Экономика связи

Экономика связи

Повторение

Общая схема предприятия связи

спрос услуги Доходы

тариф

(Э)

экспл. затраты налоги (Н)

прибыль (П)

потребление

Показатели текущей деятельности

коэффициент оборачиваемости: [pic]

фондоотдача: [pic]

фондоемкость: [pic]

производительность труда: [pic][pic]

себестоимость: [pic]

рентабельность: [pic]

рентабельность через показатели текущей деятельности:

[pic]

Хорошо, если растут К0 и Ки , V, Птр

Р -для инвесторов, кредиторов

Показатели сравнительной эффективности

1. чистый приведенный доход :

ЧПД = [pic]

2. приведенные затраты:

Показатели абсолютной эффективности

для оценки мероприятий НТП с точки зрения влияния на процесс производства

3. срок окупаемости: [pic]

4. эффективность: [pic]

прирост прибыли капитального вложения

Если Е>Р, то целесообразно внедрять мероприятия НТП (ожидается увеличение

рентабельности)

ВВЕДЕНИЕ

Основные компоненты информационной инфраструктуры

Совокупность информационных ресурсов, программно-аналитических средств

вычислительной и телекоммуникационной техники, а так же информационных

технологий и вычислительных сетей называется информационная инфраструктура.

Основные компоненты информационной инфраструктуры:

средства

ВТ

Информ.

Продукт

ПС ИС или

услуга

ИП или

ИУ

средства

ПИ

Основные цели развития информационной инфраструктуры

5. создание и поддержание информационного потенциала необходимого для

устойчивого развития общества

6. формирование единого информационного пространства РФ

7. внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности

8. повышение конкурентоспособности отечественных информационных продуктов и

технологий

9. интеграция с мировым информационным пространством

10. сохранение информационного суверенитета страны

Направления работы по усовершенствованию

11. создание условий для повышения конкурентоспособности российских средств

ВТ и телекоммуникационных техники

12. поддержка приобретенных направлений развития информационных технологий

13. обеспечение совместимости и взаимодействия систем и сетей с учетом

международных стандартов, развитие первичной сети связи особенно на

региональном уровне

14. регулирование конкуренции и ограничение монополизма на рынке

15. лицензирование отдельных видов деятельности в сфере информатизации

16. привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, проекты и

программы информатизации

17. совершенствование законодательства

18. развитие работ в области информационной безопасности и противодействие

компьютерной преступности

19. осуществление сбалансированной политики международного сотрудничества

20. содействие распространению новейших информационных технологий различной

сферы деятельности, развитие системы обучения их использованию

Информатика - наука о совокупности процессов получения, передачи,

обработки, хранения информации с помощью ЭВМ и других технических средств.

Информационная инфраструктура (ИИ) - структура системы информационного

обеспечения всех потребителей информации в стране, какая предоставляет им

возможность использования информационных технологий (ИТ) на базе широкого

применения информационных вычислительных ресурсов и автоматизированной

системы связи.

Основа ИИ -сетевые технологии. Материальную основу ИИ создают

аппаратные, программные, телекоммуникационные средства, волоконно-

оптические и спутниковые линии связи.

1. Продукты, услуги и информация

Продукты - это вещи, потребление которых удовлетворяет чьим-то нуждам.

Услуги - виды деятельности или работы, в процессе выполнения которых не

создается новой ранее не существующий материально-вещественный продукт, но

изменяется качество уже имеющегося продукта. Это блага, предоставляемые не

в виде вещей, а в форме деятельности.

Виды информационных и вычислительных услуг

Типы услуг

|Типы услуг |Сферы услуг |

|1. Производственные услуги|Инженеринг, лизинг, обслуживание |

| |оборудования и т.д. |

|2. Распределительные |транспорт, торговля, связь |

|услуги | |

|3. Профессиональные услуги|банки, страховые, рекламные фирмы и |

| |т.д. |

|4. Потребительские |домохозяйство и времяпровождение |

|(массовые) услуги | |

|5. Общественные услуги |в основном исходят от государства |

| |(телевидение, радио и т.д.) |

Основные характеристики услуг

неосязаемость

изменчивость качества

неспособность к хранению

неразрывность производства и потребления

Информация - какое-либо сообщение о чем либо; сведения, данные,

значения экономических показателей, которые являются объектами хранения,

обработки и передачи и используются в процессе анализа и выработки

управленческих решений; один из видов ресурсов используемые в экономических

процессах, получение которого требует затрат времени и др. видов ресурсов;

одна из 3-х фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация)

составляющих сущность мироздания и охватывающих какой-либо продукт

мыслительной деятельности. Прежде всего это знания и образы.

Особенность информации как продукции произведенной для удовлетворения

тех или иных потребностей индивидуальных или групповых объектов достаточно

полно учитывается в следующем определении:

Информацией (информационным продуктом) будем называть вещи или действия

(продукт или услугу) которые:

а) предназначены их производителем для доставки определенного знания

получателю (потребителю)

б) способны пополнить знания получателя без проведения каких-то

специальных нетипичных для него действий.

