Франция

Франция

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Казахская Государственная Академия Управления имени Турара Рыскулова

Реферат

на тему:

«Франция»

Выполнила:

Студентка гр. МВФО-3

Мазуренко Виталия

Проверила:

Джакелова Ж. А.

Алматы 2001

Содержание.

Введение. Место страны в мировой экономике.

Глава 1. Общие сведения о стране.

1. Географическое положение.

2. Население страны.

3. Политическое устройство.

Глава 2. Экономика Франции.

2.1. Факторы и динамика экономического развития. Отраслевая

структура ВВП.

2. Формы хозяйственной деятельности.

3. Внешнеэкономические связи.

Глава 3. Франция в 2000 г. – тенденции роста сохраняются.

3.1. Важнейшие характеристики конъюнктуры страны.

3.2. Экономическая политика в 1998-2000 гг.

3.3. Перспективы развития в 2001-2015 гг.

Заключение.

Введение. Место страны в мировой экономике.

Франция входит в пятерку высокоразвитых государств мира. По размерам

территории и населения она принадлежит к числу наиболее крупных стран

Европы. Франция находится на четвертом месте после США, Японии, Германии по

объемам ВВП, промышленного производства и доле в мировой торговле и на

третьем – по масштабам банковской деятельности. На долю Франции приходится

17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной

Европы.

Экономика Франции отличается мощной индустриальной базой и

диверсифицированным производством с хорошо развитыми стратегически важными

отраслями (авиаракетостроение, энергетика, транспорт и связь,

агропромышленный сектор). Из месторождений полезных ископаемых наиболее

значительны запасы каменного угля, железной руды, бокситов, газа, урановых

руд, калийных солей.

Важное место в экономике страны занимают научные исследования и

информационное обслуживание. Франция ведет научные исследования по широкому

кругу проблем: атомная энергетика, авиационная техника, оборудование

средств связи, некоторые виды электроники промышленного назначения.

Среди стран ОЭСР Франция занимает 4 место по совокупным расходам на НИОКР,

уступая США, Японии и Германии, и 5 место по объему расходов промышленных

фирм на НИОКР (после США, Японии, Германии и Великобритании).

Расходы на НИОКР сконцентрированы в небольшом числе отраслей: 75% всего

объема НИОКР в промышленности приходится на электронику, авиаракетостроение

и космическую промышленность, автомобилестроение, химию, фармацевтику и

энергетику, 19% - на долю отраслей военно-промышленного комплекса. В то же

время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая

промышленность и других эти расходы незначительны.

Франция является третьей ядерной державой мира и первой в Западной Европе и

остается ведущей западноевропейской страной в области военного

ракетостроения. Ракетоноситель «Ариан» обеспечиват лидирующие позиции

страны в коммерческих запусках космических спутников гражданского и

военного назначения.

Глава 1. Общие сведения о стране.

Географическое положение. Франция - государство на юго-западе Европы. На

юге граничит с Испанией и Андоррой, на юго-востоке – с Монако, на северо-

востоке – с Бельгией и Люксембургом, на востоке – со Швейцарией и Италией,

на северо-востоке – с Германией. На юге страна омывается Средиземным морем,

на западе – водами Бискайского залива, на северо-западе – проливами Ла-Манш

и Па-де-Кале. Франции принадлежит о. Корсика в Средиземном море, а также 4

заморских департамента – Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Французская Гвиана,

а также заморские территории – Французская Полинезия, Новая Каледония, Сен-

Пьер, Микелон и ряд архипелагов в Тихом океане. Общая протяженность границы

(метрополия и Корсика) – 2 892, 4 км, общая площадь страны – 551 тыс. кв.

км. На западе и севере страны простираются обширные равнины с невысокими

округлыми холмами – Парижский бассейн, долины рек Луара, Сена и Гаронна. В

центре и на востоке страны расположены средневысотные горы – Центральный

массив, Вогезы и Юра. На юго-западе, формируя естественную границу с

Испанией, лежат Пиренеи. На юго-востоке страны находятся Французские Альпы

с высочайшей вершиной Франции и Западной Европы – г. Монблан (4807). Самое

большое озеро страны – Женевское (Леман) – расположено большей частью в

Швейцарии. Основные природные ресурсы: уголь, железная руда, бокситы, цинк,

рыба, древесина. Пахотные земли занимают 32% территории, леса и кустарники

– 27%, луга и пастбища – 23%.

Население. Население составляет 57.1 млн. человек (1997 г.), средняя

плотность населения – 104 человека на кв. км. Около 95% населения –

французы, другие этнические группы: бретонцы, баски, каталанцы, немцы,

также проживают алжирцы, итальянцы, португальцы, турки. Официальный язык –

французский. Католицизм исповедует 90% населения, есть также протестанты,

мусульмане, иудеи. Рождаемость – 13 новорожденных на 1000 человек (1997

г.), смертность – 9,29 смертных исхода на 1000 человек. Средняя

продолжительность жизни: мужчин – 74 года, женщин – 82 года (1997 г.)

