Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные положения выпускной работы 3

Введение

5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника

7

Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших

дошкольников

10

Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением

их с природой

14

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников

22

ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего

дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

28

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

30

Тезаурус (основные понятия)

42

Литература

44

Основные положения выпускной работы

Актуальность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного

творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют

закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к

природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные

наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый

процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот

процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к

природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к

природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.

Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что

делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Объект. Рисунки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет. Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших

дошкольников.

Цель. Определить особенности эстетического отношения детей к природе и к

своему рисунку;

Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного

возраста, разнообразие природных явлений и объектов, их форм, размеров,

фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.

Задачи:

1) Подбор и обработка методической литературы;

2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое

природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать

красивыми и почему?”;

3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;

4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами,

животными и т.д.);

5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;

6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание

музыкальных произведений о природе;

7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного

цвета.

Методы:

- наблюдение;

- экскурсии;

- обследование;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание предметов искусства, картин;

- беседа.

Гипотеза. Мы полагаем, что разнообразие средств, методов и приёмов по

ознакомлению старших дошкольников с природой влияют на уровень знаний о

явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое

отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков,

использование разнообразных выразительных средств в них.

Введение

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного

возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг

лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с

помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных

объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение,

движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие

представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять

связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в

процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у

воспитанников логическое мышление (П. Г. Саморукова).

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение.

Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий

явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов

материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать

интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и

труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и

явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается

любознательность.

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически

воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы.

Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением

детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый

источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические

качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать

оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного,

заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а

преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим

восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое

количество образов, используют более разнообразные средства

выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют

различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т.д.

С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи

взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и

изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить

пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли

человека, живущего с ней в единстве.

“Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно

формируется нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу,

отношение ко всем явлениям жизни - труду, дружбе, Родине, а главное - к

природе”. (Б. Неменский, художественный педагог, профессор).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его

жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем

заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.

Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с

раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И

влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также

широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует

на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения

сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через

восприятие красоты природы.

Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А.

Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой

формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое

единство мира.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами -

совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года,

освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это

способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям

природы.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста -

деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах

передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического

оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом

всегда она есть и выражение отношения к объектам природы.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не

только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.)

Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно

живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым

родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе,

вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место

занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы

является естественной и органичной.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с

природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное

творчество.

Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации)

приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её

объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского

творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации)

появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её

изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе

познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие,

мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение),

воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к

изобразительной деятельности.

Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и

эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в

изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.

Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и

природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное

декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде

всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.

Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия

объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических

наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а,

следовательно, образного познания природы способствует использование в этом

процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в

поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко

многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих

поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и

творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.

В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому

изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь

изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами

природы имеет две стороны: первая- приобретение ребёнком знаний на основе

восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них,

как источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной

деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты

природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы,

на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование

его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям

научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и

легендами, которые затем при переходе ребёнка в школу вступают в

противоречие с тем, что говорит учитель и о чём написано в книгах.

Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей

отмечал известный педагог Е. А. Аркин: “…когда воспитание ведётся вне стен

комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок

панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо,

восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить

средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и

понимания её”.

Глава II. Выразительно - изобразительные средства в рисунках старших

дошкольников.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в

них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно

поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный

существенный признак художественного образа. Выразительность детского

рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон

отражаемого предмета или явления действительности и передача активного

эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удаётся ребёнку

выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Нужно сказать, что выразительность в рисунке - качество

нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке

старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и

от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший

дошкольник понимает, что для любимого котёнка клеточка - не украшение.

Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем

старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся

средством замысла, поэтому в этой главе будут освещены те выразительные

средства, которые характерны для детей именно старшего дошкольного

возраста.

Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности

является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и

разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к

яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей

степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то

определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это-

предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребёнок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда

неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В

этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его

содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е. А. Флёрина) образу, как бы

украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение

нескольких ярких цветов сразу.

К примеру, яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с

тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.

Многими исследователями детского рисунка замечено применение

ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми

цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные

события и явления, а тёмными (“грязными”) - не любимых героев, объектов,

явлений и т.д. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной

отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые

тона, а неприятных - холодные.

Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать

колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени суток. Однако

тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших

дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что иногда дети

используют цвет однозначно, земля - всегда чёрная (коричневая), небо -

синее, солнце - жёлтое (красное), трава - зелёная и т.п. То есть цвет не

является выражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения

предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что

очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег,

как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких

наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников

ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и

выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к

реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако

необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был

равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского

рисунка будет выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником,- линия.

Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку,

любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его

мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая

их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или

цветовых пятен, симметрия. Ребёнок строит рисунок, как бы уравновешивая

пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья –

справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации

(преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете

или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребёнок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по

размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро

будет дождь, гроза.

Девочка изобразила цветы на поляне, которые “выросли” до облаков,

были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту,

яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения

произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими

развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу

динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они

распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство

равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в

развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане

трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и

постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной

протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения

заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при

которых один предмет закрывает часть другого.

Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших

дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за

мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер,

раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое

средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом

образе каких-то частей, качеств разных предметов (курица с человеческим

лицом и головой, солнышко с глазами и ртом, цветок с глазами и ртом,

руками вместо листьев).

В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера

образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством

изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Мальчик увидел в море дельфинов, и они так поразили его воображение, что он

нарисовал двух больших дельфинов, тщательно прорисовывая их, давая

изгибающийся хвост (“чтобы они плавали”). В данном случае дельфины явились

центральными “фигурами” рисунка.

Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают,

что у детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета,

формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного

образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению

с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют

найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество

изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники

прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.

Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы,

следует рассматривать как творческую.

Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно

осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам

чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.

Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться

ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так

называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с

временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь,

снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение

изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный

отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют

закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают

детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и

положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную

природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”,

“Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С.

Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто

встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по

замыслу самих детей.

Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные

композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А

чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них

отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим

целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их

последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс

естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с

природой следует давать правильные представления о жизни животных,

растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной

форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту

явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и

изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца,

волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней

только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых

весенних цветов и т. п.

Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей

положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает

интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём

творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая

природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует

повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми,

делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче,

вызывает у них желание сохранить красоту природы.

Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А.

Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного

явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение

изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила

золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные

листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся

обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес

детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по

цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть

дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом

не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите

вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся

детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.

Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними

можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети

могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить

детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию

пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы

организующих рисунок пластины.

Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение

воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них

вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных

жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают

внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с

человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы,

иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин

изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость

пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных.

В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-

декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам

придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило,

вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол,

пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота –

украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им

радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать

восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними

при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в

движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого

наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине,

месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать

игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах.

Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит

изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать

животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что

это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и,

изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами

природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет

нравственно-эстетические чувства.

Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества”

представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной

деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной

таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений:

(мы полагаем, что ей следует воспользоваться на практике)

