Финансовая система Германии
Финансовая система Германии
1
Содержание.
- Содержание. 1
- Введение. 2
- 1. Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы. 4
- 1.1. Бюджетный процесс и финансовый контроль. 5
- 1.2. Доходы федерального бюджета. 6
- 1.3. Расходы федерального бюджета. 11
- 1.4. Государственный долг и бюджетный дефицит. 14
- 2. Специальные правительственные фонды. 18
- 3. Бюджеты земель и общин Германии. 21
- 4. Государственные предприятия. 23
- Заключение. 25
- Список литературы. 26
Введение.
Немного государств в ХХ веке переживали столько глубоких перемен, как Германия. Монархия и республика, тоталитарный национал-социализм и социализм марксистко-ленинский, два военно-политических краха и оккупация, отторжение больших территорий и раздел страны, объединение и демократические реформы, разрушительные кризисы и образцовое "экономическое чудо", "дранг нах Остен" и интеграция Западной Европы - это лишь короткий список наиболее значимых для германского государства фактов.
Экономика страны испытывала не менее драматические повороты, чем ее политическая система и внешнеполитические устремления. Однако потрясения не сломили Германию. ФРГ - одна из трех ведущих и наиболее развитых держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства является главным экспортёром товаров и услуг. В последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения ФРГ опережает США и другие ведущие страны мира.
Устройство государственных финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой Федерации.
Опыт построения и функционирования финансовой системы Германии, на данном этапе представляет интерес для нашей страны. Поэтому изучение германской финансовой системы целесообразно, с точки зрения возможного использования некоторых ее моментов в устройстве государственных финансов России.
Целью данной работы является рассмотрение финансовой системы Федеративной Республики Германии. Для этого рассматриваются все звенья финансовой системы.1. Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы.
Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической формации; в узком смысле система финансовых учреждений государства.
Административно ФРГ состоит из Федерации, Земель и общин. Для них Основным законом установлены четко определенные задачи, соответствующие их сферам деятельности. Для их выполнения они должны нести расходы. Поэтому средства, поступаемые от граждан на общественные нужды идут не в общую кассу, а распределяются между Федерацией, Землями и общинами. Самой низкой, по уровню, и одновременно самой маленькой административной единицей является община. В основном к задачам общины относится все, что непосредственно касается ее самой, отдельных ее членов, частности снабжение водой, очистка сточных вод или уничтожение отходов. Сюда же следует отнести содержание дорог в пределах населенных пунктов, услуги в сфере местного социального обеспечения и здравоохранения, а также строительство и содержание основных и начальных школ.
На Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. В компетенцию их входит также правосудие, полиция и государственное здравоохранение.
На долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование. Основным законом на нее возложены все те задачи, выполнение которых непосредственно обеспечивает существование государства в целом.
Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.
Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.
1.1. Бюджетный процесс и финансовый контроль.
Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.
На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.
В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.
Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.
Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.
1.2. Доходы федерального бюджета.
Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП). Государство в ФРГ в начале 80-х годов перераспределяло через госбюджет (включая фонд социального страхования) до половины ВНП.
Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10; 7/10 и 1/3.
В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. К числу главных методов налогового регулирования относятся:
1) понижение или повышение общего уровня налогообложения (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов);
2) система ускоренной амортизации капитала предприятий;
3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");
4) разнообразные специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных сферах или регионах.
Федерация получает полностью налог на спиртоводочные изделия, все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую пошлину, равно как и все таможенные пошлины. Совместные налоги: подоходный налог - федерация- 42,5%, земли -42,5%, общины - 15%; налог на корпорации - федерация -50%, земли -50%; налог с оборота - федерации - 65%, земли -35%.
Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.
Налоговая система ФРГ опирается, прежде всего, на подоходный налог. Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Данным налогом облагаются все граждане имеющие доход. Подоходный налог включает два вида налога: налог на заработную плату и налог с капитала. Минимальная ставка подоходного налога -22,9%, максимальная - 51% (до 1990 г. она составляла 56%). Ежегодные доходы, не превышающие 13500 марок у не состоящих в браке и 27000 марок у состоящих в браке, налогом не облагаются. Налоговая реформа Федерального Правительства приведет к дальнейшему заметному сокращению налогового бремени всех лиц наемного труда. К 2005 г. сумма доходов, не облагаемых налогом, повысится примерно до 15000 марок для лиц, не состоящих в браке, и до 30000 марок для лиц, состоящих в браке. Минимальная налоговая ставка снизится до 15%, максимальная - до 45%. Ставка налога на доходы с капитала - 25%.
Поимущественным налогом или налогом на собственность облагается имущество физических и юридических лиц. Налог взимается с суммарной оценки всех элементов движимого и недвижимого имущества, приносящего прибыль. Ставка для физических лиц - 0,5%, для юридических лиц - 0,6%.