Трудоспособное население составляет 24,1 млн. человек, из них в сфере услуг

занято 61, 5%, в промышленности 31,3%, в сельском хозяйстве 7,3%.

Государственное устройство. Полное наименование страны – Французская

Республика. Государственное устройство – президентская республика. В

составе страны 22 области, разделенные в свою очередь на 96 департаментов.

Столица – Париж.

Королевство франков было образовано в 5 веке, первая Республика

провозглашена в 1792 году. Последняя Конституция (Пятая Республика) была

принята 28 сентября 1958 года.

Глава государства – президент, назначающий Премьер-Министра.

Законодательная власть осуществляется двухпалатным Парламентом, состоящим

из Сената (верхней палаты) и Национального Собрания (нижней палаты).

Крупнейшие политические партии: Объединение а поддержку Республики, Союз

Французской Демократии, Республиканская Партия, Французская

Социалистическая партия, Левое радикальное движение, Коммунистическая

партия Франции, Национальный Фронт.

Глава 2. Экономика Франции.

Факторы и динамика экономического развития. Отраслевая структура ВВП.

Современное развитие французской экономики обусловлено следующими основными

факторами: влиянием научно-технического прогресса, ростом

внешнеэкономических связей и подготовкой страны к формированию

Экономического и валютного союза (ЭВС) в рамках ЕС. Эти факторы во многом

определили как структурную перестройку экономики страны в целом, так и

формирование принципиально новой материально-технической базы товаров и

услуг, стимулировали появление новых и модернизацию традиционных отраслей

французской экономики. Изменения в структуре национальной экономики шли по

линии сокращения доли сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности,

преимущественного развития отраслей машиностроения, химической

промышленности и производства товаров длительного пользования. В результате

доля сельского хозяйства составляет 2% ВВП страны, строительства – 8%,

торговли и товарных услуг – 25%, финансовых и других нетоварных услуг –

20%, промышленности (в том числе обрабатывающей) – 42%. Доля продукции

машиностроения в промышленном производстве составляет до 31%.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее

машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобильная промышленность

является одной из основ национальной промышленной структуры. Две

крупнейшие компании – частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» –

обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых

автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире после Японии

по выпуску энергетического оборудования, прежде всего для атомных

электростанций. Опережающими темпами росло производство в таких наукоемких

отраслях как авиаракетостроение, цветная металлургия, электронная и

электротехническая промышленность, производство средств связи,

фармацевтика, а также в отраслях военно-промышленного комплекса.

Во Франции все ещё остается довольно высоким удельный вес традиционных

отраслей, в частности пищевой промышленности, доля которой в промышленном

производстве остается на уровне 12%. В ЕС пищевая промышленность Франции

занимает второе место (после германской), причем её оборот составляет более

21% соответствующего товарооборота государств Европейского Союза. Вместе с

тем наблюдается некоторая тенденция к сокращению доли традиционных отраслей

(той же пищевой, легкой промышленности, а также судостроения).

Переход к энергосберегающему типу производства, зависимость от импорта

топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию энергетической

стратегии Франции. Основное внимание уделяется развитию атомной энергетики,

а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной

энергетики привело к заметному изменению структуры производства

электроэнергии в стране. Значительно снизился импорт нефти за счет вывода

из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, а также повысилась

самообеспеченность страны энергетическими ресурсами по мере ввода в

действие новых АЭС. Доля АЭС в выработке электроэнергии составляет во

Франции более 76%, а доля ТЭС – всего 7%.

Участие Франции в единой аграрной политике ЕС, задуманной первоначально для

того, чтобы позволить Европейскому Союзу добиться продовольственного

самообеспечения, довольно быстро привело к перепроизводству пшеницы, вина,

сахара, молочных продуктов, говядины, птицы. Открытие большого

потребительского рынка, регулярное повышение гарантированных цен,

безоговорочная поддержка производителей, гарантированная продажа урожая

независимо от его объема -–все эти факторы не могли не стимулировать

сельскохозяйственное производство Франции.

Сегодня Франция является крупнейшим производителем сельскохозяйственной

продукции. В её сельском хозяйстве занято 6,4% самодеятельного населения,

оно дает 25% всей аграрной продукции в ЕС. По объему сельскохозяйственного

производства страна занимает третье место в мире и первое в Западной

Европе, превратившись в одного из одного из крупнейших производителей и

экспортеров сельскохозяйственной продукции. Франция стабильно удерживает

второе после США место в мировом экспорте сельскохозяйственных и

продовольственных товаров.

