Электронная коммерция

Электронная коммерция

Статья Хорошко Дениса Ивановича

на публикацию в сборнике.

Введение

Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать

определение этому понятию.

Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой

выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты

между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных

документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров

(или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для

фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными

требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по

плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня

вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная

витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность

привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый

канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений.

Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение)

могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату)

может происходить в on-line режиме.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы,

ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины",

использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж,

инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс,

телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной

коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является

технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и

другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения

параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через

электронную почту.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line

покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые

платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и

электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В

область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды

деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение

возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями,

организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция

является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными

как одну из составляющих.

Объемы электронных продаж

Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для

общения и распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно,

что сетевые технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях.

Как показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои

товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.

К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 100

млн. человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999

году объем розничных продаж в Сети составил около 40-50 млрд. долл. Сейчас

наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52%

за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты

(в первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%).

По прогнозам к 2002 году более 70% компаний будут использовать

Интернет в своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300-

500 млрд. долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70-80%.

Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет

около 20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%.

Прогнозы различных компаний на 2004-2005 годы, несмотря на заметные

расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60%

до 150% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает

достигнуть 1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в

экономике может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема

сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский

рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная

коммерция, главным образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим

останется пока объем южноамериканского, африканского и ближневосточного

рынков. Особенно быстрые темпы развития прогнозируются в корпоративном

секторе, который к 2005 году будет давать более 90% всех электронных

доходов. Объем продаж потребительских товаров в Сети через 5 лет может

достигнуть 600-800 млрд долл.

В настоящее время среди покупателей Интернет-магазинов преобладают

американцы. Они составляют более половины всех пользователей, совершивших

покупки в Сети. Доходы американской электронной коммерции составили в 1999

году около 75% мировых доходов на этом рынке, но к 2003 году ожидается их

снижение до 50-55%.

Три четверти американцев, покупающих через Интернет, пользуются при

оплате кредитными картами. В 1998 году каждый покупатель сделал в среднем 6

покупок, а в 1999 - 13. Для тех, кто уже привык делать покупки в Сети,

подобный способ становится одним из основных. Например, исследования онлайн-

покупателей в новогодний период 1999 года показывают, что 67% подарков они

приобретают в обычных магазинах, 7% - по каталогам, а 26% - в Интернете.

Интересные факты в размитии электронной коммерции в Европе.

Недавно министрами экономики стран ЕС был одобрен проект соглашения "О

юридических аспектах электронной коммерции". Согласно этому документу,

электронный контракт имеет полноценную юридическую силу. Кроме того,

достигнуты договоренности между странами ЕС о взаимном признании

электронных контрактов. Одобрение данного проекта является мощным стимулом

для развития европейского электронного рынка.

Сейчас около 35% постоянных европейских пользователей Интернет

регулярно посещают сайты, связанные с онлайновой торговлей. В настоящее

время в Европе насчитывается около 16 млн. покупателей Интернет-магазинов.

К 2004 году ожидается рост их количества до 100 млн., что составит около

70% от всех европейских пользователей.

В 1999 году рост доходов европейской электронной коммерции превысил

американский, составив около 200%. Однако объем розничных продаж был равен

всего 3,5 млрд. долл., т.е. лишь 0,2% всех розничных продаж. Лидерами здесь

оказались финские покупатели (12,7%), на втором месте - Франция (10%),

затем - Германия (4%) и Великобритания (2,8%).

На онлайновом рынке ожидается высокая конкуренция, сопровождаемая

мощным ростом прибыли, в результате чего к 2005 году из каждых 20

электронных компаний выживет лишь одна.

Наиболее перспективными отраслями для корпоративной электронной

торговли в Европе считаются автомобильная промышленность, транспорт и

электроника.

Довольно существенны доходы электронной коммерции на азиатском рынке.

В 1999 году розничная электронная торговля здесь принесла около 3 млрд.

долл., причем 94% доходов приходятся на 2 наиболее развитые страны: Японию

(более 1,5 млрд. долл.) и Корею (720 млн. долл.). К этой группе можно

отнести Австралию (около 380 млн. долл).

В настоящее время около 5% пользователей Интернет в Китае, а также 15%

пользователей в Гонконге, сделали покупки в онлайновых магазинах.

Наибольшим спросом здесь пользуются книги и компьютеры.

Но все же интереснее обсудить российскую специфику электронной

коммерции. На сегодняшний день не всё так хорошо и гладко. Приведу пример

покупки в одном из электронных магазинов через Интернет.

Процесс выбора продуктов и регистрации занял около 35 минут (21.10 с

15:15 до 15:50) при незагруженном 2-мегабитном канале в субботу.

Подтверждение по электронной почте пришло тут же.

Оператор позвонил в 16:05 и подтвердил заказ.

В 17:15 еще раз позвонил оператор и попросил согласие на замену кефира

"Милая Мила" на "Домик в деревне" и хлеба на "Бородинский". Также

выяснилось, что сосисок нет никаких - выходные.

Заказ был доставлен 22.10 в 12:15 (оговоренное время доставки - с 9 до

12 часов).

Претензий к доставленному заказу не было.

Заключение

Подводя итог можно сделать следующие выводы.

1. Существует тенденция к дальнейшему увеличению объема применения приемов

электронной коммерции разнообразными фирмами в своей деятельности, причем

немалый процент составляет различные Internet-технологии.

2. Сетевые технологии Internet еще далеки от совершенства, чтобы обеспечить

надежную защиту для коммерческой деятельности в Internet.

3. Кроме пробела в сетевых технологиях, существует правовой пробел.

4. А что самое главное – общественное сознание еще не доросло до

электронной коммерции как таковой.