Финансовые отношения организаций

Финансовые отношения организаций

2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Институт заочного и дистанционного обучения

кафедра буа

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление и планирование финансов организации»

Тема: Финансовые отношения организаций

Выполнил студент: Швыдко А.А.

Шифр: ДБУ-03-3313

Адрес: 690065, ул. Сипягина, 31, кв.15.

Владивосток 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Финансы, их роль в хозяйственной деятельности организации………………....4

1.1.Роль и функции финансов в хозяйственной деятельности организации………4

1.2.Основные принципы организации финансов………………………………...….6

1.3.Финансовые отношения организации с банками, бюджетом,

социальными фондами и страховыми организациями…………………….…...8

1.3.1 Финансовые отношения организации с коммерческими банками……...…….8

1.3.2 Финансовые отношения организации с бюджетом и внебюджетными

фондами………………………………………………………………………......11

1.3.3 Страхование………………………………………………………………...…….14

Глава 2.Оценка финансово-хозяйственной деятельности организации…………………...19

2.1. Проблемы и методы оценки финансового состояния предприятия……...…….19

2.2. Содержание финансового анализа………………………………………………..21

2.2.1. Задачи анализа и данные, используемые при анализе……………….………..23

Заключение…………………………………………………………………..…………………27

Список использованной литературы………………………………………………………….28

Введение

Рыночная экономика предполагает становление и развитие пред-приятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятель-ности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать та-кую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить то-вары, получать прибыль, снижать издержки.

Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на де-неж-ной основе происходит формирование собственных средств предприя-тия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хо-зяй-ственной деятельности, распределение доходов, образующихся в ре-зультате этой дея-тельности, их использование на цели развития предприя-тия.

Глава 1. Финансы, их роль в хозяйственной деятельности организации.

1.1. Роль и функции финансов в хозяйственной деятельности организации.

В соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской дея-тельности в РСФСР” от 25 декабря 1990г. предприятие - это самостоя-тельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удо-влетворения обще-ственных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что опре-де-ляется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответ-ствен-ностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выра-жается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на кото-ром числится имущество предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего фи-нансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который об-разу-ется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму устав-ного ка-питала. Это важнейший источник формирования имущества лю-бого пред-приятия.

Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организа-ционно - правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставной капитал направляется на при-об-ре-тение основных фондов и формирование оборотных средств в разме-рах, необ-ходимых для ведения нормальной производственно - хозяйствен-ной деятель-ности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использова-ние которых является важным доходообразующим факто-ром. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производ-ство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реали-зованной продукции. После реализации продукции она принимает денеж-ную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, кото-рая поступает на расчетный счет предприятия.

Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и фи-нан-совых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее вы-деляются качественно разные составные части созданной стои-мости.

Прежде всего, это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как из-нос основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортиза-ционного фонда является продажа произведенных товаров по-требителю и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сы-рье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников со-ставляют из-держки предприятия по производству продукции, прини-мающие форму се-бе-стоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не рас-ходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборот-ные средства восстанавливаются, а понесен-ные предприятием издержки по произ-водству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность со-по-ста-вить полученную от реализации продукции выручку и произведен-ные за-траты. Смысл инвестирования средств в производство продукции со-стоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себе-стои-мость, то предприятие получает его в виде прибыли.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кру-го-оборота средств, вложенных в производство, и относятся к собствен-ным фи-нансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются само-стоя-тельно. Оптимальное использование амортизационных отчисле-ний и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить произ-водство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроиз-вод-ство основных производственных фондов и нематериальных активов.

В отли-чие от амортизационных отчислений, прибыль не остается полнос-тью в рас-поряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отноше-ний, которые воз-никают между предприятием и государством по поводу распределения соз-данного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоце-ле-вой источник финансирования его потребностей, но основные направ-ле-ния ее ис-пользования можно определить как накопление и потребление. Про-порции распределения прибыли на накопление и потребление опреде-ляют перспек-тивы развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на на-копление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финан-со-вых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной ка-питал дру-гих предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накоп-ление, на-правляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли исполь-зуется на потребление, в результате чего возникают фи-нансовые от-ношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на пред-приятии.

В современных условиях хозяйствования распределение и использо-вание амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопро-вождается созданием обособленных денежных фондов. Амортиза-ци-онный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распре-де-ле-нии при-были в фонды специального назначения оставлено в компе-тен-ции предприя-тия, но это не меняет сущности распределительных про-цес-сов, от-ражающих использование финансовых ресурсов предприя-тия.