Крупные хозяйства (52% всех сельскохозяйственных угодий приходится на

хозяйства размером 50 га) обеспечивают производство свыше 2/3 продукции и

составляют 16,8% от общего числа хозяйств, хотя численно преобладают мелкие

и средние хозяйства (средняя площадь земельных угодий – 23 га).

Значительное распространение получили кооперативы, в первую очередь по

использованию сельскохозяйственной техники. Они обеспечивают производство

50% продукции в виноделии, 30% овощных консервов, свыше 25% мясных и более

40% молочных продуктов.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство. На его долю

приходится 2/3 стоимости аграрной продукции страны. Франция входит в число

первых трех стран мира по производству вина, ячменя, сливочного масла;

первых десяти – по производству зерна, сахара, мяса, яиц. Традиционно

Франция славится виноградарством, садоводством, устричным промыслом

Сельское хозяйство высоко индустриализировано. По насыщенности техникой и

использованию химических удобрений оно уступает только Голландии, Германии

и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к

повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных

продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам,

мясу – свыше 100%.

Динамика основных экономических показателей Франции (темпы прироста, % к

предыдущему году)

| |1993г.|1994г.|1995г.|1996г.|1997г.|1998г.|1999г.|

|ВВП |0,8 |1,3 |-1,5 |2,9 |2,7 |2,2 |3,1 |

|Промышленность |0,3 |-0,1 |-2,7 |3,8 |2,3 |1,1 |10,0 |

|Инфляция |3,3 |2,1 |2,5 |1,3 |2,1 |2,1 |0,5 |

|Инвестиции |-0,7 |-3,1 |-5,8 |1,6 |2,2 |-0,5 |0,7 |

|Личное потребление |1,3 |1,4 |0,2 |1,5 |1,9 |2,1 |0,7 |

|Экспорт |3,9 |4,9 |-0,4 |5,8 |6,0 |4,8 |11,1 |

|Импорт |2,8 |1,1 |-3,4 |6,8 |4,2 |2,8 |6,8 |

|Дефицит госбюджета, |-1,9 |-3,3 |-4,9 |-4,2 |-3,8 |-3,5 |-3,1 |

|% ВВП | | | | | | | |

|Безработица |9,4 |10,4 |11,7 |12,5 |12,5 |12,5 |12,5 |

|Госдолг, % ВВП |41,1 |45,4 |52,6 |54,7 |57,5 |59,1 |57,8 |

Формы хозяйственной деятельности. Для Франции характерен высокий уровень

концентрации и централизации производства и капитала. Господствующее

положение занимают 10 финансово-монополистических групп. Сто крупнейших

французских компаний сосредоточили свыше 2/3 промышленного производства. К

числу отраслей с наибольшим уровнем концентрации относится производство

энергоносителей, средств наземного транспорта, судов и авиакосмической

техники, конторского оборудования и средств информационного обеспечения,

черных и цветных металлов, а также синтетических волокон. Причем в каждой

отрасли монопольное положение занимают 2-3 фирмы. В черной металлургии в

результате многочисленных слияний и поглощений образовалась гигантская

сталелитейная государственная компания «Юзинор-Сасилор», являющаяся ведущим

французским производителем и экспортером стали. Она обеспечивает 70%

производства стали и более 98% национального экспорта в данной отрасли.

Крупнейшими производителями и экспортерами электроники и электротехники во

Франции являются «Компани Женераль д`Электрисите» и государственная

компания «Томсон». На их долю приходится 50% производства электронного и

электротехнического оборудования страны.

В автомобильной промышленности Франции, которую отличает высокая степень

монополизации, главенствующее положение занимают две компании –

государственная «Рено» и частная «Пежо». На эти компании приходится почти

все производство автомобилей, около 93% продаж и почти 100% экспорта в

отрасли.

Производство и сбыт цветных металлов во Франции почти полностью

сосредоточены в руках двух крупнейших групп «Пешине-Южин-Кюльман» и

«Иметаль». «Пешине» специализируется на производстве алюминия (около 94%

всего производимого в стране алюминия), а «Иметаль» занимает одну из

ведущих позиций в мире по добыче свинца, по производству цинка и никеля, а

также имеет сильные позиции в производстве многих редких металлов, особенно

урана, имеет филиалы в более чем 25 странах мира.

В авиакосмической промышленности ведущие позиции занимают государственные

компании «Аэроспасьяль» и «Снекма», а также частная группа «Дассо».

Компании «Аэроспасьяль» и «Дассо» занимают соответственно первое и третье

места в авиакосмической промышленности Западной Европы.