Обложение юридических лиц производится посредством налога на корпорации. Ставка налог на корпорации для нераспределенной прибыли - 50%, для распределенной прибыли -36%. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%.
Промысловым налогом облагаются не результаты деятельности физических и юридических лиц, а капитал и доходы предприятия как хозяйствующего субъекта. Промысловый налог взимается при распределении прибыли до уплаты корпорационного налога. Взимание налога осуществляется по двум ставкам: 5% суммы промыслового налога и 0,2% балансовой стоимости основного капитала.
Поземельным налогом облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья. Диапазон ставок этого налога колеблется от 0,6 % до 3,1%. Ставка состоит из двух частей: основной ставки, устанавливаемой финансовым ведомством, и надбавки соответствующей общины, которая определяется состоянием местных финансов.
Налог на транспортные средства уплачивают владельцы мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей. Принцип взимания налога: объем двигателя для мотоциклов и легковых автомобилей, общий вес автомобилей - для грузовых.
К косвенным налогам ФРГ относят налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.
НДС облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг. Применяются две ставки НДС: общая (14%) и льготная (7%).
Монополистическому капиталу предоставляются большие льготы при обложении НДС. Во-первых, НДС не взимается с прибыли при ее обложении. Во-вторых, поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и вспомогательных материалов, товаров от одной компании к другой, товары на экспорт облагаются по льготной ставке.
Помимо НДС ряд товаров облагается индивидуальными акцизами. Эти акцизы называются в ФРГ налогами на потребление и являются второй группой косвенных налогов в стране. Удельный вес налогов на потребление в общей сумме косвенных налогов превышает 40%.
К числу важных косвенных налогов относятся и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%. ФРГ относится к числу стран, применяющих адвалорные (процентные пошлины). Действующий в ФРГ таможенный тариф подразделяется в зависимости от страны происхождения товара.
Кроме того, в ФРГ существует так называемый импортный налог. Им облагаются ввозимые товары, которые получают экспортные льготы в странах их производства.
Признание наряду с налогами таких платежей, как пошлина традиционно для германского права. Пошлина взимается за индивидуальное пользование государственными услугами или учреждениями, сборы - за предоставление возможностей организации, выражающей интересы определенной группы.
Принцип обеспечения финансовой системы государства за счет налогов ни в коей мере не исключает права законодателя вводить иные виды отчислений. На этой основе развилась практика введения специальных платежей, которые предусматривают особую финансовую ответственность плательщика за решение задач государственного финансирования.
Обязательным общегосударственным налогом является церковный налог. Устанавливая церковный налог в качестве обязательного, Центральное Правительство хотело заручится поддержкой католической церкви.
Забота о сохранении естественной среды обитания повлекла за собой введение "экологического налога", который, в сущности, является добавкой к поземельному налогу.
Политические события последних лет не обошли стороной налоговое законодательство страны: в марте 1991 года была введена надбавка на солидарность, поступления от которой направляются на финансирование крупномасштабных проектов в бывшей ГДР. Ставка "надбавки на солидарность" корректируется ежегодно.
Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая структура налоговой системы. Большую роль в формировании бюджетных доходов играет поступление от "общих" (совместных) налогов - подоходного, корпорационного, НДС - распределяются в соответствующей пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание). Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтальное выравнивание). Кроме того, из бюджета федерации слабые земли получают "дополнительные федеральные дотации" (вертикальное выравнивание).
1.3. Расходы федерального бюджета.
Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.
Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы кризисов. Такой незначительный разброс колебаний обусловлен законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.
Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным правительством. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.
Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.
Военные расходы в федеральном бюджете страны составляют примерно 25-30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин.
Финансирование научно-технических программ осуществляется через министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и образование невелика (2-5%) по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление. Финансирование НИОКР -2,9% от ВВП. Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета, и включают затраты на содержание верховных органов власти и федерального государственного аппарата.
Федеральное Правительство, начиная с 1951 г., перешло к постоянному выпуску займов. Соответственно увеличивались расходы на погашение и проценты по государственному долгу.
Центральное правительство, используя свои финансовые ресурсы, стремится расширить возможности и укрепить позиции монополий ФРГ и на внешних рынках. Для этой цели из федерального бюджета ежегодно выделяется средства на внешнюю "помощь". Эти средства позволяют расширить рынки сбыта, получить сырье, обеспечивать условия для экспорта частного капитала.
Одна из целей бюджетной политики - смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов на цели социального обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.
При формировании бюджетных расходов важным параметром является их структура, как функциональная, по отраслям, так и народнохозяйственные удельные веса блоков расходов в текущих и капитальных расходах.
