Фердинанд Порше и история компании
Фердинанд Порше и история компании
3 сентября 1875 года в семье знаменитого богемского медника Антона Порше в городе Либерец родился сын -- Фердинанд. Отец мальчика слыл в Чехии превосходным мастером своего дела. Надеясь, что мальчуган пойдет по его стопам, отец с самого раннего детства передавал ему тайны ремесла. В 16 лет юноша всерьез заинтересовался электротехникой. В то время электротехника, телефония и, естественно, автомобилестроение, были куда более «революционными» отраслями знание, нежели притивная чеканка по меди. Конец XIX века отмечен повальным интересом людей к технике. Ручной труд уступал место механическому, а лошадиные упряжки -- автомобилям.
По окончании университета, в 1898 году, молодой конструктор пробует свои силы во главе конструкторского бюро на Венском автомобильном заводе «Лонер».
Семь лет упорного труда принесли свои плоды. Первая самостоятельная работа (мотор-колесо для электромобиля) сразу же принесла 24-летнему инженеру успех и известность. Почувствовав в себе силы и уверенность, Порше в 1906-м становится главным конструктором на фирме «Аустро-Даймлер».
Очередным творением молодого гения был артиллерийский тягач с активным прицепом.В 1909 году, в год рождения его сына (кстати, тоже Фердинанда), Порше стартовал в ралли «Пробег имени принца Генриха Прусского» за рулем спортивного «Аустро-Даймлера» собственной конструкции. Занятое им почетное второе место не удовлетворило его самолюбие. Через год он на более совершенной модели пришел к финишу первым.
Как видим, создатель оказался не только прекрасным конструктором, но еще и неплохим гонщиком. К 1923 году, благодаря участию Порше в работе фирмы, там начали производить высококлассные автомобили. Раритетом стали люксовые модели «AD617» и «ADM-1». Дальнейшая деятельность Фердинанда Порше прослеживается в фирме «Даймлер-Бенц», где на посту главного конструктора он основное внимание уделяет разработке и усовершенствованию компрессорных двигателей как для серийных, так и для гоночных машин. Первым спроектированным автомобилем на новом месте был «Мерседес» тип 360 (24/100/140), который сразу же стал пользоваться успехом у людей весьма большого достатка. В дальнейшем он еще не раз приложил руку к ставшим уже легендарным сериям «К» и «S». Последователями его идей стали в конечном итоге модели «SS», «SSK» и «SSKL».
Проработав в компании около пяти лет, Порше принимает предложение занять главный пост конструктора в фирме «Штейр» у себя на родине, в Австрии, где с 1928 года благодаря его участию на свет появились две интересные модели: «Австрия» и «Тип ХХХ». Но и там Порше долго не задержался. Почувствовав финансовую нестабильность фирмы, он покидает ее. В промышленных кругах личность Фердинанда Порше получила широкую известность, благодаря чему в 1924 году техническая академия в Штудтгарте в честь признания заслуг изобретателя присвоила ему звание доктора технических наук -- «гонорис кауза» (то есть по совокупности научно-исследовательских работ).
Накопив большой практический опыт, Фердинанд Порше 25 апреля 1931 года, в 56 лет, решает основать собственное независимое конструкторское бюро. Первый шаг к своей мечте был сделан. Завоеванный авторитет сыграл свою роль в получении престижных заказов.
Фирма «Цюндапп» пожелала, чтобы доктор и профессор Порше разработал для нее малолитражку, а фирма «Вандерер» -- двигатель к легковому автомобилю. Помимо выполнения выгодных заказов, он и сам по собственной инициативе трудился над разными проектами. В 1932 году Порше сконструировал новый амортизационный элемент, который стал достоянием всех автопроизводителей -торсионная подвеска на продольных рычагах. Было сделано немало и других изобретений.
В этом же году Фердинанд побывал по приглашению в Советском Союзе: совершил большую ознакомительную поездку, посетил все центры советского автомобилестроения тех лет. По окончании, уже в Москве, правительство СССР предложило ему пост главного конструктора, обширную власть и привилегии. Но Порше отказался. И, как оказалось, на то были свои причины. После возвращения из необычного турне он становится главным конструктором фирмы «Ауто-Юнион», где у него рождается идея совершенно нового гоночного автомобиля.
С 1934 по 1937 годы эта машина установила множество рекордов на гоночных трассах Европы. К тому же, кроме автоспорта, Фердинанд Порше-старший всерьез занимается разработкой автомоторов, тракторов и ветряков. В 1934 году Порше направил в Министерство транспорта Германии предложение о производстве «народного автомобиля» («Фольксваген»).
Пришедший к власти Адольф Гитлер увидел в его идее очень выгодный пропагандистский ход, а уже позднее, осенью 1935-го, первые машины-прототипы появились на дорогах страны.
Спустя год Порше получает заказ на планирование завода по производству «новорожденных» «Фольксвагенов».
