Функции государства
Функции государства
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1. Понятие и признаки функций государства 4
1.2. Эволюция функций государства 5
1.3. Классификация функций государства 7
1.4. Формы и методы осуществления функций государства 9
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ 11
2.1. Политическая функция 12
2.2. Экономическая функция 13
2.3. Социальная функция 15
2.4. Экологическая функция 17
2.5. Налогообложение 19
2.6. Защита прав и свобод граждан 19
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ 22
3.1. Функция обороны 23
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 31
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права»,
его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу
основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется
тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы
различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство
само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и
социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать
его целостность и управляемость, государство выполняет потребности
общества, служит его интересам.[1]
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования
деятельной стороны государства использует понятие функции государства –
характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]
В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого
– либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе
нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под
последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды
деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не
могут реализовываться внутри самой государственной организации: они
реализуются в воздействии на общественные отношения.
Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к
нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы,
происходящие в нем.
Функции государства – это направления деятельности, но не сама
деятельность.[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и
задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со
стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным
с достаточно высокой точностью определить характер деятельности
государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития
приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.[5]
Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все
большее значение в новых политических условиях, когда Российской
государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять
властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций,
присущих государству.
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки функций государства
Функциями государства называют основные, социально значимые
направления его деятельности, выражающие сущность государства и
соответствующие главным задачам определенного исторического этапа разки
вития общества, а также механизм государственного воздействия на
происходящие в нем процессы.[6]
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и
структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в
первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно
осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях,
есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально
обусловленной деятельности.[7]
Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об
основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению
обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и
содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных
процессов».[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции
государства как на предметно-политическую характеристику содержания его
деятельности.[9]
Существенными признаками функций государства являются:
- предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной
жизни;
- направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей,
которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;
- определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных
функций, связанные с применением особых, в том числе властно-
принудительных, методов.[10]
Формирование функций происходит в процессе становления и развития
государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит
от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные
исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели
государства, а, следовательно - и его различные функции.
Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое
показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие
вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно
меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание
функций современных государств оказывают влияние национальные факторы,
научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.
1.2. Эволюция функций государства
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития
государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,
причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой
сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее
причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые
представляют собой важнейшие направления деятельности государства в
определяющих областях его существования в экономической, политической,
социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным
изменениям государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных
пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,
традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в
развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной
или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного
общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм
обновления функций. Например, на появление новых функций влияют
самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)
процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения
сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,
фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно -
исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать
самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости
самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных
работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских
странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся
страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны
природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и
другие.
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более
важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих
деятельность современного государства в экологической, демографической,
сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,
информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в
других современных глобальных государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.
1.3. Классификация функций государства
В юридической теории существует множество оснований (критериев)
классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих
функций, по-разному их называют.
Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их
существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех
этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение
длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его
существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного
развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.
В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих
классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы
всего общества.
Предпринимаются попытки классификации функций государства,
базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным
критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие),
управленческие и судебные.[11] Каждая из названных функций осуществляется,
как правило, не одним, а совокупностью государственных органов,
принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной
и судебной.[12]
Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и
осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по
формам реализации (правотворческие, правоохранительные,
правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах
которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]
По важности в общественной жизни функции делят на основные и
неосновные (подфункции).[14] К последним относят: учет и координация
интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в
экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды;
поддержание общественного порядка[15], организация статистического учета.
Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд
ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные
направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными
некорректно.
Наиболее распространенной и широко признанной является классификация
функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[16]
1.4. Формы и методы осуществления функций государства
Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы
осуществления функций государства - это однородная деятельность органов
государства, посредством которой реализуются его функции.
Формы осуществления функций государства делятся на правовые и
организационные.
К правовым формам относятся:
- правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание
нормативно-правовых актов);
- правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права,
издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));
- правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и
исполнением норм, а также применение принудительных мер к их
нарушителям).
Организационными формами осуществления функций государства являются
следующие:
- организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных
структур по обеспечению функционирования органов государства,
связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.
д.);
- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная
работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа,
связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и
формированием общественного мнения).[17]
Государство может осуществлять свои функции и в так называемых
внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности,
добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя
правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако,
несвойственно.
Другим основанием для классификации функций государства является
характер государственного воздействия на общественные отношения. В
соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и
регулятивные.
Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на
обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и
свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней
угрозы).
Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на
развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция
взаимодействия с другими государствами).
