Фашизм. История и уроки

Фашизм. История и уроки

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Понятие. Возникновение. Итальянский фашизм.

II. Установление фашизма в Германии. Идеология.

III. Изучение фашизма в 60-е гг.

IV. Неофашизм. Борьба с ним.

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании

опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… это

изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет

настоящего и не может быть будущего.

В 1945 году фашизм потерпел сокрушительное поражение: «Победоносно

завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва

против наиболее реакционной ударной силы империализма- гитлеровского

фашизма, ставившего своей целью уничтожение русского государства,

установление мирового господства».[1]

Вторая мировая война, развязанная фашистами, принесла человечеству

неисчислимые страдания : 56млн. человек было убито, свыше90 млн. – ранено,

28млн. – остались инвалидами. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора.

Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные

преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и др. странах

Европы. Человечество не может, не в праве забыть лагеря смерти, костры из

живых людей. Вот почему встревоженная память человечества вновь и вновь

обращается к урокам страшных лет фашизма. Это обращение к истории борьбы с

фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой

фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях

возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов,

какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

Однако развитие после второй мировой войны, события последних лет

свидетельствуют, что фашизм отнюдь не принадлежит прошлому.

Кто виноват в том, что фашизм (по крайней мере в нашей стране) не

стал вехой истории? Как ни парадоксально, но факт : пережив Вторую Мировую

Войну и испытав на себе всю тяжесть «нового порядка» в Европе, современное

общество не в состоянии полностью оградить себя от рецидивов фашизма. То

тут, то там можно слышать о неофашистских организациях, о возрождении

тоталитарной системы. Через столько лет после победы над Гитлером

появляются так называемые «баркашовцы», творят беспредел, используют явно

фашистскую символику, прослеживается та же идеология…

Поэтому тему фашизма я считаю актуальной, последние события об

этом явно свидетельствуют.

В своем реферате я поставила цель изучить историю развития и

становления фашизма, считаю нужным рассказать о явлении фашизма как

таковом и несколько подробнее остановиться на германском и «новом», русском

фашизме.

В своей работе я использовала не только научную, но и художественную

литературу, статьи периодических изданий, учебные материалы.

I. Понятие. Возникновение. Итальянский фашизм.

Прежде, чем начинать говорить о фашизме, нужно дать его определение.

«Фашизм носит имя, само по себе ничего не говорящее о духе и целях этого

движения. Fascio означает «объединение» или «союз», так что фашисты – это

союзники, а «фашизм должен означать» «союзничество»[2]. В отличие от таких

понятий, как консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм и т.д., понятие

«фашизм» лишено содержания. Итальянское fascio происходит от латинского

fascis , так назывались связки розог у римских ликторов (почетных стражей).

В 19 веке этим словом пользовались республиканские, профсоюзные и

социалистические группы, чтобы выразить свое отличие от партий. Затем, уже

в 20 веке так именовали себя итальянские правые, дальше речь идет о разных

итальянских союзах, имевших в своем названии это слово, например, «fascio

di combattimento» - «Союз борьбы», 1921г. – Partia Nationale Fascista –

Национальная фашистская партия.

Вот какое определение можно найти в философском словаре :

Фашизм (итал. Fascio- объединение) - открытая террористическая

диктатура наиболее реакционных, шовинистических, империалистических

элементов финансового капитала. Выражает неспособность удерживать власть

обычными , демократическими методами…[3]

Фашизм служит выражением того, что растущее стремление народных масс

к свободе можно пресекать лишь кровавым насилием и террором. Поэтому

характерным для фашизма является уничтожение всех, даже элементарных,

демократических свобод внутри страны, разгром рабочих и других

прогрессивных организаций, установление открытого террористического режима,

с помощью которого поддерживается власть буржуазии, политика подготовки и

проведения захватнических войн с целью закабаления независимых народов и

завоевания мирового господства империалистической буржуазией той или иной

страны.[4]

Э. Нольте рассматривает возникновение фашизма в 20-е годы в

общеевропейском плане как следствие глубокого послевоенного кризиса:

потрясений, связанных с распадом ряда стран и образованием новых

национальных государств, цепи революций, из которых большевистская

революция 1917 года оказала самое глубокое влияние на послевоенную эпоху.

В этих условиях разразился глубочайший кризис традиционной буржуазной

идеологии, всей системы ценностей, в том числе и либеральных.

Фашистское движение смогло предложить массам некую "третью" идеологию,

направленную как против буржуазных ценностей, так и коммунистических.

Возникновение фашистских движений в этот период Нольте считает неизбежным

"даже если бы не было ни Гитлера, ни Муссолини" .