Необходимо обязательно учитывать разницу между самим сообщением,

имеющимся в нем данными и информацию, которую оно несет. Только те данные

являются информацией для потребителя, которые восприняты им (прошли через

синтаксический фильтр) и полезны (хотя бы потенциального для решения

задачи.

Синтаксический анализ устанавливает важнейшие параметры информационных

потоков, включая необходимые количественные характеристики для выбора

комплекса технических средств сбора, регистрации, передачи, обработки,

накопления и хранение информации, т.е. чтобы информация была воспринята

пользователем.

Семантический анализ позволяет изучить информацию с точки зрения

смыслового содержания ее отдельных элементов, а так же находить способы

языкового соответствия при однозначном распознавании вводимых в систему

сообщений.

Прагматический анализ проводится с целью определения полезности

информации используемой для управления, выявления практической значимости

применяемых для выработки управляющих воздействий. Учитывая, что полезность

информации является функция времени и что одна и та же информация в разное

время может быть полезной, либо бесполезной в зависимости от того, сколько

новых сообщений об управляемом объекте она несет пользователю, принятые

критерии оценки увязываются с достоверностью и своевременностью поступающих

сообщений.

В народном хозяйстве производством и передачей информации занято около

1/3 всех трудящихся. Это работники науки, культуры, образования, аппарата

управления всех уровней, связи, информационно-вычислительного обслуживания

и т.д. С технической и экономической точек зрения производство, обмен,

распределение и потребление информации имеют целый ряд специфических

особенностей. Наиболее ярко они проявляются в условиях рыночной организации

воспроизводственного процесса.

Информация очень разнообразна по содержанию и подразделяется по виду

обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, производственная,

управленческая, медицинская и т.д.

Каждый из видов информации имеет свои особенные технологии обработки,

смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом

носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отражения

фактов, явлений, процессов.

1. Информация в производстве

Рынок:

25. место, где происходит купля-продажа

26. истема «товар - цена - деньги»

27. форма связи производителей между собой и с потребителями (так же все

возможные варианты)

Исходя из любого определения рынок является вторичным по отношению к

процессам производства. Поэтому анализ рынка как социально-экономической

системы с ориентацией на информационный рынок, начинать с изучения

производственных процессов. Информационный аспект функционирования и

развития производства - предмет экономической кибернетики.

Отличительная черта рассмотрения производства рынка как кибернетической

системы заключается в следующем. Внимание концентрируется на процессах

принятия решений как получения и преобразование информации, на анализе

управления как определенной технологии и как совокупности взаимодействующих

ресурсов.

Являясь связующим звеном между разными видами интеллектуальной и

материальной деятельности коллективов людей, между управлением и

производством, информации в отличии от других видов ресурсов не убывает со

временем, а наоборот, объем ее увеличивается. Создавая условия для

накопления опыта, способствует выработки управленческих решений. Однако

применение информационного подхода не дает гарантии успеха, а лишь повышает

его вероятность.

1.2. Типы информационной деятельности

Различают 3 типа:

1. Скрытая (патентная). Она является составной частью любой человеческой

действия. В ней субъект совмещает функции производителя, преобразователя

и получателя.

2. Потенциальная .Она совпадает с любой деятельностью, результаты которой

для стороннего наблюдателя могут выступать, в качестве источника

информации. Любой продукт или процесс производства несет в себе

информацию о себе. Чтобы эта информация об объекте стала реальностью

необходим субъект умеющей наблюдать, фиксировать, перерабатывать и

преобразовывать.

3. Специализированная. Этот вид деятельности представляет собой

деятельность субъектов, которые производят информацию для удовлетворения

потребностей других.

3. Распространение информации в современных условиях рынка

Под индустрией коммерческого распространения информации понимают

индустрию, которая представляет потребителям или пользователям

информационные продукты или услуги в коммерческом режиме и основанная на

применении новейших информационных технологий (ИТ), под которыми понимаются

все виды информационного обслуживания, организованные на базе средств

вычислительной техники средств связи. В дальнейшем предметом нашего

рассмотрения будут объекты:

28. предприятия, производящие программные изделия (ПИ), составляющие основу

любой ИТ

29. предприятия электросвязи, осуществляющие доставку, информационных

продуктов с помощью ИТ на коммерческой основе

30. разнообразные фирмы и службы сервиса, которые также производят

распространение информационных продуктов и услуг

Особенное место среди новейших информационных технологий занимают

автоматизированные банки данных (АБД) - определенным образом организованные

хранилища данных с общим информационным полем, предназначенные для решения

различных информационных задач в интересах пользователя.

К концу 20-го века человечество получило беспрецедентные

возможности для оперативного общения, коллективного накопления,

распространения и использования информации. Технические средства

для этого предоставляет

глобальная компьютерная сеть Internet.