Крупные компании с многомиллиардными оборотами возникли в последнее время в

пищевой промышленности, строительстве, транспорте и торговле. Так,

крупнейшей пищевкусовой компанией Франции является «БСН», занимающая 11

место среди пищевкусовых компаний мира.

Процессы централизации капитала в национальном и международном масштабах

способствовали превращению ряда французских компаний в мировых лидеров

отдельных отраслевых производств. В частности, химическая компания «Пешине»

стала лидером упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет» – ведущим

издателем журналов, фирма «Кабль де Лион» занимает первое место в мире в

производстве электрических кабелей, электротехничексий концерн «Томсон» –

первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а

в Европе – по производству бытовой электроники.

Об упрочении позиций французских компаний свидетельствует и увеличение их

числа в списке ста крупнейших компаний мира. Если в 1961г. их было всего

две, то сегодня их число достигло восьми. Тем не менее Франция уступает

США, Японии, Германии и Великобритании как по количеству крупнейших

компаний, так и по величине их оборота. Оборот первых десяти французских

компаний в обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота

первых десяти американских и 45% - первых десяти германских.

Активную роль в экономике страны играют малые и средние предприятия,

укрепившие свои позиции в период 70-80гг. на эти предприятия приходится

более 99% всех существующих во Франции фирм. Малые и средние предприятия

преобладают в сфере нефинансовых рыночных услуг (83%), строительстве (около

80%) и торговле (79,3%). В промышленности их доля значительно меньше –

около 36%. Исключение составляют отрасли по переработке

сельскохозяйственной продукции (58%) и производство товаров широкого

потребления (около 69%).

Как и большинство других развитых стран, Франция отличается разнообразием

правовых форм предпринимательской деятельности. Коммерческие предприятия во

Франции образуются в формах единоличного предприятия (более 2/3 всех малых

и средних предприятий), полного товарищества, акционерно-коммандитного или

коммандитного товарищества, общества с ограниченной ответственностью и

акционерного общества. Наиболее часто встречающейся разновидностью правовой

организации компаний являются акционерные общества и общества с

ограниченной ответственностью. В основном они ориентированы на сферу услуг

и торговлю. Так, например, в сфере оптовой торговли наиболее

распространенными являются общества с ограниченной ответственностью (44%

всех компаний), индивидуальные или частные фирмы (29%), и акционерные

общества (22%).

Эффективность многих французских малых и средних предприятий обеспечивается

узкой специализацией, гибкостью и маневренностью производства, а также

охватом высокотехнологичных новейших отраслей экономики. В таких отраслях,

как фармацевтика, производство точных приборов и инструментов малые и

средние предприятия дают около половины оборота отрасли.

Вместе с тем именно этот сектор экономики подвержен негативным влияниям

рыночной конъюнктуры. 30% предпринимательских единиц терпят крах уже спустя

два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Рассматривая слабые

стороны малых и средних предприятий, следует отметить их большую финансовую

уязвимость, недостаточное знание внутреннего рынка и запаздывание в

освоении внешних рынков.

Наиболее уязвимыми являются индивидуальные предприятия в сфере торговли,

более прочные позиции – у малых и средних предприятий в промышленности. Но

вместе с тем ежегодно число малых и средних предприятий увеличивается более

чем на 10%, что в конечном итоге повышает число банкротств.

Экспортная деятельность малых и средних предприятий имеет весьма скромные

показатели. Более 60% предприятий данной категории либо вообще не

занимаются подобной деятельностью, либо экспортируют крайне незначительную

часть своей продукции. Тем не менее французское правительство оказывает

весьма ощутимую поддержку экспортному производству. Создаются специальные

фонды содействия, выделяются среднесрочные и долгосрочные кредиты на

льготных условиях при достижении этими предприятиями определенного размера

экспорта. Для преодоления трудностей, связанных с экспортной деятельностью,

многие предприятия объединяются для совместного изучения рынка, а также

идут по пути создания совместных предприятий с партнерами из той страны,

куда направляется продукция.

Внешнеэкономические связи. В условиях происходящей структурной перестройки

в экономике Франции все возрастающую роль играют внешнеэкономические связи,

прежде всего внешняя торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных

отраслей и главной формой участия страны в системе мирохозяйственных

отношений. За этот период проявилась тенденция к опережающему росту

экспортных и импортных операций по сравнению с общими темпами

экономического развития Франции, а 80-90гг. отмечены дальнейшим усилением

зависимости экономики от мирового рынка.

