ЕС и МЕРКОСУР
ЕС и МЕРКОСУР
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им.Г.В.Плеханова
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
" Взаимодействие интеграционных блоков Западной Европы и Латинской Америки
на примере ЕС и Меркосур "
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ВЫПОЛНИЛ:
МОСКВА - 2001
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Международная экономическаяинтеграция…………………………………5
1.1 Теоретическая концепция и объективные предпосылки
международной экономической
интеграции.................................................5
1.2 Основные факторы международной экономической
интеграции................................................................
................................................9
Глава II. Особенности развития экономической интеграции
в европейском и латиноамериканском
регионах.......................................12
2.1 Предпосылки развития экономической интеграции
в Западной Европе. Современное состояние и проблемы
развития полноценного
еврорынка...................................................................
......12
2.1.1 Предпосылки развития экономической интеграции
в Западной
Европе....................................................................
............................12
2.1.2 Современное состояние и проблемы
развития полноценного
еврорынка.................................................................
17
2.2 Особенности становления и развития
латиноамериканского рынка в рамках Меркосур
Глава III. ЕС и Меркосур
3.1 Проблемы взаимодействия ЕС и Меркосур
3.2 Перспективы развития ЕС и Меркосур
Заключение
Литература
Введение
Международная экономическая интеграция — характерная особенность
современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала
мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения
конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных
группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio —
восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция —
это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный
комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.
Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые
количественные и качественные характеристики. Основные формы
мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов,
миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность,
акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире —
достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии
современного общества. Во-первых, определяющее значение в ущерб мировой
торговле приобрело международное движение капиталов. Только в последние
годы его объем увеличился на 30—40%. Накопленная сумма экспорта капитала за
последнее десятилетие приблизилась по величине к размерам годового мирового
вывоза товаров и услуг, составив около 5 млрд. долл. Результаты таких
внешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны:
изменяются структуры национальных хозяйств, растет их экономический и
технический уровень, стимулируется внешнеторговый обмен и др.
Во-вторых, международная внешняя торговля становится реальным и все более
ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей
населения и всякой хозяйственной деятельности. Внешнеторговый обмен
товарами и услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к
суммарному ВВП стран мира — более 27 триллионов долларов. Таким образом,
каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую
торговлю. Без внешней торговли теперь невозможно удовлетворить
разнообразные повседневные потребности населения не только малых стран, что
очевидно, но также средних и больших, где доля импортных потребительских
товаров в среднем достигает 12—20% от всех приобретаемых населением.
Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен
услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть
мирового экспорта (около 1,5 трлн долл.). При этом основная часть
приходится на новые виды — инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и
другие. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой
структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на
взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран
(60—70% мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются
благоприятствующие условия для международной экономической интеграции
участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных
регионах мира.
Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов
миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению
такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены
десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов
иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь
интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая
официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ
создает известные преимущества.
Количественные и качественные характеристики современных МЭО
показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик,
повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества
международного интеграционного развития.
Теоритические концепции и объективные предпосылки международной
экономической интеграции
Классики экономической теории (Смит, Рикардо) были сторонниками
свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал
классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена
товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в
основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и
существуют разные направления.
Эти направления отличаются прежде всего разными оценками
интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма
представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе
нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от
политики государств и национальных и международных законодательных актов.
Представители позднего неолиберализма большое внимание уделяли эволюции
интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов
в разных странах.
Сторонники корпорационализма считали, что интегрирование международной
экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное
регулирование, а международные корпорации, функционирование которых
способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных
связей.
Представителями структурализма экономическая интеграция
рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с
центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями
промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится
качественно новое интегрированное пространство с более совершенным
хозяйственным механизмом.
Неокейнсианцы считали, что для использования многообразных выгод
широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же
время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо
согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью
достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития
экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой
ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б)
интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.
Теоретики дирижизма, отрицая решающую роль в интеграционных процессах
рыночного механизма, полагали, что функционирование международных
интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей
экономической политики и согласованного социального законодательства с
целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей
искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы
координации и унификации.
Осмысливая многообразие концепций экономической сущности международной
интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому ее
осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на
уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем
соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в
противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав —
СССР и США.
Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли
и международных экономических отношений в целом является усиление
взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное
развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует каких-либо
доказательств. Данное явление принято называть интернационализацией
хозяйственной жизни: национальная экономика достаточно устойчивая, все
больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от международных
экономических отношений.
В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд
этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с
возникновением международной торговли, превращением ее в мировую. Это
период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.
В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов,
выходящее в настоящее время на первое место в системе международных
экономических отношений. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на
мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная предпосылка
перемещения центра тяжести международных экономических отношений в сферу
производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует
переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е.
международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция означает взаимоприспособление
национальных экономик, внедрение их в единый воспроизводственный процесс.
Это предполагает известную территориальную, экономическую, структурную,
технологическую близость стран—участниц международной интеграции и
объясняет ее региональный характер. Хронологически интеграционный тип
международной экономической интеграции начал складываться после Второй
мировой войны.
Основные факторы международной экономической интеграции
В главных характеристиках международные экономические отношения,
являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и
других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со
свойственными ему основными признаками. Основываясь на принципе свободы
выбора продавцов и покупателей, рыночные отношения предполагают:
• множественность объектов и субъектов рыночных отношений;
• конкуренцию;
• определяющее воздействие спроса и предложения;
• взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних.
Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного
обмена, исключительное пространство его осуществления, выходящее за границы
отдельных стран, создают более чем достаточные предпосылки множественности
объектов. Это же можно сказать о множественности субъектов — их число на
рынке возрастает: наряду с национальными предпринимателями и фирмами в
международных экономических отношениях участвуют иностранные, международные
компании, организации, государственные структуры различных стран. Не меняя
механизма спроса и предложения, международные экономические отношения
расширяют его границы.