Гораздо менее известен пока термин Intranet (интрасеть),

определяющий локальную компьютерную сеть предприятия, внутри которой

используются так хорошо зарекомендовавшие себя технологии Internet.

Технологии Internet/intranet в корне меняют парадигму единого мирового

информационного пространства - вместо некоего централизованного

глобального хранилища информации мировое сообщество быстро создает и

эффективно использует территориально распределенные информационные

ресурсы в виде многочисленных государственных, университетских,

корпоративных и даже персональных, личных баз знаний и данных. При

этом пользователь компьютерной сети, отыскивающий нужные ему

данные, легко сканирует информационное пространство, вне

зависимости от территориального размещения информации. Практически

мгновенно и единообразно он может получить как данные с сервера соседнего

отдела родного предприятия, так и данные с сервера, расположенного на

противоположной стороне земного шара.

Предприятия, еще не внедрившие этих технологий, отстают от

развития цивилизованного общества и, следовательно, рискуют

оказаться на пути к банкротству.

1.3.1 Internet/intranet - технологический базис новых методов управления

Мы живем в эпоху перемен. Она совершенно меняет способы, создания,

публикации, сбора и использования информации. Это отражается на

характере профессиональной, познавательной, развлекательной и других сфер

деятельности людей. В центре этих изменений стоят два явления: Internet и

интрасети.

Электронные коммуникации позволяют общаться и совместно работать людям,

находящимся в различных регионах планеты. Единое информационное

пространство Internet не только сокращает громадные расстояния, но и

разрывает национальные и классовые границы, обеспечивает каждому

индивидууму возможность для самовыражения- и удовлетворения различных

духовных потребностей.

Internet и интрасети предоставляют беспрецедентные возможности

повышения продуктивности работы, продажи товаров и услуг на новых быстро

расширяющихся рынках, а также реализуют недорогой способ глобальных

коммуникаций, как внутри предприятия", так и вне его. Технологии

Internet/intranet осваивают малые и большие предприятия, коммерческие

фирмы, банки, правительственные организации, учреждения

образования, науки, культуры, здравоохранения и других сфер человеческой

деятельности. Осваивают их и многочисленные отдельные пользователи, а

также просто граждане, открывающие для себя впечатляющие возможности

коллективной работы: и глобального доступа к информации.

Новые информационные технологии меняют не только метод» и формы

деятельности. Они изменяют мышление и психологию людей, создают предпосылки

для эволюции человечества от общества постиндустриального к обществу

информационному.

Естественно, что все эти сегодняшние и, еще большие грядущие изменения

затрагивают философию и психологию взаимоотношений, способы и формы

деятельности людей и в профессиональных сферах.

Простота доступа к информации, ее безбумажный характер, высокая

скорость обмена данных между сотрудниками предприятия, возможность

для деловых оперативных коммуникаций с «внешним миром» оказывают

существенное влияние, прежде всего, на методы и формы системы управления.

Суть эгих изменений сводится к демократизации процессов .подготовки и

принятия управленческих решений, более высокому уровню их аналитичности и

обоснованности, повышению роли каждого сотрудника в управлении

предприятием, высокой степени доступности управленческой информации,

сглаживанию границ субординации и т.п.

Внедрение новых информационных технологий на предприятии должно

сопровождаться изменением его структуры и методов управления. Данное

утверждение можно обосновать, по крайней мере, тремя следующими факторами.

Во-первых, новые технологические средства дают весомый экономический

эффект лишь при реорганизации методов работы. Иначе они будут лишь модными

игрушками.

Во-вторых, информационные технологии позволяют в существенно

большей мере использовать интеллектуальный потенциал сотрудников

предприятия. Важно также отметить, что высококвалифицированные специалисты

при выборе места работы, как показывают социологические исследования,

придают большее значение использованию на предприятиях новых технологий

труда, чем даже уровню заработной платы.

В третьих, широкое распространение новых информационных технологий меняет

методы и средства взаимодействия, формы взаимоотношений на рынках товаров и

услуг, например, в многочисленных цепочках «Заказчик-Поставщик»,

«Продавец-Покупатель» и т.п. Если: сотрудники предприятия не используют

технологий Internet в рекламе, маркетинге, финансовой,

снабженческой и других сферах управленческой деятельности, то скоро с ними

перестанут сотрудничать даже из-за проблем коммуникации.

Предприятие, не учитывающее эти и ряд других сопутствующих требований

современного общества, вряд ли будет процветать -неизбежно оно придет к

банкротству.

1.3.2. Internet как сеть сетей

Сеть Internet можно описать как огромную цифровую магистраль -

систему, связывающую миллионы компьютеров, подключенных к тысячам

сетей- по всему миру. Ее яркое прошлое уходит своими

корнями, в эпоху холодной войны, конец 60-х - начало 70-х годов.

