Экономическая жизнь общества
Экономическая жизнь общества
Группа 11 «Е»
Брускова Полина
Сочинение
по обществознанию
на тему
«Экономическая жизнь общества»
18 марта 2003
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С
момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения.
Человек отличается от основного мира тем, что способен приспосабливать и
изменять мир согласно своим потребностям. В процессе экономической
деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний
и квалификации, становится специалистом, формируется как личность,
самореализуется и получает общественное признание. Таким образом,
экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной
основы существования, но и является источником его творческого ,духовного
и социального развития.
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в 4 в. до н. э.
у Аристотеля, который называет её «естественной наукой» управления домашним
хозяйством. Сегодня экономика – это система хозяйствования, включающая
отрасли материального производства и нематериальной сферы. Глубинным
двигателя истории человечества является производство материальных благ.
Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному
возобновлению производственных процессов, поэтому экономика есть фундамент
всякого общества. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно
создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности человека.
Экономика становиться становится основой современного научно-технического
прогресса потому, что именно в процессе творческого решения экономических
проблем рождаются новые идеи и изобретения. Таким образом экономика
современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий
организм, который обеспечивает жизнедеятельность и развитие каждого
человека и общества в целом.
На протяжении 18 – 20 вв. наблюдается господство экономической науки в
обществе, идёт формирование политэкономии как ведущей науки.
Политэкономия – наука о рациональном хозяйствовании в национальном
масштабе.
Она изучает законы, управляющие экономикой, и определяет основные
направления экономической политики, проводимой государством. Объектом
исследования политэкономии является открытие экономических законов,
соответственно которым развивается хозяйство; изучение социально –
экономических условий в обществе, т. е отношений людей, классов,
социальных групп и слоёв.
Переход от политэкономии к экономической науке , которая получила
название «экономикс», был вызван потребностью практики.
Экономикс – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких, как
экономика промышленности, экономика с\х ,экономика труда , финансы и
кредит, экономическая статистика и математика и др.
Основная задача экономикса – поиск путей эффективного ведения хозяйства;
поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их
ограниченности и безграничности потребностей. Согласно экономиксу , задача
экономики фактически сводится к оптимизационной задачи на максимум и
минимум затрат (минимизация затрат и максимизация результатов).
В экономиксе утвердились в основном два подхода к изучению экономических
явлений - позитивизм и нормативизм. Сторонники позитивизма считают, сто
экономикс – это «чистая наука» , такая же , как и естественные науки ,
поэтому и изучать явления экономической должна по аналогии с точными
естественными науками. Позитивисты отрицают допустимость субъективных
оценок. Сторонники другого, нормативного подхода, напротив, отрицают
необходимость анализа реальных фактов по аналогии с точными науками. Они
утверждают, что важно учитывать социальные, политические и другие факторы ,
в оценке которых существенную роль играют опыт, знания, убеждения,
субъективные мнения ученого. По их утверждению, любые выводы и рекомендации
носят субъективный характер. Нормативный подход предполагает определенное
суждение, оценку, рекомендацию по поводу того или иного явления.
В современной экономической теории используются два уровня анализа: макро-
и микроэкономический.
Макроэкономика – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье
страны и мировой экономике. Она изучает вопросы о том, как быстро
развивается экономика: каков объём произведённого продукта и совокупного
дохода, т.е показатели, характеризующие общенациональные и международные
экономические явления. Она ищет решение таких проблем, как повышение
занятости, увеличение производства, экономический рост, инфляция, кризисы и
т.д.
Макроэкономический анализ связан с именем Джона Кейнса, который произвёл
настоящую революцию в экономической науке, повернув экономическую теорию к
макроэкономике, рассматривая все проблемы как общественно-национальные.
Заслуга Кейнса в том, что он впервые указал на важную роль государства в
обеспечении эффективного функционирования рыночной экономики.
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной
собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается наличные
интересы и ограничивает роль правительства
Микроэкономика – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Она
исследует причинно – следственные и функциональные связи, которые влияют на
выбор и принятие решений отельных людей и фирм, предприятий. Она имеет
дело с такими понятиями, как ограниченность, выбор, альтернативная
стоимость, а также с процессами производства и потребления, изменениями
спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках. Принципиальное
значение в микроэкономике придаётся изучению цен и их влияния на отдельные
элементы хозяйства.
Основное противоречие экономического развития, а именно безграничность
потребностей общества и ограниченность или редкость ресурсов, разрешается
путём выбора.
Потребность- это необходимость в чём-либо для поддержания и развития
жизнедеятельности личности и общества в целом.
Потребности подразделяются на первичные, касающиеся жизненно важных нужд
человека, и вторичные, к которым относятся все остальные. Соответственно, и
блага, которые призваны удовлетворять ту или иную потребность, часто делят
на предметы первой необходимости и на предметы роскоши. Но деление это
условное, так, для кого-то одно и то же благо может быть предметом роскоши,
а для другого – первой необходимостью, всё зависит от того, как человек,
организация или общество определяет ту или иную потребность.
Также можно рассматривать духовные и материальные потребности. Особенное
значение приобретает деление на личные, коллективные, институциональные и
общественные. Такое разделение особенно важно с точки зрения определения
прав собственности на те блага, которые удовлетворяют ту или иную
потребность.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются
благами.
Блага классифицируются аналогично потребностям, которые они призваны
удовлетворять. Причём одни блага имеются в распоряжении общества в
неограниченном количестве (воздух, вода), другие – в ограниченном.
Те блага, которые имеются в ограниченном количестве, принято называть
экономическими благами, они обычно становятся объектами купли – продажи, т.
е товарами.
