Эколого-правовой режим недропользования

Эколого-правовой режим недропользования

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:

1. Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,

2. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по охране

окружающей среды,

3. Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),

4. Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля 1995

г ) — Закон о недрах,

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;

6. Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,

7. Уголовный кодекс РФ — УК РФ,

8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;

9. Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,

10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,

11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;

12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,

13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП.

Содержание:

Введение:

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

Основная Часть:

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима

недропользования: понятие, органы, функции

V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и

государственный баланс запасов полезных ископаемых

V Планирование использования и охраны недр

V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных

ископаемых

V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и

охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

V Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Понятие права недропользования.

Заключение:

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно

связанным с землей.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного

слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и

водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения

и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона

от 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи с

изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального

шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и

связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных

специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу

соляных озер и заливов морей.

Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного

рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов

государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из

настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных

законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах

действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения

недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным

законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут

противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции

федерального закона от 8 февраля 1995 г.).

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей

отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных

отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными

законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о

недрах.

Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в

целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и

содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,

являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и

распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-

продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной

форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр

составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные

блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее

континентального шельфа[2].

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в

пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих

территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные про

граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и

рационального использования недр, по представлению федерального органа

управления государственным фондом недр и под контролем государственных

органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей

среды.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ

стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет

на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее

суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным

договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения

полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения

на основании совместных решений федеральных органов государственной власти

и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении

федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче

полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том

числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и

порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются

федеральными законами.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами

природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории;

запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены,

как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным

средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и

пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр

для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных

трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена,

для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в

процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены

неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной

степени.

В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной

поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с

возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей

природной среде в целом, здоровью человека.

Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и

находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а

также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже

открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Открытыми

месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все

остальные месторождения признаются еще не открытыми.

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и

необщераспространенные.

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного,

кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий),

галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для

фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой,

кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме

дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и

битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит,

габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные

ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой

режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на

месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного

значения.

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными

классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального

сырья.

Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые

и забалансовые.

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы,

использование которых в настоящее время экономически целесообразно и

которые должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование

которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого

содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого

количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических

условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для

промышленного освоения.

Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение

месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и

включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время

забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные

особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и

местного значения.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе

продукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредь до вступления в

силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе

продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и

иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья,

использовать положения настоящего Указа.

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима

недропользования: понятие, органы, функции

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет

собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное,

эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими

объектами природы

Различается государственное регулирование со стороны собственников недр,

которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и

внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями

(изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование

пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных

органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений

недропользования входят

разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,

определение и реализация федеральной политики недропользования,

определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего

расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем

разработки и реализации федеральных программ,

установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка

соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации

запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,

создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов

геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за

счет государственных средств,

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных

ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность,

определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных

ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков

недр федерального значения, регионального значения и местного значения,

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых.

государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и

проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по

геологическому изучению недр,

распоряжение недрами континентального шельфа РФ,

введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для

обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,

распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за

исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,

определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за

пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам

полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование

участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на

условиях раздела продукции,

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

связанных с пользованием недрами,

защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ,

заключение международных договоров РФ по геологическому изучению,

использованию и охране недр,

государственный контроль за геологическим изучением, рациональным

использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения

Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается

на федеральный орган управления государственным фондом недр и его

территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая

может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений

недропользования субъектами РФ

Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти

субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих

территориях в нее входит:

принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов

субъектов РФ о недрах;

участие в разработке и реализации государственных программ геологического

изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

разработка и реализация территориальных программ развития и использования

минерально-сырьевой базы;

создание и ведение территориальных фондов геологической информации,

распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов

соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,

участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах

полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или

опасность;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и

проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для

строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных

ископаемых;

распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих

территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального,

регионального и местного значения;

определение форм и установление размеров платы за пользование участками

недр регионального и местного значения в установленных пределах;

установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений

общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения,

а также строительства подземных сооружений местного значения;

защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и

интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками

недр регионального и местною значения,

заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами

хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и

местного значения;

определение условий и порядка пользования месторождениями полезных

ископаемых;

государственный контроль за геологическим изучением, охраной и

рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком,

регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за

исключением отнесенных к ведению РФ.