Первоначально данные разработки финансировались правительством США, и

сеть, ставшая предшественницей Internet, была специально спроектирована

таким образом, чтобы обеспечить коммуникации между правительственными

узлами в том случае, если часть ее выйдет из строя в результате ядерной

атаки. Применяемый в ней алгоритм управления передачей информации

(межсетевой протокол) был разработан так, чтобы компьютеры всех видов

могли совместно использовать сетевые средства и непосредственно

взаимодействовать друг с другом как одна эффективно интегрированная

компьютерная сеть. Сегодня Internet сильно разрослась и связывает

уже десятки миллионов пользователей компьютеров во всем мире. Эта

глобальная "сеть сетей" охватывает тысячи университетских,

правительственных и корпоративных сетевых систем, связанных

высокоскоростными частными и общедоступными сетями»

Кто же может работать в Internet? В настоящее время Internet -

это общедоступная сеть/ открытая для любого пользователя, имеющего

модем и/или инсталлированное программное обеспечение для работы по

стандартному протоколу передачи данных в сети. Допуск в Internet для

организации или частного лица через постоянное сетевое соединение или

коммутируемую линию (обычный телефон) предоставляется так называемым

провайдером услуг Internet (Internet Service Provider - ISP).

Круглосуточный доступ к Internet имеют уже порядка 100 миллионов

пользователей в 96 странах мира, и: их количество растет лавинообразно.

Поскольку все больше лэдей обращаются к ней для коммуникаций друг с другом

и получения информации, компании, подключенные к этой глобальной

компьютерной сети, открывают множество новых возможностей для своего

бизнеса.

Internet функционирует, не имея никакой центральной организации,

которая осуществляла бы управление или руководство ею, за

исключением, разве что. Центра сеаевой информации Internet - InterNIC

(Internet Network Information Center), организации, предлагающей

информационные и регистрационные услуги для пользователей Internet.

1.3.3. Фундамент сетевого взаимодействия

В Internet применяются стандартизованные методы передачи данных,

позволяющие скрыть от пользователя все многообразие сетей и машин.

Наиболее фундаментальным стандартом, применяемым в Internet,

является набор сетевых протоколов TCP/IP (Transmission

Control Protocol/Internet Protocol), определяющих алгоритмы

передачи данных. Поскольку все компьютеры взаимодействуют с

Internet через TCP/IP, нет необходимости в сложном и дорогостоящем

преобразовании протоколов, что значительно упрощает операции в

Internet. Протокол TCP/IP не зависит от конкретной операционной системы и,

таким образом, реализуется для всех типов компьютеров -IBM, APPLE и др.

TCP/IP позволяет присвоить каждому компьютеру уникальный адрес Internet.

Такой адрес называется IP-адресом или адресом TCP/IP и выполняет ту же

роль, что и обычный телефонный номер, то есть позволяет установить связь

между двумя пунктами сети. Например, адрес TCP/IP 137.65.1.3 идентифицирует

в сети один из основных информационных компьютеров корпорации NOVELL.

Однако в большинстве случаев пользователи Internet применяют более удобную

адресацию, называемую системой имен доменов (Domain Name System,

DNS) . DNS - это иерархический распределенный метод организации

пространства имен в Internet, который позволяет уйти от цифровой адресации

и дает ряд других преимуществ. Например, вместо указания адреса

TCP/IP 137.65.1.3 пользователи могут применять ассоциированное с этим

адресом имя www.no veil.corn.

На этих базовых стандартах основываются другие стандарты, такие как

протокол электронной почты SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) .

SMTP дает возможность подключенным к Internet пользователям

обмениваться электронной почтой. Благодаря этому и другим стандартам

можно передавать электронную почту из одного места в другое, причем не

только сообщения, но и программы, графику, звук, видео и другие типы

данных.

Важную функцию в Internet реализуют стандарты,

позволяющие "публиковать" информацию - размещать ее на специальных

компьютерах (хост-узлах сети), где с ней могут работать другие

пользователи. Система компьютеров, публикующих такую информацию,

называется World Wide Web, а протокол, составляющий основу Web

- протоколом передачи гипертекста (HTTP — Hypertext Transfer

Protocol). Если TCP/IP дает возможность пользователям обращаться к хост-

узлам Internet, то HTTP обеспечивает их доступ к документам World Wide Web

(WWW).

World Wide Web - наиболее новая и самая быстро развивающаяся

сегодня служба Internet. Она имеет почти неограниченный потенциал в

плане сбора, распространения и изучения информации. Обеспечиваемые

ею графические межплатформенные средства завоевывают все большую

популярность у пользователей и компаний, которым необходимо собирать

информацию, обмениваться своими идеями и самим предлагать коммерческую

информацию в Internet.

Система World Wide Web бьша впервые разработана Тимом Бернерсом-Ли из

Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN) в Женеве

(Швейцария) как способ организации информации для ее научных

сотрудников. Информация на Web-серверах хранится в виде набора документов.

