Финансово-промышленные группы

Финансово-промышленные группы

Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов

Кафедра

коммерческой логистики

и оптовой торговли

РЕФЕРАТ

по

логистике

" Создание Финансово-промышленых групп

и их деятельность"

студента группы № 216

Денисова Вячеслава

Санкт- Петербург

1996 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП И

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИХ СОЗДАНИЮ .

2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП .

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ .

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Формулировку идеи и создание Финансово-промышленых групп в России можно

рассматривать ,как результат ломки административно-хозяйственной системы в

сфере экономики . Президент Российской федерации в своем указе № 2096 от 5

декабря 1993 года исходил из того , что создание Финансово-промышленых

групп :

1. Обеспечит структурную перестройку российской экономики.

2. Будет способствовать ускорению научно-технического прогресса .

3. Повысит экспортные возможности и рыночную устойчивость российских

предприятий на мировом рынке .

4. Позволит добиться более высокого уровня управляемости по секторам

народного хозяйства .

5. Создаст предпосылки к проведению активной промышленной политики в ходе

широкомасштабной приватизации .

В Положении о Финансово-промышленых группах и порядке их создания цели

формулируются более глубоко и расширенно . Здесь на первое место выдвинуто

объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников , что по сути

дела рассматривается как предпосылка или условие для :

а. повышение конкурентоспособности и эффективности производства .

б. создание рациональных технологических и кооперационных связей .

в. увеличение экспортного потенциала .

г. ускорение научно-технического прогресса .

д. развитие конверсии оборонных предприятий .

е. создание условий привлечения инвестиций .

Правовые основы создания и деятельности Финансово-промышленых групп в

Российской Федерации содержаться в Указе Президента РФ №2096 , в Положении

о Финансово-промышленых группах и порядке их создания , Законах РФ о

предприятиях и антимонопольной политике , о государственных и частных

корпорациях , трастовых компаний , холдингах , о приватизации. В условиях

подобной множественности законодательных актов и нормативных документов ,

важно обеспечить взаимную непротиворечивость их положений , которая может

сводить на нет в целом полезные начинания .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП И ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИХ СОЗДАНИЮ

Классификация Финансово-промышленых групп возможна по 2-ум признакам :

1.Статус инициатора создания .

1.1 Частно-инициированые Финансово-промышленые группы (на основе частной

инициативы и добровольно ).

1.2 Государственно-инициированые Финансово-промышленые группы , в том числе

формируемые на основе решений Правительства Российской Федерации или

международных соглашений .

2. Способ объединения капиталов .

2.1 Акционерные общества закрытого типа

2.2 Трастовые компании (пакеты акций учредителей передаются в доверительное

пользование одному из участников Финансово-промышленой группы).

2.3 Консолидированные Финансово-промышленые группы (один из участников

группы приобретает пакеты акций других предприятий и организаций , которые

становятся участниками группы ).

Очевидно , что возможно создание Финансово-промышленых групп и смешанного

типа . В настоящее время установлен ряд ограничений , которые должны

соблюдаться при создании Финансово-промышленых групп . Среди них :

1. Запрет доверительного управления предприятием , где доля государственной

собственности или собственности общественных организаций более 25%

уставного капитала .

2. Запрет Финансово-промышленых групп с долей государства свыше 25 %

обьединенного капитала .

3. Запрет участия в Финансово-промышленых группах организациям , у которых

материальные активы в составе капитала меньше 50%.

4. Перекрестное владение акциями участниками Финансово-промышленых групп .

5. Запрет кредитно- финансовым учреждениям , входящим в Финансово-

промышленые группы владеть более чем 10 % капитала любого другого участника

группы .

Кроме того , установлен ряд ограничений по численности входящих в Финансово-

промышленые группы предприятий и численности персонала. Необходимо отметить

, что большинство ограничений вызывают споры среди специалистов и

заинтересованных лиц .

При создании Финансово-промышленых групп в России учитываются , следующие

антимонопольные ограничения " Во избежания злоупотребления доминирующим

положением не допускается приобретение крупными Финансово-промышлены ми

группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение

доступа на них иным хозяйственным субъектам , в том числе иностранным ; при

создании Финансово-промышленых групп на принципах экспортных картелях не

должны объединяться фирмы , являющиеся конкурентами на определенном рынке ,

если включение таких фирм в Финансово-промышленые группы приведет к

значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке

".

