Эколого-правовой режим пользования животным миром
Эколого-правовой режим пользования животным миром
Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического института
МВД России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по: Экологии
тема: Эколого-правовой режим пользования животным миром
Вариант № 8
Выполнил: слушатель Корушев Иван
Николаевич, 2 группа 1 курс.
Служебный адрес: 6629850
ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале,
ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68
Зачетная книжка № 1578.
г. Тобольск 2000 год.
План работы:
1. Животный мир как объект эколого-правового режима. Право пользования
животным миром и его виды.
1. Правовая охрана животного мира. Ответственность за нарушение
законодательства об охране и использовании животного мира.
2. Практическое задание.
Животный мир как объект эколого-правового режима.
Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные
(млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски,
насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в
воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию
страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние
животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для
хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они
являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству,
кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и
охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и
личной собственности.
Особенностью животного мира является то, что данный объект
возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий,
непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении
условий их существования определенные виды животных могут окончательно
исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание
условий существования животного мира, регулирование численности животных,
принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и
возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности
человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение
новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных
и переселение их в естественные места обитания.
Особенности государственного управления эколого-правовым режимом
животного мира.
В соответствии с действующим законодательством в области
регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся:
распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление
основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение
общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира;
установление систем государственного учета животных и их использования и
порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный
контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка
его осуществления; решение других вопросов.
Государственное управление в области эколого-правового режима
пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной
администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными
органами по охране и регулированию использования животного мира и иными
государственными органами. Специально уполномоченными органами являются:
по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и
заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам -
министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.
Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным
миром следующие: государственный учет животных и их использование,
государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области
охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной
и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с
пользованием животным миром.
Для обеспечения охраны и организации рационального использования
животного мира ( ст. 31 Закона) проводится государственный учет животных и
их использования и ведется государственный кадастр животного мира,
содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов
(групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им
угодий, современного хозяйственного использования животных и другие
необходимые данные.
На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984
года “О порядке государственного учета животных и их использования и
государственного кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость
обеспечения мероприятий по ведению государственного учета животных и их
использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного
мира с 1988 года, государственный кадастр животного мира включает данные
государственного учета животных и их использования по количественным и
качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения
охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего
и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления
иных мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки
ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения
мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся
животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые
водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые
(вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных
культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни,
утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также
находящиеся на территории государственных заповедников и природных
национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного
кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные,
водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного
мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми
условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира
имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами,
государственными комитетами, кооперативными и другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей
по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования
животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и
использовании животного мира.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира
осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также
специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный
контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в
ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами
животного мира.
Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья
инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях.
Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет
также и лесная охрана.
Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов
выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и
регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые
управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел.
Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием
животного мира производится и обществами охотников и рыболовов,
общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при
органах охотнадзора и рыбоохраны.
Право пользования животным миром и его виды.
Правовой основой природоохранительной деятельности государства в
данной сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного
мира”, а также охотничье и рыболовное законодательство.
Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть
государственные, кооперативные и другие общественные предприятия,
учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды
пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание
беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и
рыболовства); в научных, культурно-просвяетительных, воспитательных и
эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности
животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей
растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Одним их основных видов пользования животным миром является охота
(ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и
спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января
1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют
все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по
охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими
отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право
пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в
определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного
вида и количества зверей и птиц.
Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные
общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-
охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом
выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае
удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом
охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества
животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на
отстрел определенного вида промысловых животных или договор с
охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу
лицензионных видов животных.
Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты
производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным
лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных
беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный
лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном
порядке.
Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для
промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение
для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и
находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами
рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам
определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень
запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного
гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие
требования.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам с государственными,
кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами
данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам
органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят
лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на
водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих
водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов,
членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны
под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов,
- по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона)
разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и
рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание
которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально
уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию
использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых
запрещается.
В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных
свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за
исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование
животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без
изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их
обитания.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29
Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ
от него; истечение установленного срока пользования; возникновение
необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны
животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было
предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных
правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
Правовая охрана животного мира.