Величина внешнеторгового оборота на душу населения во Франции в среднем

равна 8700 долларов в год. Импорт товаров и услуг составляет 23,5% ВВП,

экспорт – 23%. За 80-е гг. внешнеторговый оборот Франции в стоимостном

выражении практически удвоился, а среднегодовые темпы его прироста

значительно превышали аналогичные показатели как для ВВП, так и для

промышленного производства страны. В 1990г. стоимость французского импорта

превысила стоимость экспорта (1226 млрд. франков против 1176 млрд.), в

результате чего баланс внешней торговли был сведен со значительным

дефицитом, который в последние годы приобрел хронический характер и

превратился в одну из серьезных проблем французской экономики.

Рост открытости французской экономики проявляется в увеличении экспортной

направленности производства в ведущих отраслях промышленности. Экспортная

квота по обрабатывающей промышленности превышает 36% при явном преимуществе

отраслей электротехнического и транспортного машиностроения.

Значителен экспорт следующих промышленных товаров: электротехнического

оборудования (9%), цветных металлов и продуктов органической химии (около

9%), продукции тонкой химии и черной металлургии (10%), фармацевтических

товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла

(второе место после Германии – 14%).

Вместе с тем французские товары серьезно уступают своим основным

конкурентам (Японии, США, Германии, Италии и Великобритании) по неценовым

факторам, роль которых значительно усилилась в последние годы. Это прежде

всего касается качества товара и его безопасности, своевременной поставки и

послепродажного оборудования, гибкости товарного экспорта, расходов на

рекламу и степени изучения потребностей рынка.

В группу товаров с относительно низким уровнем конкурентоспособности

включают продукцию мебельной, бумажной, текстильной и кожевенно-обувной

промышленности, бытовые электроприборы и некоторые изделия бытовой и

промышленной электроники, станки, металлургическое и кузнечно-прессовое

оборудование.

В последние годы происходят значительные изменения в механизме

государственного регулирования внешней торговли страны, и прежде всего

экспорта. Регулирование направлено на повышение конкурентоспособности

французских товаров, носит комплексных характер и затрагивает, помимо сферы

реализации товаров и стадию экспортного производства. Значительно расширены

методы и средства государственного вмешательства, которое отличает

селективность и целенаправленность, а также возрастающая взаимосвязь его

основных рычагов в кредитно-финансовой и административной областях.

Главными внешнеэкономическими партнерами Франции являются государства-члены

Европейского Союза. На страны ЕС приходится 60% товарооборота страны, они

поглощают 60% французского экспорта, а по вывозу сельскохозяйственной

продукции их доля доходит до 78%. В автомобилестроении соответствующий

показатель равен 70%. Основным торговым партнером в этом регионе является

Германия, на долю которой приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором

месте – Италия (12%), далее следуют Ирландия и Нидерланды. Особое место

занимает Великобритания, в которой стремительно возрастает продажа

электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. В целом экспорт Франции в другие

страны ЕС состоит в основном из товаров высокой степени специализации, в то

время как высококачественное оборудование и продукты массового потребления

в его структуре предоставлены недостаточно.

Страны ЕС являются и основной сферой французского зарубежного

инвестирования капиталов (около 70% от объема зарубежных инвестиций).

Основные объемы французского капитала инвестированы в экономику Германии и

Великобритании.

Другим важным партнером Франции являются США, их удельный вес равен 6,1%.

Франция поставляет в США продукцию металлургической промышленности, а также

сельскохозяйственные продукты высшего качества (вино, сыры и т.п.).

Присутствие товаров американского происхождения в импорте Франции является

весьма ощутимым практически по всем основным видам промышленной продукции

(энергетика, химическое производство, компьютеры, авиадвигатели, продукция

личного потребления всех категорий).

Однако следует хорошо понимать, что франко-американские отношения выходят

за рамки связей строго двустороннего характера. Они затрагивают всю

совокупность внешних экономических отношений между развитыми странами.

Евроамериканский конфликт во время последней фазы Уругвайского раунда в

рамках ГАТТ отразил, как известно, противодействие интересов между Францией

и США в отношении контроля над крупными сельскохозяйственными рынками, в

отношении продажи услуг и авиаоборудования гражданского и военного

назначения.

В 80-е гг. французские компании вышли на 6 место и среди иностранных

инвесторов в США. Инвестиции направляются в основном в металлургию,

угольную, химическую и нефтяную промышленность, а также в производство

автомобильных шин.

По сравнению с экономическими связями с США франко-японские отношения

представляются более скромными.

Французский экспорт в Японию составляет менее 3% и наполовину состоит из

электронных компонентов и материалов. Что касается японских продуктов

массового потребления, таких как фотоаппараты, мотоциклы, магнитофоны,

телевизоры, то они фактически заполонили французский рынок. И хотя для

японских промышленников французский рынок является второстепенным, франко-

японский торговый дефицит увеличивался в огромных пропорциях. Если в 80-х.

