Экзаменационные вопросы

Экзаменационные вопросы

1. Предмет политологии, ее функции

Политика – важнейшая сфера в жизнедеятельности людей. Существует с древних

времен. Политика возникает вместе с государством. В современном мире

политика охватывает все сферы жизни.

Политика (греч) = искусство управлять гражданами или государством.

Термин «политика» ввел Аристотель.

Политика – это сфера деятельности (а не наука!), связанная с отношениями

между большими социальными группами (классами), нациями, государствами по

поводу установления, использования и удержания политической власти в целях

реализации их интересов и потребностей.

Политология – это наука о политике. Она оформилась только в конце 40-х

годов ХХ века.

В 1880 году в США при Колумбийском колледже была создана школа политической

науки. В 1903 году была создана Американская Ассоциация политических наук.

В 1948 году ООН рекомендовала политологию для изучения во всех странах. В

России процесс становления политологии шел с трудом, ее считали лженаукой.

Политология состоит из 4-х частей: политическая философия, учение об

институтах, политическая социология и международная политика.

Политология имеет свой объект и предмет.

Объект: политика, политическая сфера жизни общества, политическая власть,

политические события, прогнозы и т.д.

Предмет: объективные закономерности возникновения, функционирования и

развития политической власти, эволюции политического процесса.

Функции политологии:

- теоретико-познавательная (дает базовые знания о политике);

- методологическая (раскрывает закономерности политики);

- регулятивная (регулирует политический уровень, то есть, сколько люди

знают о политике, настолько корректно их политическое поведение);

- воспитательная;

- аналитическая (дает анализ результатов политической деятельности);

- мировоззренческая (формирует определенное видение политической ситуации);

- прогностическая (дает прогноз развития ситуации).

2. Методы политического исследования и их характеристика

1. Системные методы. Используются при анализе политических систем.

Выстраивают системы.

2. Поведенческие (бахевиористские). Используются при анализе поведения

отдельных личностей (лидеров), толпы и т.п.

3. Социологические. Используются при анализе влияния общества на политику.

- контент=анализ. Позволяет установить авторство, уточить точку

зрения, если она высказана неточно;

- опросы (устные и письменные);

- наблюдения;

- статистические исследования.

4. Сравнительные.

5. Философские – оценка с точки зрения идеала.

6. Исторические. Это изучение явления в процессе развития.

7. Культурологические. Оценивают влияние политической культуры на

политическое поведение.

3. Место и роль политологии в системе общественных наук

По этому вопросу существуют две точки зрения:

1. Политология – это одна из наук о политике, которая должна изучать

механизм власти и государств.

2. Политология – общая интеграционная наука о политике во всех ее

проявления, которая состоит из целого ряда отраслей: политической

философии, теории политики, учения о политических институтах, политической

истории, теории международной политики, политической социологии,

политической психологии, политической географии, политической астрологии.

4. Политические учения Платона и Аристотеля

Прежде чем рассказывать об учениях греческих философов о политике, стоит

сказать несколько слов о той эпохе, в которую они жили.

Платон и Аристотель жилы в эпоху распада полисной системы.

Греческий полис – это независимые самостоятельные города-государства.

Именно в рамках полисного строя явилась великая греческая цивилизация.

Самый большой полис – Спарта – насчитывал около 8 000 м2. Его население

составляло 5-10 тыс. человек, из них воинов 1000-2000 человек. Полис

представлял собой город, окруженный сельскими угодьями.

Основное население полиса – земледельцы, основное занятие – земледелие.

Землей могли владеть только полноправные граждане; только они же могли

участвовать в народном собрании, они имели право и обязанность защищать

свой город. Изгнание из полиса – было худшим из наказаний.

Платон (настоящее имя Аристокл) жил в 427-347 гг. до н. э. Он происходил из

древнего афинского рода. Был учеником Сократа. Много путешествовал. По

возвращении, купил землю и устроил на ней Академию. Гл. произведения:

«Апология Сократа», «Протагор», «Государство», «Политик», «Законы». Все

произведения написаны в форме диалогов.

В «Государстве» Платон описывает черты идеального справедливого

государства, которое создается для общественной пользы. В этом государстве

люди делятся на 3 сословия: правители-философы, воины и производители

(ремесленники, земледельцы). Это деление осуществлялось в соответствии с

тремя началами человеческой души: разумное, яростное, вожделеющее.

Справедливость в том, что ни одно сословие не вмешивается в дела другого.

