Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе

Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе

ЮурГУ

Кафедра”Физической культуры и спорта”

РЕФЕРАТ

по Физическому воспитанию

на тему: ,, Физические упражнения-основа здорового образа жизни.

Тренировка спортсменов-разрядников в на-

стольном теннисе.”

Работу выполнил: Студент гр МТ-309

Квитовский Д.А.

Проверил: Столярова

Челябинск 2001г.

1. Физические упражнения-основа здорового образа жизни.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем

им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог

полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы

, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а

если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно

сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и

активную жизнь .

Научные данные свидетельствуют о том ,что у большинства людей при

соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и

более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой

норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами малоподвижности

(гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в

еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов

,а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться

от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают

бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям

внутренних органов . Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к

курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь.

1.1 РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека .

Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы

"износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов ,преждевременное

старение. Труд как физический , так и умственный не только не вреден , но ,

напротив , систематический , посильный ,и хорошо организованный трудовой

процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему , сердце и сосуды

, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная

тренировка в процессе труда укрепляет наше тело . Долго живет тот , кто

много и хорошо работает в течение всей жизни .напротив , безделье приводит

к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ , ожирению и

преждевременному одряхлению .

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не

сам труд , а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять

силы во время выполнения работы как физической , так и умственной .

Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья

работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной

работы. Интересная и любимая работа выполняется легко , без напряжения, не

вызывает усталости и утомления . Важен правильный выбор профессии в

соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для работника важна удобная рабочая форма , он должен быть хорошо

проинструктирован по вопросам техники безопасности . непосредственно до

работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболее

рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места

должно быть достаточным и равномерным . Предпочтительнее локальный источник

света , например, настольная лампа .

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного . Это тренирует и

укрепляет волю . Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер , с

вечера на утро ,с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является

чередование работы и отдыха . Отдых после работы вовсе не означает

состояния полного покоя . Лишь при очень большом утомлении может идти речь

о пассивном отдыхе . Желательно , чтобы характер отдыха был противоположен

характеру работы человека ( "контрастный" принцип построения отдыха )

.Людям физического труда необходим отдых ,не связанный с дополнительными

физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы

досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и

умственных нагрузок полезно для здоровья . Человек , много времени

проводящий в помещении , должен хотя бы часть времени отдыха проводить на

свежем воздухе .Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на

прогулках по городу и за городом , в парках , на стадионах , в турпоходах

на экскурсиях , за работой на садовых участках и т. п.

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической

культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две

большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения -- это такие двигательные акты, в которых

длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный

двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда

не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура

движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их

выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения,

прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения

оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного

аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции,

гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного

аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических

упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику,

занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП).

1.3 УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому

приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию

высокого уровня работоспособности в течение трудового дня,

совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности

сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики

и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и

мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость

ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и

внутренних органов.

1.4 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных

формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед

началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и

усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима

особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с

длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения

мелких механических операций.

Физкультурйые паузы организуются непосредственно во время работы.

Время их проведения определяется фазами изменения уровня

работоспособности -- в зависимости от вида деятельности и контингента

работающих. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу

снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с

музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по

механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных

центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и

.концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты

производственного процесса.

1.5 РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений

и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального

сопровождения. В ней используется комплекс различных средств,

оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых

упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему,

наклоны и приседания -- на двигательный аппарат, методы релаксации и.

самовнушения -- на центральную нервную систему. Упражнения в партере

развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии --

выносливость, танцевальные -- пластичность и т. д. В зависимости от

выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить

преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или

смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления

функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя)

оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.. ЧСС

не превышает 130-- 140 уд/мин, т. е. не выходит за пределы аэробной

зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0--1,5 л/мин; содержание

молочной кислоты не превышает уровня ПАНО -- около 4,1 ммоль/л. Таким

образом, работа в партере носит преимущественно аэробный характер. В

серии упражнений, выполняемых в положении стоя, .локальные упражнения

для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130--140

уд/мин, танцевальные движения -- до 150--170, а глобальные (наклоны,

глубокие приседания) --до 160--180 уд/мин. Наиболее эффективное

воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений,

в которых при определенном темпе ЧСС может достигать 180--200 уд/мин, а

потребление кислорода -- 2,3 л/мин, что соответствует 100%МПК. Таким

образом, эти серии носят преимущественно анаэробный характер

энергообеспечения (или смешанный с преобладанием анаэробного

компонента); содержание лактата в крови к концу тренировки в этом

случае достигает 7,0 ммоль/л, кислородный долг -- 3,0 л (В. В. Матов,

Т. С. Лисицкая, 1985).

В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия

ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную

направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС

180--200 уд/мин может использоваться лишь в спортивной тренировке

молодыми здоровыми людьми. В этом случае она носит преимущественно

анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов

энерго- обеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции

.жирового обмена при таком характере энертообеспечения не происходит; в

связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация

холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и

работоспособности.

