Экономические системы

Экономические системы

эта работа была сделана на заказ!

список оригинальных работ( больше 100) в режиме off-line вы можете

посмотреть по адресу:

http://www.sinor.ru/~ranger/Ref

также вы найдете много учебной литературы и статей по всем предметам в

моей библиотеке on-line

http://www.sinor.ru/~ranger

Содержание

|Введение………………………………………………………………………………………... |3 |

|1. история экономических систем……………………………………………………………. |4 |

| 1.1. Доиндустриальное общество…………………………………………………………... |4 |

| 1.2 Индустриальное общество……………………………………………………………… |4 |

| 1.3 Постиндустриальное общество………………………………………………………… |5 |

|2. Экономические системы и их сущность…………………………………………………... |6 |

|2.1. Типы и модели экономических систем………………………………………………….. |6 |

| 2.2 Рыночная экономика……………………………………………………………………. |10 |

| 2.2.1 Характеристика рыночной системы……………………………………………... |10 |

| 2.2.2 Оценка роли рыночной системы…………………………………………………. |10 |

| 2.3 Смешанная экономика………………………………………………………………….. |11 |

| 2.3.1 Модели смешанной экономики…………………………………………………... |12 |

| 2.3.2. Характеристика смешанной системы |13 |

|хозяйства……………………………….. | |

| 2.4 Административно-командная система………………………………………………… |14 |

| 2.4.1 Механизм принятия экономических планов……………………………………. |14 |

| 2.4.2 Факторные доходы………………………………………………………………... |15 |

| 2.4.3 Бюджетное ограничение………………………………………………………….. |16 |

|3. Проблема координации в различных экономических системах…………………………. |17 |

|4. Выводы по курсовой работе………………………………………………………………... |19 |

|Заключение……………………………………………………………………………………... |23 |

|Литература……………………………………………………………………………………… |25 |

Введение

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным

образом упорядоченных элементов экономики.

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться

(постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы

существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться

теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы

быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики.

Объективно существующие экономические системы находят свое научное

отражение в теоретических (научных) экономических системах. Первый

развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником

классической школы политэкономии А. Смитом в его главном научном труде

"Исследование о природе и причинах богатства народов" (в принятом

сокращении — "Богатство народов"), вышедшем в свет в 1776 г. Из последующих

научных экономических систем следует, прежде всего, выделить системы,

созданные Д.Рикардо (1817 г.), Ф.Листом (1841 г.), Дж. С.Миллем (1848 г.),

К-Марксом (1867 г.), К. Менгером '(1871 г.), А.Маршаллом (1890 г.), Дж-

Кейнсом (1936 г.), П.Самуэльсоном (1951 г.).

Из российских экономистов прошлого, делавших упор на системное

представление об экономике, следует отметить И.Т.Посошкова, А.И.Бутовского,

Н.Г.Чернышевского, М.И.Туган-Барановского, А-И.Чупрова, П.Б.Струве, В.И-

Ленина, Н.Д.Кондратьева.

В советский период отечественной экономической науки наиболее заметными

были теоретические системы, нашедшие отражение в учебниках политической

экономии под редакцией К-В.Островитянова, А-М.Румянцева, Н.А.Цаголова,

Н.П.Федоренко, В-А-Медведева, Л.И.Абалкина и др.

как показывает история экономической науки, классификация экономических

систем может производиться на основе различных критериев (признаков).

В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств

экономических систем.

В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три

группы:

— структурообразующие критерии;

. социально-экономические (содержательные) критерии;

. объемные и динамические критерии.

Переживаемый Россией в настоящее время острый финансово-экономический

кризис, вынужденно приостановивший ход дальнейших экономических

преобразований, сделал уже не только желательным, но и необходимым

критическое осмысление итогов проведенного реформирования экономики для

выбора его дальнейших направлений. Поэтому тему курсовой работы считаю

актуальной.

1. История экономических систем

В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную,

командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика,

которая характеризуется как система, основанная на частной собственности,

свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает

роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой

доминируют общественная (государственная) собственность на средства

производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное

руководство экономикой посредством государственного планирования. Под

смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы

первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств.

Историческая классификация должна включать помимо современных системы

прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация,

предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые

выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные

экономические системы.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются

промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем

возможна более дробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза

формационного и цивилизационного подходов.

1.1 Доиндустриальное общество.

В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное

производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе,

связан с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как

бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное

единство труда с его естественными предпосылками. Человек был включен в

биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них,

соизмерять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйственного

производства.

Место непосредственного производителя и его функция в процессе

производства, цель и средства его деятельности, качество и количество

выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития

производительных сил, но и конкретными лицами: либо ассоциацией трудящихся,

к которой данный индивид принадлежал (первобытной или крестьянской общиной,

ремесленным цехом и т. п.); либо представителями господствующего класса, в

личной зависимости, от которых непосредственный производитель находился

(будь то сборщик ренты-налога азиатского государства, рабовладелец или

феодал).