Государство ФРГ аккумулирует в бюджете существенную часть денежного капитала страны. Он идет, прежде всего, на финансирование собственных капиталовложений государства, остальная часть сбережений в виде кредитов и субсидий идет на поощрение капиталовложений в частном секторе.
Одновременно государство с помощью налоговой и амортизационной политики оказывает массированное влияние на накопление капитала в частном секторе. Большие недопоступления в бюджет оборачиваются высоким удельным весом самофинансирования предприятий.
Конец 80-х начало 90-х годов характеризуется снижением государственных инвестиций и социальных расходов. Однако во второй половине 80-х годов за счет постепенного снижения бюджетного дефицита наблюдалось некоторое расширение социальных услуг. В целом наблюдается достаточно стабильный рост государственных расходов (Таблица 1)
Таблица 1
Динамика государственных расходов, % (текущие цены)
Годы |
Расходы государства (по сравнению с предыдущим годом) |
|
1983 |
+2,4 |
|
1984 |
+3,4 |
|
19985 |
+3,3 |
|
1986 |
+4,1 |
|
1987 |
+4,1 |
|
1988 |
+4,3 |
|
1989 |
+2,5 |
1.4. Государственный долг и бюджетный дефицит.
Относительно устойчивый и высокий бюджетный дефицит начала 80-х г. (от 3,3% до 4,9% от ВНП) остро поставил вопрос о желательных масштабах государственной деятельности. Уже при правительстве Г. Шмидта начался переход к ограничению доли государства в ВНП. Правительство Г. Коля с 1982 г. пересмотрело распределение между государством и частным секторами с целью устранения перекоса в сторону государства.
При правительстве Г. Коля снижение бюджетного дефицита стало важным стартовым мероприятием. В процесс снижения госквоты и бюджетного дефицита были вовлечены все народнохозяйственные компоненты государственных расходов, сдерживался прирост расходов на персонал, на товары и услуги, социальные трансферты, капитальные вложения.
В целом успех в ограничении роста расходов был значительным. Государственная активность была значительно ограничена, что создало благоприятные возможности для частного сектора.
С 1990 г. в связи с объединением Германии обнаружилась тенденция к довольно значительному росту бюджетного дефицита. Для замедления роста расходов на выплату процентов по госдолгу Министерство финансов ФРГ использует некредитное покрытие расходов, а также продажу государственной собственности.
Главной материальной базой, на которую опирались новые земли в выходе из кризиса, были трансферты из госбюджета, а также средства различных фондов. Поскольку этих средств было не достаточно правительство пошло на увеличение налогов.
Восстановительные процессы в новых землях сопровождался новым устройством государственных финансов на их территории. Вместе с тем структура бюджетов новых земель и общин свидетельствует об их полной финансовой несамостоятельности: 75% всех доходов - трансферты из Западной Германии. Следует отметить, что при обвальных финансовых потоках в новые земли правительство по-прежнему преследует цель снижения государственных расходов и налогов в ВНП.
Государственный долг ФРГ, как и других, промышленно развитых государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга ФРГ стоит на третьем месте после США, Великобритании. Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин.
Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.
Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. В общем объеме облигаций, размещенных на территории ФРГ, в последние годы доля государственных облигаций не превышала 40%, в то время как удельный вес облигаций, выпушенных частными банками, составлял более 60%. Следует отметить, что благодаря активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора государственных облигаций постоянно возрастает.
Другой важной чертой рынка государственных облигаций в ФРГ является наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают: федеральное правительство; специальные его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является Федеральное Правительство.
Для финансирования государственного долга Федеральное Правительство выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.
Большая часть государственного долга ФРГ размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами Правительства в первую очередь выступает государственная кредитная система - государственные ипотечные специальные банки, Бундесбанк.
Об изменении доходов и расходов федерального бюджета свидетельствует таблица 2. Так, в начале 90-х годов бюджет сводился с дефицитом, и соответственно возрастали суммы заимствований. Это, в свою очередь, способствовало увеличению процентных выплат.
Динамика доходов и расходов федерального бюджета ФРГ
(в % к ВВП)
Таблица 2
1985 |
1989 |
1991 |
1993 |
1997 |
||
Доходы |
46,1 |
45,2 |
44,9 |
46,4 |
45,2 |
|
Расходы |
44,3 |
42,4 |
45,5 |
46,6 |
44,6 |
|
Заимствования |
-1,8 |
-2,8 |
0,6 |
-0,1 |
-0,7 |
|
Процентные выплаты |
3,0 |
2,7 |
2,7 |
3,3 |
3,7 |
|
Чистые заимствования |
1,2 |
-0,1 |
3,3 |
3,2 |
2,0 |