Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни

Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни

МОУ СОШ №153

Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и

здорового образа жизни.

Выполнил:

Александров А. А.

11б класс

Руководитель:

Недосекин В. В.

Челябинск. 2004г.

Содержание:

Содержание……………………………………………………………...……………………2

Введение………………………………………………………………………………………3

Личная гигиена, режим дня………………………………………………………………….3

Влияние оздоровительной физической культуры на организм…………………………...4

Влияние физической культуры на развитие личности…………………………………….5

Спортивные секции…………………………………………………………………………..6

Туризм…………………………………………………………………………………………7

Самостоятельные тренировки……………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………………9

Список используемой литературы…………………………………………………………..9

Введение.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье.

Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной

истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме

начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас

невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от

всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы

грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего

возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься

физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом,

добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Главное – здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий,

обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение

работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая

деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное

питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

Личная гигиена, режим дня.

Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за

телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При

правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий режим

функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия

для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и

повышению производительности труда. Постоянное нарушение Ритма труда,

учебы, бодрствования, сна приводит к снижению работоспособности,

разбитости, сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям.

Установлено, что для подавляющего большинства учащихся имеются два пика

максимальной работоспособности: между 10-12 и 16-18 часами. Именно в это

время можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.

При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения:

выполнение различных видов деятельности в строго определённое время,

правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Следует также

учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в

одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических

процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они

никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же

любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к

активной умственной работе.

Особое внимание уделите полноценному сну- основному и ничем не заменимому

виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение

нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение

работоспособности, ухудшение самочувствия. Одно из наиболее

распространенных расстройств сна – бессонница. Она обычно возникает в

результате нервного переутомления, длительной напряженной умственной

работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Ошибочно надеяться, что

применение снотворных средств излечит от бессонницы. Чтобы обеспечить

нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде

всего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не

пить много на ночь. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки

перед сном. Спокойная обстановка (выключен свет, радио, телевизор),

привычный порядок подготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной

отдых. Спите обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при

открытой форточке.

Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры

неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций

опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения

здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.

Можно проводить свой досуг «просиживая штаны» дома, перед телевизором

или компьютером, или занимаясь ещё каким-то же интересным для вас делом, и

это тоже будет ваш своеобразный путь к познанию окружающего мира и

осознанию своего места в нём.

Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть

молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и

регламентирующая функция семьи, ас другой – нет ещё профессиональных

обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом,

молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и

поле для самореализации.

В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической

культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто

хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические,

возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и

немалое развитие и распространение среди населения Земного шара получают

сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение

относится к экстремальным видам спорта, таким как горнолыжные дисциплины,

diving, mountain bike, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди

молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.

На фоне этого ложкой дёгтя становится осознание того, что мало кто

подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и

поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном

отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки

испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок,

чтобы добиться высших достижений.

Для того чтобы сердце было здоровым, а тело сильным, нужна регулярная

физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают

мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить

болезни.

Влияние физической культуры на развитие личности.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под

руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором

формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий

спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с

правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить

их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается

дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного

поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для

формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными

функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и

активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива

как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах

команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные

качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за

успехи команды, школы и т.д.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в

игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической

подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и

общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются

те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и

спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической,

тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом

все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для

тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения

тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных

соревнований для формирования волевых черт характера. Они также

способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют

педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие

от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого

привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и

решительные действия участников, их высокие достижения.

Спортивные секции.

В последние годы Южный Урал стал одним из основных спортивных центров

России. Многие известные во всем мире спортсмены – выходцы с Южного Урала.

Хоккеисты: Макаров, Быков, пятикратная олимпийская чемпионка по

конькобежному спорту Скобликова, бронзовый призер последних олимпийских игр

по дзюдо Макаров, боксер Костя Дзю, многократная чемпионка мира и

олимпийских игр по биатлону Пылева и многие другие.

В декабре 2004 года в Челябинске было закончено строительство одного

из крупнейших в России крытого ледового комплекса, на котором теперь

проходят тренировки российских спортсменов, а также проводятся массовые

катания на коньках.

Горожане с удовольствием отзываются на предложения городской

администрации на участие в различных спортивных забегах, заплывах, игровых

соревнованиях, направленных на благотворительность. Один самых известных –

мемориал Масленникову.

В нашем городе уделяется много внимания спорту и привлечению молодежи

в различные спортивные организации и секции. Многие спортивные школы стали

олимпийским резервом РФ.

