Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

Введение

Эффективное развитие экономики страны зависит от множества факторов. В

их числе и инвестиционная активность отдельных финансовых институтов

государства и иностранных представителей, и способность производственных

институтов активизировать эту активность. Однако в настоящий момент далеко

не все организации могут предложить и должным образом преподнести

интересные проекты, которые могли бы активизировать поток инвестиций. Сами

же инвесторы заинтересованы в получении наибольшего дохода и экономического

эффекта и не собираются вкладывать деньги в не эффективный проект. Таким

образом, инвестиционный процесс – это непрерывный поиск наиболее выгодных и

оригинальных решений. А его финансирование – логическое продолжение

реализации наиболее удачного проекта.

Таким образом, финансирование инвестиционного процесса является как бы

связующим звеном при переходе проекта «от слов к делу». Финансовое

обеспечение может осуществляться различными способами и из разных

источников. И выбор наиболее эффективного источника инвестирования в каждом

случае индивидуален. Об особенностях финансового обеспечения

инвестиционного процесса и будет идти речь в данной работе.

1. Проблемы, связанные с финансированием инвестиций в основной капитал

Можно сформулировать следующие основные проблемы, связанные с

финансированием инвестиций[1]:

. Ограничения банковской системы по долгосрочным ресурсам создают

дефицит инвестиционных кредитов предприятиям (при относительном

улучшении ситуации с краткосрочным кредитованием на пополнение

оборотных средств). На 1 января 2002 г. долгосрочные привлеченные

ресурсы банков составляли 270,03 млрд. руб. (14,2% совокупных

привлеченных средств банков).

. Низкий уровень капитализации банковской системы (общая капитализация

банковской системы примерно в 10 млрд. долл. соответствует бюджету

годовой инвестиционной программы крупной нефтяной компании).

. Рационирование банками кредитования предприятий также представляет

собой существенную проблему. В России риски, связанные с

непрозрачностью финансового состояния компаний и недобросовестным

поведением заемщика, максимально высокие. Доступ к информации о

потенциальном заемщике затруднен и требует больших затрат. Высокий

уровень процентных ставок, неприемлемый для большинства предприятий,

ориентированных на внутренний рынок, повышает вероятность негативной

селекции. В результате асимметрии информации банки, как правило,

избегают предоставлять кредиты заемщикам, не входящим в их холдинг.

Таким образом, для существенного увеличения доли кредитов в

экономике требуется снижение уровня кредитного риска путем создания

системы мониторинга кредитной истории заемщика. В частности, речь идет

о создании независимых кредитных бюро с возможностью для банка

ознакомиться с объективной кредитной историей потенциального заемщика,

данными о его руководстве, акционерах, членах совета директоров.

. Несбалансированность активов и пассивов банковской системы по уровню

ликвидности приводит к высоким рискам ликвидности. Так, сохраняются

значительные финансовые разрывы по объему долгосрочных требований и

привлеченным на срок более 1 года средствам. На 1 июля 2001 г.

долгосрочные обязательства (со сроком выполнения более 1 года)

составляли всего 7% совокупных обязательств банков3, к 1 января 2002

г. их доля повысилась до 14%. В результате при неплохой динамике

краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий

банки не могут обеспечить достаточное предложение инвестиционных

кредитов (сроком более 1 года), что негативно сказывается на развитии

реального сектора экономики страны.

. Низкая доля кредитов реальному сектору в совокупных банковских

активах. Сокращение доли вложений банков в реальный сектор экономики

(кредиты, вложения в акции и доли в предприятиях, в долговые

инструменты российских компаний).

. Крайне низкая доля банковских кредитов в инвестициях в основной

капитал - не более 3,5%.

. Неразвитой фондовый рынок, отсутствие притока долгосрочных финансовых

ресурсов от институциональных инвесторов вследствие высоких

инвестиционных рисков.

. Низкий объем прямых иностранных инвестиций, который снижается

вследствие не самой благоприятной, прежде всего, политической

обстановки в стране.

Следовательно, существует серьезный разрыв между возможностями

финансовой системы и потребностями экономики в модернизации производства

(по данным Минэкономразвития, в ближайшие 15 лет необходимо ежегодно

привлекать в реальный сектор не менее 3 трлн. руб. инвестиций. Преодоление

этого разрыва потребует длительного времени, что может негативно отразиться

на конкурентоспособности российской экономики.