|Задачи |Содержание, формы и методы работы |

|Развитие |Используя объекты и явления природы, развивать у детей |

|ощущений, |восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, |

|восприятия |цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить|

|детей, |детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и |

|обогащение их |называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.|

|сенсорного | |

|опыта. | |

|Развивать |Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их |

|способность |изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов),|

|воспринимать, |по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере |

|наблюдать, |роста животных (изменение пропорций тела), изменение |

|фиксировать |положения тела животных и птиц при движении и разных позах.|

|форму, цвет, | |

|строение, |При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать |

|изменение |внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей |

|роста и |животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить |

|развития, |объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной |

|сходство и |деятельности). |

|различие. |В процессе наблюдений в природе, которые следует |

| |осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей |

| |разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, |

| |поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха |

| |животного (разумеется, если это не опасно), установление их |

| |качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); |

| |кинестезические при обведении предмета рукой по контуру |

| |основной формы, частей; обонятельные с целью установления |

| |запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, |

| |наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т. |

| |п. |

| |Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта. |

| Развивать |На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев,|

|эстетическое |обведение формы пластины листа по контуру, определение |

|восприятие |окраски листа: основных цветов и оттенков при разном |

|объектов и |освещении (для детей старшего возраста). |

|явлений |При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и |

|природы. |других объектов природы: красота (цельность, ажурность, |

| |изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание |

| |цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного |

| |цвета в другой. |

|Развивать |Собирание, рассматривание разнообразных природных |

|образное |материалов, составление разнообразных изображений путём |

|мышление и |комбинирования разных природных материалов. Складывание из |

|воображение. |листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных |

| |композиций, составление букетов. Рисование (лепка, |

| |вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных |

| |и других природных объектов. С детьми старших и |

| |подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные |

| |картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья,|

| |семена), “Домино” и др. |

| |Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме |

| |листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура |

| |штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять |

| |разнообразие и варианты, придуманные детьми. |

|Развивать |В старшей и подготовительных группах - рисование осенних |

|детское |листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем |

|творчество. |собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с |

| |натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, |

| |красивые осенние листья, составить реальную или декоративную|

| |композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п.|

| |Характеризуя природные явления, следует широко привлекать |

| |художественное слово. |

| |Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как |

| |можно больше разнообразить изобразительные материалы, |

| |стимулировать использование детьми различных способов |

| |изображения. |

|Замечать |Сбор природного материала для поделок из него, |

|изменения в |рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание|

|природе. |красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. |

| |Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление |

| |(исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, |

| |деревьев и др. |

| |Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение |

| |облаков в разную погоду, в разное время дня. |

|Формирование у|Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с |

|детей знаний о|характерными изменениями в эти периоды времени |

|предметах и |(расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, |

|явлениях |цветение цветов и др.). |

|природы, о |Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.|

|животных, | |

|рыбах, птицах,|Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, |

|их общих и |с подгруппами). |

|характерных |Развитие детского творчества в процессе изображения объектов|

|признаках. |животного мира. |

| |Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, |

| |аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные |

| |признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их |

| |величину и место положения по отношению к главной части. |

|Учить детей |Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в |

|рассказывать |которых изображены объекты природы, пейзажи. |

|об объектах |Обратить внимание детей на разнообразие образного решения |

|природы. |изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания|

| |изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать |

| |манеру и отдельные средства выразительности разных |

| |художников. |

| |Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, |

| |необычное увидел в природе. |

| |Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. |

| |Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др. |

| |Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить |

| |выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. |

| |Рассматривание скульптуры мелких форм. |

| |Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание|

| |индивидуальных и коллективных композиций |

| |(реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о|

| |животных. |

|Воспитание |Показать детям связь человека с природой: труд в природе, |

|бражного |раскрыть влияние человека на природу (использование |

|отношения к |природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение|

|природе. |к природе (примеры из художественной литературы). |

| |Подобрать стихотворения о природе. |

| |Подобрать музыку на тему природы. |

| |Воспитателем подобрать материал и |

| |сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах. |

| |Организовать выставку детских работ по изображению природы и|

| |поделок из природного материала. |

Вывод: в главе III была представлена примерная работа с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

Здесь важную роль играет педагог, который организует познавательную

и творческую деятельность дошкольника, оценивает результаты этой

деятельности и планирует дальнейшую работу.

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль

играет основное средство- метод наблюдения.

В главе III было сказано, что такое наблюдение, как его организовать

и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в

этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные

требования к нему.

Требования к наблюдению:

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности

означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей

объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно

представить художественный образ как результат изобразительной

деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых

общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной,

творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует

особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств,

которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако

выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным.

Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в

лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и

корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую

разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую,

двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми

разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений

дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными

внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате

солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе

объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование

реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает

необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,

разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей,

обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное

слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми

разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели

наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно

сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере

надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в

сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства,

выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети

эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь

ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для

выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы

в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать

явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи,

зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При

систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих

чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со

старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и

издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в

пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со

старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для

этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить

ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше

использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения

целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на

лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка,

выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины

будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как,

какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.

Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками

т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения

теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится

на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует

дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой

особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр

изобразительного искусства, предметом которого является изображение

первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто

изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время

года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую,

национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих

на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов,

убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.

В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.

Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и

выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский

писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких

живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части

подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно

прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по

себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему

содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое

золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают

золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами

её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения,

различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж-

поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный),

космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города

(соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции

мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы

(индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху

(исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта,

портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и

воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт

во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком

объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных,

климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое

ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого

мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства,

разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией

живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия

художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта

положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на

наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе,

будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания

художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний,

впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже

восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту

оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е.

связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.

Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с

живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального

чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы,

наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о

наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом

первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки

можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить

глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и

целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий,

пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не

одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым

к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях,

наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться

восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это

важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия,

миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного

развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное

переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить

пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие

природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но

знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино

и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей

с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния

погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-

колорите, композиции, рисунке.

