Этнология

Этнология

1. ,2.,3. Этносы возникали вместе с развитием человеческих групп. Каждой

эпохе присущи свои этносы (объекты нашего изучения). В России преобл.

теоретич. взгляды на этн. общности, как на реальные объекты. На их счёт

нет единой концепции: Вавилонская башня; концепция Гегеля об «абсолютной

идее», проявляющей «историч. народ»; т. Гумилёва и Широкогорова в

традиции соц. дарвинизма – пассионарный толчок – рождение этноса (вне

Земли) за счёт пассионариев на 1500 с рядом фаз развития; наиболее распр.

– дуалистич. (этнические свойства, этнич. Элементы – составляющие);

информ. концепция Чебоксарова – генераторы, рецепиетнты, пучки в этносе.

Если этнос – компонентная социальная система, историч. возникшая, то

компоненты: расселение этноса, его воспроизводство и демография,

производственно-экономическая деятельность, система соц. отношений и

институтов, язык, речь, культура, стереотипные обычаи, привычки, обряды,

психология восприятия своего этноса и общей картины мира, система

личностного контактирования.

Этнология изучает: возникновен. этносов, эволюцию этносов, совр. жизнь и

перспективы. Также она изучает: расселение народов, соц. классы, группы,

демографию, субэтносы (этнические – с групповым самосозн. и

этнографические), культуру, хозяйство, экономику, обряды, обычаи, нравы,

верования, язык, самосознание, политологию межэтн. отношений.

Ф-ии этнологии: научно-познавательная и самопознавательн. для каждого

этноса.

Ещё раз ко 2. Отчеч. этнология. Учёные Анучин (*комплексный метод

исследования), Богораз, Иохельсон, Штернберг исследовали и отдельные народы

и этн. теорию. Практики – Миклухо-Маклай, Пржевальский, Потанин. Силна т.

эволюционизма. Марксисты – Зибер (производств. отношения в доклассовом

обществе), Ковалевский. Для Росси характерен гуманизм. Советская этнология

получила собств. школу – Богораз, Преображенский, Толстов, Куфтин, Руденко,

Токарева. Разработка т. Хоз-культ типа.

Бернье в 17в. употребил термин «раса». Основные и второго порядка.

Сложились из одного вида? в эпоху неоантропа (40-16 тыс). Расы: негроидные

(негры, негриллы, бушмены, смешанные (эфиопы, жителы Судана, мулаты));

европеоидные (северные, южные, смешанные (америк. метисы, смешанные группы

Сибири)); монголоидные (корен. американцы, монголоиды, эскимосы,

палеоазиаты, тихоокеанцы, смешанные (южные монголоиды, японц,

индонезийцы)); австралоидные (веддоиды, австралийцы, айны, папуасы,

меланезийцы, негритосы, смешанные (малагасийцы, полинезийцы, микронезийцы,

гавайцы)). Признаки

Лингвистический – анализ грамматики, лексики, фонетики. Связь - по принципу

генетического родства. Ностратическая т.

Индоевропейская: славянская (восточно, западно, южно) балтийская германская

кельтская романская албанская греческая армянская иранская нуристанская,

индоарийская.

Картвельская

Дравидская: южная, центральная, северо-восточная, северо-западная.

Уральско-юкагирская: финно-угорская, самодийская, юкагирская.

Алтайская: тюркская, монгольская, тунгусо-манчжурская.

Корейская

Японская

Эскимосско-алеутская

Афразийская: семитская, берберская, чадская, кушитская

Нигер-кордофанская: манде, нигер-конго (центральная, западно-

атлантическая), кордофанская.

Нило-сахарская: восточно-суданская, центральносуданкая, берта, кунама,

сахарская, сонган, фур, комуз.

Койсанская: южноафриканская, сандаве, хадза.

Северо-кавказская: абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская.