2. Основные формы и источники финансирования инвестиционного процесса

Основными или типовыми формами финансирования проектов в

отечественной и мировой практике считаются:

. собственное финансирование за счет прибыли, амортизационных отчислений

и других источников;

. заемное финансирование за счет облигационных займов, банковских

кредитов, займов других организаций;

. централизованное финансирование за счет средств государственного

бюджета;

. акционерное финансирование за счет вкладов учредителей и

стратегических инвесторов;

. лизинговое финансирование за счет вкладов лизингодателей.

Финансирование может производиться как в денежной (национальной и/или

твердой валюте), так и в неденежной форме (товарной, вексельной).

Типовые формы и источники финансирования приведены в табл. 1.

|Формы |Источники финансирования |

|финансирования | |

|Собственное |Прибыль, |

| |амортизационные отчисления |

|Централизованно|Федеральный бюджет, местный|

|е |бюджет, внебюджетные фонды |

|Заемное |Облигационные займы, |

| |кредиты российских банков, |

| |кредиты иностранных банков,|

| |кредиты международных |

| |банков (МБРР, ЕБРР), займы |

| |других (небанковских) |

| |организаций |

|Акционерное |Вклады учредителей, вклады |

| |стратегических инвесторов |

|Лизинговое |Вклады лизингодателей |

Таблица 1. Типовые формы и источники финансирования инвестиционного

процесса[2]

Следует отметить, что предложенная общая классификация является

условной, без четкого разграничения понятий различных форм финансирования.

На практике эти формы финансирования взаимосвязаны: в частности,

лизинг можно назвать одной из форм кредитного финансирования, а иностранные

межправительственные кредиты поступают в федеральный бюджет и подлежат

распределению в централизованном порядке.

Указанные формы финансирования инвестиционных проектов (за исключением

собственного финансирования) рассматриваются далее с позиций выделения

основных видов; организации взаимоотношений и мотивации участников;

правовой и нормативной базы; возможностей реализации на территории

Российской Федерации.

2.1. Собственные инвестиционные ресурсы

Одной из важнейших форм финансового обеспечения инвестиционной

деятельности фирм (компаний) является самофинансирование. Оно основано на

использовании собственных финансовых ресурсов, в первую очередь прибыли и

амортизационных отчислений. С одной стороны, собственные средства служат

источником капитальных вложений на техническое перевооружение,

реконструкцию и расширение производства, освоение и организацию выпуска

конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. С другой -

реализация такой продукции приводит к росту выручки и прибыли, увеличению

возможностей воспроизводства основного капитала.

В сфере промышленности наиболее высока доля собственных средств в

лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности,

химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии,

машиностроении и металлообработке. Существенные различия в доле собственных

источников финансирования инвестиций в основной капитал наблюдаются по

первичным отраслям: газовая -14,1%, угольная - 79,2%. В ряде отраслей

цветной металлургии инвестиции почти полностью финансируются за счет

собственных средств: никель-кобальтовая промышленность - 98,6%, свинцово-

цинковая -100%[3].

Ключевую роль в структуре собственных источников финансирования

инвестиционной деятельности предприятий играет прибыль. Она выступает как

основная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость

прибавочного продукта. После уплаты налогов и других обязательных платежей

в распоряжении предприятии остается чистая прибыль, часть которой может

направляться на инвестиции. Как правило, часть прибыли, направляемая на

инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления или других фондах

аналогичного назначения, создаваемых на предприятии.

Следующим по значению собственным источником финансирования инвестиции

являются амортизационные отчисления. Эти отчисления образуются на

предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных

фондов на стоимость готовой продукции. Функционируя длительное время,

основные производственные фонды постепенно изнашиваются и переносят свою

стоимость на готовую продукцию частями. Поскольку основные производственные

фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого

воспроизводственного цикла, предприятия осуществляют затраты па их

восстановление по истечении нормативного срока службы. Денежные средства,

высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления стоимости основных

производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислении в

амортизационном фонде.