Правители и воины управляют производителями. Привилегированные сословия (1-

е и 2-е) не имеют частной собственности, они находятся на полном содержании

государства, живут и питаются вместе. У них не обычной семьи, есть общность

жен. Женщины имеют равные права с мужчинами. Браки составляются

правителями, а детей воспитывает государство. Производители могут иметь

семью, собственность, орудия труда и землю на правах владения. Правители

распределяют производителей по округам и профессиям. Специальные

надзиратели наблюдают за их жизнью и работой. Для обоснования такой

иерархии Платон предлагал распространить среди населения миф о том, что,

хотя и все люди – братья, Бог в тех, кто способен править, подмешал золото,

в воинов – серебро, а в производителей – железо. И только в том случае,

когда от серебра родится золото, возможен переход в другое сословие. О том,

какие в ком задатки, судит надзиратель.

Платон выступает за умеренность и средний достаток. Это – гарантия

внутренней прочности полиса.

Это – социальная утопия. Платона относят к идейным отцам тоталитаризма.

Большое внимание Платон уделял правильным и неправильным формам правления.

Правильными он считал монархию, аристократию и демократию; к неправильным

относил тиранию, олигархию и охлократию.

Идеальное государство, по его мнению, аристократия, то есть правление

лучших, благородных.

Дальнейшее развитие политологии в Древней Греции продолжал Аристотель из

Тагиры (384-322 гг. до н. э.). Аристотель был учеником и критиком Платона.

«Платон мне друг, но истина дороже». Учился, преподавал в Афинах. Одно

время был воспитателем А. Македонского. Позже основал в Афинах свой лицей.

Гл. работы (из сохранившихся): «Политика», «Этика», «Афинская полития».

Именно Аристотель ввел термин «политика».

Согласно учению Аристотеля, государство – это продукт естественного

развития, высшая форма общения людей. Низшие формы, по его мнению, – семья,

община.

Поскольку человек – существо общественное и живет в государстве,

следовательно, человек – существо политическое. Значит, если наука изучает

человека, она должна изучать и политику. Цель изучения политики – научить

государственного деятеля управлять государством. Так же как Платон,

Аристотель делит формы государства на правильные и неправильные. При

правильных правители заботятся об общей пользе, при неправильных – о личном

благе. Правильные: монархия, аристократия, республика (полития).

Неправильные: тирания, олигархия, охлократия.

Идеальная форма – полития, где правит большинство в интересах общей пользы.

Здесь доминирует средний элемент, то есть не только средний класс, но и

умеренность во всем.

Основной причиной переворотов Аристотель считал нарушение принципа

равенства и политической справедливости. Аристотель выступает против

регламентирования всех сторон жизни (жен, детей, собственности). Он считал,

что это приведет к краху единства. В государстве должен властвовать закон.

Стоит отметить, что и Платон, и Аристотель ничего не писали о рабах, потому

что раб в те времена был приравнен к домашним животным.

Аристотель предлагал следующую модель государства:

1) население должно быть достаточным и легко обозримым, доступным для

контроля;

2) территория должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к

морю и материку; она должна быть достаточной для удовлетворения

умеренных потребностей;

3) население делится на граждан, метеков (утративших права гражданства

или выходцев из других полисов) и рабов. Граждане занимаются военными,

судебными, законодательными делами, а сельское хозяйство и

промышленное производство – удел рабов;

4) земля делится на 2 части. Одна находится в общем пользовании; другая –

в частном владении (распределяется по жребию).

5. Политические учения Средневековья и начала Возрождения (Августин,

Аквинский, Макиавелли)

Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ

устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием

законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление

божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных

требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет

Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу

богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали

христиан повиноваться государственной власти.

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья

предложили Августин Аврелий (354-430гг.) и Фома Аквинский (1224-1274гг.).

Они являются основными создателями христианской политической теории. В их

учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и

умеренностью.

Идея теократического господства в учении Августина Аврелия

Августин Аврелий – философ, влиятельный проповедник и политик католической

церкви, родился на севере Африки. Его отец был римским патрицием,

язычником, мать – христианкой. Учился в Карфагене в школе красноречия.

Совершив восход к высотам римской языческой культуры (входил в круг лиц

приближенных к императорскому двору), к тридцати годам резко изменил образ

жизни, стал христианином. Был рукоположен в священники, а затем посвящен в

сан епископа в Гиппоне – городе, расположенном недалеко от Карфагена. Под

впечатлением от захвата Рима Августин пишет тракт «О граде Божьем» (413-

426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной

империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви

(духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата

духовной власти над светской.

Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным

проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть

лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к

самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии

с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два

направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно

церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий:

светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого

рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал

и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим

охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Связав царство дьявола с

государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл

истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе.