Любое общество – централизованно планируемое, рыночно ориентированное или
смешанное – должно решать проблему ограниченности благ. Человек, как и
общество, в целом живёт в мире ограниченных возможностей. Ограничены
физические и интеллектуальные способности человека, информация и даже
время, которыми он располагает для удовлетворения своих потребностей. С
проблемой ограниченности сталкиваются также фирмы и общество в целом.
Ограниченные экономические блага можно разделить на два типа:
производственные (инвестиционные) ресурсы и производимые на их основе
потребительские блага.
Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг,
называют факторами производства.
Они включают:
. Природные ресурсы
. Человеческие ресурсы
. Капитал (инвестиционные ресурсы)
Предпринимательство или предпринимательскую способность
В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов – это
информация. Каждый фактор имеет своё место в экономической системе и свою
конкретную функцию.
Мы уже говорили, что главная задача экономики – выбрать наиболее
эффективный способ распределения ресурсов или факторов производства. Для
этого каждая экономическая система должна найти ответ на пять основных
вопросов:
. Что следует производить?
. Сколько следует производить товаров и услуг?
. Как производить?
. Кто должен получать произведённую продукцию?
. Способна ли данная экономическая система к адаптации?
Человеческое общество в своём развитии прошло через различные типы
организации экономических систем.
Экономическая система – система общественного производства, т . е
совокупность производительных сил и производственных отношений. Это сложная
динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена,
распределения и потребления.
Экономическая система в свою очередь подразделяется на 4:
. Традиционная
. Централизованная
. Рыночная
. Смешанная
Традиционные системы действую до сих пор в некоторых так называемых
слаборазвитых странах. Они основаны на традициях и обычаях, которые
передаются от поколения к поколению и определяют, какие блага, как для кого
производить.
Централизованная (плановая) экономика – это система, в которой доминируют
общественная (государственная) собственность на средства производства,
коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство
экономикой посредством государственного планирования.
Рыночная система – см. выше.
Смешанная экономика – тип общества, синтезирующий элементы рыночной и
командной экономики, т.е механизм рынка активно дополняется деятельностью
государства. Достоинством смешанной экономики является эффективность
использования ресурсов и экономическая свобода производителей.
Современная рыночная система представляет собой широкое разнообразие
именно смешанных форм, причём в основе её функционирования лежит рыночный
механизм.
Рынок- совокупность социально- экономических отношений в сфере обмена,
посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и
окончательно признаётся общественный характер заключённого в ней труда.
Функции рыночного механизма:
. Ценообразование
Цена выступает как ориентир в распределении ресурсов.
. Конкуренция
Конкуренция направляет ресурсы в производство тех товаров, в которых
нуждается общество.
Рынок также имеет множество позитивных и негативных сторон.
Провалы рынка заключаются главным образом в том, что он не может создавать
общественные блага, т.е учитывать коллективные потребности, бороться с
внешними эффектами, обеспечивать людей надлежащей информацией, решать
социальные проблемы.
Для рынка характерна неопределённость и непредсказуемость, поэтому
современная рыночная система работает без вмешательства государства,
которое берёт на себя ответственность за решение следующих задач:
. Создание относительно равных условий для взаимного соперничества
предпринимательских фирм
. Правильная организация денежного обращения
. Удовлетворение части коллективных потребностей
. Компенсация или недопущение таких негативных последствий рынка, как
инфляция, безработица, монополизм
. Финансирование и поддержка фундаментальной науки
. Поддержка отраслей, связанных с повышенным риском и неопределённостью
. Регулирование рынка труда для воспроизводства высоквалифицированной
рабочей силы
. Проведение внешнеэкономической политики, регулирование платёжного
баланса и валютных курсов
Суммируя вышеназванные задачи, можно выделить следующие экономические
функции государства в рыночной экономике:
1. разработка, принятие и выполнение хозяйственного
законодательства, которое обеспечивает правовую основу
предпринимательства, прав собственности, контроль за качеством
продукции, осуществление финансовой политики.
2. Образование многосекторной экономики путём разгосударствления,
денационализации, приватизации для демонтажа неприемлемого для
рынка хозяйственного механизма.
3. Заполнение свободных от рынка зон, т.е обеспечение социально –
экономических прав и социальной защищённости, справедливого
распределения доходов и ресурсов в обществе, производство
общественных благ и товаров неэластичного спроса, организация
международных экономических отношений и т.д.
Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на
каких условиях экономическое благо будет передано на улицу.
Собственность – принадлежность средств и продуктов производства
определённым лицам – индивидам или коллективам – в определённых
исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.
Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность
правомочий её субъектов: через владение, пользование и распоряжение.
Право владения – предоставляемая законом возможность фактического
обладания вещью и удержания её в собственном владении.
Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации
имущества, извлечения из него полезных свойств и/ или получения от него
плодов и доходов.
Право распоряжения – предоставляемая собственнику возможность по
собственному усмотрению и в своих интересах совершать действия,
определяющие юридическую судьбу имущества, т.е действия, связанные с
отчуждением имущества от его владельца.
Частная собственность представляет собой владение факторами производства с
возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.
Механизм функционирования рынка основывается на взаимодействии законов
спроса и предложения с целью достижения равновесия, т.е формирования
равновесной цены.
Спрос - рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и
способность людей приобретать экономические блага.
С количественной точки зрения говорят о величине спроса.
Величина спроса – максимальное количество блага, которое покупатель готов
приобрести за определённую цену.
Взаимосвязь между ценой и спросом характеризуется законом спроса, в
соответствии с которым величина спроса уменьшается по мере роста цены и
увеличивается по мере снижения цены.
Кривая спроса – это граница рыночных возможностей покупателей.
Кривая спроса служит разграничительной линией между множествами допустимых
для покупок значений цены и количества и тех, которые лежат за пределами
возможностей.
