Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Автор книги Джоан Вайолет Робинсон (1903—1983) закончила Кембриджский

университет, став одним из видных представителей и продолжателей учения

«школы А. Маршалла». Должность профессора в этом же университете занимала с

1965 по 1971 г. Она относится к числу тех авторов в экономической науке,

кому ;мировую известность принесла работа, написанная в самом начале

творческого пути, если учесть, что «Экономическая теория несовершенной

конкуренции» вышла из-под ее пера в возрасте всего 30 лет.

Сущность несовершенной конкуренции

Главная идея книги заключается в выявлении рыночных аспектов

функционирования монополий, конкуренция в условиях, существования которых и

между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее

взгляд, несовершенной (а по терминологии Э. Чемберлина —

монополистической). Как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой

исходную задачу — выяснить механизм установления цен в ситуации, когда

производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е.

почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается

купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную

прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с

логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, если последний

монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик

естественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о

несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю

нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и

даже «эксплуатацию» наемного труда.

Основные теоретические положения

Как видно из содержательной части «Теории несовершенной конкуренции»,

сущность монополии рассматривается в ней негативно, как фактор,

дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Поэтому

в этой работе можно выделить следующие основные положения.

Во-первых, по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной конкуренции

предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в

условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь

оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист

имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая

выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования

организации производства в отрасли»26.

Во-вторых, на взгляд Дж. Робинсон, кроме того, что монополия требует

заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» или, говоря по-

другому, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в

соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться

размерами, превышающими оптимальные''.

В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией,

как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, «каким

будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий

не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из

единичного объединения покупателей»28. Эту ситуацию концентрации спроса,

когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный

покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей.

В-четвертых, завершая собственное «теоретическое исследование, Дж.

Робинсон приходит «...к заключению, что преобладание в действительном мире

условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к

эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию

крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой

фирмы»29, «...что увеличение размеров единицы управления обязательно

способствует еще большей несправедливости в распределении богатства»30.

Дилемма об эффективности и справедливости

Исходя из этих и других суждений в связи с проблемами монополизации

производства Дж. Робинсон указывает на необходимость решения дилеммы:

эффективность или справедливость. По ее мнению, «...чтобы объяснить

предпочтительность монополизации, недостаточно показать, что она

способствует повышению эффективности производства»31. Однако, как заметил

М. Блауг, «вера в то, что «эффективность» и «справедливость» могут быть

каким-то образом разделены, представляет собой одну из наиболее давних

иллюзий экономической науки»32.

В результате своего исследования Дж. Робинсон вполне могла бы сделать и

другие логические выводы, в том числе о конкретных мерах государственного

вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий

несовершенной конкуренции. Обстоятельное обоснование таких мер предложил

спустя три года после выхода в свет книги Дж. Робинсон другой ученый (также

представитель Кембриджской школы и один из учеников А. Маршалла) Дж. М.

Кейнс33.

Вопросы и задания для контроля

1. Каковы историко-экономические предпосылки возникновения теорий о рынке

с несовершенной конкуренцией?

2. Как характеризует Э. Чемберлин суть монополии?

3. Что такое «дифференциация продукта»? Приведите примеры.

4. Какие неценовые факторы конкуренции обусловливают «дифференциацию

продукта»?

5. Чем подтверждается «феномен избыточной мощности» в условиях

монополистической конкуренции?

6. Как различает Дж. Робинсон условия совершенной и несовершенной

конкуренции?

7. Какие негативные признаки присущи, по мнению Дж. Робинсон, фирме-

монополисту?

8. Что называет Дж.Робинсон монопсонией?

9. Приведите аргументы «за» и «против» выдвинутой Дж.Робинсон дилеммы:

эффективность или справедливость.

Список рекомендуемой литературы

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд» 1994.

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс,

1986.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.:

Прогресс, 1968.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т.

II. Вып. 4.

Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории

стоимости). М.: Экономика, 1996.