Политическое учение Фомы Аквинского

XIII в. – век наивысшего могущества Римской церкви. В это время происходит

окончательное становление средневековой религиозной догматики. Этим церковь

обязана Фоме Аквинскому, который помимо богословия и философии трактовал

проблемы права, морали, государства, экономики. Фома Аквинский родился под

Неаполем, принадлежал к аристократическому роду. Фома – первый

схоластический учитель церкви («князь философии»). Учился в Кельне,

Болонье, Риме, Неаполе. С 1279 г. признан официальным католическим

философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

Его политические взгляды изложены в работе «О правлении государей», в

комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Одна из частей главного

произведения «Сумма теологий» специально посвящена законам. В 1323 г.

причислен к лику святых.

В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и

утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на

земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является

приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом,

государство подчиняется церкви как средство цели». При этом следует

различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом

власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться.

Главная задача государственной власти – содействовать общему благу,

заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир

подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в

какой светская власть нарушает законы Бога, Подданные вправе оказывать ей

сопротивление.

В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа: «Король,

изменивший своему не может требовать повиновения. Это не восстание,

направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе

низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допускать

злоупотреблений. С этой целью весь народ должен участвовать в управлении.

Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с

аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая

обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных

выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры,

установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия

народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы

не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека».

Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как

гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов:

вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это

Божественный разум, правящий вселенной. Вечный закон заключен в Боге и

потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены

вечному. Естественный закон есть отражение Божественного закона в

человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному

разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является

источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать

зла). По закону естественного права протекала блаженная жизнь людей до

грехопадения. Из естественного закона вытекает закон человеческий,

созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее

благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: Оно имеет в виду

интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие

имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается

эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо

направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью

и обнародован. Что касается Божественного закона – то это законы Ветхого и

Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в

потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по

причине недостаточности одного естественного разума.

Николо Макиавелли. Гл. работы: «Государь», «Рассуждение о первой декаде

Тита Ливия», «История Флоренции», «О гражданине».

Макиавелли – итальянский мыслитель, происходил из знатного рода с давними

республиканскими традициями.

Макиавелли считал, что:

1. Государство, церковь и мораль созданы человеком. Политику определяет не

мораль, а конкретная практика.

2. Все население разделена на 3 группы:

- народ (консервативен; неспособен к абстрактному мышлению; стремится

к сохранению законного порядка; не доступен лести, поэтому может

объективно оценивать способности отдельных людей; легко поддается

внушению; требует только мира и спокойствия; неспособен быстро

действовать);

- знать (дворяне, которые пользуются богатством без добродетели и

занимают высокое положение не по заслугам, стремятся к власти;

вельможи, лучшие люди, именитые граждане, которые занимают высокое

положение в обществе благодаря собственным заслугам и талантам; они

обязаны думать о благе государства, а государство должно думать об

их благе);

- государь, который превосходит народ в умении издавать законы,

устанавливать новый строй, устранять опасность. Он способен

решительно и быстро действовать. Назначает на должности по

соображениям преданности.

3. Республика – лучшая форма государственности. Смешанная форма

государственного правления, при которой выборный правитель обладает высшей

исполнительной властью, аристократия – высшей законодательной и судебной

властями, а народ – правом избрания всех должностных лиц, в том числе

правителя. Такое распределение обязанностей между людьми соответствует их

характеру. Республика удовлетворяет этому условию.

4. Роль церкви. Церковь – религия – необходимый элемент любого государства,

так как она служит укреплению власти и объединяет людей в государстве.

Соответственно, религиозность народа нужно поддерживать, так как верующим

народом легче управлять. Впрочем, Макиавелли выступает за возвращение к

религии античности, так как в христианской религии главное – служение,

покорность, а античная религия пропагандирует подвиги.

5. Макиавелли отделяет политику от морали и государя, от частного человека.

Все человеческие слабости, пороки, добродетели он делит на вредные,

полезные и безразличные. Ни один человек не может иметь всех добродетелей.

Государям следует избегать тех пороков, которые могут привести к потере

власти. Для государя важно:

- не быть щедрым, так как щедрость истощает казну;

- не злоупотреблять милосердием, так как лучше, чтобы народ не любил,

а боялся; люди неблагодарны и непостоянны;

- подданным надо давать чувствовать абсолютную непререкаемость

государственной власти;

- государь должен опасаться, что его непостоянство, узкомыслие,

изнеженности вызовут презрение подданных и приведут к возникновению

заговора;

- правитель должне обладать хитростью лисицы и отвагой льва.