Максимальная цена, которую согласились бы заплатить покупатели при заданном
количестве, называется ценой спроса.
Факторы, влияющие на величину спроса:
. Вкусы и предпочтения покупателей
. Число потребителей данного товара
. Денежные доходы населения
. Цены на сопряженные товары
. Потребительские ожидания
. Налоги
. Внешние условия
Предложение – модель поведения продавцов на рынке, которая в основе имеет
прежде всего желание и готовность продать данное благо.
Величина предложения – максимально возможное количество блага, которое
продавцы готовы реализовать при заданной цене.
Кривая предложения – это граница рыночных возможностей продавцов.
Факторы, влияющие на величину предложения:
. Цены на взаимозаменяемые товары
. Цены на ресурсы
. Изменение технологии
. Ожидания относительно значимых для продавцов переменных
. Изменения количества продавцов
. Налоги и субсидии
. Природные условия
Существует экономическое пространство, в котором присутствуют интересы
обеих сторон, оно называется экономической областью. Установление цены в
этой области будет зависеть прежде всего от степени информированности
субъектов, а также от соотношения сил на рынке (типа конкуренции).
Цена, при которой количество предложенного на рынке товара равно
количеству, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой, а
соответствующий этой цене объём товара – равновесным количеством.
Основой функционирования рыночного механизма является конкуренция.
Конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные
сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья.
Именно конкуренция заставляет производителей в борьбе за
конкурентоспособность укреплять свои позиции и власть на рынке, т.е
заключает в себе тенденцию к монополизации.
Монополия – исключительное право, предоставляемое государству, предприятию,
организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности.
Монополия характеризуется тем, что:
. Вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за
непреодолимых барьеров.
. Цена определяется исключительно монополистом
. Отношения между монополией и аутсайдерами складываются как отношения
сильного и слабого, т.е монополист диктует условия заключения
контрактов
Конкуренция, которая является движущей силой рыночного механизма, порождает
стремление фирм к увеличению и объединению своих усилий.
Мировой экономической теории и практике известно по крайней мере шесть
основных типов современных монополистических объединений:
1. Монополия, лишь косвенно связанная с развитием производительных
сил, порождаемая только самовозрастанием капитала с целью
максимизировать прибыль, подавить конкуренцию и захватить рынок.
2. Второй тип представляют технологические олигополии ( от греч.
«олиго» - несколько). Имеются в виду несколько крупных
корпораций, контролирующих производство и сбыт определённой
продукции.
3. Третий тип был обусловлен дифференциацией продукта, когда
предприятие отмечает свои изделия торговой маркой, особой
упаковкой или условиями продажи.
4. четвёртый тип представляют предприятия , лидирующие в
определённых направлениях научно – технического прогресса.
5. Пятая группа включает в себя естественные государственные
монополии.
6. Последний тип монополизма характерен для экономики с
административно – командным управлением.
Но даже области естественного монополизма отнюдь непостоянны. Монопольный
режим постепенно утрачивает свои былые преимущества, сто подтверждает
необходимость антимонопольной политики.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против
накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. В узком смысле
оно направлено против чистых монополий и крупных олигополистических
объединений, а также на предотвращение нечестных действий, нарушающих нормы
делового общения.
Производство - регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий,
энергии и услуг).
Мы знаем четыре основных фактора производства, необходимых для выпуска
продукции. Согласно распространённой классификации факторы производства
делятся на средства производства, материалы, труд.
Комбинация этих факторов зависит от характера производства и называется
технологией, т .е технология рассматривается как форма устойчивой связи
между применяемыми факторами производства.
В процессе воспроизводства капитал выступает в трёх функциональных формах:
денежной, производственной и товарной.
Учёт функциональных форм капитала позволяет разделить весь капитал на
основной и оборотный.
Основной капитал – та часть капитала, которая длительное время участвует в
процессе производства. Его стоимость переносится на готовую продукцию по
частям за несколько кругооборотов.
Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного
производственного цикла.
Стоимостная форма износа основного капитала – амортизация, т.е процесс
постепенного переноса стоимости основного капитала на производимый продукт.
Издержки производства – это затраты на приобретение вводимых факторов
производства.
Экономические издержки – это выплаты, которые фирма должна обеспечить
поставщику ресурсов для того, чтобы использовать их в данном, а не в
альтернативных производствах.
Экономические издержки делятся на внешние и внутренние .
Внешние издержки – это выплаты аутсайдерам, т .е поставщикам трудовых
ресурсов, сырья, топлива, услуг и т. д.
Внутренние издержки – это стоимость собственного ресурса.
Смысл и внешних, и внутренних издержек – привлечь и удержать необходимые
для производства ресурсы именно в данном виде производства. Можно сделать
вывод, что экономические издержки отличаются от бухгалтерских на величину
внутренних (неоплаченных) издержек.
Инвестиции – денежные средства, вкладываемые фирмой в основной капитал.
Оптимизация инвестиционной деятельности включает два основных процесса:
возмещение инвестиционных затрат, которые связаны с амортизацией, и
окупаемость инвестиций, которая характеризуется их способностью к
самовозрастанию. Окупаемость инвестиций наступает, когда величина
инвестиций будет равной полученной прибыли. Время возмещения инвестиций и
время их окупаемости будут одинаковыми, если норма амортизации и норма
рентабельности будут равны.
Экономическая прибыль равна доходу от реализации минус вмененные издержки.
Бухгалтерская прибыль – это доход от реализации минус только внешние
издержки.
Постоянные издержки – денежные затраты, которые не меняются в зависимости
от объёма производства. Величина переменных издержек меняется вместе с
изменением объёма производства.
Предпринимательство –инициативная самостоятельная деятельность людей,
направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от
своего имени, под свою ответственность или от имени и под юридическую
ответственность юридического лица, т.е фирмы, предприятия.