Величина амортизационного фонда зависит от объема основных фондов

предприятия и используемых методов начисления. Начисление амортизационных

отчислений по объектам основных средств производится одним из следующих

способов: линейным; способом уменьшаемого остатка; способом списания

стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списанием

стоимости пропорционально объему продукции (работ). В течение отчетного

года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются

ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12

годовой суммы. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных

средств производится независимо от результатов деятельности организации в

отчетном периоде. Объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за

единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания

разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по

мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Таким образом, собственные средства предприятий являются важнейшим

источником ресурсов, инвестируемых в основной капитал. Относительно

амортизационных отчислений актуальна задача более полного их использования

для целей инвестирования в основной капитал, расширения масштабов

применения ускоренной амортизации (введенными с 2002 г. налоговыми

правилами разрешается применять ускоренную амортизацию при расчете налога

на прибыль), применения санкций к предприятиям, допускающим нецелевое

использование сумм ускоренной амортизации.

Что касается прибыли, как источника инвестиций, то ее увеличение

связано с ростом объемов производства и продаж конкурентоспособной

продукции, ограничением экспорта добытых полезных ископаемых и углублением

их переработки на отечественных предприятиях; снижением себестоимости

продукции, в частности, за счет реструктуризации и технологической

модернизации производства.

Кроме прибыли и амортизационных отчислении источниками

финансирования инвестиций выступают: реинвестируемая путем

продажи часть основных фондов, иммобилизуемая в инвестиции часть

излишних оборотных активов, страховые возмещения убытков, вызванных

потерей имущества, другие нелевые поступления.

2.2. Характеристика и схема централизованного финансирования

Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности

в Российской Федерации осуществляются путем направления централизованных

финансовых ресурсов на выполнение федеральных (региональных) целевых

программ и на другие государственные нужды. Суммы ассигнований на эти цели

предусматриваются в бюджетах в объемах государственных капитальных

вложений.

В 1994 г. была принята Комплексная программа стимулирования

отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, на

основе которой правительство планировало перейти от распределения бюджетных

ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к

селективному (на конкурсной основе) финансированию конкретных проектов.

В том же году образовалась Комиссия по инвестиционным конкурсам при

Минэкономики РФ, которая должна была организовывать и проводить конкурсы,

готовить перечни отобранных в результате конкурсов проектов для включения

их в федеральную инвестиционную программу. Однако в 1995-1996 гг. отбор

проектов для централизованного финансирования проводился в основном под

влиянием лоббистской поддержки отраслевых или региональных групп.

В конце 1996 г. Правительство РФ приняло решение о выделении отдельной

строкой в федеральном бюджете специального бюджета развития для поддержки

высокоэффективных инвестиционных проектов. Отбор проектов, по-прежнему,

предусматривалось проводить на конкурсной основе. Но к 1997 г., когда

задолженность бюджета по финансированию инвестиционных проектов предприятий-

победителей конкурсов достигла 1,2 млрд. деноминированных руб.,

инвестиционные конкурсы практически были свернуты.

В целом схема выделения средств бюджета развития на возвратной основе

и предоставления государственных гарантий оценивается как потенциально

эффективная, поскольку она основана на строгом отборе приоритетных проектов

и предприятий, которые могут рассчитывать на получение централизованных

средств или сравнительно дешевых централизованных кредитов (разумеется, при

достаточных доходах федерального бюджета).

Разработанный Министерством экономики РФ порядок рассмотрения заявок и

документации претендентов на получение централизованных средств все же

остается многоступенчатым и сложным. Требования к финансовому состоянию

претендентов являются, как правило, трудно выполнимыми и вынуждают

прибегать к фальсификации реальных показателей. Большинство проектов, даже

имеющих стратегически важное значение, не соответствуют жестким условиям

инвестиционных конкурсов на предоставление централизованных средств на

возвратной или безвозвратной основе.

При реализации этой организационной схемы инициатор проекта получает

возможность реализовать его за счет бюджетных ассигнований или сравнительно

дешевых централизованных ресурсов и максимизировать прибыль, а

Правительство РФ получает возможность решить стратегические задачи развития

отраслей и регионов, а также увеличить в близкой или отдаленной перспективе

налоговые отчисления в государственный бюджет.

Однако в условиях реального (без учета показного профицита для МВФ)

дефицита государственного бюджета предпочтение справедливо отдается узкому

кругу приоритетных проектов (например, разработке принципиально новых

технологий, не имеющих аналогов в мире, и импортозамещающей продукции).