Главное, о чем должен заботиться государь, – сохранение и упрочение власти

и государства.

6. Политическая мысль периода буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Гоббс,

Локк, Монтескье, Руссо).

Политическую мысль этого периода можно разделить на 3 идеи: теория

общественного договора (Гоббс), теория естественного права (Локк), теория

разделения властей (Монтескье).

Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское начало учения о гражданине»,

«Левиафан».

На идеи Гоббса большое влияние оказала английская буржуазная революция. По

его мнению, созданию государства предшествовало догосударственное

существование, может быть, это было состояние войны всех против всех. Люди

– существа разумные, нашли выход из хаоса и заключили общественный договор.

Они согласились передать все свои права одному человек или группе лиц в

обмен на закон и безопасность. После возникновения государства люди не

имели возможности изменить форму правления.

Идеальная форма государства – монархия, в которой правитель действует на

основе закона.

Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата о государстве и правлении».

Локк исходил из предпосылки, что перед государством было естественное

состояние, то есть состояние равенства и свободы. Свобода человека не

абсолютная, поэтому и власть не может быть абсолютной. В государстве все

должны подчиняться законам, подданные могут обсуждать действия

правительства и создавать новую форму государства, если данная их не

устраивает. Если нарушаются естественные права граждан, то подданные могут

отказаться от власти.

Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе законов».

По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая свобода. Для ее

обеспечения необходимо иметь справедливый закон и надлежащую организацию

общества. Законы должны быть естественными и позитивными; они должны

соответствовать природе и форме правления, географическим факторам, образу

жизни населения, традициями и т.п.

Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства – конституционная

монархия. А вообще, оптимальная форма правления зависит от размеров

территории государства: для небольших – республика, для средних – монархия,

для больших – деспотия.

Монтескье создал теорию разделения властей монарха на законодательную,

исполнительную и судебную.

Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об общественном договоре».

Естественно состояние – ни рабов, ни господ. Так как люди передают власть,

свои права на основе договора, то суверенитет власти принадлежит народу,

следовательно, идеальная форма государственного устройства – демократия.

Для эффективного ее осуществления необходимы социальное равенство (частная

собственность должна быть распределена равномерно), политическое единство и

прямая форма демократии.

Руссо считал, что волю отчуждать нельзя, следовательно, она не может быть

представлена. Значит, представительная власть – это рабство. Демократия и

свобода существуют только там, где законодателем является сам народ.

7. Понятие, сущность и структура гражданского общества.

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как

Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится

идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность

нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных

отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы

индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты

(собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы

и т.п.);

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь;

9) и т.п.

Признаки гражданского общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление

права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от

государственного аппарата, который построен на основе принципа

субординации);

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный

уровень жизни людей.

- и др.

8. Марксистская политическая теория и ее место в истории общественной мысли

Основные положения концепции К. Маркса:

1) Всю историю развития общества в соответствии с господствующими

отношениями собственности можно разделить на 5 общественно-экономических

формаций:

- первобытно-общинная

- рабовладельческая

- феодальная

- капиталистическая

- коммунистическая (социализм -> коммунизм)

2) Государство возникает в результате социального расслоения и деления

общества на классы. Отсюда возникает тезис об отмирании государства на

этапе коммунизма. При коммунизме не будет классов, следовательно, все люди

будут равны. Власть в государстве осуществляется в интересах экономики

господствующего класса.

3) Политика – это концентрированного выражение экономики. Экономика

первична, политика вторична. Политика относительно самостоятельна и влияет

на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических

процессов.

4) С точки зрения Маркса, пролетариат – главная движущая сила истории, ему

принадлежит будущее.

5) Каждая эпоха выдвигает своего лидера. Этот процесс и закономерен, и

случает. Случайность состоит в том, именно этот человек стал лидером.

9. Политические учения в России периода образования централизованного

государства (теория «Москва – третий Рим», И. Пересветов)

Этот период характеризуется возникновением политической мысли под вильным

влиянием христианства. Основные идеи этого периода:

- независимость русского государства;

- необходимость объединения всех земель;

- необходимость сильной самодержавной власти, которая опирается на

людей среднего достатка и способно преодолеть междоусобицы и

защитить страну;

- об особой исторической миссии России.

Теория «Москва – третий Рим»

Ее разработал монах Филофей Псковского монастыря посланием царю Василию III

и Ивану Грозному.

Митрополит Зосим впервые употребил выражение «Москва – третий Рим» в 1492

г.