1.2. Основные принципы организации финансов.

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью эко-номических отношений, возникающих в процессе хозяйственной дея-тельности, принципы их организации определяются основами хозяй-ствен-ной деятель-ности предприятий.

Исходя из вышесказанного, принципы органи-зации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятель-ность в области финансо-вой деятельности, самофинансирование, за-инте-ресован-ность в итогах финан-сово-хозяйственной деятельности, от-вет-ственность за ее результаты, контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью пред-приятия.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вклады-вая их в производство продукции в целях получении прибыли. Самостоятельность в использовании собственных и приравненных к ним средств обеспечивает необходимую маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предприятия.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйствен-ной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству про-дукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капи-тальные затраты за счет собственных источников. При временной недо-статочности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о те-кущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

амортизационных отчислений;

прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансо-вой деятельности;

дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

средств, получаемых от выпуска облигаций;

средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения ак-ций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме об-лигационных взносов предприятий, организаций, граждан).

Финансовый результат на предприятии является качественным показателем деятельности как руководства предприятия, так и всего коллектива предприятия. Ответственность возникает по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка. Принцип ответственности предприятий за результаты своей финансовой деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия. Последнее является естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики.

Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия очевидна и определена самой сущностью финансов как денежных отношений.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, то есть затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и т.д.

Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и проводится специальными органами. Государственный контроль осуществляет Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Министерства РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.

1.3. Финансовые отношения организации с банками, бюджетом, социальными фондами и страховыми организациями.

1.3.1.Финансовые отношения организаций и коммерческих банков.

В современных экономических условиях, коммерческие банки становятся важным элементом рыночной инфраструктуры.

Поскольку коммерческие банки создаются и функционируют в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, их деятельность возможна только при условии получения собственной прибыли. Таким образом, взаимоотношения предприятий и банков строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.

Отношения между организацией и банком возникают по поводу расчетно-кассового и кредитного обслуживания, а так же в связи с появлением новых услуг, характерных для рыночной экономики. Важной особенностью этих отношений является их договорной характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своего расчетно-кассового и кредитного обслуживания.

Для расчетного обслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счета, что является необходимым для организации безналичных расчетов. В соответствии с договором банк открывает предприятию как клиенту расчетный и другие счета, зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так и предприятию, списывает со счета предприятия по его поручению суммы на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Кроме этого, банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.

Основной счет предприятия как юридического лица - расчетный счет. Предприятие вправе открыть несколько расчетных счетов в разных банках. На расчетный счет зачисляется выручка от реализации продукции (работ, услуг), по нему осуществляются расчеты по обязательствам предприятия. Другие счета - текущий, ссудный, валютный - организация вправе открыть в любом количестве в разных банках. Для открытия валютных счетов предприятиям банк должен иметь соответствующую лицензию.

Расчетный субсчет открывается предприятию, которое имеет отдельные структурные подразделения вне места своего нахождения. По месту их расположения в банках открываются счета на имя предприятия. Поскольку расчетный субсчет имеет подсобное значение, на нем аккумулируется выручка от подразделения для последующего перечисления на основной расчетный счет предприятия.

Текущие счета открываются филиалам, отделениям и другим нехозрасчетным подразделениям предприятия. По ним проводятся ограниченные расчетные операции, связанные в основном с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами.

При открытии в банке текущего валютного счета автоматически открывается транзитный валютный счет, на который поступают валютные перечисления от внешнеэкономической деятельности предприятия. После продажи части валютной выручки остаток валютных средств перечисляется на текущий счет.

В процессе расчетно-кассового обслуживания между предприятием и банком складываются определенные финансовые отношения, сопровождающиеся движением денежных средств и затрагивающие формирование доходов предприятия и банка.

Многие банки взимают плату за оформление счетов клиентов и проведение расчетных и кассовых операций, чтобы возместить расходы по их проведению. Другие, для привлечения клиентуры, открывают расчетные счета бесплатно. Каждый банк за хранение у него денежных средств предприятий выплачивает в пользу последних определенную плату (исключение составляет транзитный валютный счет). Размер платы устанавливается по взаимному соглашению, если речь идет о расчетном счете. На срочные депозитные счета предприятие помещает временно свободные средства на условиях банка, который устанавливает проценты по вкладам в зависимости от сроков хранения денег.

Расходы организации по оплате услуг банка включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), доходы, полученные от хранения средств на счетах банков, учитываются в составе балансовой прибыли предприятия как внереализационные доходы.