Сначала фашизм был установлен в Италии , его лидером был Бенито Муссолини.

Естественно, на выборах звучали другие слова и другие провозглашались

задачи, много было дано обещаний. Программа фашистов, составленная в

1919г., была резко антикапиталистической. Когда фашисты пришли к власти,

они позабыли о тех пунктах программы, которые относились к свободе печати,

мысли и праву на создание организаций, они не уничтожили, как было обещано,

промышленные и финансовые корпорации. Экономическая политика фашистов

вначале ничем не отличалась от политики всех других стран Запада. Это была

политика интервенционизма.

Но Муссолини не мог долго прожить без собственной

экономической философии. Фашизм возник как новая философия, неслыханная

прежде и не известная другим народам. Но было бы не правильно говорить о

том, что фашизм – порождение итальянского ума. Начало ему было положено в

других странах и учениях. В Италии фашистский эпизод окончился в крови,

убожестве и позоре.[5]

II. Установление фашизма в Германии. Идеология.

Фашизм, возникший в Италии, с молниеносной быстротой распространился по

всему миру. В настоящее время нет ни одной страны, не охваченной фашистским

движением : Германия – Гитлер ; во Франции имеется ряд пока не объединенных

в единую партию фашистских организаций, как то : «Франсисты», «Женес

Патриотик», «Огненный крест» и др. ; в Англии фашизм представляется двумя

организациями : «Британской фашистской имперской лигой» и «Британским

фашистским союзом». Фашистские организации существуют также в австрии,

Прибалтийских странах, Румынии, Польше, Ирландии, Швейцарии, Южной Америке.

.[6] В Испании Ф.Франко, В Португалии – А.Салазар – создали более «мягкие»

формы фашистских государств.[7]

Теперь мне бы хотелось перейти к более подробному изучению

германского фашизма.

Этой теме посвящены очень много работ – и научных, и художественных.

Многие авторы исследовали, откуда и как появился фашизм, есть такой труд :

два тома коллективной монографии Современная Европа после фашизма 43 – 80-е

гг. – авторы – 63 исследователя из 20 стран, из России – Барыгин И.Н.,

Колпакиди А.И. и многие другие работы.

Подобно итальянской, Национал – социалистическая рабочая партия

Германии (НСДАП) возникла в период кризиса послевоенных лет. Впрочем,

экономическое положение Германии в этот период было лучше, чем Италии.

В 1922г. НСДАП получает название «фашизм». 24 февраля 1920г. была

принята программа, состоящая из 25 пунктов Программа. ЕЕ же потом назовут

расовой теорией.

Расовая теория является теоретической осью немецкого фашизма. Цель –

«генетическое улучшение германской расы и защиту ее от расового смешения»,

которое якобы приводит к упадку «высшей расы». Везде использовались любые

способы по претворению этой программы в жизнь в форме преследования евреев.

В основе расовой теории лежит предположение о существовании в природе

«железного закона», в соответствии с которым спаривание каждого животного

должно осуществляться только с представителем или представительницей своего

вида. Только такие исключительные, как жизнь в неволе, могут привести к

нарушению этого закона и расовому смешению. В этих случаях природа начинает

мстить, используя все возможные средства для борьбы с такими нарушениями.

Месть природы выражается в стерилизации ублюдков или ограничении

рождаемости следующих поколений этих ублюдков. В повседневной борьбе за

выживание реализуется закон естественного отбора. При этом гибнут более

слабые., т.е. неполноценные в расовом отношении существа. Этот процесс

соответствует «стремлению природы» , ибо улучшение породы прекратилось бы,

если бы слабые, которые всегда в большинстве, могли вытеснить сильных,

которые всегда в меньшинстве. Поэтому для ограничения числа слабых существ

природа предусматривает более суровые условия жизни. С другой стороны,

природа исключает возможность неразборчивого размножения остальных существ,

подвергая их безжалостному отбору на основе критериев энергии и здоровья.

Далее фашисты приступают к применению этого закона природы к народам.

При этом они рассуждают примерно следующим образом. Исторический опыт

показывает, что смешение арийской крови с кровью низших народов неизбежно

приводит к вырождению основателей цивилизации, понижению уровня расы, за

которым наступает духовный и физический регресс. Таковы признаки начала

«упадка расы».

По мнению Гитлера, человечество следует подразделять на три расы :

основатели культуры, носители культуры и разрушители культуры. Только

арийскую расу можно считать основательницей культуры, ибо она «заложила

основание и возвела стены храма человеческих творений». Азиатские народы.