Предпринимательство предполагает имущественную ответственность в пределах,
определяемых организационно-правовой формой предприятия. Предприниматель
может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённые
государством, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную
деятельность, консультационную и иную деятельность, а также операции с
ценными бумагами. Формами предпринимательства являются частное и
коллективное предпринимательство. Предпринимательство может осуществляться
без применения наемного труда или с его применением; без образования
юридического лица или с образованием юридического лица, если
предприниматель осуществляет свою деятельность без образования
юридического лица , он отвечает по своим обязательствам, связанным с этой
деятельностью, всем своим имуществом. Предпринимательство как
хозяйственная деятельность предполагает организацию и управление
хозяйственным процессом, который может охватывать следующие виды:
инновационный, производственно-сбытовой, торгово-посреднический,
консультационный, инжиниринговый, патентно-лицензионный и иные виды,
включая торговлю ценными бумагами.
Бизнес – экономическая деятельность, целью которой является прибыль, доход
или иные личные выгоды.
Сегодня любой доход сопоставляется с процентной ставкой в качестве дохода
на альтернативное использование ресурса.
Процентная ставка - это плата за использование чужих денег.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любой другой товар.
Бумажные деньги – это денежные знаки, не имеющие стоимости, хотя сами
выражают стоимость других товаров. Это возможно только в том случае, если
они являются представителями всей совокупности товаров.
Смысл любой сделки не в получении определённой суммы бумажных денег, а в
том количестве потребительных стоимостей, которое можно приобрести за
реализованный по данной цене товар. Только в этом случае деньги способны
быть всеобщим эквивалентом.
Электронные деньги – система безналичных расчётов, производимых посредством
использования электронной техники , охватывающая банки, предприятия
розничной торговли и бытовых услуг и т. д.
Банк – финансовое предприятие. Которое сосредотачивает временно свободные
денежные средства, предоставляет их во временное пользование в виде
кредитов, посредничает во взаимных платежах и расчётах между предприятиями,
учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране,
включая выпуск (эмиссию) новых денег.
Банковский процент – одна из форм процента по кредитам, при которой
кредитором выступает банковское учреждение. Выделяются проценты:
депозитный, по кредитам, по межбанковским кредитам.
Основой, к которой стремится процент на макроэкономическом уровне,
является средняя норма прибыли.
Факторы, под воздействием которых банковский процент отклоняется от средней
нормы прибыли , подразделяются на общие и частные. К общим факторам
относятся:
. Развитость денежно- кредитного рынка
. Соотношение спроса и предложения земных средств
. Регулирующая политика Центрального Банка
. Степень инфляционного обесценения денег
Частные факторы определяются:
. Условиями функционирования коммерческого банка
. Особенностями договора с заказчиком
Процентная ставка – это плата за деньги, предоставляемые в кредит.
Финансовый рынок можно разделить на рынок банковских ссудных ресурсов и
рынок ценных бумаг. В единстве они образуют финансовый рынок.
Тот, кто предлагает средства на финансовый рынок, является инвестором.
Существуют индивидуальные институциональные инвесторы.
Индивидуальные инвесторы – это люди, держащие деньги в банке. Личные
сбережения принимают форму банковских депозитов. Огромное значение имеют
институциональные поставщики финансовых средств:
. Коммерческие банки
. Кредитные союзы
. Страховые компании
. Пенсионные фонды
. Инвестиционные фонды
Центральные банки в любой стране имеют двойственное положение (с одной
стороны они связаны с правительством, с другой – обладают
самостоятельностью). Деятельность Центральных банков определяется их
функциями:
Первая функция ЦБ – он является эмиссионным центром страны. Только ЦБ имеет
право выпускать в обращение деньги, банкноты.
Вторая функция заключается в том, что ЦБ сосредотачивает у себя минимальные
резервы коммерческих банков, что даёт ему возможность контролировать
деятельность коммерческих банков.
Третья заключается в том, что ЦБ является органом регулирования экономики
через кредитно -денежную политику.
Четвёртая функция определяется тем, что ЦБ является банкиром правительства.
Он отдаёт всю прибыль сверх нормы казначейству и является посредником во
всяких платежах, поэтому он занимает главное положение в банковской
системе.
Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется
эмиссия и купля – продажа ценных бумаг.
Облигация – ценная бумага, по которой выпустившее её лицо обязуется
оплатить держателю облигации фиксированную сумму денег в определённый
момент или выплачивать доход , размер которого определён заранее в форме
процента к нарицательной стоимости облигации. Облигации выпускаются как
фирмами, так и государством.
Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, обладателем
которой предоставляются следующие права:
. Право на получение девидентов в зависимости от доходности корпорации
. Право на участие в управлении корпорации путём голосования на
собраниях акционеров
. Право на получение части имущества после ликвидации корпорации
Производные бумаги - это опционы, фьючерсы, контракты.
Фондовая биржа – это организованный рынок, на котором осуществляются сделки
с ценными бумагами и деятельность которого контролируется государством.
Через фондовую биржу мобилизуются средства для долгосрочных инвестиций в
экономику и для финансирования государственных программ. На фондовой бирже
происходит купля – продажа акций, облигаций акционерных компаний, облигаций
государственных займов. В ходе торгов устанавливается курс ценных бумаг ,
обращающихся на бирже , который определяется приносимым доходом, уровнем
ссудного процента и соотношением спроса и предложения на рынке ценных
бумаг.
Рыночные реформы в Российской Федерации были направлены на интеграцию в
мировое сообщество, открытый диалог с
западом, демократизацию общественной жизни и переход к социально
ориентированной рыночной экономике.
