Фигурное катание

Фигурное катание

3. Начальные этапы развития фк в России.

Создание клуба в СПб в 1865 году. Юсуповцы сыграли большую роль в развитии

фк в России. Лебедев победил на соревно-ваниях уже в 1838 г. Лондон 1908

год Панин – ОЧ. 1914 год первый искусств. каток в помещении кинотеатра

«Аква-риум» (3 мес.). В СССР – парк им. Дзержинского. В довоенное время фк

не пользовалось попу-лярностью. Увлекались лишь в немногих городах, кроме

Москвы и Петербурга. В 1919 г ледовые площадки в Петроп.крепости и Детском

Селе. 1920 первое в СССР соревнование по фк на катке бывшего ипподрома Семе-

новского плаца. 1923 первый чемпионат Москвы. 1935 год Панин открыл

отделение фк. Он создал первый в мире уч-к, где изложил основы техники,

поста-новочные, воспитательные аспе-кты тренировки и соревнований

фигуристов. Переломными в раз-витии фк стали 50-е годы. В 1947 г СССР

вступил в ИСУ. В 1956 наши спортсмены впервые вышли на европейский лед в

Париже. Первыми дорогу к пьедесталу проложили ленинг-радцы Инна и Станислав

Жук, которые в 1958-60 были серебр. призерами. Роднина-Уланов 69-72 г

завоевали «все золото мира», 72 ОЧ в Саппоро, Роднина Зайцев 76, 80 ОЧ.

Содержание психологической подготовки фигуриста.

В психологическую подготовку входят морально-волевая и совершенствование

психических возможностей фигуриста.

Двигательное представление – это психический вопрос, в результате которого

в сознании спортсмена возникает образ какого-либо конкретного двига-

тельного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов. Дви-гательные

представления выпол-няют следующие ф-ции: 1. Прог-раммирующая – после

показа уп-ражнения возникает образ того, что и как ему надо делать. 2.

Регулирующая – образ двиг. де-йствия становится эталоном. 3. Тренирующая –

идеомоторная тренировка (мысленное выполне-ние упр-я сказывается на повы-

шении точности движений).

Чувство конька, ритм элемента, определение пространства.

Базовые эл-ты фк. Петля.

Петля – это поворот, выполня-емый без смены направления, фронта скольжения

и ребра конька. Вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу, назад внутрь.

Механизм выполнения закл-ся в резком увеличении угловой ско-рости вращения

в первой ее половине и уменьшения во вто-рой половине. Увеличение угло-вой

скорости достигается приб-лижением свободной ноги и рук к продольной оси

тела при по-вороте плечевого пояса и таза относительно опорной ноги. Для

завершения петли необходимо увеличить линейную скорость движения конька.

Это осущ-ся разгибанием опорной ноги с одновременным махом свободной,

направленной вперед-вверх. |5. Катание на коньках как средство

передвижения. Игры и забавы. Формир-е основных групп движений.

Психологическая подготовка к соревнованиям.

Цель – формирование у спортс-мена такого психического сос-тояния, при

котором он может в полной мере использовать свою функциональную и

специальную готовность для реализации в соревновании максимально воз-

можного результата.

Психологич. подготовка к старту: 1. Самоконтроль. Пере-ключение внимания и

отвлечение от мыслей об исходе соревно-вания. Самоободрение при неу-

веренности в своих силах. Самоубеждение – спортсмен до-казывает себе, что

он показать запланированный результат. Самоприказы типа «спокойно!»,

«возьми себя в руки!» в моме-нты высокой степени эмоц-го возбуждения или

подавленности перед стартом. 2. Произвольное расслабление мышц. Управление

дыханием. Управление поведе-нием – сдерживание р-ций на воздействия извне,

умение упр-авлять быстротой, аплитудой и плавностью движений, ритмом.

Использование разминки для регуляции эмоционального сос-тояния. 3.

Самовнушение.

Шаги. Классификация, техника.

Шаги – комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков

и петель, с помощью которых фигурист пере-мещ-ся по площадке. Различают

шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах.

Дорожка м.б. по прямой, по кругу, по серпанти-ну. Различают шаги тройкой,

скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и др.

Перебежка – простейшая разно-видность шагов. После овладе-ния перебежками

вперед и назад можно приступать к разучиванию шагов с поворотами.

Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот – тройка. Эти шаги

удобны для увеличения скорости скольже-ния. Наряду с шагами на ребрах

существую шаги на зубцах. Обычно включаются в комбина-ции, чтобы

подчеркнуть хара-ктерные моменты музыки. В ком-бинациях следует чередовать

шаги, позволяющие увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта

возможность выра-жена слабее. |7. Панин и его вклад в развитие отечеств

фк.

1902-1903 – чемпион России. 1908 – ОЧ. Основатель современной теории по фк.

Ему была присвоена степень кандидата педагогических наук. Создал первый в

мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные

технические, постановочные, воспитательные аспекты тренировки и

соревнований фигуристов. Сконструировал свою модель конька, которая будучи

модернизированной, остается и по сей день на вооружении у фигуристов. 1935

– открыл отделение фк в Ленинградском институте им. Лесгафта. 1940 – звание

заслуженного мастера спорта. Вел активную работу по организации массового

фк.

Круговая тренировка, ее использ-е в подготовке фиг-та.

Вращения. Классиф-ция. Техника и методика обучения «волчку».

Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг верти-кальной оси без

заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по направлению

вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон); по степени

сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.

Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с целью набора ско-рости,

выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд. Цель – придание телу

устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с плавно меняющейся

кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется круговое

маховое дви-жение и толчок ноги при пере-ходе с дуги подхода на въезд-ную

дугу. 3. Вра-щение. Важны-ми явл-ся точность позы, ста-бильное положение

оси и центра вращения, сохранение осанки. Вращение в волчке происходит на

передней трети конька. В начале вращения допустимо лег-кое касание льда

зубцами. Наи-более частая ошибка – падение назад. Чтобы избежать этого –

свободную ногу и руки вытянуть вперед. 4. Выезд осущ-ся за счет

разгруппировки, что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка

сопро-вождается небольшим сгибанием опорной ноги. |8. Устройство и

оборудование ледовой площадки. Подготовка и уход за льдом.