Например, японцы и китайцы, лишь переняли арийскую культуру, придав ей свою

форму. Поэтому они являются носителями культуры. В то же время еврейскую

расу можно отнести к разрушителям культуры. Существование «низших людей»

служит основным условием создания высшей культуры. Первая культура

человечества опиралась на использование низших рас. В древности для пахоты

в ярмо сначала впрягали побежденных и только позже стали использовать

животных. Так и арийцы будут использовать другие расы для решения своих

задач.[8].

Сходство с итальянцами прослеживается также в обличии партии. НСДАП

тоже была организована и построена по военному образцу, опиралась на

вооруженные силы.

После попытки переворота Гитлер был осужден, хотя вряд ли это можно

так назвать. Наказание было очень мало, зато о нем теперь говорила вся

Германия, НСДАП окончательно превратилась в гитлеровское движение. После

освобождения Гитлер написал книгу «Майн кампф» («Моя борьба»).

На выборах в рейхстаг 31.07.1932г. НСДАП получает 230 мест.

30 января 1933г. было сформировано коалиционное правительство во

главе с Адольфом Гитлером (для этого пришлось свергнуть рейхсканцлера фон

Шлейхер). В сформированный кабинет кроме Гитлера входили : Вильгельм Фрик –

министр внутренних дел, Герман Геринг – министр без портфеля.

Сразу же после назначения Гитлера был распущен рейхстаг и назначены

новые выборы. С этого времени кроме НСДАП только армия и церковь обладали

хоть какой-то властью, но и их влияние постепенно снижалось.

Первоначально основу фашистского аппарата террора составляли

штурмовые отряды (СА), возникшие в августе 1921г. Из года в год их

численность возрастала. В августе 1921г. – это лишь небольшая группка

людей, на 1 января 1935г. их уже 3 543 099 человек.[9].

Потом после периодических чисток рядов количество СА

уменьшалось, зато все большее влиянии приобретали СС, готовые ради фюрера

на все. Большую роль СС сыграли в событиях 30.06.1934г. – расправа над

руководителями штурмовых отрядов , многие из них оказались в концлагерях,

которые сами строили. В награду Гитлер выделил СС из состава СА своим

Указом от 13.07.1934, СС стал главной верной опорой Гитлера.

Как, каким образом фашисты привлекали к себе народные массы? Мне эта

тема кажется наиболее интересной.

Откровенно расистские, шовинистические, агрессивные взгляды фашистов

соединялись с самой беззастенчивой социальной демагогией и ложью. Фашисты

взяли на вооружение слова Макиавелли : «Управлять – это значит заставить

поверить». Именно наряду с насилием и порабощением использовались

пропаганда, идеологическая обработка масс, духовное манипулирование людьми.

О том, какое внимание уделялось пропаганде, свидетельствуют следующие факты

: за годы гитлеровского правления было произведено свыше 2 тыс. фильмов,

опубликованы тысячи романов, сотни стихов, создано тысячи скульптур,

памятников и т.д. все это воспевало мощь и силу, несокрушимость и

превосходство фашизма.

«Фашизм – ложь, изрекаемая бандитами». Эти слова Э. Хемингуэя

абсолютно точно выражают суть и смысл фашистский пропаганды. Фашисты, зная

психологию людей, апеллировали не к разуму, а к чувствам, эмоциям. Человек,

считали они, - биологическое существо, значит, чувства у него господствуют

над разумом.

В целях духовного отупления масс, эффектного и эффективного

воздействия на массовую психологию фашисты большое внимание уделяли

организации всякого рода массовых сборищ : маршей, манифестаций, собраний,

зрелищ, игр и т.п.[10]

«Толпа была превращена в стадо, масса – в плебс. Это «чудо

превращения»могло свершиться лишь при сочетании террора физического с

террором идеологическим., при систематической обработке масс в нацистском

духе».

«Ложь и обман всегда были главным орудием нацистского руководства в

борьбе за власть. Ложью было и его утверждение о том, что власть ему

передало большинство избирателей» [11]

В течение многих лет царил террор СС. 27 сентября1939г. было создано

Главное имперское управление безопасности, объединившее с себе все силовые

подразделения. Это стала Служба безопасности «Третьего рейха». Террор

продолжался, по-прежнему действовал «Народный суд»

Уже в 1933г. европейские страны начали говорить о том, что Гитлер

готовится к войне, не знали только – с кем. 23августа 1939г. между

Советским Союзом и Германией был заключен пакт о ненападении. Но Германия

нарушила договор и 22 июня 1941г. без объявления войны вторглась на

территорию России.