Каждый документ содержит гипертекстовые ссылки, с помощью которых

пользователь может обращаться к информации в других документах по данной

теме. Таким образом, выбирая выделенные слова, изображения и графические

элементы в тексте документа, пользователи способны перемещаться в любом

направлении и прозрачным образом "перескакивать" на другие

интересующие их документы (независимо от того, где эти документы

находятся).

Такая технология позволяет наряду с текстом включать в Web-документы

графику, звук и видеоизображения. Перемещаясь по огромным массивам

электронных документов, хранящихся на тысячах серверов в Internet,

пользователи, которые ищут конкретную информацию, могут фактически

путешествовать по всему свету. Для этого им достаточно выбирать

ссылки в документах и прозрачным образом переходить к нужной

информации.

Web-документы создаются с помощью гипертекстового языка описания

документов HTML (Hypertext Markup Language). Такие документы могут

содержать графику и гипертекстовые ссылки. При щелчке на ней мышью

гипертекстовая ссылка выводит пользователю другой документ. Таким

образом, эта ссылка содержит "указатель" на документ, который

становится доступным при нажатии кнопки мыши. Такой указатель

носит названа унифицированного указателя ресурса - URL (Uniform

Resource Locator). Указатели URL обычно описывают транспортный

протоколдокумента (например/ HTTP или FTP) и имя хост-компьютера, на

котором он находится. Кроме того/ указатели URL могут включать в себя

марпюут доступа к документу на данном компьютере. Эти маршруты указываются

в конце строки URL.

Поиск и чтение информации во всемирной паутине WWW осуществляют с

помощью специальных программ, называемых браузерами. Протокол передачи

гипертекста HTTP позволяет Web-браузерам обращаться файлам на любом WеЬ-

сервере. Например, по URL www.ssau.ru можно попасть на web-сервер СГАУ, где

содержится различная информация об университете.

Существует и ряд других базовых средств, позволяющих передавать живую

речь (телефония Internet), проводить видеоконференции, осуществлять

коллективную работу над одним проектом и т.п. Однако основой

технологий Internet, обеспечившей этой глобальной компьютерной сети

широкое распространение, популярность и эффективность, являются TCP/IP

и WWW.

1.3.4. Возможности Internet для предприятия

На современном высоко конкурентном рынке получение доступа к самой

последней информации становится все более важным компонентом успеха в

бизнесе. Старая информация - это бесполезная информация. Те

предприятия, которые научатся получать достуг к информации в Internet и

интеллектуально использовать такие данные, применяя их для

обслуживания своих покупателей, совершенствования внутренних процессов,

повышения качества и сокращения цикла разработки продукции, очень быстро

увидят, как все это положительно отразится на процветании их бизнеса.

Каким же образом Internet oбecпeчивaeт доступ к столь обширной и

разнообразной информации7 С помощью огромного числа подключенных к ней хост

узлов. Напомним, что хост-^зел эю любой компьютер или группа компьютеров,

имеющих прямое сетевое соединение с Internet и предоставляющих

пользователям доступ к своим средствам и службам. С января 1990 г. по

январь 1997 г. число хост-узлов в Internet выросло с менее чем 500 тыс до

более 16 млн. Многие из этих компьютеров выполняют функцию серверов,

предлагающих любому пользователю, имеющему выход в internet, доступ к

электронным ресурсам - данным, приложениям и услугам. По этой причине

широта и многообразие информации в Internet просто невообразимы. Internet

позволяет обращаться к фондам библиотеки конгресса США, получать

оперативную информацию об изменениях в налогообложении, узнавать о наличии

номеров в гостинице, контролировать доставку товара,просматривать

последние биржевые сводки или делать разнообразные покупки,

обращаться за информацией в экстрасети различных предприятий (например, АО

АвтоВАЗ, Дженерал Моторс,Форд и др.)/ консалтинговых фирм (UTAK и др.),

комитетов по ИСО и т.п.

Подключение к Internet позволяет как бы расширить предприятие,

включив в него информационные ресурсы всего мира. Сегодня глобальные

компьютерные сети предлагают такие средства, как развитые базы данных

клиент-сервер, электронную почту и обеспечивают лучшую интеграцию

разнообразных компьютерных ресурсов, предоставляя в

распоряжение пользователей все большие объемы информации.

World Wide Web - это просто информационная "золотая жила", которую

предприятие может использовать в своих целях. Огромный объем и

постоянное обновление информации делает Web чрезвычайно полезным

средством для тех компаний, которым необходимо получать данные для отчетов,

сведения по новой продукции и т.д. World Wide Web позволяет легко узнать,

чем занимаются конкуренты, исследовать тенденции, изучить новые технологии

и материалы. Кроме того, Web-узлы имеют многие правительственные учреждения

и профессиональные организации, что обеспечивает пользователям более

простой и эффективный способ получения важной информации, чем телефон или

обычная почта. Многие Web-узлы позволяют вам запрашивать информацию по

электронной почте. Иногда это делается прямо из Web-страницы.