В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного

самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений

недропользования. Так, в их компетенцию входит:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-

экономических и экологических интересов населения территории при

предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,

развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности,

предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на

разработку месторождении общераспространенных полезных ископаемых, а также

на строительство подземных сооружении местного значения,

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных

участках в случае нарушения положений настоящего Закона,

контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных

полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых,

введение ограничений на пользование участками недр на территориях

населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и

связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью

людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде

Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования

является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее

рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих

поколении народов Российской Федерации

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется

посредством управления, лицензирования, учета и контроля

В задачи государственного регулирования входят

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий

период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам,

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва

участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых,

установление квот на поставку добываемого минерального сырья,

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых

цен на отдельные виды минерального сырья,[4]

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения,

использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами

Государственное управление отношениями недропользования осуще-

ствляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ,

Государственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республик

в составе Российской Федерации, органами государственной власти и

управления других субъектов РФ, а также органом управления государственным

фондом недр.

Орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные

подразделения.

Положение об органе управления государственным фондом недр утверждается

Правительством Российской Федерации.

Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей и

отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции

составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие

законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав

Российской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевые

органы местного самоуправления и соответствующая администрация.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ,

устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотирования

полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных

ископаемых и т.д.

На систему специальных органов возложены функции регулирования

(управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации.

Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994

г.[5] (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов

РФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию

по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а

также функции управления государственным фондом недр.

Основными задачами указанного Комитета являются: осуществление

государственного регулирования работ по геологическому изучению и

использованию недр территории суши и континентального шельфа;

организационное обеспечение функционирования государственной системы

лицензирования пользования недрами; осуществление функций государственного

заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд;

установление порядка государственного учета и регистрации работ по

геологическому изучению недр; проведение государственной экспертизы запасов

полезных ископаемых и др.

К специальным органам, осуществляющим регулирование горных отношений,

относится также Госгортехнадзор России, который является федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное

регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории

РФ, а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре утверждено Указом

Президента РФ от 18 февраля 1993 г.[6] Основными задачами этого органа

являются: организация и осуществление на территории РФ промышленной

безопасности и государственного надзора за всеми недропользователями и

соблюдение требований по безопасному ведению работ в промышленности;

осуществление горного надзора; разработка и осуществление мер по

профилактике производственного травматизма и др.

В тех субъектах РФ, где поисковые и геологические работы ведутся в

меньших размерах, создаются территориальные геологические управления и

тресты, границы компетенции которых часто не совпадают с границами

административных районов и областей. Порядок организации поисковых и

разведочных работ определяется инструкциями и положениями Комитета по

геологии и использованию недр РФ.

Некоторые функции в области управления недрами возложены на ведомства

добывающих отраслей промышленности. В соответствии со ст. 35 Закона РФ о

недрах основной задачей государственного регулирования отношений

недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой

базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и

будущих поколений народов РФ.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется

посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачи

входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий

период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва

участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального

шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых

цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области неологического изучения,

использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рациональною комплексного использования

недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр,

предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных

месторождений подлежат государственной экспертизе.[7]

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых

разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о государственной экспертизе является основанием для

постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии

геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на

экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку

количества и качества запасов полезных ископаемых

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об

участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных

сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после

проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической,

экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование

участках недр осуществляется органом управления государственным фондом недр

или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона).

V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и

государственный баланс запасов полезных ископаемых

В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр,

разработки федеральных и региональных программ геологического

изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности,

рационального, комплексного использования месторождений полезных

ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется

государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составляются

государственные балансы запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

включает сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных

и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся в

них компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических п

других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую

оценку, а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых.

Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геологических

работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд

и территориальные геологические фонды, расположенные на территории

республик и других субъектов РФ.

Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государственные

балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве,

качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по

месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени

промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности

разведанными запасами полезных ископаемых.

Количество и качество, условия залегания, степень изученности,

народнохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоения

запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасов

полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки

месторождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссией

Российской Федерации по запасам полезных ископаемых.

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых,

утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не

подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах при разработке

месторождения, подлежат списанию с государственного баланса полезных

ископаемых в установленном порядке по согласованию с органами

государственного горного надзора.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых п

государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся

Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической

информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое

изучение, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в

соответствии с Законом о недрах,

а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих

разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в

указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской

Федерации.