1.2 Индустриальное общество.

Совершенствование искусственных, созданных человеком орудий труда,

безусловно, способствовало преодолению зависимости человека от природы,

созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к

общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку

увеличить меру власти над внешней природой. Техника выступает как «вторая

природа», как природа, преобразованная человеком.

Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости

приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение

средств производства и жизненных средств не опосредовано в рыночной

экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый

товаропроизводитель, хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет,

что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях

реализовать свою продукцию. Однако эта формальная личная независимость

имеет в качестве своей основы всестороннюю вещную зависимость от других

товаропроизводителей (и, прежде всего, зависимость по линии производства и

потребления жизненных благ).

Овеществление отношений между товаропроизводителями выступает как зародыш

отчуждения труда, характеризующего различные аспекты сложившегося при

рыночной экономике господства прошлого труда над живым, продукта труда над

деятельностью, вещи над человеком. Предпосылки для его преодоления

складываются в процессе перехода от индустриального общества к

постиндустриальному.

1.3 Постиндустриальное общество.

В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную

производительную силу, всеобщие производительные силы становятся

ведущим элементом системы производительных сил. Если после неолитической

революции сложилась постприсваивающая, производящая экономика, основой

которой было сельское хозяйство, а результатом промышленной революции стало

возникновение постаграрной экономики, основу которой составляла

первоначально легкая, а позднее тяжелая промышленность, то в ходе НТР

возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в

непроизводственную сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70% населения США

было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была

земля, а в индустриальной —капитал, то в современной —лимитирующим фактором

становится информация, накопленные знания.

Новые технологии стали результатом труда уже не «талантливых

жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов». Итог их деятельности

—революция в сфере телекоммуникаций. Если вХ1Х —первой половине XX в.

главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем

добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все

они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация

становятся стратегическими ресурсами. Это приводит прежде всего к

существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил.

В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в

индустриальную—вблизи источников сырья и энергии, технополисы

постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных

исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

В развитых странах происходит сужение собственно материального

производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний».

Таким образом, предпосылки будущего общества создаются не только и даже не

столько в материальном, сколько, по словам К. Маркса, по ту сторону

материального производства.

Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений

свободной индивидуальности. Они знаменуют этап, отрицающий и отношения

личной зависимости, и отношения вещной зависимости, выступающий как

отрицание отрицания. Отношения личной зависимости существовали в условиях

господства естественных производительных сил. Они характеризовали такой

этап развития человечества, когда индивид мог развиваться лишь в рамках

ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения

личной независимости, основанной на вещной зависимости, знаменовали такой

уровень развития, когда под влиянием общественного разделения труда

происходит обособление производителей и они уже не нуждаются в той или иной

форме естественно сложившейся или исторически развившейся коллективности,

перерастают ее рамки. Однако вместе со становлением всемирных отношений и

универсальных потребностей развивается всесторонний процесс овеществления

производственных отношений, происходит отчуждение сущностных сил от

работника, превращение их в чуждую, господствующую над ним силу. Отношения

свободной индивидуальности знаменуют этап гармоничного единения человека и

природы, самоконтроль человечества и его общественных сил, интеллектуальный

прогресс мировой цивилизации.

Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно

личность является главным орудием прогресса.

Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосредственного

трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не

технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень

самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное

творческое содержание. Сейчас очевидно главное: как рыночное хозяйство

выработало соответствующий ему тип человека — «homo economicus», так и

постиндустриальному обществу будет соответствовать своя форма социальности

—свободная индивидуальность.

2. Экономические системы и их сущность

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на

основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм,

представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть

системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

2.1. Типы и модели экономических систем

Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы

являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в

каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы

и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы

хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ

регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы

экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное

хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и

современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные

системы — традиционная и административно-командная. Врамках той или иной

экономической системы существуют многообразные модели экономического

развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Современная рыночная экономика (современный капитализм). По

сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гиб

кой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся

внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-

техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная

и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее

воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился

хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и

экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого

капитализма

|Основные черты |Капитализм XVIII—XIX вв. |Капитализм второй половины |

| | |XX в. |

|Масштабы |Обобществление производства в |Обобществление и |

|обобществления |рамках предприятия |огосударствление части |

|производства | |хозяйства в национальном и |

| | |интернациональном масштабах |

|Преобладающая |Экономическая деятельность |Экономическая деятельность |

|форма |единоличных |на базе коллективной частной|

|собственности |предпринимателей-капиталистов |и государственной |

| | |собственности |

|Регулирование |Саморегулирование |Активное государственное |

|экономики |индивидуальных капиталов на |регулирование национальной |

| |основе свободного рынка при |экономики для стимулирования|

| |слабом вмешательстве |потребительского спроса и |

| |государства |предложения, предотвращения |

| | |кризисов и безработицы и |

| | |т.д. |

|Социальные |Социальная незащищенность |Создание государственных и |

|гарантии |граждан в случаях безработицы,|частных фондов социального |

| |болезни и старости |страхования и социального |

| | |обеспечения |

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает

хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее

развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В

то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с

государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к

требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития

получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой

продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а

также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных

потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно

сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым

моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством

создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные

затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в

соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также

оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и

услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным

потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе

стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то

же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей

происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных

и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях

НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы

«Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта

решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется

выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством

для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем

образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации,

совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с

бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех

государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной

экономикой.

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь

активизировать работу персонала, повысить производительность труда,

сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить

конкурентоспособность фирмы.

Традиционная система В экономически слаборазвитых странах существует

традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы

базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда,

многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической

системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-

общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и

натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение

имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на

производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с

традиционной системой мелкое товарное производство представлено

многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые

доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства

огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный

капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи,

религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая

социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в

рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая

особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет

значительную часть национального дохода, государство направляет средства на

развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям

населения.

Административно-командная система(централизованно-плановая,

коммунистическая). Эта система господствовала ранее в СССР, странах

Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие

отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее

обобщенную характеристику[1].

Характерными чертами административно-командной системы являются

общественная (а в реальности государственная) собственность практически на

все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в

специфических формах, централизованное экономическое планирование как

основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд

особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми

предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти,

что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых,

государство полностью контролирует производство и распределение продукции,

в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между

отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит

хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-

распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в

результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается

бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей

природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост

эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том,

что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим

масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские

монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и

поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не

заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой

монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных

материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности

народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических

задач имело свои специфические особенности. В соответствии с

господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и

структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы

передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным

предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно

центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и

предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах

принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно

задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями

и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть

ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками

направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами посредством повсеместно

применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых

нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию

уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-

командной системе являлось привилегированное положение партийно-

государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и

неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического

развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования

во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в

этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные

модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем

экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в

административно-командной системе существовали советская модель, китайская

и др. В современной капиталистической системе также существуют различные

модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения

предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части

населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за

счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще

не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда

и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни

населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности

труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое

повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий

имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при

исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете

интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения

идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на

сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения

национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь

в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля

государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП [2], причем

более половины из этих расходов направлялось на социальные цели.

Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой

функция производства ложится на частные предприятия, действующие на

конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни

(включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов

инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы

экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное

хозяйство, — рыночная экономика и смешанная экономика и две

нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той

или иной экономической системы существуют многообразные модели

экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

2.2 Рыночная экономика

2.2.1 Характеристика рыночной системы

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции

(laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы и

использованием системы рынков и цен для координации экономической

деятельности и управления ею. Основные вопросы были рассмотрены выше.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода

всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-

предпринимателя, но и наемного работника.

В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными,

эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится

максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений.

Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого

индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются.

Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в

условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно

действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В

результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием

экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности

тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого

фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и

капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты

рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право

свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу

передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу,

реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник

обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей.

Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за

поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого

решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в

рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через

цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат

индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка,

уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему

распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются

спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно

экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и

максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и

организационные (так называемые предпринимательские) способности в

избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и

совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности

частной собственности.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система

благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности

производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь

очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном

планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический

процесс. В самом деле, сам термин laissez faire в приблизительном

переводе означает "пусть идет, как идет" ("let it be"), то есть пусть

правительство не вмешивается в экономику. Резон здесь в том, что такое

вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы.

Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и

установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование

свободных рынков.

2.2.2 Оценка роли рыночной системы

Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов

на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос:

любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в

царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на

такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много

альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных

экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках

эффективности рыночной системы.

2.3. Смешанная экономика

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных

формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более

сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных

экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность

— гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различных исторических условиях.

Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе

соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме.

Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в

следующих укрупненных формах:

— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в

которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых

экономических форм;

— смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и

получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в

социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период.

Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и

государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и

процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в

структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его

первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на

сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на

разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от

кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного

механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная

разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании

капитала частного предпринимательства и социальности, общественных

социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из

цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических

и неэкономических начал в структуре современного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не

противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий

формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных

параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов

экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических

тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной

самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного

параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных

структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их

сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-

государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения

государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей

адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы

опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции

социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения

рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы —

социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру

общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является

конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности

составляющих ее элементов.

2.3.1 Модели смешанной экономики

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и

стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели

смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными

коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и

государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и

постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов:

уровня и характера материально-технической базы, исторических и

геополитических условий формирования общественного устройства, национальных

и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-

политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило,

может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель,

предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-

конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень

социальной дифференциации.

Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая

расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной

инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием

многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В

германской экономической модели государство не устанавливает экономические

цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст

надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации

экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском

обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых

возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных

частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер

по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства -

обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной

справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых

норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не

выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание

государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной

экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях

представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного

интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и

децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие

обеспечивается активной государственной политикой поддержания

конкуренции;

- социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом

вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как

достижение относительного равенства требует энергичной социальной

политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между

группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие

государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном

строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской

модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной

экономики, первым из которых является органическое единство рынка и

государства.

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма,

в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с

активной ролью государственного регулирования в сферах программирования

экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической

политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит

государству место верховной социально-экономической силы. Демократически

избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по

регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что

концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и

"скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-

регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная

система хозяйства".

2.3.2. Характеристика смешанной системы хозяйства

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства

направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы,

экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается

как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами

социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной

справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости -

отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство

олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей

покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе

производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении

рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено

возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие

фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно

решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление

социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников

экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и

состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество

экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами.

Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в

целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние

окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной

сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща

сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности,

т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки

"благосостояния для всех", и представляет экономические свободы,

ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит

социальный характер;

2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы

к социально нежелательным результатам или же результаты свободного

экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно

ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на

выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя

широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

. обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

. социальная обеспеченность и социальная справедливость;

. содействие конкуренции;

. обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный

механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в

рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же

время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным

регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к

требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития

получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой

продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а

также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных

потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно

сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым

моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством

создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные

затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в

соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также

оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и

услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным

потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе

стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то

же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей

происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных

и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях

НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы

«Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта

решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется

выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством

для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем

образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации,

совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с

бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех

государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной

экономикой.

2.4. Административно-командная система

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в

ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита»,

«административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает

название «командно-административная система». Экономической основой

анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование.

Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде

экономических планов. В экономике господствует государственная

собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку

директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и

сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная

коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию

трудовой частной собственности, насильственное объединение частных

товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые

централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и

власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание

доводится до каждого субъекта планирования

2.4.1. Механизм принятия экономических планов

Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в

командно-административной системе. План принимается на высшем форуме

правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что

освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур

общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого

контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может

осуществляться на основе административно-уголовной и партийной

ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для

производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых

административным центром страны. Общий центр определяет не только объем

выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя

бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна

располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о

директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.

Руководящий центр является безраздельным, т. е. абсолютно монопольным

собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная

экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному

результату — производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны

экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права

выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что

им выделено производителем по воле центра (см. рис. 2). Принцип

соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей

принятые политические и идеологические решения.

2.4.2 Факторные доходы

В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль,

земельная рента) выполняют роль стимулом, способствующих наиболее

эффективному распределению ресурсов.

В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного

распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне

зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат —

отсутствие стимула к производительному труду (механизм установления

заработной платы будет рассмотрен далее в связи с мотивизацией труда и

принуждением).

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством

эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования,

хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой

эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из

идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой

цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и

землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными

ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике в принципе невозможно существование такой

категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и

разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор

промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все

они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все

эти предприятия находятся в собственности государства.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние

предельной фирмы а также нет предприятия, получающего квазиренту или

фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные

— переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма

определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей

роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия

необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой

директивы.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный

характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном

порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы,

вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым

демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля

центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными

платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром.

Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются

центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую

систему, является исключительной монополией государства, и эта система

неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому

добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-

административной управленческой элите, то картина социалистической

экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения

кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание

задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к

финансовому укреплению центральной власти.

