Функции государства

Функции государства

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4

1.1. Понятие и признаки функций государства 4

1.2. Эволюция функций государства 5

1.3. Классификация функций государства 7

1.4. Формы и методы осуществления функций государства 9

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ 11

2.1. Политическая функция 12

2.2. Экономическая функция 13

2.3. Социальная функция 15

2.4. Экологическая функция 17

2.5. Налогообложение 19

2.6. Защита прав и свобод граждан 19

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ 22

3.1. Функция обороны 23

3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и

международными организациями 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ЛИТЕРАТУРА 31

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права»,

его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу

основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется

тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы

различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство

само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и

социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать

его целостность и управляемость, государство выполняет потребности

общества, служит его интересам.[1]

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования

деятельной стороны государства использует понятие функции государства –

характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого

– либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе

нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под

последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды

деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не

могут реализовываться внутри самой государственной организации: они

реализуются в воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к

нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы,

происходящие в нем.

Функции государства – это направления деятельности, но не сама

деятельность.[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и

задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и

практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со

стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней

деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным

с достаточно высокой точностью определить характер деятельности

государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития

приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.[5]

Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все

большее значение в новых политических условиях, когда Российской

государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять

властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций,

присущих государству.

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки функций государства

Функциями государства называют основные, социально значимые

направления его деятельности, выражающие сущность государства и

соответствующие главным задачам определенного исторического этапа разки

вития общества, а также механизм государственного воздействия на

происходящие в нем процессы.[6]

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и

структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в

первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях,

есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

обусловленной деятельности.[7]

Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об

основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению

обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и

содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных

процессов».[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции

государства как на предметно-политическую характеристику содержания его

деятельности.[9]

Существенными признаками функций государства являются:

- предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной

жизни;

- направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей,

которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;

- определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных

функций, связанные с применением особых, в том числе властно-

принудительных, методов.[10]

Формирование функций происходит в процессе становления и развития

государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит

от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные

исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели

государства, а, следовательно - и его различные функции.

Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое

показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие

вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно

меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание

функций современных государств оказывают влияние национальные факторы,

научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

1.2. Эволюция функций государства

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития

государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,

причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой

сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее

причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые

представляют собой важнейшие направления деятельности государства в

определяющих областях его существования в экономической, политической,

социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным

изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных

пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,

традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в

развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной

или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного

общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм

обновления функций. Например, на появление новых функций влияют

самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)

процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения

сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,

фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно -

исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать

самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости

самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных

работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских

странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся

страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны

природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и

другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более

важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих

деятельность современного государства в экологической, демографической,

сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,

информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в

других современных глобальных государственных сферах деятельности,

затрагивающих всю цивилизацию.

1.3. Классификация функций государства

В юридической теории существует множество оснований (критериев)

классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих

функций, по-разному их называют.

Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их

существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех

этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение

длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его

существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного

развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.

В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих

классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы

всего общества.

Предпринимаются попытки классификации функций государства,

базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным

критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие),

управленческие и судебные.[11] Каждая из названных функций осуществляется,

как правило, не одним, а совокупностью государственных органов,

принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной

и судебной.[12]

Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и

осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по

формам реализации (правотворческие, правоохранительные,

правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах

которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]

По важности в общественной жизни функции делят на основные и

неосновные (подфункции).[14] К последним относят: учет и координация

интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в

экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды;

поддержание общественного порядка[15], организация статистического учета.

Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд

ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные

направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными

некорректно.

Наиболее распространенной и широко признанной является классификация

функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[16]

1.4. Формы и методы осуществления функций государства

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы

осуществления функций государства - это однородная деятельность органов

государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и

организационные.

К правовым формам относятся:

- правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание

нормативно-правовых актов);

- правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права,

издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));

- правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и

исполнением норм, а также применение принудительных мер к их

нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются

следующие:

- организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных

структур по обеспечению функционирования органов государства,

связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.

д.);

- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная

работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа,

связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и

формированием общественного мнения).[17]

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых

внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности,

добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя

правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако,

несвойственно.

Другим основанием для классификации функций государства является

характер государственного воздействия на общественные отношения. В

соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и

регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на

обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и

свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней

угрозы).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на

развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция

взаимодействия с другими государствами).