“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа,

надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои

ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный

отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда

поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н.

Курочкина).

Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего

дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с

живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт

отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

- Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть

и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,

которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и

композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,

чувствовать её звуки, запахи, формы;

- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,

осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её

изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию

художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,

воображение и ассоциативное мышление;

- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность

испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством

художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию

замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства

выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений

(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,

суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;

особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных

и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на

том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для

построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника

наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к

установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного

искусства, музыки, поэзии, литературы.

Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже

как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о

пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в

промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,

ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).

Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,

архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический.

Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,

с процессом создания произведения, получат представление о значении

произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить

внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных

эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети

могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно

способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём

изобразительном творчестве.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые

направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к

природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены

практические эксперименты.

Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной

работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо

опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия,

которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для проведения практических исследований (экспериментов) были

использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.

Эксперимент № 1 (констатирующий).

Цель. Определить особенности эстетического отношения старших

дошкольников к природе и к своему рисунку.

Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;

2.Определение своеобразия эстетического отношения

детей к своему рисунку.

Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по

выбору).

В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего

возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).

Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя

детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает

удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом

себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в

отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались

вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно

назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать

“красивое”? ”.

Полученные данные эксперимента № 1.

Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:

1. Труд людей, орудия труда 3

рисунка

2. Семья, семейные отношения 4

рисунка

3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков

4. Герои сказок и мультфильмов 2

рисунка

5. Цветовые пятна и цветосочетания 1

рисунок

Определили в своих рисунках как “некрасивое”:

1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок

(где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались

чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его

“Некрасивое”.

Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал

свой рисунок?”.

Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице

много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.

Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде,

дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и

явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски,

к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий,

оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий,

тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.

Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

“Солнце отражается в воде” (Ира К.),

“Спелые ягоды” (Алёна Б.),

“Лето” (Паша М.),

“Яблоки на дереве” (Полина С.),

“Красиво” (Данил О.),

“В природе” (Алёна С.),

“Природа” (Вика Т.) и т. д.

II. Следующей задачей эксперимента являлось определение

эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами:

“Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты

назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.

Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для

ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой

композиции(26,8%), детализации(27,0%).

Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что

аккуратный”(62,8%).

На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”-

дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь

красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.

Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о

красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях

и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети

объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с

колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в

13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной

(смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита

содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.

Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во

многом определяется использованием различных средств выразительности, таких

как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в

которой подробно описываются средства выразительности и их использование

детьми старшего дошкольного возраста.

Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что

красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма

предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления

природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд

и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что

осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.

Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте

вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической

выразительности рисунков.

Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что

дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое

явление, делая её предметом своего творчества.

Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).

Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного

возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров,

фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.

Задачи: 1. Определить, какие выразительные средства, используют

старшие дети при рисовании природы;

2. Какие используют цвета красок, отражая время

года, климатические условия и своё отношение к природе.

3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и

объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к

ней.

Для решения этих задач было проведено несколько занятий по

рисованию, в которых участвовали дети (старших групп) ДОУ № 280

(Советского района).

Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий месяц май”.

В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего

дошкольного возраста.

Программные задачи.

Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы

в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в

пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для

передачи радостного настроения.

Материал.

У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с

разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы

бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка

зелёного цвета.

Предварительная работа.

1. Наблюдения за весенними изменениями в природе, экскурсии в

природу, наблюдение за цветущими деревьями, кустами, травянистыми

растениями (цветами).

2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание

иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).

3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков

одного цвета.

Ход занятия.

Воспитатель говорит:

- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем.

Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае

(черёмуха…).

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила…

(С. Есенин)

- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.)

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят…

(Н. Некрасов)

- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких

больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов?

(Одуванчиков.)

Уронило солнце У него чудесный

Лучик золотой. Золотистый цвет.

Вырос одуванчик - Он большого солнца

Первый, молодой. Маленький портрет.

(О. Высотская)

А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках?

(Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить

цветущий май?

Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих

деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они

нарисуют, например, кисти сирени и т. п.

- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с

зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам

нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки

зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.

Рисунки, выполненные такими красками, должны получится радостными.

Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг

перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине

(показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией).

Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как,

например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху

и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти

разные рисунки будут про цветущий май.

Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает

приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о

форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании

разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при

затруднениях у детей в построении композиции рисунков.

В конце занятия педагог говорит:

- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в

детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем

не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про

деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти

рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.

Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в

лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как

расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от

имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не

полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:

- Можно ли все наши рисунки назвать ”Цветущим маем”?

Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным

содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки про весну, отобрать

интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.

Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших

дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель

работы.

Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне);

также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое

небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.

Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью

выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей

явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его

оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и

яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе,

её объектам и явлениям.

В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с

помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они

использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы

деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну

сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего

дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза

весной”, ”Солнце скрылось”.

Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально

рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце

коричневым. Для большей выразительности, правдоподобности климатического,

сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного

цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы –

тёмно-зелёный и т. д.).

Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму (деревья с

шатровидной и круглой кроной и т. д.), облако одно большое или много

маленьких.

Особое место в этих рисунках занимает средство гиперболизации

качеств или отдельных элементов с целью усиления впечатления. Так, чтобы

показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба,

или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно

сильно греет и ярко светит.

По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна.

Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики

и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и

зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др.

Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая,

хорошо прорисована.

Занятие 2. Рисование (акварель). Тема “Дикие и домашние животные”.

В проведении занятия участвовали две группы детей по 5 человек

старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Закрепить у детей представления об объектах природного мира-

животных. Закрепить знания о диких и домашних животных, отличия их мест

обитания, питания, повадках и т. д.

Материал:

Иллюстрации животных из различных мест земного шара (тигры, гепарды,

жирафы; медведи, лисы, волки и др.). А также рисунки художника иллюстратора-

Е.Чарушина с изображением животных, (зайцы, медвежата, котята и др.) У

детей белые листы бумаги, кисти, акварель.

Ход занятия:

Дети, мы с вами говорили о природе, её явлениях. Давайте ещё раз

вспомним, что такое природа? А кто населяет леса, степи и пустыни? Да,

обитатели этих природных зон - животные.

Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации, рисунки с

изображением животных.

- Дети, какие животные здесь изображены? Где и с кем они живут? А

как можно ещё сказать про этих животных, если одни живут рядом с людьми, а

другие - в лесу, степи, пустыне? Правильно, это домашние и дикие животные.

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации животных.

- Назовите диких, а потом домашних животных. Посмотрите, как

художник- иллюстратор Е. Чарушин изобразил животных, их размеры, окрас,

позы.

Делается вывод: животные отличаются друг от друга своими

пропорциями, окраской, длинной шерсти, своеобразием внешнего вида.

Затем педагог говорит детям, чтобы каждый сам выбрал, какого

детёныша будет рисовать, взять картинку с его изображением, ещё раз

внимательно рассмотрел животное и нарисовал его, в какой либо позе или

движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать.

В ходе занятия воспитатель направляет внимание отдельных детей на те

или другие характерные особенности животного. Например, на расположение

глаз, носа на мордочке животного.

В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что

делает, где живёт, чем питается и т. д.).

Вывод: Дети изображали в своих рисунках животных: тигра, собаку,

лису, белку, гепарда, лося, кота и др. Дошкольники рисовали животных в

природе: в лесу, на солнечной поляне, около реки и т. д.

Все работы детей очень красочные, они используют яркие цвета и

оттенки красок: зелёный, красный, синий, коричневый и др. Почти у всех

стандартный фон: зелёный низ (трава) и синий (голубой) верх (небо). Дети

особенно пользуются цветом в старшей группе, они используют

“неподражательный” цвет (который не передаёт признак предмета), изображая

кота красным, а усы, делая у него зелёным. Тем самым дети выражают своё

отношение, придавая некую оригинальность животному, используя свой любимый

цвет.

В рисунках детей в большинстве преобладает зелёный цвет,

символизируя приход лета, тепла.

У некоторых детей животные очень больших размеров, так Влад К.,

нарисовав гепарда во весь лист, отразил силу и храбрость этого зверя.

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников с природой во

взаимосвязи с изобразительной деятельностью, сделав соответствующие

практические эксперименты, решающие задачи, поставленные целями выпускной

работы, мы сделали ВЫВОДЫ:

Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в

большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это

говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть

его жизни, миропонимания.

Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях

семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о

внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом,

содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в

мире.

Мы через природу воспитываем ребёнка, приобщаем его к

нравственности, гуманности, к бережному отношению к природе, развиваем

эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность- свойство, которое

пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на

окружающую нас красоту природы.

