Функции политологии
Функции политологии
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
Реферат по политологии на тему:
«Функции политологии»
Выполнил: студент группы
ПИЭ-203 Борисов Владимир Юрьевич.
Проверил: старший преподаватель кафедры
социологии и политологии, к.с.н.
Казакбаев Р.Х.
Ишимбай-2003
Содержание
Введение
3
1. Политика как наука и учебная дисциплина
4
2.Методы исследования и функции политологии
5
3. Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы 9
4. Предмет и объект политологии
10
5. Политика, политические отношения и политический процесс
Структура, содержание и сущность политики
12
6. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и
взаимообусловленность
13
7. Содержание мира политики
14
Заключение
16
Список использованной литературы
17
ВВЕДЕНИЕ
Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии
длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более
ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает
политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как
отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального
существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими
людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания
человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни
политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все
люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и
собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев,
деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и
воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные
исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной
трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы
жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической
культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически
взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и
политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе
демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы,
об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана
учить такая увлекательная наука, как политология.
Политика как наука и учебная дисциплина
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере
жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с
государственными политическими организациями общества, политическими
институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить
функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и
государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в
Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие
понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех
пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ.
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был
довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной
дате в той или иной стране можно только условно.
Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве
объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а
предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных
компонентов, тенденций изменения, связи с другими сферами общественной
жизни.
В современной политической науке нет однозначного определения термина
«политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания,
многообразием свойств. Как следствие, политология, выступая в качестве
интегральной науки о «политике» имеет сложную структуру и включает целый
ряд более частных дисциплин:
Политическую философию. Она дает ключ к определению методологии принципов
исследования, представлению о месте политики в системе соц. Отношений,
закладывая тем самым категориальный аппарат политической науки. В
современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные
аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых
функционирует политическая система общества.
Политическую историю. (ИПУ). Она изучает этапы эволюции представлений о
политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные
исторические эпохи.
Политическую теорию. Она рассматривает прежде всего институциональные
аспекты организации власти. Обращается к анализу основных элементов
политической организации общества: государства, партий и т.п.
Политическую социологию, как наиболее разветвленную отрасль политического
знания, занимающуюся изучением конкретных политических процессов и явлений.
Она построена на сборе обобщений и анализе имперических данных, в
современных условиях служащих рациональной базой реальной политики.
Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и его
мотивацию, особенно в массовых формах.
Политическую антропологию, исследующую предпосылки и условия вхождения
людей в сферу политического, стремящеюся установить следы присутствия
человека в политике.
В настоящее время политология как наука занимает важное место среди
обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно
возрастающий поток литературы, множество специальных политических журналов;
во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных политических
ассоциаций (Американская ассоциация полит. наук, Ассоциация полит.
исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д.).
Методы исследования и функции политологии
Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и
развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный,
междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и
средствах политологического исследования. Политология не разрабатывает
собственно специфических методов исследования, а использует для изучения
политической реальности методы различных наук, на которых она базируется.
Так политическая философия опирается на философскую методологию постижения
реальности, существо которой представляет умозрительная рефлексия с ярко
выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций
определенного социального идеала.
Широко используется в политологии исторический метод — изучение
политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с
прошлым.
Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-
функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как
функциональная система, которая специализируется на такой функциональной
проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы —
устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных
элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства,
поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет
устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия
политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой
политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы,
Церковь.
Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей
политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные
особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной
методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на
предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления
политического поведения, поскольку в политической жизни, политической
системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод
предполагает сопоставление однотипных политических явлений:
государственного устройства, политических партий, электоральных систем и
т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования,
способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.
Политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных
рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву
реальной жизни. А исследование этой жизни требует использования
эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических
материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих
методов позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное измерение
выраженности политических явлений, а следовательно, появляется возможность
использования математических методов и компьютерной техники. Политология
задействует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического
исследования
Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат
является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение
определенных документов (конституций, законодательств, партийных
программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах
информации политических лидеров). Иначе говоря, контент-анализ в
политологии — это количественный анализ любого рода политической
информации. В современных условиях применение этого метода связано с
широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода —
в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом
явлении на основе объективной информации.