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и
осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания
животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим
требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия
животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий
размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных
сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и
воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях
охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству.
Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что
мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны
осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим
видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.
Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые
требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование
охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции
конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при
размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении
новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных
земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником
территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении
геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест
выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических
маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при
размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных,
трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и
связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть
обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст.
23 Закона).
В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны
принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении
сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при
эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается
выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов
производства.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим
использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых
территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая
ответственность, несовместимая с целями заповедывания.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона)
заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих
животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не
допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях,
специально уполномоченные на то государственные органы по охране и
регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию
необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и
изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего
выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и
пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению,
выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по
охране и регулированию использования животного мира.
2. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании
животного мира.
В федеральном законе в первые приведен обстоятельный перечень
правонарушений в области использования и охраны животного мира, за которые
юридические лица и граждане, виновные в совершении правонарушений
привлекаются к административной, гражданско-правовой и уголовной
ответственности.
К ним относятся:
нарушение порядка пользования животным миром, а также незаконный ввоз
животных или растений, признанный наносящим ущерб сохранению объектов
животного мира, занесенных в Красную книгу;
нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания
зоологических коллекций и торговли ими, самовольное переселение,
акклиматизация и скрещивание объектов животного мира;
нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты
растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру;
уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов
животного мира или совершение иных действий, которые могут привести к
гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких объектов;
нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других
видов пользования животным миром;
нарушение правил китобойного промысла;
ввоз в Россию и вывоз за её пределы объектов животного мира и их продуктов
и частей без соответствующего разрешения;
нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в
процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных
средств;
нарушение режима охраны объектов животного мира в природных заповедниках,
заказниках, заповедных зонах национальных природных парков и на других
особо охраняемых природных территориях, акваториях;
уничтожение или повреждение знаков, зданий или других сооружений,
принадлежащих пользователям животным миром или специально уполномоченным
гос. органам по охране, контролю и регулированию использования объектов
животного мира и среды обитания;
нарушение установленного порядка выдачи лицензий на пользование животным
миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды обитания;
сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов
животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и
домашних животных, устойчивого пользования объектов животного мира, их
воспроизводства и качества среды обитания.
В соответствии с Федеральным законом юридические лица и граждане,
причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают
нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в
соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при
их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного
объектам животного мира и среде их обитания с учетом понесенных убытков, в
том числе упущенной выгоды.
В случае не предотвращенного ущерба, нанесенного жизнедеятельности
объектов животного мира, сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки
возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь
животным миром является членом такого фонда.
Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если эти
пользователи не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или
уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В
случае, если специально уполномоченные гос. органы по охране, контролю и
регулированию пользования объектами животного мира и среды обитания
необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии
объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному
хозяйству, ответственность за нанесенный несут должностные лица
соответствующего специально уполномоченного гос. органа.
Все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение
законов и иных нормативных актов РФ и субъектов РФ в области охраны и
использовании объектов животного мира, не действительны.
Федеральным законом установлено, что незаконно добытые объекты
животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия
незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные
средства, подлежат изъятию или конфискации в порядке, установленном
законодательством РФ. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции
с виновных лиц взыскивается её стоимость.
В Федеральном законе имеется специальный раздел, посвященный правам и
обязанностям должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану животного
мира, перечислены их права и сформулирована социальная защита должностных
лиц, уполномоченных гос. органов по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира.
Должностные лица и граждане подвергаются административным взысканиям
за совершение следующих правонарушений в области охраны и использования
животного мира:
за самовольную переуступку права пользования объектами животного мира, а
также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право
гос. собственности на животный мир, а равно и самовольное использование
объектов животного мира, на которое требуется специальное разрешение (ст.48
ч.1 КоАП РСФСР);
за нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных; правил
создания, пополнения, хранения, использования и учета зоологических
коллекций, правил торговли зоологическими коллекциями, а также правил
пересылки и вывоз за границу объектов животного мира из зоологических
коллекций, а равно за самовольное переселение акклиматизацию и скрещивание
животных (ст.84 ч.2 КоАП РСФСР);
за нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты
растений , стимуляторов роста . минеральных удобрений и других препаратов,
причинившее ущерб животному миру (84.ч1 КоАП РСФСР);за нарушение
установленного порядка пользования животным миром в заповедниках и на
других особо охраняемых территориях, а тагже за незаконный ввоз в
Российскую Федерацию животных и растений, признанных наносящими ущерб
сохранению видов животных, занесенных в Крвсную книгу РФ или Красную книгу
субъекта РФ ( 84.ч3 КоАП РСФСР).