До того, как основать собственную фирму и выпускать Porsche, великий конструктор создал по персональному заказу Гитлера народный автомобиль -- VW KDF(The Beetle). Наряду с этим было еще целое множество заказов, так что ему пришлось переехать в 1938-м в центр Штудтгарта, где уже существовала небольшая фабрика по разработке прототипов. Но, к сожалению, выросший за полтора года завод начал выпуск в 1940 году не «народных автомобилей», а армейских машин «KDF» (крафт дурх фройде -- «сила через радость»). До 1945 года предприятие выпускало полноприводные джипы «Кюбельваген» модели «82», командирские машины «Командоваген» -- «87» и амфибии «Швиммваген» -- «166».
Все производство работало на фронт. Во время войны Порше со своим конструкторским бюро принимал активное участие и в выпуске «оружия смерти». Совместно с конструкторами Э.Андерсом (фирма «Хенкель»), Гроте, Гареком и другими не менее талантливыми людьми в производство пошли танки «Тигр» и «Пантера» (1942 г.), самоходное орудие «Фердинанд» (1943 г.). В 1944-м появились более тяжелые модели: «Королевский Тигр» и «Ягдтигр». Правда, была еще одна экспериментальная машина -170-тонный танк «Маус» («мышонок»). Но ни ей, ни вышеперечисленным не суждено было стать главным в жизни Порше.
После окончания войны он не мог из-за своего довоенного и военного прошлого не попасть в категорию неблагонадежных. В 1947 году, отсидев 22 месяца в заключении -- отработав на заводе Renault простым конструктором, -- профессор возвращается в Австрию. По пути домой Порше побывал в Штудтгарте. Весть о том, что его любимое детище -- «Фольксваген» -- начали выпускать, он встретил с огромным удовольствием. Но, к сожалению, на заводе в Вольфсбурге был уже свой штат конструкторов и услуги Порше больше не требовались. Вернувшись на родину, куда в 1945-м его сын Ферри перевез отцовскую фирму, Порше принимает участие в создании собственного спортивного автомобиля. Опыт поиска, начатый еще в конце 30-х, увенчался успехом.
В 1948 году из ворот маленькой мастерской выехал первый «Порше-356», разработанный его сыном и преемником Фердинандом Порше-младшим. 3 сентября 1950 года Фердинанду Порше-старшему исполнилось 75 лет.
Подарком ко дню рождения стал черный «Порше-356 Купе» «Фердинанд», представитель зарождающегося класса спортивных машин.
1953 г. -- презентация модели 547 на автосалоне в Париже.
1958 г. -- Порше всерьез задумался о будущем. Проблема ему представлялась двуединой: с одной стороны, «фольксвагеновский» силовой агрегат имел ограниченные резервы для форсировки, а с другой -- плясать от «жучиной» печки становилось несолидно. Поэтому в 1958 г. началась работа над проектом 901
1964 г. -- начало выпуска модели 911 Carrera c двигателем водяного охлаждения. Porsche 911 дебютировал во Франкфурте`63, а производство началось следующей осенью. Французская компания Peugeot, обладавшая патентом на индексы с 0 между двумя цифрами, в судебном порядке обжаловала название модели 901, и ее переименовывают в 911. Идеологически модель повторяла первенца марки, но не более того. Двигатель по-прежнему располагался сзади вне базы, имел воздушное охлаждение и оппозитную схему расположения цилиндров, иногда называемую «boxer», -- цилиндры находятся друг против друга, как боксеры на ринге. Но теперь мотор был 6-цилиндровым, с двумя кулачковыми распредвалами в головках, 6-ю карбюраторами Solex, очень жестким коленчатым валом, «сухим» картером и развивал мощность 130 л.с. при 1991 см3, что позволяло достичь скорости 210 км/ч . Автомобиль оснащался 4- или 5-ступенчатой КПП, передней подвеской типа McPherson и торсионной задней, всеми дисковыми тормозами и реечным рулевым управлением. Малышка 911 стала родоначальницей целого модельного ряда, популярного и до сих пор.
1965 г. -- появился кабриолет Targа с закрытой задней частью кузова и защитной дугой. Это название сохранилось до сих пор и стало нарицательным для кузовов подобной конструкции. Герберт Линге и Петер Фалк завоевали почетное пятое место в зимнем ралли Монте-Карло. В 65-м началось производство кабриолета Targa со съемной жесткой секцией крыши над сиденьями, дугой безопасности и огромным панорамным задним стеклом. Идея очень скоро получила широкое распространение. Каррера 1965 года получила двигатель 550 с системой смазки типа «сухой картер» и двумя свечами на цилиндр -- довольно сложный механизм, с коленчатым валом на роликовых подшипниках и двумя распределительными валами на каждый цилиндр, приводимыми в движение сложной системой конических шестерен.