ГЛАВА 2

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП

Создание Финансово-промышленых групп сводит до минимума проявление теневой

экономики - по крайней мере менеджерского состава фирм и организаций .Для

теневиков иметь дело с Финансово-промышлеными группами так же значительно

сложнее . Правда , есть много вопросов с налогообложением и его правильной

организацией , под которой мы прежде всего понимаем устранение двойного

налогообложения . Не следует воспринимать Финансово-промышленые группы как

ансамбль , только крупных предприятий , в ее составе могут быть и малые и

средние предприятия , более того развитие последних может находить

поддержку со стороны Финансово-промышленых групп , если только будут

способствовать упрочению ее финансового положения . Объединение ресурсов в

условиях Финансово-промышленых групп позволяет поддерживать экономическую

стабильность ее элементов. Это немаловажно для поддержания социального

климата в духе сотрудничества . Внутренняя обстановка состязательности

будет способствовать развитию внешне экономической конкурентоспособности .

завоеванию новых позиций на товарном рынке .

Формирование финансово-промышленых групп рассматривается в качестве фактора

, в известной мере блокирующего инфляцию . Это происходит по следующим

причинам .

1. Сокращается объем предоплат продукции , составляющей внутренний оборот

данной Финансово-промышленой группы .

2. Уменьшается объем предоплат по внешним операциям , благодаря надежности

и наличию резервов по суммарному потенциалу членов Финансово-промышленых

групп.

3. Становится меньше объем различного рода неплатежей и следовательно

потребности иметь резервы платежных средств , на случай попадания в зону

неплатежей .

4. Становится возможной организация на базе финансово-банковско структуры ,

входящей в Финансово-промышленую группу системы взаиморасчетов и

взаимозачетов задолженностей предприятий и организаций - членов Финансово-

промы шленой группы.

5. Сокращается потенциал двойного налогообложения , проблем от продукции ,

не являющейся для Финансово-промы шленых групп конечной .

6. Происходит сокращение продолжительности оборота оборотных средств , что

способствует уменьшению объема необходимых денежных ресурсов .

ГЛАВА 3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Российской экономике сейчас ,как никогда, нужны лидирующие группы в

активизации инвестиций , структурной перестройке , производстве

конкурентоспособной продукции , возрождение индустриальной мощи страны ,

укрепление позиций приоритетных наукоемких отраслей .Весь зарубежный , да и

имеющийся уже собственный опыт говорит о том , что локомотивами преодоления

кризисной ситуации могут и должны стать финансово-промышленые группы . По

итогам 1994 года результаты работы первых внесенных в реестр финансово-

промышленых групп четырех групп (Уральские заводы , Сибирь , Драгоценности

Урала , Обьединеная горно- металлургическая компания ) позволяют сделать

выводы о положительном влиянии интеграции промышленного и финансового

капиталов на экономику . Так эти группы обеспечили прирост выпуска

продукции на 4 % по отношении к прошедшему году при стабильной в целом

численности работающих . Объединение капиталов дало возможность более чем в

2 раза увеличить объем инвестиций в производственные проекты за счет

собственных и привлеченных средств . Объем экспортных поставок возрос и

составил 139 % к 1993 году . Улучшилось финансовое состояние групп за счет

сокращения просроченной задолженности на 13 % .

К настоящему времени в реестр финансово-промышленых групп внесено уже

28 групп ( список можно посмотреть в Приложениях ) . В их состав на

добровольной основе вошло 450 предприятий , в том числе 67 финансово -

кредитных учреждений . Общая численность работающих в созданных финансово-

промышленых группах превышает 2,5 миллиона человек , при годовом объеме

равном 26 триллионов рублей . Финансово-промышленые группы в России

создаются не только де-юре , но и де-факто , в процессе приватизации и

становлении рынка ценных бумаг , в том числе без получения статуса

финансово-промышленой группы , рыночными методами консолидации пакетов

акций . О масштабных процессах формирования финансово-промышленых групп де-

факто можно судить по деятельности таких структур как : РАО "Газпром" , АО

"ВАЗ" , АО "КамАЗ" , МАК "Вымпел" и тесно сотрудничающих с ними банков , а

также банковских холдингах и альянсов , например "Менатеп" , других

интегрированных структур , таких как "Русская Недвижимость ","Олби ",

группа "Альфа". Они объединяют финансовые , страховые , промышленные и иные

структуры . В перспективе с учетом потенциала Российской экономики следует

ориентироваться на становление в ней 10 - 20 особенно мощных универсальных

финансово-промышленых групп и 100-150 крупных сопоставимых по размерам с

зарубежными корпоративными объединениями обеспечивающих более 50 %

промышленного производства . При этом ведущие коммерческие банки , входящие

в состав финансово-промышленых групп могут контролировать около 70 %

банковских активов , а торговые компании обеспечивать 50 % торгового

капитала страны . Неправильно было бы считать ,что в финансово-промышленые

группы объединяются лишь мощные хозяйственные структуры . Нет возможны

объединения " разнопрофильных " капиталов различного масштаба . Все зависит

от желания предпринимателей соединить свои усилия для решения тех или иных

задач . По данным Госкомпрома Российской Федерации из 50 крупнейших банков

страны в состав действующих финансово-промышленых групп входят :

Онэксимбанк , Инкомбанк , "Российский кредит" , Промстройбанк , Авто банк ,

"Менатеп". На зарегистрированные финансово-промышленые группы приходится

около 190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в финансировании

около 4 миллиардов $. Наиболее крупные участники финансово-промышленых

групп представлены заводами г. Ижевска , химзаводами г. Ангарска .