Катки бывают естественные (на прудах, озерах), наливные (в парке) и

искусственные. Разме-ры катка – 30х60 искусств., 40х70 естественный. Каток

д.б. хорошо освещен. Освещение лам-повое и прожекторное. Сила освещ-я 50-

100 люкс. Заливают, когда почва замерзнет на 2 см и t -2. Шланг держат под

углом 45 градусов (способ дождева-ния). Шлифуют горячей водой. Искусств.

лед заливают специа-льные комбайны, изготовленные на базе автомобиля.

Комбайн срезает специальным ножом тонкий слой льда и наливает слой горячей

воды. Можно испо-льзовать бочки с водой с отве-рстиями для разбрызгивания и

полосой толстой ткани для сглаживания неровностей.

Физ. кач-ва фигуриста. Сила. Определение. Методика разв-я.

Сила способность человека про-тивостоять сопротивлению и преодолевать его

за счет мы-шечных напряжений. Силовые способности зависят от физиол.

поперечника мышц (соотношения разнлич. мыш. волокон разных видов). Виды

силовых способ-й: 1. Максимальная сила – наивыс-шие возможности при

максималь-ном произвольном мышечном сок-ращении. 2. Взрывная сила –

способность преодолевать соп-ротивление с высокой скоростью мышечного

сокращения. 3. Сило-вая выносливость – способность длительное время

поддерживать оптимальные хар-ки движений. Выделяют собственно силовые (в

статич. режиме и медленных движениях) и скоростно-силовые способности

(динамическая сила в быстрых движениях).

Для юных фиг-ов основную роль играет прочность мышц стопы. Разбег и

отталкивание в прыж-ках м.б. выполнены при доста-точном развитии скор-

силовых качеств мышц ног. Важную роль для вращения имеет активная работа

мышц, скручивающих ту-ловище. В полет –мышцы спины и брюшного пресса. В фк

воспиты-вают силу методом максимальных усилий. Для сп-ов более низкой

квалификации – метод повторных усилий (работа с непредельным отягощением).

Вращения. Классиф-я. Техника и метод. обучения «либеле».

Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг верти-кальной оси без

заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по направлению

вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон); по степени

сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.

Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с целью набора ско-рости,

выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд. Цель – придание телу

устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с плавно меняющейся

кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется толчок

ноги при пере-ходе с дуги подхода на въезд-ную дугу. Маховое движение при

вращении в ласточке не всегда эффективно, тк.к может привес-ти к выведению

свободной ноги вперед. 3. Вращение. Важными явл-ся точность позы, стабиль-

ное положение оси и центра вращения, сохранение осанки. В ласточке

необходимо вращаться на плоскости конька, не каса-ясь льда зубцами.

Начинающие фигур-ты часто теряют равно-весие уже в начале вращения, т.у.

чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед. Чтобы этого избежать, надо