Сино-тибетская: китайская, тибето-бирманская, качинская, бодо-гаро, миджу,

дигаро, мири, дхимал, лекча, восточно-гималайская, невари, гурунт,

западногималайская

Австроазиатская: мон-кхмерская, аслийская, никобарская, кхаси, мунда.

Мяо-яо

Кадаи: тайская, кам-суйская, онг-бе, ли, лаккья, гэлао.

Австронезийская: западно, центрально, восточно австронезийские, мела,

микро, полинезийские.

Андаманская

Трансновогвинейская

Сепик-Раму

Торричелли

Западнопапуасская.

Восточнопапуасская

Северо-американская

Центрально-амриканская,

Андская

Экваториально-туканоанская

Чибча-паэс

Же-пано-карибская

Австралийская

Чукотско-камчатская

Христианство (34%): правосл, катол, протеста (англик, лют, реформ, присв,

конгрегационализм), монофизитство (армяне, эфиопы), несторианство

(ассирийцы). Ислам (18%) 8 век: сунизм (большинство), шиизм – признают суру

только частями (отдел Корана), хариджизм (Оман)- аскеты. Буддизм (6%) 5-

6вв.: Махояна, Хинояна.

Одними из первых высказали идеи – Толстов, Левин, потом – Чебоксаров. Это

комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов,

близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных

условиях среды. Формировались в палеолит. ХКТ – составная часть любого

способа производства.

Присваивающий. (Архично первобытно присваивающий сп. пр-ва) Орудия из

кости, рога, дерева, камня, раковин, холодного металла. Бродячая охота и

собирательство тропиков; специализированная охота и собирательство

тропиков; охота, рыболовство и собирательство тропиков; пешая таёжная

охота; арктическая охота на морского зверя; прибрежное рыболовство и

собирательство; оленная охота; охота, рыболовство, собирательство с

зачаткми земеледелия и животноводства.

Производящий (ранний) (Первобытно-производящий сп. пр-ва). 10 тыс. в

первичных центрах (Вавилов). Комплексное хозяйство ранних земледельцев

субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса; Оленеводство

тайги и тундры; ручное земледелие тропиков.

Производящий (развитый). Пастушеское скотоводство и земледелие

(патриархально пастушеский с.п.); кочевое и полукочевое скотоводство

(номадный с.п.); Традиционное земледелие и животноводство

предгосударственных обществ Африки (Африканский с.п.); Земледелие и

животноводство лесной и лесостепной зоны Европы (варварский с.п.).

Производящий (интенсивный). Плужное и ручное земледелие древних цивилизаций

субтропиков и тропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-восточной и

Восточной Азии, Центральной и Южной Америки («Азиатский» с.п.); плужное

земледелие Древней Греции и Рима (рабовладельческий с.п.); плужное

земледелие средней полосы; Средневековое ручное и плужное земледелие в гос-

вах Азии и Африки; Средневековый ремесленно-торговый, городской (Феодальный

с.п.).

Это районы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на

одной территории, в результате взаимных влияний, общности исторических

судеб, возникла определённая культурная общность. Её границы не постоянны,

но они реальны в опр. момент. выделить эту область можно по общим хоз,

культурно-бытовым чертам. Это условность, лишь приём классификации.

В нач 20в. – движение функционалистов в этнологии. Но возможна ли практика?

В состоянии ли общество воздействовать на процессы в и между этносами? Да,

возможно, но сложны из-за отсутствия аппарата и полностью достоверной

информации. Теоретико-методологические возможности этнол. недооценивают.

Схема такова: знание тенденции «работы» этносов можно создавать оптимальные

условия для её протекания.

Мултанское дело (кон19в.) о удмуртских жертвоприношениях.

В 20-30-е годы – улучшение положения колониальных народов – приобщение

народов севера и Сибири к гигиене, письменности, искоренение кровной мести

на Сев. Кавказе.

