Электронная коммерция
Электронная коммерция
Статья Хорошко Дениса Ивановича
на публикацию в сборнике.
Введение
Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать
определение этому понятию.
Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой
выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты
между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных
документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров
(или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для
фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными
требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по
плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня
вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная
витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность
привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый
канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений.
Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение)
могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату)
может происходить в on-line режиме.
Под определение электронной коммерции подпадают не только системы,
ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины",
использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж,
инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс,
телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной
коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является
технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и
другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения
параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через
электронную почту.
На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line
покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые
платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и
электронные чеки.
Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В
область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды
деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение
возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями,
организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция
является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными
как одну из составляющих.
Объемы электронных продаж
Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для
общения и распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно,
что сетевые технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях.
Как показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои
товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.
К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 100
млн. человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999
году объем розничных продаж в Сети составил около 40-50 млрд. долл. Сейчас
наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52%
за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты
(в первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%).
По прогнозам к 2002 году более 70% компаний будут использовать
Интернет в своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300-
500 млрд. долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70-80%.
Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет
около 20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%.
Прогнозы различных компаний на 2004-2005 годы, несмотря на заметные
расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60%
до 150% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает
достигнуть 1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в
экономике может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема
сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский
рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная
коммерция, главным образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим
останется пока объем южноамериканского, африканского и ближневосточного
рынков. Особенно быстрые темпы развития прогнозируются в корпоративном
секторе, который к 2005 году будет давать более 90% всех электронных
доходов. Объем продаж потребительских товаров в Сети через 5 лет может
достигнуть 600-800 млрд долл.
В настоящее время среди покупателей Интернет-магазинов преобладают
американцы. Они составляют более половины всех пользователей, совершивших
покупки в Сети. Доходы американской электронной коммерции составили в 1999
году около 75% мировых доходов на этом рынке, но к 2003 году ожидается их
снижение до 50-55%.
Три четверти американцев, покупающих через Интернет, пользуются при
оплате кредитными картами. В 1998 году каждый покупатель сделал в среднем 6
покупок, а в 1999 - 13. Для тех, кто уже привык делать покупки в Сети,
подобный способ становится одним из основных. Например, исследования онлайн-
покупателей в новогодний период 1999 года показывают, что 67% подарков они
приобретают в обычных магазинах, 7% - по каталогам, а 26% - в Интернете.
Интересные факты в размитии электронной коммерции в Европе.
Недавно министрами экономики стран ЕС был одобрен проект соглашения "О
юридических аспектах электронной коммерции". Согласно этому документу,
электронный контракт имеет полноценную юридическую силу. Кроме того,
достигнуты договоренности между странами ЕС о взаимном признании
электронных контрактов. Одобрение данного проекта является мощным стимулом
для развития европейского электронного рынка.
Сейчас около 35% постоянных европейских пользователей Интернет
регулярно посещают сайты, связанные с онлайновой торговлей. В настоящее
время в Европе насчитывается около 16 млн. покупателей Интернет-магазинов.
К 2004 году ожидается рост их количества до 100 млн., что составит около
70% от всех европейских пользователей.
В 1999 году рост доходов европейской электронной коммерции превысил
американский, составив около 200%. Однако объем розничных продаж был равен
всего 3,5 млрд. долл., т.е. лишь 0,2% всех розничных продаж. Лидерами здесь
оказались финские покупатели (12,7%), на втором месте - Франция (10%),
затем - Германия (4%) и Великобритания (2,8%).
На онлайновом рынке ожидается высокая конкуренция, сопровождаемая
мощным ростом прибыли, в результате чего к 2005 году из каждых 20
электронных компаний выживет лишь одна.
Наиболее перспективными отраслями для корпоративной электронной
торговли в Европе считаются автомобильная промышленность, транспорт и
электроника.
Довольно существенны доходы электронной коммерции на азиатском рынке.
В 1999 году розничная электронная торговля здесь принесла около 3 млрд.
долл., причем 94% доходов приходятся на 2 наиболее развитые страны: Японию
(более 1,5 млрд. долл.) и Корею (720 млн. долл.). К этой группе можно
отнести Австралию (около 380 млн. долл).
В настоящее время около 5% пользователей Интернет в Китае, а также 15%
пользователей в Гонконге, сделали покупки в онлайновых магазинах.
Наибольшим спросом здесь пользуются книги и компьютеры.
Но все же интереснее обсудить российскую специфику электронной
коммерции. На сегодняшний день не всё так хорошо и гладко. Приведу пример
покупки в одном из электронных магазинов через Интернет.
Процесс выбора продуктов и регистрации занял около 35 минут (21.10 с
15:15 до 15:50) при незагруженном 2-мегабитном канале в субботу.
Подтверждение по электронной почте пришло тут же.
Оператор позвонил в 16:05 и подтвердил заказ.
В 17:15 еще раз позвонил оператор и попросил согласие на замену кефира
"Милая Мила" на "Домик в деревне" и хлеба на "Бородинский". Также
выяснилось, что сосисок нет никаких - выходные.
Заказ был доставлен 22.10 в 12:15 (оговоренное время доставки - с 9 до
12 часов).
Претензий к доставленному заказу не было.
Заключение
Подводя итог можно сделать следующие выводы.
1. Существует тенденция к дальнейшему увеличению объема применения приемов
электронной коммерции разнообразными фирмами в своей деятельности, причем
немалый процент составляет различные Internet-технологии.
2. Сетевые технологии Internet еще далеки от совершенства, чтобы обеспечить
надежную защиту для коммерческой деятельности в Internet.
3. Кроме пробела в сетевых технологиях, существует правовой пробел.
4. А что самое главное – общественное сознание еще не доросло до
электронной коммерции как таковой.