Переход к рыночной модели экономического развития в России был одобрен
правительством Российской Федерации в октябре 1991 г. Тогда же была
подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ.
Основными её пунктами были переход к свободному ценообразованию,
разгосударствление и приватизация предприятий промышленности, торговле и
сфере услуг. С помощью этих мер авторы программ рассчитывали, с одной
стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит
товаров, а с другой стороны – создать в России новый класс –класс
собственников. Освобождение с января 1992 года цен от государственного
регулирования (так называемая либерализация ) при сохранившейся
монополизации производства и рынка привело к резкому взлёту цен к концу
1992 г. примерно в 150 раз.
Отказ от системы централизованного материального технического снабжения
(распределения сырья и ресурсов), сокращение государственных дотаций
промышленности и сельскому хозяйству привёл к обвальному падению ВВП.
Ухудшающей отечественное производство оставалась налоговая политика
государства.
Лишение населения накопленных денежных средств не позволили достичь
эффективной реализации программы приватизации. На первом этапе приватизации
в 1992 – 1993гг. всем гражданам России безвозмездно предавалось часть
государственной собственности путём выдачи ваучеров.
С середины 1994 года начался – второй – денежный – этап приватизации.
В 1992 году государство перестало искусственно поддерживать обменный
курс рубля по отношению к иностранным валютам, что привело к обвальному
падению курса рубля и заморозило выплаты по государственным краткосрочным
обязательствам, что нанесло сильнейший удар по банковской системе, кроме
того, Россия оказалась не в состоянии выплачивать свои долги.
Либерализация внешней торговли привела к затовариванию к затовариванию
российского рынка относительно дешевой и качественной импортной продукции,
что усугубило кризис отечественной промышленности. В тяжелейшем положении
оказались, прежде всего, наукоёмкие отрасли( машиностроение электронная,
электротехническая, военная промышленность), а также лёгкая
промышленность.
России досталось тяжелое наследие социализма, которое проявляется в
высокой степени милитаризации народного хозяйства, непомерно высоком
удельном весе капитальных товаров, излишне в большом объёме внешних долгов,
неэффективности отраслевой структуры. Всё это породило следующие проблемы:
. Крайне низкая мотивация трудовой деятельности, которая сдерживается
низкими зарплатами и высокими налогами
. Распад СССР привёл к нарушению многих хозяйственных связей
. В ходе реформ старая система управления была разрушена, новой же пока
не создано.
Важнейшим результатом к настоящему моменту можно считать отказ от
государственно – административной хозяйственной модели, допущение свободной
конкуренции, построение основ экономики и более трезвое понимание реальной
роли России в современном мире.
Главной причиной,по моему мнению, является неверно избранный
изначально курс реформ. Самое важное: некомпетентность руководства страны,
иначе мне не объяснить того факта, что в области денежного обращения
изначально создана неэффективная система денежного обращения, порождающая
денежный дефицит и перманентный коллапс экономики и бюджета. Ориентация на
открытость экономики в условиях догоняющего развития никогда еще не
способствовала экономическому подъему. Попытки копирования англосаксонского
варианта налоговой системы привели к неадекватности этой системы русской
экономике и практическому господству теневой экономики. Грамотно
организовав функционирование фондового и даже товарного рынка,
правительство не сумело выстроить эффективный механизм государственно-
монополистического регулирования, и вынуждено теперь "бороться с
естественными монополиями" (нынешними олигархами).
Проведя передел собственности не в пользу среднего класса, а в пользу
вновь созданного класса крупной буржуазии, оно заложило неизбежную
неэффективность и бесконтрольность управления этой собственностью. Не
проводя сознательной структурной и инвестиционной политики, правительство
породило ситуацию, когда спад пришелся, прежде всего, на отрасли,
производящие предметы потребления, и посадило страну на невозможную
зависимость потребительского рынка от импорта. Не организовав конверсию
военно-промышленного комплекса, правительство лишило страну возможности
производить высокотехнологические потребительские товары и оставило ее с
грузом устаревших производственных мощностей.
Ключевая проблема: деньги
Всех претензий экономистов к правительству совершенно недостаточно,
чтобы объяснить глубину кризиса, в котором находится Россия, все дальше
засасываясь с каждым годом в пучину. Даже при наличии всех недостатков
выбранного курса жить можно было бы в несколько раз лучше, по крайней мере,
лишь чуть хуже, чем в 80-е годы.
Главной причиной краха пореформенной экономики России является отсутствие
денег. Это отсутствие порождено специфической ментальностью правящей элиты
и созданной в рамках этой ментальности денежной системой.
Денежная масса (наличная +безналичная) в России очень мала.
Количество рублей в обращении около 17% официального размера ВВП и 9%
реального (взятого с учетом теневого сектора экономики). Но ведь в развитых
странах эта цифра составляет порядка 90%, в СССР была больше 60%, и даже в
странах Латинской Америки дотягивает уже до 55%. Только в самых нищих
странах денежная масса 8-15% ВВП. Эту планку в 9% нельзя преодолеть. Стоит
немного добавить денег - тут же все съедает инфляция. Следовательно, эти 9%
и составляют размер эффективно обращаемой российской финансовой системой
денежной массы.
Размер эффективно обращаемой в экономике денежной массы всегда
определяет основные параметры экономики. Чем более дифференцирована
денежная система, чем больше в ней специфических кругов, тем ее
эффективность больше, тем больше в стране денег. И тем более высокие сферы
экономики могут существовать, тем выше уровень жизни или скорость роста (в
зависимости от того, насколько дифференцированность денежной массы
превышает уровень развития экономики). Если же денежная система менее
развита, чем экономика, которую она обслуживает, то экономика начинает к
ней адаптироваться, избавляясь от высокоразвитых сфер, сводясь к простейшим
формам и коллапсируя до уровня, который эта денежная масса может
обслуживать.