2.4.3 Бюджетное ограничение

Предприятия в любой хозяйственной системе стремятся смягчить жесткое

бюджетное ограничение. Отчасти это удается сделать и в условиях рыночной

экономики; монопольная власть на рынке позволяет фирме в той или иной

степени диктовать цены; обращение к кредиту позволяет смягчить условия

пункта 4 и т.д., но заметим, что и в этих обстоятельствах бюджетное

ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегда

предоставляется на жестких условиях и только в том случае, если есть

гарантии его возврата, да и в области ценообразования монополии всегда

ограничены платежеспособным спросом покупателей.

Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву,

сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного

ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его

денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия

за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному

ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

1. Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не

«ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и

отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены,

по которым реализуется продукция.

2. Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги,

а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения,

не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.

3. Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что

государство не дотирует текущее производство и не покрывает

безвозмездно расходы на капиталовложения.

4. Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов

оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.

5. Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что

собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права

вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

В командной экономике предприятие действует в условиях мягкого бюджетного

ограничения. Достаточно обратиться к указанным пяти пунктам и увидеть, что,

во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих

ресурсов на потребителей — ведь в такой системе господствуют фирмы-

монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия

систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-

третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация,

субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда,

когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые

вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для

покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет

государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка

ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

3. Проблема координации в различных экономических системах

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия

экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект

оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с

необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов,

которая включает в себя необходимость:

1) согласовать между собой решения производителей;

2) согласовать решения потребителей;

3) согласовать решения о производстве и потреблении в целом. Эта

необходимость порождается многими причинами, в том числе

специализацией экономических субъектов на определенных видах

экономической деятельности.

В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а

следовательно, и координации экономической деятельности, различают

определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие

особенности данной экономической системы различия в способах размещения

благ и координации экономической деятельности определяются различиями в

регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных

структурах, о которых говорилось выше.

В административной системе косность патриархального общества отчасти

преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм

его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и

параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ

определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой

является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни

принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим

воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами,

помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация

экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития

за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также

концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым

местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у

подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях

экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития

чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе

взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной

стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и

правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с

другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность

экономических субъектов в таком развитии при использовании института

частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются

единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого

обязательными для всех нормами права и границами его владения, но

обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической

активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая

упорядоченность и регламентированность экономической деятельности

существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений

могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических

субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и

прежде всего система цен.

В каждый данный момент времени все системы координации экономической

деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в

различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды

и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической

деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок

(transactions), приобретают форму трансакционных издержек (transaction

cost). В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные

с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации,

определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о

желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия

решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его

оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и

юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и

иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав

собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения

соблюдения условий соглашения.

Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием

административной системы, принимают вид административных издержек. К ним

относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о

состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки

административных решений (выработки проектов решений, их согласования в

различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими

право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до

непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения,

включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций,

функционирования системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек

определяет соотношение и границы действия рыночного и административного

механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает

наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из

частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.

Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели

кругооборота и модели спроса и предложения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние

хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они

получают от продажи своих ресурсов — труда, капитала и земли, для покупки

товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от

продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

[pic]

рис.1 Рыночный механизм

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно — что

производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов

фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию

ограниченных ресурсов.

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок

производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и

предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и

сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу

купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество

продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на

рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.

4. Выводы по курсовой работе

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты,

части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна.

Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика

системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем.

Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при

типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее

значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в

валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается

дискуссионной, этот признак является решающей при классификации

экономических систем.

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее

элементов. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости

частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак

имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических

систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней

системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая

терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру

взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь

определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак

составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация

экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной

целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во

внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством

коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более

высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что

данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого

оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не

может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или

субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие

этого атрибута.

Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы

ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают

возможные направления поисков в экономической теории.

В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической

системы главным условием недопущения окончательного ее распада является

"плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать

возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости

элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного

исследования составлена табл. 2 в которой сведены основные отличительные

черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических

систем.

Таблица 2. .

|Основные черты |Рыночная экономика |Командно-административная |Смешанная экономика |

| | |экономика | |

|Масштабы |Обобществление производства|экспроприацию трудовой частной |Обобществление и огосударствление |

|обобществления |в рамках предприятия |собственности, насильственное |части хозяйства в национальном и |

|производства | |объединение частных |интернациональном масштабах |

| | |товаропроизводителей в колхозы и | |

| | |совхозы | |

|Преобладающая |Экономическая деятельность |господствует государственная |Экономическая деятельность на базе |