V Планирование использования и охраны недр

Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасов

и месторождении полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных

в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых Проекты планов

использования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающими

минеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и

предприятиям — правительствами республик, входящих в состав РФ, и

соответствующими органами дру1их субъектов РФ Планы использования и охраны

недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации

Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы с

потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также

другими нуждами народного хозяйства

V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных

ископаемых

Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый при

предоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых эти

участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами

Например, для геологического изучения недра предоставляются на основании

разрешении, выдаваемых специально на то уполномоченными государственными

органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в

целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, происходит в порядке,

устанавливаемом законодательством Российской Федерации и республик,

входящих в ее состав, других субъектов РФ.;

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде

лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для

строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей

полезных ископаемых Для образования особо охраняемых геологических объектов

недра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода —

геометризованного блока недр

Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная организации

или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей

полезных ископаемых

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и

эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов

участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные

контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства

и эксплуатации подземных сооружении, границы безопасного ведения горных и

взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны

сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными

объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и

другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с

процессом геологического изучения и использования недр

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении

лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта,

получения на него положительного заключения государственной экспертизы,

согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора

и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие

уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью

координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой

составной части

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право

осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с

предоставленной лицензией

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для

геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без

проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных

ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с

добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления

государственным фондом недр или его территориального подразделения

придается статус геологического отвода В границах геологического отвода

могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр Их

взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено

в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон,

объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или

полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу

жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей

среде

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых

(кроме общераспространенных) предоставляются органами государственного

горного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнад-зора), для

разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых —

соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации в

органах государственного горного надзора

Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отвода

запрещается

Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промышленная

разработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрами

предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах

предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих

хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых,

торфа и пресных подземных вол

Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горного

отвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхности

для строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооружении

Право на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, но

является основанием для ходатайства об о1воде земельного участка, порядок и

условия которого регулируются ЗК РФ.

Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят у

предприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняют

обязательств, предусмотренных в горноотводном акте

V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и

охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользо-вателями

установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных

в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического

изучения, использования и охраны недр. правил ведения государственного

учета и отчетности Он осуществляется органами государственного

геологического контроля во взаимодействии с органами государственного

горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

осуществляется органами государственного геологического контроля во

взаимодействии с органами государственного горного надзора,

природоохранительными и иными контрольными органами

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных

с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми

пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке

стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и

устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду,

здания и сооружения, а также по охране недр.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с

пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного

надзора, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с

органами государственного геологического контроля, природоохранными и

иными контрольными органами, профессиональными союзами

Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности

и порядок работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использованием и

охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимися

недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов

Правильность разработки месторождений полезных ископаемых контролируется

маркшейдерской, геологической и иными службами.

Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации

недр и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами,

является государственный горный надзор.

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных

ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях

недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах,

является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате

которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на

пользование недрами.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах

охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других

объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения

работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности,

если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика,

обусловленные договором.

Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных

средств, предоставляется по установленной форме в федеральной и

соответствующий территориальный фонды геологической информации,

осуществляющие ее хранение и систематизацию.

Порядок и условия использования указанной информации определяются органом

управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством

РФ.

Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и

иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту

информацию или сведения о ней в федеральный и соответствующий

территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее

использования

Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во

время ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона о

недрах)

V Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Споры по вопросам пользования недрами разрешался органами государственной

власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в

порядке, установленном законодательством

Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат

финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами,

обжалование решении государственных органов, противоречащих настоящему

Закону, в том числе об отказе в выдаче лицензии на право пользования

недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами,

обжалование действии и решений должностных лиц и органов, противоречащих

настоящему Закону,

обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по

технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и

окружающей природной среды

К ведению районной (I ородскои) администрации относится разрешение споров

между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по вопросам

выдачи лицензий на право пользования недрами, а также по вопросам

пользования недрами в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственных

или бытовых нужд

Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов

(городов), разрешаются соответствующей районной (городской) администрации,

а между сторонами, находящимися на территории двух или более республик,

краев, областей, — по поручению Правительства Российской Федерации

Органы государственного горного надзора разрешают споры между

предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам пользования недрами

в связи с разработкой месторождении полезных ископаемых (кроме

месторождении общераспространенных полезных ископаемых), а также по

вопросам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных

ископаемых

Органы государственного геологического контроля разрешают споры и вопросы

пользования недрами между организациями, возникающие в связи с

геологическим изучением недр

Понятие права недропользования.

Радикальная реформа пользования недрами в условиях перехода к рыночным

отношениям должна заключаться в стимулировании горнодобывающих предприятии

к рациональному использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах

земли

Повсеместно до йены быть внедрены малоотходные, безотходные и

ресурсосберегающие технологии, комплексная переработка полезных ископаемых,

методы обогащения руд и минералов, использование подземных выработок

При установлении планов добычи угля, нефти и других полезных ископаемых

необходимо утвердить их и на сопутствующие им природные ресурсы,

строительные материалы, подземные воды, торф, древесину, различные минералы

Необходимо, чтобы для каждого конкретного месторождения утверждались

запасы всех природных ресурсов при установлении платы за каждый из них.