2.3. Характеристика и схема заемного финансирования

В условиях отсутствия собственных средств (прибыли и амортизационных

отчислений) и дефицита централизованных средств заемное финансирование было

и остается одной из главных форм финансирования текущей и инвестиционной

деятельности предприятий в развитых странах.

Заемные средства предоставляют как коммерческие банки (российские,

иностранные, международные типа ЕБРР и МБРР), так и небанковские структуры

(финансовые компании, страховые компании, фонды и др.).

Займы и кредиты предлагается классифицировать по различным

критериям, в том числе:

. В зависимости от срока кредитования - краткосрочный (как правило, до 1

года); онкольный (на условиях возврата по первому требованию

кредитора); пролонгируемый (кредит, который продлевается путем выдачи

новой ссуды с более поздним сроком погашения); среднесрочный (до 3

лет); долгосрочный (в России - свыше 3 лет, в США - на 10 лет и

более).

. В зависимости от формы кредита - товарный (в форме поставок сырья,

материалов, оборудования и других товарно-материальных ценностей;

разновидностью товарного кредита является лизинг); денежный (в свою

очередь, может выдаваться в национальной валюте, твердой валюте, или

мультивалютный); вексельный (в форме векселей для проведения

взаиморасчетов); смешанный (комбинация вышеприведенных форм);

связанный (при обязательстве заемщика приобрести определенные товарно-

материальные ценности у определенного поставщика).

. В зависимости от метода заимствования - единовременный кредит;

облигационный заем (заемщик выпускает долговые обязательства в

бумажной или электронной форме - облигации - и размещает их на

фондовом рынке с дисконтом или по номинальной стоимости, для

стимулирования спроса используя купонные выплаты и другие методы);

кредитная линия (предоставление кредитов заемщику в течение

конкретного периода времени в пределах определенного лимита общей

суммы; при этом заемщик, как правило, обязан держать у кредитора

депозит в оговоренной сумме); контокоррентный кредит (единый счет

клиента в банке, по которому проводятся все расчетные и кредитные

операции); револьверная кредитная линия (кредитная линия,

предполагающая продление краткосрочных периодов кредитования).

. В зависимости от происхождения кредитора - российские, иностранные,

международные кредитно-финансовые и небанковские учреждения.

После финансового кризиса в России (август 1998 г.) и краха

крупнейших кредитно-финансовых учреждений (Империала, Менатепа,

Промстройбанка, ОНЭКСИМ Банка, Мосбизнесбанка и др., которые

претендовали на роль инвестиционных банков в экономике России)

российские банки выдают инвестиционные кредиты крайне неохотно и в

исключительных случаях. В настоящее время процентная ставка по

валютному кредиту в среднем в ведущих (точнее, оставшихся в живых)

российских банках составила 22-25% годовых.

Международные банки (МБРР и ЕБРР), как правило, действуют в России

через посредников. В целях содействия новым или приватизированным

предприятиям в реструктуризации и модернизации производственных

процессов, совершенствовании управления, финансовой деятельности и

маркетинга ЕБРР создал в России 11 региональных венчурных

фондов. Каждый венчурный фонд ЕБРР выступает как солидный инвестор, не

обладающий контрольным пакетом акций, но стремящийся занять место в

совете директоров предприятий-объектов инвестиций и оказывать влияние

на принятие ключевых управленческих решений. Фонд не имеет права

приобретать контрольные пакеты акций предприятий - объектов

инвестиций.

Объектами инвестиций являются приватизированные предприятия малого и

среднего бизнеса с численностью персонала от 200 до 5000 человек и

удовлетворяющие следующим условиям:

• относительно эффективное управление;

• рынок с благоприятными перспективами развития;

• концентрация на ключевом направлении бизнеса;

• не требующие радикальной реструктуризации.

Для всемерного снижения возможных рисков процедура отбора

инвестиционных проектов остается длительной, крайне жесткой и пристрастной:

. В зависимости от состава кредитора - кредитором может выступать один

или несколько (синдикат) банков.

. В зависимости от формы обеспечения - не обеспеченные (или бланковые,

которые практически не практикуются в банках с солидной репутацией);

под залог недвижимости (ипотечные); под залог ценных бумаг; под залог

дебиторской задолженности; под обеспечение товарами (на складе, в

движении, будущие поставки); под гарантии и поручительства третьих

лиц.