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за незаконное
занятие рыбным, звериным и другими водными добывающими промыслами (ст. 256
УК РФ).Ответственность в данном случае наступает за лов рыбы и добычу
водных животных с нарушением установленных законодательством правил, т.е.
за ведение промысла без надлежащего на то разрешения, либо в запретное
время, либо в недозволенных местах.
Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных,
выращиваемых колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями в
специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой,
водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в
питомниках и вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как
хищение гос. или общественного имущества.
Квалифицирующий состав данного преступления предполагает повторность
совершения незаконного промысла, его сопряженность с уловом, убоем ценных
пород рыб и других водных животных, с причинением крупного ущерба.
Ст.258 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную охоту, т.е.
охоту без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, или в
запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами. Ответственность за
незаконную охоту наступает в случае, если эти действия совершены после
применения мер административного взыскания за такое же нарушение.
Квалифицирующий состав этого преступления предполагает охоту на зверей и
птиц, охотиться на которых полностью запрещено, или незаконную охоту,
причинившую крупный ущерб, или охоту на территории заповедника, либо с
применением автомототранспортных
средств, самолетов.
К крупному относится ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при
незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества
мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом и
уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской
Федерации, Красные книги республик, входящих в её состав.
В соответствии с законодательством предприятия, учреждения, организации, а
также граждане обязаны возместить вред, причиняемый нарушением
законодательства об охране и использовании животного мира в установленном
порядке. Ущерб, причиненный незаконной охотой, определяется по таксам,
предусмотренным Положениями об охоте и охотничьем хозяйстве, а также по
таксам для исчисления размера за ущерб, причиненный незаконным добыванием
или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу РФ.
За уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных,
относящихся к видам занесенным в Красную книгу РФ или Красные книги
республик в составе РФ и других субъектов РФ или уничтожение кладок яиц,
жилищ животных и других сооружений или совершение иных действий которые
могут привести к гибели или сокращению численности, нарушение среды
обитания таких животных, либо добывание таких животных с нарушением условий
указанных в разрешении на добывание (ст.84 ч.4 КоАП); за нарушение правил
охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также правил осуществления
других видов пользования животным миром; а грубое нарушение правил охоты (
охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, или в
запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами), а также за
систематическое нарушение других правил охоты (ст.85 КоАП) граждане
подвергаются штрафу с конфискацией находящихся в их собственности ружей и
других орудий охоты и без таковой. Граждане или должностные лица могут быть
также лишены права охоты на срок до 3 лет с конфискацией ружей и других
орудий охоты или без таковой (последнее взыскание предусмотрено ст.85
КоАП).
Лишение права охоты и конфискация огнестрельного оружия и других орудий
охоты и боевых припасов не могут применяться к лицам, для которых охота
является основным источником существования.
Взыскание применяют: административные комиссии при местной администрации,
руководители республиканских (автономных), краевых, областных и районных
органов, осуществляющих гос. надзор за соблюдением правил охоты, - по
фактам нарушения правил охоты; начальника Главрыбвода Министрества рыбного
хозяйства РФ, его заместитель, начальники бассейновых управлений по охране
и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства и их
заместители, начальники отделов рыбохраны указанных бассейновых управлений,
старшие и районные инспектора органов рыбохраны – по фактам нарушения
правил рыболовства и охраны рыбных запасов.
Размер ущерба определяется законодательством по специальным таксам в виде
твердой суммы за каждого животного в зависимости от его вида и
экологической ценности.
Акционерные общества государственные и иные сельскохозяйственные
предприятия, организации, объединения несут имущественную ответственность
за допущенную при производстве сельхозработ по их вине гибель диких
животных и птиц.
Размер возмещения вреда определяется по установленным таксам.
В случаях, когда порядок исчисления ущерба специальном законодательством не
регулируется, он определяется в соответствии с новым ГК РФ.
Практическое задание.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.
2. В.В. Петров. «Экологическое право России» М.,1995.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.
4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.