ЕС и МЕРКОСУР

ЕС и МЕРКОСУР

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

им.Г.В.Плеханова

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

" Взаимодействие интеграционных блоков Западной Европы и Латинской Америки

на примере ЕС и Меркосур "

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ВЫПОЛНИЛ:

МОСКВА - 2001

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………3

Глава I. Международная экономическаяинтеграция…………………………………5

1.1 Теоретическая концепция и объективные предпосылки

международной экономической

интеграции.................................................5

1.2 Основные факторы международной экономической

интеграции................................................................

................................................9

Глава II. Особенности развития экономической интеграции

в европейском и латиноамериканском

регионах.......................................12

2.1 Предпосылки развития экономической интеграции

в Западной Европе. Современное состояние и проблемы

развития полноценного

еврорынка...................................................................

......12

2.1.1 Предпосылки развития экономической интеграции

в Западной

Европе....................................................................

............................12

2.1.2 Современное состояние и проблемы

развития полноценного

еврорынка.................................................................

17

2.2 Особенности становления и развития

латиноамериканского рынка в рамках Меркосур

Глава III. ЕС и Меркосур

3.1 Проблемы взаимодействия ЕС и Меркосур

3.2 Перспективы развития ЕС и Меркосур

Заключение

Литература

Введение

Международная экономическая интеграция — характерная особенность

современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала

мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения

конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных

группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio —

восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция —

это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный

комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Получившая наибольшее распространение региональная экономическая

интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной

интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,

обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые

количественные и качественные характеристики. Основные формы

мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов,

миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность,

акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире —

достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии

современного общества. Во-первых, определяющее значение в ущерб мировой

торговле приобрело международное движение капиталов. Только в последние

годы его объем увеличился на 30—40%. Накопленная сумма экспорта капитала за

последнее десятилетие приблизилась по величине к размерам годового мирового

вывоза товаров и услуг, составив около 5 млрд. долл. Результаты таких

внешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны:

изменяются структуры национальных хозяйств, растет их экономический и

технический уровень, стимулируется внешнеторговый обмен и др.

Во-вторых, международная внешняя торговля становится реальным и все более

ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей

населения и всякой хозяйственной деятельности. Внешнеторговый обмен

товарами и услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к

суммарному ВВП стран мира — более 27 триллионов долларов. Таким образом,

каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую

торговлю. Без внешней торговли теперь невозможно удовлетворить

разнообразные повседневные потребности населения не только малых стран, что

очевидно, но также средних и больших, где доля импортных потребительских

товаров в среднем достигает 12—20% от всех приобретаемых населением.

Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен

услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть

мирового экспорта (около 1,5 трлн долл.). При этом основная часть

приходится на новые виды — инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и

другие. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой

структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на

взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран

(60—70% мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются

благоприятствующие условия для международной экономической интеграции

участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных

регионах мира.

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов

миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению

такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены

десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов

иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь

интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая

официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ

создает известные преимущества.

Количественные и качественные характеристики современных МЭО

показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик,

повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества

международного интеграционного развития.

Теоритические концепции и объективные предпосылки международной

экономической интеграции

Классики экономической теории (Смит, Рикардо) были сторонниками

свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал

классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена

товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в

основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и

существуют разные направления.

Эти направления отличаются прежде всего разными оценками

интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма

представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе

нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от

политики государств и национальных и международных законодательных актов.

Представители позднего неолиберализма большое внимание уделяли эволюции

интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов

в разных странах.

Сторонники корпорационализма считали, что интегрирование международной

экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное

регулирование, а международные корпорации, функционирование которых

способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных

связей.

Представителями структурализма экономическая интеграция

рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с

центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями

промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится

качественно новое интегрированное пространство с более совершенным

хозяйственным механизмом.

Неокейнсианцы считали, что для использования многообразных выгод

широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же

время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо

согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью

достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития

экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой

ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б)

интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.

Теоретики дирижизма, отрицая решающую роль в интеграционных процессах

рыночного механизма, полагали, что функционирование международных

интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей

экономической политики и согласованного социального законодательства с

целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей

искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы

координации и унификации.

Осмысливая многообразие концепций экономической сущности международной

интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому ее

осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на

уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем

соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в

противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав —

СССР и США.

Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли

и международных экономических отношений в целом является усиление

взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное

развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует каких-либо

доказательств. Данное явление принято называть интернационализацией

хозяйственной жизни: национальная экономика достаточно устойчивая, все

больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от международных

экономических отношений.

В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд

этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с

возникновением международной торговли, превращением ее в мировую. Это

период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.

В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов,

выходящее в настоящее время на первое место в системе международных

экономических отношений. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на

мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная предпосылка

перемещения центра тяжести международных экономических отношений в сферу

производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует

переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е.

международной экономической интеграции.

Международная экономическая интеграция означает взаимоприспособление

национальных экономик, внедрение их в единый воспроизводственный процесс.

Это предполагает известную территориальную, экономическую, структурную,

технологическую близость стран—участниц международной интеграции и

объясняет ее региональный характер. Хронологически интеграционный тип

международной экономической интеграции начал складываться после Второй

мировой войны.

Основные факторы международной экономической интеграции

В главных характеристиках международные экономические отношения,

являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и

других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со

свойственными ему основными признаками. Основываясь на принципе свободы

выбора продавцов и покупателей, рыночные отношения предполагают:

• множественность объектов и субъектов рыночных отношений;

• конкуренцию;

• определяющее воздействие спроса и предложения;

• взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних.

Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного

обмена, исключительное пространство его осуществления, выходящее за границы

отдельных стран, создают более чем достаточные предпосылки множественности

объектов. Это же можно сказать о множественности субъектов — их число на

рынке возрастает: наряду с национальными предпринимателями и фирмами в

международных экономических отношениях участвуют иностранные, международные

компании, организации, государственные структуры различных стран. Не меняя

механизма спроса и предложения, международные экономические отношения

расширяют его границы.

