Экономические отношения и интересы в рекреационном регионе, противоречия экономических интересов субрегиона и хозяйствующих субъектов

Экономические отношения и интересы в рекреационном регионе, противоречия экономических интересов субрегиона и хозяйствующих субъектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев в ходе исследования специфику экономических отношений и

связанных с ними интересов обьективно существующих в сфере рекреации,

охарактеризовав их содержание, специфику и противоречия, а также пути

разрешения этой противоречивости в изучаемом аспекте, можно сделать

следующие выводы:

1. Интересы, будучи зависимыми и производными от обьективных

потребностей и экономических отношений, опосредуя экономическую

деятельность, на практике выступают в качестве механизма реализации

экономических законов. В связи с чем, любые изменения в системе

экономических отношений вызывают соответствующую трансформацию в системе

экономических интересов и особенностей их проявления.

2. Взаимосвязь экономических интересов и экономических законов

указывают на необходимость познания и использования глубинных

взаимозависимостей между ними при осуществлении рыночных преобразований в

любой из сфер экономической деятельности, в том числе и в рекрационной, на

макро- и микро- уровнях.

3. Отмечая неоднородность категории "интерес", представляющей собой

целостную систему интересов, имеющую "горизонтальный" и "вертикальный"

срезы в связи с функциональной значимостью каждой из фаз воспроизводства и

наличием множества субьектов-носителей, что порождает многообразие и

разнонаправленность интересов, считаем, что специфика интересов в рамках их

типов, форм и разновидностей имеет региональный аспект.

4. Трактовка территориальных образований с позиций экономических

отношений, складывающихся в его рамках и за его пределами, в качестве

экологической, производственной, социальной и экономической подсистем,

обладающей функциональной ориентированностью в общественной системе

разделения труда, позволяет определять такие образования в качестве

экономической категории - "регион". В результате такого подхода появляется

возможность вычленить экономические интересы региона в виде одной из

неотъемлемых форм, входящих в подсистему общих интересов, исследовать их

специфику и особенности проявления, в соответствии с экономическим статусом

последнего.

5. Поскольку регион обладает определенной воспроизводственной

структурой и может быть охарактеризован с позиций производства,

распределения, обмена и потребления, а интересы охватывают все эти фазы,

реальный путь совершенствования экономических отношений в интересующем нас

рекреационном регионе, посредством согласования экономических интересов

заключается в рассмотрении этой категории в воспроизводственном аспекте.

6. Реализация разнокачественных интересов возможна путем системной

организации экономических отношений, посредством норм, механизмов и форм

согласования рыночной экономики, используя принципы федерализма,

регионального и местного самоуправления, что в аспекте рассматриваемой в

диссертации проблемы означает создание условий для развития функциональной

направленности региона.

7. Наиболее реальный путь совершенствования экономических отношений в

регионе, состоит в согласовании интересов хозяйствующих субъектов на его

территории и региональными образованиями в направлении обеспечивающем

приоритетность развития его рекреационной сферы, что возможно при условии

участия санаторно-курортных учреждений в формировании бюджетов городов-

курортов. Данное обстоятельство реализуется созданием возможности развития

системы отношений отрасли и региона, строящейся на преимущественном

использовании рыночных методов стимулирования.

8. Приоритетность развития рекреационной сферы региона может быть

обеспечена путем создания экономических предпосылок активизации

деятельности санаторно-курортных учреждений, прежде всего посредством

налоговых, финансовых, бюджетных льгот в ходе использования принципов

платности и возмездности за рекреационные ресурсы и услуги. Данный подход

предполагает решение и ряда организационно-правовых проблем

противоречивости интересов.

9. Процесс согласования экономических интересов между субъектами

хозяйствования рекреационной сферы и территориями, этими субъектами и

инфраструктурными элементами курортов, главным образом, заключается в

решении вопросов собственности на указанные объекты. Наиболее

предпочтительным и целесообразным представляется дифференцированный подход,

проведение точечной приватизации ввиду специфики рекреационной сферы, ее

высокой социальной значимости. Приведение экономических и организационных

основ рекреационной сферы в соответствии с существующими правовыми нормами

должно положительно отразиться на статусе основной хозяйственной единицы -

санатория.

10. Осуществление преобразований в санаторно-курортной сфере в целом

невозможно без определения ее роли и места в системе отраслей хозяйства, а

также специфики и основных свойств основного ее продукта – услуги, что

необходимо также для оценки экономической эффективности этой отрасли.

11. Рассматриваемая сфера по характеру отношений, возникающих в

процессе ее функционирования, включающая отношения между обществом и

коллективом хозяйствующего субъекта данной сферы, а также между коллективом

и рекреантами, способу получения и реализации продукта, удовлетворяющего

физические и социальные потребности личности может быть отнесена к особой

социальной сфере нематериального производства. В соответствии с чем, ее

экономическая эффективность может оцениваться не на основе величины

перенесенных в продукт затрат, а по полезности для общества и полученному

эффекту в результате использования курортных факторов.

12. Специфика рекреационного продукта, связанная с его свойствами:

периодичностью потребления, неотторжимостью от места производства,

одномоментностью оказания, проявляется в отсутствии привычных

количественных индикаторов спроса в виде эластичности от цены. В тоже время

весьма сильна зависимость от неценовых факторов: величины доходов, цен на

товары - субституты, сопряженные услуги, качества и развитости сопряженных

отраслей, стереотипов поведения, психологии потребителей.

13. Осуществление преобразований в санаторно-курортном комплексе

должно опираться на результаты изучения роли и места потребностей в

рекреационных услугах в структуре потребностей общества, выявления

тенденций их развития с учетом социально-экономического статуса населения

страны. В данном вопросе необходим системный подход, который может быть

обеспечен при использовании экономико-математического моделирования.

14. Изучение потребностей населения в рекреационных услугах лежит в

области междисциплинарного подхода, экономический аспект которого

заключается в приведении объема и структуры курортных (рекреационных) услуг

в соответствие с потребностями общества, а также в максимальном повышении

эффективности использования рекреационных ресурсов. Подобный подход

возможен при создании постоянно действующих аналоговых моделей на основе

анализа динамики всех системообразующих факторов.

15. Построение экономико-математических моделей рекреационных регионов

и конкретных курортов дает возможность не допускать необоснованной

интегрированности развития курорта и внерекреационных отраслей,

сфокусировать внимание на главном градообразующем начале территории, что

также в конечном счете будет способствовать реализации экономических

интересов на федеральном, региональном и внутрикурортном уровнях.

16. Реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов

рекреационной сферы, проявляющейся в виде повышения спроса на их продукт и

увеличении дохода, способствовало бы также изменение существующих подходов

к методам ведения финансового учета, стратегии и тактике ценообразования,

анализу и планированию затрат. При этом следует использовать все

многообразие подходов и методик, используемых в странах с развитой рыночной

экономикой, включая метод на основе расчета безубыточности и целевой

прибыли.

17. Учитывая огромное влияние, оказываемое рекреационной сферой на

развитие многих отраслей, в результате чего в процесс воспроизводства

вовлекаются финансовые, природные и трудовые ресурсы, следует отметить, что

в процессе преобразований этой сферы реализуются не только интересы

санаторно-курортного или туристского комплекса, но также интересы

муниципальных, региональных и государственных структур, связанные с

решением бюджетных, налогово-финансовых отношений.

Такой подход носит дополнительный стимулирующий характер для

привлечения указанных властных структур в осуществление реструктуризации в

рассматриваемой сфере.