Эластичность спроса

Эластичность спроса

План:

1.Спрос и эластичность спроса .

2. Взаимодействие спроса и предложения .

3. Экономический кругооборот.

4. Список литературы.

Часть 1

Спрос и эластичность спроса

Рынок и закон спроса

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и

потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и

товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов,

инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих

функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система

отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки

товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Рынок — основа рыночной экономики.

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей

(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и

услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный

или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между

предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них

покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

Спрос и предложение, — взаимозависимые элементы рыночного механизма,

где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей

(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных

продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно

пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне

цен на товары.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта,

которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из

возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд

альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он

показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях)

будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество

продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам,

Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить

данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к

определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в

следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к

соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда

практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его

нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой

цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “,

служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия

сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает

меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей

единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа

убывающей предельной полезности, — то есть принципа, согласно которому

последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше

удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта

лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно

объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что

при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного

продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных

товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект

замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется

стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь

относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более

дешевыми.

Кривая спроса

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно

изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину

спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной

— это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной

оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая

переменная, а величина спроса — зависимая переменная.

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и

соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по

данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и

величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в

нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить

определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее

комбинациями.

Индивидуальный и рыночный спрос.

На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно

говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале

рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования

величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных

ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали,

чтобы вывести общую кривую спроса.

Изменение в спросе

Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого

продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они

называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются,

происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами

изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой

спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать

большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло

увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса

происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или

более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из

возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

Рассмотрим влияние неценовых детерминант:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение

пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или

изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене.

Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение

спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде

проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских

вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это

повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей

обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит

отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на

американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос

на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на

образование.

3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. В

отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению

спроса.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением

денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными

товарами.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то

есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары,

как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей

категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношеная одежда.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на

сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый

продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем

нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему

(взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между

ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два

товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на

другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются

независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало

повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение

тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным

транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны

повышает спрос на видеокассеты.

5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на

товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание

падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на

товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в

Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и

тем самым повышает текущий спрос на него.

Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности

предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения

количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения

цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую

связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной

цены и количества продукта.

Сложные случаи в изменении спроса и предложения

Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных

направлениях.

Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом

примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее

снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения

количества продукта зависит от относительных параметров изменения

предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное

количество увеличивается).

Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает.

Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше,

чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем

оно было первоначально.

Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и

том же направлении.

Сначала предположим, что и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы

определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект

понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены

в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше

масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно

увеличится.

Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда

масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса,

равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная

цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с

одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью

нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на

равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.

Изменение величины спроса

Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую

точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации

“цена — количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения

величины спроса служит изменение величины данного продукта.

Спрос на ресурсы.

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на

продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря,

последние удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию.

Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной

зависимой, — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На

движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она

растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает

приращение продуктов — предельный продукт (в денежном выражении —

предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение

издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки

производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока

предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на

них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные

ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается. Наконец,

изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по

другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы

(например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например,

ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются

дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление

камеры и ЭВМ).

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект

двух видов. Первый — эффект замещения, связанный с тем, что замена одного

ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к

падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект

объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал,

вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение

спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема

производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на

замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект

замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс

возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс,

изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в

противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на

ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается

производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или

поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные

ресурсы.

Эластичность этого спроса определяют три фактора. Первый — эластичность

спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и

спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное

падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае,

когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию

неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость

ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены

существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина —

дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря

которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор,

определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках.

Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих

издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а

цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на денные ресурсы.

Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше

эластичность спроса.

Изменения в спросе на ресурс

1. Изменение в спросе на продукт

При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который

производится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в

спросе на ресурс в том же направлении.

2. Изменение производительности

Изменение в производительности использования ресурсов ведет к

однонаправленному изменению в спросе на ресурсы. Производительность можно

изменять разными путями:1) Увеличение числа ресурсов, непосредственно

связанных с данными ресурсами.2) Технологические усовершенствования.3)

Повышение качества самого рассматриваемого ресурса.

Эластичность спроса

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием

экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос

может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает

снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше

прироста спроса.

Ценовая эластичность

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать

большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на

изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения

чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие

изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой

продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто

эластичным.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в

количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто

неэластичный.

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества

спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют

единичной эластичностью.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества

спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать

покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является

совершенно эластичным.

Свойства эластичности

Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в

зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно

эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по

сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения

эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых

ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может

служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон

кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции,

тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и

количества.

Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса

Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на

некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости

от формулы спроса.

Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса

неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по

мере движения вниз по кривой спроса.

Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть

представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность

может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта

предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность

спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого

продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в

бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность

спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы

необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши

обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время

для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности

продукта.

Часть 2

Взаимодействие спроса и предложения

Влияние и зависимость спроса от предложения

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или

рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену

конкуренция делает неустойчивой.

Избыточный спрос или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия

свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену,

чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет:

1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства

данного товара и

2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах

выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов

снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:

1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые

на производство данной продукции и

2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Экономический кругооборот

Экономический кругооборот — это циркуляция реальных экономических

благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы.

Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги,

выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы

предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские

товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть

выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей, условности схемы

кругооборота она отражает главное — в развитой рыночной экономике

существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает

предложение, а предложение развивает спрос.

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом

ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в

расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг.

Продажа этих благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов,

необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства,

поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую

способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты,

прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется

встречным денежным потоком доходов и расходов.

Эта модель может быть уточнена при помощи включения оборотов внутри

секторов. Простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную

действительность. Во-первых, она не учитывает накопления, как экономических

благ, так и денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут

выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать

часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие

обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым

важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема

абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире

весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной

экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.

Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая

от него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии. Кроме того,

правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как

потребительского, так и производственного характера. В-третьих, модель

кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной

торговли.

Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для

понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для

исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Список использованной литературы

1. М. Сажина. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский

экономический журнал № 4, 1994 год.

2. Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике.

Вопросы экономики № 1, 1994 год.

3. Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы

экономики № 11, 1993 год.

4. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство

“Республика”, 1994 год.

5. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва,

издательство МАИ, 1992 год.

6. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы,

проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 год.

7. Эдвин Дж. Долан. Микро экономика. Издательство АО “Санкт-Петербург

оркестр”, 1994 год.

8. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-

Петербург оркестр”, 1994 год.

-----------------------

Фирмы

Домохозяйства

Рынки ресурсов

Рынки товаров и услуг

Кругооборот спроса и предложения

Потоки спроса

Потоки предложения

Потоки предложения

Потоки спроса

Равновесная цена определяется спросом и предложением на рынке

P

Излишки

P*

S Дефицит

D

Q*

Q

Совершенно эластичный спрос

Цена P

D

Количество Q

Совершенно неэластичный спрос

Цена P

D

Количество Q

Спрос с единичной эластичностью

Цена P

(P=

(??†††††††††††††††††?††††††??††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††Q

(P

D

Количество Q

(Q

Неэластичный спрос

Цена P

D

(P

Количество Q

(Q

Эластичный спрос

Цена P

(P

D

Количество Q

(Q

P Увеличение и уменьшение спроса

5

4

3

2

D3

1

D1

D2

0

Q

2 4 6 8 10 12

14 16 18 20

Величина спроса

график спроса

P

D

5

4

3

Ц

е

н 2

а

1

D

0

q

10 20 30 40 50

60 70 80

Величина спроса