В качестве основных признаков международных экономических отношений

могут быть названы следующие.

Во-первых, как и в любой национальной экономике, в основе мирового

хозяйства и международных экономических отношениях лежат разделение труда и

обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что

производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере

связаны между собой.

Во-вторых, участники международных экономических отношений

экономически обособлены, в частности в форме национально-хозяйственного

обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей.

В-третьих, в совокупности мирохозяйственных обменных связей действуют

законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся

краеугольными камнями любого рыночного механизма.

В-четвертых, так же как и национальные рынки, мировой рынок и

международные экономические отношения характеризуются конкуренцией товаров

и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших

объемов и более широкого набора обращающихся товаров и услуг. Она

дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между

странами.

В-пятых, одна из основных форм международных экономических отношения —

международная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков

продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где

осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый,

систематический характер.

В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение

факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов,

товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками

функционирует и мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая

система.

Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные,

государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.

Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и

условиях занятости населения определяют возникновение и развитие

межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование

мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения,

интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования,

лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по

защите авторских прав создают предпосылки для развития мирового

информационного рынка.

В-седьмых, международные экономические отношения предполагают

собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены

международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и

организациями как общемирового, так и регионального значения.

В-восьмых, международные экономические отношения подвержены

монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта

частными предпринимательскими структурами (например, создание и

деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных

соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков

некоторых видов продукции (например, ОПЕК).

Наконец, международные экономические отношения не свободны от

международного, регионального, государственного вмешательства,

регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических,

торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах.

Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в

каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие международных

экономических отношений.

Предпосылки развития общеевропейского рынка

Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое

политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его

развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через

гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного,

добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно

после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году

австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав

Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие

примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году,

расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость

Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном

обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции

Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава

Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом

случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся

национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более

широкой интеграции.

Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение

от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как

Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена

губительность национального вакуума.

Общее “смешение” Европы и разрушение политических и экономических

национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании

современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех

основных положений:

Во-первых, это реализация Европой ее собственных слабостей.

Вследствие конфликтов и войн ее устоявшейся пьедестал “центра мира” был

потерян. Это место было занято двумя новыми сверхдержавами — Соединенными

Штатами Америки и Советским Союзом, каждая куда более мощная в военном,

политическом и экономическом отношении, чем разделенные европейские

государства.

Во-вторых, это признание того, что военный конфликт не должен

повториться. После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых

начиналась как гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была

основным полем битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех

политических действий.

И последнее, это честное стремление создать лучший, более свободный и

более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на

более высоком уровне.

Если рассматривать все в целом, то послевоенные шаги по пути

объединения Европы представляют собой обескураживающую картину, которая

ставит в тупик всех мировых экспертов. Были созданы различные организации,

с друг другом не связанные, но действующие в одном направлении:

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Западно-

европейский Союз (ЗЕС), Северо-атлантический Союз (НАТО), Совет Европы, и

Европейский Союз, который сам по себе строится на Европейском объединении

по углю и стали, Европейской Комиссии по атомной энергии, и Европейском

экономическом сообществе. Членство в этих организациях варьируется от 10 в

ЗЕС до 25 в Совете Европы.

При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно

разделить на 3 основные группы:

Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших

благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США

после войны. Характерной чертой второй группы организаций является то, что

они созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества

стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не

выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких

организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы

осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни

создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения

на национальный суверенитет. Третья группа организаций включает в себя

Европейское объединение по углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной

энергии и Европейское (экономическое) Сообщество. Формально эти три

сообщества продолжают существовать параллельно. С точки зрения политической

реальности они могут рассматриваться как единая система. Создание этих

организаций может быть отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”.

Главной отличительной чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими

международными образованиями является то, что его члены для создания

связующего, прочного организационного и политического соединения

пожертвовали какой-то частью своего национального суверенитета.

Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9

мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции,

предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии,

который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в

рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это

предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать

односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью

независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру.

Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было

привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке

Европейских государств. 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия,

Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское

объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно вступило в силу,

план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового Объединения

надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться

Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого

должно было стать создание Европейской Конституции.

В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано,

Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности,

которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и

ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости

усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию.

Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея

Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять

единственным выходом было привязать Германию к многонациональному

Сообществу — на этот раз военному — для усиления контроля за разоружением.

Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что

Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение,

тем самым давая выход амбициям национального суверенитета.

Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все

предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, но в июне

1955 года министры иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили

с инициативой “создания объединенной Европы”.

На конференции в Мессине были подписаны Соглашения, учреждающие

Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское

экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные странами Шестерки в марте 1957

года и вступившие в силу 1 января 1958 года.

Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское

объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и

стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось

как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное

любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды

воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами

создания ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.

Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство

Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран

по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.

Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной

торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны

национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут

упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим

странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-

участницами ЕОУС, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать

схему ЕЭС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой

зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,

окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Поэтому в августе 1961 года

Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество.

Дания, Норвегия и Ирландия — последовали ее примеру.

Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973 года,

после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации

соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия

вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на

национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало

53,49 %.

Греция после возвращения демократического правительства, заявила о

своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977

году Португалия и Испания.

Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но

все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года

соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными

парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.

Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по

присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того

же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и

Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять

проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %.

С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц

достигло 15.

Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта

(1990г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и

разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для

сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и

Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,

получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут

войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен

быть подведен под европейские стандарты. Для того, чтобы помочь им в этом,

Союзом была подписана серия ассоциативных соглашений с этими странами в

период между 1991 и 1993 годами.