Война СССР с фашистской Германией не была обычной войной. Это была

война не между армиями, но Великая Отечественная Война против фашистских

захватчиков.

Фашистские диктатуры пали.

«Кончина фашизма не была результатом антифашистской политики

победителей или же правительств, сменивших фашистов, но была результатом

конечного провала фашизма будь то в виде движения или в виде режимом, а так

же результатом глубоких перемен в обществе и политической системе»[12].

III. Изучение фашизма в 60-е гг.

Однако исторический опыт показывает, что фашизм не принадлежит прошлому, об

этом свидетельствуют фашистские перевороты в Греции (1967г), в Чили

(1973г.).

Шестидесятые годы ознаменовались началом новой стадии

изучения фашизма в целом. Характерными чертами ее стали изменения в методах

и перспективах исследования, в оценках и интерпретациях. Связано это было

прежде всего с расширением круга доступного для историков архивного

материала, накоплением большого количества конкретных фактов о фашизме.

Консервативные оценки фашизма переживают глубокий кризис, связанный прежде

всего с тем, что представители этого метода не смогли достаточно

убедительно обосновать свой тезис о случайности фашизма в немецкой истории.

Изучение фашизма в 60-е гг. проходит в ФРГ на фоне новых тенденций

политического и культурного развития, сопровождается активным обсуждением

проблем фашизма в средствах массовой информации. Так, большой общественный

резонанс вызвали процессы по нацистским преступлениям, состоявшиеся в

начале 60-х годов в Ульме и Франкфурте-на-Майне. К последнему процессу (по

Освенциму) историками Мюнхенского института современной истории под

руководством проф. М. Брошата было подготовлено 2-х томное издание

"Анатомия государства СС" . Оно показало масштабы влияния и чудовищность

преступлений организации, стоявшей в центре террористической системы

Третьего рейха.

Общественность Германии, молодое поколение немцев были потрясены картиной

нацистской политики геноцида, массового истребления людей в лагерях смерти.

История фашизма и его диктатуры оказалась в эпицентре публичной жизни ФРГ.

С разных сторон стали доноситься упреки в слабом изучении истории фашизма.

Не без давления со стороны начавшегося в 60-е годы студенческого движения

за демократизацию высшей школы в университетах Германии развертываются

дискуссии о периоде фашизма. Образование НДП (неонацистской партии) усилило

эти настроения .

В 60-е гг. значительно возрос интерес ученых к вопросам формирования

фашистской партии, ее движения, основам мировоззрения. Одной из первых

работ в этом направлении была книга М. Брошата "Национал-социализм.

Мировоззрение, программа и действительность" (1960 г.) В ней он показал

идейные источники фашизма, которые представляли из себя мешанину

антидемократических, антикоммунистических, антисемитских и пангерманских

идей. "Социалистические" постулаты фашистов он считает демагогией. Заслуга

этого ученого состояла в том, что он показал, что фашистская идеология

родилась не на пустом месте. Она явилась преемником многих идей, возникших

задолго до фашистской партии .

В работах других авторов оценки "раннего периода" деятельности нацистской

партии носят более умеренный характер. В. Хоффманн ввел в оборот документы

по гитлеровскому путчу 1923 г. Подробно освещает деятельность партии в 1919-

1924 гг. В. Мазер. Они утверждают, что нацистская партия в этот период мало

от кого зависела. Она существовала за счет взносов своих сторонников и

отдельных пожертвований. Своим укреплением на политической арене она

обязана только своему вождю.

Продолжают создаваться биографические труды о Гитлере и других вождях

фашистского режима. В них уже меньше, по сравнению с 40-50-ми годами,

звучат мотивы "демонии" Гитлера. Большое внимание уделяется конкретному

анализу социально-экономической и политической обстановки, морально-

нравственного климата, в условиях которых стало возможным появление и

возвышение Гитлера и других нацистских вождей. Наиболее удачной в этом

отношении представляется работа Й. Феста "Облик Третьего рейха. Профили

тоталитарного господства"

Вновь с большой остротой был поставлен вопрос об историческом месте

фашизма. Дискуссия развернулась вокруг работы немецкого либерального

историка Ф. Фишера "Рывок к мировому господству. Германия на пути к первой

мировой войне". В своей книге он обосновал континуитет внешнеполитических

империалистических притязаний кайзеровской и нацистской Германии. Гитлер,

по его мнению, был вдохновлен пангерманскими, геополитическими,

экономическими идеями наиболее реакционных правящих групп. Они сохранили

свои позиции и в Веймарской республике, пытаясь через ряд правых

политических организаций, в том числе и НСДАП, осуществить свои старые

планы мирового господства . Позиция Ф. Фишера была близка оценке Г.