оттягивать свободную ногу назад. 4. Выезд осущ-ся за счет разгруппировки,

что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка сопро-вождается

небольшим сгибанием опорной ноги. | |

|9. Гигиенические |14. Основные |15. Крепление |16. Виды спорт. |

|требования и |эл-ты фк. Хар-ка.|коньков к |соревнований. |

|обеспечение |Терминология. |ботинкам. Способы| |

|безопасности при |Дуга – скольжение|заточки. |Методика обучения|

|занятиях фк. |по кривой окр-ти,|Лезвие |фк детей |

|Катки бывают |без изм. фронта и|приваривается к |дошкольного |

|естественные (на |направления дв-я.|двум пластинам с |возраста. |

|прудах, озерах), |Перетяжка – смена|отверстиями, |Упр. на мышечную |

|наливные (в |направления |через которые |силу для детей |

|парке) и |скольжения. |конек крепится к |4-6 лет лучше |

|искусственные. |Тройка – положит.|ботинку. Коньки |выполнять сидя |

|Разме-ы катка – |поворот со сменой|для танцев – |или лежа на полу,|

|30х60 искусств., |фронтов |укороченная |исполь-зовать |

|40х70 |скольжения. |пятка, более |многоскоки, упр-я|

|естественный. |Скобка – |тон-кое лезвие, |со скакалкой. |

|Каток д.б. хорошо|отрицат-й поворот|меньше зубец. |Имитация упр: |

|освещен. |со сменой фронтов|Кри-визна полоза |пры-жки на месте |

|Освещение |скольжения. Петля|в передней части |с имитацией |

|ламповое и |– поворот, |наибольшая, в |выез-да, |

|прожекторное. |выполняемый без |задней – |комбинации |

|Сила освещ-я |смены направл-я, |наиме-ньшая, |прыжков |

|50-100 люкс. |фронта скольжения|средняя часть |(пере-кидной-пере|

|Заливают, когда |и ребра конька. |самая плоская. |к.-луоп), |

|почва замерзнет |Крюк – отриц. |Для точки |ласточка, |

|на 2 см и t -2. |поворот со |используют станки|пистолетик. |

|Катки на водоемах|сме-ной фронта и |2-х типов – |Задача 1 года |

|– толщина льда |направл-я |поперечной и |обучения – |

|при t не выше -10|сколь-жения. |продольной точки.|нау-чить владеть |

|градусов для |Выкрюк – положит.|На станке |коньком |

|выхода одного |пово-рот со |поперечной точки |(скользи-ть, |

|человека не < 7 |сменой фронта и |удобно |посадка, жим). |

|см, группы – 18 |напр. скольжения.|испра-влять и |Средства: упр. на|

|см, машины – 35 | |уточнять кривую |2 ногах |

|см. Надо иметь |Опорная нога – на|полоза конька, |(фонарики, |

|инвентарь для |которой ско-льзит|после нее |змейки, |

|спасения |ф-т. Свободная |необходима |приседания), |

|утопающих (доски,|нога – не |значительная |подскоки, |

|веревку, |касается льда. |шлифовка. Станки |перепрыгивание |

|лестницу). На |Смена |продольной точки |через |

|открытых |направле-ния – |позволяют |препятст-вие, |

|площа-ках t |переход от |вытачивать |старты и |

|воздуха без ветра|скольжения вправо|канавки |торможения, |

|до -18-20, с |к скольжению |практически любой|ду-ги, веревочки,|

|ветром до -8-10. |влево или |глубины и |перебежки, |

| |наоборот. Смена |конфигурации. |про-стые спирали,|

|Меры |фронта – пере-ход|Диаметр канавки |циркуль, простые |

|безопасности: |от скольж. вперед|30-35 мм, для |вращения. |

|требование к |к ско-льж. назад |танцев 25-30 мм. |Последоват-ть |

|одежде, |или наоборот. |Правила |обу-чения: |

|метеорологические|Скру-чивание |соревнований. |приобрести |

|условия, |туловища – |Состав судейской |устойчивое |

|требования ко |поворот ве-рхней |коллегии. |положение на льду|

|льду, |части по |Рефери; Ассистент|без доп. опоры, |

|освещенности, |отношению к |Рефери; Ассистент|освоение основной|

|оборудованию |ни-жней по |Рефери у льда; |стой-ки |

|вспомогательных |продольной оси. |Нече-тное |фигуриста, |

|помещений, нормы |Поло-жит. |количество Судей,|приобретение |

|загрузки катка, |направл. – |не ме-ньше пяти |умения скользить |

|психо-ого-педагог|скручивание |(5) и не больше |на двух но-гах, |

|ические причины |туловища по напр.|девяти (9); |обучение толчку, |

|травматизма и их |в сторону |Запасной Судья. |приоб-ретение |

|устранение. |закручивания |Запасной Судья |умения скользить |

|Физ. качества |дуги, отрицат-ое |оценивает |на одной ноге |

|фиг-та. |–в сторону, |соревнование |реберно. |

|Выносли-вость. |противоп. |независимо, |Прыжок Флип. |

|Определ, методика|закруч-ю |испо-льзуя |Техника и МетОб. |

|разв. |Правила |закрытое | |

|Выносливость – |соревнований. |судейство, и |Флип – носковый |

|способность |Опреде-ление |должен быть готов|прыжок без |

|противостоять |победителей. |в любое вре-мя |перемены нги с |

|утомлению в |На чемпионатах |заменить любого |положительным |

|какой-либо |ISU исп-ся |Судью, ко-торый |направление |

|деят-ти. |эле-ктронная |не может по любым|вращения. Обычно |

|Утомление м.б. |система ввода и |при-чинам |выполн-ся после |

|умственное, |демо-нстрации |продолжать судить|тройки |

|сенсорное, |оценок. Судейские|далее. |вперед-наружу - |

|эмоциональное, |оценки не могут |Зап. судья должен|назад-внутрь с |

|физическое. |быть изменены без|находиться рядом |поста-новкой |

|Критерием |положительного |с другими |конька толчковой |

|вынос-ти явл-ся |решения Ре-фери. |Судьями, но не |ноги сзади на |

|вре-мя, в течение|По завершении |должен |зубцы. Перед |

|которого человек |выступле-ний |разговаривать с |толчком свободная|

|способен |каждой из Команд,|ними, вводить |нога и |

|поддерживать |на табло должны |свои оценки |одноименная рука |

|заданную |демонстрироваться|отдельно. В |отведены назад, |

|интенсивность |Суде-йские |случае |что обле-гчает |

|деят-ти. |оценки. |невозможности |последующее |

|Вынос-ливость по |Объявление |выпол-нения своих|вращательное |

|отношению к |оце-нок вслух – |обязанностей |движ-е верхней |

|какой-либо |необязательно. Во|одним из |части тела. К |

|деят-ти наз-ся |время Произв-го |официальных |начальному |