Взаимосвязь природы с изобразительной деятельностью (рисованием)

дошкольников способствует закреплению и уточнению их знаний об объектах

природы, формирует интерес к природе и положительное отношение к ней,

вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать её явления в

своём творчестве. Через рисование природы у детей более полно и точно

закрепляются знания о природе, (дети устанавливают связи между явлениями и

объектами, узнают об их свойствах и т. д.), о её значимости для людей.

Общаясь с природой, старший дошкольник стремиться в рисунке выразить

своё отношение к ней, и делает это с помощью различных выразительных

средств. Так, линия - основной элемент в детских рисунках, выступает как

средство изображения и как средство выражения отношения к изображаемому. К

примеру, на занятии, где детям предлагалось рисовать самое красивое и самое

некрасивое, многие пользовались линией для выражения отношения к

изображаемому. Красивое прорисовывалось со всем старанием, которое было

доступно ребёнку; некрасивое изображалось нарочито небрежно.

Цвет несёт те же функции. Но в рисунках эти функции были поделены: в

одних рисунках цвет выполняет изобразительную функцию (ствол дерева -

коричневый, крона - зеленная), в других - выразительную (кот- красный,

дерево - оранжевое и т. д.).

Линия, цвет, форма используются как основные средства

выразительности в рисунках, но цвет чаще, чем все остальные средства: так

как цвет связан для детей с эмоциональными переживаниями.

Среди специальных выразительных средств в данных рисунках мы

выделяем и другие средства- симметричное построение в качестве украшения

изображения, а также гиперболизация- использование преувеличения отдельных

частей изображения для подчёркивания их особой значимости.

Мы убедились в том, что ребёнок присваивает выразительные средства

так же, как всю духовную культуру общества, в котором он живёт.

Таким образом, мы подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что

разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению старших

дошкольников с природой, влияют на уровень знаний об явлениях и объектах

природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а

главное на содержание и качество детских рисунков, использование различных

выразительных средств в них.

Тезаурус (основные понятия):

Природа-т

Эстетика- наука о природе и закономерностях эстетического освоения

действительности, о “творчестве по законам красоты”.

Эстетическое отношение- духовная связь субъекта с объектом,

основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая

чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Э.о. индивида к

действительности опосредовано сложившимися общественными отношениями и

ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными им, т. е.

воспринятыми как свои собственные. Вступая в Э. о., человек на время как бы

выходит из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание,

объект которого избирается им свободно, независимо от какого бы то ни было

внешнего, в т. ч. утилитарного, интереса, только на основе чувства

удовольствия, духовного наслаждения. Этим явлением может стать явление

любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию

(природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует

активной духовной деятельности субъекта).

В процессе реализации Э.о. происходит развитие субъекта, его эстетических

чувств и способностей на основе “распредмечивания” объекта, т. е. духовного

присвоения его богатства.

Эмоция - душевное переживание, чувство.

Эмоциональность- свойство человека, характеризующее содержание и

динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента.

Свойства эмоциональности - впечатлительность, чувствительность,

импульсивность и т. д.

Эстетическая культура - определённый уровень развития вкуса,

сочетающего в себе диапазон чувств, объём знаний и осмысленных или

стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности.

Базовыми ориентациями являются красота и безобразие, величие и низменность,

драматизм и трагизм, изящество и элегантность.

Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к

прекрасному в природе, жизни люде, искусстве. Эстетические чувства включают

в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического;

проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних

реакциях.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования

творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить

и творить”по законам красоты”. Эстетическое воспитание включает в себя

эстетическое развитие.

Эстетическое развитие – процесс формирования и обогащения

способности к образно- художественному восприятию жизни и эмоционально-

психологического отношения к ней; необходимое дополнение к деятельности,

развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение

эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и

постижение её языка, участие в художественном творчестве.

Литература:

1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,

1999.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.

- М., 2000.

3. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском

саду. - М., 1973.

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под

ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

7. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

8. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,

1991.

9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

10. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения

социального опыта. - М., 1981.

11. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М.,

1995.

12. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А.

Ветлугиной. - М., 1962.

13. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.

- М., 1978.

14. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -

М., 1972.

15. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е.

“Эстетическая одарённость: что это?”.

16. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева

О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

17. Журнал “Дошкольное воспитание”, , №10, статья Комаровой Т. С.

“Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих

способностей”.

18. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О.

“Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем

дошкольном возрасте”.

19. Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А.

“Особенности проявления эстетического отношения при восприятии

действительности”.

20. Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И. “Воспитай

личность!”.

21. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

- М., 1956.

22. Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью. – М., 2001.