Экономические системы

Экономические системы

Введение

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на

основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм,

представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть

системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы экономической являются

социально-экономические отношения, системы, базирующиеся на сложившихся в

каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы

и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы

хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ

регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы

экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное

хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и

современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные

системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной

экономической системы существуют многообразные модели экономического

развития отдельных стран и регионов.

Модели общественного хозяйства

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Рыночная экономика. Хотя эта система сложилась в XVIII в. и

прекратила свое существование в конце XIX в.— в первых десятилетиях XX в.

(в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в

современную рыночную систему.

Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная

собственность на инвестиционные ресурсы; рыночный механизм регулирования

макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов

каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная

свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-

предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода

предпринимательской деятельности тех. кто имел капитал. Был достигнут новый

уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы

общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как

юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный

наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей

силы, места перепродажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда.

Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за

него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов

удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная

ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за

правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в

рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через

цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат

индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка,

уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему

распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются

спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль),

предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные

ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои

творческие и организационные (так называемые предпринимательские)

способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом

развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные

возможности частной собственности.

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась

наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к

изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась

научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться

производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного

активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим

изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной

деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл.

1).

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает

хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее

развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В

то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с

государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям

рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают

новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции

решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также

анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных

потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно

сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым

моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством

создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные

затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в

соответствие с общественно необходимыми затратами.

Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от

чистого капитализма

|Основные |Капитализм |Капитализм второй |

|черты |XVIII—XIX вв. |половины XX в. |

|Масштабы |Обобществление |Обобществление и |

|обобществл|производства в |огосударствление |

|ения |рамках |части хозяйства в |

|производст|предприятия |национальном и |

|ва | |интернациональном |

| | |масштабах |

|Преобладаю|Экономическая |Экономическая |

|щая форма |деятельность |деятельность на |

|собственно|единоличных |базе коллективной |

|сти |предпринимателе|частной и |

| |й-капиталистов |государственной |

| | |собственности |

|Регулирова|Саморегулирован|Активное |

|ние |ие |государственное |

|экономики |индивидуальных |регулирование |

| |капиталов на |национальной |

| |основе |экономики для |

| |свободного |стимулирования |

| |рынка при |потребительского |

| |слабом |спроса и |

| |вмешательстве |предложения, |

| |государства |предотвращения |

| | |кризисов и |

| | |безработицы и т.д. |

|Социальные|Социальная |Создание |

|гарантии |незащищенность |государственных и |

| |граждан в |частных фондов |

| |случаях |социального |

| |безработицы, |страхования и |

| |болезни и |социального |

| |старости |обеспечения |

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также

оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и

услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным

потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе

стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то

же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей

происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных

и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях

НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы

«Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта

решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется

выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством

для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем

образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации,

совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с

бедностью» в настоящее время направляется не менее 30 — 40% всех

государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной

экономикой.

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь

активизировать работу персонала, повысить производительность труда,

сократить потери рабочего времени и тем самым ""крепить

конкурентоспособность фирмы.

Традиционная. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная

экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на

отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности

экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической

системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-

общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и

натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение

имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на

производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с

традиционной системой мелкое товарное производство представлено

многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые

доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства

огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный

капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи,

религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая

социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в

рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая

особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет

значительную часть национального дохода, государство направляет средства на

развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям

населения.

Административно-командная. Эта система господствовала ранее в СССР,

странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих

работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами административно-командной системы являются

общественная (а в реальности государственная) собственность практически на

все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в

специфических формах, централизованное экономическое планирование как

основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд

особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми

предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти,

что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых,

государство полностью контролирует производство и распределение продукции,

в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между

отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит

хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-

распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в

результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается

бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей

природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост

эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том,

что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим

масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские

монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и

поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не

заботятся о внедрении новинок техники и технологий. Для порождаемой

монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных

материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности

народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических

задач имело свои специфические особенности. В соответствии с

господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и

структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы

передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным

предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно

центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и

предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах

принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно

задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями

и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть

ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками

направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными орга на ми посредством повсеместно

применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых

нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию

уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-

командной системе являлось привилегированное положение партийно-

государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и

неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического

развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования

во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в

этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства,

так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития,

социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной

системе существовали советская модель, китайская и др. В современной

капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим

наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения

предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части

населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за

счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще

не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда

и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни

населения (и том числе уровня заработной платы) от роста производительности

труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое

повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий

имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при

исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете

интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения

идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на

сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения

национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь

в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля

государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП', причем более

половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это

возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель

получила название «функциональная социализация», при которой функция

производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной

рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая

занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов

инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе

ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам

хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При

этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е.

мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно

влияет на цены, пошлины, технические нормы.

Заключение

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы,

связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики,

разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением

системы современной рыночной экономики.

Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая

система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной

экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В

бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще

и элементы традиционной системы.

Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные

формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно.

Отсутствует важная особенность системы — ее относительная стабильность.

Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет

переходный характер.

Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки

зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной)

экономика может быть названа системой.

В пользу термина «переходная система», или «экономика переходного периода»,

говорит и то, что у этой системы уже есть немало моделей

(восточноевропейская, прибалтийская, среднеазиатская). В своеобразных

формах эта переходная система существует в КНР и Вьетнаме. Перспективы

формирования высокоэффективного механизма хозяйственного управления в нашей

стране связаны с освоением и использованием всего того положительного, что

выработала отечественная и мировая практика в этой области.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели

современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться

соотношением политических сил в стране, характером проводимых

преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным

сообществом, а также историческими традициями.