К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сводящий множество
эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием
позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные
проявления того или иного политического явления.
Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь в том случае, если
для решения проблемы достаточно фактографической информации. В тех случаях,
когда задача перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть к
таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос. Под наблюдением
понимают метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в
преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном
восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов:
невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты
отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие
наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д.
Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав
или руководство партии, движения и т.д.
Одним из самых распространенных методов сбора политической информации
является опрос. Опрос — это устное или письменное обращение исследователя к
определенной совокупности людей — респондентов с вопросом, содержание
которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся
для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.
Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука,
политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и
поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на
удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии
определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.
Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является
познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех
уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных
областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы
политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические
изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических
явлений, так и
непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке
богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях
общественной жизни.
С познавательной функцией тесно связана функция рационализации
общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование
сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих
процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д.
Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный
сознанию индивида характер.
В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие
перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там,
где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и
идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы
политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию
этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.
В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной
справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или
иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически
ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-
ценностная функция политологии.
Практическая направленность политологии выражается и в том, что она
способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития
политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция
политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о
диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном
историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих
процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного
политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из
альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто
политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в
стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических
лидеров, партий и т.д.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для
разработки государственной политики. На основе политологических
исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых
общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется
социальная, национальная и оборонная политика правительства,
предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.1
Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере
жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие
которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между
людьми.
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был
довольно длительным. Привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в
той или иной стране можно только условно.
Будучи интегральной наукой о «политике», политология включает в себя ряд
более частных дисциплин. Среди них можно выделить:
1. Политическую философию. Она исследует ценностные аспекты властных
отношений.
2. Политическую историю. (ИПУ). Она рассматривает процесс возникновения
политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.
3. Политическую теорию. Она обращается к анализу типов и форм организации
власти. Изучает основные элементы политической системы общества:
государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между
ними.
4. Политическую социологию, занимающуюся исследованием взаимоотношения
между гражданским обществом и государством.
5. Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и
его мотивацию, особенно в массовых формах.
6. Политическую антропологию. Она исследует влияние основополагающих
потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.
7. Политическую географию. Рассматривает влияние климатических,
географических и природных факторов на политическую жизнь.
Раскрытие содержания сложнейшего мира политики становится возможным
благодаря существованию категориального аппарата. Категории политологии -
это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой
самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о
политике в целом. Существуют как общие, так и частные категории
политологии.
Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся:
цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.
Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на
стыке с ней - это категории: политики, политической власти, политических
отношений, политических режимов, правового государства, политической
системы, политической культуры, частной собственности и т.д.
Все отношения в политологии определены теми или иными законами. Законы
политологии - это объективно существующие и необходимые связи между
явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими.
Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления
на 3 группы:
1. группу - составляют законы политэкономии, отражающие отношения между
экономическим базисом и надстройкой
2. группу - образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие
политических явлений, как особых социальных схем.
3. группу законов можно условно назвать политико-психологической, т. к она
характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.
Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы
развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического
явления или процесса, а вторые - его переход от одного качественного
состояния в другое. По способу проявления законы бывают динамические, т.е.
определяющие однозначную связь между явлениями, и статические,
обуславливающие связь с определенной долей вероятности, условности
Предмет и объект политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в
различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все
то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в
качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования
конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например,
общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая
определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае
рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и
состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.
Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее
рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д.
Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он
то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину.
Но вопрос его определения остается еще не решенным.
Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании
предмета политологии.
Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта,
который формировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы
преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО
из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой предлагался перечень
проблем, изучаемых политологией:
1. Политическая история
2. Политические институты
3. Партии, группы и общественное мнение
4. Международные отношения.
Не смотря на это, разногласия и споры продолжились. Эта проблема во многом
также объяснима, стремлением разделить политологию на две самостоятельные
дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее в большинстве случаев
под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми
сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому
пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является
учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере
политического и т.д.
Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает
в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами,
подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е.
политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного
этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о
«политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической
жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и
функционирования политической власти, политических отношений и политической
деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка
равноправного участника политической жизни.