Задачи: деятельность по преодолению межэтнических конфликтов и

противоречий; обнаружение потенциальных; проектирование программ кросс

культурного обмена и взаимодействия; этнозащитные предприятия от технико-

экономических программ; распр. этнол. знаний.

Этнологический источник – любой объект, кот. можно использовать для извл.

информации. Это материальные предметы культуры (артефакты) и отражение

сторон этнического объекта (предания и мемораты) – чаще рисунки и записи,

устные рассказы, кадры. Сначала надо проверить источник. Также существуют

классические письменные повествовательные источники; сведения, получаемые в

экспедициях, где помимо визуальной инф, учёный получает верхн. пункты. Для

крупных исследований используются все средства и многие побочные науки.

Анализ – на ЭВМ.

Кювье, Ламарк, Дарвин, Гексли, Геккель создали её и заложили основы

антропологии и учения о первобытном обществе. Она положена в основу

изучения народов не Европы, что позволило создать Этнографию, как науку.

Быстро вошла в моду, из-за политической ситуации и требования знаний о

колонизированных народах. Классики: Бастиан, Бахофен, Тейлор, Морган,

Леббок, Фрезер, Харузинг. Решались проблемы истории семьи, религии,

соцявлений. Бастиан - система «элементарных и народных» идей, необходимость

связи этнологии с историей. Бахофен – материнское право. Тейлор, Фрезер –

история религии, семейно-брачных отношений.

Кон. 19- нач. 20вв. – концепция культурной диффузии. Главные факторы

развития культуры связаны с заимствованием, переносом, смешением её

элементов. Стремление заменить понятие развития культуры механистическими

принципами её изменения посредством диффузии. Отрицание всемирно-

исторических законов с заменой единичности явлений. Это рассмотрение

культуры в отрыве от живых людей, от этноса. Ратцель (поставил вопрос об

этногенезе), Фробениус – мистик и идеалист – «душа культуры», её

одушевление. Гребнер – «культурные круги». Шмидт

На его формирование повлияли философские идеи о непознаваемости ист.

процесса. Турнвальд. Но преобладало в Англии – Малиновский. Задачи этн. –

изучение взаимосвязи и взаимообусловленности ф-ии культурных явлений.

Единая и функциональная структура к-ры

С 1869г. занимается антропологич. и этнологич. иссед. Думал, что расовые и

культурные признаки формируются под влиянием природы и социума. Для

доказательства – в океанию при содействии гео общества на «Витязе». Посетил

Новую Гвинею, Филиппины, Индонезию, Малакку, Зап Микронезию, Сев.

Меланезию. Поселился в Австралии. Изучал племена, общался с аборигенами.

Поставил вопрос о родстве рас. Доказал принадлежность папуасов к Homo.

Открыл их земледелие и опроверг мнение о необх. предшествия ему

скотоводства. Призывы к гуманности.

Основная часть населения – этнофоры крупных этносов. Урбанизация породила

приток иноземного населения и смешение. Стремление крупных государств к

унификации культуры. Экзогамные браки – (20-25% - норма). НТр. Общая

напряжённость ситуации в социоэтносфере. Одни считают межэтн. конфликты

спонтанными, другие социально и политически основанными. Истина –

посередине. Классиф: конфликт психологических стереотипов; идеологической

концепции; политических институтов. Движения: автономистические,

сепаратистские, ирредентизм, этноэгалитаристские, антииммигрантские,

Многочисленны и разнообразны. Основные – исторический и структурно-

функциональный. Исторический – зарождение, становление, развитие и

перспективы объекта. С-ф – выявление значения культурного элемента или

социального института в жизни народа. Сторонники против историзма в этнол.

Системный метод - ещё один – расчленяет этнос на компоненты и анализирует

их, интегрируя два предыдущих. Сложности – мнение об относительности этих

методов и важности интуитивного вживания, ведь познание этноса идёт через

субъективное взаимодействие между ним и познающим. Нижний уровень -

прикладные методы поиска и сбора. Экспедиции – маршрутные и стационарные.