История человечества представляет собой историю трех великих государств,

судьба которых направлялась Богом: Рим (пал в 476 г.), Византия (завоевана

в 1453 г.) и третьим Римом должна стать Москва – хранительница православия,

которая будет им до конца света. Четвертого Рима не будет.

Царь поставлен Богом и он – слуга божий. Он – хранитель православия и

защитник всех христиан. Он должен, поскольку церковь – одно из

подразделений государства, о церкви заботится. Священники имеют право

говорить царю правду.

Судьба России неотделима от судьбы православия.

Доказательства избранности России Богом:

- все остальные царства попраны и захвачены неверными. Россия же сбросила

татарское иго, сохранила верность православию;

- Россия успешно обороняет границы;

- Россия возвышается в глазах современников, благодаря успехам на

дипломатическом поприще.

В этой теории нет элемента агрессии, нет призыва к насильственному захвату

других территорий и принудительному обращению в христианство. Эта теория

стала официальным признаком доктрины, ее отдельные формулировки

воспроизведены в чине венчания Ивана Грозного на царство.

В 1759 году монаха Филофея казнили.

Иван Семенович Пересветов

Пересветов написал две «Челобитные» (большую и малую) Ивану Грозному, в

которых изложил свою концепцию укрепления самодержавия и установления

абсолютной монархии. Его концепция содержит следующие положения:

1) Военная реформа. Должно быть организовано постоянное хорошо обученное

общерусское войско большой численности. Должна быть введена строгая

дисциплина. За побег с поля боя – смертная казнь.

2) Централизованная судебная система. Единое законодательство.

3) Финансовая реформа. Все налоги платятся только в государственную казну,

вместо наместнического порядка сбора и распределения доходов.

Наместничество ликвидируется.

4) Ликвидировать все формы кабальной зависимости, особенно холопство, так

как холопы – плохие воины, которые перейдут на сторону врага, если он

пообещает им свободу. Вообще, порабощение несовместимо с идеалами

христианства.

5) Присоединение Казанского Ханства. Перенесение столицы в Нижний Новгород.

6) Ограничение самовластия бояр, их беззаконие вредит не только подданным,

но и подрывает авторитет церковной власти.

10. Идеи просвещенного абсолютизма в России (Ф. Прокопович, В. Татищев)

Эпоха просвещенного абсолютизма (XVII-XVIII вв.) – это период становления и

укрепления абсолютизма, период обоснования его необходимости и

правомерности. Начиная с XVII века слабее влияние религии на политическую

мысль. В этот период большее влияние имеют идеи французского просвещения,

но идеи разделения властей, общественного договора, естественных прав

личности укорениться в русском общественном сознании не смогли.

Феофан Прокопович. Гл. работа «Сочинение о власти и чести царской»

Один из сподвижников Петра I. Видный деятель церкви – епископ Псковский,

архиепископ.

Разработал духовный регламент, который устанавливал приоритет светской

власти над церковной.

С его точки зрения, естественное «догосударственное» состояние – состояние

войны. По внушению Бога люди заключают общественный договор и передают свой

суверенитет государю. Идеал – неограниченная монархия, выборная или

наследственная. Эта форма правления предпочтительнее, так как монарх

передает процветающее государство специально подготовленному преемнику.

Монарх должен регламентировать все стороны жизни подданных (мода, одежда,

церемонии и др.). Монарх – это слуга божий с одной стороны, слуга народа –

с другой. Монархов нельзя критиковать или хвалить, так как они суть Боги.

Монарх – это просвещенный государь, который заботится не только об общем

благе, но и о распространении просвещения народа, искоренении

предрассудков, осуществлении хорошего управления страной.

Таким образом, Прокопович сумел соединить элементы общественного договора и

догматы богословия.

Василий Никитович Татищев. Гл. работа «История российская с самых

древнейших времен».

Татищев – русский историк, сторонник естественного права и договорного

происхождения государства. По его мнению, созданию государства

предшествовало несколько договорных стадий. Сначала были договор

супружества, договор между родителями и детьми, договор между господами и

слугами, и только потом – договор о создании государства.

Для России наилучшая форма правления – конституционная монархия с

двухпалатным выборным органом. Монарх должен править, опираясь на закон, и

заботиться о развитии просвещения и науки.

Татищев критиковал крепостное право, но выдвинул ряд доводов против его

отмены. Он считал, что это породит в государстве смуту, что без опеки

мудрого помещика ленивый и невежественный мужик неизбежно погибнет, что

крепостное право – право договорное, своеобразный договор найма, и его

нельзя расторгнуть по требованию одной из сторон.