гг. он находился на шестом месте среди двусторонних дефицитов,

ранжированных по размерам во французской внешней торговле, то с 1992 г. он

стал первым, превысив величину дефицитов в торговле с США и Германией.

В странах третьего мира, помимо бывших колониальных владений, позиции

Франции очень неоднородны и в целом имеют тенденцию к ослаблению.

Относительно неплохо развит торговый обмен с новыми индустриальными

странами, в первую очередь с Тайванем. Однако французские фирмы продолжают

осваивать этот рынок только в традиционных и очень узких областях, таких

как парфюмерия, кожгалантерея, шампанское, ликеры.

Латинская Америка поглощает только 3% французского экспорта, на её долю

приходится только 2% импорта Франции.

Доля Африки во внешнеэкономических связях Франции сократилась с 13,3% в 80-

х гг до 7% в 90-х гг.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых

инвестиций Франции. На долю африканского континента (зона франка)

приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». Помимо

сырьевых отраслей капитал направляется в обрабатывающие производства с

целью строительства и реорганизации сборочных или самостоятельных

предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция является крупным импортером капитала. С середины 80-х гг

французское правительство проводит политику последовательной либерализации

притока иностранных инвестиций в страну. В условиях осуществления широкой

модернизации национальной экономики эта политика носит целенаправленный

характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие

передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих

мест и ускоренному развитию промышленно отсталых районов. В начале 90-х гг

был прекращен контроль за новыми инвестициями из-за границы и за

расширением существующих иностранных предприятий.

Ныне иностранный капитал контролирует более половины всех предприятий

передовых отраслей французской промышленности, прежде всего химической и

пищевой, машиностроения, торговли. В нефтеперерабатывающей промышленности

он контролирует 52% оборота отрасли, в химической – 55%,

сельскохозяйственном машиностроении – 50, в производстве ЭВМ и средств

информатики – 49%, точном приборостроении – 36%. Причем большинство

иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых

входят в число первых десяти фирм в отрасли. Ведущее место здесь занимают

американские компании (48%). В Западной Европе Франция занимает третье

место (после Великобритании и Германии) по объему американских вложений.

Наиболее льготный режим для иностранных инвесторов распространяется на

государства ЕС в соответствии с обязательствами Франции, вытекающими из

участия в едином внутреннем рынке ЕС, в котором обеспечивается свобода

передвижения капитала. Тем не менее инвестиции каждой отдельно взятой

европейской страны значительно уступают американским. В целом на долю

зарубежных фирм приходится более ј суммарного оборота и 1/3 товарного

экспорта Франции.

Глава 3. Франция в 2000г. – тенденции роста сохраняются.

Важнейшие характеристики конъюнктуры. Характерная черта развития Франции за

последнее время – усиление его экстенсивного характера: соотношение вклада

в рост экономики, производительности труда и занятости изменилось в пользу

последней. Впервые эта тенденция обозначилась в 1998г., когда едва ли не

треть прироста ВВП была получена за счет расширения занятости. В 1999г.

данный показатель дал уже почти половину прироста ВВП. Ни в одной из

ведущих стран Западной Европы такого не наблюдалось. Именно повышение

занятости определило в 1998-99гг. лидерство Франции по темпам

экономического роста среди ведущих западноевропейских стран.

При всех положительных моментах, которые привнес рост занятости в развитие

страны (ускорение темпов личного потребления, улучшение общего

экономического и социального климата), следует отметить, что этот фактор

порождает сомнения в серьезности экономической базы подобного лидерства.

Во-первых, расширение занятости осуществляется искусственными методами,

весьма спорными с точки зрения общей эффективности национального

производства. Во-вторых, в 1999г. рост занятости сочетался с замедлением

динамики производительности труда. Последнее, конечно, в определенной

степени отражало чисто статистический момент, связанный с тем же ростом

занятости. Однако оно свидетельствует о том, что прежние опережающие темпы

роста производительности по сравнению, например, с Великобританией или

Германией – следствие не столько интенсификации производства, сколько

очередная «лукавая цифра», порожденная фактическим отсутствием увеличения

занятости.

Внутренний спрос развивался более стабильно. Это относится в первую очередь

к его основным компонентам – личному потреблению и инвестициям. Это явилось

следствием одновременного воздействия ряда факторов. Среди них, в

частности, повышение занятости и сохранение на высоком уровне покупательной

способности населения в связи с неизменными темпами реальной заработной

платы (1998 и 1999гг. – 1,6% в среднем ежегодно) на фоне отсутствия сколько-

нибудь выраженных инфляционных тенденций.