. В зависимости от условий кредитования - льготные (для постоянных

клиентов); на общих основаниях; по фиксированной процентной ставке; по

плавающей процентной ставке (при привязке к определенному финансовому

активу, каковыми на международном финансовом рынке являются ставки

LIBOR, PIBOR, NYBOR, FIBOR и др.).

. В зависимости от условий погашения - с условием выплаты основного

долга равномерными долями; выплаты основного долга неравномерными

долями; выплаты процента по кредиту в начале срока кредитования;

выплаты процента по кредиту в конце срока кредитования; выплаты

процента по кредиту в течение всего срока и др.

. В зависимости от условий возмещения заимствования - с полным регрессом

на заемщика (наиболее распространенная форма проектного финансирования

предполагает включение в кредитный договор требования о возмещении

предоставления взаймы суммы кредита); с ограниченным регрессом на

заемщика (риски при реализации проекта распределяются между всеми

участниками); без какого-либо регресса на заемщика (кредитор не имеет

никаких гарантий и принимает на себя все риски, связанные с

реализацией проекта).

При реализации схемы инициатор проекта получает возможность

реализовать его за счет заемных средств и максимизировать прибыль, а

кредитору предоставляется возможность получить доход на капитал исходя из

процентной ставки по кредиту. Но в условиях риска невозврата кредита

предпочтение отдается рентабельным (как правило, свыше 10% в России)

проектам с твердым обеспечением (ликвидным залогом).

2.4. Характеристика и схема акционерного финансирования

Акционерная форма финансирования представляет собой вклады юридических

и физических лиц, в результате которых инвесторы становятся собственниками

предприятия. В России эта форма широкого распространения не получила.

Достоверной информации о результатах акционерной формы финансирования не

существует.

Вклады инвесторов в собственность предприятия предлагается

классифицировать по различным критериям, в том числе:

• В зависимости от метода финансирования - купля-продажа пакета акций

основной эмиссии; купля-продажа пакета акций дополнительной эмиссии;

рекапитализация (купля пакетов акций дополнительной эмиссии учредителями).

• В зависимости от происхождения инвестора - учредители, внешние

российские инвесторы, внешние иностранные инвесторы, внешние инвесторы

смешанного происхождения.

• В зависимости от формы вклада инвестора - денежная, товарная

(оборудование), интеллектуальная собственность (патенты, лицензии).

При реализации этой схемы взаимоотношений инициатор проекта получает

возможность осуществить проект за счет привлечения инвестиций и

максимизировать прибыль, а инвесторам предоставляется возможность получить

в собственность акции привлекательного предприятия. Тем не менее, в

современных российских условиях потенциальные акционеры отдают безусловное

предпочтение действующим предприятиям, связанным с добычей и экспортом

сырья.

2.5. Характеристика и схема лизингового финансирования

Лизинг представляет собой особый вид предпринимательской деятельности,

направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных

финансовых средств, когда по договору лизинга арендодатель (лизингодатель)

обязуется приобрести в собственность имущество арендатору

(лизингополучателю) за плату во временное пользование для

предпринимательских целей.

Лизинговая форма финансирования имеет сходство с кредитом,

предоставленным на покупку оборудования, но базируется на отношениях

собственности.

При лизинге собственность на предмет аренды сохраняется за

лизингодателем, а лизингополучатель приобретает его лишь во временное

пользование, т.е. право пользования имуществом отделяется от права владения

им. За обладание этим правом лизингополучатель платит лизинговой компании

соответствующие суммы - лизинговые платежи, размер, вид и график которых

определяются условиями двустороннего договора.

В России лизинговая форма финансирования широкого распространения пока

не получила, лизинговое законодательство находится в стадии становления.

Лизинговые вклады предлагается классифицировать по различным критериям,

в том числе:

• В зависимости от состава участников - прямой (собственник имущества без

посредников сдает объект в лизинг); косвенный (с участием посредников);

возвратный (собственник имущества продает имущество своему будущему

лизингодателю, а затем берет его в аренду).

• В зависимости от окупаемости имущества - финансовый (срок аренды

совпадает со сроком полной амортизации имущества); операционный (срок

лизингового договора короче, чем срок службы имущества).

