим, предусматривалось количество средств и сил, необходимых для

ликвидации аварийных разливов.

Также вышли новые Правила разработки и утверждения нормативов

образования отходов и лимитов на их размещение. Норматив образования

отходов - установленное количество отходов конкретного вида при

производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов - предельное

допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается

размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения

отходов. Причем вторые разрабатываются в соответствии с первыми. Помимо

этого значение имеют вид и класс опасности отходов, а также экологическая

обстановка на территории размещения отходов.

Сами нормативы установлены для индивидуальных предпринимателей и

юридических лиц, ведущих свою деятельность в области обращения с отходами.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную

среду устанавливают специально уполномоченные федеральные органы

исполнительной власти. Однако юридические лица и предприниматели

самостоятельно разрабатывают проекты нормативов на основе методических

указаний Минприроды России. После этого они должны быть утверждены в

территориальных органах Минприроды России. Для разработки и утверждения

нормативов предприятиям, уже имеющих дело с отходами, юридические лица

должна подать в Минприроды России ряд документов, в том числе заявление и

свидетельство о регистрации объекта размещения отходов. Те юридические лица

и индивидуальные предприниматели, которые работают с опасными отходами,

должны представить также копию лицензии на осуществление этой деятельности.

Срок рассмотрения органами Минприроды России документов и принятия

решения - один месяц. Далее следует либо утверждение нормативов, либо

возвращение материалов на доработку с указанием причин возврата. При

повторном неутверждении орган Минприроды России дает мотивированный отказ.

Этот отказ заявитель может обжаловать либо в вышестоящий орган (собственно

Минприроды России), либо в суд.

В соответствии с правилами лимиты на размещение отходов

устанавливаются сроком на 5 лет. Более того, чтобы лимиты не аннулировали,

индивидуальные предприниматели и юридические лица должны ежегодно

подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья.

Некоторые лимиты устанавливаются на срок действия лицензии: например,

лимиты на размещение отходов для пользователей недр, лимиты на размещение

опасных отходов.

В связи с принятием федеральных законов «Об общественных

объединениях», «О некоммерческих организациях», «Об экологической

экспертизе» существенно переработана глава законопроекта о правах и

обязанностях граждан, общественных объединений, фондов и иных

некоммерческих организаций, определены государственные гарантии этих прав.

Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и

приведения в соответствие с действующим законодательством раздела об

экономическом механизме охраны окружающей природной среды. Новая редакция

закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип

«загрязнитель платит», и в то же время призван дать возможность

загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство

очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных

мероприятий.

Экологические требования, которые должны соблюдать предприятия и

организации

Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать

эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению

требований по охране природы, рациональному использования и воспроизводству

природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Организации должны внедрять экологически безопасные технологии и

производства, обеспечивать надежную и эффективную работу очистных

сооружений, проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной

растительности, животного мира.

Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов вредных веществ

влечет за собой ограничение, приостановление, вплоть до прекращения

деятельности предприятия по предписанию специально уполномоченных на то

государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды,

санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов РФ с

одновременным прекращением финансирования указанной деятельности

учреждениями банка.

О состоянии окружающей природной среды ХМАО

С середины 60-х годов ХМАО является важнейшей базой

нефтегазодобывающей и лесной промышленности страны и в настоящее время за

счет экспорта энергоресурсов обеспечивает получение значительной части

валютных поступлений Российской Федерации.

Особенностью экологического состояния территории округа является

интенсивное воздействие на окружающую среду промышленной разработки запасов

нефти и газа, заготовки древесины, транспорта углеводородного сырья,

электроэнергетики. Государственная политика освоения природных ресурсов в

ХМАО в предыдущие десятилетия сводилась к реализации принципа минимума

затрат на добычу сырья и максимальной экономии средств на природоохранных

мероприятиях. Последствия этой политики привели округ на грань

экологической катастрофы.

Интенсивное загрязнение природной среды продолжается и в настоящее

время. Спад производства не сопровождался аналогичным снижением

техногенного воздействия на окружающую среду, поскольку в условиях

экономического кризиса предприятия не финансируют в достаточной мере

природоохранные мероприятия. Разрабатываемые и частично реализуемые

экологические программы не создали условий для коренного улучшения

экологической обстановки в целом.