По сравнению с другими элементами конечного спроса государственное

потребление в 1999г., как и в предшествующие годы, было наименее

динамичным. Его прирост составил всего 1,6% (1998г. – 1,1%). Сдерживание

роста государственного потребления явилось основным фактором

продолжающегося снижения бюджетного дефицита. По сравнению с предыдущим

годом он сократился с 2,9 до 2,4%ВВП. Это позволило добиться низких темпов

инфляции (в 1999г. – 1,2%).

Таким образом, общее состояние важнейших макропоказателей свидетельствует,

что во французской экономике продолжается подъем, начавшийся в конце 90-х

гг. Такие тенденции конъюнктуры, вероятно, сохранятся в ближайшие 2-3 года.

Что же касается более отдаленных перспектив, то многое будет зависеть от

состояния мирового спроса, успехов европейской интеграции, поведения

национальных предпринимателей и политики государства.

Экономическая политика. Положительные макроэкономические изменения

последних двух лет определялись, помимо положительных внешних факторов,

действиями государства. Это в первую очередь относится к борьбе с

безработицей. Доля безработных в трудоспособном населении за 1997-1999гг.

уменьшилась с 12,5% до 10,7%.

Сам по себе рост занятости – явление положительное. Как известно, и в США

нынешний длительный экономический подъем не в последнюю очередь опирается

именно на него. Но во Франции рассасывание безработицы осуществляется, так

сказать, «неестественными методами», за счет привлечения дополнительной

рабочей силы не в предпринимательский сектор сферы услуг, как в США, а в её

государственный сектор. Это требует существенных дополнительных расходов,

увеличивая бремя налогоплательщиков и отрицательно сказываясь на

конкурентоспособности национальных предпринимателей.

На первом месте находится Франция и по величине налогового бремени. Оно

стало расти с момента прихода к власти социалистов и в 1999г. достигло

45,3% ВВП. Кроме того, доля трудозатрат в стоимости единицы обрабатывающей

промышленности во Франции выше, чем у основных конкурентов. Причем в

течение 90-х гг. этот показатель, в отличие от Германии и Великобритании,

не понижался.

Угроза конкурентоспособности французского бизнеса побудила его

представителей к активным действиям. 18 января 2000г. ассоциация

предпринимателей «Медеф» отказалась от участия в управлении социальными

фондами, где она была представлена наравне с профсоюзами и государством.

Фактически это означало ликвидацию трехсторонней системы социального

регулирования, созданной еще в первые послевоенные годы. Через фонды этой

системы выплачиваются пенсии, пособия по безработице, медицинское

страхование и т.п. Суммы, проходящие через них, превышают национальный

бюджет (в 1999г. объем таких средств составил 1740 млрд франков).

В 90-е гг. подобная система была признана анахронизмом во всех европейских

странах, где она ранее существовала. В своем первозданном виде к 2000г. она

сохранилась лишь во Франции и Бельгии. Предприниматели являются основными

донорами этой системы: на них приходится свыше 50% взносов в социальные

фонды. К тому же взносы государства в значительной мере оплачиваются из

налогов, вносимых этими же предпринимателями. Однако при принятии решений,

связанных с регулированием величины взносов, а также с распределением

поступивших в систему средств они всегда были на положении младших

партнеров по отношению к профсоюзам и поддерживавшему этих последних

государству.

С уходом государства ситуация кардинально изменится, так как французские

профсоюзы, несмотря на свои формально сильные позиции, не имеют массовой

базы (число их членов немногим выше 5% занятых). А это открывает перед

предпринимателями возможности активного перераспределения в свою пользу

национального дохода. Они требуют пересмотра системы социального

регулирования и ухода из неё государства.

Государство отреагировало на демарш предпринимателей очень сдержанно,

призвав их не горячиться и не усложнять правительству проведение важных

реформ в социальной сфере, в частности, в пенсионном обеспечении. Вместе с

тем уже к концу января 2000 года была опубликована среднесрочная программа

развития (на 2001-2003гг.), в которой государство явно делает шаг навстречу

предпринимателям, предусматривая снижение подоходных налогов на 120 млрд

франков. Это означает уменьшение налогового бремени к 2003г. до 43,7% ВВП,

т.е. на 1,7% по сравнению с нынешним показателем.

Реформирование социальной системы противоречит идеологии правительства

социалистов. То же относится и к разгосударствлению экономики и

промышленности. Однако правительство вынуждено прибегать к этой мере. Придя

к власти в 1997г. под лозунгом «Нет приватизации!», Л. Жоспен только за два

года правления передал в частные руки на 180 млрд франков акций

предприятий, что на 44 млрд больше, чем его предшественники за 1988-1996гг.

