Функции политологии

Функции политологии

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Реферат по политологии на тему:

«Функции политологии»

Выполнил: студент группы

ПИЭ-203 Борисов Владимир Юрьевич.

Проверил: старший преподаватель кафедры

социологии и политологии, к.с.н.

Казакбаев Р.Х.

Ишимбай-2003

Содержание

Введение

3

1. Политика как наука и учебная дисциплина

4

2.Методы исследования и функции политологии

5

3. Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы 9

4. Предмет и объект политологии

10

5. Политика, политические отношения и политический процесс

Структура, содержание и сущность политики

12

6. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и

взаимообусловленность

13

7. Содержание мира политики

14

Заключение

16

Список использованной литературы

17

ВВЕДЕНИЕ

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии

длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более

ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает

политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как

отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального

существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими

людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания

человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни

политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все

люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и

собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев,

деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и

воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные

исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной

трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы

жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической

культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически

взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и

политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе

демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы,

об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана

учить такая увлекательная наука, как политология.

Политика как наука и учебная дисциплина

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере

жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с

государственными политическими организациями общества, политическими

институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить

функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и

государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в

Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие

понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех

пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был

довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной

дате в той или иной стране можно только условно.

Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве

объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а

предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных

компонентов, тенденций изменения, связи с другими сферами общественной

жизни.

В современной политической науке нет однозначного определения термина

«политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания,

многообразием свойств. Как следствие, политология, выступая в качестве

интегральной науки о «политике» имеет сложную структуру и включает целый

ряд более частных дисциплин:

Политическую философию. Она дает ключ к определению методологии принципов

исследования, представлению о месте политики в системе соц. Отношений,

закладывая тем самым категориальный аппарат политической науки. В

современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные

аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых

функционирует политическая система общества.

Политическую историю. (ИПУ). Она изучает этапы эволюции представлений о

политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные

исторические эпохи.

Политическую теорию. Она рассматривает прежде всего институциональные

аспекты организации власти. Обращается к анализу основных элементов

политической организации общества: государства, партий и т.п.

Политическую социологию, как наиболее разветвленную отрасль политического

знания, занимающуюся изучением конкретных политических процессов и явлений.

Она построена на сборе обобщений и анализе имперических данных, в

современных условиях служащих рациональной базой реальной политики.

Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и его

мотивацию, особенно в массовых формах.

Политическую антропологию, исследующую предпосылки и условия вхождения

людей в сферу политического, стремящеюся установить следы присутствия

человека в политике.

В настоящее время политология как наука занимает важное место среди

обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно

возрастающий поток литературы, множество специальных политических журналов;

во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных политических

ассоциаций (Американская ассоциация полит. наук, Ассоциация полит.

исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д.).

Методы исследования и функции политологии

Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и

развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный,

междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и

средствах политологического исследования. Политология не разрабатывает

собственно специфических методов исследования, а использует для изучения

политической реальности методы различных наук, на которых она базируется.

Так политическая философия опирается на философскую методологию постижения

реальности, существо которой представляет умозрительная рефлексия с ярко

выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций

определенного социального идеала.

Широко используется в политологии исторический метод — изучение

политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с

прошлым.

Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-

функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как

функциональная система, которая специализируется на такой функциональной

проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы —

устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных

элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства,

поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет

устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия

политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой

политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы,

Церковь.

Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей

политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные

особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной

методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на

предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления

политического поведения, поскольку в политической жизни, политической

системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод

предполагает сопоставление однотипных политических явлений:

государственного устройства, политических партий, электоральных систем и

т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования,

способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных

рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву

реальной жизни. А исследование этой жизни требует использования

эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических

материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих

методов позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное измерение

выраженности политических явлений, а следовательно, появляется возможность

использования математических методов и компьютерной техники. Политология

задействует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического

исследования

Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат

является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение

определенных документов (конституций, законодательств, партийных

программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах

информации политических лидеров). Иначе говоря, контент-анализ в

политологии — это количественный анализ любого рода политической

информации. В современных условиях применение этого метода связано с

широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода —

в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом

явлении на основе объективной информации.