Тогда это, безусловно, будет способствовать наиболее комплексному

использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах

Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни и

деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятся

в ведении органов местного самоуправления Основным требованием,

предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное

сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим

взаимоотношениям качественно нового содержания Ограниченность и

невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают

необходимость соблюдения режима экономии, сбережения при их эксплуатации,

недопущения потерь при добыче и в процессе производства Необходимо жесткое

соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности

нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным

элементам

В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть

субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности,

в том числе юридические лица, и граждане других государств, если иное не

предусмотрено законодательством РФ и ее субъектов.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только

государственные предприятия. Недра предоставляются в пользование

государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям,

учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования является

горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер,

промысел и т.п.)

Однако мелкие месторождения золота, промышленное освоение которых

экономически нецелесообразно, могут передаваться для разработки отдельным

старателям или артелям, осуществляющим эту работу личным трудом и за свои

счет, по договор} с горнодобывающими предприятиями в пределах их горных

отводов, а отдельным гражданам — по разрешительному удостоверению,

выдаваемому горнодобывающими предприятиями, контролирующими их добычу

полезных ископаемых

Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределах

предоставленных им земельных участков имеют право добывать

общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресную воду для своих

хозяйственных и бытовых нужд (без предоставления горного отвода), а также

пользоваться недрами для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не с

вязанных с добычей полезных ископаемых Пользование недрами в этих же целях

может быть разрешено сельскохозяйственными предприятиями, организациями и

учреждениями другим гражданам, проживающим в сельской местности

В соответствии со ст. 6 Закона РФ о недрах недра предоставляются для

регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-

геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические и

другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр,

геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию

вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды,

контролю за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без

существенного нарушения целостности недр,

для геологическою изучения, включающего поиски и оценку месторождении

полезных ископаемых,

разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов

горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств,

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых,

образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное,

эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные

полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и

другие подземные полости),

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических

коллекционных материалов

Недра могут предоставляться одновременно для геологического изучения

(поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча

может производиться как в процессе геологического изучения, так и

непосредственно по его завершении

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в

соответствии со статусом этих территорий.

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без

ограничения срока

На определенный срок недра предоставляются в пользование, для

геологического изучения — на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых

и в целях, не связанных с добычей, — на срок до 20 лет, при совмещении

указанных видов пользования ~ на срок до 25 лет

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для

строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей

полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях

Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя

недр Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на

это пользование.

Ранее действующим законодательством о недрах недра предоставлялись в

пользование на основании горного отвода По новому законодательству о недрах

они предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии,

которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на

пользование участком недр в определенных границах (обозначенных в горном

отводе) в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при

соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Лицензия

удостоверяет право на проведение работ, указанных в ст. 6 Закона

Допускается выдача лицензии на несколько видов пользования недрами Лицензия

предоставляется одновременно с предоставлением земельного участка.[8]

Лицензия содержит данные о целевом назначении работ, указание

пространственных границ участка недр, границ земельного участка, сроки

действия лицензии и сроки начала работ, условия, связанные с платежами, и

другие данные.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Нарушения законодательства об охране и использовании недр можно

подразделить на несколько групп (ст. 49 Закона о недрах)

Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением

настоящего Закона, являются недействительными, лица, виновные в совершении

указанных сделок, а также в

предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не

предусмотренным настоящим Законом,

нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами,

самовольном пользовании недрами,

выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к

необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях

рационального использования недр, приводящих к порче месторождения,

нарушении настоящего Закона, нарушениях, утвержденных в установленном

порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с

пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том

числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение

полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации,

нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах

либо ее конфиденциальности,

самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

необеспечении сохранности здании, сооружений, а также особо охраняемых

территории и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами,

уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за

режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков,

систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами,

невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых

горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность

населения, а также требовании по сохранности месторождений полезных

ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации,

неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при

пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего

использования, несут уголовную ответственность в соответствии с

законодательством РФ, а также административную ответственность в

соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие

нарушения настоящего Закона

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользователю

недр в результате деятельности предприятии, учреждении, организации,

органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в

нарушении естественных свойств недр или создании условии, частично или

полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит

возмещению за счет. собственных средств предприятии, учреждении,

организации и граждан, средств соответствующих бюджетов

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя

недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождении

полезных ископаемых, частично или полностью исключающих возможность

дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных

средств пользователя недр Подлежит возмещению также вред, причиненный

государству, в случае, если участок недр не передан в пользование

Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным

фондом недр Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем

взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон

может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных

естественных свойств недр

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей

залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат,

произведенных за время незаконного пользования недрами

За нарушение законодательства о недрах должностные лица и граждане

подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (ч 1 ст. 55

КоАП РСФСР)[9]