Хальгартена. Проблема ответственности немецкой господствующей элиты за

приход Гитлера к власти приковывает к себе внимание видных историков и

политиков.

Вновь был поставлен вопрос о свободе маневра и степени ответственности тех,

кто принимал решения в определенных областях и в различное время периода

фашистской диктатуры. Например, роль офицерского корпуса. Как известно,

представители консервативной историографии, авторы военных мемуаров

стремились очиститься от скверны нацизма, ссылаясь на то, что они

"выполняли приказы" Гитлера, верхушки СС. Ряд работ на эту тему

свидетельствовали о достаточной свободе решений офицеров вермахта и об их

ответственности за совершенные во время войны преступления .

Историк Г. Моммзен исследовал проблему степени и границ влияния

нацифицированного слоя в системе немецкой государственной бюрократии .

Работы этого и других историков в определенной степени подвергали сомнению

тезис о строго централизованном, отлаженном механизме функционирования

государственной машины Третьего рейха. Они обращали внимание на хаотичность

принимаемых решений, особенно в оккупированных восточных областях. Точка

зрения о монолитной структуре "государства фюрера" была подвергнута

сомнению. К. Д. Брахер в работе "Немецкая диктатура" охарактеризовал ее как

"анархическую автократию", но это, по его мнению, означало не ослабление, а

усиление роли Гитлера .

В наиболее четком виде сомнения в жесткой иерархической структуре фашизма

выразил Г. Моммзен. Им была высказана точка зрения, что фашистское

государство было не "монократическим", замкнутым только на Гитлере, а

"поликратическим", с несколькими центрами власти. Их руководители играли не

меньшую роль, чем фюрер и были во многом автономны в принятии решений. Г.

Моммзен высказал мысль, что Гитлер был относительно "слабым" диктатором,

"импровизатором", зависящим от других структур власти в рейхе . Частично

его точку зрения разделял и М. Брошат . Исследования в области

взаимоотношений крупного капитала и фашизма в Третьей империи также

подтверждали эту точку зрения.

Подобные высказывания видных историков свидетельствовали о кризисе жестких

схем власти тоталитарного государства.

Шестидесятые годы были переломными в немецкой (да и не только в ней)

историографии фашизма. Расширились перспективы исследования. В то же время

попытки создать всеобъемлющую теорию фашизма не удались. Вместе с тем мы не

можем согласиться с категоричностью выводов историка Х.-У. Тамера на этот

счет. "В дискуссиях, - как пишет он, - часто больше перевешивала политика,

чем наука, имели место догматизация и инструментализация подходов" . Не это

главное. Важно подчеркнуть, что в ходе полемики и выдвижения самых разных,

порой полярных или неожиданных точек зрения, определялись важнейшие

направления, темы и подходы для более углубленного изучения различных

вариантов фашизма.

Во сколько же современная Германия оценивает покалеченные

жизни русского народа? Германский фонд «Память, ответственность и будущее»

уже выделил России 835 млн. немецких марок. Эти деньги предназначаются

бывшим узникам концлагерей и гетто (по 15000 ДМ), узникам иных мест

заключения, в которых использовался принудительный труд (до 6000 ДМ),

депортированным на территорию Германии или аккупированные европейские

страны и привлекавшимся к принудительному труду на предприятиях

промышленности и транспорта (до 4,2 00ДМ), в коммунальном хозяйстве, сфере

обслуживания, образования, культуры, торговле, на почте рейха, в

здравоохранении ( до 1,500 ДМ). Малолетние дети (до 12 лет на дату

освобождения), если никто не может доказать их привлечение к

принудительному труду, получат до 70% от причитающихся денег. Если

доказательства есть – то ту же сумму, что и взрослые.[13]

IV. Неофашизм. Борьба с ним.

В наше время реакционную политическую идеологию пытаются

модернизировать неофашисты и неонацисты. Они призывают к установлению

«сильной власти». Господствовать должны немногие, нужно сделать ставку на

вильного вождя – это их призыв.[14]

Я могу привести Примерную программу фашистской партии в России.

Государственная власть должна быть национальной, надклассовой и не

зависимой от каких-либо личных влияний. Фашистское государство есть

организованное объединение членов нации, фактическое выявление духовного

единства нации. Такое государство требует от каждого гражданина выполнения

всех обязанностей, возлагаемых на него пребыванием в составе нации, только

выполняя эти обязанности можно претендовать на получение тех или иных прав.

Вначале обязанности, затем - права! Личность и класс – на службу нации!