К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сводящий множество

эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием

позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные

проявления того или иного политического явления.

Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь в том случае, если

для решения проблемы достаточно фактографической информации. В тех случаях,

когда задача перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть к

таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос. Под наблюдением

понимают метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в

преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном

восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов:

невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты

отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие

наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д.

Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав

или руководство партии, движения и т.д.

Одним из самых распространенных методов сбора политической информации

является опрос. Опрос — это устное или письменное обращение исследователя к

определенной совокупности людей — респондентов с вопросом, содержание

которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся

для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука,

политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и

поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на

удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии

определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.

Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является

познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех

уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных

областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы

политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические

изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических

явлений, так и

непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке

богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях

общественной жизни.

С познавательной функцией тесно связана функция рационализации

общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование

сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих

процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д.

Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный

сознанию индивида характер.

В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие

перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там,

где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и

идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы

политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию

этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.

В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной

справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или

иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически

ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-

ценностная функция политологии.

Практическая направленность политологии выражается и в том, что она

способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития

политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция

политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о

диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном

историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих

процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного

политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из

альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто

политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в

стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических

лидеров, партий и т.д.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для

разработки государственной политики. На основе политологических

исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых

общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется

социальная, национальная и оборонная политика правительства,

предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.1

Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере

жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие

которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между

людьми.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был

довольно длительным. Привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в

той или иной стране можно только условно.

Будучи интегральной наукой о «политике», политология включает в себя ряд

более частных дисциплин. Среди них можно выделить:

1. Политическую философию. Она исследует ценностные аспекты властных

отношений.

2. Политическую историю. (ИПУ). Она рассматривает процесс возникновения

политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.

3. Политическую теорию. Она обращается к анализу типов и форм организации

власти. Изучает основные элементы политической системы общества:

государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между

ними.

4. Политическую социологию, занимающуюся исследованием взаимоотношения

между гражданским обществом и государством.

5. Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и

его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическую антропологию. Она исследует влияние основополагающих

потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.

7. Политическую географию. Рассматривает влияние климатических,

географических и природных факторов на политическую жизнь.

Раскрытие содержания сложнейшего мира политики становится возможным

благодаря существованию категориального аппарата. Категории политологии -

это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой

самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о

политике в целом. Существуют как общие, так и частные категории

политологии.

Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся:

цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.

Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на

стыке с ней - это категории: политики, политической власти, политических

отношений, политических режимов, правового государства, политической

системы, политической культуры, частной собственности и т.д.

Все отношения в политологии определены теми или иными законами. Законы

политологии - это объективно существующие и необходимые связи между

явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими.

Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления

на 3 группы:

1. группу - составляют законы политэкономии, отражающие отношения между

экономическим базисом и надстройкой

2. группу - образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие

политических явлений, как особых социальных схем.

3. группу законов можно условно назвать политико-психологической, т. к она

характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.

Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы

развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического

явления или процесса, а вторые - его переход от одного качественного

состояния в другое. По способу проявления законы бывают динамические, т.е.

определяющие однозначную связь между явлениями, и статические,

обуславливающие связь с определенной долей вероятности, условности

Предмет и объект политологии

Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в

различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все

то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в

качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования

конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например,

общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая

определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае

рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и

состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.

Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее

рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д.

Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он

то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину.

Но вопрос его определения остается еще не решенным.

Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании

предмета политологии.

Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта,

который формировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы

преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО

из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой предлагался перечень

проблем, изучаемых политологией:

1. Политическая история

2. Политические институты

3. Партии, группы и общественное мнение

4. Международные отношения.

Не смотря на это, разногласия и споры продолжились. Эта проблема во многом

также объяснима, стремлением разделить политологию на две самостоятельные

дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее в большинстве случаев

под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми

сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому

пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является

учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере

политического и т.д.

Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает

в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами,

подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е.

политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного

этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о

«политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической

жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и

функционирования политической власти, политических отношений и политической

деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка

равноправного участника политической жизни.