Значительная часть информации, включая факсы, обычную почту, разного

рода литературу и телефонные звонки, поступает на предприятие из внешних

источников не в электронной форме. Это затрудняет ее интеграцию с

внутренними информационными системами предприятия и увеличивает издержки

на. работу с ней. Внешнюю информацию подобного рода необходимо

лучше интегрировать с корпоративной сетью, что позволит получить такое же

сокращение затрат и повышение эффективности/ которое уже обеспечивают

внутренние системы предприятия.

Связав свои сети с Internet, предприятие может реализовать

постоянные коммуникации и организовать эффективный поток информации между

людьми. Например, в повседневных коммуникациях между предприятиями

электронная почта способна, заменить множество факсов, обычную почту и

телефонные звонки. Электронная почта намного дешевле, чем обычная почта и

факсимильная связь, и реализует практически мгновенные кошйуникации.

С помощью Internet сотрудники предприятия могут изучить продукцию

предполагаемых поставщиков и даже заказать и оплатить ее. Все это

происходит по сети, заменяя долгий и сложный процесс посылки печатного

каталога, заказа по телефону, а затем высылки чека за полученные товары.

Согласно прогнозам компании IDC рынок электронной коммерции к 2000 г.

составит около 100 млрд. долларов.

Благодаря возможностям электронных линий связи пользователи получают самую

последнюю информацию, быстро и точно реагируя на ситуацию. Благодаря

своевременному поступлению данных сотрудники могут принимать

квалифицированные решения, а предприятие - быстро реагировать и

оперативно действовать в постоянно меняющейся местной, национальной или

глобальной экономической ситуации. Соединение внутренних сетей с внешними

организациями и ресурсами позволит предприятию

воспользоваться преимуществами своих сетей - снижением затрат и повышением

эффективности - в еще более широком масштабе.

Зародившись как сеть, спонсируемая правительством США, сегодня

Internet привлекает все более пристальное внимание коммерческих

организаций и отдельных пользователей, осознающих ее преимущества. Хотя.

Internet все еще связывает военные, правительственные и

образовательные. учреждения, теперь она привлекает гораздо более широкую

аудиторию. В особенности это касается коммерческого сектора. Сегодня

70% всех новых соединений с Internet приходится на долю

коммерческих организаций.

Поскольку компании во всем мире :все шире используют Internet как

средство осуществления бизнеса и инструмент для коммуникаций, она быстро

становится стандартным способом взаимодействия коммерческих организаций

друг с другом. Internet претерпевает стремительный рост и

оснащается все более "дружественными к бизнесу" средствами, такими

как безопасные способы "электронной" покупки и продажи, а расширение

пропускной способности сети открывает возможности для использования

приложений мультимедиа. Ниже перечислены лишь некоторые из

преимуществ, которые дает Internet для бизнеса.

Доступ к более широкой аудитории. Организовав свой Web-узел, предприятие

сразу же почувствует те огромные преимущества, которые дает им

присутствие в Internet. Создав такую "виртуальную витрину" в World Wide

Web, коммерческое предприятие получает доступ к широкой аудитории и

может взаимодействовать со своими покупателями. Быстро растущая

пользовательская база Internet рассматривает Web как удобный и надежный

способ доступа к конкретной необходимой им информации, которую

можно получить в любое время суток.

Internet позволит предприятию использовать упреждающий подход к

деловому взаимодействию, предоставляя своим нынешним и потенциальным

покупателям расширенную и полную информацию. Это даст возможность

вести "информационный маркетинг", содержательно рассказывая о своей

продукции, и откроет доступ к недостижимым ранее рынкам.

Предприятия, начинающие пользоваться предлагаемыми World Wide Web

возможностями маркетинга, быстро осознают те огромные преимущества, которые

дает эта служба для. рекламы: и продажи продукции. Любая компания (будь

то крупная корпорация или небольшая фирма) может создать свой Web-узел,

подключив к Internet один или несколько серверов. Благодаря онлайновому

доступу такие компании, получают, возможность размещать свои документы в

World Wide Web, где они становятся доступными для любого пользователя

Internet, имеющего браузер.

Таким образом. Web имеет неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых

предприятиями продуктов и услуг. Многие из них начинают с размещения в

Web своих текущих материалов электронных копий- печатных брошюр и

рекламы, а также информации о своей деятельности, о стратегии

фирмы и ее продукции. Этот путь считается наиболее простым. Кроме того,

предприятия могут объявлять через Web о выходе новой продукции и

распространять новости о своей деятельности. На самом деле, размещение

текущих новостей - очень важный элемент. Такая информация

привлекает пользователей и заставляет их чаще обращаться к данному Web-

узлу.

