Физическая культура в стране и обществе

Физическая культура в стране и обществе

Министерство Образования

Российской Федерации

Татарский Институт Содействия Бизнесу

Юридический факультет

Физическая культура в стране и обществе

Казань - 2000 г.

Физическая культура в стране и обществе.

На современном этапе развития страны в условиях качественного

преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к

физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их

трудовой деятельности.

Перестройка народного образования в стране поставила перед высшей школой

задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и

физического воспитания будущих специалистов.

В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в

формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с

высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена.

Первоначально слово “культура” в переводе с латинского означало

“возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура”

наполнялось новым содержанием.

Сейчас это слово в общечеловеческом понимании - это и определенные черты

личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека

(вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной,

профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта,

досуга и т.п.).

В научном смысле слово “культура” это все формы общественной жизни, способы

деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной

деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой

деятельности.

В содержание “культура” в широком смысле слова входят, например, и

философия, и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности,

уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.

Таким образом “культура” - это творческая созидательная деятельность

человека.

Основу и содержание культурно-психологического процесса развития “культуры”

составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных

способностей человека, его нравственных и эстетических качеств.

Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей

общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с

материальной и духовной культурой общества.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности

(профессионольно-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры -

реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении

рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как

свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в

трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека,

полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают

важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил

общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и

отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической

зарядки.

Спорт высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт

высших достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет

аналогий в истории.

Его проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и

педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и

политики.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в

быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в

широком использовании народных игр, как средства оздоровления и

закаливания;

научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех

достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение

во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и

углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по

совершенствованию самой системы физвоспитания.

Термин “физическая культура” впервые появился в Англии в конце прошлого

века.

Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в

процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных

потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими

упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а

также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни

и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов

(режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья

человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

массовость ее развития;

степень использования средств физической культуры в сфере образования и

воспитания;

уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;

уровень спортивных достижений;

наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных

физкультурных кадров;

пропаганда физической культуры и спорта;

степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед

физической культурой;

состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий.

Когда же и в силу каких причин возникла физическая культура? Какие стадии

она прошла в своем развитии?

В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые

бы не имели хотя бы в самой элементарной форме, физического воспитания.

Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе

зависит от ряда условий:

географической среды;

условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил,

экономических и социальных факторов.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные

движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой

организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и

физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и

смекалки, укрепляли волю.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый

характер и военную направленность. Она использовалась для подавления

недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения

захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и

специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя

физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с

занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих

Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл

(драматург) и др.

В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе

трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного

характера.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу

укрепления основ своего политического господства правящим классом.

Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то,

что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического

воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией

труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые

требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для

ведения войн.

В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое

движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.

В период существования СССР главная социальная функция физического

воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально

активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Цель физического воспитания конкретизируется в его задачах, первый круг

которых состоит в оздоровлении, воспитании и образовании занимающихся.

Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций

организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой

сопротивляемости к заболеваниям организма и его закаливания.

Воспитательная задача состоит в развитии двигательных качеств человека

(сила, быстрота, выносливость и др.), а также волевых качеств, в умении

противостоять утомлению.

Оздоровительная задача состоит в формировании жизненно важных двигательных

умений, навыков и знаний.

Ко второму кругу задач относятся задачи связи физического воспитания с

другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым

и эстетическим.

Третий круг задач - это задачи общественно-политического характера,

состоящие в привлечении молодежи к общественно-политической деятельности, в

патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами

нашей

-----------------------

Реферат по

По физическому воспитанию

выполнила:

студентка 2-курса

гр. 982-к

Гайфуллина И.