В последние годы молодежь отдает свое предпочтение экстимальным видам

спорта. Это skateboarding, BMX, snowboarding, mountainbike, mountinboard,

diving, rolling. Специально для дальнейшего развития экстрима в городе в

конце прошлого года был открыт крытый скейтпарк на территории двоца спорта

«Юность», где независимо от времени года могут тренироваться и учиться

люди, отдавшие свое предпочтение в спорте экстриму.

Туризм.

Туризм подразделяется на:

. Экологический

. Социальный

. Самодеятельный

. Экстримальный

Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму.

Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где

покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на

социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий

для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из

малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам,

которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.

Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и

Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует.

До 1990 г. самодеятельный туризм существовал как общественное движение

и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов Советов по

туризму и экскурсиям Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, в

структуре которого существовало Управление самодеятельного туризма, а также

через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных

предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях.

В 1989 г. число клубов достигало в РСФСР более 700. При клубах

функционировало более 80 региональных федераций спортивного туризма. На

предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах

работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. В самодеятельный

туризм было вовлечено около 7 млн. человек, включая всех участников

туристских походов: оздоровительных, выходного дня, спортивных и т.д., а

также провести походы, слеты и соревнования для примерно 15 млн. человек.

При этом численность участников спортивных категорийных походов, дающих

право на присвоение спортивных разрядов и званий по туризму составило около

140 тыс. человек.

Самодеятельный туризм подразделяется:

1. По форме проведения, прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции,

соревнования.

2. По видам маршрутов, пешеходные, лыжные, горные, водные, спелео,

альпинизм, велосипедные маршруты, мотоциклетные, воздушные,

комбинированные.

3. По сложности: категорийные и некатегорийные маршруты.

4. По организационным принадлежностям: туристские клубы станции юных

туристов, туристские секции, спортивные организации.

Одной из важных особенностей самодеятельных походов является четкая

организация и систематическое проведение. В зависимости от возможностей это

могут быть походы выходного дня, многодневные некатегорийные и категорийные

походы. Организацию и проведение похода вне зависимости от его сложности

регламентируют «Правилами проведения туристских, спортивных походов»,

«Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и

путешествий».

Самая простая форма похода - загородная прогулка. К таким прогулкам

приглашаются все желающие. Кратковременная прогулка не требует от

участников предварительной тренировки и специального снаряжения, она

доступна каждому человеку.

Оптимальный состав туристкой группы для похода выходного дня - от 4 до

15 человек. При необходимости, во время подготовки к походу туристская

секция должна позаботиться об обеспечении туристов групповым снаряжением:

палатками, спальными мешками, котелками для приготовления пищи, рюкзаками и

т. д.

Самостоятельные тренировки.

По мимо занятий спортом в спортивный секциях и на уроках физ. культуры в

школе, обязательно следует ежедневно уделять минимум 30 минут на

самостоятельные занятия. В состав самостоятельных занятий следует включить

утренняя гимнастика, занятия в тренажерном зале, пробежки по пересеченной

местности, ходьба, катание на велосипеде и другие. Это поможет содержать

свой организм в хорошей физической форме, усилит сопротивляемость болезням

и усталости.

Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным (в

техническом отношении) видом циклических упражнений, а поэтому и самым

массовым. По самым скромным подсчётам, бег в качестве оздоровительного

средства используют более 100 млн. людей среднего и пожилого возраста нашей

планеты. Согласно официальным данным, в нашей стране зарегистрировано 5207

клубов любителей бега; самостоятельно бегающих насчитывается 2 млн.

человек.

Оздоровительный бег ( в оптимальной дозировке ) в сочетании с водными

процедурами является лучшим средством борьбы с неврастенией и бессонницей -

болезнями XX века, вызванными нервными перенапряжением и обилием

поступающей информации.

Занятия оздоровительным бегом оказывают существенное

положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет. В результате

занятий оздоровительным бегом важные изменения происходят и а

биохимическом составе крови, что влияет на восприимчивость организма к

раковым заболеваниям.

Заключение.

Не смотря на разнообразие различных видов спорта, каждый человек должен

выбрать такой вид спорта, который будет влиять не только на его физическое

состояние, но и на развитие личности.

Список используемой литература.

. Советская система физического воспитания. Под ред. Г. И. Кукушкина.

М., «Физкультура и спорт», 1975.

. П. Ф. Ленсгафт. Избранные сочинения. М., «Педагогика», 1988.

. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана.

М., «Физкультура и спорт», 1998.

. Педагогика. Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. М.,

«Физкультура и спорт», 1978.

. А. В. Шабунин. Лесгафт в Петербурге. Л., 1989.

. Психология. Под ред. В. М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт»,

1987.

. Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.

. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб.,

1997.

. В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья.

. Н. Б. Коростелев. От А до Я.

. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья.

. А. В. Жеребцов. М., Физкультура и труд, 1986.

. Б. В. Петровский. М., Популярная медицинская энциклопедия, 1981.