|форма |единоличных |собственность |коллективной частной и |

|собственности |предпринимателей-капиталист| |государственной собственности |

| |ов | | |

|Форма бюджетного|Жесткая |Мягкая |- |

|ограничения | | | |

|Стимул к |Факторные доходы |Социалистическое соревнование |Факторные доходы |

|производительном|(заработная плата, прибыль | | |

|у труду |и т.д.) | | |

|Основной принцип|Принцип соответствия спроса|воля центрального органа власти, |Принцип соответствия спроса и |

|производства |и предложения |материализующая принятые |предложения |

| | |политические и идеологические | |

| | |решения. | |

|Регулирование |Саморегулирование |жесткий контроль централизованным |Активное государственное |

|экономики |индивидуальных капиталов на|государством, полностью |регулирование национальной экономики|

| |основе свободного рынка при|монополизировавшим экономику и |для стимулирования потребительского |

| |слабом вмешательстве |власть. |спроса и предложения, предотвращения|

| |государства | |кризисов и безработицы и т.д. |

|Конкуренция |Есть |Нет |Есть |

|Теневая |Отсутствует |Присутствует |Только на запрещенный государством |

|экономика | | |товар (наркотики) |

|Координация |Роль координации действий |Правила и параметры экономического|роль координации действий |

| |экономических субъектов и |поведения, и соответствующее |экономических субъектов и размещения|

| |размещения благ в экономике|размещение благ определяются |благ определяется и рыночным |

| |выполняет рыночный |воздействием командующей |механизмом и государственным |

| |механизм, и, прежде всего, |(управляющей) подсистемы, которой |регулированием. |

| |система цен. |является, государство | |

|Ценообразование |ориентируется на |Государство устанавливает |гибкие цены |

| |предотвращение спада в |постоянные (фиксированные) цены | |

| |производстве. | | |

|Заработная плата|устанавливается в процессе |административное установление |устанавливается в процессе |

| |конкуренции при соотношении|заработной платы |конкуренции при соотношении спроса и|

| |спроса и предложения на | |предложения на рынке труда, но |

| |рынке труда | |государство устанавливает |

| | | |минимальную заработную плату. |

|Социальные |Социальная незащищенность |Гарантированное трудоустройство, |Создание государственных и частных |

|гарантии |граждан в случаях |бесплатная медицина и образование,|фондов социального страхования и |

| |безработицы, болезни и |социальное обеспечение |социального обеспечения |

| |старости | | |

Заключение

в заключение хотелось бы сказать о нашей стране; что ее ждет в ближайшем

будущем, какой путь экономического развития она изберет?

Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с

некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то

есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения

без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав

собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с

капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно

отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти

первичное накопление капитала.

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики

на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то

есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен

как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность

установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской

специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый

мир" от "второго мира" - Центральной Европы.

Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами

производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного

спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и

региональной.

Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой

регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства.

Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для

всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это

именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская

вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать

этого правила.

Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в

следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского

общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это

как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в

олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации

такого сценария является усиление центральной государственной власти,

которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону

авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе

финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем

и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что

наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно

вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком

случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным

субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты?

Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений,

опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов,

чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный.

Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей,

способных предложить план развития, который найдет отклик у населения.

Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии.

Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких

предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры,

действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные

приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно

поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское

общество может модернизироваться "снизу".

В следующее тысячелетие Россия войдет с проблемой бедности. В числе

"новых бедных" больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и

менее образованные работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности,

отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих.

Нуждающимися и необеспеченными могут стать значительные контингенты

квалифицированных, хорошо образованных молодых работников ВПК, гигантов

промышленности, а также депрессивных регионов. Именно в среде

квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки

локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности. В

ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового

потенциала России.

Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия

ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического

роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов

посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной

политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи:

регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и

поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования

и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения

доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и

значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле". В

рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом

свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного

от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам

предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по

заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль

государства при такой системе - определение законодательных рамок,

регулирующих трудовые отношения.

Главной проблемой современного периода формирования научных экономических

систем в отечественной экономической науке можно считать проблему

совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической

мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной

экономической действительности.

Литература

1. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для

вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и

политика. М, Республика, 1992, С.47, 118

3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А.

Киров, 1994

4. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,

1994.-632 с.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,

микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие

/под. Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.-

734 с.

6. Л.Ходов административное воздействие и моральное убеждение в

госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал

№4, 1997

7. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В.

Ломоносова, 1999

8. А. Нестеренко Социальная рыночная экономика: концептуальные основы,

исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998

9. И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998

10. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной

политики. //Вопросы экономики. - 1996. - № 10.

11. Е. Платонова. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998,

№ 7, с.З0-40.

-----------------------

[1] См., например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; ГайдарЕ. Экономические

реформы и иерархические структуры. М., 1990.

[2] ВВП — валовой внутренний продукт; ВНП — валовой национальный продукт

(см. гл. II).