На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и

серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка

носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130--

150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного

аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости)

возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно

меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

2. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе.

2.1 Разминка.

Разминка- это комлекс специальных средств, задача которых не только

подготовить к предстоящей специальной деятельности но и предотвратить

травматизм. У теннисистов –разрядников разминка состоит из двух частей-

общей и специальной. В общей части разминки используют упражнения

такого характера, благодаря которым достигается повышение обмена

веществ, организм разогревается. Такие упражнения повышают деятельность

сердечно-сосудистой системы, вентеляцию лёгких, увеличивают потребление

кислорода организмом. Упражнения этой части разминки выполняются до

лёгкого потоотделения, тогда будет достигнут необходимый уровень

терморегуляции организма и работы органов выделения.

В специальной части разминки опорно-двигательный аппарат ваш

подготавливается к предстоящей специфической работе. Здесь используют

специальные упражнеия, направленные на отработку технических приёмов

или их сочетаний, такие как имитационные упражнения, игра с тенью,

работа на тренажёрах и т.д способствующие достижению оптимального

уровня возбуждения нервных центров коры больших полушарий головного

мозга. Говоря языком специалистов устанавливаются условно-рефлекторные

связи, уточняется дифференцировка мышечных усилий, проверяется

согласованность всех фаз ударных движений и передвижений. Значительное

время уделяют упражнениям имитирующих технику ударов и передвижений в

отдельности или в сочетании. По характеру движений они близки к технике

игры, помогают её осваивать и закреплять в упрощённых условиях,

постоянно подводя спортсмена к игре на столе.

2. Комплекс имитационных упражнений

Приведём пример комплекса имитационных упражнений:

1) Накат справа из двух точек стола: правого угла и середины.

2) Накат справа из трёх точек стола: правого угла, середины и левого

угла.

3) Накат слева из двух точек стола: правого угла и из середины.

4) Накат слева из трёх точек стола: левого угла, середины и правого угла.

5) Из правого угла стола-срезка, из середины стола-накат или топ-спин

справа.

6) Из левого угла стола-срезка, из правого угла-накат или топ-спин справа

.

7) Из правого угла стола-срезка, из левого угла-накат или топ-спин.

8) Из правого и левого углов стола поочерёдные накаты или топ-спины

справа и слева.

9) Поочерёдные накаты или топ-спины справа и слева из середины стола.

10) Поочерёдные накаты или топ-спины справа и слева из левого угла стола.

11) Имитация любимой подачи с коронным завершающим ударом справа или

слева.

12) Имитация любимой подачи с последующим выполнением наката или топ-

спина слева из левой половины стола и завершающий удар из правого угла

стола.

Упражнения выполнять не более 20-30 сек. или 10-15 раз, по 2-3

серии. Во время выполнения упражнений нужно следить за правильностью

движений, мысленно представляя себе игровую ситуацию и также мысленно

контролировать свои движения.

2.3 Упражнения без партнёра, с партнёром, на

тренажёрах.

Упражнения без партнёра выполняют как для овладения основами

техники игры, так и для её совершенствования, умения активно и

сознательно анализировать свои действия, контролировать собственные

движения, а также для совершенствования качеств необходимых в

настольном теннисе, главным образом в действиях, независимых от

соперника. Это жонглирование мячом, игра у стенки, и другие упражнения.

Упражнения с партнёром используют для изучения и закрепления техники

приёмов и тактики действий, совершествование их при активной помощи

партнёра.

Использование этих упражнений позволяет создать все предпосылки для

правильного выполнения и успешного завершения игроком всех технических

приёмов. В таких упражнениях вы с партнёром договариваетесь-что

выполняет один и как отвечает на его удары другой. При этом нужно

стараться подобрать такие упражнения, которые соответствовали бы уровню

обоих спортсменов, чтобы выполнять их с небольшим количеством ошибок.

Применение этих упражнений создаёт благоприятные условия для

деятельности в разнообразных игровых ситуациях и развитие таких важных

качеств для игры в настольный теннис, как умение выбирать момент для

начала и завершения атаки, выявлять взаимосвязь расстояния, силы

вращения и скорости полёта мяча, выполнять технические приёмы в

зависимости от действий партёра.

Все мы хорошо знаем, как широко используют для совершенствования

физических качеств различные тренажёры и даже комплексы тренажёров. И

очень мало мы знаем о тренажёрах которые применяются в споривных играх.

Хотя они значительно ускоряют закрепление двигательных навыков.

Взанятиях по настольному теннису, в качестве вспомогательных средств,

можно использовать снаряды и инвентарь, имеющийся на вооружении в

других видах спорта. Из гимнастики можно заимствовать перекладину,

кольца, скакалки. Также есть спец. тренажёры для тенниса. Наибольшее

распространение получили такие тренажёры, как ,,Велоколесо”,”Мяч на

штоке”,”Удочка”,”Щит-отражатель”,”Утяжелённая ракетка”и т.п.

Литература:

1) ”Настольный теннис” Галина Баргукова.

М-“Физкультура и спорт” 1990г

2) Г. И. Куценко , Ю.В. Новиков "Книга о

здоровом образе жизни"