Банки не вправе контролировать расчеты предприятия с бюджетом, другими предприятиями или иные безналичные расчеты, хотя они проводятся в установленных формах. Однако банк несет определенную ответственность за соблюдение правил расчетной дисциплины, которая установлена нормативными актами Центрального банка РФ и определяется договорами между предприятием и коммерческим банком. За несвоевременное либо неправильное списание средств со счетов предприятия, а так же за несвоевременное или неправильное зачисление средств, поступивших предприятию, оно вправе требовать от банка уплатить штраф в свою пользу в размере 0,5% этих сумм за каждый день задержки. В договоре банка и предприятия могут быть так же предусмотрены другие (дополнительные) формы ответственности.

Ответственность предприятий перед банком устанавливается в договорах банковского счета и вклада, кредитных договорах.

Отметим, что роль кредита в обеспечении нормального функционирования предприятия в современных условиях безусловно немаловажна.

Кредиты банка являются важнейшим источником обеспечения финансовыми ресурсами потребностей предприятий, связанных с производством и реализацией продукции. Временная потребность в денежных средствах особенно часто возникает у предприятий, где имеют место сезонные колебания объемов производства и реализации продукции. Но она может возникнуть в результате временного разрыва между поступлением источников определенных видов затрат и потребностью в средствах на эту цель, например, про осуществлении ремонтных работ. Объединения и предприятия промышленности, работающие в условиях самофинансирования, кредитуются по совокупности материальных запасов и производственных затрат.

Общий принцип проверки обеспечения кредита заключается в следующем. Фактическая задолженность сравнивается с суммой сверхнормативного оплаченного остатка запасов ценностей и затрат производства в пределах плана и товаров отгруженных в размере их остатка по балансу.

Практически проверку обеспечения учреждения банка осуществляют одновременно по совокупности запасов и затрат и товарам отгруженным. При превышении задолженности над плановым размером кредита учреждение банка совместно с предприятием рассматривает причины, вызвавшие сверхплановую потребность в кредите.

Может быть принято решение о предоставлении кредита на временные нужды на полную или частичную сумму сверхплановых материальных запасов и производственных затрат, а также товаров отгруженных. Если эти меры позволяют довести задолженность до планового периода, то учреждение банка может предоставить кредит на временные нужды.

В случае невозможности доведения в установленные сроки задолженности по ссуде до планового уровня , а также при возникновении просроченной задолженности по ссудам банка вводится ограничение кредитования в пределах планового размера кредита.

При превышении планового размера кредита из-за сверхпланового роста товаров отгруженных, сроки оплаты которых еще не наступили, они принимаются к кредитованию без ограничения суммой и сроком. Санкции в этом случае банк не применяет.

При проверке остатки незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных принимаются к кредитованию по фактической стоимости, но не выше плановой, а все другие запасы и затраты - по балансовой оценке. Стоимость запасов уменьшается на суммы износа ценностей, резерва на покрытие предстоящих расходов или потерь, а также торговых скидок, если товары учитываются на балансе по розничным или оптовым ценам.

Банк может предоставлять кредиты на затраты в основные фонды при недостатке у предприятия средств фондов стимулирования. Анализ взаимоотношений предприятия с банком по таким кредитам заключается в проверке целевого использования кредитов и эффективности проведенных за счет них мероприятий.

Кредитование - это метод возвратного финансирования предприятия. Он является традиционной услугой банков. Предприятие имеет право на получение кредита и в том банке, где ему открыт расчетный счет, и в любом другом банке. Кредитование осуществляется на основе кредитного договора, определяющего права и обязанности сторон, а так же ответственность за нарушение условий договора с учетом характера предоставляемого кредита и финансового состояния предприятия-заемщика.

В зависимости от характера потребностей предприятия в заемных средствах различают краткосрочный кредит (до года), среднесрочный (от года до трех лет) и долгосрочный кредит (свыше трех лет).

За пользование кредитом, который необходимо вернуть в установленный договором срок, предприятие уплачивает банку проценты. Процентные ставки зависят от срока использования заемного капитала с учетом спроса и предложения. В разных банках процентные ставки могут различаться.

Практика российских банков в сфере кредитования свидетельствует, что их деятельность в этой области почти целиком состоит из краткосрочных ссуд, сконцентрированных в сфере торгово-закупочного бизнеса. В основном заемные средства имеют направленность на посреднические операции, для которых характерна быстрая оборачиваемость средств и высокая прибыль.