Web является также очень эффективным способом сбора сведений о

покупателях. Для обратной связи с ними удобно использовать интерактивные

формы и анкеты. Предприятие может отслеживать число пользователей,

"посещающих" Web-страницы, и, таким образом, ежедневно контролировать,

насколько успешно действует данный "информационный носитель". Публикация

на Web-узле адреса электронной почты компании дает ей возможность

эффективно обеспечивать пользователей онлайновой поддержкой и даже

способствует продаже продукции: пользователи, пославшие по электронной

почте запрос на получение более- подробной информации, автоматически

включаются в будущий список рассылки.

Снижение расходов на маркетинг и поддержку. С учетом стоимости печати и

почтовых расходов маркетинг, при котором используются традиционные

способы, включая рекламу, рассылку по почте и распространение каталогов,

обходится очень дорого. Электронное распространение информации о

предприятии и его продукции может стать быстрые и относительно

недорогим дополнением к этим традиционным методам. Кроме того,

электронную информацию можно постоянно обновлять. В Internet предприятие

"открыто" 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, и покупатели в любое время

могут получить нужные им сведения больше узнать о ваших продуктах или

решить свои проблемы. Предоставление доступа к информации в режиме

"онлайн" позволит обслужить большее число покупателей при тех же

вложениях средств и более качественно удовлетворить их потребности.

Простое и экономичное предоставление сотрудникам необходимой

информации. Сегодня крылатые фразы "знание-сила", "кто владеет

информацией - тот эффективно управляет" справедливы как никогда

ранее, поэтому подключение к Internet позволит сотрудникам предприятия

не только повышать свою квалификацию, но и эффективно использовать ее на

благо своей организации. В конечном счете, все те достоинства Internet, о

которых говорилось выше, будут достижимы только в той мере, в какой они

будут доступны всем сотрудникам предприятия.

4. Технологии коммерческого распространения информации

Результатом применения ИТ является предоставление пользователю

интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных

продуктов.

Информационный продукт (ИП) может существовать как в вещественном, так

и невещественной форме. При этом он отражает информационную модель

пользователя, в которой воплощены его собственное представление о некоторой

предметной области. Однако ценность ИП для пользователя и его коммерческий

успех зависит от того насколько он может удовлетворить потребность

пользователя. При этом получаемая информация воспринимается как первичные

данные, которые пользователь в соответствии со своими представлениями

преобразовывает в информацию. Производители коммерческих продуктов

стараются учесть запросы пользователей. Но информационные модели

производителями пользователя не совпадают по следующим причинам:

31. пользователи часто сами не оформляют свои представления об информации,

которая им нужна

32. представление об одной и той же информации не совпадает у различных

потребителей

Тем самым очень трудно создать универсальную информационную модель.

Т.о. для более эффектного использования информации производителю необходимо

предоставлять пользователю не только ИП, но и средства доступа к нему

(средства поиска, обработки, представления). Именно это вкладывается в

понятие информационных услуг - это получение и предоставление в

распоряжение пользователя ИП.

В наиболее общем виде современные технологии коммерческого

распространения информации подразумевают, что пользователи со своего

терминального устройства «общаются» с ИП при помощи специальных программных

средств, т.к. в большинстве случаев общение происходит в реальном масштабе

времени (в диалоговом режиме). О таких технологиях говорят как об

интерактивных.

Основные виды технологий:

1. Удаленные банки данных

1. Информационные продукты и услуги (ИПУ) на техническом носителе

2. Internet/intranet

Удаленные банки данных

Этот вид технологий предполагает коллективный доступ к ИП,

сосредоточенным на едином компьютере в диалоговом режиме по сетям ПД. Здесь

ИП представляет БД по различным предметным областям, а также различают

директории, рубрикаторы, облегчающие пользователю поиск БД. Информационные

услуги предоставляются благодаря наличию различных средств поиска,

обработки и выдачи информации. ИП и программные средства являются главными

элементами АБД.

Основные особенности технологии:

1. Предоставление пользователю только информационных услуг, а не

непосредственно ИП. В результате чего он получает и оплачивает только ту

информацию, которая ему действительно нужна.

1. Полнота информации связана с загрузкой на host-ЭВМ (главная машина в

вычислительной сети, решающая вопросы коммуникаций) больших массивов

данных.

2. Высокая скорость обновления информации.

3. Относительно развития программного обеспечения, позволяющее не только

находить и получать информацию, но и при необходимости осуществлять его

графическую и научно-экономическую обработку.

Интерактивные услуги могут предоставляться в локальном и удаленном

режиме. В первом случае пользователь подключен непосредственно к host-ЭВМ,

а во втором случае режим предполагает, что БД может находиться физически

сколько угодно далеко и для соединения пользователя и ЭВМ требуется

специальная сеть.