|специаль-ной. |катания, долж-ны |Судей, он |вращению, |

|Бывает локальная |демонстр-ся места|заме-щает этого |получен-ному |

|и общая. Для |каждой команды в |Судью и занимает |поворотом верхней|

|воспитания общей |Короткой |его место в |части тела, |

|выносл-ти – метод|программе, |бригаде Судей. |добавляется |

|равномерного |Произвольном |Оценки |вращение, |

|упр-я. Работа с |катании и |замененного Судьи|возникающее |

|ЧСС < 130 уд/мин |Оконча-тельный |на момент замены |вследствие |

|не приводит к |результат. |записаны |стопо-рящего |

|увеличению |Подсчет |(зане-сены в |движения зубцами |

|аэробных |результатов может|компьютер) и |конька толчковой |

|возможностей |произв-ся с |использ-ся для |ноги. Добиваться |

|орг-ма. При |использованием |подсчета |энергичного |

|вос-питании |Калькуляционных |результатов, а |разгибания не |

|анаэробных |Форм или |оценки Запасного |только толчковой |

|возможнос-тей, |электр-го |Судьи начи-нают |ноги, но и |

|используют |компьютера. При |использ-ся с |опорной, иначе |

|интервальный |использовании |момента за-мены и|при приземлении |

|метод. Длит-ть 30|Калькуляци-онных |до конца |тело наклонится |

|сек – 2 мин, 3-4 |Форм, |Соревнований. |вперед. Может |

|серии. Пауза |обязанностью Орг.|Ассистент Рефери |начинаться |

|между сериями |Комитета является|у льда должен |переступанием с |

|снижается от 5 |обеспечение |находиться на |хода |

|мин до 2. |соревнований |уровне льда и |вперед-внутрь на |

|Вращения. |двумя опытными |недалеко от |ход назад-внутрь.|

|Классиф-я. |секретарями, |выхода на лед с | |

|Техника и метод. |которые |целью наблюдения | |

|обучения |ответст-венны за |за состоянием | |

|«заклону». |ручной подсчет |ледовой площадки.| |

|Вращение – |резу-льтатов. По | | |

|длительное |окончании каждого|Судьи должны быть| |

|враща-тельное |из видов |расположены в | |

|движение вокруг |Соревнований |центре или в его | |

|верти-кальной оси|должно быть |близи вдоль | |

|без заметного |определено место,|длинной оси катка| |

|пе-ремещения в |занятое каждой из|с целью | |

|точке опоры. |участвовавших |наилучшего | |

|Классификация: по|Команд |наблюдения за | |

|направлению |Для каждой |выступлениями. | |

|вращения; по позе|Команды д.б. |Прыжок Тулуп. | |

|вращения (стоя, в|сде-лано прямое |Техника и МО. | |

|волчке, в |сравнение |Тулуп – это | |

|ласточке, |резуль-татов со |носковый прыжок с| |

|заклон); по |всеми остальными |переменой ноги и | |

|степени сложности|Командами. Это |положительным | |

|(простые, |сравнение |направлением | |

|сложные); на |дела-ется по всем|движения. Толчок | |

|одной и двух |Судьям, сравнивая|выполн-ся после | |

|ногах. |окончательные |поворота трой-кой| |

|Вращение состоит |суммы баллов. |вперед-внуть-наза| |

|из: 1. Подход – |Наивысшая сумма |д наружу, затем | |

|осущ-ся с целью |баллов у Судьи |следует | |

|набора ско-рости,|засчитывается как|постановка носка | |

|выполнения |«Судья в пользу» |конька толчковой | |

|приготовле-ния к |и присуждается |ноги назад в | |

|вращению. 2. |два (2) «очка в |направлении | |

|Въезд. Цель – |пользу». Команда,|общего движения. | |

|придание телу |по-лучившая |Для толчка | |

|устойчивого |максим-е |используют также | |

|вращения. Конек |количество |троечный переход | |

|оставляет на льду|«сравнительных |вперед-нару-жу. | |

|линию с плавно |очков», занима-ет|Первый способ | |

|меняющейся |1 место; второе |предпочтите-льней| |

|кривизной. |количество – 2, и|при выполнении | |

|Движение |т.д. |максима-льного | |

|выполня-ется на |Если две или |числа оборотов, | |

|согнутой ноге. 3.|более Команд |второй способ | |

|Вра-щение. |набирают |обеспечивает | |

|Важными явл-ся |одинаковое |более устойчивое | |

|точность позы, |количество |выполнение | |

|стабильное |«сравнительных |толчка. В | |

|положение оси и |очков», высшее |конечный момент | |

|центра вращения, |место занимает |толчка – | |

|сохранение |Команда с |стопорящее | |

|осанки. 4. Выезд |наи-больш.суммой |движение коньком | |

|осущ-ся за счет |«очков в пользу».|толчковой ноги. | |

|разгруппировки, | |Распространенная | |

|что поз-воляет |Если не |ошибка – | |

|уменьшить |определить место,|чрезмерное | |

|скорость |Ко-манды |скрещенное сзади | |

|вра-щения. |объявляются |положение | |

|Разгруппировка |поделившими это |толчковой ноги в | |

|сопро-вождается |место. Если две |начале | |

|небольшим |Команды делят 1 |отталкивания. В | |

|сгибанием опорной|место, то |каче-стве | |

|ноги. |следующее, будет |вспомогательного | |

|Заклоны выполняют|3 (а не 2). |упр-я | |

|со значите-льным |Прыжок |целесообразно | |

|прогибом назад |Риттбергер. |включать в | |

|или в сторону с |Техника, МО |тре-нировки | |

|откинутой |Петля – реберный |последовательное | |

|головой. Это |прыжок без |выпо-лнение троек| |

|усложняет |перемены ноги с |вперед-внутрь-наз| |

|пространственную |положительным |ад наружу. | |

|ориентировку, |направл-м. | | |

|вызывает |Выполн-ся | | |

|наруше-ние |аналогич-но петле| | |

|координации |назад-наружу. | | |

|движений, мо-жет |Обучение рек-ся | | |

|сопровождаться |начинать с | | |

|головокру-жением.|ра-зучивания | | |

|Положение заклона|петлевого шага. | | |

|при-нимают после |Сле-дить, чтобы | | |

|начала вращения. |свободная нога | | |

|Может |на-х-сь перед | | |

|сопровождаться |толчковой в | | |

|различным |скреще-нном | | |

|положением рук. |положении. | | |

| |Наиболее прос-той| | |

| |подход – тройка | | |

| |вперед-наружу – | | |

| |назад-внутрь с | | |

| |поста-новкой | | |

| |толчковой ноги на| | |

| |ход назад-наружу.| | |

| |Рука, | | |

| |одноимен-ная | | |

| |толчковой ноге, | | |

| |отведена наза, | | |