Поскольку банки осуществляют кредитование на коммерческой основе, принципами кредитования являются обеспеченность кредита, целевой характер, срочность, платность и возвратность ссуды. В данном случае это и определяет предпочтения конкретных видов кредитных операций и их подавляющее численное превосходство.

1.3.2. Финансовые отношения организации с бюджетом и внебюджетными фондами

Денежные отношения между государством и предприятием возникают в процессе хозяйственной деятельности последнего, так как эта деятельность направлена на получение прибыли. Происходит мобилизация денежных средств на нужды государства путем налогообложения.

Целостная налоговая система РФ действует с 1992 г. По совокупности и структуре входящих в нее налогов, формам и методам ее построения существующая налоговая система не отвечает современным задачам финансовой политики. Данному налоговому механизму присуща фискальная направленность, а стимулирующая функция налогов в этой ситуации не реализуется. Другими словами, налоговые методы не обеспечивают развитие предпринимательства. На практике выявляются недостатки, противоречия действующих законов.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Налоговое бремя может быть таким, что даже у нормально функционирующего предприятия не будет оставаться средств не только для расширения производства, но и простого воспроизводства. Множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткие формулировки законодательства и нормативных актов затрудняют налогоплательщику правильную уплату налогов.

Ответственность в налоговом законодательстве, тем не менее, установлена достаточно жестко. Несмотря на то, что большая часть нарушений связана с недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и происходящих в нем изменениях, никакой разъяснительной работы в этом направлении, по сути дела, не проводится.

Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен, но для этого необходимы некоторые условия. Говоря о конкретных условиях, можно определить следующее: разумное налоговое бремя, не лишающее предприятие источников финансирования расширения производства и воспроизводственных процессов; оптимальное количество взимаемых налогов; простой порядок их исчисления и взимания; одинаковая система налогообложения для предприятий любых форм собственности.

Все эти условия необходимы для развития тех предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество. Гибкая система налогообложения может способствовать этому процессу и при помощи налоговых льгот.

Налоги классифицируются по видам и объектам налогообложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги - всего 40 видов.

Объектами налогообложения выступают: прибыль, доходы, имущество предприятий, стоимость товаров определенного вида, отдельные виды деятельности, финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.

Существует три вида налогообложения:

- прогрессивное - чем выше доход, тем непропорционально большая его часть его изымается в виде налога;

- пропорциональная система предполагает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины;

- регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставки налога по возрастании доходов.

На практике встречаются все три вида налогообложения. Налоги на прибыль организаций чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале.

Как правило, предприятия выступают налогоплательщиками и только некоторые из них получают из бюджета дотации и ассигнования на капитальные вложения. Например, это предприятия агропромышленного комплекса и угольной промышленности. Финансирование происходит из республиканского бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций (финансирование предприятий оборонного комплекса) или через специальные фонды, такие как фонд поддержки предпринимательства.

Система государственных внебюджетных фондов функционирует параллельно с бюджетом.

Эта система состоит из фондов производственного и социального назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины последнего. Из них большая часть перечисляется в централизованные внебюджетные фонды.

К внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых НИЭР и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий в размере до 1,5% к себестоимости продукции. В эту же категорию относят дорожные фонды РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включающихся в себестоимость продукции.

Наиболее значительные средства поступают в фонды социального назначения. К ним относятся:

Пенсионный фонд,

Фонд социального страхования,

Фонд занятости,

Фонд обязательного медицинского страхования.

Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции. Общий размер отчислений предприятий во внебюджетные социальные фонды в настоящее время составляет в среднем 39% к начисленной оплате труда. При этом сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

1.3.3. Страхование.

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Первоначальный смысл этого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывают страх за сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник пытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные и денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что, естественно, разорительно.

Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств часто бывает больше числа пострадавших от разных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихий и других случайностей. При этом, чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.

Страхование в русском языке определяется как «обеспечение кого-либо от возможности ущерба за счет периодического внесения взносов специальному учреждению, которое в случае наступившего ущерба выплачивает денежное вознаграждение».

Или другое определение: государственное страхование - «это система мер по созданию целевого фонда денежных средств и его использование для оказания материальной помощи участникам этого фонда при стихийных бедствиях, случайных неблагоприятных явлениях при наступлении определенных событий в жизни граждан.

Можно сделать вывод о том, что страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения).

Одна сторона (субъект) - это страховая организация (государственная, акционерная или частная), которую называют страховщиком. Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам - юридическим и физическим лицам. Если клиентов устраивают эти условия, то они подписывают договор страхования установленной формы и однократно или регулярно в течение согласованного периода платят страховщику страховые премии (платежи, взносы) в соответствии с договором.