Именно созданная в 1991-92 годах неэффективная система денежного
обращения и является причиной эволюции нашей экономики в этом направлении.
Внешне это выглядит как перманентный кризис. По сути, это - переходный
процесс. Превращение России из технологически развитой страны в страну
"третьего мира" с соответствующим уровнем производства и жизни.
На первом этапе переходного процесса (1992-94 годы) шла адаптация
денежной массы к новой системе денежного обращения. В результате
опережающей эмиссию гиперинфляции она сократилась с 65% ВВП до 9 % то есть
в семь-восемь раз.
На втором этапе, параллельно с первым (1992-1996 годы) шла адаптация
национального производства к новому объему эффективно обращаемой денежной
массы. Фактически имел место сброс "высоких сфер" индустрии и формирование
структуры, характерной для индустрии стран третьего мира. Производство
сократилось за этот срок в шесть, а не в расчетные десять раз за счет
спонтанного возникновения компенсаторного механизма эмиссии предприятиями
псевдоденег (т.н. неплатежей), объем которых превышает рублевую массу почти
втрое, но характер обращения не позволяет осуществлять полноценные расчеты.
На третьем этапе (1993-2003 годы) идет адаптация национального
богатства к новому объему производственных возможностей. Поскольку при
новом уровне производства амортизировать оставшийся с советских времен
объем национального богатства невозможно, он должен сократиться примерно в
пять раз. Основной спад пришелся на производственные основные фонды, но и
износ жилого фонда превышает сегодня 50%. В ближайшей перспективе выход из
строя 50% жилого фонда произойдет в виде скачка - за год-два - в форме
аварий.
За прошедшие с начала реформ годы уровень жизни упал в четыре раза,
уровень доходов населения в неизменных ценах - тоже в четыре раза, объем
материального производства - в шесть раз. При этом формально исчисляемый
ВВП, правда, упал только в два с половиной раза, но это лукавство:
изменилась методика его исчисления. Две трети его составляют сегодня
услуги, цены на которые выросли не в 10-12 тысяч раз, как на товары, а в
100-150 тысяч раз. Если считать ВВП в сопоставимых ценах, он уменьшился не
в два с половиной, а в те самые четыре раза, что и уровень жизни. Сумма
потерь, которую можно оценить как объем недопроизведенного за семь лет ВВП,
достигает примерно 4 триллиона долларов. Объем национального богатства
(основные фонды, имущество населения) сократился в результате не
возмещенного износа с примерно 5,4 триллионов долларов до 2,6 триллионов
долларов, то есть более чем вдвое. Столь же катастрофически сократился
размер бюджетных доходов и ассигнований. До начала реформ и перестроек
союзная часть государственного бюджета (аналог нынешнего федерального
бюджета) составляла в СССР 220 миллиардов рублей, две трети из которых
(около 150 миллиардов) осваивалось на территории РФ. Если воспользоваться
официальной оценкой инфляции, тогдашний рубль равен примерно 16 сегодняшним
новым. Следовательно, эквивалент этой суммы составляет 2 триллиона 400
миллиардов новых рублей. Федеральный же бюджет будет исполнен в этом году
по доходам и расходам в сумме не более 240 миллиардов. Разница - в десять
(!) раз. В 1986 году только на науку СССР выделил 14 миллиардов или 224
миллиарда нынешних рублей. 140 из них было освоено российской наукой. На
здравоохранение было направлено 17,6 миллиарда или 282 миллиарда в нынешних
ценах. Половина этой суммы пришлась на РСФСР. 30 миллиардов (480 новыми)
пошло только на образование, половина из них - в России.
Расходы на социальные нужды сократились в 10-20 раз, на развитие экономики
- в сотни раз, на оборону - в десять раз, на содержание госаппарата выросли
в полтора раза, на содержание правоохранительных органов выросли в два с
половиной раза. Если расходы на управление и внутренние силовые структуры
составляли в бюджете СССР только 2%, то сегодня они составляют треть
реальных расходов. Средняя пенсия составила в1986 году 81,2 рубля или 1300
нынешних. Средняя зарплата по РФ составила 207,8 рубля или 3325 нынешних.
Сегодня официально средняя зарплата 800 рублей, а пенсия - 400. Если же
учесть объем невыплаченных пенсий и зарплат (теперь уже всем ясно, что
государство не в состоянии их выплатить), то реальная зарплата будет около
600 рублей, а пенсия - около 300.
Советский Союз оставил России 80 миллиардов долларов внешних долгов.
Сегодняшние долги России переваливают за 200 миллиардов. При тогдашнем
уровне доходов СССР легко обслуживал свой долг. Долг РФ стал сегодня
непосильной ношей, его обслуживание требует трети бюджета.
Несколько последних лет правительство сводило концы с концами засчет
грандиозных объемов заимствований на внутреннем рынке, изымая таким образом
деньги из инвестиционных средств, оставляя экономику без источников не
только инвестиций, но и амортизации капитала. Инструментом этих изъятий из
национального ссудного фонда была пирамида ГКО. Объем рынка ГКО достиг 380
миллиардов рублей, что превышает в полтора раза федеральные налоговые
поступления.
Чем кончаются пирамиды, знает любой грамотный человек. Как только приток
новых средств перестает превышать объем предъявляемых к оплате
обязательств, пирамида перестает действовать под любым предлогом.
Государство в этих условиях все больше ослабевает и вынуждено опираться
исключительно на полицейские силы. Для их оплаты оно давно отказалось от
поддержания обороноспособности и возмещения износа основных фондов. В
ближайшие годы придется отказаться и от содержания социальной сферы даже в
размере одной десятой необходимых ассигнований.