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства

внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:

1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан

государства;

2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении

различных социальных групп и индивидуумов;

3. политическая функция (обеспечение народовластия и государственного

суверенитета);

4. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование

и контроль за расходованием государственного бюджета, установление

системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными

предприятиями и т. д.);

5. социальная функция (создание системы социальной защиты населения,

систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану,

восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с

помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе

официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).[18]

Такой набор функций государства - свидетельство полного

огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С

изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в

отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство

уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и

идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях

идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана

интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также

учет и координация интересов различных групп населения, защита прав

меньшинств, охрана окружающей среды.[19]

Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.

2.1. Политическая функция

Все функции государства носят политический характер, однако в

политической области действует целая система политических институтов,

учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции

народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом

и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в

стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом

своей власти непосредственно, через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации,

представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное

руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты

конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчества);

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового

положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем

политической власти, государство представляет собой юридическую

личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции

обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений

между государством и обществом, зависимость государства от общества,

ответственность перед ним;

- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем

осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного

изменения или устранения существующего конституционного строя.

2.2. Экономическая функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

которая строится на принципах свободного рынка и свободного

предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-

финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,

добросовестной конкуренции экономика развивается на основе

саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:

- выработке экономической политики;

- управлению предприятиями и организациями, составляющими

государственную собственность. Их круг должен быть ограничен

важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например

ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и

т.д.;

- установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности,

стимулированию государственными средствами предпринимательства и

свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности,

правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма

и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

- регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных

этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,

например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт,

экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей

стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия

государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив

законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,

проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,

государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как

внешние функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное, как

развитие и продолжение внутренних функций»[20].

2.3. Социальная функция

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему

деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что

они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу

каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное

существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации[21] в частности сказано:

“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях предусмотренных законом”.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание

дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Кроме

этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на

социальную защиту отдельных категорий граждан, например: жертв политических

репрессий [22], малообеспеченных граждан, ветеранов[23] и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения

жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.)

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры. Что касается управления и организации их работы, то они

автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь

недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является

обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин

Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго

соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в

частности в Законе РФ “Об образовании”[24], в сфере защиты интересов

граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации”[25], в области культуры - в Основах законодательства

Российской Федерации о культуре[26] и др.

2.4. Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая

обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое

благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного

мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает

естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно

создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана

природы - дело всего общества, но только государство, обладающее

необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций

и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют

все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации[27] говорится: “Земля

и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей

территории”.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,

содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства

о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо

от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;

использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства;

неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и

строгая ответственность за его нарушение;

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены

различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей

среды.[28]

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей

среды”[29], которым определены обязательства государства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

2.5. Налогообложение

Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет

его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода

налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы

на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%),

подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на

отдельные виды товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%).

Аналогичные источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.

Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской

Федерации”[30], где регламентируются права, обязанности и ответственность

налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены

налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по

налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории

Российской Федерации. Созданная централизованная независимая

Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству

РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и

своевременность их уплаты.

2.6. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому

государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан,

обеспечения законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений,

регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,

нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет

собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом

в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и

неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия

для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,

предприятий, учреждений, организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами,

общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении

общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок

установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны

вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской

Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт

1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные

принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64

Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется

законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,

их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Внешние функции - это основные направления деятельности государства,

проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во

взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

В отличие от внутренних функций, перечень внешних функций сильно

отличается по своему составу.

В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям относятся:

- поддержание мира и мирного сосуществования;

- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.

По классификации Л.А. Морозовой это:

- интеграция в мировую экономику;

- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка

иностранных инвестиций;

- оборона страны;

- поддержка мирового правопорядка;

- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем

современности (экологической, сырьевой, энергетической,

демографической и др.)

В любом случае, внешние функции сводятся всего к двум:

- оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство

вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность

контрразведки, пограничных войск и т. д.);

- функция взаимодействия с другими государствами и международными

организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе

различных международных организаций, в военно-политических блоках и

союзах и т. д.).[31]

3.1. Функция обороны

Данная функция является важнейшим направлением деятельности

государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и

территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют

Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является

долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом”.[32]

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской

Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение

военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях

имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”[33] Также

граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в военно-

учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах

Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации “Президент

Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными

силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации

или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит

на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное

положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка

несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время

прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность

(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены

в Уголовном Кодексе РСФСР[34].

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые

государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения

суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних

посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям

относятся:

Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай

ведения военных действий.

Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной

безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.

Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие

и безопасность граждан.

В России принят специальный Закон “Об обороне”[35], в котором

определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона

является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и

международными организациями

Эта функция государства обеспечивает существование государства в

мировом сообществе и включает в себя политические отношения, экономические

и культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и

участие в международной охране окружающей среды.

Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю

политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических

норм и принципов в межгосударственных отношениях.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего

государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с

организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом,

терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует

свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,

проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет

более эффективно бороться с международной преступностью.

Каждое государство связано с другими государствами различными

отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения

необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан

находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.

Для поддержания международных политических отношений государства

обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов

и др.

Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового

сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое

развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с

другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,

совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие

внешнеэкономической деятельности государства.

Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является

достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так

как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает

культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.

Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:

международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое

другое.

Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал

вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в

центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной

частью программы завершения строительства материально - технической базы в

государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием

природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и

больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также

оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств

правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по

охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

и уголовные наказания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В формулировании определенной цели государства проявляется его

социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи,

что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает

необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации

функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции

государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую

зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются

первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами

происходят из экономических и политических потребностей общества,

определяются закономерностями его развития и зависят от национально –

исторической и иной специфики каждого государства.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют

одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в

формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При

этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции,

совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом

государства на новый этап происходит полная или частичная замена его

функций: появляются новые функции, большая часть существующих

трансформируется и наполняется иным содержанием.

Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития

общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического

строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений

деятельности государства включаются функция подавления сопротивления

классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная

функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических

обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская

функция и функция охраны социалистической собственности.[36]

Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его

политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего

его общества.

Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях

государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось

выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их

решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или

задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые

вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В

таком случае государство имеет три основные функции: законодательную,

исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти

— законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая

функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).[37]

Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию

функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так,

исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской

деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере

судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в

систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности

за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной

ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной,

установленной законом части мер административной ответственности и т.п.).

Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные

функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную

(вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с

основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума

Верховного суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных

исполнителей).

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М.

Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических

вузов – М.: Юриспруденция, 1999.

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно –

методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.

Марченко – М.: Проспект, 1999.

5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. –

М.: Зерцало, 1998.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие

для студ. Учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство: Высшая

школа, 2000.

7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,

1996.

8. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право. 1993 № 6.

9. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.

10. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.

11. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,

1994.

12. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации.

Под ред.проф. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000.

13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,

1970.

14. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория

права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1.

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,

1999.

16. Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,

1974.

17. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием

12.12.1993.

18. Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических

репрессий» (в ред. от 07.08.2000)

19. Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального

размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных

пенсий в РФ в 1997 году» принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.

20. Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от

07.08.2000)

21. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)

22. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ

09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)

23. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР

20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000)

24. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной

среды» (в ред. от 02.06.1993)

25. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в

ред. от 05.08.2000)

26. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор

ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999)

27. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят

Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)

-----------------------

[1] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М.

Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 114.

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999, с.

141.

[3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-

методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.

215.

[4] Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.

Марченко – М.: Проспект, 1999, с. 144.

[5] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.:

Зерцало, 1998, с. 80.

[6] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие

для студентов учреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000, с.

99.

[7] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,

1996, стр. 5.

[8] Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право. 1993 № 6, с. 98-108.

[9] Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960, с. 9-10.

[10] Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969, с. 8-11.

[11] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, с.

85.

[12] Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,

1994, с. 166.

[13] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации /

Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.

[14] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,

1970, с. 134-135.

[15] Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория

права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.

[16] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации,

с. 290-291.

[17] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права, с. 100-101.

[18] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,

1999, с. 47-48.

[19] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с 219-221.

[20] Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,

1974, с. 33.

[21] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием

12.12.1993, ст. 39.

[22] Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических

репрессий» (посл.ред. от 07.08.2000)

[23] Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального

размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в

РФ в 1997 году принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.

[24] Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от

07.08.2000)

[25] Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)

[26] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ

09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)

[27] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием

12.12.1993.

[28] Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР

20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000) ст. 50-87

[29] Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной

среды» (в ред. от 02.06.1993)

[30] Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в

ред. от 05.08.2000)

[31] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с. 217.

[32] Конституция Российской Федерации ст. 59, п. 1.

[33] Там же ст. 59, п. 3.

[34] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор

ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999) ст. 238-269.

[35] Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят

Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)

[36] Спиридонов Л.И. Теория государства и права, с. 48.

[37] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева –

М.: Юрист, 1994, с. 241-242.