Другая сторона (субъект) страхового экономического отношения - это юридические и физические лица, называемые страхователями, которых выше именовали клиентами. Страхователь - это юридическое или физическое лицо, обладающее полной гражданской дееспособностью, которое страхует свой собственный интерес, или интерес третьей стороны, уплачивает для этого страховые премии (платежи, взносы) и имеет право по закону или договору страхования получить страховое возмещение (компенсацию) при наступлении страхового события (случая).

При наступлении страхового случая, при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или его здоровью), страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страхователю компенсацию, возмещение.

Из анализируемых определений следует, что страховщик и страхователь регулируют страховое экономическое отношение специальным договором. В мировой практике он получил название полис От французского «police».. Полис - документ (именной или на предъявителя), удостоверяющий заключения страхового договора и содержащий обязательство страховщика выплатить страхователю при наступлении страхового события определенную сумму денег (страховую компенсацию или возмещение).

Наконец, в вышеприведенных определениях есть такое понятие, как «страховой (денежный) фонд». Считается, что это та сумма денежных средств, которая образуется у страховщика за счет взносов страхователей.

Страхование во все времена считалось доходным делом. Такие фирмы, как например, английская «Ллойдс», являются явными лидерами по сбору прибыли в странах с рыночной экономикой.

Обязательное страхование - форма страхования, базирующаяся на принципе обязательности для страхования и страховщика. То есть обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает:

1. перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;

2. объем страховой ответственности;

3. уровень и нормы страхового обеспечения;

4. порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права на их дифференциации на местах;

5. периодичность внесения страховых платежей;

6. основные права и обязанности страховщика и страхователей.

Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.

Кроме этого, страховые органы ежегодно проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в установленные сроки.

Автоматически распространяется обязательное страхования на объекты, указанные в законе. Страхователь не должен заявлять в страховой орган о появлении в хозяйстве подлежащего страхованию объекта. Данное имущество автоматически включается в сферу страхования. При очередной регистрации оно будет уточнено, а страхователю предъявлены к уплате страховые взносы.

Действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам. На невнесенные в срок страховые платежи начисляются пени.

Обязательное страхование бессрочно и действует в течение всего периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом. Только бесхозное и ветхое имущество не подлежит страхованию. При переходе имущества к другому страхователю страхование не прекращается. Оно теряет силу только при гибели застрахованного имущества.

В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на один объект.

Заметим так же, что иногда государственное обязательное страхование вводится с фискальной целью, как особый источник доходов государственного бюджета.

Важнейшая отрасль страхового бизнеса в странах с рыночной экономикой - страхование ответственности. Экономическая основа данной отрасли страхования в условиях жестких законов рыночной экономики связана с постоянной денежной ответственностью граждан или юридических лиц за эти действия. Многие виды, необходимые для нормального функционирования общества, деятельности таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, возможность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствие с общепринятой мировой практикой виновная сторона обязана при этом полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже в том случае, если ущерб носил незначительный, случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему по решению исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны, система страхования ответственности защищает имущественные интересы и третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Именно поэтому во многих странах ряд видов деятельности, таящих в себе постоянную угрозу для общества, подлежат обязательному страхованию. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой организации. Главное, что должно быть в наличии, - это страховой полис. В противном случае наступает уголовная ответственность.

Таким обязательным видом страхования ответственности является страхование ответственности предпринимателей перед работающими по найму. Работодатель отвечает за предоставление рабочим и служащим безопасных условий труда. Страхование в данном случае выступает в качестве одного из важнейших элементов социальной защиты человека.

В ряде стран обязательному страхованию подлежат также некоторые экологические риски. Например, введена ответственность судовладельцев за загрязнение моря нефтью. Кроме того, ряд видов деятельности требует для осуществления специальных государственных лицензий, которые не выдаются без предъявления соответствующего страхового полиса. К таким видам деятельности относятся авиаперевозки. Авиакомпания несет перед пассажирами ответственность, которая должна быть застрахована.

Существует и страхование профессиональной ответственности - данный вид страхования действует, как правило, в отношении следующих профессий - врач, бухгалтер, адвокат, инженер, архитектор. Целью данного вида страхования является покрытие ответственности за нанесение имущественного ущерба в результате ошибочных действий представителей вышеназванных профессий.