Политика, политические отношения и политический процесс
Структура, содержание и сущность политики
Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: «Политика -
это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то
внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание
политики, как «области отношений между классами общества, основанных на
господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем
смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу
принципов, во имя личной выгоды.
В современной политической науке нет однозначного определения термина
«политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания,
многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:
1. социологические, характеризующие политику через другие общественные
явления - экономику, право, мораль, культуру;
2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;
3. научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер.
Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки
политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее
носителей.
Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на
власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а
творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования
политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия
противоречий.
Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться
практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между
социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть
политикой.
Характерные черты политики:
Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для
предания целенаправленности действий.
Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной
целостности.
Политика связана с решением проблем существования и функционирования
государства, как социального института, служащего для всего общества.
Связь с действиями и интересами больших масс людей.
Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы,
а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов
осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает
обращение к механизмам власти.
В богатое и многообразное содержание мира политики входят:
1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.
2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических
институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей
будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на
власть различных сил, групп давления;
3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность
общества;
4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само
взаимодействие субъектов и объектов политики.
Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее
структурных элементов.
К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое
сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть,
политические отношения.
Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации,
участвующие в процессе реализации государственной власти.
Политические отношения – отношения распределения и использования
государственной власти на основе политических интересов, а также целей,
установок, ценностных ориентаций.
Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на
основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс.
Иногда его отождествляют с политикой.
Социальная структура и социальная политика Взаимосвязь и
взаимообусловленность
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические
особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной
структуры и отлаженной социальной политики государства.
Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые
вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее
развития – лежит общественное разделение труда, в результате которого
общество делится на социальные группы, классы, сословия и т.д. Они не
однородны по составу и делятся на отдельные группы (например рабочий класс,
интеллигенция). Выделение больших и малых социальных групп происходит
объективно, независимо от воли людей, в ходе их сознательной деятельности.
Социальные группы – динамически взаимосвязаны. Это проявляется в единстве
людей по поводу удовлетворения их потребностей.
В зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических
отношений исторически сложились 4 типа социальных структур:
1. Рабовладельческая структура (существует 2 основных класса: рабов и
рабовладельцев).
2. Феодальная структура (взаимодействуют класс феодалов и класс крестьян
+ сословия и различные группы интеллигенции)
3. Капиталистическая структура (взаимодействуют буржуазия и рабочие.
Предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) +
монополисты, банкиры, промышленники)
4. Социалистическая структура – рабочий класс является основным.
Социальная структура общества – это явление динамическое. Основными
тенденциями ее развития сегодня являются: появление новых социальных групп
и слоев, интеграция в мировые процессы, усиление внутриклассовой
дифференциации и мобильности.
Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в
регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается
целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других
общественных организаций на существующую систему общественных отношений.
Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики
государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его
социальной системы.
Цели социальной политики:
. Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
. Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению
определенного уровня равновесия в обществе
. Повышение благосостояния и культуры
Цели социальной политики осуществляются путем предоставления
государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами,
поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы,
репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом;
перераспределением материальных средств и организационных усилий.
Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной
структуры общества. Анализируя социальную политику можно сделать выводы о
состоянии и уровне развития социальной структуры и наоборот. Эти понятия
неотделимы и взаимообуславливают друг друга.
Содержание мира политики
Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:
1. Как сфера общественной жизни
2. Как один из видов активности социальных субъектов
3. Как определенный тип социальных отношений.
В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней
закрепляются функции согласования общественных и частных интересов,
осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление
общественными делами и регулирование людьми.
В 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их
осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов.
В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как
отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных
отношений и социальных взаимодействий.
В богатый и многообразный мир политики входит (сема1): наука в такой мере,
в какой политика слита со знаниями, идеями; установки, интересы, цели
различных социальных групп и политических институтов; Практическая
деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов;
Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп
давления; регулирование и согласование интересов групп, классов -
обеспечивающее целостность общества; отношение социальных субъектов по
поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов
политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение политики уже само по себе представляет собой политический
акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех
форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и
динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и
политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать
как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные,
неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные
величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы.
Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления,
господства и сотрудничества, формирования власти и политического
неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". - М.,
1997.
2. Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С
//
3. Основы политологии. - М., 1991. Ч. 2. С. 103.
4. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С. 661.
5. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев
К.С. // "Просвещение". - М., 1993.