Информационные продукты и услуги на техническом носителе

На технических носителях распространяются текстовые файлы, БД,

программы и т.д. Соответствующая информационная услуга состоит в

организации доступа к объекту (продукту), которая осуществляется с помощью

специальных программ и предоставляется пользователю вместе с данными. Такая

технология наиболее близка к традиционному способу (присутствует только ИП)

и когда пользователь точно знает, что он получает, но не знает нужно ему

это в таком объеме. Наиболее перспективный вид технического носителя - это

компактные оптические диски ( большая емкость, высокая надежность, хорошее

быстродействие, относительно низкая цена в расчете на единицу информации. В

США это 10-20 центов за 1 Мбайт. Недостаток их -потребность в специальных

дорогих средствах эксплуатации.

Сравнительные характеристики технологий

|Характеристики |Удаленные |Оптические |

| |БД |диски |

|1. Возможность дистанционного |+ | |

|доступа | | |

|2. Полнота информации |+ | |

|3. Частота актуализации |+ | |

|4. Простота установки | |+ |

|5. Простота обслуживания | |+ |

|6. Скорость выдачи | |+ |

|7. Скорость поиска |+ | |

|8. Высокие первоначальные затраты |+ | |

|9. Необходимость инструктирования |+ | |

Предполагается, что в ближайшем будущем с повсеместным введением в

эксплуатацию волоконной оптики и более современных телекоммуникационных

систем с хорошей помехозащищенностью и устойчивостью технологии удаленных

БД устранив все имеющиеся недостатки и приобретет значительное преимущество

по предоставлению ИПУ.

5. Анализ рынка ИПУ

Рынок информационных услуг как вид бизнеса окончательно сложился в

середине 80-х годов. На его становление наибольшее воздействие оказали

следующие технологические достижения:

33. персональные компьютеры

34. совершенствование технологий сетевого доступа

35. host-ЭВМ функционирующие в режиме разделения времени с большим объемом

памяти

36. развитие телекоммуникационных сетей

37. электронная почта

38. передача факсимильных изображений

В настоящее время на рынке интерактивных услуг сформировать разделения

труда между организациями, выполняющими функции создания, разработки,

обеспечения доступа, получения информации.

Классификация структуры рынка (наиболее распространенная)

1. Производители - это организации, осуществляющие сбор информации и

перевод ее в машиночитаемую форму

1. Интерактивные службы - это организации, осуществляющие интерактивный

доступ к БД, т.е. разрабатывающие и эксплуатирующие (основные элементы

рынка)

2. Шлюзы (межсистемные интерфейсы) - это организации, предоставляющие

доступ к другим БД (пользователю предоставляется возможность работы с

коммутационным процессом), при помощи которых осуществляется поиск

необходимых ему БД, а иногда и работу с ними.

3. Телекоммуникационные службы - предприятия связи.

4. Пользователи, которые в свою очередь делятся на конечных и промежуточных

(посредников), оказывающих своим клиентам услуги по информационному

поиску.

В состав последних входят библиотеки, информационные центры, а так же

брокеры специалисты профессионалы, занимающихся платным обслуживанием

клиентов.

Наряду с указанной диверсификацией существует тенденция к концентрации

и централизации. Наиболее она заметна в вертикальной интеграции, которая

подразумевает превращение разрозненных информационных продуктов и услуг,

предоставляемых отдельными компаниями в комплексную ассортиментную линию

связывающую в единое целое различные области информационного бизнеса в

рамках одной компании. Высшей формой интеграции является образование

интегрированных информационных цепей, предоставляющих технические средства

(ТС), передачу и сами данные в виде единых услуг так называемая СИС -

технология (стратегические информационные услуги). Анализ слияний,

поглощений охватывающих рынок в конце 80-х показал, что они носили

стратегически, а не спекулятивный характер, направленный на расширение

рынка интерактивных услуг, поскольку пользователь получает ощутимое

преимущество от повышения совместимости различных систем (хотя вертикальная

интеграция препятствует понижению цен). В целом индустрия интерактивных

услуг - прибыльный вид деятельности.

Отечественная индустрия не столь развита как на западе. Это объясняется

историческими условиями, в которых происходило их формирование.

1. Это централизованное управление и низкий уровень рыночных связей. В

результате чего спрос на информационные услуги (ИУ) неизбежно

ограничивался, т.к. был направлен не на финансово-экономическую, а на

научно-техническую информацию.

1. Высокая цена на технические средства относительно заработной платы.

2. Слабое развитие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита каналов

и сетевого оборудования.

Отечественная индустрия ИУ развивалась как система некоммерческих

информационных ресурсов, часто объединенных в ведомственные сети. С

середины 80-х годов идет активная коммерциализация и постепенно

складывающаяся структура, похожая на международную. Еще одна особенность

отечественной индустрии интерактивных услуг - долгое время ключевыми

моментами были не интерактивные, а телекоммуникационные службы.

Основные виды пользователей:

39. информационные специалисты, производящие поиск в интересах своих

организаций;

40. научные работники;

41. административные работники.

Причем их величина не велика.

-----------------------

Производство

Ресурсы

ОС

Фон-ды

работники

Мероприятия

НТП

Проч.

матер

затр.

М

Армотиз.

А

З/п

З

[pic]

Исходная

информация