Физкультура геологу

Физкультура геологу

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова

(технический университет)

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Физическое Воспитание

Тема: Физическая подготовка для инженера геолога

Автор: студент гр. РМ-97 __________ / Коржиков Д.Ю./

(подпись) (Ф.И.О.)

Оценка: ___________

Дата: _________________

Санкт-Петербург

1999 год

Физическое воспитание в учебных заведениях системы образования

составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания, служит целям

укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования учащихся,

призвано обеспечивать всестороннюю физическую готовность будущих рабочих к

избранному виду трудовой деятельности и защите Страны.

Физическое воспитание является специфическим учебным предметом.

Занятия с учащимися по этому предмету направлены на решение следующих

основных задач:

всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление

здоровья и обеспечение высокой работоспособности;

обучение основам техники упражнений комплекса ГТО и массовых видов спорта;

обеспечение необходимой физической подготовленности применительно к

требованиям избранной учащимися профессии;

формирование высоких нравственных, волевых и других личностных качеств;

сообщение специальных знаний, формирование потребности и привычки

заниматься физическими упражнениями, умений использовать средства

физической культуры, спорта и туризма в быту и трудовой деятельности;

привитие организаторских навыков по физической культуре, спорту и туризму.

Программой по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия по

теоретическому разделу, общей и профессионально-прикладной физической

подготовке.

Теоретический раздел программы предусматривает широкий круг знаний,

усвоение которых позволит учащимся осознать значение физической культуры в

обществе, и конкретно — в учебном заведении, успешнее овладеть основами

техники физических упражнений, эффективнее укреплять свой организм,

грамотно использовать средства физической культуры в быту и на

производстве, повысить общую культуру.

Общая физическая подготовка учащихся, осуществляемая на основе

Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, составляет главное содержание

занятий физическими упражнениями. Она включает в себя гимнастику, легкую

атлетику, лыжную подготовку (в бесснежных районах — марш-броски и

велокроссы), плавание, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, ручной

мяч — один вид по выбору), классическую борьбу.

Физическое воспитание осуществляется на протяжении всего периода обучения

учащихся .

Основной формой занятий является урок. Уроки проводятся по расписанию.

Кроме того, в учебной работе используются самостоятельные занятия

физическими упражнениями по заданию преподавателя. Для физически слабо

подготовленных учащихся организуются дополнительные занятия.

На уроках по физическому воспитанию учащиеся осваивают программный

материал, выполняют контрольные и зачетные упражнения. Для проверки

изменения уровня физической подготовленности в течение года и за период

обучения специально проводят в конце сентября и середине мая.

Знание своего уровня физической подготовленности позволяет учащимся с

большей эффективностью восполнять в процессе уроков, на дополнительных и

факультативных занятиях пробелы в развитии физических качеств или лучше

освоить сложные спортивно-технические умения и навыки.

В течение учебного года учащиеся должны также сдать зачеты по

физическому воспитанию, в содержание которых входят конкретные виды

упражнений и выполнение нормативов. Причем зачетные виды упражнений для

всех курсов остаются неизменными, а нормативы для юношей и девушек год от

года повышаются.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры общества, средство укрепления

здоровья, всестороннего физического развития человека. Главное средство Ф.

к. —физические упражнения, к-рые в сочетании с гиг. режимом, естественными

факторами природы (солнцем, воздухом, водой) применяются в гимнастике,

лечебной физкультуре, в процессе физического воспитания учащихся и

студентов, в физической подготовке допризывников и военнослужащих, при

занятиях групп здоровья и спортивных секций в производственных коллективах.

Разработаны принципиально новые организационные формы оказания физкультурно-

оздоровительных услуг населению — физкультурно-оздоровительные комплексы,

физкультурно-оздоровительные центры и т. д. Многие из них функционируют на

кооперативных началах.

Подготовка кадров по Ф. к. и спорту проводится в средних специальных и

высших физкультурных учебных заведениях страны.

Также физическая подготовка очень важна и для геологов. Она

включает в себя различные физические упражнения, спорт, туризм,

гимнастика, закаливание организма.

Гимнастика — важная составная часть физического воспитания учащихся в

том числе и геологи. Отличие гимнастики от других разделов программы

физического воспитания заключается в особом содержании и подборе как самих

упражнений, так и методических приемов обучения.

Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в

целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с

учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Во всестороннем

и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека

гимнастике принадлежит одно из основных мест.

Гимнастика — это школа движений, которая обеспечивает высокую

двигательную культуру, необходимую геологам.

На занятиях гимнастикой успешно формируются важные прикладные навыки и

умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия,

влезать на канаты и шесты, переползать, поднимать и переносить тяжести и

т.д.

Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и многие

физические качества, в том числе способность согласовывать действия

различных звеньев двигательного аппарата человека. Это помогает овладеть

сложными движениями, с которыми человек повседневно встречается в труде,

быту и спортивной деятельности.

Как средство физического воспитания гимнастика имеет многовековую

историю. В нашей стране большие возможности для занятий гимнастикой

появились после Великой Октябрьской социалистической революции. Начиная с

этого времени гимнастика широко используется в физическом воспитании наших

граждан.

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе и

подготовки к трудностям своей профессии геологов.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной

позиции молодого геолога. Туризм — исключительно ценное средство

физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских

походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают

выносливость, силу и другие физические качества, приобретают жизненно

ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления

естественных препятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию

нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки,

организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к

товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности,

высоких организаторских качеств.

Современный туризм в нашей стране представляют следующие виды:

пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический,

автомобильный и мотоциклетный. Возможны сочетания в одном походе или

путешествии нескольких видов туризма. Такой смешанный вид туризма

называется комбинированным. Из всего многообразия видов туризма наиболее

доступны для учащихся пешеходный и лыжный туризм.

Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств

передвижения (как лыжный, водный, велосипедный и т. д.), специального

снаряжения (как горный) и совершаются в основном в бесснежные периоды года.

Для обеспечения непрерывности занятий туризмом зимой переходят на лыжный

туризм. Любой туристский поход на лыжах предъявляет к его участникам

серьезные требования. В лыжном походе, кроме большой физической нагрузки,

на организм туриста оказывает воздействие низкая температура воздуха,

резкая неожиданная смена погоды, усложняет движение различный характер

снежного покрова, повышенная скорость на спусках и пр. Кроме того, сами

средства передвижения — лыжи — требуют тщательного ухода, ремонта. Особого

внимания заслуживает личное снаряжение туриста-лыжника.

При проведении водного похода чаще всего учащиеся пользуются разборными

байдарками. Их удобно хранить даже в небольшом помещении, переносить за

плечами к озеру или реке, по которой пройдет маршрут похода или

путешествия.

Основными формами туристской работы являются: походы, путешествия,

туристские слеты и соревнования.

Походы могут быть однодневными, двухдневными и трехдневными. Иногда такие

походы называют походами выходного дня.

Путешествия — это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное

время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т, е. их

маршруты могут проходить по территории родного края (ближние) или выходить

за его пределы, проходить по другим областями республикам страны (дальние).

Путешествия, носящие спортивный характер, подразделяются на шесть

категорий сложности (пешеходные — на пять). Их сложность определяется

протяженностью маршрута, количеством и характером препятствий, а также

иными факторами, характерными для данного вида туризма.

Все эти виды Ф.п. и многие другие очень важны в специальности геолога

так как он должен быть готов к любым трудностям которые его могут встретить

в его нелёгкой «полевой» жизни.