| |голова по ходу. | | |

| |Начальное | | |

| |вращение | | |

| |достигается | | |

| |вращением верхней| | |

| |части тела. | | |

|17. Физиологич. |18. |19. Эстетические |20. Организация |

|основы фк. Роль |Биомеханические |основы фк. |массовых |

|сенсорных систем.|основы фк. |В фк нельзя |праздников и |

| |Скольжение по |разделять |показат. выступл.|

|Свойственны |дуге. Принцип |спортив-ное и | |

|смешанные упр-я, |выполнения |эстетическое |Проведение |

|преобладают |техники эл-ов фк.|начала. |праздников и пок.|

|ациклические | |Практическое |выст. обычно |

|дв-я. Различный |Задача обучении |решение |привлекает |

|хар-р прилагаемых|ф-та – сообще-ние|эстетиче-ских |боль-шое кол-во |

|усилий требует |телу движения и |задачзакл-ся в |зрителей, что |

|развития |овладение |совершен-ствов-ии|спо-собствует |

|разли-чных |искусством |применения |популяризации фк.|

|физ.качеств. Надо|управлять |средств |«Новогодняя |

|разви-вать |движением в |хореографии и |елка», «8 марта».|

|статическую и |процессе |повышении |Основу праздника |

|динамичес-кую |скольжения. |музы-кальной |составляют |

|силу, соверш-ть |Качест-во шагов в|культуры во всех |соревновательные |

|гибкость, |большой степени |их проявлениях. |упражнения, |

|ловкость. |опред-ся |Понятие |аттракционы на |

|Многочисленные |реберностью |хореография |льду, |

|ускорения и |скольже-ния. Это |охватывает |показа-тельные |

|за-медления, |возможно только |различные виды |выст-я лучших |

|наклоны и |при движении по |танцевального |фиг-ов. Для |

|вращения, |кривой. Двигат. |искусства, где |проведения |

|сложность |задача при |художественный |праздника |

|сохранения |выполнении |образ создается с|соз-дается орг |

|равнове-сия на |вращений – |помощью ус-ловных|комитет из |

|малой площади |управление |выразительных |родите-лей и |

|опоры повышают |приобретенным |движений. |детей старшего |

|тонкость анализа |вращательным |Программу |возраста. |

|по-ложений и |движением путем |фигуриста можно |Украшается каток,|

|перемещений тела |сокращения и |сра-внить с |готовятся |

|и развивают |расслабления мышц|маленьким |костюмы, маски. |

|вестибулярный |при приближении и|самостояте-льным |Хорошо, если |

|аппа-рат. |удалении звеньев |спектаклем. |праздник носит |

|Повыш-ся |тела от оси |Артестичность |карнавальный |

|мышечно-сустав-на|вращения. В |ф-та иногда |хар-р. Программа |

|я и тактильная |прыжках |мо-жет |праздника |

|чувствит-ть, |разгибание |компенсировать |утвержд-ся |

|точность |толчковой ноги и |недостатки |заранее. Афиши с |

|глазомера, |маховые дв-я в |спортивной |указанием сроков |

|диффере-нцировка |толчке должны |стороны, |и места |

|слуховых |выполняться так, |погрешнос-ти |проведения. В |

|ощущений, |чтобы |техники. |празднике можно |

|способность к |преобразовать |Музыка явл-ся |исп-ть скольжение|

|комплексному |часть энергии |составной частью |с различными |

|восприятию |скольжения в |программы. Она |перестроениями, |

|инф-ции от многих|энергию |определяет хар-р |пантомимы, |

|сенс-ых систем |вращате-льного |и темперамент |от-гадывание |

|(чувство льда). |движения вокруг |программы. Должно|загадок, |

|Исполнение |продо-льной оси и|быть гармоничное |одиночные и |

|программ |сообщить телу |соче-тание |групповые номера,|

|относится к зоне |дви-жение |музыки, |конкурсы, игры на|

|субмакс-й |вперед-вверх. |драматургии, |льду. Игры д.б. |

|мощности. При |Скольжение по |хореографии с |досту-пны всем и |

|такой |дуге в |искусством |включать в себя |

|длительности |одноопор-ном |вла-дения |не только простое|

|упр-й |положении ялв-ся |коньками. |катание, но и |

|обра-зование |основным режимом |ФК воздействует |простейшие |

|энергии осущ-ся |движения и |на зрителей |элементы фк. |

|как аэробным, так|характ-ся такими |одновременно как |Учет |

|и анаэробным |величинами, как |спортивное |тренировочных |

|путем. |ско-рость, |зрелище и как |нагрузок. |

|Физиолог. |ускорение, радиус|искусство. |Нагрузка – |

|изменения в |дуги скольжения, |Научно-исследоват|определенная |

|орг-ме определ-ся|сила инерции, |ельская рабо-та в|велич-ина |

|величиной |сила давления |фк. Организация и|воздействия физ. |

|нагрузки и |конька на лед, |прове-дение, |упр-й на организм|

|психологическим |сила трения. |основные |человека. |

|напряжением |Содержание |направл-я. |Классифиц-ся: 1. |

|вследствие тех. |коротких программ|Этапы: выбор |По хар-ру – |

|сложности мно-гих|одиночного |темы, |тренировоч-ные, |

|эл-ов, высокой |катания. |литератур-ные |совревнов-ые, |

|эмоцион-ю. |Ж: Дупель; |источники, |специфич., |

|Содержание |каскад; прыжок 3 |уточнение за-ач, |неспецифич. 2. По|

|коротких программ|оборота; Заклон; |подготовка |величине – малые,|

|парного катания. |Комбинированное |методики |средние |

|Подкрутка, |вращение; прыжок |иссле-дования, |(околопред.), |

|параллельный |во вращение; |организация |значительные, |

|прыжок 3 оборота,|спираль; дорожка |работы, |большие. 3. По |

|паралл. дупель, |шагов. |проведение |направленности – |

|выброс, тодес, 2 |Ж: Дупель; |исследований и |по развитию |

|вращения со |каскад; прыжок 3 |фик-сация |отдельных физ. |

|сменой ног (не < |или 4 оборота; |полученных |качеств или их |

|3 позиций), |Заклон; |данных, |комп-в, на |

|совместное |Комбинированное |обра-ботка |совершенств-е |

|вращение (не < 1 |вращение; прыжок |данных, анализ |коор-динационной |

|смены ног), |во вращение; |материа-лов и |структуры дв-й. |

|поддержка. |спираль; дорожка |выводы, |4. По психической|

|Прыжок Лутц. |шагов. |редактирование, |напряж-ти – |

|Лутц – носковый |Парное катание. |оформление. |бо-лее и менее |

|прыжок без |Техника и МО |Оговаривается |напряженные. |