Приватизации подверглись такие компании, как «Франс Телеком», «Эр Франс»,

«Томсон», «Аэроспасьяль», которые традиционно считались стратегически

важными для национального хозяйства. Частному сектору продавалось все, что

могло быть продано, на что имелся спрос со стороны инвесторов. По всей

вероятности, это был единственный способ сократить дефицит государственного

бюджета, достигший в 1997г. верхней допустимой для вступления в еврозону

планки в 2,1% ВВП. В 1999г. этот дефицит уже не превышал 2,1% в

значительной мере благодаря поступлениям от приватизации. На 2001г. он

запланирован в 1,8% ВВП, на 2003г. – в 0,5% ВВП. У государства здесь есть

еще большие резервы – в его руках остается значительная часть акций

вышеназванных компаний (все они приватизированы лишь частично) и других

ведущих промышленных и финансовых корпораций.

Правительство не спешит открыто признаваться в постепенной смене курса.

Напротив, постоянно раздаются заявления о необходимости сохранения

«французской модели», «французской исключительности». Вместе с тем

правительственным кругам, видимо, ясно, что в условиях европейской

интеграции и глобализации сохранение в прежнем виде этой модели с её

негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором, в том

числе в сфере производства, уже невозможно.

Перспективы развития в 2001-2015гг. Хозяйственное развитие в ближайшие 15

лет, по всей вероятности, будет соответствовать общим тенденциям развития

западноевропейского региона. В частности, среднегодовые темпы роста за этот

период должны колебаться у Франции как минимум в пределах 2,4-2,6%.

Внешние факторы развития, прежде всего углубление и расширение

интеграционных процессов, хорошо известны. Поэтому подробнее остановимся

лишь на факторах внутреннего характера. Для обеспечения необходимых темпов

роста Франции нужно сохранить хотя бы нынешние показатели динамики экспорта

и внутреннего спроса (прежде всего личного потребления и инвестиций). Это

ставит пред страной задачу более активной адаптации к мировому спросу, в

котором, очевидно, усилится значение передовой наукоемкой продукции. Пока

же здесь Франция отстает. В национальном экспорте на долю машин и

оборудования приходится всего около 48%, что заметно меньше, чем у США или

ФРГ. Напротив, удельный вес изделий более низкой степени обработки выше,

чем у основных конкурентов.

Чтобы избавиться от остатков неверно выбранной еще в начале 50-х гг.

общехозяйственной и промышленной специализации, Франции предстоит прежде

всего повысить конкурентоспособность частного бизнеса. Это, в свою очередь,

потребует его концентрации. Сейчас самыми крупными национальными частными

фирмами являются «Данон» и «Л`Ореаль» (по биржевой капитализации и обороту

они занимают весьма скромные места во второй-третьей сотнях

западноевропейских компаний). Кроме того, необходимо продолжить передачу в

руки более эффективных собственников ведущих государственных

Заключение.

Итак, Франция – одна из высокоразвитых стран Западной Европы, отличается

мощной промышленной базой и диверсифицированным производством с хорошо

развитыми стратегически важными отраслями. Однако, несмотря на это, во

французской экономике присутствует ряд проблем как внутреннего, так и

внешнего характера.

Франция не избежала азиатского финансового кризиса и сокращения спроса со

стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым

лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы – негибкий рынок труда,

слишком крупные государственные расходы, раздутый государственный сектор.

Стране необходимы серьезные институциональные реформы, которые, в свою

очередь, вряд ли возможны без изменения модели поведения частного бизнеса,

преодоления так называемого антииндустриального настроения массы

предпринимателей, традиционной вялости инициативы и боязни риска в

промышленности, предпочтения финансовых операций и т.д. Правда, в стране

уже начинает постепенно формироваться слой бизнесменов, получивших

образование за рубежом и признающих несостоятельными традиционные для

национального предпринимателя ценности.

Для укрепления позиций предпринимателей необходимо изменить также в их

пользу соотношение сил между ними и вторым важнейшим хозяйственным

субъектом – государством – путем либерализации экономической политики. В

ближайшие 3-5 лет произойдут перемены в наиболее жесткой сфере этой

политики – регулировании рынка труда.

Если рынок труда станет более гибким, то безработица во Франции начнет

рассасываться, как в США, т.е. путем повышения занятости по крайней мере в

частном секторе сферы услуг. Это, правда, несколько затормозит темпы

инвестирования, но будет способствовать сохранению на высоком уровне

личного потребления и позитивной динамике всех связанных с ним финансовых и

психологических компонент, что и обеспечит необходимые темпы внутреннего

спроса.

Список литературы.

1. «Страны мира», Минск, 2000г.

2. Ломакин В. К. «Мировая экономика», М., 1998г.

3. «МЭиМО», 2000г., №8

4. Колесов В. А. «Экономика зарубежных стран», М., 2000г.

5. «Экономика и управление в зарубежных странах», 2000г, №5