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства
внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:
1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан
государства;
2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении
различных социальных групп и индивидуумов;
3. политическая функция (обеспечение народовластия и государственного
суверенитета);
4. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование
и контроль за расходованием государственного бюджета, установление
системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными
предприятиями и т. д.);
5. социальная функция (создание системы социальной защиты населения,
систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);
6. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану,
восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
7. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с
помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе
официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).[18]
Такой набор функций государства - свидетельство полного
огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С
изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в
отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство
уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и
идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях
идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана
интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также
учет и координация интересов различных групп населения, защита прав
меньшинств, охрана окружающей среды.[19]
Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.
2.1. Политическая функция
Все функции государства носят политический характер, однако в
политической области действует целая система политических институтов,
учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции
народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом
и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в
стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом
своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной организации,
представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
- реализация волеизъявления народа в форме законодательства
(правотворчества);
- обеспечение государственного суверенитета, определение правового
положения конкретных территорий и управление ими;
- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство представляет собой юридическую
личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции
обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений
между государством и обществом, зависимость государства от общества,
ответственность перед ним;
- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными
органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем
осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного
изменения или устранения существующего конституционного строя.
2.2. Экономическая функция
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной
деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,
которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-
финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской
деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,
добросовестной конкуренции экономика развивается на основе
саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:
- выработке экономической политики;
- управлению предприятиями и организациями, составляющими
государственную собственность. Их круг должен быть ограничен
важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например
ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и
т.д.;
- установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности,
стимулированию государственными средствами предпринимательства и
свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности,
правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма
и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;
- регулированию внешнеэкономических отношений государства
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,
например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт,
экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей
стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия
государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив
законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,
проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,
государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.
Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как
внешние функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное, как
развитие и продолжение внутренних функций»[20].
2.3. Социальная функция
Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему
деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,
создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что
они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу
каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.
Так в Конституции Российской Федерации[21] в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-
эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание
дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Кроме
этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на
социальную защиту отдельных категорий граждан, например: жертв политических
репрессий [22], малообеспеченных граждан, ветеранов[23] и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения
жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению
государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья
граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме
государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.)
образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений
культуры. Что касается управления и организации их работы, то они
автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь
недопустимо.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного
наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому
прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин
Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго
соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в
частности в Законе РФ “Об образовании”[24], в сфере защиты интересов
граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации”[25], в области культуры - в Основах законодательства
Российской Федерации о культуре[26] и др.
2.4. Экологическая функция
Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая
обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое
благополучие граждан, их экологическую безопасность.
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает
естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно
создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана
природы - дело всего общества, но только государство, обладающее
необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций
и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших
общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют
все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации[27] говорится: “Земля
и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации
как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей
территории”.
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,
содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства
о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо
от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;
использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства;
неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и
строгая ответственность за его нарушение;
Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены
различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей
среды.[28]
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей
среды”[29], которым определены обязательства государства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
2.5. Налогообложение
Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет
его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода
налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы
на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%),
подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на
отдельные виды товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%).
Аналогичные источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.
Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации”[30], где регламентируются права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены
налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по
налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории
Российской Федерации. Созданная централизованная независимая
Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству
РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и
своевременность их уплаты.
2.6. Защита прав и свобод граждан
Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому
государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан,
обеспечения законности и правопорядка.
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и
согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие
социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,
которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений,
регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,
нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет
собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом
в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и
неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия
для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,
предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется государственными органами,
общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении
общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок
установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны
вине нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт
1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные
принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64
Конституции Российской Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так
и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется
законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,
их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
Внешние функции - это основные направления деятельности государства,
проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во
взаимоотношениях с другими организациями или государствами.
В отличие от внутренних функций, перечень внешних функций сильно
отличается по своему составу.
В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям относятся:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.
По классификации Л.А. Морозовой это:
- интеграция в мировую экономику;
- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка
иностранных инвестиций;
- оборона страны;
- поддержка мирового правопорядка;
- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем
современности (экологической, сырьевой, энергетической,
демографической и др.)
В любом случае, внешние функции сводятся всего к двум:
- оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство
вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность
контрразведки, пограничных войск и т. д.);
- функция взаимодействия с другими государствами и международными
организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе
различных международных организаций, в военно-политических блоках и
союзах и т. д.).[31]
3.1. Функция обороны
Данная функция является важнейшим направлением деятельности
государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и
территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют
Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является
долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным
законом”.[32]
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской
Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение
военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях
имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”[33] Также
граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в военно-
учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации “Президент
Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными
силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации
или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит
на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное
положение...”