В качестве основных признаков международных экономических отношений
могут быть названы следующие.
Во-первых, как и в любой национальной экономике, в основе мирового
хозяйства и международных экономических отношениях лежат разделение труда и
обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что
производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере
связаны между собой.
Во-вторых, участники международных экономических отношений
экономически обособлены, в частности в форме национально-хозяйственного
обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей.
В-третьих, в совокупности мирохозяйственных обменных связей действуют
законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся
краеугольными камнями любого рыночного механизма.
В-четвертых, так же как и национальные рынки, мировой рынок и
международные экономические отношения характеризуются конкуренцией товаров
и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших
объемов и более широкого набора обращающихся товаров и услуг. Она
дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между
странами.
В-пятых, одна из основных форм международных экономических отношения —
международная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков
продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где
осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый,
систематический характер.
В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение
факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов,
товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками
функционирует и мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая
система.
Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные,
государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.
Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и
условиях занятости населения определяют возникновение и развитие
межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование
мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения,
интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования,
лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по
защите авторских прав создают предпосылки для развития мирового
информационного рынка.
В-седьмых, международные экономические отношения предполагают
собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены
международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и
организациями как общемирового, так и регионального значения.
В-восьмых, международные экономические отношения подвержены
монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта
частными предпринимательскими структурами (например, создание и
деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных
соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков
некоторых видов продукции (например, ОПЕК).
Наконец, международные экономические отношения не свободны от
международного, регионального, государственного вмешательства,
регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических,
торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах.
Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в
каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие международных
экономических отношений.
Предпосылки развития общеевропейского рынка
Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое
политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его
развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через
гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного,
добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно
после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году
австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав
Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие
примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году,
расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость
Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном
обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции
Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава
Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом
случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся
национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более
широкой интеграции.
Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение
от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как
Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена
губительность национального вакуума.
Общее “смешение” Европы и разрушение политических и экономических
национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании
современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех
основных положений:
Во-первых, это реализация Европой ее собственных слабостей.
Вследствие конфликтов и войн ее устоявшейся пьедестал “центра мира” был
потерян. Это место было занято двумя новыми сверхдержавами — Соединенными
Штатами Америки и Советским Союзом, каждая куда более мощная в военном,
политическом и экономическом отношении, чем разделенные европейские
государства.
Во-вторых, это признание того, что военный конфликт не должен
повториться. После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых
начиналась как гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была
основным полем битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех
политических действий.
И последнее, это честное стремление создать лучший, более свободный и
более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на
более высоком уровне.
Если рассматривать все в целом, то послевоенные шаги по пути
объединения Европы представляют собой обескураживающую картину, которая
ставит в тупик всех мировых экспертов. Были созданы различные организации,
с друг другом не связанные, но действующие в одном направлении:
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Западно-
европейский Союз (ЗЕС), Северо-атлантический Союз (НАТО), Совет Европы, и
Европейский Союз, который сам по себе строится на Европейском объединении
по углю и стали, Европейской Комиссии по атомной энергии, и Европейском
экономическом сообществе. Членство в этих организациях варьируется от 10 в
ЗЕС до 25 в Совете Европы.
При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно
разделить на 3 основные группы:
Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших
благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США
после войны. Характерной чертой второй группы организаций является то, что
они созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества
стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не
выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких
организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы
осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни
создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения
на национальный суверенитет. Третья группа организаций включает в себя
Европейское объединение по углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной
энергии и Европейское (экономическое) Сообщество. Формально эти три
сообщества продолжают существовать параллельно. С точки зрения политической
реальности они могут рассматриваться как единая система. Создание этих
организаций может быть отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”.
Главной отличительной чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими
международными образованиями является то, что его члены для создания
связующего, прочного организационного и политического соединения
пожертвовали какой-то частью своего национального суверенитета.
Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9
мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции,
предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии,
который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в
рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это
предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать
односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью
независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру.
Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было
привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке
Европейских государств. 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия,
Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское
объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно вступило в силу,
план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового Объединения
надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться
Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого
должно было стать создание Европейской Конституции.
В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано,
Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности,
которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и
ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости
усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию.
Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея
Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять
единственным выходом было привязать Германию к многонациональному
Сообществу — на этот раз военному — для усиления контроля за разоружением.
Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что
Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение,
тем самым давая выход амбициям национального суверенитета.
Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все
предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, но в июне
1955 года министры иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили
с инициативой “создания объединенной Европы”.
На конференции в Мессине были подписаны Соглашения, учреждающие
Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское
экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные странами Шестерки в марте 1957
года и вступившие в силу 1 января 1958 года.
Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское
объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и
стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось
как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное
любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды
воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами
создания ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.
Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство
Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран
по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.
Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной
торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны
национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут
упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим
странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-
участницами ЕОУС, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать
схему ЕЭС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой
зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,
окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Поэтому в августе 1961 года
Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество.
Дания, Норвегия и Ирландия — последовали ее примеру.
Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973 года,
после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации
соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия
вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на
национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало
53,49 %.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о
своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977
году Португалия и Испания.
Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но
все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года
соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными
парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.
Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по
присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того
же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и
Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять
проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %.
С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц
достигло 15.
Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта
(1990г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и
разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для
сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и
Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,
получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут
войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен
быть подведен под европейские стандарты. Для того, чтобы помочь им в этом,
Союзом была подписана серия ассоциативных соглашений с этими странами в
период между 1991 и 1993 годами.