За выборочную отработку богатых участков месторождений, приводящую к

необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых; за

сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных

ископаемых при добыче; за порчу месторождении полезных ископаемых и другие

нарушения требований рационального использования их запасов (ч. 2 ст. 55

КоАП РСФСР); за утрату маркшейдерской документации; невыполнение требовании

по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых

скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также

требовании по сохранению месторождении, горных выработок и буровых скважин

на время консервации (ч. 3 ст. 55 КоАП РСФСР); за нарушение правил и

требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее

привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных

ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по

добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых; за утрату геологической документации,

дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при

дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст. 55

КоАП РСФСР) штрафу подвергаются должностные лица.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятого Госдумой 24

апреля 1996 г. ст. 211 органы государственного горного надзора

рассматривают дела об административных правонарушениях статьями 46, 55, ст.

56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых),

ст. 562, частью первой ст. 88 и ст. 89. Этим законом установлено, что

рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать

административные взыскания вправе, определенные этим актом соответствующие

должностные лица. (п.п. 1—5)

Федеральный орган по геологии и использованию недр, осуществляющий охрану

минеральных ресурсов континентального шельфа РФ рассматривает дела об

административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 561, 563, 845 и

846. Этот орган вправе рассматривать дела об административных

правонарушениях и налагать административные взыскания от имени федерального

органа вправе соответствующие должностные лица.

Статьей 2192 КоАП РСФСР установлено, что Федеральный орган по охране

окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющий охрану минеральных и

живых ресурсов континентального шельфа РФ, рассматривает дела об

административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5б\ 562 и 84, а

налагать административные взыскания от имени

федерального органа вправе, установленные соответствующие должностные лица,

указанные в п. п. 1—3.

В соответствии со ст. 255 У К РФ предусмотрена уголовная ответственность

за нарушение отдельными гражданами правил разработки недр, а равно правил

сдачи государству добытого ими из недр земли золота или других драгоценных

металлов или драгоценных камней. В соответствии со ст. 253 УК РФ охраняются

богатства недр континентального шельфа. Нарушение законодательства о

континентальном шельфе Российской Федерации, влекущее за собой применение

уголовной ответственности касается возведения сооружений и иных установок

на континентальном шельфе, создания вокруг них зон безопасности без

надлежащего на то разрешения; необеспечения охраны сооружений и установок;

поддержания постоянных средств предупреждения о наличии и ликвидации

сооружении и установок, эксплуатация которых окончательно прекращена;

непринятия в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря от

вредоносных отходов. Подлежат наказанию также иностранные лица, проводящие

на континентальном шельфе исследования, разведку, разработку естественных

богатств и иные работы, если это не предусмотрено соглашениями между

Российской Федерацией и заинтересованным государством или специальным

разрешением, выданным компетентными властями РФ.

Материальная ответственность заключается в том, что предприятия,

организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причиненные

нарушением законодательства субъектов Федерации.

Должностные лица предприятий и организаций, виновные в нарушении

законодательства о недрах, привлекаются к материальной и дисциплинарной

ответственности согласно законодательству о труде.

-----------------------

[1] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О

недрах». Принят Государственной Думой 8 февраля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 10.

Ст. 283.

[2] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном

шельфе»//(СЗ. РФ. 1995. № 49. Ст. 4694).

[3] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 3.

[4] Постановление Правительства РФ об утверждении «Положения о порядке и

условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и

Участками морского дна» от 28 октября 1992 г//САПП РФ 1992 № 18 Ст. 1466, а

также Инструкцию Минфина РФ и др. ведомств от 4 февраля 1993 г «О порядке

и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» //Налоги

и сборы 1993 №22

[5] С. 3. РФ. 1994. № 18 Ст. 2083

[6] САПП РФ 1993. № 8 Ст. 657.

[7] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» //

СЗ. РФ 1995. № 48. Ст. 4556

[8] Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г «О порядке

введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»

// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 33,

Ст. 1917, а также приказ Комитета РФ по геологии и использованию недр от 16

мая 1995 г, которым утверждена «Инструкция о порядке переоформления

лицензии на пользование недрами»//Российская газета 1995 7 июня

[9] См. Закон РФ от 14 июля 1992 г «О порядке перерасчета размеров штрафов,

предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 34 Ст.

1970