• В зависимости от типа имущества - лизинг движимого имущества; лизинг

недвижимости; лизинг имущества, бывшего в употреблении.

• В зависимости от объема оказываемых услуг - чистый лизинг (все

обслуживание берет на себя лизингополучатель); лизинг с полным набором

услуг (полное обслуживание арендуемого имущества возлагается на

лизингодателя); лизинг с частичным набором услуг (часть функций по

обслуживанию арендуемого имущества возлагается на лизингодателя).

• В зависимости от сектора рынка - внутренний лизинг; международный

лизинг.

• В зависимости от характера лизинговых платежей - лизинг с денежным

платежом (все платежи осуществляются в денежной форме); лизинг с

компенсационным платежом (платежи осуществляются поставками продукции,

произведенной на арендуемом оборудовании); лизинг со смешанным платежом.

При реализации этой схемы инициатор проекта получает возможность

осуществить его за счет товарного кредита и максимизировать прибыль, а

лизингодателям предоставляется возможность получить доход в виде лизинговых

платежей.

Между тем в условиях России практически отсутствуют крупные лизинговые

компании, при этом явное предпочтение отдается лишь стабильным

предприятиям, способным обеспечить выплату лизинговых платежей.

3. Предложения по стимулированию инвестиционной активности предприятий

Можно предложить следующие схемы, направленные на

совершенствование механизмов перераспределения капиталов в отрасли,

ориентированные на внутренний рынок и обладающие наибольшим потенциалом

роста добавленной стоимости. Часть этих мер имеет рыночный характер и

непосредственно относится к кредитно-денежной политике, другая часть

направлена на более активное встраивание предприятий в инфраструктуру

финансовых рынков[4].

К мерам рыночного характера относятся:

• Перенесение приоритетов кредитно-денежной политики с поддержания

стабильного валютного курса (на практике означающее его укрепление в

реальном выражении) на достижение приемлемых для основной массы предприятий

(в пределах 8-10% годовых) процентных ставок по инвестиционным кредитам.

Для этого требуется достижение низкого уровня реально действующих

безрисковых процентных ставок (доходность гособлигаций, ставки по депозитам

коммерческих банков в ЦБР), а также комплекс мер по снижению инвестиционных

рисков (макроэкономическая и политическая стабильность, своевременное

обслуживание внешнего долга, создание стабилизационных механизмов для

снижения зависимости от мировых цен на сырьевые товары российского

экспорта, повышение правовой защиты инвесторов). Однако уровень безрисковой

процентной ставки будет ограничен снизу уровнем ожидаемой инфляции, и в

ближайшие годы вряд ли может быть существенно снижен.

• Изменение характера увеличения денежного предложения. Увеличение

денежного предложения должно осуществляться не путем расширения эмиссии

денежной базы (в зависимости от изменения платежного баланса), как это

происходило в 1999-2001 гг., а за счет повышения денежного мультипликатора,

т.е. показателя качества кредитной системы. В 2001 г. мультипликатор

увеличился с 1,59 до 1,68, однако это все еще очень низкий уровень. Резервы

для дальнейшего повышения мультипликатора существуют. Это, во-первых,

снижение нормы избыточных резервов, а во-вторых, снижение соотношения

наличные деньги/депозиты>.

Меры, относящиеся к стимулированию инвестиционной активности путем

встраивания предприятий в инфраструктуру финансовых рынков:

• Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и

купонных выплат по облигациям. Поскольку снижение рыночных процентных

ставок до уровня, достаточного для повышения спроса промышленных

предприятий на кредитные ресурсы, в ближайшие несколько лет труднодостижимо

(из-за высокого уровня инфляции и высоких инвестиционных рисков), то на

этот переходный период можно разработать систему субсидирования (органами

федеральной/региональной власти) стратегически перспективным предприятиям

части процентных выплат по банковским кредитам/облигационным займам,

привлеченным для финансирования отдельных высокоэффективных инвестиционных

проектов.

Для данной схемы (субсидирования процентных выплат по кредиту) в

настоящее время перспективными представляются инвестиции в динамично

растущие отрасли, требующие относительно небольших капитальных затрат и с

небольшими сроками окупаемости проектов (малый бизнес, строительство жилья,

пищевая промышленность, hi-tech - производство микроэлектроники,

биотехнологии). В то же время внешнее финансирование инвестиционных

расходов для таких предприятий затруднено - банковские кредиты дороги и

недоступны на срок более 1-2 лет, выпуск облигаций требует больших затрат в

связи с отсутствием кредитной истории.