1968 г. -- на конец 60-х годов приходится и начало триумфального шествия марки по автодромам мира. Porsche S-2,2 сначала занял первые два места в ралли Монте-Карло, а затем и победил в общем зачете первенства Европы. И в дальнейшем побед было больше, чем поражений, и 911-й во всех своих ипостасях превратился сначала в национальное достояние, а затем и в автомобильную икону вселенского масштаба. На Porsche 911 были выиграны Европейский чемпионат по ралли и ралли Монте-Карло. Международная автомобильная федерация (FIA) наградила фирму специальным кубком «International Manufacturers Trophy».
1969 г. -- выпускается спортивный VW Porsche 914 (с двигателем 911), впервые завоевавший титул чемпиона мира среди производителей.
1970 г. -- эта модель выиграла ралли в Монте-Карло. Модификация 911 S развивала уже 190 л.с. при 2195 см3 рабочего объема. Кроме того, на 47 мм увеличилась база, что позитивно сказалось на управляемости и уровне комфорта. Кстати, по уровню комфорта автомобиль превосходили разве что американские купе и Datsun 240 Z.
1971 г. -- победа в ралли Сафари. Презентация нового поколения модели 911.
1972 г. -- команда фирмы на 911-ом впервые занимает второе место в ралли Сафари.
1974 г. -- на Парижском автосалоне представлена новая модель 911 Turbo.
1975 г. -- первый показ модели 924 с «классической» компоновкой.
1977 г. -- начало выпуска модели 944.
1981 г. -- появление модели 944.
1984 г. -- появился полноприводный автомобиль на базе 911, на котором в том же году одержана победа в ралли Париж-Дакар.
1986 г. -- победа полноприводной модели 959 в ралли Париж-Дакар.
1991 г. -- начало выпуска модели 968.
1992 г. -- представлена модель 911 Spidster на базе Сarrera 2.
1996 г. -- в Цюффинхаузене торжественно отпраздновали выпуск миллионного автомобиля -- для производителя GT число астрономическое. Премьер-министр земли Баден-Вюртемберг получил ключи от предназначенной для дорожной полиции машины из рук 86-летнего Ферри Порше -- само собой, это была 911-я. В этом же году начался выпуска относительно недорогой модели Boxster, появление которой позволило существенно увеличить объемы продаж
1997 г. -- появилась новая Porsche 911 Каrrera с принципиально новым 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения объемом
3387 куб.см мощностью 300 л.с. Состоялся первый показ модели 911 GT1. С 1997 года легендарный Porsche 911, изменившийся практически полностью, как конструктивно, так и внешне, выпускается под индексом 996.
1998 г. -- первый показ модели 911 GT2. В этом же году скончался Ферри Порше.
2000 г. -- версия Porsche Boxter S получила обновленный шестицилиндровый двигатель объемом 3.2 литра мощностью 252 л.с. Ускорение до 100 км/ч происходит за 5.9 сек. Максимальная скорость выросла до 260 км/ч. Увеличение мощности двигателя повлекло за собой доработку подвески, коробки передач. На Porsche Boxter S устанавливается система Motronic ME 7.2 с электронным акселератором. Также новая модель получила переработанную шестискоростную коробку передач. Подвеска получила более жесткие амортизаторы. Внешних отличий почти нет. Новые 17-дюймовые литые легкосплавные диски, дополнительное вентиляционное отверстие в передней панели, двойная выхлопная труба и буковка S на кузове автомобиля, новое трехспицевое рулевое колесо со вставками кожи -- вот и все отличия. Cалон получил новый цвет обивки новую ткань для складывающейся крыши из специальной ткани, уменьшающей шум ветра на больших скоростях.
2001 г. -- в настоящее время компания, ставшая акционерным обществом, продолжает усовершенствовать пользующуюся успехом модель 911. Последняя модификация этой марки стала самой глубокой за всю свою историю. Но! Дизайнеры и разработчики Porsche сделали все, чтобы автомобиль остался узнаваемым. Уникальный 3.6 -- литровый шестицилиндровый двигатель делает Porsche 911 просто «монстром» на дороге. С водяным охлаждением, с изменяемыми фазами работы клапанов, с цилиндрами пониженного трения. Все это дает автомобилю неудержимую мощь в 296 л.с. Двигатель очень здорово крутится до 7.300 об/мин. И звук его остается приятен. Под стать двигателю и все остальное. Ручная, шестискоростная КПП. На заказ может быть установлена пятискоростная полуавтоматическая коробка Tiptronic S. С ручной КПП автомобиль ускоряется от 0 до 100 км/ч. менее чем за 5.2 сек.! Маскимальная скорость -- 290 км/ч. Скорость. Этим словом можно охарактеризовать Porsche 911. Этот автомобиль предназначен для ОДНОГО человека. Для того , кто ЛЮБИТ и УМЕЕТ ездить. Самый мощный и быстрый в этой серии полноприводный 911 Turbo имеет много поклонников. 911GT1 -- оригинальный дорогостоящий автомобиль, выпускается только по индивидуальным заказам и при всех качествах настоящего гоночного автомобиля может с успехом использоваться для обычной городской жизни.