Без денег не может выжить не только экономика, но и государство. Кто
давно постиг эту истину и положил в основу своего государства эффективную
систему денежного обращения, те давно процветают и потому считают себя
элитой человечества. Остальные 85% живут в нищете. В том числе и нынешняя
Россия.
Причина экономического коллапса находится за пределами собственно
экономики. Она - в образе мыслей правящей элиты и гражданского общества в
целом.
Во-первых, у элиты полностью отсутствует представление о том, что такое
деньги. Считая деньги чем-то постоянным и твердым, они не допускают даже
мысли, что их количество зависит от организации обращения. Поэтому
количество денег для них - данность. Они приспосабливают под эту данность
свою экономическую политику - как на уровне фирмы, так и государства. Не
они управляют денежной системой, а она косвенно управляет их поведением.
Во-вторых, элита абсолютно уверена, что деньги "зарабатываются". И на
уровне отдельного человека, и на уровне фирмы, и на уровне государства.
Деньги могут прийти только если что-то продать или занять, то есть откуда-
то извне. Вот и распродают, занимают, залезают в кабалу, а поток
поступлений все меньше и меньше.
Грамотный экономист знает, что заработать можно только прожиточный минимум.
Сам минимум, конечно, разный. Для наемного работника он зависит от силы
профсоюзов и общего состояния экономики, для фирмы - от издержек и ее
положения на рынке (монопольное или конкурентное). Для государства это -
минимум для поддержания стабильного уровня выкачиваемых из контролируемой
страны доходов. Никогда тебе не переплатят. Исключения типа высокой ренты
для стран ОПЕК в 70-е годы были связаны с тем, что они не зарабатывали
продажей нефти, а вели активную и согласованную антизападную политику.
Правда, Запад переиграл и их, сведя, в конце концов, энергопотребление к
естественному уровню и оставив экспортеров энергоносителей с носом. На
самом деле много денег не у того, кто их зарабатывает, а у того, кто их
делает. На него и работает, в конечном счете, тот, кто зарабатывает.
Зарабатывает свой минимум.
В-третьих, российская элита слишком сосредоточена на контроле за потоками
денежных средств как таковом. При этом полностью отсутствует забота о том,
чтобы денег было больше. Главное - контролировать те, что есть. Чтобы не
вылезли неконтролируемые источники и потоки. Очевидно, сам образ мыслей
нынешней элиты не позволяет ей играть конструктивную роль для страны и
государства. Однако в обществе нет и серьезной альтернативы ей. На самом
деле ментальность элиты очень близка к ментальности гражданского общества и
потому поддерживается им на всех голосованиях. Общество протестует не
против элиты, а против невыносимых условий жизни, созданных ее правлением.
И точно также как элита неспособна управлять государством, общество
неспособно ее сменить. Совпадение менталитета обеспечивает пассивную
поддержку режима обществом, но полностью лишает его активной поддержки.
Вечные перетасовки одной и той же кадровой колоды, изгнание и возвращение
премьеров, вице-премьеров и министров демонстрируют его агонию.
Окончательное оформление государственного банкротства означает в
перспективе смену режима. Смена режима означает не столько смену
государства, как в 1991 и 1993 годах, сколько смену или чистку правящей
элиты, что и происходит на данный момент. Рано или поздно, после чехарды
разорительных экспериментов сформируется и придет к власти та элита,
которая будет способна не зарабатывать, а делать деньги, осознавать
национальные интересы, эффективно управлять рыночным и монопольным
секторами экономики, создать на этой базе стабильное и современное
государство. Тогда ситуация стабилизируется, а Россия постепенно (или
быстро) займет свое место в числе развитых стран.
На самом деле, конечно, Россия сегодня является детонатором кризисных
процессов на всех мировых рынках. Конечно, больнее всего каждый очередной
обвал бьет по Германии, да и остальной Европе тоже. Но США и Япония тоже
чувствуют на себе эти сейсмические толчки.
Тот грандиозный обвал мировых рынков, который может последовать за скорым
коллапсом российской экономики, будет вполне естественной расплатой за все
происходившее в последнее десятилетие.
В случае если правительство России окажется в ситуации невыплаты внешнего
долга, вполне неизбежно возникновение ситуации конфронтации. Далее возможны
два варианта, выбор которых будет на стороне Запада. Во-первых, Запад может
избрать позицию непримиримой конфронтации, начать давление на Россию
санкциями, экономической и политической изоляцией. Это очень больно ударит
по тем слоям населения, которые ориентированы на сотрудничество с Западом и
усилит позиции антизападных сил. Правительство окажется перед неизбежностью
проведения политики протекционизма и жесткого регулирования по японскому
образцу. Для запада в этих условиях возвращение кредитов невозможно в
принципе. Следовательно, неизбежен обвал финансовых рынков и общий
структурный кризис финансовой системы и экономики. Одновременное усиление
России и подъем ее экономики снимет с повестки дня вопрос о долгах и Запад
вынужден будет открыть новой мощной России возможность для постепенной
интеграции в мировые рынки. Теперь эта интеграция станет ресурсом
стабилизации всего мирового хозяйства.
Во-вторых, Запад может избрать позицию конструктивного сотрудничества и
начать поиски компромисса. В этих условиях все будет зависеть от позиции
нового правительства, которое пришло на смену ельцинскому. Россия может
занять конструктивную позицию в отношении долгов Западу. Здесь
просматривается очевидный компромисс.
Одной из важнейших причин неспособности нынешней российской элиты
сформировать эффективную экономику является недооценка ей этнокультурной и
ландшафтной обусловленности, соприродности хозяйствования. В то же время
ландшафтная обусловленность культуры и форм экономики давно является
предметом исследования историков.