Фашистская партии отличается от других еще и тем, что в ее основе лежит

принцип служения. Такая партия – объединение людей, поставивших себе целью

жертвенное служение нацистскому государству.

Все народы примут участие в национальной революции, получат

культурную, административную и политическую автономии.

Российские фашисты не предрешают ту или иную форму правления, считая,

что это не играет существенного значения для жизни государства, т.к. важна

социальная сущность, социальная природа государственного строя, а не его

форма. Важно гарантировать гражданам участие во власти и не важно, как этот

орган будет выглядеть. В российском государстве должен существовать

свободный и независимый суд, полная свобода религии, полная хозяйственная

самостоятельность и равномерное распределение богатства. Они за

ограниченную частную собственность, полную свободу внутренней торговли,

раскрепощение крестьян, гарантии работающим, свободу интеллигенции.

Задача каждого члена партии – активное участие в работе партии и подготовке

себя к революционной деятельности, участие в таковой

Прийти к власти планируется в 3 этапа :

1. собирание сил

2. Активная борьба

3. Национальное строительство.[15]

Так что же это? Почему-то вспоминается высказывание : история повторяется

дважды – один раз трагедия, другой раз – фарс…

В последнее время в печати, на радио и телевидении идет

целенаправленная кампания по разоблачению «русского фашизма», называются

причины его распространения : авторитарный тип мышления, воспитания,

элементы расизма и антисемизма на обыденном уровне, чувство ущемленного

национального достоинства, экономика с высоким уровнем безработицы и т.д.

Всем ясно ,что нельзя допустить установление фашизма в России,

тем более, что на фоне неблагоприятной обстановки это допускается, поэтому

периодически принимаются различные меры.

Во исполнении Указа Президента «О мерах по борьбе с

проявлением фашизма» был проведен рейд по изъятию в административном

порядке литературы и символики фашизма.

В ходе подобных проверок обнаружилось : охранники, работающие на

территории Тимирязевской сельхозакадемии создали организацию «Вервольф»

(Оборотни), вся их деятельность, литература и красноречивая свастика

указывают на фашистскую идеологию. За отступничество убили одного из своих,

за это их и арестовали. Но единственная статья – 105 УК.

В Екатеринбурге была пресечена деятельность главаря подобной

организации – наказание условное, его последние слова, уходя из зала

заседания: «Я с вами еще разберусь…»[16]

Видимо, все-таки угрозу фашизма чувствуют и «сверху» - привожу

Заявление Комиссии по правам человека при Президенте РФ

Нарастание угрозы фашизма в России приобретает зримые и зловещие

очертания. Разжигание расовой, национальной и религиозной розни принимает

все более организованный характер. Происходит увеличение военизированных

организаций, проповедующих идеи расового превосходства. Эти организации все

более широко используют арсенал фашистской идеологии и методов ее

пропаганды. В своей деятельности они все чаще переходят от боевой

подготовки к актам прямого террора : хулиганские нападения на лиц

«неугодной национальности», осквернение надгробий, памятников.

Их работа облегчается тем, что значительные группы людей потеряли

систему идейно-политических и даже моральных координат, в полной мере

испытали чувство национального унижения после исчезновения великой державы,

последствий чеченской войны. Фашистская идеология дает простые решения для

накопившихся проблем . Можно говорить об угрозе завоевания фашистами РФ,

ведь фашизм – исторический тупик, грозящий стране гибелью. Необходимо

ужесточить меры по борьбе с фашизмом, борьба с ним должна стать задачей

каждого гражданина РФ.[17]

Видимо, все-таки это находит отклик в массах. 27 февраля

1999г. Молодежной организацией Яблоко бала проведена Антифашистская акция.

Я могу привести речи представителей Яблока.