Не менее важным является страхование ответственности за качество продукции - страхование ответственности производителей продукции перед ее потребителями в случае, если в результате потребления продукции из-за ее плохого качества потребителю нанесен имущественный ущерб.

Глава.2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

2.1. Проблемы и методы оценки финансового состояния предприятия

Сегодня основная методологическая база для оценки финансового состояния предприятий -- анализ балансовых коэффициентов. Данный подход надежен, он применялся еще при плановой экономике и даже выступал в качестве методологической основы для таких практических моделей, как оценка кредитоспособности.

Секрет его популярности кроется не только в простоте, но и в возможности как текущего, так и перспективного сравнительного анализа. Но именно в этом одновременно скрывается и его слабость. Таблицы отраслевых коэффициентов, публикуемые на Западе в помощь теоретикам и практикам, представляют собой своеобразную систему координат, построенную на многолетних данных о достаточно устойчивом экономическом развитии. Иными словами, то же значение коэффициента абсолютной ликвидности порядка 0.2 -- 0.25, предлагаемое нашими специалистами в качестве ориентира, отражает пропорцию, складывавшуюся в течение десятилетий более или менее стабильного хозяйствования, а не некоторую теоретически обоснованную величину.

Однако, считая этими же методами, мы получим коэффициент ликвидности порядка 0,0005 или скорости оборота запасов в 700 дней.

Причины, приведшие к искажению балансовых пропорций отчетности предприятий, достаточно ясны. Это и институциональные преобразования, и резкие колебания экономической конъюнктуры, и непоследовательное поведение самих предприятий. Анализ затрудняется и достаточно противоречивым наследием плановой экономики, когда искажение стоимостных параметров не могло не отражаться на общем финансовом состоянии предприятий.

То есть предложенный последовательный подход к определению стоимости предприятий, не дает полной объективности оценки.

Существуют ли способы оценить состояние предприятия в столь запутанных противоречивых условиях? Один из них -- аудиторская проверка. Но, как показывает практика, аудит промышленного предприятия пусть среднего масштаба -- это не проверка коммерческого магазина и даже не банка. В принципе полноценный аудит промышленных предприятий -- задача, которая многим отечественным аудиторским фирмам не под силу. Хотя польза даже от поверхностных проверок будет немалая.

Второй способ - определение стоимости капитала предприятия и его рыночной цены на основе не балансовых показателей, а ориентировочных рыночных оценок активов. При этом возникает масса проблем, решение которых приводит к очень противоречивым результатам. Весьма показательным является применение зарубежных методик риелторскими фирмами при оценке объектов недвижимости. Получаемые данные иногда значительно разнятся. Еще сложнее оценить ликвидность оборудования и запасов. Имеющиеся на сегодня рыночные оценки также могут нести искаженную информацию. Между тем пообъектная оценка активов предполагает существование именно развитых рынков с устоявшимися ценовыми пропорциями и элементами затрат, включающих в большей или меньшей степени даже трансакционные издержки.

Третий метод определения цены предприятия -- оценка его доходности, так как цена любого актива представляет собой дисконтированную величину будущих доходов. В случае с предприятием его цена выступает в качестве некой постоянной величины; при этом чистый доход дисконтируется по стоимости капитала предприятия. Стоимость капитала традиционно рассчитывается как средневзвешенная по стоимости собственного и заемного капитала, где базой расчетов являются процент и доходность акций. И если стоимость заемного капитала может приниматься по рыночной ставке, то доходность собственного капитала практически нигде не указывается. Правда, стоит учесть и то, что доля заемного капитала за последние годы заметно возросла.

В этой ситуации можно предположить, что предприятие полностью распределяет чистый доход. В таком случае доходность акций становится равной доходности самого предприятия, и стоимость капитала принимается близкой к рентабельности. Но поскольку рентабельность сама определяется через доход, то возникает своеобразный замкнутый круг.

Возможное решение проблемы -- интегрирование в значение стоимости капитала фактора инфляции. Методологически это будет верным шагом, поскольку стоимость капитала есть ставка дисконта, которая и должна включать в себя фактор инфляции, в то время как рентабельность есть одномоментный показатель. Тогда чистый доход должен быть разделен на произведение фактора рентабельности и фактора инфляции, что и дает нам рыночную цену фирмы на настоящий момент.

Возникает еще одна проблема: выбор фактора инфляции. При этом инфляцию желательно учитывать в параметрах, близких к движению оптовых цен.