|пе-ремены ноги с |шагам. |актуальность |Внешняя сторона |

|отрицат. |Шаги служат для |те-мы |нагрузки м.б. |

|направ-лением |разбега, |(представляет |представлена |

|движения. Один из|сое-динения эл-ов|научный инте-рес |показателями |

|наи-более сложных|и как элементы |для дальнейшего |суммарного объема|

|прыжков. Исх. |программы. Могут |совершенс-тв-я |работы (в часах, |

|Положение – |вып-ся в |трен. процесса, в|км, кол-ве |

|скольжение |те-невом, |лит-ре данный |эл-ов). |

|назад-наружу, |зеркальном и |вопрос освещен |Интенсивность – |

|свободная нога |совместном |недоста-точно, |кол-во работы |

|впере-ди, |вар-ах. Особое |научная новизна).|единицу времени. |

|одноименная рука |внимание | |Показатели – темп|

|несколько |уде-ляется |Методы – |дв-й, скорость |

|отведена назад. |скатанности |наблюдение, |выполне-ния, |

|При подготовке к |партнеров. |экспери-мент, |время преодоления|

|толчку свободную |На начальном |обобщение опыта. |диста-нции, |

|ногу отво-дят |этапе разучивание| |плотность |

|рядом с опорной |основ совместного|Парное катание. |выполнения упр-й |

|назад, а плечи |скольжения на |Техника и МО |в занятиях. |

|разворачивают в |льду произв-ся в |прыжкам. |Внутр. сторона |

|сторону, |такой |Раздельные прыжки|нагрузки |

|противоположную |пос-ледовательнос|выполн-ся |отра-жается в |

|вращению в |ти: изучение |параллельно или |р-ции организма |

|по-лете. |хва-тов, позиций,|последовате-льно.|на эту нагрузку. |

|Толчковую ногу |вступительных |Д.б. одинаковая |Соотношение |

|ставят на лед на |шагов, скольжения|форма, |внешн. и внутр. |

|расстоянии 2-3 |вперед и назад в |одновременный |нагрузки |

|длин конька сзади|различных |момент |изме-н-ся в |

|опорной ноги. В |позичиях, смены |отталки-вания и |зависимости от |

|результате |позиций, смены |приземления. |уровня |

|энергичного |направ-ления |Постоянс-тво |классификации, |

|оттал-кивания |движения, шагов |интервала в |подготовленнос-ти|

|обеими ногами ф-т|различ-ной формы.|паралл. и |, функц-го |

|от-рывается ото |Следующий шаг – |дис-танции в |состояния сп-на. |

|льда. Первой |имитация |последоват. | |

|по-кидает лед |вступительных |прыжке, стараться|Регистрация: |

|опорная нога, |шагов к |сводить их к |метод магнитофон.|

|затем толчковая. |выполеннию |мини-муму – 1,5м |Записи,метод |

|Вращательное |перебежек и |и , чем на 10 с|ть программы, |

|наибольшей |соревнова-ниях. |в начале и в |акце-нты движений|

|скорости, 1-й |Танцоры не могут |конце программы. |на акценты |

|прыжок выполн-ся |испо-льзовать |Методика |музы-ки, |

|по пологой |свою музыку. |обу-чения: подбор|оригинальные |

|траектории |Каждый из |музыки, изучение |поддержки, шаги. |

|полета, что |партнеров изучает|характерных | |

|облег-чает |свою партию |особенностей | |

|амортизацию при |шагов. |дан-ного танца, | |

|приземл. |Совершенст-вуют |компоновка | |

|2 вар-та |отдельные части |музыки, подбор | |

|соединения |танцы. Целостное |шагов, поддержек.| |

|прыжков каскадом:|исполнение танца | | |

|1. для вращения в|и |Важна осанка | |

|последующем |совершенствование|партнеров. | |

|прыжке используют|артистичес-кого |Движе-ния рук и | |

|остаточное |мастерства. Учет |туловища должны | |

|вращение от |арти-стич. |под-черкивать | |

|преды-дущего |способностей, |ритм танца, его | |

|прыжка. Важна |крутизны дуг, |хар-р. | |

|слитность |чистоты ребра. | | |

|исполнения и | | | |

|нежелательна | | | |

|глу-бокая | | | |

|амортизация между| | | |

|прыж-ками. 2. | | | |

|начальное | | | |

|вращение | | | |

|создается так же | | | |

|как при | | | |

|выпо-лнении | | | |

|одиночного | | | |

|прыжка. | | | |

|При-земление из | | | |

|предыдущего | | | |

|прыжка вып-ся в | | | |

|положение, | | | |

|исходное для | | | |

|толчка. | | | |

|В каскаде важно | | | |

|сохранить | | | |

|жес-ткость | | | |

|взаимного | | | |

|положения звеньев| | | |

|тела в полете. | | | |

|Большие | | | |

|требования | | | |

|предъявляются к | | | |

|уровню развития | | | |

|физ. качеств | | | |

|спортсменов. | | | |

| |30. |17. Физиологич. |18. |

|29. Методика |Организационная |основы фк. Роль |Биомеханические |

|отбора в ФК. |структура |сенсорных систем.|основы фк. |

|Этапы отбора, их |управл-я фк в | |Скольжение по |

|содержание. |России |Свойственны |дуге. Принцип |

|Отбор |Руководящая роль |смешанные упр-я, |выполнения |

|предполагает |– федерация фк в |преобладают |техники эл-ов фк.|

|выбор из |России. Ей |ациклические | |

|определенной |подчиняются |дв-я. Различный |Задача обучении |

|группы сп-ов, |федерации |хар-р прилагаемых|ф-та – сообще-ние|

|которые в |городов. Права и |усилий требует |телу движения и |

|наибольшей мере |обязанности |развития |овладение |

|со-ответствуют |федерации: 1. |разли-чных |искусством |

|данного вида |Раз-работка и |физ.качеств. Надо|управлять |

|спор-та, могут |реализация |разви-вать |движением в |

|достичь высокого |комплек-сных |статическую и |процессе |

|спорт. |программ развития|динамичес-кую |скольжения. |

|результата, а в |фк. 2. Подготовка|силу, соверш-ть |Качест-во шагов в|

|усло-виях |сборных команд к |гибкость, |большой степени |

|обострения |соревнованиям |ловкость. |опред-ся |

|конкурентности |высшего ранга. 3.|Многочисленные |реберностью |

|демонстрируют |Разработка |ускорения и |скольже-ния. Это |

|высокую |нормативов и |за-медления, |возможно только |

|надежно-сть и |требований единой|наклоны и |при движении по |

|результативность.|спортивной |вращения, |кривой. Двигат. |

|Спорт. отбор – |классификации, |сложность |задача при |

|многоступенчатый |правил и |сохранения |выполнении |

|от-бор, |поло-жений |равнове-сия на |вращений – |