• Для инвестиционных проектов, требующих крупных инвестиций на

длительный срок, можно использовать иные схемы рефинансирования.

В частности, на базе ЦБР может быть создано специализированное

агентство по рефинансированию инвестиционных кредитов коммерческих банков

предприятиям (федеральное кредитное агентство). Привязка к ЦБР

представляется логичной, поскольку именно в функции Банка России входит

рефинансирование коммерческих банков.

Коммерческий банк, предоставляя долгосрочный кредит предприятию на

инвестиционные цели, имеет право обратиться в данное агентство для

получения рефинансирования путем выкупа кредита. Условия выкупа должны быть

четко сформулированы и одинаковы для всех банков, они могут учитывать

отраслевые приоритеты, требования к финансовому состоянию заемщика,

кредитной истории и качеству обеспечения, критерии эффективности и

приемлемый уровень риска проекта. Затем агентство эмитирует ценные бумаги

(инвестиционные облигации), обеспеченные пулами однородных инвестиционных

кредитов, подбираемых по срокам, доходности, рискам. Сумма основного долга

и проценты по этим обязательствам выплачиваются конечным инвесторам за счет

сумм, поступающих в погашение инвестиционных кредитов, объединенных в пул.

Возможны несколько вариантов государственной поддержки деятельности

агентства: гарантии Правительства РФ (администраций субъектов РФ) по

облигациям агентства; субсидирование деятельности агентства, в частности,

низких процентных ставок; установление обязательной доли данных облигаций в

инвестиционных портфелях пенсионных фондов (в том числе ПФР) и в резервах

страховых компаний; налоговые льготы по данным облигациям.

При условии создания ликвидного вторичного рынка инвестиционных

облигаций применение данной схемы позволило бы решить проблему дефицита

долгосрочных инвестиционных ресурсов. Преимущество специализированного

агентства перед банками на рынке облигаций должно заключаться, во-первых, в

большей надежности (процедура отбора кредитов должна гарантировать их

высокое качество), а во-вторых, в большей ликвидности бумаг за счет

большего объема эмиссии (несколько однородных кредитов объединяются в пул)

и более низких транзакционных издержках.

Надо отметить, что данная схема отличается от классических ипотечных

схем более высоким уровнем риска. В схемах ипотечного кредитования

закладные обеспечены уже существующим или строящимся жильем, т.е. речь идет

о типовом инвестиционном проекте с относительно однородными типами риска.

Кроме того, как правило, ипотечные кредиты застрахованы в страховых

компаниях и риск убытков банка-кредитора минимален. Если же распространить

подобную схему на разнородные инвестиционные проекты с различными типами

риска и высокой степенью субъективизма при принятии решения об их отборе,

степень неопределенности значительно увеличивается.

Вывод

Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного

климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты

привлекательного инвестиционного климата также широко известны:

благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для

справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные

административные барьеры и качественная инфраструктура для развития

бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам

культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента,

персонала и общества (Corporate Governance). Однако, создавая

привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять

себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих

различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и

отношение к рискам. Какие же инвесторы нам нужны? Не простой вопрос, так

как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во

всех их формах и проявлениях. Однако конкретные российские предприятия

нуждаются в совершенно конкретных типах инвесторов. Таким образом,

предпочтения в выборе инвесторов должны базироваться на более глубоком

понимании структуры отечественной экономики и особенностей ее развития.

Однако в столь шатких политических и экономических российских условиях

организация в большинстве случаев должна рассчитывать на свои и силы,

тщательно продумывать и просчитывать каждый свой шаг.

-----------------------

[1] Беленькая О. Особенности финансирования капиталообразующих инвестиций в

России // РЦБ. – 2002. №14.

[2] Синягин А. Возможные формы финансирования ивестиционных проектов в

России // РЦБ. – 2004. №4.

[3] Остапенко В., Мешков В. Собственные источники инвестиций предприятий//

Экономист. – 2003’8. с. 28.

[4] Беленькая О. Особенности финансирования капиталообразующих инвестиций в

России // РЦБ. – 2002. №14.