Вопрос об объявлении округа зоной чрезвычайной экологической ситуации

рассматривался в 1992 году на 7-ой сессии Совета народных депутатов

автономного округа XXI созыва. Ухудшение экологической ситуации в Западно-

Сибирском регионе, а в ряде мест - приобретение ею характера экологического

кризиса (в том числе и в ХМАО) отмечалось на заседании Правительственной

комиссии РФ по окружающей среде и природопользованию, состоявшейся 31

октября 1995 года.

Крайняя острота экологической обстановки в нефтедобывающих районах

зафиксирована и в решении Межведомственной комиссии по экологической

безопасности Совета Безопасности РФ №7-1 от 06.09.95г. «Проблемы

обеспечения экологической безопасности при развитии нефтегазового

комплекса».

В результате интенсивной добычи нефти и газа окружающая среда округа

за последние тридцать лет подверглась беспрецедентному техногенному

воздействию.

Нефтегазодобывающий комплекс является главным потребителем природных

ресурсов территории, и при этом оказывает на местные экосистемы крайне

негативное воздействие. Технология освоения и разработки месторождений

углеводородного сырья за тридцатилетний период не претерпела существенных

изменений. За прошедшие десятилетия на нефтяных промыслах не выработана

эффективная технология по очистке и рекультивации поверхностных вод и почв

от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Рекультивация замазученных и

возврат восстановленных земель существенно отстают от вновь загрязненных.

Многие нефтедобывающие предприятия идут по пути сокрытия аварий с

экологическими последствиями, выжигают нефть, засыпают ее грунтом.

Нефтегазодобывающие предприятия являются потенциально экологически

опасными; а поскольку запрещение или ограничение их производственной

деятельности недопустимы, то необходимо повысить нормативно-правовые

требования к этим предприятиям по обеспечению надежности эксплуатации

оборудования, агрегатов, инженерных коммуникаций и объектов; усилить

контроль за качеством строительства и эксплуатации нефтегазодобывающих

объектов. Развитие нефтедобывающей отрасли должно подчиняться

стратегическим долгосрочным, а не краткосрочным тактическим целям и

задачам.

В настоящее время проблема обострения экологической ситуации

«обнажилась» благодаря доступности общества к информации о негативных

техногенных воздействиях на природную среду. Поэтому природоохранными

подразделениями и общественностью все больше внимания уделяется решению

экологических проблем, а производственными экологическими службами тратятся

огромные средства на проведение ре-культивационных мероприятий.

Предприятия, загрязняющие окружающую среду в пределах допустимых

нормативов, осуществляют оплату за счет прибыли, оставшейся в распоряжении

природопользователей. Но это не освобождает природопользователей от

выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты

штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда,

причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству,

здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законодательством РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Виталий ЧЕЛЫШЕВ. ЭКОЛОГИЯ И БИЗНЕС: Нестандартная игра на стандартном

поле.

2. Государственный Комитет по охране окружающей среды ХМАО. Введение.

Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году», Ханты-

Мансийск, 1997, с. 6-7.

3. Государственный Комитет по охране окружающей среды ХМАО. Заключение.

Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году», Ханты-

Мансийск, 1997, с.146-147.

4. Е. Федорова. Госкомэкология России. Газетная и журнальная информация,

2001, части 1-2, с.39-42.

5. Л.К. Хмаринов. Создание ассоциации по предотвращению и ликвидации

разливов нефти в Нефтеюганском районе ХМАО. Газетная и журнальная

информация, 2000, части 3-4, с. 90-96.

6. С.Е. Ахмедханов. Об экологическом законодательстве Российской

Федерации. Газетная и журнальная информация, 2001, части 1-2, с.18-21.

7. Тюменский областной комитет экологии и природных ресурсов. Введение.

Обзор «Экологическое состояние, использование природных ресурсов,

охрана окружающей среды Тюменской области», Тюмень, 1992, с.6.

8. Ю.В. Комиссарова. Отходы правильные. Газетная и журнальная информация,

2001, части 1-2, с.13.