В состав финансово-промышленых групп входят Кузнецкий металлургический и

Новокузнецкий аллюминевый комбинаты , Лебединский горно-обогатительный

комбинат , "ВАЗ" , "Кам АЗ" , "ГАЗ" , Уральский автозавод , Челябинский

тракторный . Значительнее выглядят масштабы деятельности неофициальных

финансово-промышленых групп , счет им уже пошел на сотни . Среди таких

связок " Банк- финансово-промышленая группа " можно назвать Империал

,Газпромбанк - РАО "ГАЗПРОМ "; Империал, Лангенис - "ЛУКойл "; Токобанк ,

Юганснефтебанк - "ЮКОС "; Башпромбанк , Каминбанк - "КамАЗ" ;" Российский

кредит" - "РусХим ". Немало и других примеров : Московский индустриальный

банк основа финансово-промышленой группы "Нефтеком" контролирующей около 30

% производства оборудования для нефте - газодобывающей отраслей в СНГ .

Золото-Платина банк участвует в финансово-промышленой группе объединяющей

около 40 предприятий золотопромышленного комплекса Урала . Свыше 30

компаний входят в холдинг "Инкомбанк " , специализирующимся на инвестициях

в промышленность , в том числе в Военно-промышленный комплекс , торговлю ,

страховании , операциях на рынке ценных бумаг и недвижимости ;трасте и так

далее .

В разных регионах России уже подросли около 100 банков ( а надо бы

300-400 ) способные выступить коагулянтами финансово-промышленых групп .

Их организация не только бы ускорила бы капиталообразование , повысила бы

прямую заинтересованность всех участников финансово-промышленых групп в

долгосрочном инвестировании , но и быстро сконцентрировала бы необходимую

критическую массу ресурсов , для сырьевых и добывающих отраслей . с большим

экспортным потенциалом ( нефть , газ , золото , лес) , для прорыва в

передовых производствах и научно-технической революции . Во всех этих

случаях коммерческие банки помогают реализовать схему , десятилетиями

отрабатывающуюся за рубежом . она подразумевает сведение под одну крышу -

отраслевую и региональную - трех структур . Финансовую : банк,

инвестиционная и страховая компания , пенсионный фонд , консалтинговую

фирму , брокерские конторы (с выходом на валютные , фондовые , и товарно-

сырьевые биржи ) , внешнеэкономические информационные подразделения .

Производственную : предприятия , которые финансово-промышленая группа

подписывает деньгами . Коммерческую : торговые компании , товарно-сырьевые

биржи , транспортную и сервисную фирму .

ГЛАВА 4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП

К мерам государственной поддержки деятельности финансово-промышленых групп

относятся следующие :

1. Передача в коммерческое или трастовое управление финансово-промышленых

групп временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий -

участников финансово-промышлены групп .

2. Зачет задолженности предприятия , акции которого реализуются на

инвестиционных конкурсах , в обьем инвестиций предусмотренных условиями

конкурса для ФПГ покупателя .

3. Предоставление государственных гарантий для привлечения различных

инвестиционых ресурсов , в том числе с использованием механизма залога .

Все эти меры можно рассматривать как меры по стимулированию создания и

увеличения финансово-промышленых групп , нежели как действительные способы

поддержки развития . В качестве дополнительной поддержки предложены :

1. Выдача гарантий по эмитируемым финансово промышленым группами ценным

бумагам .

2. Переход на налогообложение по общей конечной продукции .

3. Предоставление прав на ускореную амортизацию основных фондов .

4. Предоставление льгот по налогам на операции с ценными бумагами .

Бросается в глаза разброс и нелогичность предлагаемых мер . При

неразвитости трастового законадательства передача в траст пакетов акций

приведет , скорее всего к затяжным организационно- управленческим спорам и

выяснению отношений между участниками финансово-промышленой группы .Зачет

задолжености покупаемого финансово-промышленой группой предприятия

винвестиции имел бы смысл , если бы финансово-промышленая группа уже на

раннем этапе своего функционирования , обладала настолько значительными

финасовыми ресурсами , что могла бы осуществлять инвестиции и расширяться .