После корректировки на стоимость заемных средств, в том числе и краткосрочных, если их абсолютные значения сопоставимы с величиной собственного капитала, мы получаем цену предприятия, наиболее близкую к рыночной. Как показывают предварительные расчеты, в промышленности она может отличаться от балансовой стоимости в несколько раз. В большинстве случаев при анализе положения предприятий тяжелой промышленности расчетная рыночная цена колеблется в пределах 10 -- 40% балансовой стоимости активов.

Именно полученная величина и должна являться отправной точкой для анализа финансового состояния предприятия. Она отвечает сразу нескольким целям.

Во-первых, расчетная рыночная цена служит базой для определения цены собственного акционерного капитала. Задавая различные значения доли дивидендов, мы получаем основу для расчета цены акций. Отклонения текущих котировок от расчетных дают возможность оценить распределение информации на рынке капиталов.

Во-вторых, расчетная рыночная цена позволяет нам реконструировать баланс предприятия. Активы могут быть диверсифицированы по степени ликвидности. Если принять денежные средства со степенью, равной единице, а прочие оборотные активы взять с меньшими коэффициентами в соответствии со скоростью их оборота, то основные фонды будут оценены по остаточному принципу. По приблизительно такой же схеме реконструируется и пассив. В результате мы получаем обновленный баланс, который может служить теперь базой для расчетов всевозможных коэффициентов.

Отдельный разговор о таких активах предприятия, которые сегодня можно отнести к нематериальным. Прежде всего, это его инвестиционный портфель, стоимость которого может внести существенные корректировки как в поэлементную оценку (в форме поправки на резервы основных фондов), так и в рыночную цену предприятия.

В целом финансовое состояние предприятия - совокупность показателей, оценивающих степень удовлетворения потребностей предприятия в финансовых ресурсах, необходимых для его нормального функционирования, отражающих обеспеченность или необеспеченность предприятия денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности.долженностей и т. д.)````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````

2.1.Содержание финансового анализа.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот.

Для управленческого анализа характерна ориентация результатов на свое руководство; использование всех источников информации для анализа; отсутствие регламентации анализа со стороны; комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия; интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения; максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

- множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляет анализ некоторых показателей (абсолютных показателей прибыли; относительных показателей рентабельности; финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия; эффективности использования заемного капитала).

Проводится экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

2.2.1.Задачи анализа и данные, используемые при анализе.

Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны.

Состояние финансов предприятия характеризуется размещением его средств и источников их формирования, анализ финансового состоя-ния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финан-совую эффективность работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность, состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей, состояние и дина-мика дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость обо-ротных средств, материальное обеспечение банковских кредитов, плате-жеспособность.

Устойчивое финансовое положение предприятия, прежде всего, зависит от улучшения таких качественных показателей, как производи-тельность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также вы-полнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств пред-приятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтому, анализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим ана-лиз финансового состояния предприятия и анализ других сторон его дея-тельности должны взаимно дополнять друг друга.

Задачами анализа является общая оценка финансового анализа, про-верка расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования фи-нансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.

В связи с различным функциональным назначением и особенностя-ми использования в планировании и учете средства предприятия подраз-деляются на основные и оборотные.

К основным относятся средства стоимостью не менее 500 т.р. за еди-ницу независимо от срока службы, а так же со сроком службы не менее одного года, независимо от их стоимости. Основные средства функциони-руют в течение ряда лет, не меняя формы. Их стоимость относится на за-траты производства в течение всего срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия, обеспечивающие создание производственных запасов и авансирование затрат в процессе производства и реа-лизации продукции. Наряду с запасами сырья и материалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до ее реализации, де-нежные средства и дебиторскую задолженность.

Главным фактором, определяющим финансовое положение пред-приятия, является состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называются денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов, авансирования затрат для обеспечения непре-рывности процесса производства и реализации продукции. По методам планирования они делятся на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые - это оборотные средства, по которым устана-вливается норматив минимальных запасов, необходимых для производ-ства и реализации продукции. Ненормируемыми называют оборотные средства, по которым нормативы не устанавливаются (денежные средства, расчеты с покупателями за отгруженную продукцию, различные расчеты с организациями и лицами, недостачи и т.п.).

Оборотные средства, обслуживающие производство, включая мате-риалы, топливо, малоценные предметы, тару, запасные части называются средствами в сфере производства. В них сосредоточена основная часть оборотных средств предприятия.

Оборотные средства в сфере обращения предназначены для бесперебойного процесса реализации продукции, своевременного совершения расчетов и состоят из готовой продукции, то-варов отгруженных, денежных средств и средств в расчетах.