|охватывает все |соревнований |малой площади |управление |

|периоды спорт. |внутри страны. 4.|опоры повышают |приобретенным |

|тренировки. |Изучение и |тонкость анализа |вращательным |

|Основан на |обобще-ние |по-ложений и |движением путем |

|изучении |отечественного и |перемещений тела |сокращения и |

|способностей |зарубеж-ного |и развивают |расслабления мышц|

|создании |опыта работы в |вестибулярный |при приближении и|

|благоприятных |фк. 5. |аппа-рат. |удалении звеньев |

|предпосылок для |Фо-рмирование |Повыш-ся |тела от оси |

|их формирования. |календаря |мышечно-сустав-на|вращения. В |

|Не яркое |соревно-ваний в |я и тактильная |прыжках |

|про-явление |стране. 5. |чувствит-ть, |разгибание |

|способностей не |Представле-ние |точность |толчковой ноги и |

|гово-рит о том, |интересов |глазомера, |маховые дв-я в |

|что у человек их |федерации в ИСУ. |диффере-нцировка |толчке должны |

|нет. Спорт. |Принцип |слуховых |выполняться так, |

|способности |составления |ощущений, |чтобы |

|зави-сят от |произвольных |способность к |преобразовать |

|наследственных |программ. |комплексному |часть энергии |

|факторов – |Методика их |восприятию |скольжения в |

|необходимость |тренировки. |инф-ции от многих|энергию |

|учитывать мало |Важно равномерно |сенс-ых систем |вращате-льного |

|изменчивые |расположить |(чувство льда). |движения вокруг |

|признаки. Нельзя |элементы по всей |Исполнение |продо-льной оси и|

|забывать о |ледовой площадке.|программ |сообщить телу |

|гетерохронности |Сложные элементы |относится к зоне |дви-жение |

|ра-звития ф-ций. |лучше исполнять в|субмакс-й |вперед-вверх. |

|Проблема отбора |начале |мощности. При |Скольжение по |

|должна решаться |прог-раммы. |такой |дуге в |

|комплексно. Этапы|Подготовительная |длительности |одноопор-ном |

|отбора: 1. |работа начинается|упр-й |положении ялв-ся |

|Первичный от-бор |с ознакомления с |обра-зование |основным режимом |

|(серия |правилами |энергии осущ-ся |движения и |

|контрольных |соревнований. В |как аэробным, так|характ-ся такими |

|испы-таний, |ап-реле-мае |и анаэробным |величинами, как |

|проводимых в |начинают |путем. |ско-рость, |

|начале и конце 2|составление |Физиолог. |ускорение, радиус|

|учебного года. |комбинаций. |изменения в |дуги скольжения, |

|Методи-ка отбора |Подбор музыки |орг-ме определ-ся|сила инерции, |

|включает |ве-дется на |величиной |сила давления |

|показания, |протяжении |нагрузки и |конька на лед, |

|противопоказания |предшест-вующего |психологическим |сила трения. |

|по состоянию |сезона. Вначале |напряжением |Содержание |

|здоровья; оценка |распо-ложить |вследствие тех. |коротких программ|

|особенностей |элементы, |сложности мно-гих|одиночного |

|телосложения, |примерить их к |эл-ов, высокой |катания. |

|склада хар-ра; |музыкальному |эмоцион-ю. |М: Дупель или 3 |

|умение катания на|сопровождению. |Содержание |аксель; Каскад |

|коньках; рез-ты |Далее на льду |коротких программ|(2+3, 3+3, 3+4); |

|контрольных |проводят |парного катания. |прыжок с ша-гов |

|показаний по ОФП |опробо-вание |Поддержка (руки |(3 или 4); |

|и СФП. 2. Текущий|заранее |партнера |Комбинированное |

|от-бор. |составленных |вытя-нуты, не 3,5); |ноги, 3 позиции);|

|проверка |выбранное |двойная подкрутка|прыжок во |

|со-ответствия |музы-кальное |(лутц-шпа-гат); |вращение; |

|предварительного |сопровождение. |выброс 2 или 3 |вращение со |

|отобранного |При многократном |оборота; |сменой ноги (1 |

|кандидата. 3. |повторении |параллельный |смена ноги и |

|Зак-лючительный |комби-нации |прыжок; |позиции; Дорожка |

|этап. Отбор для |определ-ся точное|Парал-лельное |шагов; Moves on |

|достижения ВСМ. |место элемента на|вращение (со |the field. |

|Принцип |площадке. Когда |сменой ноги и |Ж: Дупель или 3 |

|составления |составление |позиции); |аксель; Каскад |

|коротких прогр. |программы вчерне |совместное |(2+3, 3+3, 2+2); |

|Методика их |завершено, |комбинированное |прыжок с ша-гов |

|тренировки. |необходимо |вращение (сме-на |(3 или 4); |

|Важно равномерно |неско-лько раз |ноги и позиции); |Комбинированное |

|расположить |прокатать ее |Тодес (вид |вращение (1 смена|

|обязательные |целиком, чтобы |опред-ся каждый |ноги, 3 позиции);|

|элементы по всей |выяснить, |год, не < 1 об.);|прыжок во |

|площадке. Сложные|успевают ли ф-тф |Последоват-ть |вращение; заклон;|

|элементы лучше |выполнить эл-ты и|шагов или |Последоват-ть |

|исполнять в |связки в |спиралей (через |шагов; послед-ть |

|начале |соответствии с |год). |спиралей. |

|прог-раммы. |акцентами |Прыжок Лутц. |Парное катание. |

|Подготовительная |музы-кального |Лутц – носковый |Техника и МО |

|работа начинается|сопровождения, |прыжок без |шагам. |

|с ознакомления с |разме-щ-ся ли |пе-ремены ноги с |Шаги служат для |

|правилами |элементы на |отрицат. |разбега, |

|соревнований. В |запланиро-ванных |направ-лением |сое-динения эл-ов|

|ап-реле-мае |местах площадки и|движения. Один из|и как элементы |

|начинают |т.д. |наи-более сложных|программы. Могут |

|составление |Совершенствуют |прыжков. Исх. |вып-ся в |

|комбинаций. |композицию за |Положение – |те-невом, |

|Подбор музыки |счет изменения |скольжение |зеркальном и |

|ве-дется на |шагов, связок, |назад-наружу, |совместном |

|протяжении |направления |свободная нога |вар-ах. Особое |

|предшест-вующего |перемещений, |впере-ди, |внимание |

|сезона. Вначале |смещения |одноименная рука |уде-ляется |

|распо-ложить |некоторых эл-ов |несколько |скатанности |

|элементы, |на площадке. |отведена назад. |партнеров. |

|примерить их к |Специальные упр-я|При подготовке к |На начальном |

|музыкальному |для обучения |толчку свободную |этапе разучивание|

|сопровождению. |прыжкам. |ногу отво-дят |основ совместного|