Тем не менее нет уверенности в насущности данной проблемы для финансово-

промышленой группы в настоящий моент . Государственные гарантии для

привлечения инвестиционых ресурсов едва ли можно считать чем-то

значительным. Для западного инвестора гарантия нашего государства при

крайней нестабильности политической ситуации вообще вещь очень спорная .

они скорее предпочли бы гарантии известного банка . На внутреннем же

наблюдается нехваткаинвестиций , а особенно такого маштаба как финансово-

промышленые группы . Основная задача состоит в том , чтобы дать

возможность финансово-промышленой группе стать достаточно сильными ,

слитыми структурами , способными и по своему финансовому положению и по

научно - техническому и по производственному потенциалу конкурировать с

западными Транснациональными корпорациями . Следует учитывать , что

усилению российских финансово-промышленых групп будут препятствовать

крупные западные Транснациональные корпорации ( в пратике функционирования

российских энергетических корпораций такие примеры неоднократно имели место

), в том числе это может иметь место и на российском рынке . Основным

инструментом бывает , как правило , демпинг и нечестная торговля . Поэтому

первостепенной задачей является разработка правовых норм , определяющих

порядок выявление нечестной торговой практики и штрафные или

компенсационные санкции за нее .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание финансово-промышленых групп окажет разносторонеее положительное

влияние на развитие российской промышленности . К концу 1997 года можно

ожидать такие результаты этого влияния в контексте других мер экономической

политики : стабилизация производства , усиление конкуретного характера

экономической среды , стабилизация научно технической деятельности ,

улучшение инвестиционной обстановка , структурные сдвиги , финансовая

стабилизация , усиление социальной базы экономических реформ . В работе по

формированию финансово-промышленых групп важно использовать зарубежный

опыт концернов , трестов , промышленных конгломератов , в том числе и по

взаимодействию с малым предпринимательством . Финансово-промышленые группы

явились одним из мощных механизмов разного подьема экономики многих

капиталистических стран . В их числе например Япония , занимающее

устойчивое второе место после США . С целью обеспечения инвестиционой

привекательности проектов финансово-промышленых групп необходимо скорейшее

внедрения механизма представления правительственных гарантий под средства ,

привлекаемые для финансирования проектов в приоритетных направлениях

деятельности ; государственное страхования проектов от коммерческих рисков

; предоставление налоговых льгот по реинвестируемой прибыли в проекты ;

освобождение участников финансово-промышленой группы от налога на ценные

бумаги (эмиссию), выпускаемых под реализацию приоритетных с точки зрения

государства промышленных проектов . В число приоритетных направлений ,

определенных Правительством РФ , в качестве наиболее значимых сфер

деятельности финансово-промышленых групп входят новые технологии нефте- и

газоотдачи пластов , радиоэлектроника , электротехническое оборудование ,

судостроение , автомобилестроение , средства связи и телекомуникаций ,

тяжелое и транспортное машинностроение , медицинское оборудование ,

аллюминивое производство , материалы для обеспечения жилищного

строительства .

Уже превые шаги финансово-промышленых групп - региональных ,

диверсифицированных и на базе замкнутых производственных и технологических

циклов показали :

Группы - отличное подспорье для преодоления депрессий,

модернизации индустрии , созданию новых рабочих мест . В тех областях ,

где местные власти не растаскивают финансово-промышленые группы на части ,

вырывая из них самые лакомые кусочки , а создают для них режм наибольшего

благоприятсвования , оживляется производство , увеличивается занятость и

налоговые поступления в бюджет . У администраии появляются ресурсы , для

жилищных , экологических , образовательных , пенсионных , медицинских и

иных социальных программ .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Забелкина Е.В. Транснациональные корпорации и финансово-промышленые

группы .- Спб.: Издательство СпбУЭиФ, 1995 год

2. Усенко Д.Н. Создание финансово-промышленых групп и их влияние на

динамику инфляции .- Спб .: Издательство

СпбУЭиФ , 1994 год

3. Ефимов В.А. Финансово-промышленые группы в экономике России //

Экономика и жизнь . Спб рег.выпуск - 1996. -№ 41

4. Макаревич Л.Н. Проблемы создания финансово-промышленых групп в России

// Банковское дело .- 1995 .- №12

5. Львов Д. , Дементьев В. Финансово-промышленые группы в российской

экономике // Журнал для акционеров . - 1995.- №2

6. Калин А. , Куликов В. Как ускорить развитие российских финансово-

промышленых групп // Российский экономический журнал .- 1995 .- № 8