| | |

|Представитель молодежного Яблока | |

|из Барнаула Евгений Лисин | |

|"Дорогие друзья, мы собрались | |

|сегодня здесь, чтобы высказать | |

|решительное "Нет" гидре, которая в| |

|лице баркашовщины и макашовщины и | |

|в других националистических | |

|организациях появляется и исчезает| |

|из логова в нашей стране. Давайте | |

|призовем всю прогрессивную | |

|общественность нашей страны, чтобы| |

|она высказала решительный протест | |

|против этого явления. Чтобы мы | |

|судили о людях, только по | |

|конкретным делам, которые каждый | |

|день делает каждый конкретный | |

|человек. У каждой нации есть свои | |

|как хорошие так и плохие люди, как| |

|жадные так и щедрые. Так что | |

|нельзя судить о всех. Нет хороших | |

|или плохих наций, давайте скажем | |

|сегодня решительно "Нет!" тем | |

|проявлениям национализма, которые | |

|зарождаются в нашей стране, будем | |

|бороться против этого. Давайте | |

|выскажем это в едином нашем | |

|порыве. Нет | |

|национализму!Российский фашизм | |

|страшен прежде всего своей | |

|бессмысленностью, отрицанием | |

|главного в современном обществе, в| |

|современном мире- понятия прав | |

|человека. Страшен бессмысленным | |

|стремлением к разжиганию | |

|межнациональной розни, | |

|бессмысленным отрицанием тех | |

|понятий, которые так дороги всем | |

|нормальным людям. У каждого | |

|человека отношение к фашизму может| |

|быть выражено одним коротким и | |

|резким «Нет!» | |

|Руководитель молодых московских | |

|республиканцев Тимур Катеев. | |

|"Здравствуйте! В 1941 году танкам | |

|фашистской дивизии генерала | |

|Гудериана понадобилось всего 5 | |

|месяцев, для того, чтобы проделать| |

|путь от Берлина до подмосковных | |

|Химок. На решительную операцию по | |

|захвату города фашизму хватило | |

|немногим более 50 лет. И сегодня | |

|нас уже не спасут ни военные танки| |

|и самолеты, ни гениальный | |

|стратег-полководец, ни 28 | |

|героев-панфиловцев. Враг уже среди| |

|нас. Фашисты - в городе. И | |

|панацеей от этой беды может стать | |

|только | |

|целенаправленная государственная | |

|политика, направленная не столько | |

|на искоренение фашизма в наших | |

|сердцах, сколько на | |

|противопоставление этой идеологии | |

|другой, более мощной и более | |

|привлекательной для современного | |

|молодого человека. Мне искренне | |

|жаль, что многие мои сверстники | |

|находят, что выбрить затылок, | |

|надеть черную рубашку со свастикой| |

|и набить морду, проходящему мимо | |

|негру гораздо более модным, | |

|привлекательным, нежели какую-либо| |

|другую идеологию. Кто-то хочет | |

|выделиться из общества | |

|сверстников, кто-то хочет | |

|противопоставить себя обществу, | |

|кто-то хочет просто понравится | |

|девушке... Формирование другой | |

|идеологии, идеологии патриотизма, | |

|любви к государству | |

|противопоставлены агрессивному | |

|национализму. Это государственная | |

|задача.. | |

|На фоне этих заявлений по меньшей мере странной кажется листовка, |

|совершенно случайно попавшаяся мне на глаза. В углу – бело-красная |

|свастика, черная форма мужчины на фотографии тоже напоминает |

|фашистскую. Начинаю читать и понимаю, что это интервью с лидером РНЕ –|

|А.П. Баркашовым, имя которого совсем недавно упоминалось в связи с |

|беспорядками на одном из рынков столицы. |

|Я попробую анализировать некоторые высказывания Баркашова и |

|сопоставлять их с Примерной программой фашистской партии в России, |

|которая приведена выше и теми сведениями о германском фашизме, которые|

|я использовала в своей работе. |

|«Отношение к тому, что происходит в стране, у нас однозначное. В |

|стране, где население ежегодно сокращается более чем на миллион |

|человек, происходил и происходит геноцид русского и вообще коренного |

|населения при помощи экономических мер. Весь нынешний курс, который |

|президент провозгласил неизменным, мы понимаем как курс на превращение|

|России в сырьевой придаток Запада. Обнищание населения и его |

|сокращение – это следствие этого курса». Явно прослеживаются мысли о |

|превосходстве русской нации, недовольство властью – то же у Гитлера. |

|«Сегодня на выборы люди не ходят, на демонстрации под руководством |

|проституток «шмаковых» тоже, а энергия отрицательного взрыва |

|накапливается. Это показатель того, что при ужасающем уровне жизни |

|люди не верят в правовые способы решения своих проблем» Германские |

|фашисты почему-то тоже считали различные демонстрации непременным |

|атрибутом нормальной жизни людей. О том, что Гитлер использовал |

|негативную ситуацию в стране в свою пользу, это помогло ему прийти к |

|власти, я уже писала, между словами Баркашова и германской ситуацией |

|того времени можно провести параллель. «Старые» фашисты |

|воспользовались ситуацией, сделают ли то же «неофашисты»? |

|«Мы должны сказать «Хватит! Мы обвиняем власть в геноциде русского |

|народа!» Ни одного русского лица в правительстве и сплошная нищета при|

|неимоверном богатстве России » - не это ли ответ на мой вопрос? |

| |

| |

| |

| |

| | |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятно, что 2001 год – это не 1933. Все демократическое общество

выступает против неофашизма, решительно борется против неофашистских,

неонацистских банд.