Политика, политические отношения и политический процесс

Структура, содержание и сущность политики

Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: «Политика -

это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то

внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание

политики, как «области отношений между классами общества, основанных на

господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем

смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу

принципов, во имя личной выгоды.

В современной политической науке нет однозначного определения термина

«политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания,

многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:

1. социологические, характеризующие политику через другие общественные

явления - экономику, право, мораль, культуру;

2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;

3. научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер.

Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки

политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее

носителей.

Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на

власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а

творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования

политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия

противоречий.

Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться

практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между

социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть

политикой.

Характерные черты политики:

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для

предания целенаправленности действий.

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной

целостности.

Политика связана с решением проблем существования и функционирования

государства, как социального института, служащего для всего общества.

Связь с действиями и интересами больших масс людей.

Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы,

а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов

осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает

обращение к механизмам власти.

В богатое и многообразное содержание мира политики входят:

1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.

2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических

институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей

будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на

власть различных сил, групп давления;

3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность

общества;

4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само

взаимодействие субъектов и объектов политики.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее

структурных элементов.

К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое

сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть,

политические отношения.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации,

участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения – отношения распределения и использования

государственной власти на основе политических интересов, а также целей,

установок, ценностных ориентаций.

Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на

основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс.

Иногда его отождествляют с политикой.

Социальная структура и социальная политика Взаимосвязь и

взаимообусловленность

Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические

особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной

структуры и отлаженной социальной политики государства.

Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые

вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее

развития – лежит общественное разделение труда, в результате которого

общество делится на социальные группы, классы, сословия и т.д. Они не

однородны по составу и делятся на отдельные группы (например рабочий класс,

интеллигенция). Выделение больших и малых социальных групп происходит

объективно, независимо от воли людей, в ходе их сознательной деятельности.

Социальные группы – динамически взаимосвязаны. Это проявляется в единстве

людей по поводу удовлетворения их потребностей.

В зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических

отношений исторически сложились 4 типа социальных структур:

1. Рабовладельческая структура (существует 2 основных класса: рабов и

рабовладельцев).

2. Феодальная структура (взаимодействуют класс феодалов и класс крестьян

+ сословия и различные группы интеллигенции)

3. Капиталистическая структура (взаимодействуют буржуазия и рабочие.

Предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) +

монополисты, банкиры, промышленники)

4. Социалистическая структура – рабочий класс является основным.

Социальная структура общества – это явление динамическое. Основными

тенденциями ее развития сегодня являются: появление новых социальных групп

и слоев, интеграция в мировые процессы, усиление внутриклассовой

дифференциации и мобильности.

Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в

регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается

целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других

общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики

государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его

социальной системы.

Цели социальной политики:

. Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны

. Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению

определенного уровня равновесия в обществе

. Повышение благосостояния и культуры

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления

государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами,

поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы,

репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом;

перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной

структуры общества. Анализируя социальную политику можно сделать выводы о

состоянии и уровне развития социальной структуры и наоборот. Эти понятия

неотделимы и взаимообуславливают друг друга.

Содержание мира политики

Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной жизни

2. Как один из видов активности социальных субъектов

3. Как определенный тип социальных отношений.

В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней

закрепляются функции согласования общественных и частных интересов,

осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление

общественными делами и регулирование людьми.

В 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их

осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов.

В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как

отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных

отношений и социальных взаимодействий.

В богатый и многообразный мир политики входит (сема1): наука в такой мере,

в какой политика слита со знаниями, идеями; установки, интересы, цели

различных социальных групп и политических институтов; Практическая

деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов;

Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп

давления; регулирование и согласование интересов групп, классов -

обеспечивающее целостность общества; отношение социальных субъектов по

поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов

политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение политики уже само по себе представляет собой политический

акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех

форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и

динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и

политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать

как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные,

неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные

величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы.

Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления,

господства и сотрудничества, формирования власти и политического

неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". - М.,

1997.

2. Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С

//

3. Основы политологии. - М., 1991. Ч. 2. С. 103.

4. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С. 661.

5. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев

К.С. // "Просвещение". - М., 1993.