Не касаясь общетеоретической стороны вопроса, имеет смысл указать на
определенные особенности любой экономической модели в России, обусловленные
природными условиями. Прежде всего, важнейшую роль играет климат. Холодный
континентальный климат практически на всей территории диктует принципиально
иную структуру энергопотребления, чем в Европе (даже северной), США или
Японии. Энергозатратность производства и быта была, есть и будет в России
значительно выше, чем в других странах.
В этих условиях влияние структуры издержек производства порождает
совершенно иную структуру цен при любом механизме формирования - будь это
рыночное равновесие или затратный механизм. Цены на энергоносители на
внутреннем рынке должны быть неизбежно ниже относительно продуктов
обрабатывающей промышленности и услуг, чем в любой другой стране.
Огромные пространства России и низкая плотность населения приводят к
относительной дороговизне транспорта и собственно труда (аналогичная
ситуация была в экономике США конца XIX - начала XX века). В этих условиях
относительная цена сырья ниже цены продуктов обработки и услуг, чем в
среднем в мире (в США имело место то же соотношение).
Таким образом, структуры цен в России и на мировом рынке
принципиально несводимы. Разница в ценовой структуре на внутреннем и
внешнем рынке должна иметь механизм поддержания равновесия. В плановой
экономике это был механизм внешнеторговой монополии. В саморегулирующейся
экономике это может быть механизм вывозных пошлин на энергоносители и
сырье. Не увидев этой проблемы или не придав ей соответствующего значения,
правительство пустило ситуацию на самотек, в надежде, что равновесие
установится само. Поскольку ситуация изначально принципиально неравновесна,
то возник динамический процесс "вымывания" из экономики дешевого сырья и
энергоносителей. Они стали главным предметом экспорта, а обрабатывающая
промышленность стала принципиально неконкурентоспособной.
Курс рубля, устанавливающийся внешней торговлей, оказался привязан к
соотношению цен на энергоносители. В результате на внутреннем рынке
установились неоправданно высокие цены на продукцию обрабатывающей
промышленности и услуги. Эти цены превышают примерно в 2 раза уровень
Германии и в два с половиной - уровень США. Такое положение стало
дополнительным источником обнищания населения и резкого ослабления позиций
страны в мире. Результатом этой политики было резкое снижение цен на сырье
и энергоносители на мировом рынке, создавшее диспропорции экономического
развития.
Недооцененная культурная обусловленность экономики имеет в условиях
реформирования России еще один очень важный аспект. Русская цивилизация
имеет изначально мультикультурный характер, причем культурные различия
существуют не только между разными евразийскими этносами, но и между
различными ветвями собственно русских.
В этих условиях не может быть универсальных форм экономики для всех
территорий России. Именно попытка навязать универсальность была одной из
причин краха советской экономической системы и бурного роста сепаратизма в
ней на последнем этапе существования. Совершенно очевидно, что бессмысленно
добиваться единообразных форм экономики, к примеру, Петербурга, Якутии и
Новороссии. Природные условия, географическое положение, торговая и
высокотехнологическая специализация Петербурга - все это неизбежно диктует
тяготение к североевропейским формам экономики. В условиях низкой плотности
населения, суровых природных условий севера и неизбежной естественной
монополизации экономики ("железная пята") Якутия не может построить
рыночные формы хозяйства, и вынуждена будет, так или иначе, использовать
административное регулирование. Климат и ландшафт, сформировавшие
культурные особенности казачьего края, сельскохозяйственная специализация,
близость к мусульманскому культурному кругу делают естественным для Южной
России мелкоторговый уклад хозяйства с общинной и корпоративной
надстройкой.
Общинный (колхозный) уклад сельского хозяйства Средней России также
обусловлен природными условиями и характером населения. Любые попытки
разрушить этот уклад здесь будут иметь те же последствия, что и
столыпинская реформа. На это указывал Столыпину в своих письмах Лев
Толстой. История подтвердила правоту писателя.
Формы промышленной системы России также неизбежно будут иметь свои
особенности (как их имеет Японская, Корейская или Французская промышленная
система). Прежде всего, в Российской экономике неизбежно присутствие
естественных монополий, а значит неизбежно должен существовать внерыночный
механизм регулирования их отношений с потребителем. Формы эффективного
менеджмента в России отличаются от американских и даже европейских не
меньше чем, например, японские.
Преобладающая пассивность наемного контингента, характерная для
азиатских стран, требует бригадно-артельных форм организации и интенсивного
использования технологии "человеческих отношений", а также наличия у
производств "социальной сферы", как в Японии или Корее.
Понятно, что попытки копировать в этих условиях американский
экономический уклад, американское гражданское право, да еще и навязывать
все это в качестве универсалий столь разноплановым в культурном смысле
регионам, обречены на провал. Свидетелями которого мы и являемся.
В заключении можно сказать, что подготовка команды Б.Н.Ельцина к проведению
крупномасштабных всероссийских экономических реформ была крайне низка. Не
бралось в расчет влияние экономических преобразований на социальные,
научные, образовательные институты общества, либо таковое просто
недооценивалось, подменяясь погоней за «твердым рублем». В процессе
реформирования недостаточное внимание уделялось отечественным институтам
экономического прогнозирования, отдавались предпочтения рекомендациям
иностранных специалистов, слабо вникающих в особенности многоукладной
российской экономики. Как результат, к периоду окончания президентского
срока правления, Россия, тем не менее, достигла определенных успехов в
интеграции своей экономики в мировой рынок, «примерила» англо-американскую
модель, но время и произошедшие впоследствии события ясно показали, что
разрабатывать экономические программы необходимо, прежде всего, с учетом
потребностей и влияния их на граждан государства, чтобы избежать
впоследствии акций протеста, которыми изобиловал весь период правления, и
«стынущих» полуостровов, которыми обернулась неспособность правительства
справиться с естественными монополиями.