Источники формирования оборотных средств делятся на собственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства выделяются на покрытие за-пасов и расходов будущих периодов в минимальных размерах и постоян-но находятся в распоряжении предприятия. Заемные оборотные средства используются для покрытия сезонных затрат и запасов и временных по-требностей в средствах, связанных, например, с перевыполнением произ-водственных заданий.

Основной источник данных для анализа финансовой деятельности предприятия - отчетный бухгалтерский баланс, приложения к балансу. Движение уставного фонда и другие отчетные формы, которые детализи-руют содержание его отдельных статей и позволяют исследовать факторы, повлиявшие на финансовые показатели. Кроме того, привлеченные дан-ные финансового плана, показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности и д.р.

Бухгалтерский баланс характеризует состав, размещение и назначе-ние средств предприятия на определенную дату. Баланс имеет форму таб-лицы, состоит из двух частей - актива и пассива. В активе показывают со-став, размещение и использование средств, сгруппированных в зависи-мости от их функциональной роли в хозяйстве.

Группировка экономически однородных статей баланса увязана с источниками их образования. Анализ баланса заключается в раскрытии внутренней связи и взаимозависимости отдельных разделов актива и пас-сива баланса.

Раздел I актива “Основные средства (фонды) и внеоборотные акти-вы” отражает основные и отвлеченные средства предприятия. В активе баланса основные средства (фонды) отражаются по первоначальной стои-мости с одновременным отражением их износа в пассиве баланса. К от-влеченным относятся средства, изъятые из хозяйственного оборота пред-приятия (платежи из прибыли в бюджет, уплата банку процентов за кре-дит, перечисление средств вышестоящей организации), отчисления в фонды. В этом же разделе отражаются убытки.

Раздел II актива “Нормируемые оборотные средства” отражает не только фактические остатки, но и установленные нормативы по всей группе средств. Поэтому данный раздел баланса содержит четыре графы показателей: нормативы и фактические остатки на начало и конец отчет-ного периода.

Раздел I пассива “Источники собственных и приравненных к ним средств” включает уставной фонд, износ основных средств, безвозвратное финансирование и прибыль.

В заключительном балансе безвозвратное финансирование присоединяется к уставному фонду.

К источникам, приравненным к собственным, относятся устойчивые пассивы - привлеченные предприятием средства, имеющие постоянный (устойчивый) характер. Здесь же отражаются средства, изъятые у пред-приятия в связи с кредитованием по обороту.

Раздел I пассива является источником покрытия I и II разделов акти-ва. При этом раздел I актива покрывается разделом I пассива полностью, а раздел II актива разделом I пассива только в размере установленного норматива.

В разделе II пассива “Кредиты банка под нормируемые оборотные средства” отражается задолженность банку по ссудам. Этот раздел являет-ся источником покрытия раздела II актива в части запасов товарно-мате-риальных ценностей. За общим итогом этого раздела показывается регулирующая статья II-1 “Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов”, которые в активе отражаются по первоначальной стоимости. Здесь же отражается статья II-2 “Резерв на покрытие предстоящих расходов или потерь”.

В разделе III актива показаны как ненормируемые оборотные сред-ства, так и другие вложения, связанные с основной деятельностью, а в разделе III пассива - их источники.

Раздел III актива “Денежные средства, расчеты и прочие активы” отражает ненормируемые средства: кассу, расчетный счет и прочие счета в банке, прочие денежные средства , товары отгруженные, дебиторскую за-долженность. Денежные средства показываются в сумме действительного наличия, другие статьи - в размере фактической задолженности на день составления баланса. В этом же разделе показываются расходы, не пере-крытые средствами специальных фондов и целевого финансирования, из-лишне внесенная в банк амортизация, недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм естественной прибыли. В отдельный подраздел по активу и пассиву выделены средства на капитальный ремонт и все затра-ты, включая авансы поставщикам и подрядчикам.

В общем, цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это в принципе “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, обработки, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Заключение

Под финансами понимается система образования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного производства.

Финансы занимают особое место в экономических отношениях, они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансовые отношения пронизывают всю хозяйственную деятельность и существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы

1. Архипов А.П., Эффективность страховой деятельности, - М.: Финансы, 1999 г.

2. Большаков С.В., Проблемы укрепления финансов предприятия, - М.: Финансы,

1999 г.

3. Злобина А.А., Финансы, - М.: МГУП, 2001 г.

4. Шуляк. П.Н., Финансы предприятий, - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003 г.

Array