За воинское преступление - преступления против установленного порядка
несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время
прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность
(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены
в Уголовном Кодексе РСФСР[34].
Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые
государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения
суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с
конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям
относятся:
Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай
ведения военных действий.
Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие
и безопасность граждан.
В России принят специальный Закон “Об обороне”[35], в котором
определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона
является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями
Эта функция государства обеспечивает существование государства в
мировом сообществе и включает в себя политические отношения, экономические
и культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и
участие в международной охране окружающей среды.
Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю
политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических
норм и принципов в межгосударственных отношениях.
Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего
государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с
организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом,
терроризмом.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует
свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,
проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет
более эффективно бороться с международной преступностью.
Каждое государство связано с другими государствами различными
отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения
необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.
Для поддержания международных политических отношений государства
обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов
и др.
Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.
Ни одно государство не может существовать без экологических связей с
другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,
совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие
внешнеэкономической деятельности государства.
Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является
достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так
как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает
культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.
Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:
международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое
другое.
Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал
вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в
центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной
частью программы завершения строительства материально - технической базы в
государстве.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и
больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств
правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по
охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы
и уголовные наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В формулировании определенной цели государства проявляется его
социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи,
что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.
Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает
необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации
функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции
государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую
зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются
первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами
происходят из экономических и политических потребностей общества,
определяются закономерностями его развития и зависят от национально –
исторической и иной специфики каждого государства.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют
одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в
формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При
этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции,
совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом
государства на новый этап происходит полная или частичная замена его
функций: появляются новые функции, большая часть существующих
трансформируется и наполняется иным содержанием.
Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития
общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического
строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений
деятельности государства включаются функция подавления сопротивления
классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная
функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических
обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская
функция и функция охраны социалистической собственности.[36]
Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его
политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего
его общества.
Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях
государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось
выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их
решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или
задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые
вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В
таком случае государство имеет три основные функции: законодательную,
исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти
— законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая
функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).[37]
Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию
функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так,
исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской
деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере
судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в
систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности
за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной
ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной,
установленной законом части мер административной ответственности и т.п.).
Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные
функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную
(вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с
основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума
Верховного суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных
исполнителей).
ЛИТЕРАТУРА
1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических
вузов – М.: Юриспруденция, 1999.
3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно –
методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.
Марченко – М.: Проспект, 1999.
5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. –
М.: Зерцало, 1998.
6. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие
для студ. Учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство: Высшая
школа, 2000.
7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,
1996.
8. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //
Государство и право. 1993 № 6.
9. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
10. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
11. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,
1994.
12. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации.
Под ред.проф. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000.
13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,
1970.
14. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория
права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1.
15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,
1999.
16. Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,
1974.
17. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993.
18. Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических
репрессий» (в ред. от 07.08.2000)
19. Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального
размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных
пенсий в РФ в 1997 году» принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
20. Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от
07.08.2000)
21. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
22. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ
09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
23. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР
20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000)
24. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной
среды» (в ред. от 02.06.1993)
25. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в
ред. от 05.08.2000)
26. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор
ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999)
27. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят
Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)
-----------------------
[1] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 114.
[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999, с.
141.
[3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-
методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.
215.
[4] Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.
Марченко – М.: Проспект, 1999, с. 144.
[5] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.:
Зерцало, 1998, с. 80.
[6] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие
для студентов учреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000, с.
99.
[7] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,
1996, стр. 5.
[8] Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //
Государство и право. 1993 № 6, с. 98-108.
[9] Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960, с. 9-10.
[10] Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969, с. 8-11.
[11] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, с.
85.
[12] Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,
1994, с. 166.
[13] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации /
Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.
[14] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,
1970, с. 134-135.
[15] Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория
права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.
[16] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации,
с. 290-291.
[17] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права, с. 100-101.
[18] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,
1999, с. 47-48.
[19] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с 219-221.
[20] Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,
1974, с. 33.
[21] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993, ст. 39.
[22] Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических
репрессий» (посл.ред. от 07.08.2000)
[23] Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального
размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в
РФ в 1997 году принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
[24] Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от
07.08.2000)
[25] Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
[26] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ
09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
[27] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993.
[28] Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР
20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000) ст. 50-87
[29] Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной
среды» (в ред. от 02.06.1993)
[30] Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в
ред. от 05.08.2000)
[31] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с. 217.
[32] Конституция Российской Федерации ст. 59, п. 1.
[33] Там же ст. 59, п. 3.
[34] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор
ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999) ст. 238-269.
[35] Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят
Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)
[36] Спиридонов Л.И. Теория государства и права, с. 48.
[37] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева –
М.: Юрист, 1994, с. 241-242.