Но также ясно, что без поддержки народных масс Гитлер никогда бы не

пришел к власти. Та обстановка, которая царит сегодня в нашей стране,

неуверенность людей в завтрашнем дне, недоверие существующей власти,

которая не в состоянии обеспечить своим гражданам нормальную жизнь, может

подтолкнуть этих граждан к другой силе, которая пообещает улучшить жизнь и

даст какие-то гарантии.

Нужно сочетать антифашистскую пропаганду с какими-то действиями для

улучшения жизни народа. Я уже упоминала, что Гитлер профессионально

воспользовался обстановкой неуверенности в стране, захватив власть. Где

гарантии, что «русские фашисты» не сделают того же? И откуда уверенность,

что их не поддержат люди? На мой взгляд единственное, что может еще

удержать наш отчаявшийся народ от поддержания фашистов – наличие в памяти

тех ужасов, которые творили германские фашисты.

Фашизм в России не выдумка. Это реальность, причем реальность социальная,

складывающаяся внутри самого общества, независимо от каких-либо

политических инициаций. Нельзя не видеть, как фашизируется само общество, в

котором складываются корпоративистские отношения (по сути своей -

внутреннее "корпоративное государство", подменяющее официальное), возникает

гремучая смесь власти и собственности, делающая неизбежным создание в

будущем корпоративного политического режима фашистского толка.

Фашизм можно сокрушить только в том случае, если вести с ним борьбу

объективно и практически на основе глубокого знания жизненных процессов.

Знание истории – того, к чему однажды привело установление фашизма –

у нас есть. И только в наших силах не допустить повторения судьбы

Гитлеровской Германии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Германия отдает долги жертвам фашизма // Аргументы и Факты №48, 2001

2. Фашизм из подполья// Российская газета 1995 12 апреля

3. Об угрозе фашизма// Российская газета 1998 14 июля

4. В.Бояринцев Офашизме в России // Молодая гвардия 1995 №11

5. История фашизма и его преодоления в единой истории Европы Xxвека //

Полис 1999 №4

6. Бессонов Б. Фашизм : идеология, политика, М.,1985

7. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982, Н-ск 2000

8. Галкин А.А. Германский фашизм, М., 1967

9. Звезда и свастика : большевизм и русский фашизм под ред. Родзаевского

К. М., 1994

10. История политических и правовых учений под ред. Нерсесянца В.С. М.,1983

11. Людвиг фон Мизес Бюрократия. Запланированный заос.

Антикапиталистическая ментальность. М.,1993

12. Политология под ред. Радугина А.А. М.,2001

13. Райх. В Психология масс и фашизм С-Пб.-М., 1997

14. РНЕ : Позиция Председателя Центрального Совета РНЕ А.П. Баркашова по

текущей ситуации в стране

-----------------------

[1] Цит. По : Бессонов Б. Фашизм : идеология, политика М.,1985, стр.3

[2] Цит. По Випперман В. Европейский фашизм в сравнении (1922-1982),

Новосибирск 2000, с.11

[3] Философский словарь под ред. Фролова И.Т. М.,1980

[4] Владимир Бояринцев Офашизме в России // Молодая гвардия 1995 №1

[5] Людвиг фон Мизес Бюрократия. Запланированных хаос.

Антикапиталистическая ментальность.- М., «Дело» 1993, с.149

[6] Звезда и свастика : большевизм и русский фашизм под ред. Родзаевского

К. М.,ТЕРРА 1994, с.196-197

[7] Политология , уч. Пособие под ред. Радугина А.А. М., «Центр» 2001,с.278

[8] Вильгельм Райх Психология масс и фашизм , С-Пб. – М., 1997, с.96-98

[9] Галкин А.А. Германский фашизм, М.: «Наука» 1967, с.353

[10] Бессонов Б. Указ. соч. с.165-166

[11] Бояринцев В. О фашизме в России // Молодая гвардия 1995 №11

[12] Белоусов Л.С., Шумаван А. История фашизма и его преодоление в единой

истории Европы XX века // ПОЛИС 1999 №4

[13] Аргументы и факты №48, 2001

[14] История политических и правовых учений под ред. Нерсесянца В.С.

М.,1983 с.653

[15] Звезда и свастика : большевизм и русский фашизм под ред. Родзаевского

К. М., ТЕРРА 1994 с.200-260

[16] Фашизм из подполья // Российская газета 1995 ,15 апреля

[17] Российская газета 1998, 14 июля