|Далее на льду |1. При |рядом с опорной |скольжения на |

|проводят |разучивании |назад, а плечи |льду произв-ся в |

|опробо-вание |подготовки к |разворачивают в |такой |

|заранее |толчку в первую |сторону, |пос-ледовательнос|

|составленных |очередь |противоположную |ти: изучение |

|комбинаций под |ов-ладевают |вращению в |хва-тов, позиций,|

|выбранное |устойчивым, |по-лете. |вступительных |

|музы-кальное |уверенным |Толчковую ногу |шагов, скольжения|

|сопровождение. |скольжением перед|ставят на лед на |вперед и назад в |

|При многократном |толчком. Для |расстоянии 2-3 |различных |

|повторении |этого можно |длин конька сзади|позичиях, смены |

|комби-нации |сочетать разбег с|опорной ноги. В |позиций, смены |

|определ-ся точное|длительным |результате |направ-ления |

|место элемента на|скольжением в |энергичного |движения, шагов |

|площадке. Когда |позе, |оттал-кивания |различ-ной формы.|

|составление |соответст-ей |обеими ногами ф-т|Следующий шаг – |

|программы вчерне |положению тела |от-рывается ото |имитация |

|завершено, |непосредственно |льда. Первой |вступительных |

|необходимо |перед началом |по-кидает лед |шагов к |

|неско-лько раз |толчка. |опорная нога, |выполеннию |

|прокатать ее |2. Ф-т |затем толчковая. |перебежек и |

|целиком, чтобы |разбегается, |Вращательное |комби-наций шагов|

|выяснить, |принимает |дви-жение |с различными |

|успевают ли ф-тф |фиксированную |создается |хва-тами (рука в |

|выполнить эл-ты и|позу, а переход к|вращением |руки, за плечо, |

|связки в |толчку выполняет |вер-хней части |предплечье). Путь|

|соответствии с |только по сигналу|тела и стопорящим|движения по |

|акцентами |тренера. |движением зубцов |ледовой площадке |

|музы-кального |Вырабатыв-ся |конька толч-ковой|предварите-льно |

|сопровождения, |навык выполнять |ноги (поворот |вычерчивают на |

|разме-щ-ся ли |толчок из |туловища нач-ся |схеме и дают |

|элементы на |устойчивого ИП. |чуть раньше). |партнерам |

|запланиро-ванных |3. Для уверенного|В качестве |объяснения. |

|местах площадки и|создания |подводящих упр-й |Имитация движения|

|т.д. |начального |использовать |партнеров |

|Совершенствуют |вращения |прыжок валлей, в |производится |

|композицию за |целесооб-разно |котором ярко |перед зеркалом |

|счет изменения |исп-ть |выражено |для контроля за |

|шагов, связок, |специальные упр-я|враща-тельное |положением частей|

|направления |– |движение верхней |тела. Совместное |

|перемещений, |последовательност|части туловища. |сколь-жение |

|смещения |ь исполне-ния | |нач-ся с изучения|

|некоторых эл-ов |троек, серии | |всту-пительных |

|на площадке. |прыжков на 2 | |шагов на льду. |

|Парное катание. |ногах из | |Перед перебежкой |

|Техника и МО |положения назад в| |вперед влево это |

|спиралям и |1 оборот с | |обычно дуги левая|

|обводкам. |приземлением на 2| |вперед-наружу и |

|Спирали – |но-ги, | |правая |

|скольжение |последовательное | |вперед-наружу. |

|партнеров в |выполне-ние | |После освоения |

|различных позах |прыжка валлей. | |дв-я в одном |

|на различных |4. Стопорящее | |направл-ии |

|дугах, |движение зубцами | |переходят к дв-ю |

|выполняется |конька разучивают| |со сменой |

|вместе или |прыжком лутц, | |направления |

|раздельно. |флип и тулуп без | |(напр. по 8 или |

|Положение |поворо-та в | |параграфу). Можно|

|партне-ров, |воздухе, а также | |услож-нить |

|направление и |путем имитации | |переводами |

|фронт ско-льжения|этих прыжков, | |партнерши из |

|могут оставаться |заменяя вращение | |одной позиции в |

|пос-тоянными или |в полете | |другую. |

|меняться. Свое |вращением на | |Пара-ллельно |

|положение, |льду. | |изучают переходы |

|особенности |5. Для | |из скольжения |

|хвата, входа и |совершенств-я | |вперед в |

|выхода из спирали|приземле-ния | |скольжение назад.|

|пар-тнеры |исп-ся прыжки с | | |

|уточняют перед |подставки, | |Изучение основ |

|зеркалом. На льду|имеющей форму | |раздельного |

|все эл-ты изучают|стула. | |скольжения |

|в следующей |6. Для | |включает |

|последоват-ти: |совершенствования| |формиро-вание |

|движение ходом |поз, увеличения | |навыка контроля |

|веред и назад с |высоты полета | |друг за другом, |

|изменением |испо-льзуют | |способов |

|направления |отягощения, для | |сохранения |

|сколь-жения, |совер-шенств-я | |равновесия и |

|положения |позы используют | |подстройки при |

|партнеров, фронта|лон-жу. | |выполнении |

|скольжения с | | |комбинации шагов.|

|разъеди-нением и | | |Перед началом |

|соед-ем | | |выполнения |

|партнеров. | | |уточ-няется |

|Обводки – | | |направление |

|совместный эл-т, | | |каждого шага |

|в котором | | |комбинации, темп |

|партнер, завершая| | |и ритм движений. |

|спи-раль, | | | |

|наход-ся в | | | |

|положении | | | |

|«циркуль» и | | | |

|обводит вокруг | | | |

|себя партнершу, | | | |

|которая может | | | |

|скользить в любой| | | |

|позиции по любой | | | |

|из дуг. Вход и | | | |

|выход, положение | | | |

|партнеров и | | | |

|хватов уточняют в| | | |

|зале. На льду | | | |

|пар-тнеру важно | | | |

|освоить циркуль, | | | |

|а партнерше – | | | |

|фиксированное | | | |

|по-ложение частей| | | |

|тела в спирали. | | | |

|Последовательност| | | |

|ь обучения: | | | |

|обводки, в | | | |

|которых партнер | | | |

|вы-полняет | | | |

|циркуль | | | |

|вперед-внутрь; … | | | |

|назад-наружу; | | | |

|тодесы. Вна-чале | | | |

|разучивают | | | |

|обводки хватом за| | | |

|плечо или за | | | |

|талию партне-рши,| | | |

|затем рука в | | | |

|руке, чтобы ф-тка| | | |

|постепенно | | | |

|привыкала к | | | |

|возрастающему | | | |

|действию | | | |

|центро-бежной | | | |

|силы. | | | |